Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.06.2016 N 17АП-5756/2016-АК ПО ДЕЛУ N А60-3662/2016

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2016 г. N 17АП-5756/2016-АК

Дело N А60-3662/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Варакса Н.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.,
при участии:
- от заявителя - закрытого акционерного общества "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" (ИНН 6673137722, ОГРН 1069673002101): Борисова С.Н., паспорт, доверенность от 28.12.2015;
- от заинтересованного лица - Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131): не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - закрытого акционерного общества "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 марта 2016 года
по делу N А60-3662/2016,
принятое судьей Калашником С.Е.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания"
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:

закрытое акционерное общество "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган) от 23.12.2015 N 29-04-21-120 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.03.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, заявитель обжаловал решение суда в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить.
В обоснование жалобы указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства заключения ООО "УЖК ЖКО-Екатеринбург" договора управления спорным многоквартирным домом с собственниками помещений в данном доме, обладающими более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в соответствии с ч. 1 ст. 162 ЖК РФ. Ссылается, что на момент составления протокола об административном правонарушении - 09.12.2015 договор управления многоквартирным домом, заключенный заявителем с собственниками спорного многоквартирного дома, не был прекращен. ООО "УЖК ЖКО-Екатеринбург" на своем официальном сайте и сайте https://www.reformagkh.ru не разместило копию договора управления многоквартирным домом. Выражает несогласие с выводом суда об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования и доводы жалобы.
Заинтересованное лицо в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направило, что в порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения обращения общества с ограниченной ответственностью "УЖК ЖКО-Екатеринбург" от 23.11.2015 N 36554 Департаментом установлено, что обществом "Орджоникидзевская УЖК" не передана ООО "УЖК "ЖКО-Екатеринбург" техническая документация на многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Хмелева, д. 12, в течение 2 рабочих дней, то есть до 20.11.2015 включительно, со дня получения уведомления от ООО "УЖК "ЖКО-Екатеринбург" ввиду возникновения в соответствии с ч. 7 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации обязательств по управлению таким домом. ООО "УЖК "ЖКО-Екатеринбург" избрано в качестве управляющей компании общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, решение оформлено протоколом от 12.10.2015.
По результатам рассмотрения обращения составлен протокол об административном правонарушении от 09.12.2015 и 23.12.2015 вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 29-04-21-120 о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Полагая, что указанное постановление нарушает права и законные интересы общества, не соответствует требованиям законодательства, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности в действиях заявителя состава административного правонарушения, отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу или одному из собственников помещений в многоквартирном доме, либо в уклонении от передачи таких документов указанным лицам, либо в нарушении предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений вправе управлять своим многоквартирным домом либо опосредованно (путем объединения для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме или путем выбора управляющей организации и заключения с ней договора управления каждым собственником помещения в таком доме), либо непосредственно.
Частью 9 названной статьи Кодекса установлено, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
На основании ч. 1 ст. 162 ЖК РФ при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
По правилам ч. 8.2 ст. 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
В соответствии с п. 22 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, обязана уведомить вновь избранную организацию о дате, времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов.
Согласно ч. 10 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
В силу п. 19 Правил N 416 организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное п. 18 указанных Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном п. 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подп. "б" п. 4 Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного ч. 10 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании ч. 7 ст. 162 ЖК РФ, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
В соответствии с ч. 1 ст. 200 ЖК РФ лицензиат в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае, если действие лицензии прекращено или она аннулирована в соответствии со статьей 199 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязан передать лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы в течение двух рабочих дней со дня наступления событий, предусмотренных ч. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как указано в ч. 3 ст. 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со ст. 199 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня:
1) возникновения в соответствии с ч. 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;
2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) возникновения обязательств по договорам, указанным в ч. 1 и 2 ст. 164 Жилищного кодекса Российской Федерации;
4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Из материалов дела следует, что ООО "Орджоникидзевская УЖК" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Екатеринбург, ул. Хмелева, д. 12, на основании договора от 28.12.2006 N 282.
Управляющая компания 18.03.2015 обратилась в департамент с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Административным органом вынесен приказ от 14.04.2015 об отказе обществу "Орджоникидзевская УЖК" в предоставлении лицензии. В связи с чем спорный многоквартирный дом не был включен в раздел реестра лицензий Свердловской области, который содержит сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет заявитель.
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений спорного многоквартирного дома от 12.10.2015 принято решение о выборе в качестве управляющей организации общества с ограниченной ответственностью "УЖК ЖКО - Екатеринбург" (п. 2 протокола). Договор управления заключен с новой управляющей компанией 14.10.2015, в связи с чем многоквартирный дом 15.11.2015 включен в раздел реестра лицензий Свердловской области, который содержит сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет общество с ограниченной ответственностью "УЖК ЖКО - Екатеринбург".
При таких обстоятельствах, по правилам ч. 7 ст. 162 ЖК РФ ООО "УЖК ЖКО - Екатеринбург" обязано приступить к выполнению такого договора не позднее 13.11.2015.
В связи с указанным в адрес ранее обслуживающей многоквартирный дом организации - общества "Орджоникидзевская УЖК" в соответствии с п.п. 18-19 Правил N 416 направлено уведомление (с приложением протокола общего собрания собственников от 12.10.2015) о передаче технической документации на многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Хмелева, д. 12, в связи со сменой способа управления указанным многоквартирным домом.
Указанное уведомление от 18.11.2015 получено ООО "Орджоникидзевская УЖК" 18.11.2015, о чем свидетельствует соответствующая отметка в уведомлении.
По правилам ч.ч. 1, 3 ст. 200 Жилищного кодекса Российской Федерации ООО "Орджоникидзевская УЖК" следует передать ООО "УЖК "ЖКО-Екатеринбург" техническую документацию на многоквартирный дом в течение 2 рабочих дней со дня возникновения в соответствии с ч. 7 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации обязательств по управлению таким домом у новой управляющей организации.
Исходя из положений ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации обязательства управления многоквартирным домом возникают с момента заключения договора, то есть с 14.10.2015.
В соответствии с ч. 7 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, на которую имеется ссылка в применяемой в настоящем случае ч. 3 ст. 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязательство по управлению домом у новой управляющей организации наступает 13.11.2015. Административным органом данный срок продлен до даты извещения общества "Орджоникидзевская УЖК" о принятом собственниками помещений многоквартирного дома решении (18.11.2015).
Вместе с тем техническая документация ООО "УЖК "ЖКО-Екатеринбург" заявителем не передана, в связи с чем приступить к выполнению договора новая управляющая компания в установленный срок не имела возможности.
В результате бездействия ООО "Орджоникидзевская УЖК" допущено правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ.
Факт правонарушения подтвержден материалами дела, заявителем не опровергнут, что свидетельствует о наличии события вменяемого правонарушения.
Ссылка апеллятора на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства заключения ООО "УЖК ЖКО-Екатеринбург" договора управления спорным многоквартирным домом с собственниками помещений в данном доме, обладающими более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в соответствии с ч. 1 ст. 162 ЖК РФ; на своем официальном сайте и сайте https://www.reformagkh.ru общество не разместило копию договора управления многоквартирным домом, является несостоятельной, поскольку не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела.
Отсутствие такого договора управления не свидетельствует о не заключении договора с ООО "УЖК ЖКО-Екатеринбург".
Дата, время, место передача технической документации определены в уведомлении от 18.11.2015.
По правилам ч. 1 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
К числу указанных сведений отнесены, в том числе, дата и номер договора управления многоквартирным домом.
В реестр лицензий, информация из которого носит публичный характер, департаментом 15.11.2015 внесены сведения об осуществлении ООО "УЖК ЖКО - Екатеринбург" деятельности по управлению многоквартирным домом. Таким образом, дата возникновения обязательств общества с ограниченной ответственностью "УЖК-ЖКО Екатеринбург" по управлению многоквартирным домом могла быть определена заявителем.
Проверка полноты и достоверности информации, размещенной на сайтах, в момент внесения изменений в реестр лицензий Свердловской области законодательством предусмотрена не была. Включение многоквартирных домов в реестр лицензий произведено департаментом в соответствии с ч. 3 ст. 198 ЖК РФ. Сведения в реестре достаточны для определения возникновения обязательств ООО "УЖК ЖКО - Екатеринбург" по управлению спорным многоквартирным домом при том, что он не включен в перечень домов, управление которым входило в обязанности заявителя.
То обстоятельство, что договор управления с ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" с собственниками не был расторгнут, не влияет на квалификацию действий заявителя, поскольку при избрании собственниками иной управляющей компании и заключении одним из собственников договора управления МКД, при том, что данная информация было общедоступна на официальном сайте для раскрытия информации, в том числе по исключению спорного жилого дома из управления заявителя, общество как профессиональный участник рынка в сфере жилищно-коммунального хозяйства могло и должно было инициировать расторжение договора, при этом данное обстоятельство, по мнению суда апелляционной инстанции, не являлось существенным препятствием для передачи технической документации.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалы дела обществом не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
Доказательства, свидетельствующие об объективной невозможности выполнить требования действующего законодательства, не представлены.
Следовательно, вина заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ, административным органом установлена и доказана.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом первой и апелляционной инстанций не установлено. Обществу была предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Наказание в виде административного штрафа назначено в минимальном размере санкции ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного. Оснований для иной оценки данных обстоятельств суд апелляционной инстанции не находит. Последующее собрание собственников жилых и нежилых помещений не влияет на оценку правонарушения как малозначительного, поскольку не являются действиями управляющей компании по выполнению обязанности по передаче технической документации. Соответствующие доводы апеллятора подлежат отклонению.
Доводы, приведенные обществом в апелляционной жалобе, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции в полном объеме как противоречащие нормам права и представленным доказательствам.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 марта 2016 года по делу N А60-3662/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Судьи
Н.В.ВАРАКСА
Е.Ю.МУРАВЬЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)