Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Наличие выявленных нарушений, капитальное разрушение конструкций дома, значительный моральный и физический износ здания, по мнению истца, свидетельствуют о том, что жилой дом является непригодным для проживания и подлежит сносу; несмотря на ненадлежащее техническое состояние многоквартирного дома, административные ответчики не предпринимают мер, направленных на признание его аварийным и подлежащим сносу.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Рыбаков Р.В.
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Литвиновой М.В., Шмидт Т.Е.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района
города Саратова (далее - прокурор) в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования
"Город Саратов" (далее - администрация), администрации Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация района) о признании бездействия незаконным по апелляционной жалобе администрации на решение Октябрьского районного суда города Саратова от 27 июля 2017 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, письменного заключения прокурора Никоноровой О.Е., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации и администрации района с требованиями о признании незаконным бездействия, возложении обязанности инициировать проведение мероприятий для решения вопроса о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и непригодным для проживания.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведения прокуратурой Октябрьского района города Саратова проверки исполнения жилищного законодательства выявлено, что на территории Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов" расположен многоквартирный пятиэтажный жилой дом N 66 (1971 года постройки) по улице имени Клочкова В.Г., в котором имеется 9 муниципальных помещений. При обследовании данного дома установлены нарушения ГОСТ 31937-2011 "Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", введенного в действие Приказом Росстандарта от 27 декабря 2012 года N 1984-ст, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, положений Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 годам N 390 (далее - Правила противопожарного режима), СП 1.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденных Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года N 171 (далее - СП 1.13130.2009), СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 года N 64 (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10). Наличие выявленных нарушений, капитальное разрушение конструкций дома, значительный моральный и физический износ здания, по мнению прокурора, свидетельствует о том, что жилой дом является непригодным для проживания и подлежит сносу. Несмотря на ненадлежащее техническое состояние многоквартирного дома N 66 по улице имени Клочкова В.Г. города Саратова административные ответчики не предпринимают меры, направленные на признание его аварийным и подлежащим сносу.
Прокурор полагал, что бездействие органов местного самоуправления создает реальную угрозу жизни и здоровью как лиц, проживающих в указанном доме, так и неопределенного круга лиц.
Решением Октябрьского районного суда города Саратова от 27 июля 2017 года признано незаконным бездействие администрации, выразившееся в необращении в межведомственную комиссию для инициирования процедуры, предусмотренной пунктами 42 - 52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006 года. На администрацию возложена обязанность в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда инициировать процедуру, установленную пунктами 42 - 52 указанного, подготовить и представить документы на межведомственную комиссию для рассмотрения вопроса о признании непригодным для проживания дома N 66 по улице имени Клочкова В.Г. города Саратова. В удовлетворении административных исковых требований к администрации района отказано.
В апелляционной жалобе администрация ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований. Полагает, что в административном исковом заявлении не указано, какие конкретно права жителей затронуты и чем они нарушаются, прокурором не представлено доказательств несоответствия действий (бездействия) администрации закону или иному нормативному акту, доказательств необходимости обращения в межведомственную комиссию, а также не доказана причинно-следственная связь между выявленными нарушениями и действиями (бездействием) администрации. Ссылается, что в полномочия органов местного самоуправления не входит обязанность по подготовке и предоставлению документов на межведомственную комиссию. Кроме того, удовлетворяя требования прокурора о понуждении к совершению действий, суд фактически вмешался в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, что, исходя из принципа разделения властей, является недопустимым.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Октябрьского района города Саратова просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации - без удовлетворения.
На заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили.
При таких обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме в соответствии с требованиями статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно статье 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, администрация является собственником 9 жилых помещений в пятиэтажном многоквартирном доме N 66 по улице имени Клочкова В.Г. в <...> года постройки, расположенном на территории Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов".
Прокуратурой Октябрьского района города Саратова проведена проверка исполнения администрацией жилищного законодательства.
Согласно акту осмотра строительных конструкций здания общежития, расположенного по адресу: город Саратов, улица имени Клочкова В.Г., дом N 66, от 06 февраля 2017 года, составленному специалистом ООО "<...>", в результате визуального осмотра основных строительных конструкций здания установлено, что в соответствии с ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" конструкции здания общежития находятся в ограниченно-работоспособном техническом состоянии.
Из акта инспекционной проверки от 06 марта 2015 года следует, что в многоквартирном жилом доме N 66 по улице имени Клочкова В.Г. города Саратова выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, а именно: имеются разрушения отмостки фундамента, трещины, деформации и отклонения от вертикали, местные разрушения, нарушения связи (выпадение) отдельных кирпичей с кладкой наружных стен; отслоение штукатурки и трещины межэтажных перекрытий, провисания и зыбкости перекрытий межэтажных перекрытий, неисправности конструктивных элементов межэтажных перекрытий, создающих угрозу обрушения; провалы, осадки разрушения конструкций крылец, повреждения конструкций входов; утечки в системах инженерного оборудования подвала; течи в трубопроводах внутренней системы отопления, холодного и горячего водоснабжений; нарушения герметичности трубопроводов, соединений, ревизий, прокладок внутренней системы канализации; отсутствуют и находятся в неисправном состоянии осветительные приборы на лестничных клетках в подъездах и над входами в здание, а также имеются неисправности внутридомовых электросетей в местах общего пользования и подвальном помещении.
В соответствии со справкой о проверке соблюдения обязательных требований пожарной безопасности от 10 апреля 2017 года в здании по адресу: город Саратов, улица имени Клочкова В.Г., дом N 66, выявлены следующие нарушения:
- - на путях эвакуации в коридорах всех 5 этажей для отделки подов применен материал (линолеум) с более высокой пожарной опасностью чем В2, РП2, ДЗ, Т2 (пункт 1 части 2 статьи 1, части 1 статьи 6, части 3 статьи 89 Закон N 123-ФЗ, пункт 4.3.2 СП 1.13130.2009);
- - в коридорах и лестничных клетках всего здания эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (подпункт "в" пункта 42 Правил противопожарного режима);
- - в коридорах и лестничных клетках всего здания эксплуатируются электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции (подпункт "а" пункта 42 Правил противопожарного режима);
- - в правом крыле здания на первом этаже при проведении строительно-монтажных работ используется временная электропроводка (подпункт "з" пункта 42 Правил противопожарного режима);
- - на кровле здания с уклоном кровли более 12% и высотой до карниза более 7 м отсутствует ограждение (пункт 1 части 2 статьи 1, части 1 статьи 6, части 2 статьи 90 Закон N 123-ФЗ, пункт 7.16 СП 4.13130.2013);
- - места пересечения трубопроводами и кабелями межэтажных перекрытий на обоих лестничных маршах с подвала до 5 этажа не заделаны негорючими материалами (пункт 22 Правил противопожарного режима);
- - на всех этажах здания пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы пожарными рукавами, ручными пожарными стволами (пункт 57 Правил противопожарного режима).
Согласно экспертному заключению ФБУЗ "<...>" N от 14 апреля 2017 года санитарное состояние жилого дома N 66 по улице имени Клочкова В.Г. в Октябрьском районе города Саратова не соответствует требованиям пункта 9.2 СанПиН 2.1.2645-10, а именно: в местах общего пользования (туалеты, душевые, умывальни и кухни) видны следы протекания, разводы серого цвета, отслоение штукатурного слоя до бетонных перекрытий, трещины и сколы на потолке и стенах, деформация напольного покрытия; в туалетах и умывальнях инженерное оборудование в нерабочем состоянии; имеются утечки на инженерных коммуникациях, следы затопления в подвальном помещении.
Из представленных АО "Саратовгаз" акта осмотра от 30 января 2017 года и ответа от 27 апреля 2017 года следует, что эксплуатация внутренних устройств газоснабжения прекращена в связи с угрозой жизни в результате разрушения здания.
Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (статья 2). Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10). К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (статья 14). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (статья 15). Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (статья 57). Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87).
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, изданного во исполнение полномочий, предусмотренных статьями 12, 15 ЖК РФ, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 (1) настоящего Положения.
В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления (пункт 7). Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (пункт 33). Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 34).
Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения (пункт 42). Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии (пункт 44). При этом для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения документы в соответствии с пунктом 45 Положения.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям, в частности, о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 47). На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем 7 пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49).
Согласно части 1 статьи 47 Устава муниципального образования "Город Саратов", принятого решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года N 67-649, органы местного самоуправления города самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города.
Экономическую основу местного самоуправления города составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства бюджета города, а также имущественные права города. В собственности города в соответствии с действующим законодательством находится имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в том числе жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в городе и нуждающихся в жилых помещениях, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (статья 46 Устава).
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 09 июня 2015 года N 1415 создана межведомственная комиссия по оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции требованиям и утверждено Положение о ней.
Согласно пункту 1.4 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения и многоквартирного дома установленным в Положении требованиям в целях признания соответствующим органом помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и принимает решения (в виде заключений) в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения.
По окончании работы комиссия составляет в трех экземплярах заключение по установленной форме с указанием соответствующих оснований принятия решения; направляет один экземпляр заключения комиссии и акт обследования (в случае его составления) в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, соответствующую администрацию района муниципального образования "Город Саратов" для принятия в установленном порядке решения, предусмотренного абзацем 7 пункта 7 Положения, и издания распоряжения в соответствии с пунктом 49 Положения (пункты 3.1.12, 3.1.13).
Несмотря на то, что в многоквартирном жилом доме N 66 по улице имени Клочкова В.Г. города Саратова выявлены нарушения правил и норм технической эксплуатации, имеется износ строительных конструкций, выявлены другие нарушения, администрация в пределах своих полномочий не обеспечила контроль за сохранностью помещений, собственником которых является, их соответствием установленным техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Неправомерно бездействуя, администрация не обращалась в межведомственную комиссию с соответствующим заявлением, на основании которого комиссия и орган местного самоуправления принимают решения, связанные с признанием жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания, дома аварийным и подлежащим сносу, с дальнейшим использованием помещения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судебная коллегия полагает, что прокурор вправе в данном случае обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке статей 39, 218 КАС РФ, так как бездействие администрации может привести к возникновению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, как являющихся жильцами, в том числе нанимателями муниципальных жилых помещений, дома N 66 по улице имени Клочкова В.Г. города Саратова, так и иных граждан.
При указанных обстоятельствах и приведенных выше положениях правовых норм суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие администрации, выразившееся в необращении в межведомственную комиссию для инициирования процедуры, предусмотренной пунктами 42 - 52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006 года, удовлетворив заявленные прокурором административные исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заявителем не предоставлено доказательств не соответствия действий (бездействий) администрации какому-либо закону или иному правовому акту, а также что в полномочия администрации не входит осуществление действий по передаче документов на рассмотрение в межведомственную комиссию, основан на неправильном толковании нормативных правовых актов и опровергается их содержанием. При этом утверждение администрации о том, что названные выше полномочия возложены на администрации районов, также является необоснованным.
В соответствии с Положением об администрации Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов", утвержденным решением Саратовской городской Думы от 29 января 2009 года N 36-398, администрация района в соответствии с возложенными на нее задачами обладает рядом полномочий, связанных с решением вопросов местного значения, в частности, в сфере владения, пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и создания условий для управления многоквартирными домами.
Кроме этого, администрация района в соответствии с муниципальными правовыми актами является держателем объектов имущественной части муниципальной казны; по доверенности от имени муниципального образования "Город Саратов" при управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности, осуществляет права собственника жилых помещений в многоквартирных домах; осуществляет координацию и контроль за деятельностью подведомственных организаций муниципальной формы собственности; созывает общие собрания собственников помещений в многоквартирных домах для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 170 ЖК РФ; согласовывает акты приемки выполненных работ в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 190 ЖК РФ; взаимодействует с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, региональным оператором (региональными операторами) в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; осуществляет обязанности собственника жилых помещений в многоквартирных домах, в которых имеется доля муниципальной собственности и которые включены в областную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области, в части заключения договоров и уплаты ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в таких домах.
Иными полномочиями в сфере владения и пользования муниципальным имуществом администрация района не обладает.
Также не может быть признано состоятельным указание администрации на то, что процедура работы комиссии не предусматривает участие администрации в ее работе и принятии решений по итогам работы, поскольку постановленным по делу решением на администрацию как на собственника жилых помещений в многоквартирном доме возлагается лишь обязанность по обращению в межведомственную комиссию с заявлением для инициирования процедуры разрешения вопроса о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, при этом вопрос о необходимости принятия какого-либо решения по итогам работы комиссии предметом рассмотрения суда первой инстанции не являлся.
Ссылка в апелляционной жалобе на обязанность администрации осуществлять общий контроль за сохранностью жилищного фонда, а также на то, что функции по непосредственному ремонту и содержанию жилищного фонда возложены на управляющую организацию, не принимается во внимание судебной коллегией, поскольку вопрос об организации текущего содержания, технического обслуживания и ремонта дома не является предметом рассмотрения поданного административного искового заявления.
Довод апелляционной жалобы о том, что, удовлетворяя требования прокурора о понуждении к совершению действий, суд первой инстанции вмешался в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, является необоснованным.
Согласно статьям 2, 4, 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.
При этом неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц. Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности, поэтому не могут расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления. В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия (статья 227 КАС РФ).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы, по сути, сводятся к иному толкованию норм действующего законодательства, что не может служить основанием для отмены или изменения правильного по существу решения. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Саратова от 27 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.10.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-7398/2017
Требование: О признании незаконным бездействия, возложении обязанности инициировать проведение мероприятий для решения вопроса о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и непригодным для проживания.Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Наличие выявленных нарушений, капитальное разрушение конструкций дома, значительный моральный и физический износ здания, по мнению истца, свидетельствуют о том, что жилой дом является непригодным для проживания и подлежит сносу; несмотря на ненадлежащее техническое состояние многоквартирного дома, административные ответчики не предпринимают мер, направленных на признание его аварийным и подлежащим сносу.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 октября 2017 г. по делу N 33а-7398
Судья: Рыбаков Р.В.
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Литвиновой М.В., Шмидт Т.Е.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района
города Саратова (далее - прокурор) в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования
"Город Саратов" (далее - администрация), администрации Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация района) о признании бездействия незаконным по апелляционной жалобе администрации на решение Октябрьского районного суда города Саратова от 27 июля 2017 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, письменного заключения прокурора Никоноровой О.Е., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации и администрации района с требованиями о признании незаконным бездействия, возложении обязанности инициировать проведение мероприятий для решения вопроса о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и непригодным для проживания.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведения прокуратурой Октябрьского района города Саратова проверки исполнения жилищного законодательства выявлено, что на территории Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов" расположен многоквартирный пятиэтажный жилой дом N 66 (1971 года постройки) по улице имени Клочкова В.Г., в котором имеется 9 муниципальных помещений. При обследовании данного дома установлены нарушения ГОСТ 31937-2011 "Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", введенного в действие Приказом Росстандарта от 27 декабря 2012 года N 1984-ст, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, положений Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 годам N 390 (далее - Правила противопожарного режима), СП 1.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденных Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года N 171 (далее - СП 1.13130.2009), СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 года N 64 (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10). Наличие выявленных нарушений, капитальное разрушение конструкций дома, значительный моральный и физический износ здания, по мнению прокурора, свидетельствует о том, что жилой дом является непригодным для проживания и подлежит сносу. Несмотря на ненадлежащее техническое состояние многоквартирного дома N 66 по улице имени Клочкова В.Г. города Саратова административные ответчики не предпринимают меры, направленные на признание его аварийным и подлежащим сносу.
Прокурор полагал, что бездействие органов местного самоуправления создает реальную угрозу жизни и здоровью как лиц, проживающих в указанном доме, так и неопределенного круга лиц.
Решением Октябрьского районного суда города Саратова от 27 июля 2017 года признано незаконным бездействие администрации, выразившееся в необращении в межведомственную комиссию для инициирования процедуры, предусмотренной пунктами 42 - 52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006 года. На администрацию возложена обязанность в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда инициировать процедуру, установленную пунктами 42 - 52 указанного, подготовить и представить документы на межведомственную комиссию для рассмотрения вопроса о признании непригодным для проживания дома N 66 по улице имени Клочкова В.Г. города Саратова. В удовлетворении административных исковых требований к администрации района отказано.
В апелляционной жалобе администрация ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований. Полагает, что в административном исковом заявлении не указано, какие конкретно права жителей затронуты и чем они нарушаются, прокурором не представлено доказательств несоответствия действий (бездействия) администрации закону или иному нормативному акту, доказательств необходимости обращения в межведомственную комиссию, а также не доказана причинно-следственная связь между выявленными нарушениями и действиями (бездействием) администрации. Ссылается, что в полномочия органов местного самоуправления не входит обязанность по подготовке и предоставлению документов на межведомственную комиссию. Кроме того, удовлетворяя требования прокурора о понуждении к совершению действий, суд фактически вмешался в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, что, исходя из принципа разделения властей, является недопустимым.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Октябрьского района города Саратова просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации - без удовлетворения.
На заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили.
При таких обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме в соответствии с требованиями статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно статье 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, администрация является собственником 9 жилых помещений в пятиэтажном многоквартирном доме N 66 по улице имени Клочкова В.Г. в <...> года постройки, расположенном на территории Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов".
Прокуратурой Октябрьского района города Саратова проведена проверка исполнения администрацией жилищного законодательства.
Согласно акту осмотра строительных конструкций здания общежития, расположенного по адресу: город Саратов, улица имени Клочкова В.Г., дом N 66, от 06 февраля 2017 года, составленному специалистом ООО "<...>", в результате визуального осмотра основных строительных конструкций здания установлено, что в соответствии с ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" конструкции здания общежития находятся в ограниченно-работоспособном техническом состоянии.
Из акта инспекционной проверки от 06 марта 2015 года следует, что в многоквартирном жилом доме N 66 по улице имени Клочкова В.Г. города Саратова выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, а именно: имеются разрушения отмостки фундамента, трещины, деформации и отклонения от вертикали, местные разрушения, нарушения связи (выпадение) отдельных кирпичей с кладкой наружных стен; отслоение штукатурки и трещины межэтажных перекрытий, провисания и зыбкости перекрытий межэтажных перекрытий, неисправности конструктивных элементов межэтажных перекрытий, создающих угрозу обрушения; провалы, осадки разрушения конструкций крылец, повреждения конструкций входов; утечки в системах инженерного оборудования подвала; течи в трубопроводах внутренней системы отопления, холодного и горячего водоснабжений; нарушения герметичности трубопроводов, соединений, ревизий, прокладок внутренней системы канализации; отсутствуют и находятся в неисправном состоянии осветительные приборы на лестничных клетках в подъездах и над входами в здание, а также имеются неисправности внутридомовых электросетей в местах общего пользования и подвальном помещении.
В соответствии со справкой о проверке соблюдения обязательных требований пожарной безопасности от 10 апреля 2017 года в здании по адресу: город Саратов, улица имени Клочкова В.Г., дом N 66, выявлены следующие нарушения:
- - на путях эвакуации в коридорах всех 5 этажей для отделки подов применен материал (линолеум) с более высокой пожарной опасностью чем В2, РП2, ДЗ, Т2 (пункт 1 части 2 статьи 1, части 1 статьи 6, части 3 статьи 89 Закон N 123-ФЗ, пункт 4.3.2 СП 1.13130.2009);
- - в коридорах и лестничных клетках всего здания эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (подпункт "в" пункта 42 Правил противопожарного режима);
- - в коридорах и лестничных клетках всего здания эксплуатируются электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции (подпункт "а" пункта 42 Правил противопожарного режима);
- - в правом крыле здания на первом этаже при проведении строительно-монтажных работ используется временная электропроводка (подпункт "з" пункта 42 Правил противопожарного режима);
- - на кровле здания с уклоном кровли более 12% и высотой до карниза более 7 м отсутствует ограждение (пункт 1 части 2 статьи 1, части 1 статьи 6, части 2 статьи 90 Закон N 123-ФЗ, пункт 7.16 СП 4.13130.2013);
- - места пересечения трубопроводами и кабелями межэтажных перекрытий на обоих лестничных маршах с подвала до 5 этажа не заделаны негорючими материалами (пункт 22 Правил противопожарного режима);
- - на всех этажах здания пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы пожарными рукавами, ручными пожарными стволами (пункт 57 Правил противопожарного режима).
Согласно экспертному заключению ФБУЗ "<...>" N от 14 апреля 2017 года санитарное состояние жилого дома N 66 по улице имени Клочкова В.Г. в Октябрьском районе города Саратова не соответствует требованиям пункта 9.2 СанПиН 2.1.2645-10, а именно: в местах общего пользования (туалеты, душевые, умывальни и кухни) видны следы протекания, разводы серого цвета, отслоение штукатурного слоя до бетонных перекрытий, трещины и сколы на потолке и стенах, деформация напольного покрытия; в туалетах и умывальнях инженерное оборудование в нерабочем состоянии; имеются утечки на инженерных коммуникациях, следы затопления в подвальном помещении.
Из представленных АО "Саратовгаз" акта осмотра от 30 января 2017 года и ответа от 27 апреля 2017 года следует, что эксплуатация внутренних устройств газоснабжения прекращена в связи с угрозой жизни в результате разрушения здания.
Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (статья 2). Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10). К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (статья 14). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (статья 15). Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (статья 57). Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87).
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, изданного во исполнение полномочий, предусмотренных статьями 12, 15 ЖК РФ, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 (1) настоящего Положения.
В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления (пункт 7). Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (пункт 33). Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 34).
Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения (пункт 42). Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии (пункт 44). При этом для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения документы в соответствии с пунктом 45 Положения.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям, в частности, о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 47). На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем 7 пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49).
Согласно части 1 статьи 47 Устава муниципального образования "Город Саратов", принятого решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года N 67-649, органы местного самоуправления города самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города.
Экономическую основу местного самоуправления города составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства бюджета города, а также имущественные права города. В собственности города в соответствии с действующим законодательством находится имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в том числе жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в городе и нуждающихся в жилых помещениях, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (статья 46 Устава).
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 09 июня 2015 года N 1415 создана межведомственная комиссия по оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции требованиям и утверждено Положение о ней.
Согласно пункту 1.4 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения и многоквартирного дома установленным в Положении требованиям в целях признания соответствующим органом помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и принимает решения (в виде заключений) в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения.
По окончании работы комиссия составляет в трех экземплярах заключение по установленной форме с указанием соответствующих оснований принятия решения; направляет один экземпляр заключения комиссии и акт обследования (в случае его составления) в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, соответствующую администрацию района муниципального образования "Город Саратов" для принятия в установленном порядке решения, предусмотренного абзацем 7 пункта 7 Положения, и издания распоряжения в соответствии с пунктом 49 Положения (пункты 3.1.12, 3.1.13).
Несмотря на то, что в многоквартирном жилом доме N 66 по улице имени Клочкова В.Г. города Саратова выявлены нарушения правил и норм технической эксплуатации, имеется износ строительных конструкций, выявлены другие нарушения, администрация в пределах своих полномочий не обеспечила контроль за сохранностью помещений, собственником которых является, их соответствием установленным техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Неправомерно бездействуя, администрация не обращалась в межведомственную комиссию с соответствующим заявлением, на основании которого комиссия и орган местного самоуправления принимают решения, связанные с признанием жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания, дома аварийным и подлежащим сносу, с дальнейшим использованием помещения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судебная коллегия полагает, что прокурор вправе в данном случае обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке статей 39, 218 КАС РФ, так как бездействие администрации может привести к возникновению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, как являющихся жильцами, в том числе нанимателями муниципальных жилых помещений, дома N 66 по улице имени Клочкова В.Г. города Саратова, так и иных граждан.
При указанных обстоятельствах и приведенных выше положениях правовых норм суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие администрации, выразившееся в необращении в межведомственную комиссию для инициирования процедуры, предусмотренной пунктами 42 - 52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006 года, удовлетворив заявленные прокурором административные исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заявителем не предоставлено доказательств не соответствия действий (бездействий) администрации какому-либо закону или иному правовому акту, а также что в полномочия администрации не входит осуществление действий по передаче документов на рассмотрение в межведомственную комиссию, основан на неправильном толковании нормативных правовых актов и опровергается их содержанием. При этом утверждение администрации о том, что названные выше полномочия возложены на администрации районов, также является необоснованным.
В соответствии с Положением об администрации Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов", утвержденным решением Саратовской городской Думы от 29 января 2009 года N 36-398, администрация района в соответствии с возложенными на нее задачами обладает рядом полномочий, связанных с решением вопросов местного значения, в частности, в сфере владения, пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и создания условий для управления многоквартирными домами.
Кроме этого, администрация района в соответствии с муниципальными правовыми актами является держателем объектов имущественной части муниципальной казны; по доверенности от имени муниципального образования "Город Саратов" при управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности, осуществляет права собственника жилых помещений в многоквартирных домах; осуществляет координацию и контроль за деятельностью подведомственных организаций муниципальной формы собственности; созывает общие собрания собственников помещений в многоквартирных домах для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 170 ЖК РФ; согласовывает акты приемки выполненных работ в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 190 ЖК РФ; взаимодействует с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, региональным оператором (региональными операторами) в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; осуществляет обязанности собственника жилых помещений в многоквартирных домах, в которых имеется доля муниципальной собственности и которые включены в областную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области, в части заключения договоров и уплаты ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в таких домах.
Иными полномочиями в сфере владения и пользования муниципальным имуществом администрация района не обладает.
Также не может быть признано состоятельным указание администрации на то, что процедура работы комиссии не предусматривает участие администрации в ее работе и принятии решений по итогам работы, поскольку постановленным по делу решением на администрацию как на собственника жилых помещений в многоквартирном доме возлагается лишь обязанность по обращению в межведомственную комиссию с заявлением для инициирования процедуры разрешения вопроса о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, при этом вопрос о необходимости принятия какого-либо решения по итогам работы комиссии предметом рассмотрения суда первой инстанции не являлся.
Ссылка в апелляционной жалобе на обязанность администрации осуществлять общий контроль за сохранностью жилищного фонда, а также на то, что функции по непосредственному ремонту и содержанию жилищного фонда возложены на управляющую организацию, не принимается во внимание судебной коллегией, поскольку вопрос об организации текущего содержания, технического обслуживания и ремонта дома не является предметом рассмотрения поданного административного искового заявления.
Довод апелляционной жалобы о том, что, удовлетворяя требования прокурора о понуждении к совершению действий, суд первой инстанции вмешался в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, является необоснованным.
Согласно статьям 2, 4, 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.
При этом неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц. Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности, поэтому не могут расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления. В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия (статья 227 КАС РФ).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы, по сути, сводятся к иному толкованию норм действующего законодательства, что не может служить основанием для отмены или изменения правильного по существу решения. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Саратова от 27 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)