Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.06.2017 N 16АП-458/2017 ПО ДЕЛУ N А22-3055/2016

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2017 г. по делу N А22-3055/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровым О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Южная межрегиональная энергетическая компания" на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 26.12.2016 по делу N А22-3055/2016 (судья Шевченко В.И.)
по заявлению АО "Южная межрегиональная энергетическая компания" о признании недействительным предписания Инспекции жилищного надзора Республики Калмыкия от 10.08.2016 N 19/6,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания

установил:

АО "Южная межрегиональная энергетическая компания" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с требованием о признании недействительным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия (далее - Инспекция, административный орган) от 10.08.2016 N 19/6.
Заявление мотивировано тем, что исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая, так и ресурсоснабжающая организация, кроме того, запрет на взимание платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, влечет за собой причинение ущерба гарантирующему поставщику и возможность неосновательного обогащения исполнителя коммунальных услуг, невыполнившего возложенную на него обязанность по заключению договора с ресурсоснабжающей организацией.
Решением от 26.12.2016 суд отказал в удовлетворении требований акционерного общества "Южная межрегиональная энергетическая компания" о признании недействительным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия от 10.08.2016 N 19/6.
Не согласившись с таким решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 26.12.2016 по делу N А22-3055/2016 и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить его требования.
По мнению апеллянта в силу пунктов 14, 15, 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) при отсутствии договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией либо отсутствии фактических договорных отношений, последняя не может рассматриваться в качестве исполнителя коммунальных услуг. В этом случае осуществляет функции исполнителя коммунальных услуг ресурсоснабжающая организация, которая в свою очередь обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
Инспекция представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает, что суд первой инстанции правильно оценил все юридически значимые факты и вынес законное и обоснованное решение, просило апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда без изменения.
Представители административного органа в судебном заседании поддержали апелляционную жалобу и просили отменить решение суда, по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела с 01.05.2015 Заявитель является гарантирующим поставщиком электрической энергии населению г. Элисты (ресурсоснабжающая организация).
Ответчиком на основании распоряжения от 20.07.2016 N 645 была проведена внеплановая документарная проверка в отношении Заявителя.
В ходе проверки установлено нарушение Заявителем пунктов 8, 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354) (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), а также части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а именно: в отсутствие правовых оснований в период май - декабрь 2015 г., январь - февраль 2016 г. калмыцкий филиал АО "ЮМЭК" производил начисление оплаты и предъявлял напрямую абоненту Харашкиной Л.Б., проживающей по адресу: <...>, обслуживаемом управляющей организацией, оплату за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды в сумме 804 руб. 74 коп.
По данному факту 10.08.2016 был составлен акт проверки N 645/6 и вынесено предписание N 19/6 от 10.08.2016, которым Заявителю предписано произвести перерасчет неправомерно начисленной суммы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, в размере 804 руб. 74 коп., по лицевому счету абонента Харашкиной Л.Б. по адресу: г. Элиста, 8 микрорайон, дом 22. кв. N 36 "а".
Не согласившись с предписанием Ответчика, Заявитель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя, суд первой инстанции указал, что в соответствии со статьями 153, 154 ЖК РФ собственники, наниматели жилых помещений, члены жилищных кооперативов обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе за электроснабжение.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В силу положений части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи.

Из данной нормы Федеральным законом от 29.06.2015 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в законную силу с момента опубликования с 30 июня 2015 года, исключены слова "за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме".
Следовательно, часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений в части 01.05.2015 по 30.06.2015, не допускала возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 статьи 155 ЖК РФ).
Согласно пункту 17 Правил предоставления коммунальных услуг, на который ссылается Заявитель в заявлении, ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения.
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил предоставления коммунальных услуг, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Из анализа приведенных положений закона следует, что начислять и взимать плату за подачу жителям многоквартирных домов электрической энергии, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме, правомочны управляющая компания, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирным доме, в котором не выбран способ управления многоквартирным домом и в случаях предусмотренных частью 7.1 ЖК РФ с момента вступления в законную силу (30 июня 2015 года) Федерального 29.06.2015 N 176-ФЗ.
Таким образом, суд первой инстанции сделал вывод, что Заявитель не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими организациями, плату за коммунальные ресурсы, потребленные при использовании общего имущества.
Рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что внесение жителями платы за коммунальные услуги, (в том числе на общедомовые нужды), непосредственно ресурсоснабжающей организации и выставления собственникам жилых помещений, находящихся под управлением управляющей организацией соответствующих платежных документов, являются неправомерными, противоречат требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 354, а также условиям договора управления многоквартирным домом.
С данными выводами суда первой инстанции нельзя согласиться по следующим основаниям.
В силу статей 153 - 155 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе за электрическую энергию.
Согласно части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 статьи 155 и статьей 171 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ, вступившего в силу 30.06.2015) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с частью 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, товарищества собственников жилья, либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с Правилами, указанными в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 Кодекса.
Предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
В силу пункта 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил N 354, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пункту 19 Правил N 354 при установлении в договоре ресурсоснабжения условий, касающихся начала поставки коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения, заключенному с управляющей организацией, осуществляется с даты, указанной в договоре ресурсоснабжения, которая не может быть ранее даты, с которой у управляющей организации возникает обязанность предоставлять коммунальные услуги потребителям.
Как установлено пунктом 8 Правил N 354, исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил N 354. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14 - 17 Правил N 354.
Таким образом, исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая, так и ресурсоснабжающая организация.
При этом в силу пункта 30 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14 - 17 Правил N 354.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Подпунктом "б" пункта 17 Правил N 354 определено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил N 354, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения.
Таким образом, если управляющая организация или иной исполнитель коммунальных услуг не заключит договор с ресурсоснабжающей организацией, последняя обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
При этом в силу пункта 8 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация будет осуществлять функции исполнителя коммунальных услуг и не вправе отключить или ограничить электроснабжение граждан, проживающих в многоквартирном доме (статья 39 Закона от N 35-ФЗ).
В соответствии со статьей 39 Закона N 35-ФЗ договор купли-продажи электрической энергии гарантирующих поставщиков является публичным.
В случае нарушения порядка ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, убытки, возникшие в результате такого неправомерного ограничения режима потребления электрической энергии, возмещаются в полном объеме.
При выставлении потребителю электрической энергии счета на оплату электрической энергии поставщик обязан раздельно указать стоимость купленной электрической энергии, стоимость услуг по передаче электрической энергии и стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
Таким образом, при отсутствии договора между ресурсоснабжающей организацией и домоуправляющей компанией или товариществом собственников жилья договорные отношения, в силу статьи 39 Закона N 35-ФЗ, статей 539 и 540 Гражданского кодекса Российской Федерации возникают непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, проживающими в многоквартирных домах, и ресурсоснабжающая организация до начала предоставления коммунальной услуги электроснабжения управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пунктах 14 и 15 Правил N 354, вправе в платежном документе указывать размер платы за электрическую энергию, потребленную в объеме, указанном в пункте 40 Правил N 354: плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Договор энергоснабжения между управляющей организацией и заявителем не был заключен, следовательно, ресурсоснабжающая организация была вправе начислять плату за поставляемую энергию непосредственно жителям дома N 36 "а" микрорайона 8, в городе Элисте.
Кроме того суд апелляционной инстанции учитывает, что не представлены доказательства того, что заключению договора препятствовало общество. В данном случае общество как ресурсоснабжающая организация обеспечивала энергоснабжение многоквартирного жилого дома и взимала плату на общедомовые нужды непосредственно с собственников помещений этого дома. При этом в материалы дела не представлены доказательства наличия споров о расчетах или о двойном взимании платы, о взыскании платы с собственников помещений многоквартирного жилого дома N 36 "а" микрорайона 8, в г. Элиста или иной организацией.
На основании изложенного оспариваемое заявителем предписание нарушает пункты 6, 8, 9, 14, 15, 17 Правил N 354, права и охраняемые законом интересы заявителя, в связи с чем подлежит признанию недействительным.
Данная правовая позиция подтверждается судебной практикой (определение Верховного суда Российской Федерации от 03.03.2015 N 301-КГ15-155, постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.08.2016 по делу N А22-3030/2015, от 25.08.2016 по делу N А22-3197/2015).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежали удовлетворению на основании части 2 статьи 201 АПК РФ, а решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду несоответствия его выводов фактическим обстоятельствам (пункт 3 части 1 статьи 270 АПК РФ).
Судебные расходы в виде уплаченной обществом государственной пошлины распределяются следующим образом.
Обществом уплачено 6 000 рублей, в том числе 3 000 рублей - за рассмотрение дела в суде первой инстанции и 3 000 рублей - за рассмотрение апелляционной жалобы.
Обществу следует возвратить из федерального бюджета 1 500 рублей на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации как излишне уплаченные за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
С министерства в пользу общества следует взыскать по правилам статьи 110 АПК РФ 4 500 рублей, в том числе 3 000 рублей - за рассмотрение дела в суде первой инстанции и 1 500 рублей - по апелляционной жалобе.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

апелляционную жалобу удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 26.12.2016 по делу N А22-3055/2016 отменить, принять новый судебный акт.
Признать недействительным предписание Инспекции жилищного надзора Республики Калмыкия от 10.08.2016 N 19/6.
Взыскать с Инспекции жилищного надзора Республики Калмыкия в пользу акционерного общества "Южная межрегиональная энергетическая компания" 1 500 рублей в возмещение понесенных заявителем расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить акционерному обществу "Южная межрегиональная энергетическая компания" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 24.01.2017 N 28.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
Д.А.БЕЛОВ

Судьи
Л.В.АФАНАСЬЕВА
М.У.СЕМЕНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)