Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Оспариваемое предписание мотивировано тем, что при начислении платы за предоставленную коммунальную услугу по электроснабжению применяются не соответствующие нормативы потребления, не учитывающие степень благоустройства многоквартирного жилого дома.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 5 июня 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Кубанская энергосбытовая компания" (ИНН 2308119595, ОГРН 1062309019794) - Щеглова Н.С. (доверенность от 22.12.2016), от заинтересованного лица - Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея - Жанова Р.А. (доверенность от 09.01.2017), Кравцовой И.А. (доверенность от 26.05.2017), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Кубанская энергосбытовая компания" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2017 по делу N А01-1955/2016 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Илюшин Р.Р.), установил следующее.
ОАО "Кубанская энергосбытовая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о признании недействительными пунктов 2 и 3 предписания Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея (далее - управление) от 07.06.2016 N 7-9 об устранении нарушений правил при использовании, содержании жилищного фонда и предоставлении коммунальных услуг.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 06.12.2016 требования общества удовлетворены полностью.
Решение мотивировано тем, что в материалы дела не представлено достаточных доказательств, подтверждающих то, что с момента постройки и сдачи в эксплуатацию дом не был газифицирован. Обследование жилых помещений многоквартирного жилого дома N 4 по ул. Космическая в пос. Энем не проводилось, согласно распоряжению (приказу) от 25.05.2016 N 128 проверка являлась документарной. Вопрос законности подключения электрических плит к электросетям в доме и соблюдения при этом установленных технических норм и правил в ходе проверке, проведенной инспекцией, отдельно не исследовался. Суд также согласился с доводом общества о неисполнимости пункта 2 предписания.
Постановлением апелляционной инстанции от 22.02.2017 отменено решение суда от 06.12.2016 по делу. В удовлетворении заявленных требований отказано, поскольку многоквартирный жилой дом N 4 по ул. Космическая в пос. Энем является негазифицированным, оборудован в установленном порядке электроплитами. Здание построено в 1971 году как общежитие, при строительстве предусмотрены на этажах подсобные помещения общего пользования - общие кухни, оборудованные до настоящего времени стационарными электроплитами. Факт оборудования дома электроплитами подтвержден справкой администрации МО Энемское городское поселение от 12.05.2016 N 1373, в которой указано, что с момента постройки и сдачи дома в эксплуатацию этот дом не газифицирован. В период составления технического паспорта дома Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденная приказом Минстроя от 04.08.1998 N 37, допускала рукописное заполнение технического паспорта. Указанная инструкция также не содержит требования об указании разрешения, на основании которого установлены электрические плиты.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению заявителя, суд не установил факт несоблюдения установленного порядка оборудования жилого помещения стационарной электроплитой. Суд не вправе подменять собой органы государственной жилищной инспекции и восполнять недостатки и устранять нарушения, допущенные инспекцией при проведении документарной проверки. Пункт 2 предписания не исполним.
В судебном заседании представитель общества повторил доводы кассационной жалобы, представители управления возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в заседании лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что постановление апелляционной инстанции надлежит оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Управление по обращению жильцов многоквартирного жилого дома N 4 по ул. Космическая в пос. Энем провело внеплановую проверку общества по установлению факта наличия (отсутствия) нарушений по обеспечению соблюдения требований жилищного законодательства при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению.
В ходе проверки установлено, что к собственникам помещений в многоквартирном доме при начислении платы за электроэнергию применяется тариф, установленный в пункте 1 приложения N 1 к Приказу РЭК-ДЦТ КК от 18.12.2015 N 78/2015-э "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население по Краснодарскому краю и Республике Адыгея" (далее - Приказ N 78/2015-э) "для населения, за исключением населения и потребителей, указанных в пунктах 2 и 3" в размере 4 рублей 12 копеек.
Управление установило, что многоквартирный жилой дом в пос. Энем, ул. Космическая, 4, не газифицирован и оборудован в установленном законом порядке электрическими плитами, что подтверждается справкой от 12.05.2016 N 1373, выданной администрацией муниципального образования "Энемское городское поселение".
Исходя из этого, управление указало, что для собственников помещения в многоквартирном доме должен применяться тариф для населения, указанный в пункте 2 приложения N 1 к Приказу N 78/2015-э как для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, в размере 2 рублей 88 копеек.
Также при проверке установлено, что собственникам помещений многоквартирного жилого дома при начислении платы за предоставленную коммунальную услугу по электроснабжению, применяются нормативы потребления, не соответствующие приложению N 1 к Приказу Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 30.08.2012 N 166-п. Применяемые нормативы потребления не учитывают степень благоустройства многоквартирного жилого дома N 4 по ул. Космическая в пос. Энем, а именно - отсутствие газификации и оборудование в установленном порядке электрическими плитами.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 07.06.2016 N 128 и выдано предписание N 7-9, согласно которому установлены нарушения, которые обществу надлежит устранить в установленные сроки:
- 1. Провести проверку состояния индивидуальных приборов учета электроэнергии, достоверности представляемых потребителями показаний индивидуальных приборов учета (срок выполнения - 04.07.2016);
- 2. При применении нормативов потребления электроэнергии собственникам помещений в многоквартирном жилом доме N 4 в пос. Энем по ул. Космическая, исходить из степени благоустройства и установленных в приложении N 1 к Приказу Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 30.08.2012 N 166-п нормативов потребления электроэнергии;
- 3. Производить начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению собственникам помещений в многоквартирном жилом доме N 4 пос. Энем, ул. Космическая, исходя из пункта 2 приложения N 1 к Приказу N 78/2015-э как для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, в размере 2 рубля 88 копеек.
Полагая, что указанное выше предписание вынесено управлением незаконно и нарушает права общества, оно обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании пунктов 2 и 3 предписания.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд апелляционной инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для признания недействительным оспариваемого ненормативного акта.
Вывод суда является правильным, основанным на материалах дела и соответствующим требованиям действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования), при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Перечень документов, который необходимо представить гарантирующему поставщику при применении последним при расчете за потребленную электрическую энергию понижающего коэффициента 0,7, не предусмотрен пунктом 71 Основ ценообразования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением" (далее - постановление N 1444) предусмотрено, что для проживающего в сельских населенных пунктах населения, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7 (пункт 2 постановления). По смыслу указанной нормы права при определении тарифа на электроэнергию объемы электрической энергии не разделяются на объемы, потребленные в квартирах и местах общего пользования.
В информационном письме Федеральной службы по тарифам от 30.12.2004 N СН-2849/13 "О порядке применения понижающего коэффициента 0,7" разъяснено, что постановлением N 1444 установлен понижающий коэффициент 0,7 при ценообразовании в отношении электрической энергии, потребляемой проживающим в сельских населенных пунктах населением, а также городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками. Установление тарифов на электрическую энергию, отпускаемую населению, устанавливается на экономически обоснованном уровне и применение коэффициента 0,7 не может рассматриваться как льготный тариф, поскольку является особым порядком ценообразования.
При этом постановление N 1444 утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 N 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)" (далее - Положение).
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в письме от 16.01.2014 N 119-МС/04/МС дало разъяснение понятия "в установленном порядке". По ним понимается установка стационарных электроплит для пищеприготовления (или) электроотопительных (электронагревательных) установок в соответствии с проектом, выполненным специализированной организацией, при наличии разрешения на отпуск мощности и выданных сетевой организацией технических условий.
В этом же письме указано, что дом считается оборудованным стационарными электрическими плитами и (или) электроотопительными (электронагревательными) установками в установленном порядке, если указанное оборудование установлено при строительстве дома в соответствии с проектом или произведена реконструкция электрических сетей дома, для которой необходимо: получить разрешение исполнительной власти; получить технические условия от эксплуатирующей жилой дом организации; составить проект на реконструкцию инженерных сетей жилого дома; выполнить строительно-монтажные работы в соответствии с проектом; оформить акт допуска жилого дома в эксплуатацию.
Кроме этого, порядок, который должен быть соблюден при оборудовании жилых домов стационарными электроплитами, установлен Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными Приказом Минэнерго Российской Федерации от 13.01.2003 N 6, в соответствии с которыми до начала монтажа при реконструкции электроустановок необходимо получить технические условия, выполнить проектную документацию и согласовать ее с органом государственного энергетического надзора.
Минстрой в письме от 16.01.2014 N 119-МС/04/МС отметил, что отсутствие газоснабжения жилого помещения, а также самостоятельная установка стационарных электроплит для пищеприготовления и (или) электроотопительных установок без получения соответствующего разрешения, выданного в установленном порядке, не дает основания для применения понижающего коэффициента при оплате электроэнергии.
Использование стационарных электроплит в домах, не прошедших реконструкцию в части электрических инженерных систем, опасно для жизни и здоровья проживающих в таких домах граждан, а также для их имущества.
Между тем, проведение реконструкции с последующей установкой в многоквартирном жилом доме стационарных электроплит материалами дела не подтверждается.
Суды установили, что жилой дом (1971 года постройки), расположенный по адресу: N 4 по ул. Космической в пос. Энем не имеет технологического подключения к газораспределительным сетям. Согласно справке администрации МО "Энемское городское поселение" от 12.05.2016 N 1373 дом N 4 по ул. Космическая в пос. Энем 1971 года постройки с момента сдачи в эксплуатацию и по настоящее время не газифицирован. Согласно письму ФГУП "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ" от 09.08.2016 N 48 при первичной инвентаризации дома в 1994 году установлено, что здание не газифицировано, на кухне - электрические плиты.
Доводы общества о том, что не доказан факт соблюдения установленного порядка оборудования многоквартирного жилого дома стационарными электроплитами отклонен по следующим основаниям.
Порядок установки стационарных электроплит предусмотрен Инструкцией о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденной Минтопэнерго Российской Федерации 24.11.1992, зарегистрированной в Минюсте Российской Федерации 26.01.1993 N 127 (далее - Инструкция).
Порядок выдачи разрешений на установку бытовых стационарных электроплит для пищеприготовления, напрямую относящийся к спорным правоотношениям, урегулирован разделом 4 Инструкции.
Согласно абзацу 1 пункта 4.1 Инструкции разрешения на установку в жилых домах стационарных электроплит для пищеприготовления выдают правительства республик, краев, областей, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, автономных областей и автономных округов, в том числе в домах министерств и ведомств Российской Федерации при наличии в жилых домах центрального отопления и горячего водоснабжения в пределах плановых заданий по оборудованию жилых домов электроплитами, устанавливаемых республикам, краям, областям, г. Москве, г. Санкт-Петербургу, автономным областям и автономным округам.
При этом пунктом 4.2.1 Инструкции установлено, что не требуется (оформляется в установленном порядке) разрешение на установку стационарных электроплит для пищеприготовления при установке электроплит в кухнях жилых домов высотой 11 этажей и более, в общежитиях, домах для престарелых и семей с инвалидами (независимо от этажности), в жилых зданиях переменной этажности с высотой одной из частей 11 этажей и более.
ФГУП "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ" представило в суд первой инстанции копию технического паспорта многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Космическая, 4, в пос. Энем от 30.08.1994. Из технического паспорта также следует, что многоквартирный жилой дом является общежитием.
Указанный технический паспорт не принят судом первой инстанции в качестве доказательства как заполненный рукописно. Оснований к отклонению технического паспорта по указанному мотиву суд не привел.
Как видно из представленных в материалы дела документов, указанный многоквартирный жилой дом являлся ранее общежитием, в связи с чем при установке в нем стационарных электроплит для пищеприготовления не требовалось разрешение согласно положениям вышеуказанной Инструкции.
Таким образом, материалами дела установлено, что в жилом многоквартирном доме по адресу: ул. Космическая, 4, в пос. Энем, газоснабжение отсутствует и отсутствовало со дня его постройки; на момент постройки и оборудования электроплитами дом имел статус общежития.
Таким образом, спорный многоквартирный жилой дом не имеет газового оборудования, и возможность приготовления пищи гражданами, проживающими в нем, может быть реализована только путем использования электроплит, что подтверждается техническим паспортом помещения, письмом БТИ и пояснениями администрации.
Довод жалобы о нарушении судом апелляционной инстанции принципа состязательности не подтвержден материалами дела. Общество достоверными доказательствами не подтвердило, что спорный жилой дом оборудован электроплитами посредством самовольных действий проживающих в нем лиц, либо данное оборудование не имеет допуска в эксплуатацию в установленном законом порядке.
Перечень документов, который необходимо представить гарантирующему поставщику при применении последним при расчете за потребленную электрическую энергию социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) предусмотрен пунктом 34 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 N 614 (далее - Положение).
Для целей применения социальной нормы оснащенность стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками жилого помещения в многоквартирном доме определяется в соответствии с техническим паспортом такого дома либо при его отсутствии - в соответствии с проектной документацией.
Наличие стационарных электроплит в жилых домах при отсутствии централизованного газоснабжения является основанием для применения социальной нормы, установленной для жилых помещений в городских или сельских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами при наличии заявления соответствующего потребителя с приложением копии технического паспорта (свидетельства) на соответствующую стационарную электроплиту. В случае если степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома предусматривает предоставление коммунальной услуги по газоснабжению, наличие стационарной электроплиты не является основанием для применения социальной нормы, установленной для жилых помещений в городских и сельских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами.
Общество отказалось производить расчет за потребленную вышеназванными жильцами электрическую энергию с применением социальной нормы, понижающего коэффициента.
Таким образом, действия лица, занимающего доминирующее положение на рынке услуг по розничной реализации электрической энергии, нарушают права и законные интересы жителей указанного многоквартирного дома, не оборудованного газораспределительными сетями.
При таких обстоятельствах, общество обязано произвести расчет за потребленную жителями многоквартирного жилого дома электрическую энергию с применением социальной нормы, в соответствии с порядком, установленным Положением.
Суд первой инстанции поддержал довод общества о неисполнимости предписания в части пункта 2. Суд апелляционной инстанции отклонил доводы общества в этой части.
Принимая решение, суд указал, что приложением N 1 к Приказу Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 30.08.2012 N 166-п утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах, в том числе общежития квартирного типа.
Установленные приложением N 1 нормативы потребления коммунальной услуги приведены для четырех категорий жилых помещений, соответственно для каждой конкретной категории регулятором установлен конкретный норматив потребления:
- - многоквартирные дома, жилые дома, общежития квартирного типа, не оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения;
- - многоквартирные дома, жилые дома, общежития квартирного типа, оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи и не оборудованные электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения;
- - многоквартирные дома, жилые дома, общежития квартирного типа, не оборудованные в установленном стационарными электроплитами, но оборудованные в установленном порядке электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения;
- - многоквартирные дома, жилые дома, общежития квартирного типа, оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами, электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения.
Пункт 2 оспариваемого предписания не содержит четкого указания на конкретный пункт приложения N 1 к Приказу Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 30.08.2012 N 166-п, который подлежит применению обществом для выполнения оспариваемого предписания, однако общество осуществляет деятельность по электроснабжению, на постоянной основе применяя этот нормативный акт.
Общество ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представило доказательства, свидетельствующие о том, что после вынесения предписания общество испытывало трудности с его исполнением. Обществом не предпринимались меры, направленные на определение применимого тарифа, не направлялись запросы в управление о разъяснении пункта 2 предписания, не заявлялись ходатайства о продлении срока исполнения предписания в связи с необходимостью определения применимого тарифа.
Напротив, правовая позиция общества строится на том, что понижающие тарифы в многоквартирном доме не подлежат применению в связи с тем, что установка электроплит произведена в ненадлежащем порядке.
При таких обстоятельствах недостаточная конкретизация пункта 2 предписания в рассматриваемом случае не может служить основанием к его отмене. Доводы общества на этот счет свидетельствуют о злоупотреблении правом, поскольку доступные способы исполнения предписания общество не использовало.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не влияют на существо рассматриваемого спора, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Основания для переоценки доказательств и выводов суда апелляционной инстанций у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
При рассмотрении спора суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде государственной пошлины по кассационной жалобе следует отнести на подателя жалобы - общество.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2017 по делу N А01-1955/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 05.06.2017 N Ф08-3384/2017 ПО ДЕЛУ N А01-1955/2016
Требование: О признании частично недействительным предписания об устранении нарушений правил при использовании, содержании жилищного фонда и предоставлении коммунальных услуг.Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Оспариваемое предписание мотивировано тем, что при начислении платы за предоставленную коммунальную услугу по электроснабжению применяются не соответствующие нормативы потребления, не учитывающие степень благоустройства многоквартирного жилого дома.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 2017 г. по делу N А01-1955/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 5 июня 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Кубанская энергосбытовая компания" (ИНН 2308119595, ОГРН 1062309019794) - Щеглова Н.С. (доверенность от 22.12.2016), от заинтересованного лица - Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея - Жанова Р.А. (доверенность от 09.01.2017), Кравцовой И.А. (доверенность от 26.05.2017), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Кубанская энергосбытовая компания" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2017 по делу N А01-1955/2016 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Илюшин Р.Р.), установил следующее.
ОАО "Кубанская энергосбытовая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о признании недействительными пунктов 2 и 3 предписания Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея (далее - управление) от 07.06.2016 N 7-9 об устранении нарушений правил при использовании, содержании жилищного фонда и предоставлении коммунальных услуг.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 06.12.2016 требования общества удовлетворены полностью.
Решение мотивировано тем, что в материалы дела не представлено достаточных доказательств, подтверждающих то, что с момента постройки и сдачи в эксплуатацию дом не был газифицирован. Обследование жилых помещений многоквартирного жилого дома N 4 по ул. Космическая в пос. Энем не проводилось, согласно распоряжению (приказу) от 25.05.2016 N 128 проверка являлась документарной. Вопрос законности подключения электрических плит к электросетям в доме и соблюдения при этом установленных технических норм и правил в ходе проверке, проведенной инспекцией, отдельно не исследовался. Суд также согласился с доводом общества о неисполнимости пункта 2 предписания.
Постановлением апелляционной инстанции от 22.02.2017 отменено решение суда от 06.12.2016 по делу. В удовлетворении заявленных требований отказано, поскольку многоквартирный жилой дом N 4 по ул. Космическая в пос. Энем является негазифицированным, оборудован в установленном порядке электроплитами. Здание построено в 1971 году как общежитие, при строительстве предусмотрены на этажах подсобные помещения общего пользования - общие кухни, оборудованные до настоящего времени стационарными электроплитами. Факт оборудования дома электроплитами подтвержден справкой администрации МО Энемское городское поселение от 12.05.2016 N 1373, в которой указано, что с момента постройки и сдачи дома в эксплуатацию этот дом не газифицирован. В период составления технического паспорта дома Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденная приказом Минстроя от 04.08.1998 N 37, допускала рукописное заполнение технического паспорта. Указанная инструкция также не содержит требования об указании разрешения, на основании которого установлены электрические плиты.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению заявителя, суд не установил факт несоблюдения установленного порядка оборудования жилого помещения стационарной электроплитой. Суд не вправе подменять собой органы государственной жилищной инспекции и восполнять недостатки и устранять нарушения, допущенные инспекцией при проведении документарной проверки. Пункт 2 предписания не исполним.
В судебном заседании представитель общества повторил доводы кассационной жалобы, представители управления возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в заседании лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что постановление апелляционной инстанции надлежит оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Управление по обращению жильцов многоквартирного жилого дома N 4 по ул. Космическая в пос. Энем провело внеплановую проверку общества по установлению факта наличия (отсутствия) нарушений по обеспечению соблюдения требований жилищного законодательства при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению.
В ходе проверки установлено, что к собственникам помещений в многоквартирном доме при начислении платы за электроэнергию применяется тариф, установленный в пункте 1 приложения N 1 к Приказу РЭК-ДЦТ КК от 18.12.2015 N 78/2015-э "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население по Краснодарскому краю и Республике Адыгея" (далее - Приказ N 78/2015-э) "для населения, за исключением населения и потребителей, указанных в пунктах 2 и 3" в размере 4 рублей 12 копеек.
Управление установило, что многоквартирный жилой дом в пос. Энем, ул. Космическая, 4, не газифицирован и оборудован в установленном законом порядке электрическими плитами, что подтверждается справкой от 12.05.2016 N 1373, выданной администрацией муниципального образования "Энемское городское поселение".
Исходя из этого, управление указало, что для собственников помещения в многоквартирном доме должен применяться тариф для населения, указанный в пункте 2 приложения N 1 к Приказу N 78/2015-э как для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, в размере 2 рублей 88 копеек.
Также при проверке установлено, что собственникам помещений многоквартирного жилого дома при начислении платы за предоставленную коммунальную услугу по электроснабжению, применяются нормативы потребления, не соответствующие приложению N 1 к Приказу Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 30.08.2012 N 166-п. Применяемые нормативы потребления не учитывают степень благоустройства многоквартирного жилого дома N 4 по ул. Космическая в пос. Энем, а именно - отсутствие газификации и оборудование в установленном порядке электрическими плитами.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 07.06.2016 N 128 и выдано предписание N 7-9, согласно которому установлены нарушения, которые обществу надлежит устранить в установленные сроки:
- 1. Провести проверку состояния индивидуальных приборов учета электроэнергии, достоверности представляемых потребителями показаний индивидуальных приборов учета (срок выполнения - 04.07.2016);
- 2. При применении нормативов потребления электроэнергии собственникам помещений в многоквартирном жилом доме N 4 в пос. Энем по ул. Космическая, исходить из степени благоустройства и установленных в приложении N 1 к Приказу Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 30.08.2012 N 166-п нормативов потребления электроэнергии;
- 3. Производить начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению собственникам помещений в многоквартирном жилом доме N 4 пос. Энем, ул. Космическая, исходя из пункта 2 приложения N 1 к Приказу N 78/2015-э как для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, в размере 2 рубля 88 копеек.
Полагая, что указанное выше предписание вынесено управлением незаконно и нарушает права общества, оно обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании пунктов 2 и 3 предписания.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд апелляционной инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для признания недействительным оспариваемого ненормативного акта.
Вывод суда является правильным, основанным на материалах дела и соответствующим требованиям действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования), при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Перечень документов, который необходимо представить гарантирующему поставщику при применении последним при расчете за потребленную электрическую энергию понижающего коэффициента 0,7, не предусмотрен пунктом 71 Основ ценообразования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением" (далее - постановление N 1444) предусмотрено, что для проживающего в сельских населенных пунктах населения, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7 (пункт 2 постановления). По смыслу указанной нормы права при определении тарифа на электроэнергию объемы электрической энергии не разделяются на объемы, потребленные в квартирах и местах общего пользования.
В информационном письме Федеральной службы по тарифам от 30.12.2004 N СН-2849/13 "О порядке применения понижающего коэффициента 0,7" разъяснено, что постановлением N 1444 установлен понижающий коэффициент 0,7 при ценообразовании в отношении электрической энергии, потребляемой проживающим в сельских населенных пунктах населением, а также городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками. Установление тарифов на электрическую энергию, отпускаемую населению, устанавливается на экономически обоснованном уровне и применение коэффициента 0,7 не может рассматриваться как льготный тариф, поскольку является особым порядком ценообразования.
При этом постановление N 1444 утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 N 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)" (далее - Положение).
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в письме от 16.01.2014 N 119-МС/04/МС дало разъяснение понятия "в установленном порядке". По ним понимается установка стационарных электроплит для пищеприготовления (или) электроотопительных (электронагревательных) установок в соответствии с проектом, выполненным специализированной организацией, при наличии разрешения на отпуск мощности и выданных сетевой организацией технических условий.
В этом же письме указано, что дом считается оборудованным стационарными электрическими плитами и (или) электроотопительными (электронагревательными) установками в установленном порядке, если указанное оборудование установлено при строительстве дома в соответствии с проектом или произведена реконструкция электрических сетей дома, для которой необходимо: получить разрешение исполнительной власти; получить технические условия от эксплуатирующей жилой дом организации; составить проект на реконструкцию инженерных сетей жилого дома; выполнить строительно-монтажные работы в соответствии с проектом; оформить акт допуска жилого дома в эксплуатацию.
Кроме этого, порядок, который должен быть соблюден при оборудовании жилых домов стационарными электроплитами, установлен Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными Приказом Минэнерго Российской Федерации от 13.01.2003 N 6, в соответствии с которыми до начала монтажа при реконструкции электроустановок необходимо получить технические условия, выполнить проектную документацию и согласовать ее с органом государственного энергетического надзора.
Минстрой в письме от 16.01.2014 N 119-МС/04/МС отметил, что отсутствие газоснабжения жилого помещения, а также самостоятельная установка стационарных электроплит для пищеприготовления и (или) электроотопительных установок без получения соответствующего разрешения, выданного в установленном порядке, не дает основания для применения понижающего коэффициента при оплате электроэнергии.
Использование стационарных электроплит в домах, не прошедших реконструкцию в части электрических инженерных систем, опасно для жизни и здоровья проживающих в таких домах граждан, а также для их имущества.
Между тем, проведение реконструкции с последующей установкой в многоквартирном жилом доме стационарных электроплит материалами дела не подтверждается.
Суды установили, что жилой дом (1971 года постройки), расположенный по адресу: N 4 по ул. Космической в пос. Энем не имеет технологического подключения к газораспределительным сетям. Согласно справке администрации МО "Энемское городское поселение" от 12.05.2016 N 1373 дом N 4 по ул. Космическая в пос. Энем 1971 года постройки с момента сдачи в эксплуатацию и по настоящее время не газифицирован. Согласно письму ФГУП "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ" от 09.08.2016 N 48 при первичной инвентаризации дома в 1994 году установлено, что здание не газифицировано, на кухне - электрические плиты.
Доводы общества о том, что не доказан факт соблюдения установленного порядка оборудования многоквартирного жилого дома стационарными электроплитами отклонен по следующим основаниям.
Порядок установки стационарных электроплит предусмотрен Инструкцией о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденной Минтопэнерго Российской Федерации 24.11.1992, зарегистрированной в Минюсте Российской Федерации 26.01.1993 N 127 (далее - Инструкция).
Порядок выдачи разрешений на установку бытовых стационарных электроплит для пищеприготовления, напрямую относящийся к спорным правоотношениям, урегулирован разделом 4 Инструкции.
Согласно абзацу 1 пункта 4.1 Инструкции разрешения на установку в жилых домах стационарных электроплит для пищеприготовления выдают правительства республик, краев, областей, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, автономных областей и автономных округов, в том числе в домах министерств и ведомств Российской Федерации при наличии в жилых домах центрального отопления и горячего водоснабжения в пределах плановых заданий по оборудованию жилых домов электроплитами, устанавливаемых республикам, краям, областям, г. Москве, г. Санкт-Петербургу, автономным областям и автономным округам.
При этом пунктом 4.2.1 Инструкции установлено, что не требуется (оформляется в установленном порядке) разрешение на установку стационарных электроплит для пищеприготовления при установке электроплит в кухнях жилых домов высотой 11 этажей и более, в общежитиях, домах для престарелых и семей с инвалидами (независимо от этажности), в жилых зданиях переменной этажности с высотой одной из частей 11 этажей и более.
ФГУП "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ" представило в суд первой инстанции копию технического паспорта многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Космическая, 4, в пос. Энем от 30.08.1994. Из технического паспорта также следует, что многоквартирный жилой дом является общежитием.
Указанный технический паспорт не принят судом первой инстанции в качестве доказательства как заполненный рукописно. Оснований к отклонению технического паспорта по указанному мотиву суд не привел.
Как видно из представленных в материалы дела документов, указанный многоквартирный жилой дом являлся ранее общежитием, в связи с чем при установке в нем стационарных электроплит для пищеприготовления не требовалось разрешение согласно положениям вышеуказанной Инструкции.
Таким образом, материалами дела установлено, что в жилом многоквартирном доме по адресу: ул. Космическая, 4, в пос. Энем, газоснабжение отсутствует и отсутствовало со дня его постройки; на момент постройки и оборудования электроплитами дом имел статус общежития.
Таким образом, спорный многоквартирный жилой дом не имеет газового оборудования, и возможность приготовления пищи гражданами, проживающими в нем, может быть реализована только путем использования электроплит, что подтверждается техническим паспортом помещения, письмом БТИ и пояснениями администрации.
Довод жалобы о нарушении судом апелляционной инстанции принципа состязательности не подтвержден материалами дела. Общество достоверными доказательствами не подтвердило, что спорный жилой дом оборудован электроплитами посредством самовольных действий проживающих в нем лиц, либо данное оборудование не имеет допуска в эксплуатацию в установленном законом порядке.
Перечень документов, который необходимо представить гарантирующему поставщику при применении последним при расчете за потребленную электрическую энергию социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) предусмотрен пунктом 34 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 N 614 (далее - Положение).
Для целей применения социальной нормы оснащенность стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками жилого помещения в многоквартирном доме определяется в соответствии с техническим паспортом такого дома либо при его отсутствии - в соответствии с проектной документацией.
Наличие стационарных электроплит в жилых домах при отсутствии централизованного газоснабжения является основанием для применения социальной нормы, установленной для жилых помещений в городских или сельских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами при наличии заявления соответствующего потребителя с приложением копии технического паспорта (свидетельства) на соответствующую стационарную электроплиту. В случае если степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома предусматривает предоставление коммунальной услуги по газоснабжению, наличие стационарной электроплиты не является основанием для применения социальной нормы, установленной для жилых помещений в городских и сельских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами.
Общество отказалось производить расчет за потребленную вышеназванными жильцами электрическую энергию с применением социальной нормы, понижающего коэффициента.
Таким образом, действия лица, занимающего доминирующее положение на рынке услуг по розничной реализации электрической энергии, нарушают права и законные интересы жителей указанного многоквартирного дома, не оборудованного газораспределительными сетями.
При таких обстоятельствах, общество обязано произвести расчет за потребленную жителями многоквартирного жилого дома электрическую энергию с применением социальной нормы, в соответствии с порядком, установленным Положением.
Суд первой инстанции поддержал довод общества о неисполнимости предписания в части пункта 2. Суд апелляционной инстанции отклонил доводы общества в этой части.
Принимая решение, суд указал, что приложением N 1 к Приказу Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 30.08.2012 N 166-п утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах, в том числе общежития квартирного типа.
Установленные приложением N 1 нормативы потребления коммунальной услуги приведены для четырех категорий жилых помещений, соответственно для каждой конкретной категории регулятором установлен конкретный норматив потребления:
- - многоквартирные дома, жилые дома, общежития квартирного типа, не оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения;
- - многоквартирные дома, жилые дома, общежития квартирного типа, оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи и не оборудованные электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения;
- - многоквартирные дома, жилые дома, общежития квартирного типа, не оборудованные в установленном стационарными электроплитами, но оборудованные в установленном порядке электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения;
- - многоквартирные дома, жилые дома, общежития квартирного типа, оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами, электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения.
Пункт 2 оспариваемого предписания не содержит четкого указания на конкретный пункт приложения N 1 к Приказу Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 30.08.2012 N 166-п, который подлежит применению обществом для выполнения оспариваемого предписания, однако общество осуществляет деятельность по электроснабжению, на постоянной основе применяя этот нормативный акт.
Общество ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представило доказательства, свидетельствующие о том, что после вынесения предписания общество испытывало трудности с его исполнением. Обществом не предпринимались меры, направленные на определение применимого тарифа, не направлялись запросы в управление о разъяснении пункта 2 предписания, не заявлялись ходатайства о продлении срока исполнения предписания в связи с необходимостью определения применимого тарифа.
Напротив, правовая позиция общества строится на том, что понижающие тарифы в многоквартирном доме не подлежат применению в связи с тем, что установка электроплит произведена в ненадлежащем порядке.
При таких обстоятельствах недостаточная конкретизация пункта 2 предписания в рассматриваемом случае не может служить основанием к его отмене. Доводы общества на этот счет свидетельствуют о злоупотреблении правом, поскольку доступные способы исполнения предписания общество не использовало.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не влияют на существо рассматриваемого спора, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Основания для переоценки доказательств и выводов суда апелляционной инстанций у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
При рассмотрении спора суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде государственной пошлины по кассационной жалобе следует отнести на подателя жалобы - общество.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2017 по делу N А01-1955/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
Судьи
Т.Н.ДРАБО
Л.А.ЧЕРНЫХ
Т.Н.ДРАБО
Л.А.ЧЕРНЫХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)