Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Филимонова С.А., Бубновой Е.Н.,
без участия надлежащим образом извещенных сторон по делу,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов"
на определение Арбитражного суда Саратовской области от 12.01.2017 (судья Братченко В.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2017 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Землянникова В.В., Кузьмичев С.А.)
по делу N А57-6468/2014
по исковому заявлению Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района (ИНН 6453074026, ОГРН 1036405320456) к Муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450049166, ОГРН 1026402204950), открытому акционерному обществу "Волжская территориальная генерирующая компания" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350), третьи лица: Комитет по управлению имуществом города Саратова (ИНН 6450003860, ОГРН 1026402195511), Администрация муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450011003, ОГРН 1036405000280), Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450530344, ОГРН 1026402205246), Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6453015253, ОГРН 1036405301954, Муниципальное казенное учреждение "Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства" (ИНН 6455030592, ОГРН 1026403680104) об обязании произвести: реконструкцию центрального теплового пункта и восстановить от него обратные внутриквартальные трубопроводы горячего водоснабжения, для обеспечения многоквартирных жилых домов, с извещением: Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области (ИНН 6455039443, ОГРН 1056405504650) Волжского районного отдела судебных приставов г. Саратова,
установил:
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет по ЖКХ) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Арбитражного суда Саратовской области от 26.02.2015 по делу N А57-6468/2014, до 01.12.2017.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 12.01.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2017, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Комитет по ЖКХ просит принятые по делу судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и нарушение норм материального и процессуального права.
Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района в отзыве на кассационную жалобу просила вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Комитет по ЖКХ без удовлетворения.
Третьи лица отзывы на кассационную жалобу Комитета по ЖКХ суду не представили.
Истец, ответчик и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, решением Арбитражного суда Саратовской области от 26.02.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015 и постановлением суда кассационной инстанции от 30.07.2015, исковые требования Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района, предъявленные к Комитету по ЖКХ, удовлетворены.
- На муниципальное образование "Город Саратов" в лице Комитет по ЖКХ возложена обязанность в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов: NN 2, 4, 6 (корпуса 1 5), 10, 12, 12А по ул. Уфимцева; NN 29, 31, 33, 35 по ул. Тархова; NN 2, 4, 6, 9, 10, 11 по ул. Батавина; NN 7, 9 по ул. Топольчанская в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжение с параметрами качества, соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09;
- - разработать и согласовать проект реконструкции центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Тархова, 29А) с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- - в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Тархова, 29А), в ходе которой, в том числе,
- - увеличить мощность (поверхность нагрева) пластинчатых водяных подогревателей системы горячего водоснабжения; установить устройство автоматического регулирования температуры воды горячего водоснабжения;
- - разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Тархова, 29А) до жилых домов NN 10, 12, 12А по ул. Уфимцева и N 29 по ул. Тархова в г. Саратове с целью прокладки циркуляционных трубопроводов ГВС и восстановления подачи воды горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с предоставленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- - в соответствии с согласованным проектом провести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Тархова, 29А) до жилых домов NN 10, 12, 12А по ул. Уфимцева и N 29 по ул. Тархова в г. Саратове, в том числе, - выполнить прокладку циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения с их теплоизоляцией;
- - разработать и согласовать проект реконструкции центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Уфимцева, 6А) с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- - в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Уфимцева, 6А), в ходе которой в том числе, - увеличить мощность (поверхность нагрева) пластинчатых водяных подогревателей системы горячего водоснабжения; установить устройство автоматического регулирования температуры воды горячего водоснабжения;
- - разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Уфимцева, 6А) до жилого дома N 6 (корпуса NN 1-5) по ул. Уфимцева в г. Саратове с целью прокладки циркуляционных трубопроводов ГВС и восстановления подачи воды горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с предоставленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- - в соответствии с согласованным проектом провести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Уфимцева, 6А) до жилого дома N 6 по ул. Уфимцева (корпуса NN 1-5) в г. Саратове, в том числе, - выполнить прокладку циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения с их теплоизоляцией;
- - разработать и согласовать проект реконструкции центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Батавина, 9Е) с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- - в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Батавина, 9Е), в ходе которой в том числе, - увеличить мощность (поверхность нагрева) пластинчатых водяных подогревателей системы горячего водоснабжения; установить устройство автоматического регулирования температуры воды горячего водоснабжения;
- - разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Батавина, 9Е) до жилых домов NN 9,11 по ул. Батавина в г. Саратове с целью прокладки циркуляционных трубопроводов ГВС и восстановления подачи воды горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с предоставленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- - в соответствии с согласованным проектом провести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Батавина, 9Е) до жилых домов NN 9, 11 по ул. Батавина в г. Саратове, в том числе, - выполнить прокладку циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения с их теплоизоляцией;
- - разработать и согласовать проект реконструкции центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Тархова, 33/35) с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- - в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Тархова, 33/35), в ходе которой в том числе, - увеличить мощность (поверхность нагрева) пластинчатых водяных подогревателей системы горячего водоснабжения; установить устройство автоматического регулирования температуры воды горячего водоснабжения;
- - разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Тархова, 33/35) до жилых домов NN 2, 4, 6, 10 по ул. Батавина, NN 31, 33, 35 по ул. Тархова и NN 7, 9 по ул. Топольчанская в г. Саратове с целью прокладки циркуляционных трубопроводов ГВС и восстановления подачи воды горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с предоставленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- - в соответствии с согласованным проектом провести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Тархова, 33/35) до жилых домов NN 2, 4, 6, 10 по ул. Батавина, NN 31, 33, 35 по ул. Тархова и NN 7, 9 по ул. Топольчанская в г. Саратове, в том числе, - выполнить прокладку циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения с их теплоизоляцией;
- - разработать и согласовать проект реконструкции центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Уфимцева, 2А) с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- - в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Уфимцева, 2А), в ходе которой в том числе, - увеличить мощность (поверхность нагрева) пластинчатых водяных подогревателей системы горячего водоснабжения; установить устройство автоматического регулирования температуры воды горячего водоснабжения;
- - разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Уфимцева) до жилых домов NN 2, 4 по ул. Уфимцева в г. Саратове с целью прокладки циркуляционных трубопроводов ГВС и восстановления подачи воды горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с предоставленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- - в соответствии с согласованным проектом провести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Уфимцева, 2А) до жилых домов NN 2, 4 по ул. Уфимцева в г. Саратове, в том числе, - выполнить прокладку циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения с их теплоизоляцией.
В удовлетворении исковых требований Ассоциации собственников жилья Ленинского района, г. Саратов к открытому акционерному обществу "Волжская территориальная генерирующая компания", г. Самара - отказано.
С муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" в пользу Ассоциации собственников жилья Ленинского района, г. Саратов взысканы судебные расходы в размере 200 000 рублей за проведение экспертизы.
С муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Центр судебных экспертиз" взысканы расходы по оплате судебной экспертизы в размере 100 000 рублей.
Судебный акт вступил в законную силу 17.04.2015. Длительность проведения требуемых работ с учетом времени на получение необходимых бюджетных средств была предметом судебного разбирательства дела по существу и суд в своем решении посчитал, что 6 месяцев будет достаточно для исполнения судебного акта и обязал ответчика именно за это время его исполнить.
Комитет по ЖКХ обратился в арбитражный суд с заявлением от 16.10.2015 об отсрочке исполнения данного судебного акта.
Определением от 23.11.2015 Арбитражный суд Саратовской области предоставил отсрочку исполнения решения Арбитражного суда Саратовской области от 26.02.2015 до 01.11.2016.
01 ноября 2016 года Комитет по ЖКХ вновь обратился в арбитражный суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Арбитражного суда Саратовской области от 26.02.2015 до 01.12.2017.
Отказывая в удовлетворении заявления Комитета по ЖКХ об отсрочке исполнения решения Арбитражного суда Саратовской области от 26.02.2015 до 01.12.2017, суды обеих инстанций правомерно руководствовались Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ).
В соответствии со статьей 37 Федерального закона N 229-ФЗ взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Предоставляя суду право принять решение о рассрочке исполнения того или иного постановления должником, федеральный законодатель предусмотрел в статье 324 АПК РФ в качестве гарантии соблюдения интересов взыскателя возможность принятия различных мер по обеспечению исполнения судебного акта.
Исходя из изложенного, разрешая вопрос о наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, суд самостоятельно устанавливает наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта в зависимости от конкретных обстоятельств дела и с учетом соблюдения баланса интересов как должника, так и взыскателя.
При оценке обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, учитывается, что отсрочка (рассрочка) исполнения судебных актов предоставляется должнику в исключительных случаях с учетом фактических обстоятельств, и если он представит суду доказательства наличия обстоятельств, затрудняющих, препятствующих исполнению решения (определения) суда.
Заявление Комитет по ЖКХ мотивировано невозможностью в установленный срок и в полном объеме разработать и согласовать проект реконструкции, а также внести соответствующие изменения в бюджет муниципального образования "Город Саратов", которые требуют дополнительного времени.
Для исполнения решения арбитражного суда Комитетом по ЖКХ направлены письма-ходатайства в Комитет по экономике и Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" с обращением о направлении в Саратовскую городскую Думу предложения о выделении бюджетных средств на выполнение работ по вышеуказанному решению при уточнении бюджета муниципального образования "Город Саратов".
Для исполнения решений Арбитражного суда Саратовской области и проведения необходимых работ Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству были получены технические условия от теплосетевой организации филиал "Саратовский" ПАО "Т Плюс".
Инвестиции в объекты, включенные в инвестиционную заявку на 2016 год, бюджетом муниципального образования "Город Саратов" не выделялись. В соответствии с вышеуказанным постановлением Комитетом по ЖКХ в мае 2016 года направлены предложения о включении указанных объектов в инвестиционную заявку на 2017 год.
Решение о выделении бюджетных ассигнований принимается депутатами Саратовской городской Думы.
Согласно статье 185 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект бюджета на очередной финансовый год вносится на рассмотрение в сроки, установленные нормативно-правовыми актами муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года.
До истечения указанного срока не представляется возможным рассмотрение вопроса о выделении денежных средств на исполнение решения суда.
В соответствии с действующим законодательством процедура исполнения решения состоит из нескольких этапов.
Таким образом, Комитет по ЖКХ считает, что в настоящее время не имеется возможности исполнить решение суда от 26.02.2015 по независящим от него причинам.
Данные обстоятельства нельзя отождествлять с обстоятельствами, затрудняющими исполнение судебного акта и названными в статье 324 АПК РФ, предусматривающей возможность представления отсрочки или рассрочки.
Отсутствие в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели не изменяет положений статьи 324 АПК РФ и обязанности суда по оценке обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта по настоящему делу.
Исходя из изложенного, комитет по ЖКХ не представил доказательства, что исполнение решения будет гарантированно обеспечено в указанный им срок.
Доказательства того, что исполнительный лист по настоящему делу будет реально исполнен 01.12.2017, в материалах дела отсутствуют.
Отсутствие денежных средств у должника не является безусловным основанием для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, поскольку при предоставлении отсрочки или рассрочки суд должен исходить не только из интересов должника, но также и учитывать интересы взыскателя, соблюдая баланс между ними и рассматривать вопрос об отсрочке или рассрочке с учетом всех обстоятельств в совокупности.
Судебный акт вступил в законную силу 17.04.2015, то есть более 1 года 10 месяцев назад. Комитет по ЖКХ в 2015 - 2016 году не предпринимал никаких действий по включению в бюджет на 2015 - 2016 год расходов на исполнение судебного акта в соответствии с действующим законодательством, о чем свидетельствуют материалы дела.
Общее время, предоставленное должнику для исполнения судебного акта, уже составило более 18 месяцев.
Комитету по ЖКХ уже была предоставлена отсрочка исполнения решения от 26.02.2015 определением Арбитражного суда Саратовской области от 23.11.2015 на срок до 01.11.2016.
С момента вынесения судебного акта и вступления его в законную силу до даты предъявления исполнительного листа к исполнению у должника имелось достаточно времени для совершения действий по исполнению решения в 2015 - 2016 годах.
Расходы бюджета, связанные с исполнением принятого судебного акта на 2015, на 2016 год не заложены. Непринятие муниципальным образованием и его финансовыми органами всех необходимых мер по исполнению судебного акта ущемляет права взыскателя, представляющего фактически интересы граждан - жильцов 18 многоквартирных домов, которые в течение нескольких лет получают горячее водоснабжение от ЦТП ненадлежащего качества.
В случае удовлетворения заявленного ходатайства их права на получение ГВС надлежащего качества будут нарушаться еще как минимум до 01.12.2017.
В многоквартирных домах проживает 12898 человек. Предоставление должнику очередного срока на исполнение судебного акта лишает взыскателя права на применении иных правовых механизмов, направленных на понуждение должника к исполнению судебного решения. За период отсрочки с 23.11.2015 по 01.11.2016 должник не предпринял ни одного реального действия по исполнению решения суда.
Исходя из изложенного, указанные Комитетом по ЖКХ обстоятельства не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 324 АПК РФ оснований для предоставления отсрочки исполнения судебного акта, не подтверждают наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, и не могут влиять на право истца требовать своевременного исполнения вступившего в законную силу решения.
Несогласие стороны спора с судебной оценкой доказательств, данной компетентными судами, не является основанием для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводов судов, которые были предметом рассмотрения и отклонены с приведением мотивов их отклонения.
Переоценка доказательств в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При вынесении судебных актов суды предыдущих инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные доказательства, дали им надлежащую оценку и правильно применили нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию незаконных судебных актов по делу, судом округа не установлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
определение Арбитражного суда Саратовской области от 12.01.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2017 по делу N А57-6468/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 20.06.2017 N Ф06-26190/2015 ПО ДЕЛУ N А57-6468/2014
Обстоятельства: Определением отказано в предоставлении отсрочки исполнения судебного акта, поскольку приведенные должником обстоятельства не являются обстоятельствами, затрудняющими исполнение судебного акта и свидетельствующими о наличии оснований для предоставления отсрочки исполнения судебного акта.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2017 г. N Ф06-26190/2015
Дело N А57-6468/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Филимонова С.А., Бубновой Е.Н.,
без участия надлежащим образом извещенных сторон по делу,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов"
на определение Арбитражного суда Саратовской области от 12.01.2017 (судья Братченко В.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2017 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Землянникова В.В., Кузьмичев С.А.)
по делу N А57-6468/2014
по исковому заявлению Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района (ИНН 6453074026, ОГРН 1036405320456) к Муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450049166, ОГРН 1026402204950), открытому акционерному обществу "Волжская территориальная генерирующая компания" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350), третьи лица: Комитет по управлению имуществом города Саратова (ИНН 6450003860, ОГРН 1026402195511), Администрация муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450011003, ОГРН 1036405000280), Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450530344, ОГРН 1026402205246), Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6453015253, ОГРН 1036405301954, Муниципальное казенное учреждение "Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства" (ИНН 6455030592, ОГРН 1026403680104) об обязании произвести: реконструкцию центрального теплового пункта и восстановить от него обратные внутриквартальные трубопроводы горячего водоснабжения, для обеспечения многоквартирных жилых домов, с извещением: Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области (ИНН 6455039443, ОГРН 1056405504650) Волжского районного отдела судебных приставов г. Саратова,
установил:
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет по ЖКХ) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Арбитражного суда Саратовской области от 26.02.2015 по делу N А57-6468/2014, до 01.12.2017.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 12.01.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2017, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Комитет по ЖКХ просит принятые по делу судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и нарушение норм материального и процессуального права.
Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района в отзыве на кассационную жалобу просила вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Комитет по ЖКХ без удовлетворения.
Третьи лица отзывы на кассационную жалобу Комитета по ЖКХ суду не представили.
Истец, ответчик и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, решением Арбитражного суда Саратовской области от 26.02.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015 и постановлением суда кассационной инстанции от 30.07.2015, исковые требования Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района, предъявленные к Комитету по ЖКХ, удовлетворены.
- На муниципальное образование "Город Саратов" в лице Комитет по ЖКХ возложена обязанность в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов: NN 2, 4, 6 (корпуса 1 5), 10, 12, 12А по ул. Уфимцева; NN 29, 31, 33, 35 по ул. Тархова; NN 2, 4, 6, 9, 10, 11 по ул. Батавина; NN 7, 9 по ул. Топольчанская в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжение с параметрами качества, соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09;
- - разработать и согласовать проект реконструкции центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Тархова, 29А) с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- - в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Тархова, 29А), в ходе которой, в том числе,
- - увеличить мощность (поверхность нагрева) пластинчатых водяных подогревателей системы горячего водоснабжения; установить устройство автоматического регулирования температуры воды горячего водоснабжения;
- - разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Тархова, 29А) до жилых домов NN 10, 12, 12А по ул. Уфимцева и N 29 по ул. Тархова в г. Саратове с целью прокладки циркуляционных трубопроводов ГВС и восстановления подачи воды горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с предоставленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- - в соответствии с согласованным проектом провести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Тархова, 29А) до жилых домов NN 10, 12, 12А по ул. Уфимцева и N 29 по ул. Тархова в г. Саратове, в том числе, - выполнить прокладку циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения с их теплоизоляцией;
- - разработать и согласовать проект реконструкции центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Уфимцева, 6А) с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- - в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Уфимцева, 6А), в ходе которой в том числе, - увеличить мощность (поверхность нагрева) пластинчатых водяных подогревателей системы горячего водоснабжения; установить устройство автоматического регулирования температуры воды горячего водоснабжения;
- - разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Уфимцева, 6А) до жилого дома N 6 (корпуса NN 1-5) по ул. Уфимцева в г. Саратове с целью прокладки циркуляционных трубопроводов ГВС и восстановления подачи воды горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с предоставленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- - в соответствии с согласованным проектом провести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Уфимцева, 6А) до жилого дома N 6 по ул. Уфимцева (корпуса NN 1-5) в г. Саратове, в том числе, - выполнить прокладку циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения с их теплоизоляцией;
- - разработать и согласовать проект реконструкции центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Батавина, 9Е) с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- - в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Батавина, 9Е), в ходе которой в том числе, - увеличить мощность (поверхность нагрева) пластинчатых водяных подогревателей системы горячего водоснабжения; установить устройство автоматического регулирования температуры воды горячего водоснабжения;
- - разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Батавина, 9Е) до жилых домов NN 9,11 по ул. Батавина в г. Саратове с целью прокладки циркуляционных трубопроводов ГВС и восстановления подачи воды горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с предоставленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- - в соответствии с согласованным проектом провести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Батавина, 9Е) до жилых домов NN 9, 11 по ул. Батавина в г. Саратове, в том числе, - выполнить прокладку циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения с их теплоизоляцией;
- - разработать и согласовать проект реконструкции центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Тархова, 33/35) с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- - в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Тархова, 33/35), в ходе которой в том числе, - увеличить мощность (поверхность нагрева) пластинчатых водяных подогревателей системы горячего водоснабжения; установить устройство автоматического регулирования температуры воды горячего водоснабжения;
- - разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Тархова, 33/35) до жилых домов NN 2, 4, 6, 10 по ул. Батавина, NN 31, 33, 35 по ул. Тархова и NN 7, 9 по ул. Топольчанская в г. Саратове с целью прокладки циркуляционных трубопроводов ГВС и восстановления подачи воды горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с предоставленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- - в соответствии с согласованным проектом провести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Тархова, 33/35) до жилых домов NN 2, 4, 6, 10 по ул. Батавина, NN 31, 33, 35 по ул. Тархова и NN 7, 9 по ул. Топольчанская в г. Саратове, в том числе, - выполнить прокладку циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения с их теплоизоляцией;
- - разработать и согласовать проект реконструкции центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Уфимцева, 2А) с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- - в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Уфимцева, 2А), в ходе которой в том числе, - увеличить мощность (поверхность нагрева) пластинчатых водяных подогревателей системы горячего водоснабжения; установить устройство автоматического регулирования температуры воды горячего водоснабжения;
- - разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Уфимцева) до жилых домов NN 2, 4 по ул. Уфимцева в г. Саратове с целью прокладки циркуляционных трубопроводов ГВС и восстановления подачи воды горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией, в соответствии с предоставленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- - в соответствии с согласованным проектом провести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта (по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Уфимцева, 2А) до жилых домов NN 2, 4 по ул. Уфимцева в г. Саратове, в том числе, - выполнить прокладку циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения с их теплоизоляцией.
В удовлетворении исковых требований Ассоциации собственников жилья Ленинского района, г. Саратов к открытому акционерному обществу "Волжская территориальная генерирующая компания", г. Самара - отказано.
С муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" в пользу Ассоциации собственников жилья Ленинского района, г. Саратов взысканы судебные расходы в размере 200 000 рублей за проведение экспертизы.
С муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Центр судебных экспертиз" взысканы расходы по оплате судебной экспертизы в размере 100 000 рублей.
Судебный акт вступил в законную силу 17.04.2015. Длительность проведения требуемых работ с учетом времени на получение необходимых бюджетных средств была предметом судебного разбирательства дела по существу и суд в своем решении посчитал, что 6 месяцев будет достаточно для исполнения судебного акта и обязал ответчика именно за это время его исполнить.
Комитет по ЖКХ обратился в арбитражный суд с заявлением от 16.10.2015 об отсрочке исполнения данного судебного акта.
Определением от 23.11.2015 Арбитражный суд Саратовской области предоставил отсрочку исполнения решения Арбитражного суда Саратовской области от 26.02.2015 до 01.11.2016.
01 ноября 2016 года Комитет по ЖКХ вновь обратился в арбитражный суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Арбитражного суда Саратовской области от 26.02.2015 до 01.12.2017.
Отказывая в удовлетворении заявления Комитета по ЖКХ об отсрочке исполнения решения Арбитражного суда Саратовской области от 26.02.2015 до 01.12.2017, суды обеих инстанций правомерно руководствовались Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ).
В соответствии со статьей 37 Федерального закона N 229-ФЗ взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Предоставляя суду право принять решение о рассрочке исполнения того или иного постановления должником, федеральный законодатель предусмотрел в статье 324 АПК РФ в качестве гарантии соблюдения интересов взыскателя возможность принятия различных мер по обеспечению исполнения судебного акта.
Исходя из изложенного, разрешая вопрос о наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, суд самостоятельно устанавливает наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта в зависимости от конкретных обстоятельств дела и с учетом соблюдения баланса интересов как должника, так и взыскателя.
При оценке обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, учитывается, что отсрочка (рассрочка) исполнения судебных актов предоставляется должнику в исключительных случаях с учетом фактических обстоятельств, и если он представит суду доказательства наличия обстоятельств, затрудняющих, препятствующих исполнению решения (определения) суда.
Заявление Комитет по ЖКХ мотивировано невозможностью в установленный срок и в полном объеме разработать и согласовать проект реконструкции, а также внести соответствующие изменения в бюджет муниципального образования "Город Саратов", которые требуют дополнительного времени.
Для исполнения решения арбитражного суда Комитетом по ЖКХ направлены письма-ходатайства в Комитет по экономике и Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" с обращением о направлении в Саратовскую городскую Думу предложения о выделении бюджетных средств на выполнение работ по вышеуказанному решению при уточнении бюджета муниципального образования "Город Саратов".
Для исполнения решений Арбитражного суда Саратовской области и проведения необходимых работ Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству были получены технические условия от теплосетевой организации филиал "Саратовский" ПАО "Т Плюс".
Инвестиции в объекты, включенные в инвестиционную заявку на 2016 год, бюджетом муниципального образования "Город Саратов" не выделялись. В соответствии с вышеуказанным постановлением Комитетом по ЖКХ в мае 2016 года направлены предложения о включении указанных объектов в инвестиционную заявку на 2017 год.
Решение о выделении бюджетных ассигнований принимается депутатами Саратовской городской Думы.
Согласно статье 185 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект бюджета на очередной финансовый год вносится на рассмотрение в сроки, установленные нормативно-правовыми актами муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года.
До истечения указанного срока не представляется возможным рассмотрение вопроса о выделении денежных средств на исполнение решения суда.
В соответствии с действующим законодательством процедура исполнения решения состоит из нескольких этапов.
Таким образом, Комитет по ЖКХ считает, что в настоящее время не имеется возможности исполнить решение суда от 26.02.2015 по независящим от него причинам.
Данные обстоятельства нельзя отождествлять с обстоятельствами, затрудняющими исполнение судебного акта и названными в статье 324 АПК РФ, предусматривающей возможность представления отсрочки или рассрочки.
Отсутствие в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели не изменяет положений статьи 324 АПК РФ и обязанности суда по оценке обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта по настоящему делу.
Исходя из изложенного, комитет по ЖКХ не представил доказательства, что исполнение решения будет гарантированно обеспечено в указанный им срок.
Доказательства того, что исполнительный лист по настоящему делу будет реально исполнен 01.12.2017, в материалах дела отсутствуют.
Отсутствие денежных средств у должника не является безусловным основанием для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, поскольку при предоставлении отсрочки или рассрочки суд должен исходить не только из интересов должника, но также и учитывать интересы взыскателя, соблюдая баланс между ними и рассматривать вопрос об отсрочке или рассрочке с учетом всех обстоятельств в совокупности.
Судебный акт вступил в законную силу 17.04.2015, то есть более 1 года 10 месяцев назад. Комитет по ЖКХ в 2015 - 2016 году не предпринимал никаких действий по включению в бюджет на 2015 - 2016 год расходов на исполнение судебного акта в соответствии с действующим законодательством, о чем свидетельствуют материалы дела.
Общее время, предоставленное должнику для исполнения судебного акта, уже составило более 18 месяцев.
Комитету по ЖКХ уже была предоставлена отсрочка исполнения решения от 26.02.2015 определением Арбитражного суда Саратовской области от 23.11.2015 на срок до 01.11.2016.
С момента вынесения судебного акта и вступления его в законную силу до даты предъявления исполнительного листа к исполнению у должника имелось достаточно времени для совершения действий по исполнению решения в 2015 - 2016 годах.
Расходы бюджета, связанные с исполнением принятого судебного акта на 2015, на 2016 год не заложены. Непринятие муниципальным образованием и его финансовыми органами всех необходимых мер по исполнению судебного акта ущемляет права взыскателя, представляющего фактически интересы граждан - жильцов 18 многоквартирных домов, которые в течение нескольких лет получают горячее водоснабжение от ЦТП ненадлежащего качества.
В случае удовлетворения заявленного ходатайства их права на получение ГВС надлежащего качества будут нарушаться еще как минимум до 01.12.2017.
В многоквартирных домах проживает 12898 человек. Предоставление должнику очередного срока на исполнение судебного акта лишает взыскателя права на применении иных правовых механизмов, направленных на понуждение должника к исполнению судебного решения. За период отсрочки с 23.11.2015 по 01.11.2016 должник не предпринял ни одного реального действия по исполнению решения суда.
Исходя из изложенного, указанные Комитетом по ЖКХ обстоятельства не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 324 АПК РФ оснований для предоставления отсрочки исполнения судебного акта, не подтверждают наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, и не могут влиять на право истца требовать своевременного исполнения вступившего в законную силу решения.
Несогласие стороны спора с судебной оценкой доказательств, данной компетентными судами, не является основанием для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводов судов, которые были предметом рассмотрения и отклонены с приведением мотивов их отклонения.
Переоценка доказательств в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При вынесении судебных актов суды предыдущих инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные доказательства, дали им надлежащую оценку и правильно применили нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию незаконных судебных актов по делу, судом округа не установлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
определение Арбитражного суда Саратовской области от 12.01.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2017 по делу N А57-6468/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА
Судьи
С.А.ФИЛИМОНОВ
Е.Н.БУБНОВА
Т.Н.ФЕДОРОВА
Судьи
С.А.ФИЛИМОНОВ
Е.Н.БУБНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)