Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что он соответствует критериям отнесения граждан к числу пострадавших.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Рубцова Н.В.
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи: Д.М. Харитонова,
судей С.Л. Мисюры, В.В. Ставича,
при секретаре А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи С.Л. Мисюры дело по апелляционной жалобе представителя *** по доверенности Е.А. *** на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 27 января 2015 года по делу по заявлению *** А.А. об оспаривании решения Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства от *** года N *** об отказе во включении его в реестр пострадавших граждан города Москвы, обязании повторно рассмотреть вопрос о включении заявителя в реестр пострадавших граждан города Москвы, которым заявление удовлетворено,
установила:
*** А.А. обратился в суд с указанным выше заявлением. В обоснование своих требований указ, что считает незаконным решение *** от *** года N ***, которым ему было отказано во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, в свиязи с не предоставлением вступившего в законную силу решения (определения) суда о признании требования заявителя о передаче жилых помещений или денежных требований к застройщику или иному лицу, привлекшему его денежные средства, в связи с введением процедуры банкротства, признанием банкротом или ликвидацией такого лица. Считает решение незаконным и необоснованным, поскольку полагает, что он соответствует критериям отнесения граждан к числу пострадавших, установленным указанным Приказом Министерства регионального развития РФ.
Решением Зюзинского районного суда г. Москвы от 27 января 2015 года постановлено: заявленные требования удовлетворить. Признать решение Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства от *** года N *** об отказе во включении *** А.А. в Реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Обязать Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства рассмотреть заявление *** А.А. о включении в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, повторно.
Взыскать с Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства в пользу *** А.А. госпошлину в сумме *** руб.
В апелляционной жалобе представителя *** по доверенности Е.А. *** ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель *** А.А. - *** М.З. просила решение суда оставить без изменения.
Представитель *** по доверенности Е.А. *** доводы апелляционной жалобы поддержала.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что *** между Министерством строительного комплекса Московской области, администрацией г. Щербинки Московской области и ЗАО "***" заключен инвестиционный контракт N ***, предметом которого является реализация инвестиционного строительства многоэтажного жилого дома на земельном участке по адресу: *** ориентировочный размер общей площади квартир *** кв. м.
Согласно дополнительному соглашению N *** к инвестиционному контракту N *** ориентировочная дата ввода в эксплуатацию определена в июне 2004. Дополнительным соглашением N *** к указанному инвестиционному контракту ЗАО "***" уступило свои права и обязанности по контракту ООО "***".
Впоследствии сторонами согласовано продление сроков ввода объекта в эксплуатацию 2009 г.
В соответствии с контрактом инвестору предоставлен земельный участок по договору аренды от *** на основании обращения ЗАО "***" от *** N ***.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от *** г. по делу **** инвестиционный контракт между Министерством строительного комплекса Московской области, *** и ЗАО "***" расторгнут в связи с нарушением ООО "***" условий контракта, поскольку застройщик не приступил к строительству объекта.
Между *** А.А. и ООО "***" *** года заключен договор N *** соинвестирования, в соответствии с которым, инвестор принимает участие в инвестировании строительства однокомнатной квартиры на площадке 3 в секции N *** на *** этаже, ориентировочной площадью 41 кв. м, в строящемся жилом доме, расположенном по адресу; Московская область, ***, сумма инвестиций составляет *** руб.
*** А.А. в соответствии с условиями указанного договора передал денежные средства в полном объеме в размере *** руб., которые впоследствии перечислены на расчетный счет ООО "***".
*** А.А. включен в сводный реестр пострадавших соинвесторов на территории Московской области от 2012 г.
*** А.А. признан потерпевшим по уголовному делу по обвинению генерального директора ООО "***" *** В.В. в совершении преступления, предусмотренного ст. ч. 4 ст. 159 УК РФ и ч. 3 ст. 159 УК РФ.
Приговором Симоновского районного суда г. Москвы от *** г. гражданский иск *** А.А. к *** В.В. удовлетворен. С *** В.В. взыскана в пользу *** А.А. денежная сумма в размере *** руб.
*** года *** А.А. обратился в Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства с заявлением о включении его в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены по объекту долевого строительства, расположенному по адресу: г. Москва, *** приложив к заявлению документы, подтверждающие наличие договорных отношений по соинвестированию строительства многоквартирного дома, документы об оплате по договору о привлечении финансовых средств в строительство жилья.
Решением *** от *** года N ****** А.А. отказано во включении в Реестр пострадавших граждан города Москвы на основании п. 2 ст. 14 раздела IV Приложения N 2 к Приказу Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 года М ***, в связи с непредставлением документов, предусмотренных в п. 6 ст. 10 раздела III Приложения N 2 к указанному Приказу.
Разрешая опор по существу и удовлетворяя заявление, суд руководствовался тем, что решение *** об отказе во включении *** А.А. в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, вынесено с нарушением закона, поскольку Приказом Минрегионразвития N *** от 20.09.2013 г. не предусмотрено предоставление в обязательном порядке заявителем документов, указанных в пп. б пункта 10 раздела III приложения N 2 к данному Приказу, при этом из системного толкования положений данного Приказа усматривается, что гражданин подлежит включению в Реестр пострадавших при наличии одного или нескольких критериев, предусмотренных пунктом 2 Приложения N 1 к указанному Приказу.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствам и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 г. N *** утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, а также Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Согласно пункту 3 Правил ведения реестра, формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с п. 1 раздела I Положения о Комитете города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года N 157-ПП, Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (далее - Комитет) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по организации строительства в рамках комплексного градостроительного развития территорий города Москвы, государственного контроля и надзора соблюдения в городе Москве законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 года N *** утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (приложение N 1), и Правила ведения реестра таких граждан (приложение N 2).
В соответствия с п. 3 раздела I Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных указанным выше Приказом N *** от 20.09.2013 года, формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - контролирующий орган), в соответствии с данными Правилами.
Пунктом 2 Приложения N 1 к Приказу Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 года N ***, установлены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, в том числе: привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого прекращено или приостановлено на срок более девяти месяцев на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления (п. 1); просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (п. 3); прекращение права владения и пользования земельным участком застройщика и (или) иных лиц, привлекавших денежные средства гражданина, и (или) прекращение действия документов, подтверждающих право строительства на указанном земельном участке, в случае если наступление указанных обстоятельств очевидно свидетельствует о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства но будет передан участнику долевого строительства (п. 5); признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суде в соответствии и с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов (п. 6).
В соответствии с п. 4 Приложения N 2 к Приказу Минрегионразвития N *** от 20.09.2013 года (Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены), включению в Реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к данному Приказу (далее - заявители).
В соответствии с пунктом 9 раздела III Приложения N 2 к указанному Приказу, включение в Реестр осуществляется на основании заявления. Пунктом 10 того же раздела установлен перечень документов: 1) копия документа, удостоверяющего личность; 2) копии договора и (или) иных документов, подтверждающих возникновение правоотношений между заявителем и застройщиком или иными лицами, осуществлявшими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю; 3) копии документов, подтверждающих внесение заявителем денежных средств для строительства многоквартирного дома; 4) вступивший в законную силу судебный акт об удовлетворении требований заявителя к застройщику или к иному лицу, привлекшему его денежные средства или приговор суда по уголовному делу, в рамках которого заявитель признан потерпевшим (копии, заверенные судом) или постановление дознавателя, следователя или суда о признании заявителя потерпевшим в рамках возбужденного уголовного дела (при наличии); 5) копии документов о возмещении застройщиком их и иным лицом, привлекшим денежные средства, заявителю суммы затрат в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и определенной ценой сделки (при их наличии); б) вступившее в законную силу решение (определение) суда о признании требования заявителя о передаче жилых помещений или денежных требований к застройщику или иному лицу, привлекшему его денежные средства, в связи с введением процедуры банкротства, признанием банкротом или ликвидацией такого лица (при наличии). Указанные документы предоставляются в виде заверенных подписью заявителя копий с предъявлением подлинников документов должностному лицу контролирующего органа.
Правильный анализ указанных выше правовых норм, позволил суду первой инстанции прийти к обоснованному выводу о незаконности обжалуемого решения, вынесенного *** и вынести законное и обоснованное решение. Заявитель полностью соответствует критериям, предъявляемым Приказом Минрегиона N *** от 20.09.2013 г. к гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Предоставление заявителем документа, предусмотренного пп. 6 п. 10 раздела III Приказа N *** Минрегиона России от 20.09.2013 г., а именно вступившего в законную силу решения (определения) суда о признании требования заявителя о передаче жилых помещений или денежных требований к застройщику или иному лицу, привлекшему его денежные средства, в связи с введением процедуры банкротства, признанием банкротом или ликвидацией такого лица, не являлось обязательным для заявителя, поскольку он не обращался с таким требованием в суд. В данном пункте указано, что к заявлению прилагается указанный документ при его наличии, поэтому, в случае отсутствия такого документа, он к заявлению не прилагается, о чем обоснованно указал суд первой инстанции.
Таким образом, заявитель в полном объеме соответствовал критериям и действовал в рамках предусмотренной указанным Приказом процедуры включения заявителя в Реестр.
Руководствуясь положениями ст. 258 ГПК РФ, суд обоснованно возложил на Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства обязанность повторно рассмотреть заявление *** А.А. о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены.
Оснований не согласиться с указанным выводом суда не имеется, поскольку он основан на материалах дела и обстоятельствах дела, установленных в судебном заседании.
Учитывая, что Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства является органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по организации строительства в рамках комплексного градостроительного развития территорий города Москвы, государственного контроля и надзора соблюдения в городе Москве законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, то восстановление нарушенных прав возможно в силу ч. 1 ст. 258 КПК РФ путем повторного рассмотрения Комитетом города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства поданного *** А.А. заявления.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что включение граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома, и чьи права нарушены в Реестр носит ученый характер и не является основанием для предоставления указанным гражданам жилых помещений, в связи с чем, по мнению Комитета, отказом во включении в Реестр их права не затрагиваются, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку отказ по включении в указанный реестр затрагивает права и законные интересы лица, при наличии критериев, установленных Приказом Минрегионразвития России от 20.09.2013 N *** "Об утверждении критериев отнесений граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, к числу пострадавших и Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены" вопроса о получении жилого помещения в рамках установленных. Таким образом, разрешая спор по существу суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
определила:
решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 27 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 16.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33-20533/2015
Требование: Об оспаривании решения уполномоченного органа об отказе во включении в реестр пострадавших граждан, обязании повторно рассмотреть вопрос о включении заявителя в реестр пострадавших граждан.Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что он соответствует критериям отнесения граждан к числу пострадавших.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июня 2015 г. по делу N 33-20533/2015
Судья: Рубцова Н.В.
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи: Д.М. Харитонова,
судей С.Л. Мисюры, В.В. Ставича,
при секретаре А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи С.Л. Мисюры дело по апелляционной жалобе представителя *** по доверенности Е.А. *** на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 27 января 2015 года по делу по заявлению *** А.А. об оспаривании решения Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства от *** года N *** об отказе во включении его в реестр пострадавших граждан города Москвы, обязании повторно рассмотреть вопрос о включении заявителя в реестр пострадавших граждан города Москвы, которым заявление удовлетворено,
установила:
*** А.А. обратился в суд с указанным выше заявлением. В обоснование своих требований указ, что считает незаконным решение *** от *** года N ***, которым ему было отказано во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, в свиязи с не предоставлением вступившего в законную силу решения (определения) суда о признании требования заявителя о передаче жилых помещений или денежных требований к застройщику или иному лицу, привлекшему его денежные средства, в связи с введением процедуры банкротства, признанием банкротом или ликвидацией такого лица. Считает решение незаконным и необоснованным, поскольку полагает, что он соответствует критериям отнесения граждан к числу пострадавших, установленным указанным Приказом Министерства регионального развития РФ.
Решением Зюзинского районного суда г. Москвы от 27 января 2015 года постановлено: заявленные требования удовлетворить. Признать решение Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства от *** года N *** об отказе во включении *** А.А. в Реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Обязать Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства рассмотреть заявление *** А.А. о включении в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, повторно.
Взыскать с Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства в пользу *** А.А. госпошлину в сумме *** руб.
В апелляционной жалобе представителя *** по доверенности Е.А. *** ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель *** А.А. - *** М.З. просила решение суда оставить без изменения.
Представитель *** по доверенности Е.А. *** доводы апелляционной жалобы поддержала.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что *** между Министерством строительного комплекса Московской области, администрацией г. Щербинки Московской области и ЗАО "***" заключен инвестиционный контракт N ***, предметом которого является реализация инвестиционного строительства многоэтажного жилого дома на земельном участке по адресу: *** ориентировочный размер общей площади квартир *** кв. м.
Согласно дополнительному соглашению N *** к инвестиционному контракту N *** ориентировочная дата ввода в эксплуатацию определена в июне 2004. Дополнительным соглашением N *** к указанному инвестиционному контракту ЗАО "***" уступило свои права и обязанности по контракту ООО "***".
Впоследствии сторонами согласовано продление сроков ввода объекта в эксплуатацию 2009 г.
В соответствии с контрактом инвестору предоставлен земельный участок по договору аренды от *** на основании обращения ЗАО "***" от *** N ***.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от *** г. по делу **** инвестиционный контракт между Министерством строительного комплекса Московской области, *** и ЗАО "***" расторгнут в связи с нарушением ООО "***" условий контракта, поскольку застройщик не приступил к строительству объекта.
Между *** А.А. и ООО "***" *** года заключен договор N *** соинвестирования, в соответствии с которым, инвестор принимает участие в инвестировании строительства однокомнатной квартиры на площадке 3 в секции N *** на *** этаже, ориентировочной площадью 41 кв. м, в строящемся жилом доме, расположенном по адресу; Московская область, ***, сумма инвестиций составляет *** руб.
*** А.А. в соответствии с условиями указанного договора передал денежные средства в полном объеме в размере *** руб., которые впоследствии перечислены на расчетный счет ООО "***".
*** А.А. включен в сводный реестр пострадавших соинвесторов на территории Московской области от 2012 г.
*** А.А. признан потерпевшим по уголовному делу по обвинению генерального директора ООО "***" *** В.В. в совершении преступления, предусмотренного ст. ч. 4 ст. 159 УК РФ и ч. 3 ст. 159 УК РФ.
Приговором Симоновского районного суда г. Москвы от *** г. гражданский иск *** А.А. к *** В.В. удовлетворен. С *** В.В. взыскана в пользу *** А.А. денежная сумма в размере *** руб.
*** года *** А.А. обратился в Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства с заявлением о включении его в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены по объекту долевого строительства, расположенному по адресу: г. Москва, *** приложив к заявлению документы, подтверждающие наличие договорных отношений по соинвестированию строительства многоквартирного дома, документы об оплате по договору о привлечении финансовых средств в строительство жилья.
Решением *** от *** года N ****** А.А. отказано во включении в Реестр пострадавших граждан города Москвы на основании п. 2 ст. 14 раздела IV Приложения N 2 к Приказу Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 года М ***, в связи с непредставлением документов, предусмотренных в п. 6 ст. 10 раздела III Приложения N 2 к указанному Приказу.
Разрешая опор по существу и удовлетворяя заявление, суд руководствовался тем, что решение *** об отказе во включении *** А.А. в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, вынесено с нарушением закона, поскольку Приказом Минрегионразвития N *** от 20.09.2013 г. не предусмотрено предоставление в обязательном порядке заявителем документов, указанных в пп. б пункта 10 раздела III приложения N 2 к данному Приказу, при этом из системного толкования положений данного Приказа усматривается, что гражданин подлежит включению в Реестр пострадавших при наличии одного или нескольких критериев, предусмотренных пунктом 2 Приложения N 1 к указанному Приказу.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствам и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 г. N *** утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, а также Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Согласно пункту 3 Правил ведения реестра, формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с п. 1 раздела I Положения о Комитете города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года N 157-ПП, Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (далее - Комитет) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по организации строительства в рамках комплексного градостроительного развития территорий города Москвы, государственного контроля и надзора соблюдения в городе Москве законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 года N *** утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (приложение N 1), и Правила ведения реестра таких граждан (приложение N 2).
В соответствия с п. 3 раздела I Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных указанным выше Приказом N *** от 20.09.2013 года, формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - контролирующий орган), в соответствии с данными Правилами.
Пунктом 2 Приложения N 1 к Приказу Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 года N ***, установлены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, в том числе: привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого прекращено или приостановлено на срок более девяти месяцев на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления (п. 1); просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (п. 3); прекращение права владения и пользования земельным участком застройщика и (или) иных лиц, привлекавших денежные средства гражданина, и (или) прекращение действия документов, подтверждающих право строительства на указанном земельном участке, в случае если наступление указанных обстоятельств очевидно свидетельствует о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства но будет передан участнику долевого строительства (п. 5); признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суде в соответствии и с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов (п. 6).
В соответствии с п. 4 Приложения N 2 к Приказу Минрегионразвития N *** от 20.09.2013 года (Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены), включению в Реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к данному Приказу (далее - заявители).
В соответствии с пунктом 9 раздела III Приложения N 2 к указанному Приказу, включение в Реестр осуществляется на основании заявления. Пунктом 10 того же раздела установлен перечень документов: 1) копия документа, удостоверяющего личность; 2) копии договора и (или) иных документов, подтверждающих возникновение правоотношений между заявителем и застройщиком или иными лицами, осуществлявшими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю; 3) копии документов, подтверждающих внесение заявителем денежных средств для строительства многоквартирного дома; 4) вступивший в законную силу судебный акт об удовлетворении требований заявителя к застройщику или к иному лицу, привлекшему его денежные средства или приговор суда по уголовному делу, в рамках которого заявитель признан потерпевшим (копии, заверенные судом) или постановление дознавателя, следователя или суда о признании заявителя потерпевшим в рамках возбужденного уголовного дела (при наличии); 5) копии документов о возмещении застройщиком их и иным лицом, привлекшим денежные средства, заявителю суммы затрат в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и определенной ценой сделки (при их наличии); б) вступившее в законную силу решение (определение) суда о признании требования заявителя о передаче жилых помещений или денежных требований к застройщику или иному лицу, привлекшему его денежные средства, в связи с введением процедуры банкротства, признанием банкротом или ликвидацией такого лица (при наличии). Указанные документы предоставляются в виде заверенных подписью заявителя копий с предъявлением подлинников документов должностному лицу контролирующего органа.
Правильный анализ указанных выше правовых норм, позволил суду первой инстанции прийти к обоснованному выводу о незаконности обжалуемого решения, вынесенного *** и вынести законное и обоснованное решение. Заявитель полностью соответствует критериям, предъявляемым Приказом Минрегиона N *** от 20.09.2013 г. к гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Предоставление заявителем документа, предусмотренного пп. 6 п. 10 раздела III Приказа N *** Минрегиона России от 20.09.2013 г., а именно вступившего в законную силу решения (определения) суда о признании требования заявителя о передаче жилых помещений или денежных требований к застройщику или иному лицу, привлекшему его денежные средства, в связи с введением процедуры банкротства, признанием банкротом или ликвидацией такого лица, не являлось обязательным для заявителя, поскольку он не обращался с таким требованием в суд. В данном пункте указано, что к заявлению прилагается указанный документ при его наличии, поэтому, в случае отсутствия такого документа, он к заявлению не прилагается, о чем обоснованно указал суд первой инстанции.
Таким образом, заявитель в полном объеме соответствовал критериям и действовал в рамках предусмотренной указанным Приказом процедуры включения заявителя в Реестр.
Руководствуясь положениями ст. 258 ГПК РФ, суд обоснованно возложил на Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства обязанность повторно рассмотреть заявление *** А.А. о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены.
Оснований не согласиться с указанным выводом суда не имеется, поскольку он основан на материалах дела и обстоятельствах дела, установленных в судебном заседании.
Учитывая, что Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства является органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по организации строительства в рамках комплексного градостроительного развития территорий города Москвы, государственного контроля и надзора соблюдения в городе Москве законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, то восстановление нарушенных прав возможно в силу ч. 1 ст. 258 КПК РФ путем повторного рассмотрения Комитетом города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства поданного *** А.А. заявления.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что включение граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома, и чьи права нарушены в Реестр носит ученый характер и не является основанием для предоставления указанным гражданам жилых помещений, в связи с чем, по мнению Комитета, отказом во включении в Реестр их права не затрагиваются, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку отказ по включении в указанный реестр затрагивает права и законные интересы лица, при наличии критериев, установленных Приказом Минрегионразвития России от 20.09.2013 N *** "Об утверждении критериев отнесений граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, к числу пострадавших и Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены" вопроса о получении жилого помещения в рамках установленных. Таким образом, разрешая спор по существу суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
определила:
решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 27 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)