Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Отказы мотивированы тем, что к заявлениям лицензиата приложены копии договоров управления многоквартирными домами с недостоверными подписями собственников ряда квартир либо с подписями собственников помещений, в сумме обладающими менее 50 процентов голосов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Токмаковой А.Н., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - Департамент) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.02.2017 по делу N А60-43743/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2017 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Закрытое акционерное общество "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решений Департамента об отказе внесения изменений в реестр лицензий: от 10.08.2016 N 29-01-82/17738, 29-01-82/17333, 29-01-82/17311, 29-01-82/17272, 29-01-82/17137, от 12.08.2016 N 29-01-82/17382, от 05.08.2016 N 29-01-82/16938, 29-01-82/17259, от 22.08.2016 N 29-01-82/18080, от 11.08.2016 N 29-01-82/17297, 29-01-82/17334, 29-01-82/17302, 29-01-82/17335, от 19.08.2016 N 29-01-82/17969, от 04.08.2016 N 29-01-82/16752, от 08.08.2016 N 29-01-82/17001, 29-01-82/17016, от 19.08.2016 N 29-01-82/17970, от 14.09.2016 N 29-01-82/19912, от 29.07.2016 N 29-01-82/16559, от 09.09.2016 N 29-0182/19705, от 26.07.2016 N 29-01-82/16015.
Решением суда первой инстанции от 07.02.2017 (судья Водолазская С.Н.) заявленные требования удовлетворены. Суд обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2017 (судьи Варакса Н.В., Риб Л.Х., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что оспариваемые решения Департамента об отказе внесения изменений в реестр лицензий приняты лицензирующим органом в связи с тем, что при рассмотрении заявлений общества о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов, установлено, что к данным заявлениям не приложены надлежащие договоры управления многоквартирным домом (при сличении подписей собственников помещений в различных представленных лицензиатом документах (бюллетенях голосования, договорах управления, протоколах общего собрания) выявлены признаки фальсификации документов, а также не приложена копия договора, подписанного более чем 50% собственников.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, что 01.06.2016 в Департамент поступило заявление общества о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Победы, д. 7 и договора управления от 26.04.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от 26.07.2016 N 29-01-82/16015, которым отказано во включении названного многоквартирного дома в перечень управляемых обществом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В Департамент 27.06.2016 поступило заявление общества о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов, с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, пер. Медицинский, д. 7 и договора управления от 19.04.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от 04.08.2016 N 29-01-82/16752, которым отказано во включении названного многоквартирного дома в перечень управляемых заявителем многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В Департамент 04.07.2016 поступило заявление общества о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов, с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Кировградская, д. 41 и договора управления от 21.04.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом области принято решение от 05.08.2016 N 29-01-82/16938, которым отказано во включении названного многоквартирного дома в перечень управляемых заявителем многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В Департамент 04.07.2016 поступило заявление общества о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов, с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Восстания, д. 7 и договора управления от 23.06.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от 10.08.2016 N 29-01-82/17138, которым отказано во включении многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Восстания, д. 7 в перечень управляемых обществом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В Департамент 04.07.2016 поступило заявление о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников г. Екатеринбург, ул. Кировградская, д. 17 и договора управления от 23.06.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от 11.08.2016 N 29-01-82/17333, которым отказано во включении многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Кировградская, д. 17 в перечень управляемых заявителем многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В Департамент 04.07.2016 поступило заявление общества о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Лукиных, д. 8 и договора управления от 03.06.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от 11.08.2016 N 29-01-82/17296, которым отказано во включении названного многоквартирного дома в перечень управляемых обществом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В Департамент 04.07.2016 поступило заявление общества о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, д. 41 и договора управления от 28.04.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от 11.08.2016 N 29-01-82/17302, которым отказано во включении многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, д. 41 в перечень управляемых обществом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В Департамент 04.07.2016 поступило заявление общества о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. 40 лет Октября, д. 15 и договора управления от 06.06.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от 11.08.2016 N 29-01-82/17335, которым отказано во включении названного многоквартирного дома в перечень управляемых обществом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В Департамент 11.07.2016 поступило заявление общества о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Кировградская, д. 49А и договора управления от 28.04.2016. По результатам рассмотрения заявления 10.08.2016 Департаментом принято решение N 29-01-82/17272, которым отказано во включении названного многоквартирного дома в перечень управляемых обществом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В Департамент 11.07.2016 поступило заявление общества о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников и договоров управления, заключенных с собственниками, от 10.06.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от 11.08.2016 N 29-01-82/17311, которым отказано во включении многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Кировградская, д. 71А в перечень управляемых обществом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В Департамент 11.07.2016 поступило заявление общества о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, д. 55 и договора управления от 02.06.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от 11.08.2016 N 29-01-82/17334, которым отказано во включении названного многоквартирного дома в перечень управляемых обществом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В Департамент 11.07.2016 поступило заявление общества о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Кировградская, д. 57А и договора управления от 27.04.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от 12.08.2016 N 29-01-82/17382, которым отказано во включении названного многоквартирного дома в перечень управляемых обществом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В Департамент 11.07.2016 поступило заявление общества о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Достоевского, д. 63 и договора управления от 28.04.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от 08.08.2016 N 29-01-82/17016, которым отказано во включении многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Достоевского, д. 63 в перечень управляемых обществом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В Департамент 11.07.2016 поступило заявление общества о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Донбасская, д. 24 и договора управления от 14.06.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от 10.08.2016 N 29-01-82/17137, которым отказано во включении многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Донбасская, д. 24 в перечень управляемых обществом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В Департамент 18.07.2016 поступило заявление общества о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, пр. Орджоникидзе, д. 21 и договора управления от 28.04.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от 29.07.2016 N 29-01-82/16559, которым отказано во включении названного многоквартирного дома в перечень управляемых обществом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В Департамент 18.07.2016 поступило заявление общества о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Ильича, д. 52Б и договора управления от 15.04.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от 08.08.2016 N 29-01-82/17001, которым отказано во включении многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Ильича, д. 52Б в перечень управляемых обществом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В Департамент 18.07.2016 поступило заявление общества о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Уральских Рабочих, д. 73 и договора управления от 14.04.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от 09.09.2016 N 29-01-82/19705, которым отказано во включении названного многоквартирного дома в перечень управляемых обществом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В Департамент 25.07.2016 поступило заявление общества о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Кировградская, д. 43 и договора управления от 04.07.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от 22.08.2016 N 29-01-82/18080, которым отказано во включении многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Кировградская, д. 43 в перечень управляемых обществом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В Департамент 25.07.2016 поступило заявление общества о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, пер. Симбирский, д. 3 и договора управления от 26.04.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от 05.08.2016 N 29-01-82/17259, которым отказано во включении названного многоквартирного дома в перечень управляемых обществом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В Департамент 25.07.2016 поступило заявление общества о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области, с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, пер. Симбирский, д. 5 и договора управления от 26.04.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области принято решение от 19.08.2016 N 29-01-82/17969, которым отказано во включении многоквартирного дома: г. Екатеринбург, пер. Симбирский, д. 5 в перечень управляемых обществом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В Департамент 25.07.2016 поступило заявление общества о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников и договора управления от 18.04.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от 19.08.2016 N 29-01-82/17970, которым отказано во включении названного многоквартирного дома в перечень управляемых обществом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В Департамент 08.08.2016 поступило заявление о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, пер. Черниговский, д. 23 и договора управления от 28.04.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от 14.09.2016 N 29-01-82/19912, которым отказано во включении многоквартирного дома: г. Екатеринбург, пер. Черниговский, д. 23 в перечень управляемых обществом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В качестве оснований для отказа во внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области указано на несоответствие заявления и приложенных к нему документов требованиям, установленным п. 3 Порядка внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 25.12.2015 N 938/пр, а именно: в решениях N 29-01-82/17738, 29-01-82/17333, 29-01-82/17311, 29-01-82/17382, 29-01-82/16938, 29-01-82/18080, 29-01-82/17272, 29-01-82/17297, 29-01-82/17334, 29-01-82/17302, 29-01-82/17969, 29-01-82/16752, 29-01-82/17001, 29-01-82/17335, 29-01-82/17970, 29-01-82/19912, 29-01-82/17016, 29-0182/19705, 29-01-82/16015, 29-01-82/17137 указано, что к заявлениям не приложен договор управления многоквартирным домом. В решениях N 29-01-82/16559, 29-01-82/17259 указано, что к заявлению не приложена копия договора управления, подписанного обществом с собственниками помещений многоквартирного дома, обладающего более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме.
Полагая, что названные решения Департамента незаконны, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суды, сделав вывод о том, что Департаментом не доказана обоснованность оспариваемых ненормативных актов, удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в ч. 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ч. 3 ст. 198 ЖК РФ).
На основании п. 2 Порядка внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок) изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; в) копию договора управления многоквартирным домом; г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу п. 3 Порядка к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы: а) копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания; б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса; в) копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копия договора управления, подписанного заявителем; г) копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра; д) документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата (в случае, если от имени лицензиата обращается его уполномоченный представитель), оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата).
Согласно п. 5 Порядка установлено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствие заявления и документов положениям п. 2 и п. 3 настоящего Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении; в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении; д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с ч. 2 ст. 198 ЖК РФ.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в п. 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с п. 7 настоящего Порядка (п. 6 Порядка).
В соответствие с п. 7 Порядка по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
На основании п. 9 Порядка предусмотрено, что основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным п. 2 и п. 3, подп. "г" и подп. "д" п. 5 настоящего Порядка; б) отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с п. 15 Порядка.
В силу п. 2, п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право проверять, в том числе, правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом в соответствии со ст. 162 ЖК РФ, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения; выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о признании договора управления многоквартирным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований настоящего Кодекса о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении (п. 3 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что при подаче обществом заявлений о внесении изменений в перечень многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области, к заявлению приложены договоры управления многоквартирными домами. Департаментом указанное обстоятельство не оспаривается, однако, отказывая во внесении соответствующих изменений в реестр, Департамент пришел к выводу о различии подписей собственников ряда квартир, находящихся в многоквартирных домах по адресам: г. Екатеринбург, ул. Кировградская, д. 17, ул. Кировградская, д. 71А, ул. Кировградская, д. 57А, ул. Кировградская, д. 43, ул. Кировградская, д. 49А, ул. Лукиных, д. 8, ул. Машиностроителей, д. 55, ул. Машиностроителей, д. 41, пер. Симбирский, д. 5, пер. Медицинский, д. 7, ул. Ильича, д. 52Б, ул. 40 лет Октября, д. 15, ул. Калинина, д. 62, пер. Черниговский, д. 23, ул. Достоевского, д. 63, ул. Уральских Рабочих, д. 73, ул. Победы, д. 7, ул. Донбасская, д. 24, содержащихся в бюллетенях голосования, договорах управления многоквартирных домов.
Между тем надлежащих доказательств того, что названные документы подписаны не собственниками помещений, Департаментом суду не представлено.
Кроме того, принимая решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области от 29.07.2016 N 29-01-82/16559 и от 05.08.2016 N 29-01-82/17259 Департамент пришел к выводу о том, что к заявлению не приложена копия договора управления, подписанного обществом с собственниками помещений многоквартирного дома, обладающего более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме.
В заключении органа регионального государственного жилищного надзора от 28.07.2016, послужившем основанием для принятия решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области относительно многоквартирного дома N 21 по ул. Орджоникидзе, указано, что представленные обществом документы подтверждают заключение договора управления только с 48,85% собственников многоквартирного дома N 21 по ул. Орджоникидзе. При расчете была взята общая площадь здания согласно справке БТИ.
Из содержания представленной в материалы дела справки БТИ от 11.12.2015 следует, что общая площадь здания по ул. Орджоникидзе, 21, составляет 3580,90 кв. м, в том числе: площадь жилых помещений (квартир) 2354,10 кв. м и площадь нежилых помещений 1226,80 кв. м.
Однако, как верно указано судами, из содержания названной справки БТИ следует, что при подготовке информации использовались только сведения, имеющиеся в ЕМУП "БТИ", информация об объектах, предоставляемая ЕМУП "БТИ", не является исчерпывающей. Кроме того, в данной справке БТИ не указаны характеристики нежилых помещений, позволяющие сделать вывод о том, какие из нежилых помещений учитываются при голосовании на общем собрании.
Согласно сведениям технического паспорта многоквартирного дома N 21 по ул. Орджоникидзе общая полезная площадь многоквартирного дома составляет - 3015,8 кв. м.
Согласно акту сверки на 01.03.2009 общая площадь названного многоквартирного дома 3181,5 м2, из них: площадь общая помещений 2366,6 м{\super 2, площадь нежилых помещений, занятых под промтоварный магазин, магазин промышленных товаров, склад (площадь нежилая) 814,7 м2; площадь подвального помещения (пустующий) 1194,5 м2.
В связи с этим судами верно указано, что учитывая сведения из протокола общего собрания собственников многоквартирного дома N 21 по ул. Орджоникидзе о голосовании собственников 1746,6 м2, и исходя из общей площади жилых и нежилых помещений согласно сведениям технического паспорта (общая полезная площадь 3015,8 кв. м) и акта сверки (общая площадь многоквартирного дома 3181,5 м2), количество проголосовавших собственников составляет более 50%. Доказательств того, что при подсчете голосов собственников помещений должна учитываться площадь подвального помещения, Департаментом не представлено.
В заключении органа регионального государственного жилищного надзора от 05.08.2016, послужившем основанием для принятия решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий относительно многоквартирного дома N 3 по пер. Симбирский, указано, что представленные обществом документы подтверждают заключение договора управления только с 44,65% собственников названного многоквартирного дома, а при расчете была взята общая площадь здания, которая согласно данным с сайта "Реформа ЖКХ" составила 1454 кв. м.
Однако судами установлено, что согласно сведениям технического паспорта многоквартирного дома N 3 по пер. Симбирский общая полезная площадь многоквартирного дома составляет - 1308 кв. м. Согласно акту сверки на 01.03.2009 общая площадь многоквартирного дома N 3 по пер. Симбирский 1306,7 м2, площадь подвального помещения (пустующий) 322,1 м2.
В свою очередь Департаментом не доказана обоснованность применения при расчете сведений, взятых с сайта "Реформа ЖКХ", а также не представлены пояснения относительно непринятия расчета общества при подаче соответствующих заявлений.
Таким образом, судами верно указано, что учитывая сведения из протокола общего собрания собственников многоквартирного дома N 3 по пер. Симбирский о голосовании собственников 649,24 м2, и исходя из общей полезной площади многоквартирного дома составляет (1308 кв. м) и акта сверки (общая площадь многоквартирного дома 1306,7 м2, из которых площадь подвального помещения 322,1 м2 (пустующий)), количество проголосовавших собственников составляет более 50%. Доказательств того, что при подсчете голосов собственников помещений должна учитываться площадь подвального помещения, Департаментом не представлено.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Департаментом не доказана обоснованность оспариваемых ненормативных актов.
Следовательно, суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что согласно ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.02.2017 по делу N А60-43743/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 25.08.2017 N Ф09-3999/17 ПО ДЕЛУ N А60-43743/2016
Требование: О признании недействительными решений уполномоченного органа об отказе внесения изменений в реестр лицензий об управляемых многоквартирных домах.Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Отказы мотивированы тем, что к заявлениям лицензиата приложены копии договоров управления многоквартирными домами с недостоверными подписями собственников ряда квартир либо с подписями собственников помещений, в сумме обладающими менее 50 процентов голосов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2017 г. N Ф09-3999/17
Дело N А60-43743/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Токмаковой А.Н., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - Департамент) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.02.2017 по делу N А60-43743/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2017 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Закрытое акционерное общество "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решений Департамента об отказе внесения изменений в реестр лицензий: от 10.08.2016 N 29-01-82/17738, 29-01-82/17333, 29-01-82/17311, 29-01-82/17272, 29-01-82/17137, от 12.08.2016 N 29-01-82/17382, от 05.08.2016 N 29-01-82/16938, 29-01-82/17259, от 22.08.2016 N 29-01-82/18080, от 11.08.2016 N 29-01-82/17297, 29-01-82/17334, 29-01-82/17302, 29-01-82/17335, от 19.08.2016 N 29-01-82/17969, от 04.08.2016 N 29-01-82/16752, от 08.08.2016 N 29-01-82/17001, 29-01-82/17016, от 19.08.2016 N 29-01-82/17970, от 14.09.2016 N 29-01-82/19912, от 29.07.2016 N 29-01-82/16559, от 09.09.2016 N 29-0182/19705, от 26.07.2016 N 29-01-82/16015.
Решением суда первой инстанции от 07.02.2017 (судья Водолазская С.Н.) заявленные требования удовлетворены. Суд обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2017 (судьи Варакса Н.В., Риб Л.Х., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что оспариваемые решения Департамента об отказе внесения изменений в реестр лицензий приняты лицензирующим органом в связи с тем, что при рассмотрении заявлений общества о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов, установлено, что к данным заявлениям не приложены надлежащие договоры управления многоквартирным домом (при сличении подписей собственников помещений в различных представленных лицензиатом документах (бюллетенях голосования, договорах управления, протоколах общего собрания) выявлены признаки фальсификации документов, а также не приложена копия договора, подписанного более чем 50% собственников.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, что 01.06.2016 в Департамент поступило заявление общества о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Победы, д. 7 и договора управления от 26.04.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от 26.07.2016 N 29-01-82/16015, которым отказано во включении названного многоквартирного дома в перечень управляемых обществом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В Департамент 27.06.2016 поступило заявление общества о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов, с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, пер. Медицинский, д. 7 и договора управления от 19.04.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от 04.08.2016 N 29-01-82/16752, которым отказано во включении названного многоквартирного дома в перечень управляемых заявителем многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В Департамент 04.07.2016 поступило заявление общества о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов, с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Кировградская, д. 41 и договора управления от 21.04.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом области принято решение от 05.08.2016 N 29-01-82/16938, которым отказано во включении названного многоквартирного дома в перечень управляемых заявителем многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В Департамент 04.07.2016 поступило заявление общества о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов, с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Восстания, д. 7 и договора управления от 23.06.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от 10.08.2016 N 29-01-82/17138, которым отказано во включении многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Восстания, д. 7 в перечень управляемых обществом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В Департамент 04.07.2016 поступило заявление о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников г. Екатеринбург, ул. Кировградская, д. 17 и договора управления от 23.06.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от 11.08.2016 N 29-01-82/17333, которым отказано во включении многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Кировградская, д. 17 в перечень управляемых заявителем многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В Департамент 04.07.2016 поступило заявление общества о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Лукиных, д. 8 и договора управления от 03.06.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от 11.08.2016 N 29-01-82/17296, которым отказано во включении названного многоквартирного дома в перечень управляемых обществом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В Департамент 04.07.2016 поступило заявление общества о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, д. 41 и договора управления от 28.04.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от 11.08.2016 N 29-01-82/17302, которым отказано во включении многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, д. 41 в перечень управляемых обществом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В Департамент 04.07.2016 поступило заявление общества о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. 40 лет Октября, д. 15 и договора управления от 06.06.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от 11.08.2016 N 29-01-82/17335, которым отказано во включении названного многоквартирного дома в перечень управляемых обществом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В Департамент 11.07.2016 поступило заявление общества о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Кировградская, д. 49А и договора управления от 28.04.2016. По результатам рассмотрения заявления 10.08.2016 Департаментом принято решение N 29-01-82/17272, которым отказано во включении названного многоквартирного дома в перечень управляемых обществом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В Департамент 11.07.2016 поступило заявление общества о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников и договоров управления, заключенных с собственниками, от 10.06.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от 11.08.2016 N 29-01-82/17311, которым отказано во включении многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Кировградская, д. 71А в перечень управляемых обществом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В Департамент 11.07.2016 поступило заявление общества о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, д. 55 и договора управления от 02.06.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от 11.08.2016 N 29-01-82/17334, которым отказано во включении названного многоквартирного дома в перечень управляемых обществом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В Департамент 11.07.2016 поступило заявление общества о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Кировградская, д. 57А и договора управления от 27.04.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от 12.08.2016 N 29-01-82/17382, которым отказано во включении названного многоквартирного дома в перечень управляемых обществом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В Департамент 11.07.2016 поступило заявление общества о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Достоевского, д. 63 и договора управления от 28.04.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от 08.08.2016 N 29-01-82/17016, которым отказано во включении многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Достоевского, д. 63 в перечень управляемых обществом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В Департамент 11.07.2016 поступило заявление общества о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Донбасская, д. 24 и договора управления от 14.06.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от 10.08.2016 N 29-01-82/17137, которым отказано во включении многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Донбасская, д. 24 в перечень управляемых обществом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В Департамент 18.07.2016 поступило заявление общества о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, пр. Орджоникидзе, д. 21 и договора управления от 28.04.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от 29.07.2016 N 29-01-82/16559, которым отказано во включении названного многоквартирного дома в перечень управляемых обществом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В Департамент 18.07.2016 поступило заявление общества о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Ильича, д. 52Б и договора управления от 15.04.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от 08.08.2016 N 29-01-82/17001, которым отказано во включении многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Ильича, д. 52Б в перечень управляемых обществом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В Департамент 18.07.2016 поступило заявление общества о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Уральских Рабочих, д. 73 и договора управления от 14.04.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от 09.09.2016 N 29-01-82/19705, которым отказано во включении названного многоквартирного дома в перечень управляемых обществом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В Департамент 25.07.2016 поступило заявление общества о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Кировградская, д. 43 и договора управления от 04.07.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от 22.08.2016 N 29-01-82/18080, которым отказано во включении многоквартирного дома: г. Екатеринбург, ул. Кировградская, д. 43 в перечень управляемых обществом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В Департамент 25.07.2016 поступило заявление общества о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, пер. Симбирский, д. 3 и договора управления от 26.04.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от 05.08.2016 N 29-01-82/17259, которым отказано во включении названного многоквартирного дома в перечень управляемых обществом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В Департамент 25.07.2016 поступило заявление общества о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области, с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, пер. Симбирский, д. 5 и договора управления от 26.04.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области принято решение от 19.08.2016 N 29-01-82/17969, которым отказано во включении многоквартирного дома: г. Екатеринбург, пер. Симбирский, д. 5 в перечень управляемых обществом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В Департамент 25.07.2016 поступило заявление общества о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников и договора управления от 18.04.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от 19.08.2016 N 29-01-82/17970, которым отказано во включении названного многоквартирного дома в перечень управляемых обществом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В Департамент 08.08.2016 поступило заявление о внесении изменений в перечень управляемых лицензиатом многоквартирных домов с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного дома: г. Екатеринбург, пер. Черниговский, д. 23 и договора управления от 28.04.2016. По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от 14.09.2016 N 29-01-82/19912, которым отказано во включении многоквартирного дома: г. Екатеринбург, пер. Черниговский, д. 23 в перечень управляемых обществом многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
В качестве оснований для отказа во внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области указано на несоответствие заявления и приложенных к нему документов требованиям, установленным п. 3 Порядка внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 25.12.2015 N 938/пр, а именно: в решениях N 29-01-82/17738, 29-01-82/17333, 29-01-82/17311, 29-01-82/17382, 29-01-82/16938, 29-01-82/18080, 29-01-82/17272, 29-01-82/17297, 29-01-82/17334, 29-01-82/17302, 29-01-82/17969, 29-01-82/16752, 29-01-82/17001, 29-01-82/17335, 29-01-82/17970, 29-01-82/19912, 29-01-82/17016, 29-0182/19705, 29-01-82/16015, 29-01-82/17137 указано, что к заявлениям не приложен договор управления многоквартирным домом. В решениях N 29-01-82/16559, 29-01-82/17259 указано, что к заявлению не приложена копия договора управления, подписанного обществом с собственниками помещений многоквартирного дома, обладающего более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме.
Полагая, что названные решения Департамента незаконны, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суды, сделав вывод о том, что Департаментом не доказана обоснованность оспариваемых ненормативных актов, удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в ч. 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ч. 3 ст. 198 ЖК РФ).
На основании п. 2 Порядка внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок) изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; в) копию договора управления многоквартирным домом; г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу п. 3 Порядка к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы: а) копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания; б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса; в) копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копия договора управления, подписанного заявителем; г) копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра; д) документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата (в случае, если от имени лицензиата обращается его уполномоченный представитель), оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата).
Согласно п. 5 Порядка установлено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствие заявления и документов положениям п. 2 и п. 3 настоящего Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении; в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении; д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с ч. 2 ст. 198 ЖК РФ.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в п. 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с п. 7 настоящего Порядка (п. 6 Порядка).
В соответствие с п. 7 Порядка по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
На основании п. 9 Порядка предусмотрено, что основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным п. 2 и п. 3, подп. "г" и подп. "д" п. 5 настоящего Порядка; б) отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с п. 15 Порядка.
В силу п. 2, п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право проверять, в том числе, правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом в соответствии со ст. 162 ЖК РФ, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения; выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о признании договора управления многоквартирным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований настоящего Кодекса о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении (п. 3 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что при подаче обществом заявлений о внесении изменений в перечень многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области, к заявлению приложены договоры управления многоквартирными домами. Департаментом указанное обстоятельство не оспаривается, однако, отказывая во внесении соответствующих изменений в реестр, Департамент пришел к выводу о различии подписей собственников ряда квартир, находящихся в многоквартирных домах по адресам: г. Екатеринбург, ул. Кировградская, д. 17, ул. Кировградская, д. 71А, ул. Кировградская, д. 57А, ул. Кировградская, д. 43, ул. Кировградская, д. 49А, ул. Лукиных, д. 8, ул. Машиностроителей, д. 55, ул. Машиностроителей, д. 41, пер. Симбирский, д. 5, пер. Медицинский, д. 7, ул. Ильича, д. 52Б, ул. 40 лет Октября, д. 15, ул. Калинина, д. 62, пер. Черниговский, д. 23, ул. Достоевского, д. 63, ул. Уральских Рабочих, д. 73, ул. Победы, д. 7, ул. Донбасская, д. 24, содержащихся в бюллетенях голосования, договорах управления многоквартирных домов.
Между тем надлежащих доказательств того, что названные документы подписаны не собственниками помещений, Департаментом суду не представлено.
Кроме того, принимая решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области от 29.07.2016 N 29-01-82/16559 и от 05.08.2016 N 29-01-82/17259 Департамент пришел к выводу о том, что к заявлению не приложена копия договора управления, подписанного обществом с собственниками помещений многоквартирного дома, обладающего более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме.
В заключении органа регионального государственного жилищного надзора от 28.07.2016, послужившем основанием для принятия решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области относительно многоквартирного дома N 21 по ул. Орджоникидзе, указано, что представленные обществом документы подтверждают заключение договора управления только с 48,85% собственников многоквартирного дома N 21 по ул. Орджоникидзе. При расчете была взята общая площадь здания согласно справке БТИ.
Из содержания представленной в материалы дела справки БТИ от 11.12.2015 следует, что общая площадь здания по ул. Орджоникидзе, 21, составляет 3580,90 кв. м, в том числе: площадь жилых помещений (квартир) 2354,10 кв. м и площадь нежилых помещений 1226,80 кв. м.
Однако, как верно указано судами, из содержания названной справки БТИ следует, что при подготовке информации использовались только сведения, имеющиеся в ЕМУП "БТИ", информация об объектах, предоставляемая ЕМУП "БТИ", не является исчерпывающей. Кроме того, в данной справке БТИ не указаны характеристики нежилых помещений, позволяющие сделать вывод о том, какие из нежилых помещений учитываются при голосовании на общем собрании.
Согласно сведениям технического паспорта многоквартирного дома N 21 по ул. Орджоникидзе общая полезная площадь многоквартирного дома составляет - 3015,8 кв. м.
Согласно акту сверки на 01.03.2009 общая площадь названного многоквартирного дома 3181,5 м2, из них: площадь общая помещений 2366,6 м{\super 2, площадь нежилых помещений, занятых под промтоварный магазин, магазин промышленных товаров, склад (площадь нежилая) 814,7 м2; площадь подвального помещения (пустующий) 1194,5 м2.
В связи с этим судами верно указано, что учитывая сведения из протокола общего собрания собственников многоквартирного дома N 21 по ул. Орджоникидзе о голосовании собственников 1746,6 м2, и исходя из общей площади жилых и нежилых помещений согласно сведениям технического паспорта (общая полезная площадь 3015,8 кв. м) и акта сверки (общая площадь многоквартирного дома 3181,5 м2), количество проголосовавших собственников составляет более 50%. Доказательств того, что при подсчете голосов собственников помещений должна учитываться площадь подвального помещения, Департаментом не представлено.
В заключении органа регионального государственного жилищного надзора от 05.08.2016, послужившем основанием для принятия решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий относительно многоквартирного дома N 3 по пер. Симбирский, указано, что представленные обществом документы подтверждают заключение договора управления только с 44,65% собственников названного многоквартирного дома, а при расчете была взята общая площадь здания, которая согласно данным с сайта "Реформа ЖКХ" составила 1454 кв. м.
Однако судами установлено, что согласно сведениям технического паспорта многоквартирного дома N 3 по пер. Симбирский общая полезная площадь многоквартирного дома составляет - 1308 кв. м. Согласно акту сверки на 01.03.2009 общая площадь многоквартирного дома N 3 по пер. Симбирский 1306,7 м2, площадь подвального помещения (пустующий) 322,1 м2.
В свою очередь Департаментом не доказана обоснованность применения при расчете сведений, взятых с сайта "Реформа ЖКХ", а также не представлены пояснения относительно непринятия расчета общества при подаче соответствующих заявлений.
Таким образом, судами верно указано, что учитывая сведения из протокола общего собрания собственников многоквартирного дома N 3 по пер. Симбирский о голосовании собственников 649,24 м2, и исходя из общей полезной площади многоквартирного дома составляет (1308 кв. м) и акта сверки (общая площадь многоквартирного дома 1306,7 м2, из которых площадь подвального помещения 322,1 м2 (пустующий)), количество проголосовавших собственников составляет более 50%. Доказательств того, что при подсчете голосов собственников помещений должна учитываться площадь подвального помещения, Департаментом не представлено.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Департаментом не доказана обоснованность оспариваемых ненормативных актов.
Следовательно, суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что согласно ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.02.2017 по делу N А60-43743/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
Судьи
А.Н.ТОКМАКОВА
Е.А.ПОРОТНИКОВА
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
Судьи
А.Н.ТОКМАКОВА
Е.А.ПОРОТНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)