Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 октября 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Алферовой Е.Е.,
судей: Афониной Н.П.,
Письменного С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шелайкиной Е.Е.,
при участии:
- от акционерного общества "Липецкая ипотечная корпорация": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Липецкая ипотечная корпорация" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 18.08.2017 по делу N А36-7466/2017 (судья Щедухина Т.М.) по исковому заявлению Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области (ОГРН 1134800000940, ИНН 4824070613) к акционерному обществу "Липецкая ипотечная корпорация" (ОГРН 1024840849637, ИНН 4826037139) о взыскании 747 465 руб. 31 коп.,
Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области (далее - Фонд капитального ремонта Липецкой области, истец) обратился в Арбитражный суд Липецкой области с исковым заявлением к акционерному обществу "Липецкая ипотечная корпорация" (далее АО "ЛИК", ответчик) о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в сумме 668 993 руб. 77 коп., пени за просрочку оплаты в сумме 96 076 руб. 52 коп. за период с 10.10.2014 г. по 06.04.2017 (с учетом уточнения, принятого судом первой инстанции в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 18.08.2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель ссылается на необходимость уменьшения заявленной истцом неустойки в связи с экономическим кризисом.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители истца и ответчика не явились.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Постановлением главы администрации Липецкой области от 28.11.2013 г. N 528 "Об утверждении областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Липецкой области на 2014-2043 годы" утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Липецкой области, на 2014-2043 годы.
В перечень программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах включены дома, расположенные по адресам: г. Липецк, ул. Бехтеева, д. 4; г. Липецк, ул. Белянского, д. 6; г. Липецк, ул. Ангарская, д. 23а; г. Липецк, ул. 15 микрорайон, д. 9; г. Липецк, ул. Политехническая, д. 15.
В целях правового регулирования некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества постановлением администрации города Липецка N 978 от 30.04.2014 г. "О формировании Фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" сформирован фонд капитального ремонта общего имущества в отношении многоквартирных домов на счете регионального оператора - Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области, в отношении домов, где собственниками помещений в многоквартирном доме в указанный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не реализован, в том числе в отношении домов, расположенных по названным выше адресам.
Согласно выпискам из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на 31.03.2017 г., ответчику на праве собственности принадлежит следующее недвижимое имущество:
1) нежилое помещение N 7, общ. пл. 342.6 кв. м по адресу: г. Липецк. ул. Ангарская, д. 23 "а";
2) нежилое помещение N 1, общ. пл. 116, 5 кв. м по адресу: Липецк, ул. Ангарская. д. 23 "а";
3) жилая квартира N 45, общ. пл. 45,9 кв. м по адресу: г, Липецк, ул. 15-й микрорайон, д. 9;
4) нежилое помещение N 1, общ. пл. 70, 6 кв. м, по адресу: г. Липецк, ул. Политехническая, д. 15;
5) нежилое помещение N 8, общ. пл. 134,1 кв. м по адресу: г. Липецк, ул. Бехтеева. д. 4;
6) нежилое помещение N 1, общ. пл. 130,2 кв. м по адресу: г. Липецк, ул. Бехтеева, д. 4;
7) нежилое помещение N 18, общ. пл. 132,6 кв. м по адресу: г. Липецк, ул. Бехтеева, д. 4;
8) нежилое помещение N 19, общ. пл. 532 кв. м по адресу: г. Липецк, ул. Бехтеева. д. 4;
9) нежилое помещение N 16, общ. пл. 147,3 кв. м по адресу: г. Липецк, ул. Бехтеева, д. 4;
10) нежилое помещение N 15, общ. пл. 174,8 кв. м по адресу: г. Липецк, ул. Бехтеева, д. 4:
11) нежилое помещение N 10, общ. пл. 534.2 кв. м по адресу: г. Липецк, ул. Бехтеева. д. 4;
12) нежилое помещение N 9, общ. пл. 530, 5 кв. м по адресу: г. Липецк, ул. Бехтеева, д. 4;
13) нежилое помещение N 20. общ. пл. 532,8 кв. м по адресу: г. Липецк, ул. Бехтеева. д. 4;
14) нежилое помещение N 14, общ. пл. 175 кв. м по адресу: г. Липецк, ул. Бехтеева. д. 4.
Постановлением главы администрации Липецкой области N 484 от 25.10.2013 г. "Об установлении минимального размера взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Липецкой области на 2014-2016 г." установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Липецкой области на 2014-2016 годы:
- 6,20 руб./кв. м в месяц для многоквартирных домов с газоснабжением, централизованной системой водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения и с лифтовым оборудованием;
- 5,60 руб./кв. м в месяц для многоквартирных домов с газоснабжением, централизованной системой водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения, без лифтового оборудования;
- 5,90 руб./кв. м в месяц для многоквартирных домов с централизованной системой водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения и с лифтовым оборудованием без газоснабжения;
- 5,30 руб./кв. м в месяц для многоквартирных домов с газоснабжением, централизованной системой холодного водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения, без горячего водоснабжения и лифтового оборудования;
- 4,60 руб./кв. м в месяц для многоквартирных домов с газоснабжением, централизованной системой холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, без лифтового оборудования, горячего водоснабжения и централизованного отопления.
Постановлением главы администрации Липецкой области N 467 от 16.11.2016 г. "Об установлении минимального размера взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Липецкой области на 2017-2019 гг." установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества:
- 4,90 руб. /кв. м для многоквартирных домов, имеющих этажность до 2 этажей включительно, а также для многоквартирных домов, имеющих этажность от 3 до 5 этажей включительно без централизованной системы горячего водоснабжения и (или) централизованной системы теплоснабжения;
- 5,90 руб. /кв. м в месяц для многоквартирных домов, имеющих этажность от 3 до 5 этажей включительно;
- 6,50 руб. /кв. м в месяц для многоквартирных домов, имеющих 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше.
За период с сентября 2014 г. по март 2017 г. ответчику начислены взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов по названным выше адресам в общей сумме 668 993 руб. 77 коп.
Неисполнение обязанности по оплате указанных денежных средств, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствие со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги в многоквартирном доме включает в себя, в том числе взнос на капитальный ремонт (пункт 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (часть 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Таким образом, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов связанных с оплатой взносов на капитальный ремонт.
Из материалов дела следует и ответчиком не оспаривается, что спорные объекты недвижимости принадлежат АО "ЛИК" на праве собственности.
Истец является областным оператором, в функции которого входит получение взносов на капитальный ремонт, в том числе в отношении помещений, расположенных по адресам: г. Липецк, ул. Бехтеева, д. 4; г. Липецк, ул. Белянского, д. 6; г. Липецк, ул. Ангарская, д. 23а; г. Липецк, ул. 15 микрорайон, д. 9; г. Липецк, ул. Политехническая, д. 15.
В силу части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
Из статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что собственник помещений в домах по адресам: г. Липецк, ул. Бехтеева, д. 4; г. Липецк, ул. Белянского, д. 6; г. Липецк, ул. Ангарская, д. 23а; г. Липецк, ул. 15 микрорайон, д. 9; г. Липецк, ул. Политехническая, д. 15 в качестве способа формирования фонда капитального ремонта избрал формирование фонда капитального ремонта на специальном счете.
Поскольку Постановлением главы администрации Липецкой области от 28.11.2013 г. N 528 "Об утверждении областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Липецкой области на 2014-2043 годы", многоквартирные дома, расположенные по адресам: г. Липецк, ул. Бехтеева, д. 4; г. Липецк, ул. Белянского, д. 6; г. Липецк, ул. Ангарская, д. 23а; г. Липецк, ул. 15 микрорайон, д. 9; г. Липецк, ул. Политехническая, д. 15, включены в областную программу капитального ремонта в период с 2014 г. по 2043 г., то собственники помещений в данных домах обязаны оплачивать взносы на капитальный ремонт в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме.
Следовательно, ответчик, которому помещения в указанных домах принадлежат на праве собственности, обязан уплачивать ежемесячные взносы на их капитальный ремонт.
Из материалов дела следует, что задолженность ответчика перед истцом по уплате взносов на капитальный ремонт за период с сентября 2014 г. по март 2017 г. составляет 668 993 руб. 77 коп.
Представленный истцом расчет составлен с применением установленного органом местного самоуправления минимального размера ежемесячного взноса и с учетом площадей принадлежащих ответчику на праве собственности помещений.
Поскольку ответчик доказательств, подтверждающих оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, не представил, а также не представил доказательств, освобождающих его от исполнения обязательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требование истца о взыскании задолженности за период с сентября 2014 г. по март 2017 г. в сумме 668 993 руб. 77 коп. является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.
Истцом также заявлено о взыскании с ответчика пени в сумме 96 076 руб. 52 коп. за период с 10.10.2014 г. по 06.04.2017 г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
По правилам пункта 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Пунктом 14.1. статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Согласно расчету истца, сумма пени за период с 10.10.2014 г. по 06.04.2017 г. составляет 96 076 руб. 52 коп. Указанный расчет судом проверен и признан верным.
Ответчик заявил ходатайство о снижении неустойки до 10 000 руб. 00 коп., ссылаясь на экономический кризис и тяжелое финансовое положение АО "ЛИК".
В силу пунктов 1, 2 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении. Уменьшение неустойки, определенной договором и подлежащей уплате лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, допускается в исключительных случаях, если будет доказано, что взыскание неустойки в предусмотренном договором размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды.
Правила статьи 333 Кодекса предусматривают право суда уменьшить подлежащую уплате неустойку в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства. Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства Кодекс предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.
В настоящем случае, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что заявленная истцом неустойка не подлежит снижению, поскольку одна трехсотая ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки является низким размером.
При оценке степени соразмерности неустойки последствиям нарушения кредитного обязательства необходимо учитывать, что ставка рефинансирования, являясь единой учетной ставкой Центрального банка Российской Федерации, по существу, представляет собой наименьший размер имущественной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства, в связи с чем уменьшение неустойки ниже ставки рефинансирования по общему правилу приведет к необоснованному уменьшению неустойки и с экономической точки зрения позволит должнику получить доступ к финансированию за счет другого лица на нерыночных условиях.
Отсутствие у должника денежных средств, в том числе, по причине наступления экономического кризиса, на что ссылается заявитель жалобы, в силу ст. 333 ГК РФ не является основанием для снижения размера заявленной неустойки.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо опровергали выводы арбитражного суда области, в связи с чем, признаются апелляционной коллегией несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела были полно установлены фактические обстоятельства дела, всесторонне исследованы доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, им дана надлежащая правовая оценка и принято решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в виде государственной пошлины в общей сумме 3 000 руб., относятся на заявителя и возврату из федерального бюджета не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 18.08.2017 по делу N А36-7466/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Липецкая ипотечная корпорация" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.10.2017 N 19АП-7177/2017 ПО ДЕЛУ N А36-7466/2017
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2017 г. по делу N А36-7466/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 октября 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Алферовой Е.Е.,
судей: Афониной Н.П.,
Письменного С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шелайкиной Е.Е.,
при участии:
- от акционерного общества "Липецкая ипотечная корпорация": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Липецкая ипотечная корпорация" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 18.08.2017 по делу N А36-7466/2017 (судья Щедухина Т.М.) по исковому заявлению Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области (ОГРН 1134800000940, ИНН 4824070613) к акционерному обществу "Липецкая ипотечная корпорация" (ОГРН 1024840849637, ИНН 4826037139) о взыскании 747 465 руб. 31 коп.,
установил:
Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области (далее - Фонд капитального ремонта Липецкой области, истец) обратился в Арбитражный суд Липецкой области с исковым заявлением к акционерному обществу "Липецкая ипотечная корпорация" (далее АО "ЛИК", ответчик) о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в сумме 668 993 руб. 77 коп., пени за просрочку оплаты в сумме 96 076 руб. 52 коп. за период с 10.10.2014 г. по 06.04.2017 (с учетом уточнения, принятого судом первой инстанции в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 18.08.2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель ссылается на необходимость уменьшения заявленной истцом неустойки в связи с экономическим кризисом.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители истца и ответчика не явились.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Постановлением главы администрации Липецкой области от 28.11.2013 г. N 528 "Об утверждении областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Липецкой области на 2014-2043 годы" утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Липецкой области, на 2014-2043 годы.
В перечень программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах включены дома, расположенные по адресам: г. Липецк, ул. Бехтеева, д. 4; г. Липецк, ул. Белянского, д. 6; г. Липецк, ул. Ангарская, д. 23а; г. Липецк, ул. 15 микрорайон, д. 9; г. Липецк, ул. Политехническая, д. 15.
В целях правового регулирования некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества постановлением администрации города Липецка N 978 от 30.04.2014 г. "О формировании Фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" сформирован фонд капитального ремонта общего имущества в отношении многоквартирных домов на счете регионального оператора - Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области, в отношении домов, где собственниками помещений в многоквартирном доме в указанный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не реализован, в том числе в отношении домов, расположенных по названным выше адресам.
Согласно выпискам из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на 31.03.2017 г., ответчику на праве собственности принадлежит следующее недвижимое имущество:
1) нежилое помещение N 7, общ. пл. 342.6 кв. м по адресу: г. Липецк. ул. Ангарская, д. 23 "а";
2) нежилое помещение N 1, общ. пл. 116, 5 кв. м по адресу: Липецк, ул. Ангарская. д. 23 "а";
3) жилая квартира N 45, общ. пл. 45,9 кв. м по адресу: г, Липецк, ул. 15-й микрорайон, д. 9;
4) нежилое помещение N 1, общ. пл. 70, 6 кв. м, по адресу: г. Липецк, ул. Политехническая, д. 15;
5) нежилое помещение N 8, общ. пл. 134,1 кв. м по адресу: г. Липецк, ул. Бехтеева. д. 4;
6) нежилое помещение N 1, общ. пл. 130,2 кв. м по адресу: г. Липецк, ул. Бехтеева, д. 4;
7) нежилое помещение N 18, общ. пл. 132,6 кв. м по адресу: г. Липецк, ул. Бехтеева, д. 4;
8) нежилое помещение N 19, общ. пл. 532 кв. м по адресу: г. Липецк, ул. Бехтеева. д. 4;
9) нежилое помещение N 16, общ. пл. 147,3 кв. м по адресу: г. Липецк, ул. Бехтеева, д. 4;
10) нежилое помещение N 15, общ. пл. 174,8 кв. м по адресу: г. Липецк, ул. Бехтеева, д. 4:
11) нежилое помещение N 10, общ. пл. 534.2 кв. м по адресу: г. Липецк, ул. Бехтеева. д. 4;
12) нежилое помещение N 9, общ. пл. 530, 5 кв. м по адресу: г. Липецк, ул. Бехтеева, д. 4;
13) нежилое помещение N 20. общ. пл. 532,8 кв. м по адресу: г. Липецк, ул. Бехтеева. д. 4;
14) нежилое помещение N 14, общ. пл. 175 кв. м по адресу: г. Липецк, ул. Бехтеева. д. 4.
Постановлением главы администрации Липецкой области N 484 от 25.10.2013 г. "Об установлении минимального размера взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Липецкой области на 2014-2016 г." установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Липецкой области на 2014-2016 годы:
- 6,20 руб./кв. м в месяц для многоквартирных домов с газоснабжением, централизованной системой водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения и с лифтовым оборудованием;
- 5,60 руб./кв. м в месяц для многоквартирных домов с газоснабжением, централизованной системой водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения, без лифтового оборудования;
- 5,90 руб./кв. м в месяц для многоквартирных домов с централизованной системой водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения и с лифтовым оборудованием без газоснабжения;
- 5,30 руб./кв. м в месяц для многоквартирных домов с газоснабжением, централизованной системой холодного водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения, без горячего водоснабжения и лифтового оборудования;
- 4,60 руб./кв. м в месяц для многоквартирных домов с газоснабжением, централизованной системой холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, без лифтового оборудования, горячего водоснабжения и централизованного отопления.
Постановлением главы администрации Липецкой области N 467 от 16.11.2016 г. "Об установлении минимального размера взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Липецкой области на 2017-2019 гг." установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества:
- 4,90 руб. /кв. м для многоквартирных домов, имеющих этажность до 2 этажей включительно, а также для многоквартирных домов, имеющих этажность от 3 до 5 этажей включительно без централизованной системы горячего водоснабжения и (или) централизованной системы теплоснабжения;
- 5,90 руб. /кв. м в месяц для многоквартирных домов, имеющих этажность от 3 до 5 этажей включительно;
- 6,50 руб. /кв. м в месяц для многоквартирных домов, имеющих 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше.
За период с сентября 2014 г. по март 2017 г. ответчику начислены взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов по названным выше адресам в общей сумме 668 993 руб. 77 коп.
Неисполнение обязанности по оплате указанных денежных средств, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствие со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги в многоквартирном доме включает в себя, в том числе взнос на капитальный ремонт (пункт 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (часть 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Таким образом, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов связанных с оплатой взносов на капитальный ремонт.
Из материалов дела следует и ответчиком не оспаривается, что спорные объекты недвижимости принадлежат АО "ЛИК" на праве собственности.
Истец является областным оператором, в функции которого входит получение взносов на капитальный ремонт, в том числе в отношении помещений, расположенных по адресам: г. Липецк, ул. Бехтеева, д. 4; г. Липецк, ул. Белянского, д. 6; г. Липецк, ул. Ангарская, д. 23а; г. Липецк, ул. 15 микрорайон, д. 9; г. Липецк, ул. Политехническая, д. 15.
В силу части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
Из статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что собственник помещений в домах по адресам: г. Липецк, ул. Бехтеева, д. 4; г. Липецк, ул. Белянского, д. 6; г. Липецк, ул. Ангарская, д. 23а; г. Липецк, ул. 15 микрорайон, д. 9; г. Липецк, ул. Политехническая, д. 15 в качестве способа формирования фонда капитального ремонта избрал формирование фонда капитального ремонта на специальном счете.
Поскольку Постановлением главы администрации Липецкой области от 28.11.2013 г. N 528 "Об утверждении областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Липецкой области на 2014-2043 годы", многоквартирные дома, расположенные по адресам: г. Липецк, ул. Бехтеева, д. 4; г. Липецк, ул. Белянского, д. 6; г. Липецк, ул. Ангарская, д. 23а; г. Липецк, ул. 15 микрорайон, д. 9; г. Липецк, ул. Политехническая, д. 15, включены в областную программу капитального ремонта в период с 2014 г. по 2043 г., то собственники помещений в данных домах обязаны оплачивать взносы на капитальный ремонт в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме.
Следовательно, ответчик, которому помещения в указанных домах принадлежат на праве собственности, обязан уплачивать ежемесячные взносы на их капитальный ремонт.
Из материалов дела следует, что задолженность ответчика перед истцом по уплате взносов на капитальный ремонт за период с сентября 2014 г. по март 2017 г. составляет 668 993 руб. 77 коп.
Представленный истцом расчет составлен с применением установленного органом местного самоуправления минимального размера ежемесячного взноса и с учетом площадей принадлежащих ответчику на праве собственности помещений.
Поскольку ответчик доказательств, подтверждающих оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, не представил, а также не представил доказательств, освобождающих его от исполнения обязательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требование истца о взыскании задолженности за период с сентября 2014 г. по март 2017 г. в сумме 668 993 руб. 77 коп. является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.
Истцом также заявлено о взыскании с ответчика пени в сумме 96 076 руб. 52 коп. за период с 10.10.2014 г. по 06.04.2017 г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
По правилам пункта 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Пунктом 14.1. статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Согласно расчету истца, сумма пени за период с 10.10.2014 г. по 06.04.2017 г. составляет 96 076 руб. 52 коп. Указанный расчет судом проверен и признан верным.
Ответчик заявил ходатайство о снижении неустойки до 10 000 руб. 00 коп., ссылаясь на экономический кризис и тяжелое финансовое положение АО "ЛИК".
В силу пунктов 1, 2 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении. Уменьшение неустойки, определенной договором и подлежащей уплате лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, допускается в исключительных случаях, если будет доказано, что взыскание неустойки в предусмотренном договором размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды.
Правила статьи 333 Кодекса предусматривают право суда уменьшить подлежащую уплате неустойку в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства. Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства Кодекс предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.
В настоящем случае, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что заявленная истцом неустойка не подлежит снижению, поскольку одна трехсотая ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки является низким размером.
При оценке степени соразмерности неустойки последствиям нарушения кредитного обязательства необходимо учитывать, что ставка рефинансирования, являясь единой учетной ставкой Центрального банка Российской Федерации, по существу, представляет собой наименьший размер имущественной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства, в связи с чем уменьшение неустойки ниже ставки рефинансирования по общему правилу приведет к необоснованному уменьшению неустойки и с экономической точки зрения позволит должнику получить доступ к финансированию за счет другого лица на нерыночных условиях.
Отсутствие у должника денежных средств, в том числе, по причине наступления экономического кризиса, на что ссылается заявитель жалобы, в силу ст. 333 ГК РФ не является основанием для снижения размера заявленной неустойки.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо опровергали выводы арбитражного суда области, в связи с чем, признаются апелляционной коллегией несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела были полно установлены фактические обстоятельства дела, всесторонне исследованы доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, им дана надлежащая правовая оценка и принято решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в виде государственной пошлины в общей сумме 3 000 руб., относятся на заявителя и возврату из федерального бюджета не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 18.08.2017 по делу N А36-7466/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Липецкая ипотечная корпорация" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Е.Е.АЛФЕРОВА
Е.Е.АЛФЕРОВА
Судьи
Н.П.АФОНИНА
С.И.ПИСЬМЕННЫЙ
Н.П.АФОНИНА
С.И.ПИСЬМЕННЫЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)