Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 25 сентября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 29 сентября 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
с участием:
от муниципального казенного предприятия "Теплоснабжение г. Пензы" - представитель не явился, извещено,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области - представителя Сорокиной Н.В. (доверенность от 20.02.2017),
от ТСЖ "Олимп" - представитель не явился, извещено,
от ЖК "Пульс" - представитель не явился, извещено,
от ЖСК "Октябрьский" - представитель не явился, извещено,
от ЖСК "Альбатрос" - представитель не явился, извещено,
от ЖСК "Чайка" - представитель не явился, извещено,
от ТСЖ "Атлант" - представитель не явился, извещено,
от ТСЖ "Восход" - представитель не явился, извещено,
от ТСЖ "Согласие" - представитель не явился, извещено,
от ЖСК "Кристалл" - представитель не явился, извещено,
от ЖСК "Весенний" - представитель не явился, извещено,
от ЖСК "Надежда" - представитель не явился, извещено,
от ТСЖ "Престиж" - представитель не явился, извещено,
от ТСЖ "Авангард" - представитель не явился, извещено,
от ЖСК "Буревестник" - представитель не явился, извещено,
от ООО "Пензастрой-сервис Центр" - представитель не явился, извещено,
от ПАО "Т Плюс" - представитель не явился, извещено,
от ОАО "Т Плюс Теплосеть Пенза" - представитель не явился, извещено,
от Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе муниципального казенного предприятия "Теплоснабжение г. Пензы" на решение Арбитражного суда Пензенской области от 27 июля 2017 года по делу N А49-3861/2017 (судья Табаченков М.В.), по заявлению муниципального казенного предприятия "Теплоснабжение г. Пензы", г. Пенза, ОГРН 1075836002450, ИНН 5836013530, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области, г. Пенза, ОГРН 1025801359539, ИНН 5836011815, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ТСЖ "Олимп", г. Пенза, ЖК "Пульс", г. Пенза, ЖСК "Октябрьский", г. Пенза, ЖСК "Альбатрос", г. Пенза, ЖСК "Чайка", г. Пенза, ТСЖ "Атлант", г. Пенза, ТСЖ "Восход", г. Пенза, ТСЖ "Согласие", г. Пенза, ЖСК "Кристалл", г. Пенза, ЖСК "Весенний", г. Пенза, ЖСК "Надежда", г. Пенза, ТСЖ "Престиж", г. Пенза, ТСЖ "Авангард", г. Пенза, ЖСК "Буревестник", г. Пенза, ООО "Пензастрой-сервис Центр", г. Пенза, ПАО "Т Плюс", (юридический адрес: 143421, Московская обл., Красногорский район, автодорога Балтия, тер. Бизнес-Центр Рига-Ленд, стр. 3; 440061, г. Пенза, ул. Ново-Черкасская, 1; ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946), ОАО "Т Плюс Теплосеть Пенза", г. Пенза, Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, г. Пенза, о признании недействительными решение комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 31.01.2017 N 316-2 по делу N 2-02/02-2016 и предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 31.01.2017 N 2-03/02-2016,
установил:
муниципальное казенное предприятие "Теплоснабжение г. Пензы" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее - ответчик), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ТСЖ "Олимп", г. Пенза, ЖК "Пульс", г. Пенза, ЖСК "Октябрьский", г. Пенза, ЖСК "Альбатрос", г. Пенза, ЖСК "Чайка", г. Пенза, ТСЖ "Атлант", г. Пенза, ТСЖ "Восход", г. Пенза, ТСЖ "Согласие", г. Пенза, ЖСК "Кристалл", г. Пенза, ЖСК "Весенний", г. Пенза, ЖСК "Надежда", г. Пенза, ТСЖ "Престиж", г. Пенза, ТСЖ "Авангард", г. Пенза, ЖСК "Буревестник", г. Пенза, ООО "Пензастрой-сервис Центр", г. Пенза, ПАО "Т Плюс", (юридический адрес: 143421, Московская обл., Красногорский район, автодорога Балтия, тер. Бизнес-Центр Рига-Ленд, стр. 3; 440061, г. Пенза, ул. Ново-Черкасская, 1; ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946), ОАО "Т Плюс Теплосеть Пенза", г. Пенза, Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, г. Пенза, (далее - третьи лица), о признании недействительными решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 31.01.2017 N 316-2 по делу N 2-02/02-2016 и предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 31.01.2017 N 2-03/02-2016.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 27 июля 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе ссылается на неправомерный вывод суда об обязанности при расчетах за горячую воду при наличии фактических показаний общедомовых приборов учета, применять норматив на подогрев.
По мнению подателя жалобы неприменение норматива на подогрев при расчете платы за горячую воду само по себе не является нарушением порядка ценообразования.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
ОАО "Т Плюс Теплосеть Пенза" в отзыве на апелляционную жалобу просит удовлетворить заявленные требования МКП "Теплоснабжение г. Пензы" в полном объеме.
Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители муниципального казенного предприятия "Теплоснабжение г. Пензы", ТСЖ "Олимп", ЖК "Пульс", ЖСК "Октябрьский", ЖСК "Альбатрос", ЖСК "Чайка", ТСЖ "Атлант", ТСЖ "Восход", ТСЖ "Согласие", ЖСК "Кристалл", ЖСК "Весенний", ЖСК "Надежда", ТСЖ "Престиж", ТСЖ "Авангард", ЖСК "Буревестник", ООО "Пензастрой-сервис Центр", ПАО "Т Плюс", ОАО "Т Плюс Теплосеть Пенза", Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Пензенской области рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзывов, выступлений представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Заявитель осуществляет деятельность по поставке коммунального ресурса - горячей воды в многоквартирные дома по договорам с исполнителями услуги - жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья (перечень потребителей коммунальной услуги (т. 2, л.д. 35).
В феврале - апреле 2016 года в антимонопольный орган обратились исполнители коммунальной услуги (ТСЖ, ЖСК, привлеченные к участию в настоящем деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора), с заявлениями (т. 1 л.д. 51, 56, 58, 60, 66, 69, 74, 77, 85, 90, 97, 101, 108, 113, 133, т. 3 л.д. 95), в которых указали на факт завышения сумм предъявленной к оплате стоимости коммунальной услуги - горячей воды в декабре 2015 - январе 2016 годов.
На основании приказа от 11.03.2016 N 2-03/02-210 руководителя антимонопольного органа (т. 1 л.д. 122) возбуждено дело по признакам нарушения МКП "Теплоснабжение г. Пензы" пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.29006 N 135-ФЗ, выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при расчете платы за горячее водоснабжение, которое влечет (может повлечь) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. Этим же приказом создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения дела ответчиком 31.01.2017 вынесено решение (т. 1 л. д. 21), которым действия заявителя, выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при расчете платы за горячее водоснабжение, которое влечет (может повлечь) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей, признаны злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Ответчик полагает, что заявитель нарушил установленный порядок образования цены на коммунальный ресурс, не применив при образовании цены норматив расхода тепловой энергии.
31.01.2017 антимонопольный орган выдал заявителю предписание N 2-03/02-2016 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (т. 1 л.д. 33), которым обязал Предприятие прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при расчете платы за горячее водоснабжение, которое влечет (может повлечь) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей, для чего в срок до 03.04.2017 совершить следующие действия:
- - при расчетах с потребителями за горячее водоснабжение по двухкомпонентному тарифу на горячую воду определять размер платы за горячую воду с применением норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды, для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденного Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 02.02.2015 N 122;
- - произвести перерасчет предъявленной к оплате ТСЖ "Олимп", ЖК "Пульс", ЖСК "Октябрьский", ЖСК "Альбатрос", ЖСК "Чайка", ТСЖ "Атлант", ТСЖ "Восход", ТСЖ "Согласие", ЖСК "Кристалл", ЖСК "Весенний", ЖСК "Надежда", ТСЭЖ "Престиж", ТСЖ "Авангард", ООО "Пензастрой-сервис Центр", ЖСК "Буревестник" стоимости горячей воды за декабрь 2015 года и январь 2016 года, применив норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденный приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области.
Заявитель, полагая, что вынесенное решение противоречит закону и нарушает его права, обратился в суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещены действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Предприятие занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по горячему водоснабжению, что подтверждено Аналитическим отчетом о состоянии конкурентной среды (т. 5 л.д. 149, т. 6 л.д. 1-2).
Предприятие оказывало исполнителям (ТСЖ и ЖСК - третьим лицам по настоящему делу) услуги по горячему водоснабжению многоквартирных домов. Все дома оборудованы общедомовыми счетчиками, позволяющими определять объем холодной воды, и объем тепловой энергии на подогрев воды (показания приборов учета - т. 4 л.д. 70-150, т. 5 л. 1-2).
Как установлено ответчиком в ходе проверки, при начислении платы за коммунальную услугу заявитель исходил из показаний общедомовых приборов учета, без применения норматива на подогрев холодной воды.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.
Пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных услуг в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показателей такого прибора за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Согласно формуле 23, приведенной в Приложении N 2 к Правилам N 354, объем потребленной за расчетный период в жилом и нежилом помещении горячей воды определяется по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом и нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется: в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 1 января 2018 г.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации N 129 приказом Управления тарифов от 02.12.2015 N 122 утверждены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, которые для МКП Теплоснабжение составляют для неизолированных стояков и полотенцесушителей с 13.12.2015 по 30.06.2016 0,06700 Гкал, для неизолированных стояков и при отсутствии полотенцесушителей с 13.12.2015 по 30.06.2016-0,06200 Гкал (вступил в силу 13.12.2015).
Требования, предъявляемые управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищно-строительному, жилищному кооперативу и иному специализированному потребительскому кооперативу (далее - исполнитель) при осуществлении ими расчетов с ресурсоснабжающими организациями за ресурсы, поставляемые по заключенным указанными лицами договорам энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа (далее - договор ресурсоснабжения), установлены в Требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253.
В пункте 5 Требований N 253 указано, что размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, в общем размере платежей потребителя (далее - платеж потребителя) определяется в следующем порядке: при осуществлении потребителем оплаты по платежному документу в полном размере - в размере указанной в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленной потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами N 354; при осуществлении потребителем оплаты по платежному документу не в полном объеме - в размере, пропорциональном размеру платы за конкретную коммунальную услугу в общем размере указанных в платежном документе платежей и услуги, выполненные (предоставленные) за данный расчетный период.
Следовательно, как верно указал суд, размер платежа исполнителя в пользу ресурсоснабжающей организации должен соответствовать размеру платежа за коммунальный ресурс, предъявленного к уплате потребителю, который должен быть рассчитан с учетом утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемого на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Судом правомерно отклонен довод заявителя о том, что Правила N 354 и Требования N 253 на него не распространяются, а при определении стоимости ресурса исходил из двухкомпонентного тарифа на горячую воду - компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию, рассчитанного на основании приказов Управления тарифов от 19.12.2014 N 147 (на 2015 г.) и от 18.12.2015 N 160 (на 2016 г.), поскольку, согласно пункту 21 Правил горячего водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642, которое распространяется, в том числе, на организации, осуществляющие горячее водоснабжение, оплата абонентом горячей воды по договору горячего водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду, устанавливаемым в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406.
Объем полученной горячей воды определяется, исходя из объемов потребленных воды и тепловой энергии в составе горячей воды по показаниям измерений (приборов учета) за определенный период времени (пункт 22 Правил горячего водоснабжения).
Согласно пункту 88 Основ ценообразования органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Основы ценообразования используют следующие понятия: "компонент на холодную воду" - составная часть тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение), подаваемую с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, размер которой устанавливается в виде ценовой ставки (одноставочный или двухставочный) на холодную воду; "компонент на тепловую энергию" - составная часть тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение), подаваемую с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, размер которой устанавливается в виде ценовой ставки (одноставочный или двухставочный) на тепловую энергию.
В силу пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, согласно которым под нормативом потребления коммунальной услуги в жилых помещениях понимается норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении.
Согласно пункту 10 Правил N 306 норматив потребления устанавливается в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, к которым, в том числе, относится горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также помещения, входящие в общий состав общего имущества в многоквартирном доме, по каждому виду предоставленных коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
Пунктом 24 Правил N 306 предусмотрено, что норматив коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду определяется исходя из норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. В норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению включается расход тепловой энергии на подогрев холодной воды, необходимый для осуществления услуги по горячему водоснабжению в соответствии с требованиями к качеству коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленными правилами предоставления коммунальных услуг, то есть Правилами N 354.
Поскольку указанная выше норма пункта 42 Правил N 354 носит императивный характер, указанные Правила регулируют, в том числе, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, следовательно, правила распространяются на всех участников правоотношений по предоставлению коммунальных услуг, а не только исполнителей и потребителей. Из указанной нормы Правил N 354 следует, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определяется в соответствии с формулой N 23 приложения N 2 исходя из приборов учета горячей воды с применением норматива расхода тепловой энергии. Применение указанного норматива имеет целью стимулирование поставщика коммунального ресурса на снижение затрат на подогрев холодной воды.
Как следует из материалов дела и установлено ответчиком в ходе проверки, заявитель не применял указанный выше норматив при расчетах с исполнителями услуги за декабрь 2015 года и январь 2016 года.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что указанное деяние заявителя является нарушением установленного законодательством порядка ценообразования на услугу по горячему водоснабжению, поскольку цена на услугу определяется Предприятием без применения норматива расхода тепловой энергии. Данное нарушение влечет нарушение интересов как исполнителей коммунальной услуги, так и потребителей указанной услуги, в отношении которых действует такой же порядок ценообразования за услугу.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 27 июля 2017 года по делу N А49-3861/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.09.2017 N 11АП-12306/2017 ПО ДЕЛУ N А49-3861/2017
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2017 г. по делу N А49-3861/2017
Резолютивная часть постановления объявлена: 25 сентября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 29 сентября 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
с участием:
от муниципального казенного предприятия "Теплоснабжение г. Пензы" - представитель не явился, извещено,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области - представителя Сорокиной Н.В. (доверенность от 20.02.2017),
от ТСЖ "Олимп" - представитель не явился, извещено,
от ЖК "Пульс" - представитель не явился, извещено,
от ЖСК "Октябрьский" - представитель не явился, извещено,
от ЖСК "Альбатрос" - представитель не явился, извещено,
от ЖСК "Чайка" - представитель не явился, извещено,
от ТСЖ "Атлант" - представитель не явился, извещено,
от ТСЖ "Восход" - представитель не явился, извещено,
от ТСЖ "Согласие" - представитель не явился, извещено,
от ЖСК "Кристалл" - представитель не явился, извещено,
от ЖСК "Весенний" - представитель не явился, извещено,
от ЖСК "Надежда" - представитель не явился, извещено,
от ТСЖ "Престиж" - представитель не явился, извещено,
от ТСЖ "Авангард" - представитель не явился, извещено,
от ЖСК "Буревестник" - представитель не явился, извещено,
от ООО "Пензастрой-сервис Центр" - представитель не явился, извещено,
от ПАО "Т Плюс" - представитель не явился, извещено,
от ОАО "Т Плюс Теплосеть Пенза" - представитель не явился, извещено,
от Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе муниципального казенного предприятия "Теплоснабжение г. Пензы" на решение Арбитражного суда Пензенской области от 27 июля 2017 года по делу N А49-3861/2017 (судья Табаченков М.В.), по заявлению муниципального казенного предприятия "Теплоснабжение г. Пензы", г. Пенза, ОГРН 1075836002450, ИНН 5836013530, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области, г. Пенза, ОГРН 1025801359539, ИНН 5836011815, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ТСЖ "Олимп", г. Пенза, ЖК "Пульс", г. Пенза, ЖСК "Октябрьский", г. Пенза, ЖСК "Альбатрос", г. Пенза, ЖСК "Чайка", г. Пенза, ТСЖ "Атлант", г. Пенза, ТСЖ "Восход", г. Пенза, ТСЖ "Согласие", г. Пенза, ЖСК "Кристалл", г. Пенза, ЖСК "Весенний", г. Пенза, ЖСК "Надежда", г. Пенза, ТСЖ "Престиж", г. Пенза, ТСЖ "Авангард", г. Пенза, ЖСК "Буревестник", г. Пенза, ООО "Пензастрой-сервис Центр", г. Пенза, ПАО "Т Плюс", (юридический адрес: 143421, Московская обл., Красногорский район, автодорога Балтия, тер. Бизнес-Центр Рига-Ленд, стр. 3; 440061, г. Пенза, ул. Ново-Черкасская, 1; ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946), ОАО "Т Плюс Теплосеть Пенза", г. Пенза, Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, г. Пенза, о признании недействительными решение комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 31.01.2017 N 316-2 по делу N 2-02/02-2016 и предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 31.01.2017 N 2-03/02-2016,
установил:
муниципальное казенное предприятие "Теплоснабжение г. Пензы" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее - ответчик), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ТСЖ "Олимп", г. Пенза, ЖК "Пульс", г. Пенза, ЖСК "Октябрьский", г. Пенза, ЖСК "Альбатрос", г. Пенза, ЖСК "Чайка", г. Пенза, ТСЖ "Атлант", г. Пенза, ТСЖ "Восход", г. Пенза, ТСЖ "Согласие", г. Пенза, ЖСК "Кристалл", г. Пенза, ЖСК "Весенний", г. Пенза, ЖСК "Надежда", г. Пенза, ТСЖ "Престиж", г. Пенза, ТСЖ "Авангард", г. Пенза, ЖСК "Буревестник", г. Пенза, ООО "Пензастрой-сервис Центр", г. Пенза, ПАО "Т Плюс", (юридический адрес: 143421, Московская обл., Красногорский район, автодорога Балтия, тер. Бизнес-Центр Рига-Ленд, стр. 3; 440061, г. Пенза, ул. Ново-Черкасская, 1; ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946), ОАО "Т Плюс Теплосеть Пенза", г. Пенза, Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, г. Пенза, (далее - третьи лица), о признании недействительными решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 31.01.2017 N 316-2 по делу N 2-02/02-2016 и предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 31.01.2017 N 2-03/02-2016.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 27 июля 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе ссылается на неправомерный вывод суда об обязанности при расчетах за горячую воду при наличии фактических показаний общедомовых приборов учета, применять норматив на подогрев.
По мнению подателя жалобы неприменение норматива на подогрев при расчете платы за горячую воду само по себе не является нарушением порядка ценообразования.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
ОАО "Т Плюс Теплосеть Пенза" в отзыве на апелляционную жалобу просит удовлетворить заявленные требования МКП "Теплоснабжение г. Пензы" в полном объеме.
Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители муниципального казенного предприятия "Теплоснабжение г. Пензы", ТСЖ "Олимп", ЖК "Пульс", ЖСК "Октябрьский", ЖСК "Альбатрос", ЖСК "Чайка", ТСЖ "Атлант", ТСЖ "Восход", ТСЖ "Согласие", ЖСК "Кристалл", ЖСК "Весенний", ЖСК "Надежда", ТСЖ "Престиж", ТСЖ "Авангард", ЖСК "Буревестник", ООО "Пензастрой-сервис Центр", ПАО "Т Плюс", ОАО "Т Плюс Теплосеть Пенза", Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Пензенской области рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзывов, выступлений представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Заявитель осуществляет деятельность по поставке коммунального ресурса - горячей воды в многоквартирные дома по договорам с исполнителями услуги - жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья (перечень потребителей коммунальной услуги (т. 2, л.д. 35).
В феврале - апреле 2016 года в антимонопольный орган обратились исполнители коммунальной услуги (ТСЖ, ЖСК, привлеченные к участию в настоящем деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора), с заявлениями (т. 1 л.д. 51, 56, 58, 60, 66, 69, 74, 77, 85, 90, 97, 101, 108, 113, 133, т. 3 л.д. 95), в которых указали на факт завышения сумм предъявленной к оплате стоимости коммунальной услуги - горячей воды в декабре 2015 - январе 2016 годов.
На основании приказа от 11.03.2016 N 2-03/02-210 руководителя антимонопольного органа (т. 1 л.д. 122) возбуждено дело по признакам нарушения МКП "Теплоснабжение г. Пензы" пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.29006 N 135-ФЗ, выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при расчете платы за горячее водоснабжение, которое влечет (может повлечь) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. Этим же приказом создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения дела ответчиком 31.01.2017 вынесено решение (т. 1 л. д. 21), которым действия заявителя, выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при расчете платы за горячее водоснабжение, которое влечет (может повлечь) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей, признаны злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Ответчик полагает, что заявитель нарушил установленный порядок образования цены на коммунальный ресурс, не применив при образовании цены норматив расхода тепловой энергии.
31.01.2017 антимонопольный орган выдал заявителю предписание N 2-03/02-2016 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (т. 1 л.д. 33), которым обязал Предприятие прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при расчете платы за горячее водоснабжение, которое влечет (может повлечь) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей, для чего в срок до 03.04.2017 совершить следующие действия:
- - при расчетах с потребителями за горячее водоснабжение по двухкомпонентному тарифу на горячую воду определять размер платы за горячую воду с применением норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды, для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденного Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 02.02.2015 N 122;
- - произвести перерасчет предъявленной к оплате ТСЖ "Олимп", ЖК "Пульс", ЖСК "Октябрьский", ЖСК "Альбатрос", ЖСК "Чайка", ТСЖ "Атлант", ТСЖ "Восход", ТСЖ "Согласие", ЖСК "Кристалл", ЖСК "Весенний", ЖСК "Надежда", ТСЭЖ "Престиж", ТСЖ "Авангард", ООО "Пензастрой-сервис Центр", ЖСК "Буревестник" стоимости горячей воды за декабрь 2015 года и январь 2016 года, применив норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденный приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области.
Заявитель, полагая, что вынесенное решение противоречит закону и нарушает его права, обратился в суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещены действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Предприятие занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по горячему водоснабжению, что подтверждено Аналитическим отчетом о состоянии конкурентной среды (т. 5 л.д. 149, т. 6 л.д. 1-2).
Предприятие оказывало исполнителям (ТСЖ и ЖСК - третьим лицам по настоящему делу) услуги по горячему водоснабжению многоквартирных домов. Все дома оборудованы общедомовыми счетчиками, позволяющими определять объем холодной воды, и объем тепловой энергии на подогрев воды (показания приборов учета - т. 4 л.д. 70-150, т. 5 л. 1-2).
Как установлено ответчиком в ходе проверки, при начислении платы за коммунальную услугу заявитель исходил из показаний общедомовых приборов учета, без применения норматива на подогрев холодной воды.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.
Пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных услуг в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показателей такого прибора за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Согласно формуле 23, приведенной в Приложении N 2 к Правилам N 354, объем потребленной за расчетный период в жилом и нежилом помещении горячей воды определяется по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом и нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется: в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 1 января 2018 г.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации N 129 приказом Управления тарифов от 02.12.2015 N 122 утверждены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, которые для МКП Теплоснабжение составляют для неизолированных стояков и полотенцесушителей с 13.12.2015 по 30.06.2016 0,06700 Гкал, для неизолированных стояков и при отсутствии полотенцесушителей с 13.12.2015 по 30.06.2016-0,06200 Гкал (вступил в силу 13.12.2015).
Требования, предъявляемые управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищно-строительному, жилищному кооперативу и иному специализированному потребительскому кооперативу (далее - исполнитель) при осуществлении ими расчетов с ресурсоснабжающими организациями за ресурсы, поставляемые по заключенным указанными лицами договорам энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа (далее - договор ресурсоснабжения), установлены в Требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253.
В пункте 5 Требований N 253 указано, что размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, в общем размере платежей потребителя (далее - платеж потребителя) определяется в следующем порядке: при осуществлении потребителем оплаты по платежному документу в полном размере - в размере указанной в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленной потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами N 354; при осуществлении потребителем оплаты по платежному документу не в полном объеме - в размере, пропорциональном размеру платы за конкретную коммунальную услугу в общем размере указанных в платежном документе платежей и услуги, выполненные (предоставленные) за данный расчетный период.
Следовательно, как верно указал суд, размер платежа исполнителя в пользу ресурсоснабжающей организации должен соответствовать размеру платежа за коммунальный ресурс, предъявленного к уплате потребителю, который должен быть рассчитан с учетом утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемого на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Судом правомерно отклонен довод заявителя о том, что Правила N 354 и Требования N 253 на него не распространяются, а при определении стоимости ресурса исходил из двухкомпонентного тарифа на горячую воду - компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию, рассчитанного на основании приказов Управления тарифов от 19.12.2014 N 147 (на 2015 г.) и от 18.12.2015 N 160 (на 2016 г.), поскольку, согласно пункту 21 Правил горячего водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642, которое распространяется, в том числе, на организации, осуществляющие горячее водоснабжение, оплата абонентом горячей воды по договору горячего водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду, устанавливаемым в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406.
Объем полученной горячей воды определяется, исходя из объемов потребленных воды и тепловой энергии в составе горячей воды по показаниям измерений (приборов учета) за определенный период времени (пункт 22 Правил горячего водоснабжения).
Согласно пункту 88 Основ ценообразования органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Основы ценообразования используют следующие понятия: "компонент на холодную воду" - составная часть тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение), подаваемую с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, размер которой устанавливается в виде ценовой ставки (одноставочный или двухставочный) на холодную воду; "компонент на тепловую энергию" - составная часть тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение), подаваемую с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, размер которой устанавливается в виде ценовой ставки (одноставочный или двухставочный) на тепловую энергию.
В силу пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, согласно которым под нормативом потребления коммунальной услуги в жилых помещениях понимается норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении.
Согласно пункту 10 Правил N 306 норматив потребления устанавливается в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, к которым, в том числе, относится горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также помещения, входящие в общий состав общего имущества в многоквартирном доме, по каждому виду предоставленных коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
Пунктом 24 Правил N 306 предусмотрено, что норматив коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду определяется исходя из норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. В норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению включается расход тепловой энергии на подогрев холодной воды, необходимый для осуществления услуги по горячему водоснабжению в соответствии с требованиями к качеству коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленными правилами предоставления коммунальных услуг, то есть Правилами N 354.
Поскольку указанная выше норма пункта 42 Правил N 354 носит императивный характер, указанные Правила регулируют, в том числе, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, следовательно, правила распространяются на всех участников правоотношений по предоставлению коммунальных услуг, а не только исполнителей и потребителей. Из указанной нормы Правил N 354 следует, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определяется в соответствии с формулой N 23 приложения N 2 исходя из приборов учета горячей воды с применением норматива расхода тепловой энергии. Применение указанного норматива имеет целью стимулирование поставщика коммунального ресурса на снижение затрат на подогрев холодной воды.
Как следует из материалов дела и установлено ответчиком в ходе проверки, заявитель не применял указанный выше норматив при расчетах с исполнителями услуги за декабрь 2015 года и январь 2016 года.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что указанное деяние заявителя является нарушением установленного законодательством порядка ценообразования на услугу по горячему водоснабжению, поскольку цена на услугу определяется Предприятием без применения норматива расхода тепловой энергии. Данное нарушение влечет нарушение интересов как исполнителей коммунальной услуги, так и потребителей указанной услуги, в отношении которых действует такой же порядок ценообразования за услугу.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 27 июля 2017 года по делу N А49-3861/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
А.А.ЮДКИН
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
А.А.ЮДКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)