Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2017 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Н.А. Клочковой, Т.Н. Телегиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Крищук Я.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образования городской округ - город Волжский в лице Управления муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 июля 2017 года по делу N А12-8641/2017, (судья И.В. Милованова)
по иску Муниципального унитарного предприятия "Водопроводно-канализационное хозяйство" городского округа - город Волжский Волгоградской области (404130, Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Пушкина, д. 16А; ИНН 3435000932, ОГРН 1023402004240),
к Муниципальному образованию городской округ - город Волжский в лице Управления муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (404130, Волгоградская обл., г. Волжский, проспект им. Ленина, д. 21; ИНН 3435110029, ОГРН 1023402012589),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - общество с ограниченной ответственностью "Первая жилищная компания" (ИНН 3435911981, ОГРН 1123435005539), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищное эксплуатационное управление" (ИНН 3435314167, ОГРН 1143435004954), общество с ограниченной ответственностью "Многофункциональное предприятие жилищного хозяйства" (ИНН 3435116831, ОГРН 1153435000157), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Спутник" (ИНН 3435117088, ОГРН 1153435000432), общество с ограниченной ответственностью "Энерго-Инвест" (ИНН 3435311906, ОГРН 1143435002655), общество с ограниченной ответственностью 2 "Уютный дом" (ИНН 3435303550, ОГРН 1133435001358), общество с ограниченной ответственностью "Умный город" (ИНН 3435128643, ОГРН 1163443084958), общество с ограниченной ответственностью "Лада Дом" (ИНН 3435311173, ОГРН 1143435001951), общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖКХ Алдан" (ИНН 3435301538, ОГРН 1123435006837), общество с ограниченной ответственностью "ЭКСЖИЛКОМ" (ИНН 3459068030, ОГРН 1163443057623),
о взыскании неосновательного обогащения,
без участия: муниципального образования городского округа - город Волжский в лице Управления муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, муниципального унитарного предприятия "Водопроводно-канализационное хозяйство" городского округа - город Волжский Волгоградской области, общества с ограниченной ответственностью "Первая жилищная компания", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищное эксплуатационное управление", общества с ограниченной ответственностью "Многофункциональное предприятие жилищного хозяйства", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Спутник", общества с ограниченной ответственностью "Энерго-Инвест", общества с ограниченной ответственностью 2 "Уютный дом", общества с ограниченной ответственностью "Лада Дом", общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖКХ Алдан", общества с ограниченной ответственностью "ЭКСЖИЛКОМ" (почтовые уведомления N 741866, 741897, 741903, 741880, 741972, 741958, 741941, 741873, 741927, 741965, 741934, 741910 приобщены к материалам дела),
Муниципальное унитарное предприятие "Водопроводно-канализационное хозяйство" городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - МУП "Водоканал", истец) обратилось в суд с исковым заявлением к муниципальному образованию городской округ - город Волжский в лице Управления муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о взыскании расходов по установке общедомовых (коллективных) приборов учета в сумме 234 480,08 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26 июля 2017 года по делу N А12-8641/2017 с муниципального образования городской округ-город Волжский Волгоградской области в лице Управления муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области за счет средств казны муниципального образования в пользу МУП "Водопроводно-канализационное хозяйство" городского округа - город Волжский Волгоградской области взысканы денежные средства в сумме 234 480,08 руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 7689,60 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, Управление муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
От Муниципального унитарного предприятия "Водопроводно-канализационное хозяйство" городского округа - город Волжский Волгоградской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в приобщении которого к материалам дела отказано.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей муниципального образования городского округа - город Волжский в лице Управления муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, муниципального унитарного предприятия "Водопроводно-канализационное хозяйство" городского округа - город Волжский Волгоградской области, общества с ограниченной ответственностью "Первая жилищная компания", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищное эксплуатационное управление", общества с ограниченной ответственностью "Многофункциональное предприятие жилищного хозяйства", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Спутник", общества с ограниченной ответственностью "Энерго-Инвест", общества с ограниченной ответственностью 2 "Уютный дом", общества с ограниченной ответственностью "Лада Дом", общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖКХ Алдан", общества с ограниченной ответственностью "ЭКСЖИЛКОМ", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
В 2013 и 2014 годах МУП "Водоканал" произведено оснащение общедомовым прибором учета холодной воды в многоквартирных домах, расположенных в г. Волжском Волгоградской области по адресам: ул. 40 лет Победы, 86, 87; ул. 87-я Гвардейская, 37, 77, 63, 39; ул. Александрова, 13; ул. Горького, 25,30; ул. Дружбы, 139, 91, 1, 16, 113, 92, 79, 16, 32, 2; ул. Зорге, 14; ул. Карбышева, 5а, 25, 143, 129, 46, 48, 53, 44, 145, 59; ул. Кирова, 11; ул. Коммунистическая, 44; ул. Комсомольская, 14,15; ул. Королева, 3, 3а; ул. Ленина, 131, 22, 75, 135, 23, 67, 95, 97, 239, 59а, 97, 371, 40, 59а, 51, 71, 33; ул. К. Маркса, 44; ул. Машиностроителей, 1/1; ул. Мира, 102, 113, 104, 36а, 27, 33, 17, 75, 111, 108, 54, 9, 140, 26, 113, 22, 75; ул. Московская, 16; ул. Набережная, 77, 65; ул. Нариманова, 4, 19, 6, 15а; ул. К. Нечаевой, 1; ул. Оломоуцкая, 80, 19б, 8, 32, 68, 33, 41; ул. Пионерская, 28,24,16; б. Профсоюзов, 2,16; ул. Пушкина, 92,17; ул. Советская, 34, 15, 57, 24, 12, 85; ул. Ташкентская, 5; пл. Труда, 19; ул. Фонтанная, 5,6; ул. Химиков, 2, 1, 18, 4, 1а; ул. Циолковского, 13; ул. Чайковского, 15; ул. Энгельса, 10,7б, 16, 53, 27, 6, 22.
Для установки общедомовых приборов учета, в том числе и в многоквартирных домах по указанным выше адресам, МУП "Водоканал" заключило с обществом с ограниченной ответственностью "Югпромспецмонтаж" договор подряда N 1535 от 16.01.2013.
В соответствии с указанным договором ООО "Югпромспецмонтаж" установило по вышеуказанным адресам узлы учета холодной воды с прибором учета типа ВСХд, общая стоимость приборов учета и работ по их установке составила 234 480,08 руб. Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела актами о приемке выполненных работ.
Указанные приборы учета допущены в эксплуатацию, что подтверждается актами ввода в эксплуатацию узлов учета холодного водоснабжения.
В соответствии с письмом управления муниципальным имуществом N 18/10237 от 04.05.2016 в указанных выше многоквартирных домах имеются помещения, находящиеся в муниципальной собственности города Волжского.
Управление муниципального имущества администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области является органом, осуществляющим от имени муниципального образования права собственника в отношении муниципального имущества, расположенного в многоквартирных домах, где МУП "Водоканал" осуществил установку общедомовых приборов учета и у ответчика возникает обязанность по несению расходов по оплате оказанных истцом услуг по установке указанных приборов учета.
Отсутствие действий ответчика по оплате оказанных услуг явилось основанием для обращения истца с соответствующим иском в суд о взыскании денежных средств в сумме 234 480,08 руб.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности размера задолженности.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда по доводам апелляционной жалобы в силу следующего.
Часть 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает правило обязательного учета производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов. Такой учет производится с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Приведенная норма распространяет свое действие на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ предусмотрена обязанность собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного закона, до 01.07.2012 обеспечить оснащение многоквартирных домов приборами учета используемой воды, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Многоквартирные дома также подлежали оборудованию коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой воды и индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой воды.
Согласно части 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ с 01.07.2010 организации, осуществляющие снабжение водой или ее передачу, и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны устанавливать, заменять и осуществлять эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Также названные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Организации указанной категории обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения, и которые в нарушение требований закона не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок (часть 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ).
Поскольку собственники помещений в перечисленных выше многоквартирных жилых домах в установленный Законом N 261-ФЗ срок (до 01.07.2012) не исполнили возложенную на них обязанность и не произвели установку общедомовых приборов учета холодной воды, обязанность оборудовать дома приборами учета в срок до 01.01.2013 перешла к истцу по закону.
Представленными истцом доказательствами подтверждается факт установки общедомовых приборов учета холодной воды в спорных многоквартирных домах. Это обстоятельство не опровергнуто допустимыми доказательствами и не оспаривается ответчиком.
Как предусмотрено Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 01.01.2013 не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором данного пункта (пункт 38.1 Правил).
При этом, счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ установку коллективного (общедомового) прибора учета.
Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется на основании его доли в праве общей собственности на общее имущество.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
При этом, в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, приобретает обязанность оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания такого возмещения (часть 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ).
При этом плата за содержание и ремонт жилого помещения содержит плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
В соответствии с положениями пунктом 1 части 1 статьи 2 Федерального закона "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" N 185-ФЗ от 21.07.2007 (далее - Закон N 185-ФЗ) под капитальным ремонтом многоквартирного дома понимается проведение и (или) оказание предусмотренных настоящим законом работ и (или) услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
При этом часть 3 статьи 15 Закона N 185-ФЗ прямо относит к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа).
Принимая во внимание смысл приведенных норм действующего жилищного законодательства, суд приходит к выводу о том, что расходы на установку общедомовых приборов учета холодной воды представляют собой расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Указанные расходы несет именно собственник помещения многоквартирного дома.
Поскольку из материалов дела следует и ответчиком по существу не оспорено, что в многоквартирных домах, расположенных по указанным выше адресам имеются помещения, находящиеся в муниципальной собственности, ответчик обязан оплатить МУП "Водоканал" понесенные им расходы на установку таких приборов учета.
Расчет истцом произведен исходя из площади находящихся в муниципальной собственности жилых помещений, расположенных по вышеуказанным адреса по формуле: Si / Sобщ * Qруб, где Si - площадь помещения, Sобщ - общая площадь жилых и нежилых помещений, Qруб - расходы на установку общедомового прибора учета.
Расчет задолженности проверен судом первой инстанции и обоснованно признан верным.
Довод заявителя апелляционной жалобы о нарушении истцом пункта 2.3. порядка оплаты расходов на установку общедомовых приборов учета энергетических ресурсов в многоквартирных домах, процедуры проведения торгов и выбора подрядной организации отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку при выполнении обязанности по установке ОДПУ силами ресурсоснабжающей организации закон не предусматривает согласование поставщика прибора учета и его стоимость с нарушившими свою обязанность по установке приборов учета собственниками помещений.
Кроме того, постановление Администрации городского округа-город волжский Волгоградской области от 10.08.2015 N 5576 устанавливает порядок оплаты расходов на установку общедомовых приборов учета энергетических ресурсов в многоквартирных домах в части помещений, находящихся в муниципальной собственности городского округа город Волжский Волгоградской области.
Указанным порядком предписано: Комитету по управлению муниципальным имущество администрации городского округа-город волжский Волгоградской области организовать работу по оплате расходов организаций, связанных с установкой приборов учета используемой воды, тепловой энергии и электрической энергии.
В процессе исполнения указанного постановления МУП "Водоканал" направило все предусмотренные подарок документы, которые были согласованы с ответчиком.
Также необоснованным является довод апеллянта о том, что собственником имущества и надлежащим ответчиком по делу является Управление финансов администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области, поскольку в соответствии с положением об управлении муниципальным имуществом администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области, утвержденного постановлением администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области от 18.11.2014 N 8306 именно управление муниципальным имуществом является главным распорядителем бюджетных средств согласно доведенным финансовым органом городского округа бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения первой инстанции судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 июля 2017 года по делу N А12-8641/2017 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба Муниципального образования городской округ - город Волжский в лице Управления муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области - без удовлетворения.
Поскольку Муниципальное образование городской округ - город Волжский в лице Управления муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области в соответствии со статьей 333.35 НК РФ освобождено от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 июля 2017 года по делу N А12-8641/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.10.2017 N 12АП-10480/2017 ПО ДЕЛУ N А12-8641/2017
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 октября 2017 г. по делу N А12-8641/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2017 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Н.А. Клочковой, Т.Н. Телегиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Крищук Я.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образования городской округ - город Волжский в лице Управления муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 июля 2017 года по делу N А12-8641/2017, (судья И.В. Милованова)
по иску Муниципального унитарного предприятия "Водопроводно-канализационное хозяйство" городского округа - город Волжский Волгоградской области (404130, Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Пушкина, д. 16А; ИНН 3435000932, ОГРН 1023402004240),
к Муниципальному образованию городской округ - город Волжский в лице Управления муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (404130, Волгоградская обл., г. Волжский, проспект им. Ленина, д. 21; ИНН 3435110029, ОГРН 1023402012589),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - общество с ограниченной ответственностью "Первая жилищная компания" (ИНН 3435911981, ОГРН 1123435005539), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищное эксплуатационное управление" (ИНН 3435314167, ОГРН 1143435004954), общество с ограниченной ответственностью "Многофункциональное предприятие жилищного хозяйства" (ИНН 3435116831, ОГРН 1153435000157), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Спутник" (ИНН 3435117088, ОГРН 1153435000432), общество с ограниченной ответственностью "Энерго-Инвест" (ИНН 3435311906, ОГРН 1143435002655), общество с ограниченной ответственностью 2 "Уютный дом" (ИНН 3435303550, ОГРН 1133435001358), общество с ограниченной ответственностью "Умный город" (ИНН 3435128643, ОГРН 1163443084958), общество с ограниченной ответственностью "Лада Дом" (ИНН 3435311173, ОГРН 1143435001951), общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖКХ Алдан" (ИНН 3435301538, ОГРН 1123435006837), общество с ограниченной ответственностью "ЭКСЖИЛКОМ" (ИНН 3459068030, ОГРН 1163443057623),
о взыскании неосновательного обогащения,
без участия: муниципального образования городского округа - город Волжский в лице Управления муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, муниципального унитарного предприятия "Водопроводно-канализационное хозяйство" городского округа - город Волжский Волгоградской области, общества с ограниченной ответственностью "Первая жилищная компания", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищное эксплуатационное управление", общества с ограниченной ответственностью "Многофункциональное предприятие жилищного хозяйства", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Спутник", общества с ограниченной ответственностью "Энерго-Инвест", общества с ограниченной ответственностью 2 "Уютный дом", общества с ограниченной ответственностью "Лада Дом", общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖКХ Алдан", общества с ограниченной ответственностью "ЭКСЖИЛКОМ" (почтовые уведомления N 741866, 741897, 741903, 741880, 741972, 741958, 741941, 741873, 741927, 741965, 741934, 741910 приобщены к материалам дела),
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Водопроводно-канализационное хозяйство" городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - МУП "Водоканал", истец) обратилось в суд с исковым заявлением к муниципальному образованию городской округ - город Волжский в лице Управления муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о взыскании расходов по установке общедомовых (коллективных) приборов учета в сумме 234 480,08 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26 июля 2017 года по делу N А12-8641/2017 с муниципального образования городской округ-город Волжский Волгоградской области в лице Управления муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области за счет средств казны муниципального образования в пользу МУП "Водопроводно-канализационное хозяйство" городского округа - город Волжский Волгоградской области взысканы денежные средства в сумме 234 480,08 руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 7689,60 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, Управление муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
От Муниципального унитарного предприятия "Водопроводно-канализационное хозяйство" городского округа - город Волжский Волгоградской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в приобщении которого к материалам дела отказано.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей муниципального образования городского округа - город Волжский в лице Управления муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, муниципального унитарного предприятия "Водопроводно-канализационное хозяйство" городского округа - город Волжский Волгоградской области, общества с ограниченной ответственностью "Первая жилищная компания", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищное эксплуатационное управление", общества с ограниченной ответственностью "Многофункциональное предприятие жилищного хозяйства", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Спутник", общества с ограниченной ответственностью "Энерго-Инвест", общества с ограниченной ответственностью 2 "Уютный дом", общества с ограниченной ответственностью "Лада Дом", общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖКХ Алдан", общества с ограниченной ответственностью "ЭКСЖИЛКОМ", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
В 2013 и 2014 годах МУП "Водоканал" произведено оснащение общедомовым прибором учета холодной воды в многоквартирных домах, расположенных в г. Волжском Волгоградской области по адресам: ул. 40 лет Победы, 86, 87; ул. 87-я Гвардейская, 37, 77, 63, 39; ул. Александрова, 13; ул. Горького, 25,30; ул. Дружбы, 139, 91, 1, 16, 113, 92, 79, 16, 32, 2; ул. Зорге, 14; ул. Карбышева, 5а, 25, 143, 129, 46, 48, 53, 44, 145, 59; ул. Кирова, 11; ул. Коммунистическая, 44; ул. Комсомольская, 14,15; ул. Королева, 3, 3а; ул. Ленина, 131, 22, 75, 135, 23, 67, 95, 97, 239, 59а, 97, 371, 40, 59а, 51, 71, 33; ул. К. Маркса, 44; ул. Машиностроителей, 1/1; ул. Мира, 102, 113, 104, 36а, 27, 33, 17, 75, 111, 108, 54, 9, 140, 26, 113, 22, 75; ул. Московская, 16; ул. Набережная, 77, 65; ул. Нариманова, 4, 19, 6, 15а; ул. К. Нечаевой, 1; ул. Оломоуцкая, 80, 19б, 8, 32, 68, 33, 41; ул. Пионерская, 28,24,16; б. Профсоюзов, 2,16; ул. Пушкина, 92,17; ул. Советская, 34, 15, 57, 24, 12, 85; ул. Ташкентская, 5; пл. Труда, 19; ул. Фонтанная, 5,6; ул. Химиков, 2, 1, 18, 4, 1а; ул. Циолковского, 13; ул. Чайковского, 15; ул. Энгельса, 10,7б, 16, 53, 27, 6, 22.
Для установки общедомовых приборов учета, в том числе и в многоквартирных домах по указанным выше адресам, МУП "Водоканал" заключило с обществом с ограниченной ответственностью "Югпромспецмонтаж" договор подряда N 1535 от 16.01.2013.
В соответствии с указанным договором ООО "Югпромспецмонтаж" установило по вышеуказанным адресам узлы учета холодной воды с прибором учета типа ВСХд, общая стоимость приборов учета и работ по их установке составила 234 480,08 руб. Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела актами о приемке выполненных работ.
Указанные приборы учета допущены в эксплуатацию, что подтверждается актами ввода в эксплуатацию узлов учета холодного водоснабжения.
В соответствии с письмом управления муниципальным имуществом N 18/10237 от 04.05.2016 в указанных выше многоквартирных домах имеются помещения, находящиеся в муниципальной собственности города Волжского.
Управление муниципального имущества администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области является органом, осуществляющим от имени муниципального образования права собственника в отношении муниципального имущества, расположенного в многоквартирных домах, где МУП "Водоканал" осуществил установку общедомовых приборов учета и у ответчика возникает обязанность по несению расходов по оплате оказанных истцом услуг по установке указанных приборов учета.
Отсутствие действий ответчика по оплате оказанных услуг явилось основанием для обращения истца с соответствующим иском в суд о взыскании денежных средств в сумме 234 480,08 руб.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности размера задолженности.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда по доводам апелляционной жалобы в силу следующего.
Часть 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает правило обязательного учета производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов. Такой учет производится с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Приведенная норма распространяет свое действие на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ предусмотрена обязанность собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного закона, до 01.07.2012 обеспечить оснащение многоквартирных домов приборами учета используемой воды, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Многоквартирные дома также подлежали оборудованию коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой воды и индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой воды.
Согласно части 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ с 01.07.2010 организации, осуществляющие снабжение водой или ее передачу, и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны устанавливать, заменять и осуществлять эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Также названные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Организации указанной категории обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения, и которые в нарушение требований закона не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок (часть 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ).
Поскольку собственники помещений в перечисленных выше многоквартирных жилых домах в установленный Законом N 261-ФЗ срок (до 01.07.2012) не исполнили возложенную на них обязанность и не произвели установку общедомовых приборов учета холодной воды, обязанность оборудовать дома приборами учета в срок до 01.01.2013 перешла к истцу по закону.
Представленными истцом доказательствами подтверждается факт установки общедомовых приборов учета холодной воды в спорных многоквартирных домах. Это обстоятельство не опровергнуто допустимыми доказательствами и не оспаривается ответчиком.
Как предусмотрено Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 01.01.2013 не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором данного пункта (пункт 38.1 Правил).
При этом, счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ установку коллективного (общедомового) прибора учета.
Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется на основании его доли в праве общей собственности на общее имущество.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
При этом, в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, приобретает обязанность оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания такого возмещения (часть 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ).
При этом плата за содержание и ремонт жилого помещения содержит плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
В соответствии с положениями пунктом 1 части 1 статьи 2 Федерального закона "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" N 185-ФЗ от 21.07.2007 (далее - Закон N 185-ФЗ) под капитальным ремонтом многоквартирного дома понимается проведение и (или) оказание предусмотренных настоящим законом работ и (или) услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
При этом часть 3 статьи 15 Закона N 185-ФЗ прямо относит к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа).
Принимая во внимание смысл приведенных норм действующего жилищного законодательства, суд приходит к выводу о том, что расходы на установку общедомовых приборов учета холодной воды представляют собой расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Указанные расходы несет именно собственник помещения многоквартирного дома.
Поскольку из материалов дела следует и ответчиком по существу не оспорено, что в многоквартирных домах, расположенных по указанным выше адресам имеются помещения, находящиеся в муниципальной собственности, ответчик обязан оплатить МУП "Водоканал" понесенные им расходы на установку таких приборов учета.
Расчет истцом произведен исходя из площади находящихся в муниципальной собственности жилых помещений, расположенных по вышеуказанным адреса по формуле: Si / Sобщ * Qруб, где Si - площадь помещения, Sобщ - общая площадь жилых и нежилых помещений, Qруб - расходы на установку общедомового прибора учета.
Расчет задолженности проверен судом первой инстанции и обоснованно признан верным.
Довод заявителя апелляционной жалобы о нарушении истцом пункта 2.3. порядка оплаты расходов на установку общедомовых приборов учета энергетических ресурсов в многоквартирных домах, процедуры проведения торгов и выбора подрядной организации отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку при выполнении обязанности по установке ОДПУ силами ресурсоснабжающей организации закон не предусматривает согласование поставщика прибора учета и его стоимость с нарушившими свою обязанность по установке приборов учета собственниками помещений.
Кроме того, постановление Администрации городского округа-город волжский Волгоградской области от 10.08.2015 N 5576 устанавливает порядок оплаты расходов на установку общедомовых приборов учета энергетических ресурсов в многоквартирных домах в части помещений, находящихся в муниципальной собственности городского округа город Волжский Волгоградской области.
Указанным порядком предписано: Комитету по управлению муниципальным имущество администрации городского округа-город волжский Волгоградской области организовать работу по оплате расходов организаций, связанных с установкой приборов учета используемой воды, тепловой энергии и электрической энергии.
В процессе исполнения указанного постановления МУП "Водоканал" направило все предусмотренные подарок документы, которые были согласованы с ответчиком.
Также необоснованным является довод апеллянта о том, что собственником имущества и надлежащим ответчиком по делу является Управление финансов администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области, поскольку в соответствии с положением об управлении муниципальным имуществом администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области, утвержденного постановлением администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области от 18.11.2014 N 8306 именно управление муниципальным имуществом является главным распорядителем бюджетных средств согласно доведенным финансовым органом городского округа бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения первой инстанции судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 июля 2017 года по делу N А12-8641/2017 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба Муниципального образования городской округ - город Волжский в лице Управления муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области - без удовлетворения.
Поскольку Муниципальное образование городской округ - город Волжский в лице Управления муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области в соответствии со статьей 333.35 НК РФ освобождено от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 июля 2017 года по делу N А12-8641/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА
М.Г.ЦУЦКОВА
Судьи
Н.А.КЛОЧКОВА
Т.Н.ТЕЛЕГИНА
Н.А.КЛОЧКОВА
Т.Н.ТЕЛЕГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)