Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: ТСЖ (исполнитель коммунальных услуг) указало, что не может оказывать собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном доме услуги по отоплению и горячему водоснабжению надлежащего качества по причине несоответствия теплоносителя установленным требованиям ввиду ненадлежащего состояния внутриквартальных тепловых сетей, являющихся муниципальной собственностью.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Тюриной Н.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.12.2016 (судья Волкова М.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017 (председательствующий судья Телегина Т.Н., судьи Лыткина О.В., Цуцкова М.Г.)
по делу N А57-12618/2016
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Радуга-7" (ОГРН 1076400003195, ИНН 6452929575) к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402204950, ИНН 6450049166) об обязании произвести работы, третьи лица: администрация муниципального образования "Город Саратов", публичное акционерное общество "Т Плюс" в лице филиала "Саратовский", Комитет по финансам администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом города Саратова,
установил:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось товарищество собственников жилья "Радуга-7" (далее - истец, ТСЖ "Радуга-7") с иском к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - ответчик, Комитет по ЖКХ) об обязании в целях обеспечения помещений многоквартирного дома N 18 по ул. Волгоградская г. Саратова бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 разработать и согласовать проект реконструкции центрального теплового пункта-3 (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Волгоградская, д. 18) с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами; в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию центрального теплового пункта-3 (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Волгоградская, д. 18); разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта-3 (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Волгоградская, д. 18) до жилого дома N 18 по улице Волгоградская города Саратова с целью прокладки циркуляционных трубопроводов ГВС и восстановления подачи воды горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией в соответствии с представленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами; в соответствии с согласованным проектом провести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта-3 (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Волгоградская, д. 18) до жилого дома N 18 по ул. Волгоградская в г. Саратове, в том числе выполнить прокладку циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения с их теплоизоляцией.
Арбитражный суд Саратовской области решением от 29.12.2016 обязал муниципальное образование "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в целях обеспечения помещений многоквартирного дома N 18 по ул. Волгоградская г. Саратова бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09:
- - разработать и согласовать проект реконструкции центрального теплового пункта-3 (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Волгоградская, дом 18) с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- - в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию центрального теплового пункта-3 (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Волгоградская, дом 18);
- - разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта-3 (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Волгоградская, дом 18) до жилого дома N 18 по ул. Волгоградская г. Саратова с целью прокладки циркуляционных трубопроводов ГВС и восстановления подачи воды горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией в соответствии с представленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- - в соответствии с согласованным проектом провести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта-3 (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Волгоградская, дом 18) до жилого дома N 18 по ул. Волгоградская г. Саратова, в том числе, выполнить прокладку циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения с их теплоизоляцией.
Также суд взыскал с муниципального образования "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу товарищества собственников жилья "Радуга-7" судебные расходы по оплате судебной экспертизы 36 000 руб.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017 решение суда первой инстанции по настоящему делу оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Истец представил отзыв на кассационную жалобу, просит оставить ее без удовлетворения, принятые по делу судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили.
Согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов, на основании статьи 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела 02.07.2007 Межрайонной инспекцией ФНС РФ N 12 по Саратовской области за основным государственным регистрационным номером 1076400003195 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании некоммерческой организации ТСЖ "Радуга-7".
Согласно пункту 1.1 устава ТСЖ "Радуга-7" товарищество создано решением общего собрания собственников жилых помещений для совместного управления общим имуществом в многоквартирном жилом доме N 18 по ул. Волгоградская (протокол от 31.03.2007 N 1).
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома N 18 по ул. Волгоградская г. Саратова от 31.03.2007 ТСЖ "Радуга-7" является управляющей организацией указанного многоквартирного дома и оказывает услуги по горячему водоснабжению, содержанию и ремонту общедомового инженерного оборудования, ремонту общего имущества дома.
ТСЖ "Радуга-7" (абонент) и открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания", правопреемником которого является публичное акционерное общество "Т Плюс" (организация, осуществляющая горячее водоснабжение), заключили договор от 27.05.2015 N 52695т снабжения горячей водой для целей оказания коммунальных услуг, в соответствии с разделом 1 которого организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи, определенном договором.
ТСЖ "Радуга-7" приобретает коммунальный ресурс для дальнейшего оказания коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения гражданам, проживающим в многоквартирных домах, и является в соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнителем коммунальных услуг.
Снабжение тепловой энергией и теплоносителем многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Волгоградская, 18, осуществляется от центрального теплового пункта-3 (ЦТП-3), который принадлежат на праве собственности муниципальному образованию "Город Саратов".
Комитет по управлению имуществом города Саратова (ссудодатель), открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (ссудополучатель) и муниципальное учреждение "Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства" (балансодержатель) заключили договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 01.01.2006 N 154, в соответствии с которым ссудополучателю было передано имущество - объекты теплоэнергетики (внутриквартальные тепловые сети и ЦТП г. Саратова), указанные в приложениях к договору, в безвозмездное пользование в соответствии с решением Саратовской городской Думы от 15.12.2005 N 66-636 и распоряжением Комитета по управлению имуществом города Саратова от 23.12.2005 N 1335-р.
Согласно приложению N 5 к договору открытому акционерному обществу "Волжская территориальная генерирующая компания" в безвозмездное пользование передан ЦТП-3 по ул. Волгоградская, д. 18, а также теплотрассы (ввод ГВС) указанного жилого дома. При этом циркуляционные насосы в ЦТП-3 на момент передачи имущества установлены не были.
В соответствии с пунктом 2.2.4 договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 01.01.2006 работы по модернизации, реконструкции и техническому перевооружению финансируются за счет источников, указанных ссудодателем (КУИ г. Саратова).
ТСЖ "Радуга-7" неоднократно обращалось в администрацию муниципального образования "Город Саратов", Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области с требованием решить вопрос о восстановлении циркулярного трубопровода горячего водоснабжения на центральном тепловом пункте, указывая на то, что отсутствие циркулярного трубопровода при существующей системе горячего водоснабжения ведет к тому, что температура горячей воды не соответствует нормативным требованиям. Из полученных от указанных организаций ответов следует, что финансовая возможность для восстановления проектной схемы подачи горячего водоснабжения отсутствует.
Ссылаясь на то, что товарищество, являясь исполнителем коммунальных услуг, в том числе, по горячему водоснабжению, не имеет возможности оказывать собственникам и нанимателям помещений в указанном многоквартирном жилом доме коммунальные услуги надлежащего качества ввиду ненадлежащего состояния внутриквартальных тепловых сетей, а также центрального теплового пункта, являющихся муниципальной собственностью, а соответственно, именно на МО "Город Саратов" лежит ответственность за их состояние, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статьей 307 ГК РФ предусмотрено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В соответствии со статьей 161 раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающем в таком доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Указанными Правилами установлено, что исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов; коммунальные ресурсы - это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
В силу пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Данной обязанности корреспондирует право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (пункт 33 Правил N 354).
В Приложении N 1 к Правилам N 354 сформулированы требования, предъявляемые к качеству коммунальных услуг, отказываемых исполнителями, в соответствии с пунктом 5 которых исполнитель обязан обеспечивать соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 "Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09".
На основании положений статей 3, 19, 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Санитарные правила подлежат регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно пункту 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °С и не выше 75 °С.
Данной обязанностью закрепляется право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (пункт 33 Правил N 354).
В пункте 150 Правил N 354 установлено, что исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качеств, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. При этом потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Для установления обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора, судом первой инстанции по ходатайству истца была назначена судебная техническая экспертиза, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Паритет-оценка" Сидоренко А.С.
Как следует из экспертного заключения от 18.11.2016 N 10/16-62, схема теплоснабжения от центрального теплового пункта (ЦТП-3) по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Волгоградская, д. 18, до ввода в жилой многоквартирный дом N 18 по ул. Волгоградская г. Саратова не соответствует требованиям строительных норм и правил (СНиП), требованиям "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20, и не обеспечивает круглосуточную (без какого-либо слива) подачу жителям указанного дома услуги "горячего водоснабжения" соответствующей температуры.
Экспертом установлено, что параметры качества горячего водоснабжения, поставляемого в жилые помещения дома N 18 по ул. Волгоградская в г. Саратове не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09, а также Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Причиной отклонения (снижения) параметров горячего водоснабжения, поставляемого в помещения многоквартирного жилого дома N 18 по ул. Волгоградская в г. Саратове, от требований "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах...", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и требований СанПиН 2.1.4.2496-09 является отсутствие циркуляции в системе горячего водоснабжения на тепловых сетях. Отсутствие циркуляции вызвано неработоспособностью трубопровода (частично поврежден, частично отсутствует) и отсутствием циркуляционных насосов в системе горячего водоснабжения.
Эксперт указал, что для восстановления работоспособности системы горячего водоснабжения, а также соответствия параметров температуры горячего водоснабжения, поставляемого в помещения многоквартирного жилого дома N 18 по ул. Волгоградская в г. Саратове, необходимо выполнить следующие работы:
- - выполнить реконструкцию ЦТП-3 согласно проектной схеме, с учетом действующих строительных норм и правил (монтаж циркуляционных насосов и восстановление циркуляционного трубопровода Т4 от ЦТП-3 до ввода в жилой дом);
- - проложить циркуляционный трубопровод (Т4) от ЦТП-3 до ввода в многоквартирный жилой дом с учетом действующих строительных норм и правил.
Проектные и монтажные (строительные) работы по реконструкции ЦТП, по реконструкции внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения следует производить в соответствии с техническими условиями, выданными теплогенерирующей компанией, нормативными документами, а также разработанной и согласованной проектной документацией. Точные объемы и стоимость материалов, а также работ по реконструкции внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от ЦТП до жилого многоквартирного дома может быть определена только после выполнения проектно-сметной документации. Сроки выполнения строительно-монтажных работ зависят от решений принятых в проекте.
Оценив экспертное заключение от 18.11.2016 N 10/16-62 в совокупности и взаимосвязи с иными представленными в материалы дела доказательствами по правилам статьи 71 АПК РФ, суды не нашли правовых оснований для исключения его из числа относимых, допустимых и достоверных доказательств.
Доказательства, опровергающие выводы эксперта, в материалы дела ответчиком не представлены. Ответчик не воспользовался правом и не заявил в суде первой инстанции ходатайство о назначении повторной экспертизы.
Таким образом, суды установили, что причиной подачи в квартиры жилого дома N 18 по ул. Волгоградская в г. Саратове теплоносителя ненадлежащего качества является существующая тупиковая схема горячего водоснабжения и отопления, в отсутствие циркуляции в системе.
Судами правомерно отклонены доводы Комитета по ЖКХ о передаче спорного имущества в безвозмездное пользование открытому акционерному обществу "Волжская территориальная генерирующая компания".
В силу пункта 1 статьи 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Согласно статье 695 ГК РФ ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
Как следует из условий договора от 01.01.2006 N 154 и приложений к нему, циркуляционная линия горячего водоснабжения энергоснабжающей организации (ОАО "Волжская ТГК") в безвозмездное пользование не передавалась.
В соответствии с частью 2 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации к работам по достройке, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического назначения оборудования, сооружения или иного объекта повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами. К реконструкции относится переустройство существующих объектов, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества продукции.
В этой связи суды посчитали, что модернизация, реконструкция и техническое перевооружение переданной схемы горячего водоснабжения жилого дома N 18 по ул. Волгоградская в г. Саратове не входит в обязанности лица, которому собственник передал имущество в безвозмездное пользование.
Установив, что согласно решению Саратовской городской Думы от 15.12.2005 N 66-636 и распоряжению Комитета по управлению имуществом г. Саратова от 23.12.2005 N 1-1335-р объекты теплоэнергетики (внутриквартальные тепловые сети и ЦТП г. Саратова) принадлежат на праве собственности МО "Город Саратов", руководствуясь статьями 210, 125, 215 ГК РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Положением о Комитете по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов", утвержденным решением Саратовской городской Думы от 25.10.2007 N 21-202, а также учитывая, что в соответствии с пунктом 3.2.1 названного Положения Комитет по ЖКХ осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя средств бюджета МО "Город Саратов", суды правомерно пришли к выводу о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является МО "Город Саратов" в лице Комитета по ЖКХ.
Аналогичный подход содержится в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 17.05.2016 по делу N А57-8156/2014, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 17.05.2016 по делу N А57-1954/2015 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 29.08.2016 N 306-ЭС16-10072 отказано в передаче кассационной жалобы Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическом спорам Верховного Суда Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суды первой и апелляционной инстанций приняли законное и обоснованное решение по делу, полно и всесторонне исследовав и оценив представленные доказательства, установив имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применив нормы права.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.12.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017 по делу N А57-12618/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 18.07.2017 N Ф06-21829/2017 ПО ДЕЛУ N А57-12618/2016
Требование: Об обязании произвести реконструкцию центрального теплового пункта в целях обеспечения помещений многоквартирного дома бесперебойным горячим водоснабжением.Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: ТСЖ (исполнитель коммунальных услуг) указало, что не может оказывать собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном доме услуги по отоплению и горячему водоснабжению надлежащего качества по причине несоответствия теплоносителя установленным требованиям ввиду ненадлежащего состояния внутриквартальных тепловых сетей, являющихся муниципальной собственностью.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2017 г. N Ф06-21829/2017
Дело N А57-12618/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Тюриной Н.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.12.2016 (судья Волкова М.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017 (председательствующий судья Телегина Т.Н., судьи Лыткина О.В., Цуцкова М.Г.)
по делу N А57-12618/2016
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Радуга-7" (ОГРН 1076400003195, ИНН 6452929575) к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402204950, ИНН 6450049166) об обязании произвести работы, третьи лица: администрация муниципального образования "Город Саратов", публичное акционерное общество "Т Плюс" в лице филиала "Саратовский", Комитет по финансам администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом города Саратова,
установил:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось товарищество собственников жилья "Радуга-7" (далее - истец, ТСЖ "Радуга-7") с иском к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - ответчик, Комитет по ЖКХ) об обязании в целях обеспечения помещений многоквартирного дома N 18 по ул. Волгоградская г. Саратова бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 разработать и согласовать проект реконструкции центрального теплового пункта-3 (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Волгоградская, д. 18) с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами; в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию центрального теплового пункта-3 (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Волгоградская, д. 18); разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта-3 (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Волгоградская, д. 18) до жилого дома N 18 по улице Волгоградская города Саратова с целью прокладки циркуляционных трубопроводов ГВС и восстановления подачи воды горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией в соответствии с представленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами; в соответствии с согласованным проектом провести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта-3 (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Волгоградская, д. 18) до жилого дома N 18 по ул. Волгоградская в г. Саратове, в том числе выполнить прокладку циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения с их теплоизоляцией.
Арбитражный суд Саратовской области решением от 29.12.2016 обязал муниципальное образование "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в целях обеспечения помещений многоквартирного дома N 18 по ул. Волгоградская г. Саратова бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09:
- - разработать и согласовать проект реконструкции центрального теплового пункта-3 (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Волгоградская, дом 18) с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- - в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию центрального теплового пункта-3 (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Волгоградская, дом 18);
- - разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта-3 (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Волгоградская, дом 18) до жилого дома N 18 по ул. Волгоградская г. Саратова с целью прокладки циркуляционных трубопроводов ГВС и восстановления подачи воды горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией в соответствии с представленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- - в соответствии с согласованным проектом провести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта-3 (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Волгоградская, дом 18) до жилого дома N 18 по ул. Волгоградская г. Саратова, в том числе, выполнить прокладку циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения с их теплоизоляцией.
Также суд взыскал с муниципального образования "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу товарищества собственников жилья "Радуга-7" судебные расходы по оплате судебной экспертизы 36 000 руб.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017 решение суда первой инстанции по настоящему делу оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Истец представил отзыв на кассационную жалобу, просит оставить ее без удовлетворения, принятые по делу судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили.
Согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов, на основании статьи 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела 02.07.2007 Межрайонной инспекцией ФНС РФ N 12 по Саратовской области за основным государственным регистрационным номером 1076400003195 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании некоммерческой организации ТСЖ "Радуга-7".
Согласно пункту 1.1 устава ТСЖ "Радуга-7" товарищество создано решением общего собрания собственников жилых помещений для совместного управления общим имуществом в многоквартирном жилом доме N 18 по ул. Волгоградская (протокол от 31.03.2007 N 1).
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома N 18 по ул. Волгоградская г. Саратова от 31.03.2007 ТСЖ "Радуга-7" является управляющей организацией указанного многоквартирного дома и оказывает услуги по горячему водоснабжению, содержанию и ремонту общедомового инженерного оборудования, ремонту общего имущества дома.
ТСЖ "Радуга-7" (абонент) и открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания", правопреемником которого является публичное акционерное общество "Т Плюс" (организация, осуществляющая горячее водоснабжение), заключили договор от 27.05.2015 N 52695т снабжения горячей водой для целей оказания коммунальных услуг, в соответствии с разделом 1 которого организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи, определенном договором.
ТСЖ "Радуга-7" приобретает коммунальный ресурс для дальнейшего оказания коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения гражданам, проживающим в многоквартирных домах, и является в соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнителем коммунальных услуг.
Снабжение тепловой энергией и теплоносителем многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Волгоградская, 18, осуществляется от центрального теплового пункта-3 (ЦТП-3), который принадлежат на праве собственности муниципальному образованию "Город Саратов".
Комитет по управлению имуществом города Саратова (ссудодатель), открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (ссудополучатель) и муниципальное учреждение "Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства" (балансодержатель) заключили договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 01.01.2006 N 154, в соответствии с которым ссудополучателю было передано имущество - объекты теплоэнергетики (внутриквартальные тепловые сети и ЦТП г. Саратова), указанные в приложениях к договору, в безвозмездное пользование в соответствии с решением Саратовской городской Думы от 15.12.2005 N 66-636 и распоряжением Комитета по управлению имуществом города Саратова от 23.12.2005 N 1335-р.
Согласно приложению N 5 к договору открытому акционерному обществу "Волжская территориальная генерирующая компания" в безвозмездное пользование передан ЦТП-3 по ул. Волгоградская, д. 18, а также теплотрассы (ввод ГВС) указанного жилого дома. При этом циркуляционные насосы в ЦТП-3 на момент передачи имущества установлены не были.
В соответствии с пунктом 2.2.4 договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 01.01.2006 работы по модернизации, реконструкции и техническому перевооружению финансируются за счет источников, указанных ссудодателем (КУИ г. Саратова).
ТСЖ "Радуга-7" неоднократно обращалось в администрацию муниципального образования "Город Саратов", Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области с требованием решить вопрос о восстановлении циркулярного трубопровода горячего водоснабжения на центральном тепловом пункте, указывая на то, что отсутствие циркулярного трубопровода при существующей системе горячего водоснабжения ведет к тому, что температура горячей воды не соответствует нормативным требованиям. Из полученных от указанных организаций ответов следует, что финансовая возможность для восстановления проектной схемы подачи горячего водоснабжения отсутствует.
Ссылаясь на то, что товарищество, являясь исполнителем коммунальных услуг, в том числе, по горячему водоснабжению, не имеет возможности оказывать собственникам и нанимателям помещений в указанном многоквартирном жилом доме коммунальные услуги надлежащего качества ввиду ненадлежащего состояния внутриквартальных тепловых сетей, а также центрального теплового пункта, являющихся муниципальной собственностью, а соответственно, именно на МО "Город Саратов" лежит ответственность за их состояние, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статьей 307 ГК РФ предусмотрено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В соответствии со статьей 161 раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающем в таком доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Указанными Правилами установлено, что исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов; коммунальные ресурсы - это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
В силу пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Данной обязанности корреспондирует право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (пункт 33 Правил N 354).
В Приложении N 1 к Правилам N 354 сформулированы требования, предъявляемые к качеству коммунальных услуг, отказываемых исполнителями, в соответствии с пунктом 5 которых исполнитель обязан обеспечивать соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 "Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09".
На основании положений статей 3, 19, 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Санитарные правила подлежат регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно пункту 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °С и не выше 75 °С.
Данной обязанностью закрепляется право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (пункт 33 Правил N 354).
В пункте 150 Правил N 354 установлено, что исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качеств, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. При этом потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Для установления обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора, судом первой инстанции по ходатайству истца была назначена судебная техническая экспертиза, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Паритет-оценка" Сидоренко А.С.
Как следует из экспертного заключения от 18.11.2016 N 10/16-62, схема теплоснабжения от центрального теплового пункта (ЦТП-3) по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Волгоградская, д. 18, до ввода в жилой многоквартирный дом N 18 по ул. Волгоградская г. Саратова не соответствует требованиям строительных норм и правил (СНиП), требованиям "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20, и не обеспечивает круглосуточную (без какого-либо слива) подачу жителям указанного дома услуги "горячего водоснабжения" соответствующей температуры.
Экспертом установлено, что параметры качества горячего водоснабжения, поставляемого в жилые помещения дома N 18 по ул. Волгоградская в г. Саратове не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09, а также Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Причиной отклонения (снижения) параметров горячего водоснабжения, поставляемого в помещения многоквартирного жилого дома N 18 по ул. Волгоградская в г. Саратове, от требований "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах...", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и требований СанПиН 2.1.4.2496-09 является отсутствие циркуляции в системе горячего водоснабжения на тепловых сетях. Отсутствие циркуляции вызвано неработоспособностью трубопровода (частично поврежден, частично отсутствует) и отсутствием циркуляционных насосов в системе горячего водоснабжения.
Эксперт указал, что для восстановления работоспособности системы горячего водоснабжения, а также соответствия параметров температуры горячего водоснабжения, поставляемого в помещения многоквартирного жилого дома N 18 по ул. Волгоградская в г. Саратове, необходимо выполнить следующие работы:
- - выполнить реконструкцию ЦТП-3 согласно проектной схеме, с учетом действующих строительных норм и правил (монтаж циркуляционных насосов и восстановление циркуляционного трубопровода Т4 от ЦТП-3 до ввода в жилой дом);
- - проложить циркуляционный трубопровод (Т4) от ЦТП-3 до ввода в многоквартирный жилой дом с учетом действующих строительных норм и правил.
Проектные и монтажные (строительные) работы по реконструкции ЦТП, по реконструкции внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения следует производить в соответствии с техническими условиями, выданными теплогенерирующей компанией, нормативными документами, а также разработанной и согласованной проектной документацией. Точные объемы и стоимость материалов, а также работ по реконструкции внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от ЦТП до жилого многоквартирного дома может быть определена только после выполнения проектно-сметной документации. Сроки выполнения строительно-монтажных работ зависят от решений принятых в проекте.
Оценив экспертное заключение от 18.11.2016 N 10/16-62 в совокупности и взаимосвязи с иными представленными в материалы дела доказательствами по правилам статьи 71 АПК РФ, суды не нашли правовых оснований для исключения его из числа относимых, допустимых и достоверных доказательств.
Доказательства, опровергающие выводы эксперта, в материалы дела ответчиком не представлены. Ответчик не воспользовался правом и не заявил в суде первой инстанции ходатайство о назначении повторной экспертизы.
Таким образом, суды установили, что причиной подачи в квартиры жилого дома N 18 по ул. Волгоградская в г. Саратове теплоносителя ненадлежащего качества является существующая тупиковая схема горячего водоснабжения и отопления, в отсутствие циркуляции в системе.
Судами правомерно отклонены доводы Комитета по ЖКХ о передаче спорного имущества в безвозмездное пользование открытому акционерному обществу "Волжская территориальная генерирующая компания".
В силу пункта 1 статьи 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Согласно статье 695 ГК РФ ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
Как следует из условий договора от 01.01.2006 N 154 и приложений к нему, циркуляционная линия горячего водоснабжения энергоснабжающей организации (ОАО "Волжская ТГК") в безвозмездное пользование не передавалась.
В соответствии с частью 2 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации к работам по достройке, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического назначения оборудования, сооружения или иного объекта повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами. К реконструкции относится переустройство существующих объектов, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества продукции.
В этой связи суды посчитали, что модернизация, реконструкция и техническое перевооружение переданной схемы горячего водоснабжения жилого дома N 18 по ул. Волгоградская в г. Саратове не входит в обязанности лица, которому собственник передал имущество в безвозмездное пользование.
Установив, что согласно решению Саратовской городской Думы от 15.12.2005 N 66-636 и распоряжению Комитета по управлению имуществом г. Саратова от 23.12.2005 N 1-1335-р объекты теплоэнергетики (внутриквартальные тепловые сети и ЦТП г. Саратова) принадлежат на праве собственности МО "Город Саратов", руководствуясь статьями 210, 125, 215 ГК РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Положением о Комитете по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов", утвержденным решением Саратовской городской Думы от 25.10.2007 N 21-202, а также учитывая, что в соответствии с пунктом 3.2.1 названного Положения Комитет по ЖКХ осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя средств бюджета МО "Город Саратов", суды правомерно пришли к выводу о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является МО "Город Саратов" в лице Комитета по ЖКХ.
Аналогичный подход содержится в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 17.05.2016 по делу N А57-8156/2014, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 17.05.2016 по делу N А57-1954/2015 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 29.08.2016 N 306-ЭС16-10072 отказано в передаче кассационной жалобы Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическом спорам Верховного Суда Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суды первой и апелляционной инстанций приняли законное и обоснованное решение по делу, полно и всесторонне исследовав и оценив представленные доказательства, установив имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применив нормы права.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.12.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017 по делу N А57-12618/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА
Судьи
И.В.АРУКАЕВА
Н.А.ТЮРИНА
Т.Н.ФЕДОРОВА
Судьи
И.В.АРУКАЕВА
Н.А.ТЮРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)