Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.06.2016 ПО ДЕЛУ N А43-33041/2015

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июня 2016 г. по делу N А43-33041/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 21.06.2016.
Полный текст постановления изготовлен 28.06.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Москвичевой Т.В., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рудяк Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис - 1" (ОГРН 1075248000321, ИНН 5248022383) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.03.2016 по делу N А43-33041/2015,
принятое судьей Леоновым А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис - 1" о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 18.11.2015 N 515-12-538/1-15.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис - 1" - Бабанина И.В. по доверенности от 08.06.2016 N 5.
Государственная жилищная инспекция Нижегородской области, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя для участия в судебном заседании не направила.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис - 1", Первый арбитражный апелляционный суд
установил:

следующее.
Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области (далее - Инспекция, административный орган) в период с 22.10.2015 по 13.11.2015 проведена внеплановая документарная проверка установления и начисления обществом с ограниченной ответственностью "Жилсервис - 1" (далее - Общество, ООО "Жилсервис - 1") платы за содержание и ремонт для собственников многоквартирного дома по адресу: Нижегородская область, г. Заволжье, ул. Грунина, д. 11, с целью проверки исполнения Обществом ранее выданного предписания об устранении нарушений лицензионных требований от 15.07.2015.
В ходе проверки выявлено, что ООО "Жилсервис - 1" в нарушение требований пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), с 01.07.2014 начисляло жителям указанного многоквартирного дома размер платы за содержание и ремонт жилого помещения с учетом индекса роста цен на жилищно-коммунальные услуги в отсутствие решения собственников помещений многоквартирного дома по адресу: Нижегородская область, г. Заволжье, ул. Грунина, д. 11, и в отсутствие условия о пересмотре размера платы в договоре управления данным домом.
Выявленные нарушения нашли отражение в акте проверки юридического лица от 13.11.2015 N 515-12-538-15.
По результатам проверки Обществу выдано предписание от 18.11.2015 N 515-12-538/1-15 об устранении выявленных нарушений, согласно которому ООО "Жилсервис - 1" необходимо в том числе в срок до 20.12.2015 выполнить перерасчет платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам многоквартирного дома за период с 01.07.2014 до 01.07.2015.
Не согласившись с выданным предписанием, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 29.03.2016 суд отказал в удовлетворении заявленного требования.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой сослалось на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, в связи с чем просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что денежные средства по статье "содержание и текущий ремонт" не поступают в собственность управляющей компании, а тратятся исключительно на ремонтные работы.
Как отмечает Общество, во избежание сложностей было принято решение перерасчет не выплачивать, а произвести зачет в счет покрытия затрат на проведенные работы по текущему ремонту.
Заявитель жалобы отмечает, что сведения о зачете отражены в отчете управляющей компании.
Представитель ООО "Жилсервис - 1" в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу по доводам, в ней изложенным, и заявил ходатайство о приобщении к материалам дела приложенных к апелляционной жалобе документов: копий актов выполненных работ за период с 01.07.2014 по 01.07.2015, копии отчета управляющей компании за 2015 год и копии плана работ по текущему ремонту в многоквартирном доме на 2016 год.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд отказал в удовлетворении заявленного ходатайства ввиду отсутствия процессуальных оснований. Заявитель апелляционной жалобы не обосновал невозможность представления данных документов в суд первой инстанции.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ходатайствовала о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя административного органа.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении лицензионного контроля.
В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Согласно части 1 статьи 19 Закон N 99-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 настоящей статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В пункте 13 Положения N 1110 указано, что при проведении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 29.11.2013 N 885 (далее - Положение N 885), Инспекция является органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пунктом 3.16.3 Положения N 885 установлено, что Инспекция осуществляет в рамках компетенции лицензионный контроль за соблюдением лицензионных требований.
В силу части 1 статьи 7 Закона N 99-ФЗ должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
С учетом изложенного предписание от 18.11.2015 N 515-12-538/1-15 выдано административным органом в пределах предоставленных ему законодательством полномочий.
В силу части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 названной статьи и статьей 171 названного Кодекса.
При этом плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги (часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период).
Исходя из положений части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 утверждены Правила N 416.
Согласно подпункту "ж" пункта 4 Правил N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается организацией и осуществлением расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Исходя из вышеизложенного, изменение размера платы с учетом индекса роста цен на жилищно-коммунальные услуги возможно лишь после принятия такого решения на общем собрании собственников помещений.
Как установлено судом первой инстанции по материалам дела, 01.01.2008 между Обществом и собственниками помещений в многоквартирном доме N 11 по ул. Грунина г. Заволжье Нижегородской области был заключен договор управления указанным многоквартирным домом, в соответствии с которым ООО "Жилсервис - 1" выступает управляющей компанией, обязанной соблюдать требования Правил N 416.
Между тем заявитель жалобы в нарушение требований действующего законодательства с 01.07.2014 начислял жителям указанного многоквартирного дома плату за содержание и ремонт жилого помещения с учетом индекса роста цен на жилищно-коммунальные услуги в отсутствие решения собственников помещений многоквартирного дома и в отсутствие условия о пересмотре размера платы в договоре управления данным домом.
Следовательно, Общество обязано устранить нарушение, то есть произвести собственникам и нанимателям жилых помещений в названном доме перерасчет платы за содержание и ремонт жилого помещения за период с 01.07.2014 по 01.07.2015.
Между тем доказательств осуществления перерасчета платы Обществом ни административному органу, ни суду не представило.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на отражение в платежных документах цифровых значений в столбце "перерасчеты (всего)" признана судом несостоятельной, поскольку фактически эта сумма не повлияла на итоговую сумму платы, предъявленную собственникам помещений в спорном доме.
Представленный в материалы дела отчет о выполнении ремонтно-строительных работ по состоянию на 01.10.2015 не отражает проведение зачета излишне предъявленной платы в счет выполненных работ по ремонту жилого дома.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает прав Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по государственной пошлине в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на Общество.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.03.2016 по делу N А43-33041/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис - 1" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья
А.М.ГУЩИНА
Судьи
Т.В.МОСКВИЧЕВА
В.Н.УРЛЕКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)