Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 26.09.2017 N Ф09-5237/17 ПО ДЕЛУ N А71-15165/2016

Требование: О признании незаконными решения, предписания и постановлений антимонопольного органа.

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Организатору конкурса на право заключения договора на капитальный ремонт лифтового оборудования и участнику-1 (победителю конкурса) вменено заключение соглашения, ограничивающего конкуренцию. Указанные лица привлечены к ответственности по части 1 ст. 14.32 КоАП РФ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2017 г. N Ф09-5237/17

Дело N А71-15165/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Вдовина Ю.В., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Лифтовая компания "Союзлифтмонтаж" и общества с ограниченной ответственностью "УК-Ижкомцентр" на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.03.2017 по делу N А71-15165/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "УК-Ижкомцентр" Холмогоров Д.Г. (доверенность от 27.04.2017);
- Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике - Холмогорова А.Д. (доверенность от 19.11.2017 N 03-05).

Общество с ограниченной ответственностью "Лифтовая компания "Союзлифтмонтаж" (далее - ООО "ЛК "Союзлифтмонтаж"), общество с ограниченной ответственностью "УК-Ижкомцентр" (далее - ООО "УК-Ижкомцентр") обратились в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - Управление, антимонопольный орган) о признании незаконными и отмене решения и предписания от 22.09.2016 N АА06-06/2016-194 (дела N А71-15165/2016, А71-16620/2016), а также об оспаривании постановлений о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 06.12.2016 N ЕС06-07/2016-185А (дело N А71-16621/2016) и ЕС06-07/2016-184А (дело N А71-16871/2016).
При рассмотрении дела в суде первой инстанции указанные заявления на основании ч. 2.1 ст. 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объединены в одно производство (N А71-15165/2016).
Решением суда от 30.03.2017 (судья Коковихина Т.С.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлениями Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2017 (судьи Варакса Н.В., Муравьева Е.Ю., Трефилова Е.М.) решение суда оставлено без изменений.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, заявители обратились в суд кассационной инстанции.
ООО "ЛК "Союзлифтмонтаж" в кассационной жалобе просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме либо рассмотреть вопрос о возможности применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и признать допущенное правонарушение малозначительным. Полагает, что антимонопольным органом не доказан факт наступления негативных последствий на рынке по замене лифтов, которые повлекли ограничение конкуренции на указанном рынке, нарушение прав иных хозяйствующих субъектов. Считает, что Управление не доказано наличие в действиях ООО "ЛК "Союзлифтмонтаж" признаков объективной стороны вмененного административного правонарушения. Заявитель также указывает, что антимонопольным органом при определении размера штрафа не учтено, что ООО "Лифтовая компания "Союзлифтмонтаж" впервые привлекается к административной ответственности и является субъектом малого предпринимательства; в общей стоимости контракта заложена стоимость лифтового оборудования и стоимость его доставки с учетом НДС; при определении размера штрафа учтена общая сумма выручки, а не сумма выручки на рынке работ по замене лифтового оборудования; считает, что размер назначенного штрафа является чрезмерным.
ООО "УК-Ижкомцентр" в кассационной жалобе ссылается на наличие оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ; также полагает, что размер штрафа является чрезмерным.
Управление с доводами, изложенными в жалобах, не согласно по основаниям, указанным в отзыве.

Как следует из материалов дела, в адрес Управления поступило заявление ЗАО "Удмуртлифт" от 19.03.2016 вх. N 2103, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства при проведении торгов на право заключения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов (замена лифтового оборудования), проводимых ООО "УК-Ижкомцентр".
На основании поступившего заявления приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 30.05.2016 N 105 было возбуждено дело N АА 06-06/2016-194 по признакам нарушения ООО "УК-Ижкомцентр" и ООО "ЛК "Союзлифтмонтаж" п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; на основании приказов Управления от 23.03.2016 N 52, N 53 в отношении ООО "УК-Ижкомцентр" и ООО "ЛК "Союзлифтмонтаж" проведены внеплановые выездные проверки (акты от 25.04.2016 N 44, 47).
По результатам рассмотрения материалов дела N АА06-06/2016-194 Комиссией Управления принято решение (резолютивная часть оглашена 15.09.2016, в полном объеме изготовлено 22.09.2016), которым ООО "УК-Ижкомцентр" и ООО "ЛК "Союзлифтмонтаж" признаны нарушившими п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона "О защите конкуренции", что выразилось в заключении соглашения, которое приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников.
Управлением ООО "УК-Ижкомцентр" выдано предписание (резолютивная часть оглашена 15.09.2016, в полном объеме изготовлено 22.09.2016), согласно которому ООО "УК-Ижкомцентр" предписано прекратить ограничивающее конкуренцию соглашение и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: прекратить соглашение с ООО "ЛК "Союзлифтмонтаж", которое имеет цель, либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников; при организации конкурсов не допускать разглашение информации об условиях конкурсов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством; обеспечить регистрацию заявок, поданных на участие в конкурсах, с указание даты, времени их фактической подачи; прекратить взаимодействие с потенциальными участниками торгов, не предусмотренное законодательством.
Управлением ООО "ЛК "Союзлифтмонтаж" также выдано предписание (резолютивная часть оглашена 15.09.2016, в полном объеме изготовлено 22.09.2016), в соответствии с которым ООО "ЛК "Союзлифтмонтаж" предписано прекратить ограничивающее конкуренцию соглашение и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: прекратить соглашение с ООО "УК-Ижкомцентр", которое имеет цель, либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников; прекратить взаимодействие с заказчиками, организаторами конкурсов, не предусмотренное законодательством.
Управлением 07.10.2016 вынесены определения N ЕС 06-07/2016-184А, ЕС 06-7/2016-185А о возбуждении в отношении ООО "ЛК "Союзлифтмонтаж" и ООО "УК-Ижкомцентр" дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Должностным лицом Управления 03.11.2016 в отношении ООО "ЛК "Союзлифтмонтаж" и ООО "УК-Ижкомцентр" составлены протоколы N ЕС 06-07/2016-184А, ЕС 06-07/2016-185А об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 06.12.2016 N ЕС 06-07/2016-184А о наложении штрафа по делу об административном правонарушении ООО "ЛК "Союзлифтмонтаж" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 1 971 669 руб. 60 коп.
Постановлением Управления от 06.12.2016 N ЕС 06-07/2016-185А о наложении штрафа по делу об административном правонарушении ООО "УК-Ижкомцентр" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 1 643 058 руб.
ООО "УК-Ижкомцентр", ООО "ЛК "Союзлифтмонтаж", полагая, что решение и предписание антимонопольного органа, а также постановления о привлечении к административной ответственности являются незаконными, обратились в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о доказанности в действиях заявителей нарушения антимонопольного законодательства, а также об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным или для назначения наказания ниже низшего предела санкции.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, 03.03.2016 на сайте izh.ru по ссылке www.izh.ru/i/info/16098.html размещена информация и конкурсная документация о проведении открытого конкурса на право заключения договора подряда по проведению капитального ремонта многоквартирного дома, заказчиком и организатором конкурса являлось ООО "УК-Ижкомцентр".
Согласно извещению предметом конкурса являлось право заключения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: г. Ижевск, ул. Автозаводская, 36, вид работ - замена лифтового оборудования, начальная (максимальная) цена договора 6 572 232 руб. Дата опубликования извещения - 03.03.2016, заявки принимаются в рабочие дни с 8-00 ч. до 17-00 ч., в пятницу до 16-00 ч., обед с 12-00 ч до 13-00 ч. с момента опубликования извещения на официальном Интернет сайте МО "Город Ижевск" и в средствах массовой информации до 09-00 ч 15.03.2016 по адресу организатора конкурса.
По условиям проводимого ООО "УК-Ижкомцентр" конкурса при прочих равных условиях победителем признается участник, первым подавший заявку.
Согласно журналу регистрации заявок на участие в конкурсе под номером 1 была зарегистрирована заявка ООО "ЛК "Союзлифтмонтаж" 03.03.2016 в 10-30 ч., под номером 2 была зарегистрирована заявка ЗАО "Удмуртлифт" 09.03.2016 в 08-00 ч.
В ходе проведения конкурса участники ООО "ЛК "Союзлифтмонтаж", ЗАО "Удмуртлифт" набрали одинаковое количество баллов. Победителем было признано ООО "ЛК "Союзлифтмонтаж", поскольку его заявка была подана ранее.
Управлением проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке работ по замене лифтового оборудования в географических границах г. Ижевска в период с 03.03.2016 по 01.07.2016, и установлено, что рынок замены лифтового оборудования является конкурентным; ООО "ЛК "Союзлифтмонтаж" и ЗАО "Удмуртлифт" являются конкурентами на данном товарном рынке.
Антимонопольным органом установлено и имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что до публикации извещения о проведении конкурса на право заключения договора подряда на капитальный ремонт многоквартирного дома по замене лифтового оборудования по адресу: г. Ижевск, ул. Автозаводская, д. 36 в печатном средстве массовой информации и размещения извещения и конкурсной документации в сети Интернет, заказчиком ООО "УК-Ижкомцентр" в адрес участника ООО "ЛК "Союзлифтмонтаж" 02.03.2016 по электронной почте было направлено извещение и конкурсная документация.
Управлением также установлено, что в составе заявки, поданной ООО "ЛК "Союзлифтмонтаж" на участие в конкурсе, имеется платежное поручение N 104 от 03.03.2016, которое содержит отметку банка в виде оригинального синего штампа АКБ "Ижкомбанк" (ПАО), свидетельствующую об исполнении платежного поручения 03.03.2016 (перечисление обеспечительных мер). При этом в ходе проверки, проведенной антимонопольным органом, бухгалтером ООО "Лифтовая компания "Союзлифтмонтаж" со своего компьютера было выведено на печать и приобщено к материалам проверки платежное поручение N 104 от 03.03.2016 о перечислении денежных средств на счет ООО "УК-Ижкомцентр" в сумме 197 166,96 руб. в счет обеспечения заявки на участие в конкурсе. Согласно информационным отметкам на платежном поручении, платежное поручение доставлено по системе "iBank 2" 03.03.2016 в 11:11 ч; исполнено банком 03.03.2016 в 11:16 ч. Согласно ответу АКБ "Инкомбанк" (ПАО) от 22.04.2016 N 10300-11117, платежное поручение ООО "ЛК "Союзлифтмонтаж" N 104 от 03.03.2016 поступило в банк 03.03.2016 в 09:55, исполнено 03.03.2016 в 11:16, штамп банка (синий) об исполнении платежного поручения мог быть проставлен на документе только после фактического исполнения платежного поручения. То есть заявка ООО "Лифтовая компания "Союзлифтмонтаж" с платежным поручением от 03.03.2016 N 104 с отметкой банка в виде оригинального синего штампа АКБ "Ижкомбанк" (ПАО), свидетельствующей об исполнении платежного поручения, могла быть передана участником закупки ООО "ЛК "Союзлифтмонтаж" заказчику ООО "УК-Ижкомцентр" только после 11:16 03.03.2016. Вместе с тем из журнала регистрации заявок на участие в конкурсе следует, что заявка участника ООО "ЛК "Союзлифтмонтаж" принята заказчиком ООО "УК-Ижкомцентр" 03.03.2016 в 10:30.
Учитывая изложенное, суды признали подтвержденным факт того, что имело место заключение соглашения между ООО "УК-Ижкомцентр" и ООО "ЛК "Союзлифтмонтаж", которое проявилось в согласовании хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, в результате чего создалась возможность для ООО "ЛК "Союзлифтмонтаж" в одностороннем порядке воздействовать на условия обращения товара на рынке работ по замене лифтового оборудования в г. Ижевске, так как для него создаются существенные преимущественные условия, которые позволяют организации быть признанной победителем в конкурсе.
При таких обстоятельствах Управление правомерно квалифицировало названные действия ООО "УК-Ижкомцентр" и ООО "ЛК "Союзлифтмонтаж" как осуществление недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий - заключение недопустимого соглашения, которое приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, что свидетельствует о наличии признаков нарушения ст. 17 Закона о защите конкуренции.
При разрешении вопроса о наличии вины ООО "УК-Ижкомцентр" и ООО "ЛК "Союзлифтмонтаж" в совершении вмененного административного правонарушения суды, руководствуясь ст. 1.5, 2.1 КоАП РФ приняли во внимание, что при условии проявления должной осмотрительности организации имели реальную возможность для соблюдения вышеперечисленных норм закона, какие требовались от них в целях надлежащего исполнения обязанностей в сфере предпринимательской деятельности, однако они пренебрегли имеющейся у них возможностью предпринять надлежащие меры для соблюдения запретов и ограничений, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Принимая во внимание совокупность доказательств, свидетельствующих о заключении недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения и об участии в нем, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности факта наличия в действиях ООО "УК-Ижкомцентр" и ООО "ЛК "Союзлифтмонтаж" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ.
Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судами не установлено. С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения суды также пришли к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и для применения ст. 2.9 КоАП РФ, отметив, что в соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" такие обстоятельства, как, например, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения, но в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Оснований для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела санкции на основании ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ судами не установлено, поскольку каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридических лиц, не выявлено.
Доказательств несоразмерности назначенного штрафа имущественному и финансовому положению юридических лиц не представлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.03.2017 по делу N А71-15165/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Лифтовая компания "Союзлифтмонтаж" и общества с ограниченной ответственностью "УК-Ижкомцентр" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.Н.ТОКМАКОВА

Судьи
Ю.В.ВДОВИН
Е.А.КРАВЦОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)