Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.09.2016 ПО ДЕЛУ N 4А-537/2016

Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 14.1.3 КоАП РФ (предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами без лицензии).

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2016 г. по делу N 4-а-537


Мировой судья: Галкин С.В.
Судья городского суда: Комарова Е.С.

И.о председателя Тверского областного суда Маслова Л.И., рассмотрев дело по жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Возрождение" на постановление мирового судьи судебного участка N 5 г. Вышнего Волочка и Вышневолоцкого района Тверской области от 28.04.2016 и решение судьи Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 12.07.2016,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 5 г. Вышнего Волочка и Вышневолоцкого района Тверской области от 28.04.2016, оставленным без изменения решением судьи Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 12.07.2016, Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Возрождение" (далее - ООО УО "Возрождение", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
ООО УО "Возрождение" в лице директора общества У. обратилось в Тверской областной суд с жалобой на данные судебные акты, в которой ставит вопрос об их отмене как незаконных.
Проверив материалы дела, истребованного и полученного Тверским областным судом 26.09.2016, ознакомившись с доводами жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" является соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ.
По смыслу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация при управлении многоквартирным домом, кроме прочего, несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Как следует из материалов дела, УО "Возрождение" на основании договоров управления многоквартирными домами: N по <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, N по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, N по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, осуществляет деятельность по управлению, является управляющей организацией в отношении указанных многоквартирных домов (т. 1 л.д. 66 - 93). Свою деятельность Общество осуществляет на основании лицензии N от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (т. 1 л.д. 52).
На основании задания прокуратуры Тверской области N от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности внутреннего газового и лифтового оборудования заместителем Вышневолоцкого межрайонного прокурора ДД.ММ.ГГГГ принято решение о проведении в отношении ООО УО "Возрождение" соответствующей проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа директора ООО УО "Возрождение" от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 8), а также объяснений генерального директора ООО "<данные изъяты>" (т. 1 л.д. 9) следует, что ООО УО "Возрождение", являющееся управляющей организацией указанных многоквартирных домов, в нарушение требований, установленных подпунктом "в" пункта 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в целях надлежащего содержания систем внутридомового лифтового хозяйства многоквартирных домов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не заключило соответствующий договор оказания услуг и (или) выполнения работ со специализированной организацией на техническое обслуживание лифтового хозяйства многоквартирных домов.
Таким образом, ООО УО "Возрождение" нарушены требования жилищного законодательства, регламентирующие порядок содержания многоквартирных жилых домов. Отсутствие данных договоров у ООО УО "Возрождение" свидетельствует о ненадлежащем контроле за эксплуатацией лифтового оборудования многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО УО "Возрождение", что создает угрозу возникновения чрезвычайных аварийных ситуаций, нарушает права граждан на безопасные условия жизни и деятельности.
Данное обстоятельство послужило основанием для возбуждения ДД.ММ.ГГГГ заместителем межрайонного прокурора Цупровым А.Н. в отношении ООО УО "Возрождение" дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Привлекая ООО УО "Возрождение" к административной ответственности, мировой судья пришел к выводу, что указанное выше нарушение требований части 2.3 статьи 161 ЖК РФ, совершенное исполнителем коммунальных услуг ООО УО "Возрождение", является нарушением лицензионных требований по управлению многоквартирными жилыми домами: N по <адрес> <адрес>, N по <адрес>, N по <адрес> и влечет административную ответственность по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
С данным выводом мирового судьи согласиться нельзя.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Согласно частям 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензионные требования, устанавливаемые положениями о лицензировании отдельных видов деятельности, включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности. Так, лицензионными требованиями, согласно перечню, имеющемуся в части 3 статьи 8 Закона о лицензировании являются:
- наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
- наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;
- наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами;
- иные требования, установленные федеральными законами.
Частью 1 статьи 193 ЖК РФ также установлены лицензионные требования к деятельности по управлению многоквартирными домами, к которым относится:
- регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;
- наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;
- отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
- отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;
- отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;
- соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 ЖК РФ;
- иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
Как следует из пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
Вместе с тем, в силу части 4 статьи 8 Закона о лицензировании к лицензионным требованиям не могут быть отнесены:
- требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом;
- требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта;
- требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
- требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг.
Из взаимосвязанных положений приведенных выше норм статьи 8 Закона о лицензировании и статьи 193 ЖК РФ следует, что нарушение лицензионных требований, подпадающее под действие части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, не может выражаться в несоблюдении законодательства Российской Федерации в жилищно-коммунальной сфере в целом, а также требований законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
В силу изложенного, в действиях ООО УО "Возрождение" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, поскольку вмененное Обществу правонарушение выразилось в нарушении требований законодательства, регламентирующего порядок содержания указанных выше многоквартирных жилых домов, а не в нарушении лицензионных требований.
Вышеназванные нормы закона не были учтены ни мировым судьей, ни судьей городского суда при рассмотрении дела, в связи с чем постановление мирового судьи судебного участка N 5 г. Вышнего Волочка и Вышневолоцкого района Тверской области от 28.04.2016 и решение судьи Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 12.07.2016 не могут быть признаны законными и обоснованными.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Учитывая изложенное, жалоба ООО УО "Возрождение" подлежит удовлетворению, постановление мирового судьи судебного участка N 5 г. Вышнего Волочка и Вышневолоцкого района Тверской области от 28.04.2016 и решение судьи Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 12.07.2016 - отмене с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.17, статьей 30.18 КоАП РФ,

постановил:

жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Возрождение" удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 5 г. Вышнего Волочка и Вышневолоцкого района Тверской области от 28.04.2016 и решение судьи Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 12.07.2016 отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, в отношении ООО УО "Возрождение" прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
И.о. председателя суда
Л.И.МАСЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)