Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 17.11.2017 N Ф09-7370/17 ПО ДЕЛУ N А07-2303/2017

Требование: О признании недействительным решения антимонопольного органа.

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Указано на предоставление обществу земельных участков для жилищного строительства без проведения аукциона.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 ноября 2017 г. N Ф09-7370/17

Дело N А07-2303/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Поротниковой Е.А., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - управление, антимонопольный орган) и индивидуального предпринимателя Кузнецова Сергея Павловича (далее - предприниматель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.06.2017 по делу N А07-2303/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Республики Башкортостан прибыли представители:
- общества с ограниченной ответственностью "Мастер-А" (далее - общество) - Бережной В.И. (доверенность от 20.03.2017), Багаутдинов Ш.А. (доверенность от 20.03.2017), Мизин М.А. (доверенность от 20.03.2017);
- Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан (далее - администрация МР Мелеузовский район Республики Башкортостан) - Панькова Л.В. (доверенность от 29.12.2016);
- Администрации городского поселения город Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан (далее - администрация ГП г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан) - Исякаева С.Р. (доверенность от 09.01.2017);
- управления - Медведева Л.Д. (доверенность от 16.01.2017);
- Комитета по управлению собственностью Министерства имущественных и земельных отношений Республики Башкортостан по Мелеузовскому району и г. Мелеуз - Давлетбердина Т.М. (доверенность 08.02.2017).

Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения управления от 22.12.2016 по делу N А-109/16-16.
Определением от 16.02.2017 заявление принято к производству Арбитражного суда Республики Башкортостан с присвоением делу N А07-2303/2017.
Администрация МР Мелеузовский район Республики Башкортостан также обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения управления от 22.12.2016 по делу N А-109/16-16.
Определением от 21.02.2017 заявление администрации МР Мелеузовский район Республики Башкортостан принято к производству Арбитражного суда Республики Башкортостан с присвоением делу N А07-3329/2017.
Также с заявлением о признании недействительным решения управления от 22.12.2016 по делу N А-109/16-16 в Арбитражный суд Республики Башкортостан обратилась - администрация ГП г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан.
Определением от 28.02.2017 заявление администрации ГП г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан принято к производству Арбитражного суда Республики Башкортостан с присвоением делу N А07-3846/2017.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.03.2017 дела N А07-2303/2017, А07-3329/2017 и А07-3846/2017 объединены в одно производство, с присвоением объединенному делу N А07-2303/2017.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению собственностью Министерства имущественных и земельных отношений Республики Башкортостан по Мелеузовскому району и г. Мелеуз и предприниматель.
Решением суда от 23.06.2017 (судья Валеев К.В.) требования общества, администрации МР Мелеузовский район Республики Башкортостан, администрации ГП г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2017 (судьи Малышев М.Б., Костин В.Ю., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
Заявитель жалобы считает, что судами не принято во внимание изначальное намерение сторон о сносе нефункционирующих зданий мельничного комплекса и строительства на спорных земельных участках многоквартирных домов, не рассмотрены доводы антимонопольного органа о наличии между сторонами соглашения о совершении действий, направленных на обход конкурентных процедур при выборе застройщика многоквартирных домов на спорных участках; никто из сторон не оспаривал наличие общей заинтересованности в сносе нефункционирующего, представляющего опасность мельничного комплекса и в застройке территории земельных участков жилыми домами; суды формально подошли к рассмотрению довода антимонопольного органа о необходимости правовой оценки пояснений инженера-землеустроителя, геодезиста Абдрашитовой Г.Х.
Управление указывает на то, что Абдрашитовой Г.Х. в суде первой инстанции было заявлено о том, что в земельные участки, находящиеся за границами красных линий, не могут быть предоставлены в собственность; о данном факте также было заявлено антимонопольным органом в суде апелляционной инстанции, однако суд данный довод управления проигнорировал.
Заявитель жалобы считает, что согласно действующему законодательству не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации); в соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации; в п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" также предусмотрен запрет, в том числе на отчуждение земельных участков в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты), не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; в п. 11, 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары), соответственно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц; в силу подп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 42, ч. 4, 5 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии являются частью проекта планировки территории города, который, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа; согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 4 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд); согласно градостроительному плану земельного участка с кадастровым номером 02:68:010805:104, N RU03308000-1707, утвержденному постановлением администрации МР Мелеузовский район Республики Башкортостан от 03.06.2016 N 886, градостроительному плану земельного участка с кадастровым номером 02:68:010805:105, N RU03308000-11697, утвержденному постановлением администрации МР Мелеузовский район от 13.05.2016 N 768, часть земельных участков, предоставленных в собственность обществу, расположена за пределами красных линий, а значит, данные участки не могли быть переданы ему в собственность.
В кассационной жалобе предприниматель просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований общества, администрации МР Мелеузовский район Республики Башкортостан, администрации ГП г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан отказать в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
Заявитель жалобы полагает, что администрацией ГП г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан необоснованно предоставлен в собственность общества земельный участок площадью 9258 кв. м, значительно превышающей площадь здания и сооружения мельничного комплекса, расположенного по адресу: г. Мелеуз, ул. К. Маркса, д. 46; сторонам изначально было известно о намерении сноса нефункционирующих зданий мельничного комплекса и строительства на спорных земельных участках многоквартирных жилых домов; при предоставлении в собственность хозяйствующего субъекта арендуемого им земельного участка без публичных торгов, орган государственной власти обязан учитывать потребность в данном земельном участке, исходя из назначения объекта недвижимости, расположенного на участке, градостроительных и иных требований, предъявляемых к эксплуатируемым объектам недвижимости, а также проектов планировки и развития территории соответствующего населенного пункта; такое обоснование у администрации ГП г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики отсутствовало, следовательно, вывод судов о соблюдении требований Земельного кодекса Российской Федерации при предоставлении обществу в собственность земельного участка без публичных торгов в размерах, не учитывающих потребности в данном участке, нельзя признать правомерным.
Предприниматель указывает на то, что общество, изначально имея намерение осуществить строительство многоквартирных жилых домов (письмо главе администрации МР Мелеузовский район Республики Башкортостан от 02.07.2014 N 247) в марте 2016 года приобрело в собственность два земельных участка с кадастровыми номерами 02:68:010805:0001 и 02:68:010805:04 общей площадью 10524 кв. м; после перераспределения и изменения вида целевого использования указанных земельных участков общество получило в собственность два образованных земельных участка с кадастровыми номерами 02:68:010805:104 и 02:68:010805:105 общей площадью 12969 кв. м; увеличение изначальной площади земельных участков в пользу общества составило 2445 кв. м, однако предоставленный обществу в результате перераспределения земельный участок площадью 2445 кв. м занят городскими лесами и относится к территории земель общего пользования и в соответствии с п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации является ограниченным в обороте; в материалах дела имеется Градостроительный план земельных участков с кадастровыми номерами 02:68:010805:104 и 02:68:010805:105, согласно которому часть земельных участков, предоставленных в собственность обществу, расположена за пределами красной линии, что исключает предоставление их в собственность; проект межевания территории в данном случае (с учетом перераспределяемых территорий) не был утвержден в установленном законом порядке, в связи с чем перераспределение не может быть признано законным и обоснованным. Таким образом, необоснованное перераспределение земель и изменение вида разрешенного использования переданных в собственность обществу земельных участков для строительства многоквартирных жилых домов фактически создали условия и возможность для наступления последствий в виде устранения конкуренции.
По мнению заявителя жалобы, общество, администрация МР Мелеузовский район Республики Башкортостан, администрация ГП г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, не представив в антимонопольный орган и в суд доказательства, подтверждающие соответствие спорного земельного участка площадью 9528 кв. м размерам, необходимым для использования здания мельничного комплекса, нарушили требования ст. 15 и 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Общество, администрация МР Мелеузовский район Республики Башкортостан, администрация ГП г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан представили отзывы на кассационные жалобы, в которых просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судами, в управление поступило обращение предпринимателя от 01.06.2016, содержащее сообщение о наличии в действиях администрации МР Мелеузовский район Республики Башкортостан и общества признаков нарушения ст. 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в предоставлении обществу земельных участков без проведения процедуры торгов, что послужило для антимонопольного органа основанием для возбуждения дела N А-109/16-16 в отношении администрации МР Мелеузовский район Республики Башкортостан и общества по признакам нарушения п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции.
Определением управления от 21.09.2016 в качестве ответчика также была привлечена администрация ГП г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан.
Решением антимонопольного органа от 26.12.2016 по делу N А-109/16-16 администрация МР Мелеузовский район Республики Башкортостан, администрация ГП г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан и общество признаны нарушившими п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции, при этом управление решило не выдавать предписание в связи с невозможностью приведения в первоначальное положение.
Принимая решение, управление исходило из того, что постановлением главы МР Мелеузовский район Республики Башкортостан от 18.05.2015 обществу было разрешено произвести разработку проекта планировки и проекта межевания территории для строительства многоквартирных трехэтажных жилых домов, ограниченной границами земельных участков N 44 и 46 по ул. К. Маркса, в г. Мелеуз; 02.06.2015 были назначены публичные слушания по проекту планировки проекту межевания территории для строительства многоквартирных трехэтажных жилых домов, ограниченной границами земельных участков N 44 и 46 по ул. К. Маркса в г. Мелеуз; постановлением председателя Совета муниципального района Мелеузовский район от 24.07.2015 назначены публичные слушания по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения г. Мелеуз, связанные с изменением территориальной зоны для указанных земельных участков с зоны "Ж-1" (зона застройки индивидуальными жилыми домами) на зону "Ж-2" (зона многоквартирной малоэтажной застройки секционными и блокированными жилыми домами); на основании проекта планировки и проекта межевания территории, утвержденного постановлением администрации от 08.07.2015 N 1325; 11.04.2016 из земельных участков с кадастровыми номерами 02:68:010805:1 и 02:68:010805:4 были сформированы и поставлены на кадастровый учет следующие земельные участки: с кадастровым номером 02:68:010805:104, категория земель - земли населенных пунктов, местоположение: Республика Башкортостан, Мелеузовский район, г. Мелеуз, ул. К. Маркса, строение 46, площадью 6065,0 кв. м, разрешенное использование: "для строительства малоэтажного многоквартирного жилого дома", форма собственности - частная; с кадастровым номером 02:68:010805:105, категория земель - земли населенных пунктов, местоположение: Республика Башкортостан, Мелеузовский район, г. Мелеуз, ул. К. Маркса, строение 44, площадью 6904,0 кв. м, разрешенное использование: "для строительства малоэтажного многоквартирного жилого дома", форма собственности - частная; постановлением администрации ГП г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан от 22.04.2016 N 235 данные земельные участки предоставлены обществу путем заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, соответственно, администрацией МР Мелеузовский район Республики Башкортостан, администрацией ГП г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан и обществом были нарушены положения ч. 1 ст. 11.7, ч. 1 ст. 39.3, ч. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации; в результате изучения схемы расположения земельных участков антимонопольный орган установил, что территория муниципального земельного участка, приращенная к земельным участкам общества, граничила с данными участками; признаков расположения земельных участков вперемешку не обнаружено; территория земельного участка, находящегося в государственной собственности, государственная собственность на который не разграничена, отошедшая обществу в результате перераспределения земельных участков на основании соглашения о перераспределении участков от 25.04.2016 в территорию, предусмотренную проектом планировки и проектом межевания территории для строительства двух многоквартирных трехэтажных жилых домов в г. Мелеуз, утвержденных постановлением администрации МР Мелеузовский район Республики Башкортостан от 08.07.2015 N 1325 не входила, что свидетельствует о том, что администрация МР Мелеузовский район Республики Башкортостан и администрации ГП г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан изначально планировали строительство жилых домов на предоставленных обществу земельных участках и в дальнейшем обществу были созданы преимущественные условия допуска к возможности осуществления жилищного строительства без необходимости участия в торгах; по результатам изучения схемы расположения земельных участков с учетом пояснений кадастрового инженера антимонопольный орган сделал вывод о том, что земельные участки, принадлежащие обществу (кадастровые номера 02:68:010805:1, 02:68:010805:4), и территория муниципального земельного участка, отошедшая в собственность общества после процедуры перераспределения, имели общую границу, признаков вклинивания, вкрапливания и изломанности границ данных земельных участков, которые необходимо было исключить, не обнаружено; предоставление земельного участка для жилищного строительства без проведения аукциона ставит застройщика в преимущественное, более выгодное положение по сравнению с иными лицами, приобретающими права на земельные участки для целей жилищного строительства на торгах в порядке, предусмотренном земельным законодательством.
Полагая, что решение антимонопольного органа является незаконным и нарушает их права и законные интересы, общество, администрация МР Мелеузовский район Республики Башкортостан, администрация ГП г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан обратились в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что оспариваемое решение антимонопольного органа противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, администрации МР Мелеузовский район Республики Башкортостан, администрации ГП г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству.
Согласно п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
В соответствии с п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции - это сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок. При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены гл. V.4 Кодекса.
Согласно п. 1, 2, 3 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных ст. 49 Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Судами установлено, что по договору купли-продажи от 17.03.2014 N 2 общество приобрело в собственность здания и сооружения мельничного комплекса, расположенного по адресу: г. Мелеуз, ул. К. Маркса, д. 46; земельный участок, на котором расположен данный объект недвижимости, кадастровый номер 02:68:010805:1 площадью 9258 кв. м был предоставлен обществу в аренду на основании договора от 08.04.2014; постановлением администрации ГП г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан от 24.02.2016 N 85 земельный участок с кадастровым номером 02:68:010805:1 площадью 9258 кв. м был предоставлен обществу в собственность за плату на основании норм Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающих преимущественное право выкупа земельного участка собственником зданий, строений, сооружений, находящихся на таком земельном участке; по договору купли-продажи земельного участка с жилым домом от 09.03.2016, заключенного между индивидуальным предпринимателем Вибе А.В. и обществом, последнее приобрело право собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:68:010805:4 площадью 1266 кв. м, расположенный по адресу г. Мелеуз, ул. К. Маркса, д. 44; право собственности на земельные участки зарегистрировано за обществом 14.03.2016 и 17.03.2016; постановлением администрации МР Мелеузовский район Республики Башкортостан от 08.07.2015 N 1325 утвержден проект планировки и проект межевания территории для строительства двух многоквартирных трехэтажных жилых домов в г. Мелеуз, ограниченных границами земельных участков N 44, 46 по ул. К. Маркса; постановлением администрации МР Мелеузовский район Республики Башкортостан от 17.07.2015 N 1383 внесены изменения в Правила землепользования и застройки городского поселения г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, согласно которому земельные участки с кадастровыми номерами 02:68:010805:1 и 02:68:010805:4 переведены зону "Ж-2" (зона многоквартирной малоэтажной застройки секционными и блокированными жилыми домами) для размещения многоквартирных трехэтажных жилых домов; утверждение проекта планировки, проекта межевания, внесение изменений в правила землепользования произведены в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе, с соблюдением процедуры публичных слушаний, что в свою очередь подтверждено решением управления от 28.01.2016 по делу N А-294/15-15; на основании проекта планировки и проекта межевания территории, утвержденного постановлением администрации МР Мелеузовский район Республики Башкортостан от 08.07.2015 N 1325, из земельных участков с кадастровыми номерами 02:68:010805:1 и 02:68:010805:4 11.04.2016 были сформированы и поставлены на кадастровый учет следующие земельные участки: с кадастровым номером 02:68:010805:104, категория земель - земли населенных пунктов, местоположение: Республика Башкортостан, Мелеузовский район, г. Мелеуз, ул. К. Маркса, строение 46, площадью 6065 кв. м, разрешенное использование "для строительства малоэтажного многоквартирного жилого дома", форма собственности - частная; с кадастровым номером 02:68:010805:105, категория земель - земли населенных пунктов, местоположение: Республика Башкортостан, Мелеузовский район, г. Мелеуз, ул. К. Маркса, строение 44, площадью 6904 кв. м, разрешенное использование "для строительства малоэтажного многоквартирного жилого дома", форма собственности - частная; согласно межевому плану к участку с кадастровым номером 02:68:010805:1 примыкал земельный участок с кадастровым номером 02:68:010805:45, блокирующий выход с данного земельного участка на территорию общего пользования; как следует из кадастровой выписки на данный земельный участок, он был поставлен на кадастровый учет 23.03.2005 с площадью 35 +/- 2 кв. м с разрешенным использованием "для размещения торгового павильона", и относился к муниципальной собственности; опрошенный судом первой инстанции в качестве специалиста инженер МУП "Архитектурно-планировочное бюро" Уразбахтина Л.Р. указала на то, что наличие такого участка является основанием для перераспределения существующих земельных участков с целью устранения вклинивания, изломанности границ и чересполосицы; опрошенная в качестве специалиста инженер-землеустроитель, геодезист Абдрашитова Г.Х. не исключила необходимости перераспределения земельных участков в связи с наличием указанных обстоятельств, кроме того, в данном случае проведение торгов на спорные земельные участки было невозможно по той причине, что на земельном участке с кадастровым номером 02:68:010805:1 располагались строения, принадлежащие обществу, которое имело преимущественное право выкупа данного земельного участка, земельный участок с кадастровым номером 02:68:010805:4 изначально находился в частной собственности, а перераспределенные земельные участки, примыкающие к ул. К. Маркса, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности не могли быть выставлены на торги под осуществление жилищного строительства, поскольку согласно проекту планировки они не предназначены для выделения под жилищное строительство; тот факт, что строения, находящиеся на земельном участке общества предполагались под снос, в этой связи не имеет значения.
Суды, исследовав и оценив представленные в материалы документы в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу о том, что решение антимонопольного органа не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы общества, администрации МР Мелеузовский район Республики Башкортостан, администрации ГП г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан в сфере экономической деятельности.
Доводы заявителей кассационных жалоб о том, что земельные участки, находящиеся за границами красных линий, не могли быть предоставлены обществу в собственность, а также о том, что земельный участок площадью 9258 кв. м необоснованно предоставлен в собственность общества, так как его площадь значительно превышает площадь здания и сооружения мельничного комплекса, расположенного по адресу: г. Мелеуз, ул. К. Маркса, д. 46, не могут быть приняты о внимание, так как оспариваемое решение управления не содержит указания на данные обстоятельства и они не были основаниями для его принятия.
Иные доводы управления и предпринимателя подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводы судов, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалоб у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.06.2017 по делу N А07-2303/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан и индивидуального предпринимателя Кузнецова Сергея Павловича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Г.ГУСЕВ
Судьи
Е.А.ПОРОТНИКОВА
Т.П.ЯЩЕНОК




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)