Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 06 июля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 13 июля 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.В. Бушуевой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.А. Мериновой, рассмотрел в судебном заседании дело N А60-14962/2017 по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Территория" (ИНН 6670067153, ОГРН 1046603531061)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
о признании недействительным предписания от 14.02.2017 N 29-05-11-27,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: И.Р. Родионова, представитель по доверенности от 07.07.2015, Н.М. Судницын, представитель по доверенности от 09.01.2017, И.Р. Родионова, представитель по доверенности от 07.07.2015,
от заинтересованного лица: А.В. Кузнецов, представитель по доверенности от 09.01.2017 N 29-05-36-09.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода составу суда не заявлено.
Судом приобщены к материалам дела дополнительные документы, поступившие от заявителя.
Других ходатайств и заявлений не поступило.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Территория" (далее - заявитель, ООО "УЖК "Территория") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) от 14.02.2017 N 29-05-11-27 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства.
Заинтересованное лицо возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
В связи с обращением жителя многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Николая Никонова, д. 6 (вх. N 29-01-01-36618/3), на основании приказа от 17.01.2017 N 29-05-09-27 Департаментом в отношении ООО "УЖК "Территория" проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований к порядку и условиям заключения договоров об использовании общего имущества (газовой котельной) собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Екатеринбург, ул. Н. Никонова, 6.
В ходе проведения проверки установлено, что по адресу: г. Екатеринбург, ул. Николая Никонова, 6, на кровле размещена крышная газовая котельная, в которой установлены приборы учета электрической энергии и газоснабжения.
В техническом паспорте многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Николая Никонова, д. 6, составленном по состоянию на 25.07.2006 Екатеринбургским МУП БТИ от 21.02.2012 заказ N 1068664, указана крышная газовая котельная, от которой осуществляется теплоснабжение и горячее водоснабжение жилого дома N 6 по ул. Николая Никонова.
В техническом паспорте многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Николая Никонова, д. 8, составленном по состоянию на 23.07.2007 Екатеринбургским МУП БТИ от 07.09.2012 заказ N 1137042, указано, что от крышной газовой котельной по адресу ул. Николая Никонова, 6 осуществляется теплоснабжение и горячее водоснабжение жилого дома N 8 по ул. Николая Никонова.
В техническом паспорте многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Николая Никонова, д. 10, составленном по состоянию на 10.09.2008 Екатеринбургским МУП БТИ от 27.02.2009 заказ N 456214, указано, что от крышной газовой котельной по адресу ул. Николая Никонова, 6 осуществляется теплоснабжение и горячее водоснабжение жилого дома N 10 по ул. Николая Никонова.
В соответствии с договором пользования оборудованием от 01.02.2007 ООО "УЖК "Территория" передает во временное владение и пользование крышную газовую котельную ООО "АСК-Энергия" на основании протокола от 31.01.2007 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 6 по ул. Николая Никонова г. Екатеринбурга, проведенного в форме очного голосования.
Результаты проверки оформлены актом проверки органом государственного контроля юридического лица от 14.02.2017 N 29-05-10-27.
По итогам проверки в отношении ООО "УЖК "Территория" вынесено предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства от 14.02.2017 N 29-05-11-27, в котором обществу необходимо прекратить использование иными лицами общего имущества собственников помещений (предоставление в пользование иным лицам общего имущества собственников помещений - использование газовой котельной) в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Екатеринбург, ул. Николая Никонова, д. 6, д. 8, д. 10, в отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, принятого с соблюдением требований ст. ст. 44 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Полагая, что указанное предписание является незаконным и подлежащим отмене, ООО "УЖК "Территория" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проанализировав фактические обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы представителей сторон, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания незаконным предписания является наличие одновременно двух условий: несоответствие законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение оспариваемыми пунктами прав и законных интересов заявителя.
Согласно ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 20 ЖК РФ).
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП, является государственным органом, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора.
На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок.
Статьей 17 Закона N 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в том числе, выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В силу пп. "д", пп. "ж" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включаются: механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.
В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях (п. 5 Правил N 491).
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (п. 6 Правил N 491).
Согласно позиции заявителя крышная газовая котельная является общим имуществом лишь для собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Николая Никонова, д. 6, в связи с чем решение о передаче ее в пользование должно быть принято только ими.
Однако, из представленных управляющей организацией технических паспортов следует, что посредством газовой котельной, расположенной в многоквартирном доме, находящейся по адресу: г. Екатеринбург, ул. Николая Никонова, д. 6, осуществляется предоставление коммунальных услуг отопление и горячее водоснабжение, как в указанный многоквартирный дом, так и в многоквартирные дома, расположенные по адресам: г. Екатеринбург, ул. Николая Никонова, д. 8, д. 10.
У собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Екатеринбург, ул. Николая Никонова, д. 8, д. 10, отсутствует иная возможность получения данных коммунальных услуг.
В соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов. Из данного определения следует, что собственники помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Николая Никонова, д. 6, не могут выступать в качестве ресурсоснабжающей организацией.
Согласно Правилам N 354 ресурсоснабжающая организация не вправе отказать в заключении договора, содержащего положения о предоставлении всех, некоторых или одной коммунальной услуги, за исключением случаев, когда степень благоустройства многоквартирного дома не позволяет предоставить потребителю соответственно одну, несколько или все коммунальные услуги, о предоставлении которых заявитель указал в заявлении о заключении договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, или то, что организация, в которую обратился потребитель для заключения этого договора, не имеет возможности предоставления коммунальной услуги потребителю по причине ненаступления событий, указанных в п. п. 14, 15, 16 и 17 Правил N 354.
Поскольку собственники помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Николая Никонова, д. 6, ресурсоснабжающей организацией не являются, в случае, если рассматривать крышную газовую котельную как общее имущество собственников помещений исключительно в данном доме, они вправе отказать собственникам помещений в двух других домах в предоставлении коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения. Следовательно, поскольку многоквартирные дома, расположенные по адресам: г. Екатеринбург, ул. Николая Никонова, д. 8, д. 10, не подключены к центральным системам отопления и горячего водоснабжения, их жители могут остаться без указанных коммунальных услуг.
Из материалов дела следует, что строительство домов, расположенных по адресам: г. Екатеринбург, ул. Николая Никонова, д. 6, д. 8, д. 10, осуществлялось как единого жилого комплекса с 3-мя пусковыми комплексами.
Таким образом, поскольку при проектировании комплекса многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Екатеринбург, ул. Николая Никонова, д. 6, д. 8, д. 10, застройщик исходил из того, что коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения каждым из указанных домов будут получены посредством единой крышной газовой котельной расположенной на первом строящемся доме, и единых сетей отопления и горячего водоснабжения, крышную газовую котельную следует считать общим имуществом собственников помещений в трех многоквартирных домах.
Соответственно, поскольку в силу п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, решение о передаче крышной газовой котельной в пользование третьему лицу должно быть принято квалифицированным большинством голосов собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Екатеринбург, ул. Николая Никонова, д. 6, д. 8, д. 10.
При этом, несмотря на то, что нормы жилищного законодательства относительно общего имущества содержат понятие "многоквартирный дом", запрета на наличие общего имущества в нескольких многоквартирных домах они не содержат.
С учетом изложенного, признание крышной газовой котельной общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома по адресу: Екатеринбург, ул. Николая Никонова, д. 6, то есть только 1 дома из комплекса многоквартирных жилых домов, нарушит права остальных собственников помещений по адресам: г. Екатеринбург, ул. Николая Никонова, д. 8, д. 10. Между тем, собственники помещений имеют право общей собственности на общее имущество единого комплекса домов.
Указанный вывод подтверждается судебной практикой (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2014 N 17АП-13872/2014-ГК).
При данных обстоятельствах предписание от 14.02.2017 N 29-05-11-27 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства выдано заявителю правомерно.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд не усматривает оснований для признания недействительным оспариваемого предписания.
Оспариваемое предписание вынесено в пределах компетенции Департамента, направлено на устранение нарушений, факт которых подтвержден материалами дела, выдано именно тому лицу, которое обязано устранить выявленные нарушения; содержит указание на конкретные нарушения, которые должны быть устранены; предписанием предусмотрен конкретный и реальный для исполнения срок. Предписание является исполнимым, права и интересы заявителя не нарушает. Доказательств иного в материалы дела не представлено. Предписание содержит указание на акт, реквизиты которого позволяют соотнести его с предписанием, кроме того, в предписание непосредственно содержит указание на подлежащие устранению нарушения, факт выявления которых нашел отражение в акте.
При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Территория" (ИНН 6670067153, ОГРН 1046603531061) отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
4. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение". В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе "Дополнение".
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 13.07.2017 ПО ДЕЛУ N А60-14962/2017
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 июля 2017 г. по делу N А60-14962/2017
Резолютивная часть решения объявлена 06 июля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 13 июля 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.В. Бушуевой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.А. Мериновой, рассмотрел в судебном заседании дело N А60-14962/2017 по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Территория" (ИНН 6670067153, ОГРН 1046603531061)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
о признании недействительным предписания от 14.02.2017 N 29-05-11-27,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: И.Р. Родионова, представитель по доверенности от 07.07.2015, Н.М. Судницын, представитель по доверенности от 09.01.2017, И.Р. Родионова, представитель по доверенности от 07.07.2015,
от заинтересованного лица: А.В. Кузнецов, представитель по доверенности от 09.01.2017 N 29-05-36-09.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода составу суда не заявлено.
Судом приобщены к материалам дела дополнительные документы, поступившие от заявителя.
Других ходатайств и заявлений не поступило.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Территория" (далее - заявитель, ООО "УЖК "Территория") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) от 14.02.2017 N 29-05-11-27 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства.
Заинтересованное лицо возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
В связи с обращением жителя многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Николая Никонова, д. 6 (вх. N 29-01-01-36618/3), на основании приказа от 17.01.2017 N 29-05-09-27 Департаментом в отношении ООО "УЖК "Территория" проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований к порядку и условиям заключения договоров об использовании общего имущества (газовой котельной) собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Екатеринбург, ул. Н. Никонова, 6.
В ходе проведения проверки установлено, что по адресу: г. Екатеринбург, ул. Николая Никонова, 6, на кровле размещена крышная газовая котельная, в которой установлены приборы учета электрической энергии и газоснабжения.
В техническом паспорте многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Николая Никонова, д. 6, составленном по состоянию на 25.07.2006 Екатеринбургским МУП БТИ от 21.02.2012 заказ N 1068664, указана крышная газовая котельная, от которой осуществляется теплоснабжение и горячее водоснабжение жилого дома N 6 по ул. Николая Никонова.
В техническом паспорте многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Николая Никонова, д. 8, составленном по состоянию на 23.07.2007 Екатеринбургским МУП БТИ от 07.09.2012 заказ N 1137042, указано, что от крышной газовой котельной по адресу ул. Николая Никонова, 6 осуществляется теплоснабжение и горячее водоснабжение жилого дома N 8 по ул. Николая Никонова.
В техническом паспорте многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Николая Никонова, д. 10, составленном по состоянию на 10.09.2008 Екатеринбургским МУП БТИ от 27.02.2009 заказ N 456214, указано, что от крышной газовой котельной по адресу ул. Николая Никонова, 6 осуществляется теплоснабжение и горячее водоснабжение жилого дома N 10 по ул. Николая Никонова.
В соответствии с договором пользования оборудованием от 01.02.2007 ООО "УЖК "Территория" передает во временное владение и пользование крышную газовую котельную ООО "АСК-Энергия" на основании протокола от 31.01.2007 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 6 по ул. Николая Никонова г. Екатеринбурга, проведенного в форме очного голосования.
Результаты проверки оформлены актом проверки органом государственного контроля юридического лица от 14.02.2017 N 29-05-10-27.
По итогам проверки в отношении ООО "УЖК "Территория" вынесено предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства от 14.02.2017 N 29-05-11-27, в котором обществу необходимо прекратить использование иными лицами общего имущества собственников помещений (предоставление в пользование иным лицам общего имущества собственников помещений - использование газовой котельной) в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Екатеринбург, ул. Николая Никонова, д. 6, д. 8, д. 10, в отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, принятого с соблюдением требований ст. ст. 44 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Полагая, что указанное предписание является незаконным и подлежащим отмене, ООО "УЖК "Территория" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проанализировав фактические обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы представителей сторон, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания незаконным предписания является наличие одновременно двух условий: несоответствие законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение оспариваемыми пунктами прав и законных интересов заявителя.
Согласно ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 20 ЖК РФ).
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП, является государственным органом, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора.
На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок.
Статьей 17 Закона N 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в том числе, выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В силу пп. "д", пп. "ж" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включаются: механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.
В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях (п. 5 Правил N 491).
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (п. 6 Правил N 491).
Согласно позиции заявителя крышная газовая котельная является общим имуществом лишь для собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Николая Никонова, д. 6, в связи с чем решение о передаче ее в пользование должно быть принято только ими.
Однако, из представленных управляющей организацией технических паспортов следует, что посредством газовой котельной, расположенной в многоквартирном доме, находящейся по адресу: г. Екатеринбург, ул. Николая Никонова, д. 6, осуществляется предоставление коммунальных услуг отопление и горячее водоснабжение, как в указанный многоквартирный дом, так и в многоквартирные дома, расположенные по адресам: г. Екатеринбург, ул. Николая Никонова, д. 8, д. 10.
У собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Екатеринбург, ул. Николая Никонова, д. 8, д. 10, отсутствует иная возможность получения данных коммунальных услуг.
В соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов. Из данного определения следует, что собственники помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Николая Никонова, д. 6, не могут выступать в качестве ресурсоснабжающей организацией.
Согласно Правилам N 354 ресурсоснабжающая организация не вправе отказать в заключении договора, содержащего положения о предоставлении всех, некоторых или одной коммунальной услуги, за исключением случаев, когда степень благоустройства многоквартирного дома не позволяет предоставить потребителю соответственно одну, несколько или все коммунальные услуги, о предоставлении которых заявитель указал в заявлении о заключении договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, или то, что организация, в которую обратился потребитель для заключения этого договора, не имеет возможности предоставления коммунальной услуги потребителю по причине ненаступления событий, указанных в п. п. 14, 15, 16 и 17 Правил N 354.
Поскольку собственники помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Николая Никонова, д. 6, ресурсоснабжающей организацией не являются, в случае, если рассматривать крышную газовую котельную как общее имущество собственников помещений исключительно в данном доме, они вправе отказать собственникам помещений в двух других домах в предоставлении коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения. Следовательно, поскольку многоквартирные дома, расположенные по адресам: г. Екатеринбург, ул. Николая Никонова, д. 8, д. 10, не подключены к центральным системам отопления и горячего водоснабжения, их жители могут остаться без указанных коммунальных услуг.
Из материалов дела следует, что строительство домов, расположенных по адресам: г. Екатеринбург, ул. Николая Никонова, д. 6, д. 8, д. 10, осуществлялось как единого жилого комплекса с 3-мя пусковыми комплексами.
Таким образом, поскольку при проектировании комплекса многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Екатеринбург, ул. Николая Никонова, д. 6, д. 8, д. 10, застройщик исходил из того, что коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения каждым из указанных домов будут получены посредством единой крышной газовой котельной расположенной на первом строящемся доме, и единых сетей отопления и горячего водоснабжения, крышную газовую котельную следует считать общим имуществом собственников помещений в трех многоквартирных домах.
Соответственно, поскольку в силу п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, решение о передаче крышной газовой котельной в пользование третьему лицу должно быть принято квалифицированным большинством голосов собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Екатеринбург, ул. Николая Никонова, д. 6, д. 8, д. 10.
При этом, несмотря на то, что нормы жилищного законодательства относительно общего имущества содержат понятие "многоквартирный дом", запрета на наличие общего имущества в нескольких многоквартирных домах они не содержат.
С учетом изложенного, признание крышной газовой котельной общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома по адресу: Екатеринбург, ул. Николая Никонова, д. 6, то есть только 1 дома из комплекса многоквартирных жилых домов, нарушит права остальных собственников помещений по адресам: г. Екатеринбург, ул. Николая Никонова, д. 8, д. 10. Между тем, собственники помещений имеют право общей собственности на общее имущество единого комплекса домов.
Указанный вывод подтверждается судебной практикой (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2014 N 17АП-13872/2014-ГК).
При данных обстоятельствах предписание от 14.02.2017 N 29-05-11-27 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства выдано заявителю правомерно.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд не усматривает оснований для признания недействительным оспариваемого предписания.
Оспариваемое предписание вынесено в пределах компетенции Департамента, направлено на устранение нарушений, факт которых подтвержден материалами дела, выдано именно тому лицу, которое обязано устранить выявленные нарушения; содержит указание на конкретные нарушения, которые должны быть устранены; предписанием предусмотрен конкретный и реальный для исполнения срок. Предписание является исполнимым, права и интересы заявителя не нарушает. Доказательств иного в материалы дела не представлено. Предписание содержит указание на акт, реквизиты которого позволяют соотнести его с предписанием, кроме того, в предписание непосредственно содержит указание на подлежащие устранению нарушения, факт выявления которых нашел отражение в акте.
При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Территория" (ИНН 6670067153, ОГРН 1046603531061) отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
4. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение". В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе "Дополнение".
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
Судья
Е.В.БУШУЕВА
Е.В.БУШУЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)