Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 марта 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шварц Н.Г.,
судей Назаровой В.Ю., Цодиковича В.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Филипповой Н.А.,
при участии:
от истца, общества с ограниченной ответственностью "УК-Ижкомцентр"; от ответчиков, общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы", Муниципального образования "город Ижевск" в лице Администрации Муниципального образования "город Ижевск" - не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Муниципального образования "город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "город Ижевск",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 18 декабря 2015 года
по делу N А71-10491/2015,
принятое судьей Мелентьевой А.Р.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "УК-Ижкомцентр" (ОГРН 1111841013811, ИНН 1841022974)
к обществу с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470), Муниципальному образованию "город Ижевск" в лице Администрации Муниципального образования "город Ижевск" (ОГРН 1031800554400, ИНН 1826001137)
об обязании произвести ремонт (замену) транзитного трубопровода горячего водоснабжения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "УК-Ижкомцентр" (далее - ООО "УК-Ижкомцентр", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - ООО "УКС") об обязании произвести ремонт (замену) указанного транзитного трубопровода горячего водоснабжения в зоне эксплуатационной ответственности ООО "УКС" в районе многоквартирных домов N 10, 12, 14 по ул. Ракетная, г. Ижевска.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.10.2015 судом на основании статьи 46 АПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Муниципальное образование "город Ижевск" в лице Администрации Муниципального образования "город Ижевск" (далее - МО "город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18 декабря 2015 года (резолютивная часть от 15.12.2015, судья А.Р.Мелентьева) на Муниципальное образование "город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска возложена обязанность в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести замену транзитного трубопровода горячего водоснабжения, проходящего через многоквартирные дома N 10, N 12 до многоквартирного дома N 14 по ул. Ракетной г. Ижевска. В иске к ООО "УКС" отказано. С МО "город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска за счет казны муниципального образования в пользу ООО "УК-Ижкомцентр" взыскано 6 000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Ответчик, МО "город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. По мнению заявителя, судом не в полном объеме выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Указал, что Постановлением Администрации города Ижевска от 04.06.2014 N 581 спорный транзитный трубопровод передан ООО "УКС" на содержание и обслуживание. Истцом не представлены доказательства, что с момента передачи спорного транзитного трубопровода ООО "УКС" осуществляло надлежащее его содержание и обслуживание. С требованием о замене спорного трубопровода ни истец, ни ООО "УКС" к Администрации города Ижевска не обращались. Факт ненадлежащего состояния трубопровода зафиксирован только лишь в акте от 02.06.2015. Имеющимися в материалах дела доказательствами ненадлежащее исполнение Администрацией города Ижевска возложенных на нее действующим законодательством обязательств не подтверждено. Также истцом не представлены доказательства того, какие его права и законные интересы либо права и законные интересы собственников помещений многоквартирных домов нарушены.
Бюджетные ассигнования из бюджета МО "город Ижевск" на осуществление капитального ремонта объектов коммунальной инфраструктуры выделяются в соответствии с титульными списками, утверждаемыми муниципальными правовыми актами Администрации города Ижевска, принятыми по согласованию с Городской думой города Ижевска. Бюджет МО "город Ижевск" на 2015 год сформирован с объемом расходов, исходя из прогнозируемых доходных источников, направлений бюджетной и налоговой политики и расходных обязательств, закрепленных в соответствии с установленными нормативными правовыми актами муниципального образования.
Администрация города Ижевска, исполняя свои обязательства по организации обеспечения населения города горячим водоснабжением, разместила извещение о закупке "Выполнение работ по замене транзитного участка сетей горячего водоснабжения в подвале МКД N 10 по ул. Ракетная, имеющего признаки бесхозяйного". Таким образом, ответчиком предпринимаются все меры для надлежащего содержания бесхозяйного имущества. В ходе рассмотрения дела установлено, что уполномоченным Администрацией города Ижевска учреждением - МКУ города Ижевска "СТО ЖКХ" проведена указанная выше закупка, что подтверждается актом о приемке выполненных работ от 16.12.2015 N 1.
На основании статьи 268 АПК РФ, приложенные к жалобе копии справки о стоимости выполненных работ и затрат N 1 от 16.12.2015, акта N 1 от 16.12.2015 о приемке выполненных работ по смете N 1/69-5865, не подлежат приобщению к материалам дела, поскольку изготовлены после вынесения оспариваемого решения, законность которого судом апелляционной инстанции проверяется на дату его принятия.
Ответчик, ООО "УКС", представил письменный отзыв, в котором просил оставить решение без изменения. Указал, что бесхозяйные сети переданы ООО "УКС" только на содержание и обслуживание; в установленном для ответчика тарифе учтены затраты на проведение текущего и капитального ремонта и технического перевооружения сетей, переданных в аренду; Администрацией города Ижевска проведен аукцион на осуществление закупки по замене транзитного трубопровода.
Истец, ООО "УК-Ижкомцентр", письменный отзыв на жалобу не представил.
В судебное заседание 22.03.2016 истец и ответчики явку представителей не обеспечили.
Апелляционная жалоба судом рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "УК-Ижкомцентр" является управляющей организацией, предоставляет коммунальные услуги жителям ряда многоквартирных домов, расположенных в г. Ижевске, в том числе, многоквартирных домов N 10, 12, 14 по ул. Ракетная (протоколы общих собраний собственников помещений от 15.01.2012, от 15.01.2012, от 22.03.2012, договоры управления многоквартирными домами - л.д. 10-25).
ООО "УКС" является ресурсоснабжающей организаций в отношении спорных многоквартирных домов, поставляя в жилые дома коммунальный ресурс - горячую воду.
Схема горячего водоснабжения указанных многоквартирных домов, не оспаривается.
В соответствии с актом от 02.06.2015 (л.д. 33), составленным в присутствии ООО "УКС", ООО "УК-Ижкомцентр", МКУ СТО ЖКХ, транзитный трубопровод ГВС, проходящий в МКД N 10, N 12 и между МКД N 10, 12 и МКД N 12, 14 находится в аварийном состоянии и требует замены.
Письмом N исх-0743 от 07.05.2015 ООО "УК-Ижкомцентр" обратилось в ООО "УКС" и МКУ города Ижевска "Служба технологического обеспечения ЖКУ" с просьбой о замене трубопровода ГВС, проходящего по подвалу МКД N 10, N 12, N 14 по ул. Ракетной, в связи с его аварийным состоянием.
21.05.2015 ООО "УКС" сообщило об отказе в замене трубопроводов ГВС, указав, что данные трубопроводы переданы ООО "УКС" на обслуживание, обязательства по проведению текущего и капитального ремонта бесхозяйных тепловых сетей на ООО "УКС" не возложена.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения с иском в суд.
Признавая, что обязанность по капитальному ремонту транзитного трубопровода не может быть возложена на ООО "УКС", суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований в отношении ООО "УКС".
Возлагая обязанность по проведению замены транзитного трубопровода горячего водоснабжения на Администрацию города Ижевска, суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности заявленных истцом требований.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции оснований для отмены (изменения) решения суда не установил.
В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 541 ГК РФ предусмотрено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Согласно пунктам 2, 5-7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества многоквартирного дома включаются, в том числе оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Пунктом 8 указанных Правил предусмотрено, что внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2009 N 14801/08, по смыслу данных норм тепловые сети, обеспечивающие не только внутридомовую систему отопления, но и систему за ее пределами, не могут включаться в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается то обстоятельство, что ООО "УКС" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку горячей воды в многоквартирные жилые дома N 10, 12, 14 по ул. Ракетная, которыми управляет истец.
Право собственности отопительной инфраструктуры г. Ижевска принадлежит муниципальному образованию "Город Ижевск".
По договору аренды имущества от 25.12.2008 N 1, заключенному между Администрацией города Ижевска (арендодатель) и ООО "УКС" (арендатор) во временное владение и пользование арендатору для производства и бесперебойной передачи тепловой энергии и горячей воды, эксплуатации и обслуживания отопительной инфраструктуры г. Ижевска передано имущество согласно приложению N 1.
Пунктом 3.4.4 договора установлено, что арендатор обязан поддерживать арендованное имущество в исправном состоянии, проводить текущий и капитальный ремонт и реконструкцию.
Действующим законодательством обязанность по содержанию и обслуживанию транзитных сетей (тепловых сетей, сетей горячего водоснабжения) на жильцов спорного многоквартирного дома не возложена.
Спорный транзитный трубопровод, являясь бесхозяйным объектом, не находится в реестре муниципальной собственности, в аренду ООО "УКС" не передан.
Постановлением Администрации города Ижевска от 24.01.2013 N 37 "Об определении теплосетевых организаций для осуществления содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей на территории города Ижевска" сети отопления и горячего водоснабжения от наружной стены жилого дома N 10 по ул. Ракетная с западной стороны до наружной стены жилого дома N 14 по ул. Ракетная признаны бесхозяйными и переданы на содержание и обслуживание ООО "УКС".
Пункт 2.7.7 Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" при техническом обслуживании следует проводить операции контрольного характера (осмотр, контроль за соблюдением эксплуатационных инструкций, испытания и оценки технического состояния) и некоторые технологические операции восстановительного характера (регулирование и наладку, очистку, смазку, замену вышедших из строя деталей без значительной разборки, устранение мелких дефектов).
Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 13.12.2000 N 285 "Об утверждении типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения" даны понятия, что следует понимать под содержанием, обслуживанием и ремонтом.
Учитывая изложенное суд первой инстанции правомерно указал, что обязанность по капитальному ремонту спорного трубопровода не может быть возложена на ООО "УКС". Данный вывод суда сторонами в апелляционном порядке не оспорен.
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) на органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Органы местного самоуправления поселения, городского округа, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи горячей воды установленного качества (пункт 4 статьи 24 указанного Закона).
Кроме того, частью 1 статьи 24 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
В случае выявления несоответствия качества подаваемого коммунального ресурса установленным нормативам статьей 24 Закона N 416-ФЗ изложен порядок совместных мероприятий, которые обязаны провести ресурсоснабжающая организация и органы местного самоуправления в целях обеспечения абонентов горячей водой надлежащего качества.
Таким образом, поскольку аварийное состояние инженерных сетей горячего водоснабжения (транзитный трубопровод ГВС, проходящий в МКД N 10, N 12 и между МКД N 10, 12 и МКД N 12, 14 по ул. Ракетная) влечет невозможность получения коммунальных ресурсов надлежащего качества, угрожает целостности многоквартирных домов и их нормальной эксплуатации, ООО "УКС" как ресурсоснабжающая организация не может обеспечить соблюдение требований законодательства и условий договора о надлежащем предоставлении потребителям коммунальных ресурсов, рассматриваемый транзитный участок нуждается в капитальном ремонте, в том числе за счет собственника, соответственно, судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования ООО "УК-Ижкомцентр" об обязании Администрации города Ижевска провести замену спорного транзитного трубопровода горячего водоснабжения.
Кроме того, апелляционный суд полагает, что необходимо иметь ввиду также следующее.
Статья 16 Федерального закона от 06.11.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержит перечень вопросов местного значения городского округа, к которым в частности относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
При этом статья 2 данного Закона указывает на то, что к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.
С учетом данной нормы передача сетей горячего водоснабжения в аренду не может означать, что орган местного самоуправления освобождается от обязанности осуществления контроля за их состоянием, иное означает освобождение муниципального образования от обязанности по обеспечению жизнедеятельности населения, что противоречит цели создания органов местного самоуправления.
При этом, из материалов дела следует, что Администрация города Ижевска информировалась о ненадлежащем состоянии указанного транзитного трубопровода и, тем не менее, своевременно не принимала достаточных мер по замене аварийного транзитного трубопровода.
Таким образом, Администрация города Ижевска не вправе самоустраняться от содержания данного трубопровода, ненадлежащее состояние которого создает неблагоприятные условия проживания для жителей многоквартирных домов, а также создает угрозу невозможности предоставления гражданам коммунальной услуги горячего водоснабжения.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, направлены на переоценку правильно установленных фактических обстоятельств по делу, при этом судом первой инстанции исследованы все представленные доказательства, им дана надлежащая правовая оценка.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18 декабря 2015 года является законным и обоснованным. Выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Заявитель в силу ст. 337.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, поэтому государственная пошлина по иску не взыскивается с него в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18 декабря 2015 года по делу N А71-10491/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Н.Г.ШВАРЦ
Судьи
В.Ю.НАЗАРОВА
В.М.ЦОДИКОВИЧ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.03.2016 N 17АП-1923/2016-ГК ПО ДЕЛУ N А71-10491/2015
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2016 г. N 17АП-1923/2016-ГК
Дело N А71-10491/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 марта 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шварц Н.Г.,
судей Назаровой В.Ю., Цодиковича В.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Филипповой Н.А.,
при участии:
от истца, общества с ограниченной ответственностью "УК-Ижкомцентр"; от ответчиков, общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы", Муниципального образования "город Ижевск" в лице Администрации Муниципального образования "город Ижевск" - не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Муниципального образования "город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "город Ижевск",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 18 декабря 2015 года
по делу N А71-10491/2015,
принятое судьей Мелентьевой А.Р.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "УК-Ижкомцентр" (ОГРН 1111841013811, ИНН 1841022974)
к обществу с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470), Муниципальному образованию "город Ижевск" в лице Администрации Муниципального образования "город Ижевск" (ОГРН 1031800554400, ИНН 1826001137)
об обязании произвести ремонт (замену) транзитного трубопровода горячего водоснабжения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "УК-Ижкомцентр" (далее - ООО "УК-Ижкомцентр", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - ООО "УКС") об обязании произвести ремонт (замену) указанного транзитного трубопровода горячего водоснабжения в зоне эксплуатационной ответственности ООО "УКС" в районе многоквартирных домов N 10, 12, 14 по ул. Ракетная, г. Ижевска.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.10.2015 судом на основании статьи 46 АПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Муниципальное образование "город Ижевск" в лице Администрации Муниципального образования "город Ижевск" (далее - МО "город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18 декабря 2015 года (резолютивная часть от 15.12.2015, судья А.Р.Мелентьева) на Муниципальное образование "город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска возложена обязанность в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести замену транзитного трубопровода горячего водоснабжения, проходящего через многоквартирные дома N 10, N 12 до многоквартирного дома N 14 по ул. Ракетной г. Ижевска. В иске к ООО "УКС" отказано. С МО "город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска за счет казны муниципального образования в пользу ООО "УК-Ижкомцентр" взыскано 6 000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Ответчик, МО "город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. По мнению заявителя, судом не в полном объеме выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Указал, что Постановлением Администрации города Ижевска от 04.06.2014 N 581 спорный транзитный трубопровод передан ООО "УКС" на содержание и обслуживание. Истцом не представлены доказательства, что с момента передачи спорного транзитного трубопровода ООО "УКС" осуществляло надлежащее его содержание и обслуживание. С требованием о замене спорного трубопровода ни истец, ни ООО "УКС" к Администрации города Ижевска не обращались. Факт ненадлежащего состояния трубопровода зафиксирован только лишь в акте от 02.06.2015. Имеющимися в материалах дела доказательствами ненадлежащее исполнение Администрацией города Ижевска возложенных на нее действующим законодательством обязательств не подтверждено. Также истцом не представлены доказательства того, какие его права и законные интересы либо права и законные интересы собственников помещений многоквартирных домов нарушены.
Бюджетные ассигнования из бюджета МО "город Ижевск" на осуществление капитального ремонта объектов коммунальной инфраструктуры выделяются в соответствии с титульными списками, утверждаемыми муниципальными правовыми актами Администрации города Ижевска, принятыми по согласованию с Городской думой города Ижевска. Бюджет МО "город Ижевск" на 2015 год сформирован с объемом расходов, исходя из прогнозируемых доходных источников, направлений бюджетной и налоговой политики и расходных обязательств, закрепленных в соответствии с установленными нормативными правовыми актами муниципального образования.
Администрация города Ижевска, исполняя свои обязательства по организации обеспечения населения города горячим водоснабжением, разместила извещение о закупке "Выполнение работ по замене транзитного участка сетей горячего водоснабжения в подвале МКД N 10 по ул. Ракетная, имеющего признаки бесхозяйного". Таким образом, ответчиком предпринимаются все меры для надлежащего содержания бесхозяйного имущества. В ходе рассмотрения дела установлено, что уполномоченным Администрацией города Ижевска учреждением - МКУ города Ижевска "СТО ЖКХ" проведена указанная выше закупка, что подтверждается актом о приемке выполненных работ от 16.12.2015 N 1.
На основании статьи 268 АПК РФ, приложенные к жалобе копии справки о стоимости выполненных работ и затрат N 1 от 16.12.2015, акта N 1 от 16.12.2015 о приемке выполненных работ по смете N 1/69-5865, не подлежат приобщению к материалам дела, поскольку изготовлены после вынесения оспариваемого решения, законность которого судом апелляционной инстанции проверяется на дату его принятия.
Ответчик, ООО "УКС", представил письменный отзыв, в котором просил оставить решение без изменения. Указал, что бесхозяйные сети переданы ООО "УКС" только на содержание и обслуживание; в установленном для ответчика тарифе учтены затраты на проведение текущего и капитального ремонта и технического перевооружения сетей, переданных в аренду; Администрацией города Ижевска проведен аукцион на осуществление закупки по замене транзитного трубопровода.
Истец, ООО "УК-Ижкомцентр", письменный отзыв на жалобу не представил.
В судебное заседание 22.03.2016 истец и ответчики явку представителей не обеспечили.
Апелляционная жалоба судом рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "УК-Ижкомцентр" является управляющей организацией, предоставляет коммунальные услуги жителям ряда многоквартирных домов, расположенных в г. Ижевске, в том числе, многоквартирных домов N 10, 12, 14 по ул. Ракетная (протоколы общих собраний собственников помещений от 15.01.2012, от 15.01.2012, от 22.03.2012, договоры управления многоквартирными домами - л.д. 10-25).
ООО "УКС" является ресурсоснабжающей организаций в отношении спорных многоквартирных домов, поставляя в жилые дома коммунальный ресурс - горячую воду.
Схема горячего водоснабжения указанных многоквартирных домов, не оспаривается.
В соответствии с актом от 02.06.2015 (л.д. 33), составленным в присутствии ООО "УКС", ООО "УК-Ижкомцентр", МКУ СТО ЖКХ, транзитный трубопровод ГВС, проходящий в МКД N 10, N 12 и между МКД N 10, 12 и МКД N 12, 14 находится в аварийном состоянии и требует замены.
Письмом N исх-0743 от 07.05.2015 ООО "УК-Ижкомцентр" обратилось в ООО "УКС" и МКУ города Ижевска "Служба технологического обеспечения ЖКУ" с просьбой о замене трубопровода ГВС, проходящего по подвалу МКД N 10, N 12, N 14 по ул. Ракетной, в связи с его аварийным состоянием.
21.05.2015 ООО "УКС" сообщило об отказе в замене трубопроводов ГВС, указав, что данные трубопроводы переданы ООО "УКС" на обслуживание, обязательства по проведению текущего и капитального ремонта бесхозяйных тепловых сетей на ООО "УКС" не возложена.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения с иском в суд.
Признавая, что обязанность по капитальному ремонту транзитного трубопровода не может быть возложена на ООО "УКС", суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований в отношении ООО "УКС".
Возлагая обязанность по проведению замены транзитного трубопровода горячего водоснабжения на Администрацию города Ижевска, суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности заявленных истцом требований.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции оснований для отмены (изменения) решения суда не установил.
В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 541 ГК РФ предусмотрено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Согласно пунктам 2, 5-7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества многоквартирного дома включаются, в том числе оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Пунктом 8 указанных Правил предусмотрено, что внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2009 N 14801/08, по смыслу данных норм тепловые сети, обеспечивающие не только внутридомовую систему отопления, но и систему за ее пределами, не могут включаться в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается то обстоятельство, что ООО "УКС" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку горячей воды в многоквартирные жилые дома N 10, 12, 14 по ул. Ракетная, которыми управляет истец.
Право собственности отопительной инфраструктуры г. Ижевска принадлежит муниципальному образованию "Город Ижевск".
По договору аренды имущества от 25.12.2008 N 1, заключенному между Администрацией города Ижевска (арендодатель) и ООО "УКС" (арендатор) во временное владение и пользование арендатору для производства и бесперебойной передачи тепловой энергии и горячей воды, эксплуатации и обслуживания отопительной инфраструктуры г. Ижевска передано имущество согласно приложению N 1.
Пунктом 3.4.4 договора установлено, что арендатор обязан поддерживать арендованное имущество в исправном состоянии, проводить текущий и капитальный ремонт и реконструкцию.
Действующим законодательством обязанность по содержанию и обслуживанию транзитных сетей (тепловых сетей, сетей горячего водоснабжения) на жильцов спорного многоквартирного дома не возложена.
Спорный транзитный трубопровод, являясь бесхозяйным объектом, не находится в реестре муниципальной собственности, в аренду ООО "УКС" не передан.
Постановлением Администрации города Ижевска от 24.01.2013 N 37 "Об определении теплосетевых организаций для осуществления содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей на территории города Ижевска" сети отопления и горячего водоснабжения от наружной стены жилого дома N 10 по ул. Ракетная с западной стороны до наружной стены жилого дома N 14 по ул. Ракетная признаны бесхозяйными и переданы на содержание и обслуживание ООО "УКС".
Пункт 2.7.7 Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" при техническом обслуживании следует проводить операции контрольного характера (осмотр, контроль за соблюдением эксплуатационных инструкций, испытания и оценки технического состояния) и некоторые технологические операции восстановительного характера (регулирование и наладку, очистку, смазку, замену вышедших из строя деталей без значительной разборки, устранение мелких дефектов).
Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 13.12.2000 N 285 "Об утверждении типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения" даны понятия, что следует понимать под содержанием, обслуживанием и ремонтом.
Учитывая изложенное суд первой инстанции правомерно указал, что обязанность по капитальному ремонту спорного трубопровода не может быть возложена на ООО "УКС". Данный вывод суда сторонами в апелляционном порядке не оспорен.
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) на органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Органы местного самоуправления поселения, городского округа, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи горячей воды установленного качества (пункт 4 статьи 24 указанного Закона).
Кроме того, частью 1 статьи 24 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
В случае выявления несоответствия качества подаваемого коммунального ресурса установленным нормативам статьей 24 Закона N 416-ФЗ изложен порядок совместных мероприятий, которые обязаны провести ресурсоснабжающая организация и органы местного самоуправления в целях обеспечения абонентов горячей водой надлежащего качества.
Таким образом, поскольку аварийное состояние инженерных сетей горячего водоснабжения (транзитный трубопровод ГВС, проходящий в МКД N 10, N 12 и между МКД N 10, 12 и МКД N 12, 14 по ул. Ракетная) влечет невозможность получения коммунальных ресурсов надлежащего качества, угрожает целостности многоквартирных домов и их нормальной эксплуатации, ООО "УКС" как ресурсоснабжающая организация не может обеспечить соблюдение требований законодательства и условий договора о надлежащем предоставлении потребителям коммунальных ресурсов, рассматриваемый транзитный участок нуждается в капитальном ремонте, в том числе за счет собственника, соответственно, судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования ООО "УК-Ижкомцентр" об обязании Администрации города Ижевска провести замену спорного транзитного трубопровода горячего водоснабжения.
Кроме того, апелляционный суд полагает, что необходимо иметь ввиду также следующее.
Статья 16 Федерального закона от 06.11.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержит перечень вопросов местного значения городского округа, к которым в частности относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
При этом статья 2 данного Закона указывает на то, что к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.
С учетом данной нормы передача сетей горячего водоснабжения в аренду не может означать, что орган местного самоуправления освобождается от обязанности осуществления контроля за их состоянием, иное означает освобождение муниципального образования от обязанности по обеспечению жизнедеятельности населения, что противоречит цели создания органов местного самоуправления.
При этом, из материалов дела следует, что Администрация города Ижевска информировалась о ненадлежащем состоянии указанного транзитного трубопровода и, тем не менее, своевременно не принимала достаточных мер по замене аварийного транзитного трубопровода.
Таким образом, Администрация города Ижевска не вправе самоустраняться от содержания данного трубопровода, ненадлежащее состояние которого создает неблагоприятные условия проживания для жителей многоквартирных домов, а также создает угрозу невозможности предоставления гражданам коммунальной услуги горячего водоснабжения.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, направлены на переоценку правильно установленных фактических обстоятельств по делу, при этом судом первой инстанции исследованы все представленные доказательства, им дана надлежащая правовая оценка.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18 декабря 2015 года является законным и обоснованным. Выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Заявитель в силу ст. 337.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, поэтому государственная пошлина по иску не взыскивается с него в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18 декабря 2015 года по делу N А71-10491/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Н.Г.ШВАРЦ
Судьи
В.Ю.НАЗАРОВА
В.М.ЦОДИКОВИЧ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)