Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 октября 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Токтаровой А.С.,
с участием:
от заявителя - Кузьмина Н.К., доверенность от 20 октября 2017 года,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьих лиц:
НП СРО "Симбирский дом" - не явился, извещен,
Администрации города Ульяновска - не явился, извещен,
Администрации Цильнинского района Ульяновской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Фонда модернизации ЖКК Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 июня 2017 года по делу N А72-19198/2016 (судья Пиотровская Ю.Г.),
по заявлению Фонда модернизации ЖКК Ульяновской области (ОГРН 1137300000122, ИНН 7326999197), город Ульяновск,
к УФАС России по Ульяновской области, город Ульяновск,
с участием третьих лиц:
НП СРО "Симбирский дом", город Ульяновск,
Администрации города Ульяновска, город Ульяновск,
Администрации Цильнинского района Ульяновской области, село Большое Нагаткино Цильнинского района Ульяновской области,
об отмене постановления по делу об административном правонарушении,
Фонд модернизации ЖКК Ульяновской области (далее - заявитель, фонд) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к УФАС России по Ульяновской области (далее - управление, антимонопольный орган), с привлечением третьих лиц НП СРО "Симбирский дом", Администрации города Ульяновска и Администрации Цильнинского района Ульяновской области, о признании незаконным и отмене постановления N 213 от 01 декабря 2016 года о привлечении к административной ответственности по ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ к штрафу в размере 20 000 рублей.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований фонду отказано.
Фонд, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, о чем в судебном заседании просил и представитель заявителя.
Антимонопольный орган, апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей антимонопольного органа и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением комиссии Ульяновского УФАС России от 07.10.2016 г. по делу N 13534/04-2016 по рассмотрению жалобы НП СРО "Симбирский дом", ООО "Энвил" в действиях фонда, выразившихся в превышении стоимости работ в локальных сметных расчетах и в неустановлении пределов возможного изменения цены после заключения договора по проведению отбора капитального ремонта при формировании лотов, выставленных на отбор N 8/17, установлено нарушение ч. 1 ст. 17 Закона "О защите конкуренции", в связи с чем в отношении фонда от 22.11.2016 г. составлен протокол об административном правонарушении N 330, а по результатам его рассмотрения 01.12.2016 г. вынесено постановление N 213 о привлечении фонда к административной ответственности по ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ к штрафу в размере 20 000 руб.
Считая постановление незаконным, фонд оспорил его в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные фондом требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ нарушение установленных законодательством РФ процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством РФ торгов, продажи государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 - 9 настоящей статьи и ст. ст. 7.29 - 7.32 и 7.32.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 20 000 до 30 000 руб.
При проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции (ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Как следует из материалов дела, управлением в ходе проведения административного расследования обнаружено, что 05.09.2016 г. фонд на сайте http://fondkr73.ru разместил информацию о проведении отбора N 8-17 подрядных организаций на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, с реестровым номером N 8/17.
В составе документов отбора опубликованы: извещение о проведении отбора подрядных организаций; документация по проведению отбора подрядных организаций; реквизиты для перечисления обеспечения заявки на участие в отборе подрядных организаций; техническое задание Лот 1; техническое задание Лот 2; техническое задание Лот 3, приложения к техническому заданию Лот 1, приложения к техническому заданию Лот 2, приложения к техническому заданию Лот 3.
Цена лота N 1: 14 154 602,79 руб. (работы на Нижней Террасе г. Ульяновска. Виды работ: ремонт системы электроснабжения, системы холодного водоснабжения, системы холодного водоотведения, системы теплоснабжения).
Цена лота N 2: 22 595 451,92 руб. (работы на Нижней Терассе г. Ульяновска. Виды работ: ремонт крыши и ремонт фасада, подвальных помещений, встроено-пристроенных помещений лестничных клеток).
Цена лота N 3: 4 425 383,97 руб. (работы в Цильнинском районе, с. Большое Нагаткино, Ульяновской области. Виды работ: ремонт крыши и ремонт фасада).
07.10.2016 г. антимонопольным органом в рамках дела N 13649-К/04-2016 выдано предписание фонду N 32, согласно которому заявителю в срок до 21.10.2016 г. предписывалось прекратить нарушение ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135, выразившееся в формировании лотов, не позволяющих определить перечень и стоимость работ, выставленных на торги, а именно внести изменения в документацию N 8/17 путем: приведения стоимости работ в локальных сметных расчетах в соответствии с Предельной стоимостью услуг (работ), выполняемых в рамках минимального взноса на капитальный ремонт, утв. постановлением Правительства Ульяновской области от 19.02.2014 г. N 51-П; в случае необходимости разработки проектно - сметной документации выделить данные виды работ в отдельный лот.
Письмом 08.10.2016 г. фонд сообщил о выполнении предписания УФАС N 23, которое выразилось во внесении изменений в документацию по проведению отбора подрядных организаций N 8/17 и утверждении ее в новой редакции (приказ N 144-П от 08.10.2016 г.), однако УФАС установлено, что нарушения устранены не были, поскольку стоимость работ в сметах превышает предельную стоимость работ, утв. постановлением Правительства Ульяновской области от 19.02.2014 г. N 51-П "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, на 2014-2044 г." (далее - Программа), сметы составлены с нарушением постановления Правительства Ульяновской области N 51-П в части превышения установленной предельной стоимости работ.
Согласно п. 5 Программы, предельная стоимость услуг (работ) по капитальному ремонту, устанавливается в рамках минимального взноса на капитальный ремонт, и приведена в приложении N 3 к Программе.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.04.2016 г. N 168-П "Об утверждении минимального взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области" установлен с 01.06.2016 г. минимальный взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 5 руб. 40 коп. за квадратный метр площади помещения в МКД выше 9 этажей, 5 руб. 50 коп. за квадратный метр площади помещения в МКД от 5 этажей включительно до 9 этажей, 5 руб. 60 коп. за квадратный метр площади помещения в МКД до 5 этажей.
Из платежных документов запрошенных Ульяновским УФАС России у ООО "РИЦ" следует, что размер взноса на капитальный ремонт вносился жителями многоквартирных домов в размере 5 руб. 60 коп., и 5 руб. 20 коп.
Также п. 6 Программы установлено, что ресурсным обеспечением Программы являются средства собственников помещений в многоквартирных домах.
Превышение этой предельной стоимости, а также оплата услуг и (или) работ, не указанных в ч. 1 ст. 166 ЖК РФ и нормативном правовом акте субъекта РФ, принятом в соответствии с ч. 2 ст. 166 ЖК РФ, осуществляется за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт сверхминимального размера взноса на капитальный ремонт.
Вместе с тем, решений общих собраний собственников помещений многоквартирных домов об установлении размера взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный взнос на капитальный ремонт (п. 1 ст. 169 ЖК РФ), с подтверждающими документами проведения собраний в порядке, установленном ст. ст. 44 - 48 ЖК РФ, в материалы дела фондом не были представлены. Также отсутствуют в материалах дела платежные документы собственников, подтверждающие внесение ими платы за капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный взнос.
Таким образом, отсутствовало правовое основание установления стоимости работ в смете выше, предусмотренного законодательством предела.
В частности по Лоту N 1 в соответствии с локальном сметным расчетом работ по капитальному ремонту системы холодного водоснабжения МКД, расположенному по адресу: г. Ульяновск, 2-й пер. Рабочий, д. 3 сметная стоимость работ, включенная в отбор, оставляет 95 290,13 руб. При этом подлежит отремонтировать 44 п. м. Предельная стоимость услуг (работ), выполняемых в рамках минимального взноса на капитальный ремонт (руб.) по ремонту водоснабжения (п. м) составляет 2 000 руб. (в соответствии с Предельной стоимостью услуг (работ) по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, выполняемых в рамках минимального взноса на капитальный ремонт, утв. постановлением Правительства Ульяновской области от 19.02.2014 г. N 51-П). Следовательно, работы могут быть выставлены на сумму 88 000 руб.
В частности по Лоту N 1 в соответствии с локальном сметным расчетом работ по капитальному ремонту системы холодного водоснабжения МКД, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. Металлистов, д. 16/7 сметная стоимость работ, включенная в отбор, оставляет 547 611, 06 руб. При этом подлежит отремонтировать 396 п. м. Предельная стоимость услуг (работ), выполняемых в рамках минимального взноса на капитальный ремонт (руб.) по ремонту фасада (п. м) составляет 1 000 руб. (в соответствии с Предельной стоимостью услуг (работ) по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, выполняемых в рамках минимального взноса на капитальный ремонт, утв. постановлением Правительства Ульяновской области от 19.02.2014 г. N 51-П). Следовательно, работы могут быть выставлены на сумму 396 000 руб.
Подобные нарушения усматриваются в каждом лоте при установлении стоимости работ по домам: лот N 1, г. Ульяновск, ул. Металлистов, д. 16/7, (холодное водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение), г. Ульяновск, ул. Металлистов, д. 18, (водоотведение), г. Ульяновск, ул. Металлистов, д. 18 (водоотведение), г. Ульяновск, ул. Советской армии, д. 1/9 (водоотведение, г. Ульяновск, ул. Советской армии, д. 5/14 (водоотведение), г. Ульяновск, 2-й пер. Рабочий, д. 3 (водоотведение), г. Ульяновск, ул. Пионерская, д. 9 (электроснабжение, водоснабжение), г. Ульяновск, ул. Почтовая, д. 26, (водоснабжение), лот N 2, г. Ульяновск, 1-й пер. Рабочий, д. 3, (ремонта фасада), г. Ульяновск, ул. Металлистов, д. 16/7 (ремонт подвального помещения, ремонт встроено-пристроенных помещений лестничных клеток), г. Ульяновск, ул. Металлистов, д. 18 (ремонт фасада), г. Ульяновск, ул. Пионерская, д. 9 (ремонт фасада, ремонт подвального помещения), г. Ульяновск, ул. Почтовая, д. 22 (ремонт фасада), г. Ульяновск, ул. Почтовая, д. 24, (ремонт фасада), г. Ульяновск, ул. Почтовая, д. 26, (ремонт крыши, ремонт фасада), г. Ульяновск, ул. Советской армии, д. 1/9, (ремонт фасада), г. Ульяновск, ул. Советской армии, д. 5/14 (ремонт фасада), лот N 3, Цильнинский район, с. Большое Нагаткино, пл. Революции, д. 6 (ремонт фасада, ремонт крыши), Цильнинский район, с. Большой Нагаткино, пл. Революции, д. 8, (ремонт: фасада, ремонт крыши).
В документации об отборе не указаны пределы возможного изменения цены конкретной работы, и при этом цена является критерием для определения победителя при равенстве баллов заявок претендентов (п. 6.4 Документации).
Кроме того, с 15.10.2016 г. вступил в силу п. 222 Положения о привлечении подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утв. постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 г. N 615, в котором, указано, что цена договора об оказании услуг может быть увеличена по соглашению сторон в ходе его исполнения, но не более чем на 10% в связи с пропорциональным увеличением объема выполнения работ, услуг. Цена договора об оказании услуг может быть снижена по соглашению сторон при уменьшении предусмотренных договором об оказании услуг объемов работ (услуг). Изменение стоимости и объемов работ (услуг) производится при соблюдении заказчиком положений, установленных ч. 5 ст. 189 ЖК РФ. Иные положения договора об оказании услуг изменению не подлежат.
Данное нарушение может повлечь недобросовестность претендента при указании предлагаемой стоимости в заявке, поскольку по итогам работ претендент получит возможность увеличить стоимость как минимум в пределах предельной стоимости работ, а также влечет невозможность определения необходимости участия претендента в рассматриваемом отборе.
Указанные недостатки не позволяют потенциальным претендентам сформировать конкурентоспособное предложение и принять участие в отборе, поскольку не позволяют определить перечень работ и их стоимость.
Отсутствие пределов возможного изменения цены договора напрямую влияет на количество организаций - претендентов на участие в торгах, что является нарушением ст. 17 Закона N 135-ФЗ.
Довод в апелляционной жалобе о том, что органы местного самоуправления утверждают сметы и направляют их с утвержденными краткосрочными планами региональному оператору, осуществляющему функцию заказчика при отборе подрядных организаций, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
Согласно Устава фонда, для достижения своих целей фонд осуществляет взаимодействие с органами государственной власти, с органами местного самоуправления Ульяновской области в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах фонда. Однако фонд не исполнил возложенные на него задачи.
Согласно ч. 2 ст. 182 ЖК РФ, региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов.
Также, ч. 6 и 7 ст. 189 ЖК РФ устанавливают перечень полномочий органов местного самоуправления в сфере утверждения документов: "в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления в течение месяца со дня истечения срока, указанного в ч. 4 настоящей статьи, принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора. В случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера решение по вопросам, предусмотренным п. 1 - 4 ч. 5 настоящей статьи, принимается в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ. В указанном случае капитальный ремонт многоквартирного дома осуществляется без его включения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, за счет средств регионального оператора, определенных ст. 185 настоящего Кодекса и законом субъекта РФ в качестве денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, и учитывается при ежегодной актуализации региональной программы капитального ремонта.
В случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется оказание какого-либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вида работ, предусмотренных для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта, орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения соответствующего уведомления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета".
Именно на фонд возложены функции и обязанности регионального оператора по обеспечению выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Ульяновской области в соответствии с нормами федерального и регионального законодательства, в том числе и по организации проведения отбора подрядных организации.
На фонд непосредственно возложены обязанности по формированию предложений для собственников помещения многоквартирных домов, формирующих свои фонды капитального ремонта на счете регионального оператора, о сроках начала проведения работ, о видах, стоимости работ в размере предельной стоимости работ, сформированной исходя из установленного минимального взноса, и о необходимости принятая решения собственникам и об установлении взноса на капитальный ремонт сверх минимального, если стоимость работ, утверждаемая собственниками, будет превышать предельную стоимость.
Однако заявитель не представил доказательства соблюдения Порядка проведения отборов в соответствии с требованиями вышеуказанного законодательства.
Таким образом, факт совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ, нашел свое подтверждение при рассмотрении дела об административном правонарушении и собранными по делу доказательствами.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 1 ст. 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае судом правильно учтено, что фонд имел объективную возможность исполнения требований жилищного законодательства, однако заявителем не были предприняты все меры, направленные на соблюдение установленных требований. Факт нарушения подтвержден материалами дела.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля фонда и препятствующих исполнению им надлежащим образом установленных требований, материалы дела не содержат.
Нарушений порядка привлечения фонда к административной ответственности судом апелляционной инстанций не установлено, а наказание в виде штрафа назначено заявителю по правилам ст. 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ.
Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности вынесено в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Оснований для квалификации совершенного фондом административного правонарушения в качестве малозначительного в силу ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства исключительности случая вмененного заявителю административного правонарушения.
Размер примененного к фонду штрафа не является значительным, соответствует характеру совершенного правонарушения, и минимальному размеру административного штрафа, установленного ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ. Назначенное наказание адекватно совершенному правонарушению, отвечает принципам разумности и справедливости. Доказательств, свидетельствующих о том, что имеются какие-либо основания для признания назначенного штрафа несправедливым, несоразмерным характеру совершенного правонарушения, имущественному и финансовому положению учреждения, заявителем не представлено.
При таких обстоятельствах постановление N 213 от 01.12.2016 г. о назначении фонду административного наказания по ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб. является законным и обоснованным.
Вышеизложенное в совокупности свидетельствует о том, что суд первой инстанции сделал правильный вывод об отказе фонду в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 июня 2017 года по делу N А72-19198/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.10.2017 N 11АП-14703/2017 ПО ДЕЛУ N А72-19198/2016
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2017 г. по делу N А72-19198/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 октября 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Токтаровой А.С.,
с участием:
от заявителя - Кузьмина Н.К., доверенность от 20 октября 2017 года,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьих лиц:
НП СРО "Симбирский дом" - не явился, извещен,
Администрации города Ульяновска - не явился, извещен,
Администрации Цильнинского района Ульяновской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Фонда модернизации ЖКК Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 июня 2017 года по делу N А72-19198/2016 (судья Пиотровская Ю.Г.),
по заявлению Фонда модернизации ЖКК Ульяновской области (ОГРН 1137300000122, ИНН 7326999197), город Ульяновск,
к УФАС России по Ульяновской области, город Ульяновск,
с участием третьих лиц:
НП СРО "Симбирский дом", город Ульяновск,
Администрации города Ульяновска, город Ульяновск,
Администрации Цильнинского района Ульяновской области, село Большое Нагаткино Цильнинского района Ульяновской области,
об отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Фонд модернизации ЖКК Ульяновской области (далее - заявитель, фонд) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к УФАС России по Ульяновской области (далее - управление, антимонопольный орган), с привлечением третьих лиц НП СРО "Симбирский дом", Администрации города Ульяновска и Администрации Цильнинского района Ульяновской области, о признании незаконным и отмене постановления N 213 от 01 декабря 2016 года о привлечении к административной ответственности по ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ к штрафу в размере 20 000 рублей.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований фонду отказано.
Фонд, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, о чем в судебном заседании просил и представитель заявителя.
Антимонопольный орган, апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей антимонопольного органа и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением комиссии Ульяновского УФАС России от 07.10.2016 г. по делу N 13534/04-2016 по рассмотрению жалобы НП СРО "Симбирский дом", ООО "Энвил" в действиях фонда, выразившихся в превышении стоимости работ в локальных сметных расчетах и в неустановлении пределов возможного изменения цены после заключения договора по проведению отбора капитального ремонта при формировании лотов, выставленных на отбор N 8/17, установлено нарушение ч. 1 ст. 17 Закона "О защите конкуренции", в связи с чем в отношении фонда от 22.11.2016 г. составлен протокол об административном правонарушении N 330, а по результатам его рассмотрения 01.12.2016 г. вынесено постановление N 213 о привлечении фонда к административной ответственности по ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ к штрафу в размере 20 000 руб.
Считая постановление незаконным, фонд оспорил его в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные фондом требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ нарушение установленных законодательством РФ процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством РФ торгов, продажи государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 - 9 настоящей статьи и ст. ст. 7.29 - 7.32 и 7.32.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 20 000 до 30 000 руб.
При проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции (ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Как следует из материалов дела, управлением в ходе проведения административного расследования обнаружено, что 05.09.2016 г. фонд на сайте http://fondkr73.ru разместил информацию о проведении отбора N 8-17 подрядных организаций на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, с реестровым номером N 8/17.
В составе документов отбора опубликованы: извещение о проведении отбора подрядных организаций; документация по проведению отбора подрядных организаций; реквизиты для перечисления обеспечения заявки на участие в отборе подрядных организаций; техническое задание Лот 1; техническое задание Лот 2; техническое задание Лот 3, приложения к техническому заданию Лот 1, приложения к техническому заданию Лот 2, приложения к техническому заданию Лот 3.
Цена лота N 1: 14 154 602,79 руб. (работы на Нижней Террасе г. Ульяновска. Виды работ: ремонт системы электроснабжения, системы холодного водоснабжения, системы холодного водоотведения, системы теплоснабжения).
Цена лота N 2: 22 595 451,92 руб. (работы на Нижней Терассе г. Ульяновска. Виды работ: ремонт крыши и ремонт фасада, подвальных помещений, встроено-пристроенных помещений лестничных клеток).
Цена лота N 3: 4 425 383,97 руб. (работы в Цильнинском районе, с. Большое Нагаткино, Ульяновской области. Виды работ: ремонт крыши и ремонт фасада).
07.10.2016 г. антимонопольным органом в рамках дела N 13649-К/04-2016 выдано предписание фонду N 32, согласно которому заявителю в срок до 21.10.2016 г. предписывалось прекратить нарушение ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135, выразившееся в формировании лотов, не позволяющих определить перечень и стоимость работ, выставленных на торги, а именно внести изменения в документацию N 8/17 путем: приведения стоимости работ в локальных сметных расчетах в соответствии с Предельной стоимостью услуг (работ), выполняемых в рамках минимального взноса на капитальный ремонт, утв. постановлением Правительства Ульяновской области от 19.02.2014 г. N 51-П; в случае необходимости разработки проектно - сметной документации выделить данные виды работ в отдельный лот.
Письмом 08.10.2016 г. фонд сообщил о выполнении предписания УФАС N 23, которое выразилось во внесении изменений в документацию по проведению отбора подрядных организаций N 8/17 и утверждении ее в новой редакции (приказ N 144-П от 08.10.2016 г.), однако УФАС установлено, что нарушения устранены не были, поскольку стоимость работ в сметах превышает предельную стоимость работ, утв. постановлением Правительства Ульяновской области от 19.02.2014 г. N 51-П "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, на 2014-2044 г." (далее - Программа), сметы составлены с нарушением постановления Правительства Ульяновской области N 51-П в части превышения установленной предельной стоимости работ.
Согласно п. 5 Программы, предельная стоимость услуг (работ) по капитальному ремонту, устанавливается в рамках минимального взноса на капитальный ремонт, и приведена в приложении N 3 к Программе.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.04.2016 г. N 168-П "Об утверждении минимального взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области" установлен с 01.06.2016 г. минимальный взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 5 руб. 40 коп. за квадратный метр площади помещения в МКД выше 9 этажей, 5 руб. 50 коп. за квадратный метр площади помещения в МКД от 5 этажей включительно до 9 этажей, 5 руб. 60 коп. за квадратный метр площади помещения в МКД до 5 этажей.
Из платежных документов запрошенных Ульяновским УФАС России у ООО "РИЦ" следует, что размер взноса на капитальный ремонт вносился жителями многоквартирных домов в размере 5 руб. 60 коп., и 5 руб. 20 коп.
Также п. 6 Программы установлено, что ресурсным обеспечением Программы являются средства собственников помещений в многоквартирных домах.
Превышение этой предельной стоимости, а также оплата услуг и (или) работ, не указанных в ч. 1 ст. 166 ЖК РФ и нормативном правовом акте субъекта РФ, принятом в соответствии с ч. 2 ст. 166 ЖК РФ, осуществляется за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт сверхминимального размера взноса на капитальный ремонт.
Вместе с тем, решений общих собраний собственников помещений многоквартирных домов об установлении размера взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный взнос на капитальный ремонт (п. 1 ст. 169 ЖК РФ), с подтверждающими документами проведения собраний в порядке, установленном ст. ст. 44 - 48 ЖК РФ, в материалы дела фондом не были представлены. Также отсутствуют в материалах дела платежные документы собственников, подтверждающие внесение ими платы за капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный взнос.
Таким образом, отсутствовало правовое основание установления стоимости работ в смете выше, предусмотренного законодательством предела.
В частности по Лоту N 1 в соответствии с локальном сметным расчетом работ по капитальному ремонту системы холодного водоснабжения МКД, расположенному по адресу: г. Ульяновск, 2-й пер. Рабочий, д. 3 сметная стоимость работ, включенная в отбор, оставляет 95 290,13 руб. При этом подлежит отремонтировать 44 п. м. Предельная стоимость услуг (работ), выполняемых в рамках минимального взноса на капитальный ремонт (руб.) по ремонту водоснабжения (п. м) составляет 2 000 руб. (в соответствии с Предельной стоимостью услуг (работ) по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, выполняемых в рамках минимального взноса на капитальный ремонт, утв. постановлением Правительства Ульяновской области от 19.02.2014 г. N 51-П). Следовательно, работы могут быть выставлены на сумму 88 000 руб.
В частности по Лоту N 1 в соответствии с локальном сметным расчетом работ по капитальному ремонту системы холодного водоснабжения МКД, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. Металлистов, д. 16/7 сметная стоимость работ, включенная в отбор, оставляет 547 611, 06 руб. При этом подлежит отремонтировать 396 п. м. Предельная стоимость услуг (работ), выполняемых в рамках минимального взноса на капитальный ремонт (руб.) по ремонту фасада (п. м) составляет 1 000 руб. (в соответствии с Предельной стоимостью услуг (работ) по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, выполняемых в рамках минимального взноса на капитальный ремонт, утв. постановлением Правительства Ульяновской области от 19.02.2014 г. N 51-П). Следовательно, работы могут быть выставлены на сумму 396 000 руб.
Подобные нарушения усматриваются в каждом лоте при установлении стоимости работ по домам: лот N 1, г. Ульяновск, ул. Металлистов, д. 16/7, (холодное водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение), г. Ульяновск, ул. Металлистов, д. 18, (водоотведение), г. Ульяновск, ул. Металлистов, д. 18 (водоотведение), г. Ульяновск, ул. Советской армии, д. 1/9 (водоотведение, г. Ульяновск, ул. Советской армии, д. 5/14 (водоотведение), г. Ульяновск, 2-й пер. Рабочий, д. 3 (водоотведение), г. Ульяновск, ул. Пионерская, д. 9 (электроснабжение, водоснабжение), г. Ульяновск, ул. Почтовая, д. 26, (водоснабжение), лот N 2, г. Ульяновск, 1-й пер. Рабочий, д. 3, (ремонта фасада), г. Ульяновск, ул. Металлистов, д. 16/7 (ремонт подвального помещения, ремонт встроено-пристроенных помещений лестничных клеток), г. Ульяновск, ул. Металлистов, д. 18 (ремонт фасада), г. Ульяновск, ул. Пионерская, д. 9 (ремонт фасада, ремонт подвального помещения), г. Ульяновск, ул. Почтовая, д. 22 (ремонт фасада), г. Ульяновск, ул. Почтовая, д. 24, (ремонт фасада), г. Ульяновск, ул. Почтовая, д. 26, (ремонт крыши, ремонт фасада), г. Ульяновск, ул. Советской армии, д. 1/9, (ремонт фасада), г. Ульяновск, ул. Советской армии, д. 5/14 (ремонт фасада), лот N 3, Цильнинский район, с. Большое Нагаткино, пл. Революции, д. 6 (ремонт фасада, ремонт крыши), Цильнинский район, с. Большой Нагаткино, пл. Революции, д. 8, (ремонт: фасада, ремонт крыши).
В документации об отборе не указаны пределы возможного изменения цены конкретной работы, и при этом цена является критерием для определения победителя при равенстве баллов заявок претендентов (п. 6.4 Документации).
Кроме того, с 15.10.2016 г. вступил в силу п. 222 Положения о привлечении подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утв. постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 г. N 615, в котором, указано, что цена договора об оказании услуг может быть увеличена по соглашению сторон в ходе его исполнения, но не более чем на 10% в связи с пропорциональным увеличением объема выполнения работ, услуг. Цена договора об оказании услуг может быть снижена по соглашению сторон при уменьшении предусмотренных договором об оказании услуг объемов работ (услуг). Изменение стоимости и объемов работ (услуг) производится при соблюдении заказчиком положений, установленных ч. 5 ст. 189 ЖК РФ. Иные положения договора об оказании услуг изменению не подлежат.
Данное нарушение может повлечь недобросовестность претендента при указании предлагаемой стоимости в заявке, поскольку по итогам работ претендент получит возможность увеличить стоимость как минимум в пределах предельной стоимости работ, а также влечет невозможность определения необходимости участия претендента в рассматриваемом отборе.
Указанные недостатки не позволяют потенциальным претендентам сформировать конкурентоспособное предложение и принять участие в отборе, поскольку не позволяют определить перечень работ и их стоимость.
Отсутствие пределов возможного изменения цены договора напрямую влияет на количество организаций - претендентов на участие в торгах, что является нарушением ст. 17 Закона N 135-ФЗ.
Довод в апелляционной жалобе о том, что органы местного самоуправления утверждают сметы и направляют их с утвержденными краткосрочными планами региональному оператору, осуществляющему функцию заказчика при отборе подрядных организаций, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
Согласно Устава фонда, для достижения своих целей фонд осуществляет взаимодействие с органами государственной власти, с органами местного самоуправления Ульяновской области в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах фонда. Однако фонд не исполнил возложенные на него задачи.
Согласно ч. 2 ст. 182 ЖК РФ, региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов.
Также, ч. 6 и 7 ст. 189 ЖК РФ устанавливают перечень полномочий органов местного самоуправления в сфере утверждения документов: "в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления в течение месяца со дня истечения срока, указанного в ч. 4 настоящей статьи, принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора. В случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера решение по вопросам, предусмотренным п. 1 - 4 ч. 5 настоящей статьи, принимается в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ. В указанном случае капитальный ремонт многоквартирного дома осуществляется без его включения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, за счет средств регионального оператора, определенных ст. 185 настоящего Кодекса и законом субъекта РФ в качестве денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, и учитывается при ежегодной актуализации региональной программы капитального ремонта.
В случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется оказание какого-либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вида работ, предусмотренных для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта, орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения соответствующего уведомления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета".
Именно на фонд возложены функции и обязанности регионального оператора по обеспечению выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Ульяновской области в соответствии с нормами федерального и регионального законодательства, в том числе и по организации проведения отбора подрядных организации.
На фонд непосредственно возложены обязанности по формированию предложений для собственников помещения многоквартирных домов, формирующих свои фонды капитального ремонта на счете регионального оператора, о сроках начала проведения работ, о видах, стоимости работ в размере предельной стоимости работ, сформированной исходя из установленного минимального взноса, и о необходимости принятая решения собственникам и об установлении взноса на капитальный ремонт сверх минимального, если стоимость работ, утверждаемая собственниками, будет превышать предельную стоимость.
Однако заявитель не представил доказательства соблюдения Порядка проведения отборов в соответствии с требованиями вышеуказанного законодательства.
Таким образом, факт совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ, нашел свое подтверждение при рассмотрении дела об административном правонарушении и собранными по делу доказательствами.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 1 ст. 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае судом правильно учтено, что фонд имел объективную возможность исполнения требований жилищного законодательства, однако заявителем не были предприняты все меры, направленные на соблюдение установленных требований. Факт нарушения подтвержден материалами дела.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля фонда и препятствующих исполнению им надлежащим образом установленных требований, материалы дела не содержат.
Нарушений порядка привлечения фонда к административной ответственности судом апелляционной инстанций не установлено, а наказание в виде штрафа назначено заявителю по правилам ст. 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ.
Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности вынесено в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Оснований для квалификации совершенного фондом административного правонарушения в качестве малозначительного в силу ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства исключительности случая вмененного заявителю административного правонарушения.
Размер примененного к фонду штрафа не является значительным, соответствует характеру совершенного правонарушения, и минимальному размеру административного штрафа, установленного ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ. Назначенное наказание адекватно совершенному правонарушению, отвечает принципам разумности и справедливости. Доказательств, свидетельствующих о том, что имеются какие-либо основания для признания назначенного штрафа несправедливым, несоразмерным характеру совершенного правонарушения, имущественному и финансовому положению учреждения, заявителем не представлено.
При таких обстоятельствах постановление N 213 от 01.12.2016 г. о назначении фонду административного наказания по ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб. является законным и обоснованным.
Вышеизложенное в совокупности свидетельствует о том, что суд первой инстанции сделал правильный вывод об отказе фонду в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 июня 2017 года по делу N А72-19198/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий
П.В.БАЖАН
П.В.БАЖАН
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
Е.Г.ФИЛИППОВА
В.Е.КУВШИНОВ
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)