Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.,
судей Еникеевой Л.И., Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Лепехиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14778/2015) Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 27 октября 2015 года по делу N А70-9909/2015 (судья Лоскутов В.В.), по иску открытого акционерного общества "Энергосбытовая компания "Восток" (ОГРН 1037739123696, ИНН 7705424509) к Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области" (ОГРН 1067203076181, ИНН 7204097057), при участии в деле третьего лица, общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Лада" (ОГРН 1097206001331, ИНН 7206040458) о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 13 386, 27 руб.,
при участии в судебном заседании:
- от Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области" - представитель явился, извещено;
- от открытого акционерного общества "Энергосбытовая компания "Восток" - представитель Половодова Е.Ю. (паспорт, по доверенности N Дв-ТЭ-2015-0463 от 29.10.2015 сроком действия по 31.12.2016);
- от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Лада" - представитель не явился, извещено;
- установил:
открытое акционерное общество "Энергосбытовая компания "Восток" (далее - ОАО "Энергосбытовая компания "Восток", истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области" (далее - ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области", ответчик) о взыскании 12 744 руб. 68 коп. задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды, 641 руб. 59 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 19.08.2014 по 31.07.2015, а также взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами по ставке рефинансирования ЦБ РФ 8,25% годовых на сумму задолженности в размере 12 744 руб. 68 коп. с 01.08.2015 по день фактической оплаты долга.
До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, истец в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика:
1. по государственному контракту N 1410377 от 27.12.2013:
- 8 727 руб. 36 коп. задолженности,
- - 627 руб. 86 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 19.08.2014 по 26.10.2015, также просит произвести дальнейшее начисление процентов за пользование чужими денежными средствами с 27.10.2015 по день фактической оплаты долга;
- 2. по государственному контракту N 859 от 18.02.2015:
- 5 504 руб. 97 коп. задолженности,
- 272 руб. 27 коп. пени за период с 19.02.2015 по 26.10.2015, а также просит взыскать пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату оплаты, начиная с 27.10.2015 по день фактической оплаты долга.
Руководствуясь статьей 49 АПК РФ, суд первой инстанции принял указанное уточнение исковых требований как не противоречащее действующему законодательству и не нарушающее права других лиц.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Лада" (далее - ООО УК "Лада", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 27.10.2015 по делу N А70-9909/2015 исковые требования удовлетворены. С ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области" в пользу ОАО "Энергосбытовая компания "Восток" взыскано 17 132 руб. 46 коп., из которых: 14 232 руб. 33 коп. задолженности, 627 руб. 86 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, 272 руб. 27 коп. пени и 2 000 руб. расходов по уплаченной государственной пошлине, а также проценты за пользование чужими денежными средствами, начисляемые на задолженность в размере 8 727 руб. 36 коп., исходя из существующих в месте нахождения истца, опубликованных Банком России и имевших место в соответствующие периоды средних ставок банковского процента по вкладам физических лиц, за период с 27.10.2015 по день оплаты этой задолженности, а также пени в размере 1/300 действующей на дату оплаты пени ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, начисленных на задолженность в размере 5 504 руб. 97 коп., начиная с 27.10.2015 по день оплаты этой задолженности.
Возражая против принятого судебного акта, ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 27.10.2015 по делу N А70-9909/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
От ОАО "Энергосбытовая компания "Восток" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик и третье лицо, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 АПК РФ о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
От ответчика поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса, тем самым удовлетворив ходатайство ответчика.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО "Энергосбытовая компания "Восток" высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность судебного акта, а также правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 26.11.2013 зарегистрировано право оперативного управления ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области" на нежилые помещения общей площадью 351, 90 кв. м, расположенные на первом этаже по адресу: город Тобольск улица Знаменского дом N 62е/1. Общая площадь всех жилых и нежилых помещений в этом доме составляет 1 336, 10 кв. м, а общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме - 1 059, 20 кв. м 27.12.2013 стороны заключили государственный контракт для обеспечения государственных нужд N 1410377, в соответствии с которым истец обязался осуществлять продажу ответчику электрической энергии в период с 01.01.2014 по 31.12.2014 по адресу город Тобольск улица Знаменского дом N 62е/1, а ответчик обязался ежемесячно до 18 числа месяца следующего за расчетным ее оплачивать в порядке, установленным договором (том 1 л.д. 7-25).
18.02.2015 между истцом и ответчиком заключен государственный контракт для обеспечения государственных нужд N 859, в соответствии с которым истец обязался осуществлять продажу ответчику в период с 01.01.2015 по 30.06.2015 электрической энергии, а ответчик обязался ежемесячно до 18 числа месяца следующего за расчетным оплачивать полученную электрическую энергию в порядке, установленным договором (том 1 л.д. 26-41).
Согласно пункту 3.3.32 указанных контрактов, ответчик обязался вносить плату исполнителю за электрическую энергию, предоставленную на общедомовые (общие) нужды, в порядке и сроки, установленные действующим законодательством. Объем потребления электрической энергии на общедомовые (общие) нужды рассчитывается на основании показаний общедомового прибора учета электрической энергии либо иным способом, предусмотренным действующим законодательством.
Поскольку потребленная электрическая энергия на общедомовые нужды ответчиком в установленный договором срок оплачена не была, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными нормативными актами или соглашением сторон.
Спор возник по оплате электроэнергии на общедомовые нужды.
В соответствии со статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие, несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами и внутри помещений и обслуживающие более одного помещения.
В силу статей 249 и 290 ГК РФ, собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование; в издержках по содержанию этого имущества обязаны участвовать как собственники квартир, так и собственники нежилых помещений.
В соответствии с частью 1 статьи 37 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника и пропорциональна размеру общей площади принадлежащего ему имущества.
В соответствии с пунктом 18 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила) собственник нежилого помещения в многоквартирном доме вправе в целях обеспечения коммунальными ресурсами принадлежащего ему нежилого помещения в многоквартирном доме заключать договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
В случае приобретения собственником нежилого помещения в многоквартирном доме коммунальных ресурсов по указанным договорам, такой собственник обязан вносить в порядке, установленном настоящими правилами, плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды (абзац 2 пункта 18 Правил).
Таким образом, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества в размере, определяемом соотношением площадей жилого дома и нежилого помещения.
На основании пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Статьей 296 ГК РФ предусматривается, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
В силу пункта 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В пункте 2 статьи 8 ГК РФ предусматривается, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право оперативного управления на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно которой разъяснено, что, поскольку в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
В соответствии с абзацем 15 пункта 2 Правил N 354 потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Из анализа приведенных норм права следует, что в издержках по содержанию общего имущества обязаны участвовать как собственники недвижимого имущества, так и законные владельцы нежилых помещений.
Из материалов дела следует, что 26.11.2013 зарегистрировано право оперативного управления ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области" на нежилые помещения общей площадью 351, 90 кв. м, расположенные на первом этаже по адресу: город Тобольск улица Знаменского дом N 62е/1. Общая площадь всех жилых и нежилых помещений в этом доме составляет 1 336, 10 кв. м, а общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме - 1 059, 20 кв. м.
Следовательно, у ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области" имеется обязанность оплачивать электроэнергию, потребленную на общее имущество многоквартирного дома.
При этом, суд апелляционной инстанции учитывает, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
При выборе управления домом товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям. При заключении договора управления с управляющей организацией товарищество или кооператив контролирует выполнение управляющей организацией обязательств по договору, в том числе по оказанию всех услуг, выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии с пунктом 17 указанных выше Правил N 354 собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 статья 155 ЖК РФ), а также в случаях принятия собственниками соответствующего решения (определение Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 8-КГПР15-2).
В данном случае, несмотря на то, что управление спорным многоквартирным домом осуществляет ООО УК "Лада", суд апелляционной инстанции учитывает, что 11.11.2013 между ОАО "Энергосбытовая компания "Восток" и ООО УК "Лада" заключено соглашение о порядке взаимодействия по вопросам энергоснабжения потребителей коммунальных услуг, согласно которому, в связи с отсутствием договорных отношений по энергоснабжению многоквартирного дома между исполнителем (ООО УК "Лада") и ресурсоснабжающей организацией (ОАО "Энергосбытовая компания "Восток"), последняя в соответствии с Правилами N 354 принимает на себя функции по исполнению коммунальной услуги по энергоснабжению по отношению к потребителям многоквартирного дома. Ресурсоснабжающая организация самостоятельно регулирует отношения с банковскими и иными учреждениями, организациями и операторами почтовой связи, иными юридическими лицами по осуществлению начислений и приему платежей за коммунальную услугу по энергоснабжению, а также с потребителями по вопросам начисления и сбора платы за эту услугу. Исполнитель не осуществляет начисление и взимание платы за коммунальную услугу по электроснабжению.
Таким образом, при отсутствии договорных отношений с Управляющей организацией по поставке коммунального ресурса энергоснабжения, исполнителем коммунальной услуги для собственников помещений в указанном многоквартирном доме является АО "ЭК "Восток".
Следовательно, ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области" плату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, обязано вносить непосредственно ОАО "Энергосбытовая компания "Восток".
Расчет такой платы определен истцом в соответствии с пунктом 17 приложения N 2 к Правила N 354, согласно которому приходящийся на 1 жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле:
Приложением N 2 к приказу Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 20 августа 2012 года N 183/01-05-ос "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению в Тюменской области", утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирных домах, не оборудованных лифтами, в размере 1 кВтч в месяц на 1 кв. м уборочных площадей в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктами 3.3.32 контрактов и вышеуказанными нормативными правовыми актами, и в связи с отсутствием общедомового прибора учета электрической энергии, истец производил начисление ответчику платы за электрическую энергию, предоставленную на общедомовые нужды, в том числе за период с июля 2014 года по декабрь 2014 года включительно в размере 11 269 руб. 61 коп. (том 1 л.д. 52-75, 117-118) и за период с января 2015 года по май 2015 года включительно в размере 8 736 руб. 61 коп. (том 1 л.д. 76-95, 119-132).
С учетом частично произведенной ответчиком оплатой, задолженность ответчика по государственному контракту N 1410377 от 27.12.2013 в настоящее время составляет 8 727 руб. 36 коп. и по государственному контракту N 859 от 18.02.2015-5 504 руб. 97 коп. (том 1 л.д. 48-51, 113-116, 136-155).
Поскольку доказательств оплаты данной задолженности в материалы дела не представлено, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, удовлетворив требования истца в данной части о взыскании 14 232 руб. 22 коп. (8 727 руб. 36 коп. + 5 504 руб. 97 коп.) задолженности.
Суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области" на неисполнение истцом обязанности по установке общедомового прибора учета.
Так, согласно абзацу 10 статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" объекты электросетевого хозяйства - это линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
В соответствии с пунктом 7 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 данных Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Из анализа вышеперечисленных норм следует, что в общедомовой прибор учета электрической энергии не входит в состав объектов электросетевого хозяйства сетевой организации.
В силу пункта 10 Соглашение о порядке взаимодействия по вопросам энергоснабжения потребителей коммунальных услуг от 11.11.2013, заключенного между АО "ЭК "Восток" и ООО УК "Лада", в обязанность исполнителя (ООО УК "Лада") входит обеспечивать техническое обслуживание и замену общедомовых приборов учета электрической энергии и мощности, в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации - в течение 30 дней с момента наступления соответствующего обстоятельства.
Таким образом, обязанность по установке общедомового прибора учете прибора учета электрической энергии возложена на управляющую компанию ООО УК "Лада".
В случае установки на объекте общедомового прибора учета электрической энергии в соответствии с п. 154 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Положение N 442), представителем сетевой организации осуществляется процедура допуска прибора учета в эксплуатацию и завершается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию. В данном случае ООО УК "Лада" не представило в материалы дела акт допуска прибора учета в эксплуатацию.
На основании статьи 395 ГК РФ, по государственному контракту N 1410377 от 27.12.2013 истцом начислены проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 19.08.2014 по 26.10.2015 в размере 627 руб. 86 коп., согласно представленному расчету.
Также истец просит взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами, начисляемые на задолженность в размере 8 727 руб. 36 коп., исходя из существующих в месте нахождения истца, опубликованных Банком России и имевших место в соответствующие периоды средних ставок банковского процента по вкладам физических лиц, за период с 27.10.2015 по день уплаты этой задолженности.
Как указано в пункте 6.9 государственного контракта N 859 от 18.02.2015, при нарушении ответчиком срока платежа, истец вправе требовать уплаты неустойки, начисляемой в размере 1/300 действующей на дату оплаты пени ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации от суммы задолженности за каждый день просрочки.
На основании этого пункта истцом начислены пени в размере 272 руб. 27 коп. за период с 19.02.2015 по 26.10.2015, согласно расчету, указанному в исковом заявлении, которые также подлежат взысканию с ответчика в пользу истца. Также истец просит взыскать пени в размере 1/300 действующей на дату оплаты пени ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, начисленных на задолженность в размере 5 504 руб. 97 коп., начиная с 27.10.2015 по день оплаты этой задолженности.
Как указано в пункте 1 постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04 апреля 2014 года N 22 "О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта", по смыслу статей 330, 395, 809 Гражданского кодекса Российской Федерации истец вправе требовать присуждения неустойки или иных процентов по день фактического исполнения обязательства.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование истца о взыскании с ответчика указанных штрафных санкций.
Таким образом, оснований для отмены решения Арбитражного суда Тюменской области от 27.10.2015 по делу N А70-9909/2015 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит. Апелляционная жалоба ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области" подлежит оставлению без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на истца.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 27 октября 2015 года по делу N А70-9909/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ГЛУХИХ
Судьи
Л.И.ЕНИКЕЕВА
Т.А.ЗИНОВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.02.2016 N 08АП-14778/2015 ПО ДЕЛУ N А70-9909/2015
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 февраля 2016 г. N 08АП-14778/2015
Дело N А70-9909/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.,
судей Еникеевой Л.И., Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Лепехиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14778/2015) Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 27 октября 2015 года по делу N А70-9909/2015 (судья Лоскутов В.В.), по иску открытого акционерного общества "Энергосбытовая компания "Восток" (ОГРН 1037739123696, ИНН 7705424509) к Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области" (ОГРН 1067203076181, ИНН 7204097057), при участии в деле третьего лица, общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Лада" (ОГРН 1097206001331, ИНН 7206040458) о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 13 386, 27 руб.,
при участии в судебном заседании:
- от Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области" - представитель явился, извещено;
- от открытого акционерного общества "Энергосбытовая компания "Восток" - представитель Половодова Е.Ю. (паспорт, по доверенности N Дв-ТЭ-2015-0463 от 29.10.2015 сроком действия по 31.12.2016);
- от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Лада" - представитель не явился, извещено;
- установил:
открытое акционерное общество "Энергосбытовая компания "Восток" (далее - ОАО "Энергосбытовая компания "Восток", истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области" (далее - ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области", ответчик) о взыскании 12 744 руб. 68 коп. задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды, 641 руб. 59 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 19.08.2014 по 31.07.2015, а также взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами по ставке рефинансирования ЦБ РФ 8,25% годовых на сумму задолженности в размере 12 744 руб. 68 коп. с 01.08.2015 по день фактической оплаты долга.
До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, истец в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика:
1. по государственному контракту N 1410377 от 27.12.2013:
- 8 727 руб. 36 коп. задолженности,
- - 627 руб. 86 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 19.08.2014 по 26.10.2015, также просит произвести дальнейшее начисление процентов за пользование чужими денежными средствами с 27.10.2015 по день фактической оплаты долга;
- 2. по государственному контракту N 859 от 18.02.2015:
- 5 504 руб. 97 коп. задолженности,
- 272 руб. 27 коп. пени за период с 19.02.2015 по 26.10.2015, а также просит взыскать пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату оплаты, начиная с 27.10.2015 по день фактической оплаты долга.
Руководствуясь статьей 49 АПК РФ, суд первой инстанции принял указанное уточнение исковых требований как не противоречащее действующему законодательству и не нарушающее права других лиц.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Лада" (далее - ООО УК "Лада", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 27.10.2015 по делу N А70-9909/2015 исковые требования удовлетворены. С ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области" в пользу ОАО "Энергосбытовая компания "Восток" взыскано 17 132 руб. 46 коп., из которых: 14 232 руб. 33 коп. задолженности, 627 руб. 86 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, 272 руб. 27 коп. пени и 2 000 руб. расходов по уплаченной государственной пошлине, а также проценты за пользование чужими денежными средствами, начисляемые на задолженность в размере 8 727 руб. 36 коп., исходя из существующих в месте нахождения истца, опубликованных Банком России и имевших место в соответствующие периоды средних ставок банковского процента по вкладам физических лиц, за период с 27.10.2015 по день оплаты этой задолженности, а также пени в размере 1/300 действующей на дату оплаты пени ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, начисленных на задолженность в размере 5 504 руб. 97 коп., начиная с 27.10.2015 по день оплаты этой задолженности.
Возражая против принятого судебного акта, ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 27.10.2015 по делу N А70-9909/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
От ОАО "Энергосбытовая компания "Восток" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик и третье лицо, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 АПК РФ о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
От ответчика поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса, тем самым удовлетворив ходатайство ответчика.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО "Энергосбытовая компания "Восток" высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность судебного акта, а также правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 26.11.2013 зарегистрировано право оперативного управления ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области" на нежилые помещения общей площадью 351, 90 кв. м, расположенные на первом этаже по адресу: город Тобольск улица Знаменского дом N 62е/1. Общая площадь всех жилых и нежилых помещений в этом доме составляет 1 336, 10 кв. м, а общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме - 1 059, 20 кв. м 27.12.2013 стороны заключили государственный контракт для обеспечения государственных нужд N 1410377, в соответствии с которым истец обязался осуществлять продажу ответчику электрической энергии в период с 01.01.2014 по 31.12.2014 по адресу город Тобольск улица Знаменского дом N 62е/1, а ответчик обязался ежемесячно до 18 числа месяца следующего за расчетным ее оплачивать в порядке, установленным договором (том 1 л.д. 7-25).
18.02.2015 между истцом и ответчиком заключен государственный контракт для обеспечения государственных нужд N 859, в соответствии с которым истец обязался осуществлять продажу ответчику в период с 01.01.2015 по 30.06.2015 электрической энергии, а ответчик обязался ежемесячно до 18 числа месяца следующего за расчетным оплачивать полученную электрическую энергию в порядке, установленным договором (том 1 л.д. 26-41).
Согласно пункту 3.3.32 указанных контрактов, ответчик обязался вносить плату исполнителю за электрическую энергию, предоставленную на общедомовые (общие) нужды, в порядке и сроки, установленные действующим законодательством. Объем потребления электрической энергии на общедомовые (общие) нужды рассчитывается на основании показаний общедомового прибора учета электрической энергии либо иным способом, предусмотренным действующим законодательством.
Поскольку потребленная электрическая энергия на общедомовые нужды ответчиком в установленный договором срок оплачена не была, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными нормативными актами или соглашением сторон.
Спор возник по оплате электроэнергии на общедомовые нужды.
В соответствии со статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие, несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами и внутри помещений и обслуживающие более одного помещения.
В силу статей 249 и 290 ГК РФ, собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование; в издержках по содержанию этого имущества обязаны участвовать как собственники квартир, так и собственники нежилых помещений.
В соответствии с частью 1 статьи 37 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника и пропорциональна размеру общей площади принадлежащего ему имущества.
В соответствии с пунктом 18 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила) собственник нежилого помещения в многоквартирном доме вправе в целях обеспечения коммунальными ресурсами принадлежащего ему нежилого помещения в многоквартирном доме заключать договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
В случае приобретения собственником нежилого помещения в многоквартирном доме коммунальных ресурсов по указанным договорам, такой собственник обязан вносить в порядке, установленном настоящими правилами, плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды (абзац 2 пункта 18 Правил).
Таким образом, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества в размере, определяемом соотношением площадей жилого дома и нежилого помещения.
На основании пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Статьей 296 ГК РФ предусматривается, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
В силу пункта 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В пункте 2 статьи 8 ГК РФ предусматривается, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право оперативного управления на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно которой разъяснено, что, поскольку в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
В соответствии с абзацем 15 пункта 2 Правил N 354 потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Из анализа приведенных норм права следует, что в издержках по содержанию общего имущества обязаны участвовать как собственники недвижимого имущества, так и законные владельцы нежилых помещений.
Из материалов дела следует, что 26.11.2013 зарегистрировано право оперативного управления ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области" на нежилые помещения общей площадью 351, 90 кв. м, расположенные на первом этаже по адресу: город Тобольск улица Знаменского дом N 62е/1. Общая площадь всех жилых и нежилых помещений в этом доме составляет 1 336, 10 кв. м, а общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме - 1 059, 20 кв. м.
Следовательно, у ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области" имеется обязанность оплачивать электроэнергию, потребленную на общее имущество многоквартирного дома.
При этом, суд апелляционной инстанции учитывает, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
При выборе управления домом товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям. При заключении договора управления с управляющей организацией товарищество или кооператив контролирует выполнение управляющей организацией обязательств по договору, в том числе по оказанию всех услуг, выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии с пунктом 17 указанных выше Правил N 354 собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 статья 155 ЖК РФ), а также в случаях принятия собственниками соответствующего решения (определение Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 8-КГПР15-2).
В данном случае, несмотря на то, что управление спорным многоквартирным домом осуществляет ООО УК "Лада", суд апелляционной инстанции учитывает, что 11.11.2013 между ОАО "Энергосбытовая компания "Восток" и ООО УК "Лада" заключено соглашение о порядке взаимодействия по вопросам энергоснабжения потребителей коммунальных услуг, согласно которому, в связи с отсутствием договорных отношений по энергоснабжению многоквартирного дома между исполнителем (ООО УК "Лада") и ресурсоснабжающей организацией (ОАО "Энергосбытовая компания "Восток"), последняя в соответствии с Правилами N 354 принимает на себя функции по исполнению коммунальной услуги по энергоснабжению по отношению к потребителям многоквартирного дома. Ресурсоснабжающая организация самостоятельно регулирует отношения с банковскими и иными учреждениями, организациями и операторами почтовой связи, иными юридическими лицами по осуществлению начислений и приему платежей за коммунальную услугу по энергоснабжению, а также с потребителями по вопросам начисления и сбора платы за эту услугу. Исполнитель не осуществляет начисление и взимание платы за коммунальную услугу по электроснабжению.
Таким образом, при отсутствии договорных отношений с Управляющей организацией по поставке коммунального ресурса энергоснабжения, исполнителем коммунальной услуги для собственников помещений в указанном многоквартирном доме является АО "ЭК "Восток".
Следовательно, ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области" плату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, обязано вносить непосредственно ОАО "Энергосбытовая компания "Восток".
Расчет такой платы определен истцом в соответствии с пунктом 17 приложения N 2 к Правила N 354, согласно которому приходящийся на 1 жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле:
Приложением N 2 к приказу Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 20 августа 2012 года N 183/01-05-ос "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению в Тюменской области", утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирных домах, не оборудованных лифтами, в размере 1 кВтч в месяц на 1 кв. м уборочных площадей в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктами 3.3.32 контрактов и вышеуказанными нормативными правовыми актами, и в связи с отсутствием общедомового прибора учета электрической энергии, истец производил начисление ответчику платы за электрическую энергию, предоставленную на общедомовые нужды, в том числе за период с июля 2014 года по декабрь 2014 года включительно в размере 11 269 руб. 61 коп. (том 1 л.д. 52-75, 117-118) и за период с января 2015 года по май 2015 года включительно в размере 8 736 руб. 61 коп. (том 1 л.д. 76-95, 119-132).
С учетом частично произведенной ответчиком оплатой, задолженность ответчика по государственному контракту N 1410377 от 27.12.2013 в настоящее время составляет 8 727 руб. 36 коп. и по государственному контракту N 859 от 18.02.2015-5 504 руб. 97 коп. (том 1 л.д. 48-51, 113-116, 136-155).
Поскольку доказательств оплаты данной задолженности в материалы дела не представлено, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, удовлетворив требования истца в данной части о взыскании 14 232 руб. 22 коп. (8 727 руб. 36 коп. + 5 504 руб. 97 коп.) задолженности.
Суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области" на неисполнение истцом обязанности по установке общедомового прибора учета.
Так, согласно абзацу 10 статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" объекты электросетевого хозяйства - это линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
В соответствии с пунктом 7 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 данных Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Из анализа вышеперечисленных норм следует, что в общедомовой прибор учета электрической энергии не входит в состав объектов электросетевого хозяйства сетевой организации.
В силу пункта 10 Соглашение о порядке взаимодействия по вопросам энергоснабжения потребителей коммунальных услуг от 11.11.2013, заключенного между АО "ЭК "Восток" и ООО УК "Лада", в обязанность исполнителя (ООО УК "Лада") входит обеспечивать техническое обслуживание и замену общедомовых приборов учета электрической энергии и мощности, в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации - в течение 30 дней с момента наступления соответствующего обстоятельства.
Таким образом, обязанность по установке общедомового прибора учете прибора учета электрической энергии возложена на управляющую компанию ООО УК "Лада".
В случае установки на объекте общедомового прибора учета электрической энергии в соответствии с п. 154 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Положение N 442), представителем сетевой организации осуществляется процедура допуска прибора учета в эксплуатацию и завершается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию. В данном случае ООО УК "Лада" не представило в материалы дела акт допуска прибора учета в эксплуатацию.
На основании статьи 395 ГК РФ, по государственному контракту N 1410377 от 27.12.2013 истцом начислены проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 19.08.2014 по 26.10.2015 в размере 627 руб. 86 коп., согласно представленному расчету.
Также истец просит взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами, начисляемые на задолженность в размере 8 727 руб. 36 коп., исходя из существующих в месте нахождения истца, опубликованных Банком России и имевших место в соответствующие периоды средних ставок банковского процента по вкладам физических лиц, за период с 27.10.2015 по день уплаты этой задолженности.
Как указано в пункте 6.9 государственного контракта N 859 от 18.02.2015, при нарушении ответчиком срока платежа, истец вправе требовать уплаты неустойки, начисляемой в размере 1/300 действующей на дату оплаты пени ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации от суммы задолженности за каждый день просрочки.
На основании этого пункта истцом начислены пени в размере 272 руб. 27 коп. за период с 19.02.2015 по 26.10.2015, согласно расчету, указанному в исковом заявлении, которые также подлежат взысканию с ответчика в пользу истца. Также истец просит взыскать пени в размере 1/300 действующей на дату оплаты пени ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, начисленных на задолженность в размере 5 504 руб. 97 коп., начиная с 27.10.2015 по день оплаты этой задолженности.
Как указано в пункте 1 постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04 апреля 2014 года N 22 "О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта", по смыслу статей 330, 395, 809 Гражданского кодекса Российской Федерации истец вправе требовать присуждения неустойки или иных процентов по день фактического исполнения обязательства.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование истца о взыскании с ответчика указанных штрафных санкций.
Таким образом, оснований для отмены решения Арбитражного суда Тюменской области от 27.10.2015 по делу N А70-9909/2015 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит. Апелляционная жалоба ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области" подлежит оставлению без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на истца.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 27 октября 2015 года по делу N А70-9909/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ГЛУХИХ
Судьи
Л.И.ЕНИКЕЕВА
Т.А.ЗИНОВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)