Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2017 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Григорьева Д.В.
Ильина В.И.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Север" на решение от 13.01.2017 Арбитражного суда Тюменской области (судья Безиков О.А.) и постановление от 30.03.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Золотова Л.А., Лотов А.Н.) по делу N А70-15023/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Север" (190000, город Санкт-Петербург, улица Галерная, дом 20-22, корпус А, ИНН 7838042298, ОГРН 1157847298894) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (625048, город Тюмень, улица Холодильная, 58а, ИНН 7202081799, ОГРН 1027200812308) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании приняли участие представители:
- от общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Север" - Лазарев А.В. по доверенности от 22.03.2017 N 34/280/17;
- от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области - Полухин Д.А. по доверенности от 11.01.2017, Муталапова Е.А. по доверенности от 10.04.2017 N 15.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Север" (далее - общество, ООО "Газпром межрегионгаз Север") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - антимонопольный орган, управление) от 17.11.2016 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 562 500 руб.
Решением от 13.01.2017 Арбитражного суда Тюменской, оставленным без изменения постановлением от 30.03.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней ООО "Газпром межрегионгаз Север", ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм права, просит указанные судебные акты отменить и освободить его от административной ответственности.
По мнению общества, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, в его действиях отсутствует, поскольку антимонопольным органом не доказано ущемление интересов иных лиц (хозяйствующих субъектов или неопределенного круга потребителей); вменяемое ему нарушение порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии и горячего водоснабжения подлежит квалификации по статье 9.22 КоАП РФ.
Податель жалобы также считает, что размер административного штрафа рассчитан неверно, без учета наличия смягчающих обстоятельств, указанных в пунктах 4, 5 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ; имеются основания для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П.
В отзыве на кассационную жалобу и дополнениях к нему антимонопольный орган просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статьи 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, дополнениях и возражениях, а также выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела, между обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Домсервис" (далее - ООО УК "Домсервис", управляющая компания) и собственниками помещений в многоквартирном жилом доме N 15 по улице Маршала Захарова в городе Тюмени (далее - МКД) заключен договор управления многоквартирным домом от 09.09.2013 N 3/13.
В состав общего имущества названного дома входит крышная газовая котельная, которая используется для производства и предоставления жителям МКД коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению. Необходимый для этих целей газ приобретается управляющей компанией у ООО "Газпром межрегионгаз Север" на основании договора от 12.09.2012 N 63-12-56-3190/13 и дополнительного соглашения к нему от 31.12.2014 N 5-15.
В связи с наличием задолженности по указанному договору, которая по состоянию на 11.02.2015 составила 1 298 539,28 рублей (акт сверки взаимных расчетов N 272), общество 06.03.2015 направило в адрес управляющей компании уведомление о том, что в случае неоплаты потребленного газа до 17.03.2015, исполнение обязательств по поставке газа в МКД будет приостановлено. Данное уведомление получено ООО УК "Домсервис" 14.03.2015.
В соответствии с актом от 17.03.2015 ООО "Газпром межрегионгаз Север" подача газа в МКД прекращена путем закрытия задвижки на подводящем газопроводе и установления пломбы. В этот же день обществом составлены акты о снятии пломбы и восстановлении подачи природного газа после отключения.
Прокуратурой города Тюмени в адрес общества вынесено представление об устранении нарушений закона от 07.04.2015, в том числе установленного пунктом 46 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила N 549), срока уведомления о предстоящем отключении газа.
На основании заявления ООО "УК "Домсервис", направленного Прокуратурой Ленинского административного округа города Тюмени для рассмотрения по подведомственности, антимонопольным органом было возбуждено дело по признакам нарушения ООО "Газпром межрегионгаз Север" части 1 статьи 10 Федерального закона от N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Решением управления от 25.11.2015 N К15/87-10 действия общества, занимающего доминирующее положение на рынке услуг по реализации газа населению в Тюменской области (без автономных округов), выразившиеся в необоснованном прекращении поставки газа для крышной котельной МКД и в нарушении срока направления ООО "УК "Домсервис" уведомления о приостановлении подачи газа, результатом которых явилось ущемление интересов иных лиц, признаны нарушающими пункт 4 части 1 статьи 10 и часть 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления антимонопольным органом в отношении общества протокола об административных правонарушениях от 14.10.2016 N А16/431 и вынесения постановления от 17.11.2016 о привлечении его к административной ответственности по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 562 500 руб.
Не согласившись с названным постановлением, ООО "Газпром межрегионгаз Север" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды обеих инстанций исходили из наличия в деянии общества состава вменяемого административного правонарушения и соблюдения порядка привлечения его к административной ответственности. При этом суды не усмотрели оснований для признания допущенного им правонарушения малозначительным и уменьшения назначенного управлением размера административного штрафа.
Выводы судов являются правомерными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Согласно части 1 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ, влечет наложение на юридических лиц штрафа в размере от 300 000 руб. до 1 000 000 руб.
По общему правилу, закрепленному в части 1 статьи 1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ (в редакции, действовавшей до 05.01.2016) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 4).
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что приведенный в части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ перечень не является исчерпывающим; оценивая действия доминирующих на рынке субъектов как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона N 135-ФЗ и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им.
Пункты 2 и 3 статьи 546 ГК РФ, статья 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", пункты 45, 46 Правил N 549 предоставляют поставщикам право приостановить исполнение обязательств по поставке газа в случае наличия непогашенной задолженности по его оплате при условии письменного уведомления абонента об этом не позднее чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа.
Вместе с тем, в силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.
Порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг определен в разделе XI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 117 названных Правил неполная оплата потребителем коммунальной услуги является основанием для введения исполнителем ограничения или приостановления коммунальной услуги.
Из положений пункта 119 Правил N 354 (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) следует, что исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. При неоплате задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления коммунальной услуги, а при отсутствии такой возможности либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 30 дней со дня введения ограничения - приостанавливает предоставление коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения, - с предварительным (за 3 суток) письменным извещением об этом потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.
Действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг, которые могут привести к нарушению прав и интересов потребителей, полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается (пункт 121, подпункт "б" пункта 122 Правил N 354).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды двух инстанций установили, что ООО "Газпром межрегионгаз Север" в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона N 135-ФЗ занимает доминирующее положение на рынке услуг по газоснабжению населения в границах Тюменской области (без автономных округов).
При этом общество, располагая информацией о том, что ООО "УК "Домсервис" приобретает газ для оказания коммунальных услуг потребителям, 17.03.2015 прекратило его подачу в крышную котельную МКД, обеспечивающую отоплением и горячим водоснабжением жителей данного дома.
С учетом изложенного суды правомерно указали, что отключение газа лишает управляющую компанию возможности осуществлять подогрев воды для предоставления услуг горячего водоснабжения и отопления, а также создает угрозу нарушения прав потребителей, добросовестно оплачивающих коммунальные услуги; направление обществом предупреждения об отключении газа в адрес ООО "УК "Домсервис" 06.03.2015 не позволило последнему обеспечить соблюдение требований подпункта "а" пункта 117, пункта 119 Правил N 354.
Поскольку данные действия ООО "Газпром межрегионгаз Север" противоречат действующему законодательству и ущемляют интересы как потребителей коммунальных услуг, так и управляющей компании, антимонопольный орган и арбитражные суды обоснованно квалифицировали их как нарушающие запреты, предусмотренные частью 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Принимая во внимание, что доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства, а также наличия обстоятельств, объективно препятствующих этому, в материалы дела не представлено, арбитражные суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
Нарушений положений КоАП РФ при привлечении общества к административной ответственности не выявлено, оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, в соответствии со статьями 3.1, 3.5, 4.1, 4.2 КоАП РФ и пунктов 2 - 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ.
Оценив доводы общества, приведенные им в обоснование применения статьи 2.9 КоАП РФ и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П, а также о наличии поименованных в пунктах 4, 5 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ обстоятельств, смягчающих ответственность, суды не усмотрели оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, а также снижения размера назначенного управлением административного штрафа.
Переоценка данных выводов в силу положений статей 286 и 287 АПК РФ и абзаца 4 пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного арбитражные суды правомерно отказали ООО "Газпром межрегионгаз Север" в удовлетворении заявленных требований.
Иное толкование обществом действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Таким образом, основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 13.01.2017 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 30.03.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-15023/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 07.06.2017 N Ф04-1586/2017 ПО ДЕЛУ N А70-15023/2016
Требование: Об отмене постановления о привлечении общества, занимающего доминирующее положение на рынке услуг по реализации газа населению, к ответственности по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ за необоснованное прекращение поставки газа для крышной котельной многоквартирного дома и нарушение срока направления управляющей компании уведомления о приостановлении подачи газа.Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2017 г. по делу N А70-15023/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2017 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Григорьева Д.В.
Ильина В.И.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Север" на решение от 13.01.2017 Арбитражного суда Тюменской области (судья Безиков О.А.) и постановление от 30.03.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Золотова Л.А., Лотов А.Н.) по делу N А70-15023/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Север" (190000, город Санкт-Петербург, улица Галерная, дом 20-22, корпус А, ИНН 7838042298, ОГРН 1157847298894) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (625048, город Тюмень, улица Холодильная, 58а, ИНН 7202081799, ОГРН 1027200812308) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании приняли участие представители:
- от общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Север" - Лазарев А.В. по доверенности от 22.03.2017 N 34/280/17;
- от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области - Полухин Д.А. по доверенности от 11.01.2017, Муталапова Е.А. по доверенности от 10.04.2017 N 15.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Север" (далее - общество, ООО "Газпром межрегионгаз Север") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - антимонопольный орган, управление) от 17.11.2016 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 562 500 руб.
Решением от 13.01.2017 Арбитражного суда Тюменской, оставленным без изменения постановлением от 30.03.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней ООО "Газпром межрегионгаз Север", ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм права, просит указанные судебные акты отменить и освободить его от административной ответственности.
По мнению общества, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, в его действиях отсутствует, поскольку антимонопольным органом не доказано ущемление интересов иных лиц (хозяйствующих субъектов или неопределенного круга потребителей); вменяемое ему нарушение порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии и горячего водоснабжения подлежит квалификации по статье 9.22 КоАП РФ.
Податель жалобы также считает, что размер административного штрафа рассчитан неверно, без учета наличия смягчающих обстоятельств, указанных в пунктах 4, 5 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ; имеются основания для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П.
В отзыве на кассационную жалобу и дополнениях к нему антимонопольный орган просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статьи 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, дополнениях и возражениях, а также выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела, между обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Домсервис" (далее - ООО УК "Домсервис", управляющая компания) и собственниками помещений в многоквартирном жилом доме N 15 по улице Маршала Захарова в городе Тюмени (далее - МКД) заключен договор управления многоквартирным домом от 09.09.2013 N 3/13.
В состав общего имущества названного дома входит крышная газовая котельная, которая используется для производства и предоставления жителям МКД коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению. Необходимый для этих целей газ приобретается управляющей компанией у ООО "Газпром межрегионгаз Север" на основании договора от 12.09.2012 N 63-12-56-3190/13 и дополнительного соглашения к нему от 31.12.2014 N 5-15.
В связи с наличием задолженности по указанному договору, которая по состоянию на 11.02.2015 составила 1 298 539,28 рублей (акт сверки взаимных расчетов N 272), общество 06.03.2015 направило в адрес управляющей компании уведомление о том, что в случае неоплаты потребленного газа до 17.03.2015, исполнение обязательств по поставке газа в МКД будет приостановлено. Данное уведомление получено ООО УК "Домсервис" 14.03.2015.
В соответствии с актом от 17.03.2015 ООО "Газпром межрегионгаз Север" подача газа в МКД прекращена путем закрытия задвижки на подводящем газопроводе и установления пломбы. В этот же день обществом составлены акты о снятии пломбы и восстановлении подачи природного газа после отключения.
Прокуратурой города Тюмени в адрес общества вынесено представление об устранении нарушений закона от 07.04.2015, в том числе установленного пунктом 46 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила N 549), срока уведомления о предстоящем отключении газа.
На основании заявления ООО "УК "Домсервис", направленного Прокуратурой Ленинского административного округа города Тюмени для рассмотрения по подведомственности, антимонопольным органом было возбуждено дело по признакам нарушения ООО "Газпром межрегионгаз Север" части 1 статьи 10 Федерального закона от N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Решением управления от 25.11.2015 N К15/87-10 действия общества, занимающего доминирующее положение на рынке услуг по реализации газа населению в Тюменской области (без автономных округов), выразившиеся в необоснованном прекращении поставки газа для крышной котельной МКД и в нарушении срока направления ООО "УК "Домсервис" уведомления о приостановлении подачи газа, результатом которых явилось ущемление интересов иных лиц, признаны нарушающими пункт 4 части 1 статьи 10 и часть 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления антимонопольным органом в отношении общества протокола об административных правонарушениях от 14.10.2016 N А16/431 и вынесения постановления от 17.11.2016 о привлечении его к административной ответственности по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 562 500 руб.
Не согласившись с названным постановлением, ООО "Газпром межрегионгаз Север" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды обеих инстанций исходили из наличия в деянии общества состава вменяемого административного правонарушения и соблюдения порядка привлечения его к административной ответственности. При этом суды не усмотрели оснований для признания допущенного им правонарушения малозначительным и уменьшения назначенного управлением размера административного штрафа.
Выводы судов являются правомерными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Согласно части 1 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ, влечет наложение на юридических лиц штрафа в размере от 300 000 руб. до 1 000 000 руб.
По общему правилу, закрепленному в части 1 статьи 1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ (в редакции, действовавшей до 05.01.2016) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 4).
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что приведенный в части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ перечень не является исчерпывающим; оценивая действия доминирующих на рынке субъектов как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона N 135-ФЗ и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им.
Пункты 2 и 3 статьи 546 ГК РФ, статья 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", пункты 45, 46 Правил N 549 предоставляют поставщикам право приостановить исполнение обязательств по поставке газа в случае наличия непогашенной задолженности по его оплате при условии письменного уведомления абонента об этом не позднее чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа.
Вместе с тем, в силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.
Порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг определен в разделе XI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 117 названных Правил неполная оплата потребителем коммунальной услуги является основанием для введения исполнителем ограничения или приостановления коммунальной услуги.
Из положений пункта 119 Правил N 354 (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) следует, что исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. При неоплате задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления коммунальной услуги, а при отсутствии такой возможности либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 30 дней со дня введения ограничения - приостанавливает предоставление коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения, - с предварительным (за 3 суток) письменным извещением об этом потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.
Действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг, которые могут привести к нарушению прав и интересов потребителей, полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается (пункт 121, подпункт "б" пункта 122 Правил N 354).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды двух инстанций установили, что ООО "Газпром межрегионгаз Север" в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона N 135-ФЗ занимает доминирующее положение на рынке услуг по газоснабжению населения в границах Тюменской области (без автономных округов).
При этом общество, располагая информацией о том, что ООО "УК "Домсервис" приобретает газ для оказания коммунальных услуг потребителям, 17.03.2015 прекратило его подачу в крышную котельную МКД, обеспечивающую отоплением и горячим водоснабжением жителей данного дома.
С учетом изложенного суды правомерно указали, что отключение газа лишает управляющую компанию возможности осуществлять подогрев воды для предоставления услуг горячего водоснабжения и отопления, а также создает угрозу нарушения прав потребителей, добросовестно оплачивающих коммунальные услуги; направление обществом предупреждения об отключении газа в адрес ООО "УК "Домсервис" 06.03.2015 не позволило последнему обеспечить соблюдение требований подпункта "а" пункта 117, пункта 119 Правил N 354.
Поскольку данные действия ООО "Газпром межрегионгаз Север" противоречат действующему законодательству и ущемляют интересы как потребителей коммунальных услуг, так и управляющей компании, антимонопольный орган и арбитражные суды обоснованно квалифицировали их как нарушающие запреты, предусмотренные частью 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Принимая во внимание, что доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства, а также наличия обстоятельств, объективно препятствующих этому, в материалы дела не представлено, арбитражные суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
Нарушений положений КоАП РФ при привлечении общества к административной ответственности не выявлено, оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, в соответствии со статьями 3.1, 3.5, 4.1, 4.2 КоАП РФ и пунктов 2 - 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ.
Оценив доводы общества, приведенные им в обоснование применения статьи 2.9 КоАП РФ и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П, а также о наличии поименованных в пунктах 4, 5 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ обстоятельств, смягчающих ответственность, суды не усмотрели оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, а также снижения размера назначенного управлением административного штрафа.
Переоценка данных выводов в силу положений статей 286 и 287 АПК РФ и абзаца 4 пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного арбитражные суды правомерно отказали ООО "Газпром межрегионгаз Север" в удовлетворении заявленных требований.
Иное толкование обществом действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Таким образом, основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 13.01.2017 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 30.03.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-15023/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Г.А.ШАБАНОВА
Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
В.И.ИЛЬИН
Г.А.ШАБАНОВА
Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
В.И.ИЛЬИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)