Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.09.2016 N 06АП-4644/2016 ПО ДЕЛУ N А80-225/2016

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2016 г. N 06АП-4644/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
- от ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз": не явились;
- от Департамента промышленной политики, строительства и ЖКХ Чукотского автономного округа: не явились;
- от ООО "Уют"; Администрации Анадырского МР ЧАО: не явились;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного предприятия Чукотского автономного округа "Чукоткоммунхоз"
на решение от 20.06.2016 по делу N А80-225/2016
Арбитражного суда Чукотского автономного округа
принятое судьей Дерезюк Ю.В.
по заявлению Государственного предприятия Чукотского автономного округа "Чукоткоммунхоз"
к Департаменту промышленной политики, строительства и ЖКХ Чукотского автономного округа
о признании недействительным предписания
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Уют", Администрация Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа
установил:

Государственное предприятие Чукотского автономного округа "Чукоткоммунхоз" (ОГРН 1028700586694, ИНН 8700000466; далее - предприятие, ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз") обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительным предписания Департамента промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чукотского автономного округа (ОГРН 1088709000830, ИНН 8709012561; далее - департамент) от 21.03.2016 N 03 об устранении правонарушения в жилищной сфере.
К участию в дело привлечены: Общество с ограниченной ответственностью "Уют" (далее - общество), Администрация Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа (далее - администрация).
Решением суда от 20.06.2016 в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, предприятие подало в Шестой арбитражный апелляционный суд жалобу, в которой просило его отменить и принять новый судебный акт, признав недействительным оспариваемое предписание, поскольку судом сделан необоснованный вывод о возложении обязанности по ремонту бесхозных канализационных сетей на заявителя, поскольку бремя содержания бесхозного недвижимого имущества должна нести администрация, на территории которой оно находится.
Отзывы, возражения и ходатайства от участников спора в суд второй инстанции не поступали.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Исследовав материалы настоящего дела, проверив обоснованность доводов жалобы, апелляционный суд оснований для отмены или изменения судебного решения не усмотрел в силу следующего.
Из материалов дела видно, что департаментом проведена внеплановая выездная проверка исполнения жилищного законодательства, в ходе которой выявлено вытекание канализационных стоков на основания и фундамент многоквартирного дома (далее - МКД) N 10 по ул. Первомайская п. Угольные Копи, что зафиксировано в акте от 21.03.2016 N 07.
Предприятию выдано предписание N 03 об обязании провести работы по устранению выявленного недостатка.
ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз", посчитав указанный ненормативный акт департамента незаконным, оспорило его в судебном порядке.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, разрешая спор, пришел к выводу об отсутствии совокупности этих условий. С данным выводом соглашается и апелляционный суд в силу следующего.
Статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определено, что водоотведением является прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, канализационная сеть это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод, а централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
Таким образом, канализационная сеть является частью единой централизованной системы водоотведения.
Пунктом 6 указанной статьи установлено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления, является гарантирующей организацией, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 12 данного Закона органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Постановлением Администрации городского поселения Угольные Копи от 14.11.2013 N 149 ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз" наделено статусом гарантирующей организации в городском поселении Угольные Копи, зона деятельности данной организации определена в пределах границ данного поселения.
Судом первой инстанции установлено, что спорный участок инженерных сетей, требующий ремонта, является частью централизованной системы водоотведения городского поселения Угольные Копи и проходит через проветриваемое подполье дома N 10 по ул. Первомайская, управление которым в спорный период осуществляло ООО "УЮТ" (ранее, данный МКД находился в управлении ООО "ЧукотЖилСервис-Угольные Копи").
В соответствии с Приложением 2 к договору от 18.04.2013 N 65-В, заключенным между предприятием и ООО "ЧукотЖилСервис-Угольные Копи", границей эксплуатационной ответственности сетей водоотведения, входящих в состав общего имущества МКД является внешняя граница стены МКД, а при наличии коллективного (общедомового) прибора учета - место соединения данного прибора с соответствующей инженерной сетью.
В соответствии с пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Пунктом 8 этих Правил установлено, внешней границей сетей электро- тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Из материалов дела, суд первой инстанции правильно установил, что участок инженерной сети, в отношении которого выдано оспариваемое предписание, расположен за пределами внешних границ стен многоквартирного жилого дома по ул. Первомайская, 10, и данная инженерная система водоотведения (канализации) обслуживает несколько многоквартирных домов (ул. Первомайская, д. 10 и д. 12).
Таким образом, поскольку спорные коммуникации находятся за пределами внешних границ стен многоквартирного жилого дома и не относятся к общему имуществу многоквартирного дома, то в силу пункта 8 Правил N 491 они являются наружными и не могут находиться в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома, обслуживаться за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме.
Организации, осуществляющие эксплуатацию систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, руководствуются в своей деятельности Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-02.2001, утвержденными приказом Госстроя России от 30.12.1999 N 168.
Согласно пункту 3.2.5 данных Правил служба эксплуатации сети осуществляет: проведение технических осмотров сети, выполнение текущих и капитальных ремонтов сети и ликвидацию аварий; сбор, хранение и систематизацию данных по всем повреждениям и авариям на сети и сооружениях на ней, оценку и контроль показателей надежности.
Доводы заявителя жалобы, что спорный участок сетей не находится в хозяйственном ведении у предприятия и, по сути, является бесхозным, не принимается во внимание судебной коллегии.
В соответствии с пунктом 32 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, при отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них, устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента. В случае если подача воды абоненту осуществляется по бесхозяйным сетям, переданным в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства, граница эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства устанавливается по границе бесхозяйных сетей, переданных в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства.
ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз" является юридическим лицом и в соответствии с Уставом осуществляет деятельность в сфере энергоресурсов (производство, передача, распределение, ремонт, управление и иное).
Как установлено арбитражным судом, договор по спорному МКД между предприятием и ООО "УЮТ" не заключен. Доказательств определения спорной инженерной сети как бесхозяйной, ответчиком не представлено.
Между тем, предприятие является гарантирующей организацией, осуществляющей водоотведение и холодное водоснабжение на территории городского поселения Угольные Копи.
Договором безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 10.04.2007, заключенным на неопределенный срок, предприятию в целях обеспечения потребностей Анадырского района Чукотского автономного округа Администрацией муниципального образования Анадырский муниципальный район в безвозмездное пользование передано недвижимое имущество, перечень которого содержится в Приложении N 1.
Согласно Приложению N 1 здания канал. насосной с канализационными сетями, здание очистных сооружений с канализационными сетями, а также тепловые сети и тепловые трассы вошли в перечень переданного в безвозмездное пользование муниципального имущества.
Из этого договора следует, что муниципальное имущество, поименованное в Приложении N 1, передано ответчику и находится в его ведении.
В обязанности предприятия входит обеспечение сохранности переданного имущества, его эффективное использование, эксплуатация и текущий ремонт. Расходы по содержанию переданного имущества возложены договором на Предприятие (пункты 2.3.3, 2.3.4).
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что спорный участок сетей не является бесхозным.
Поскольку ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз" является гарантирующей организацией на территории городского поселения Угольные Копи, эксплуатирует центральные системы водоснабжения и водоотведения, в том числе и спорный участок, на нем лежит обязанность по проведению текущих и капитальных ремонтов сети, а также ликвидации аварий, устранению неполадок.
Таким образом, вынесенное в отношении заявителя предписание об устранении правонарушений в жилищной сфере, является законным и обоснованным, поскольку у департамента имелись фактические и правовые основания для его выдачи.
Учитывая вышеустановленное, апелляционная жалобы подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 20.06.2016 по делу N А80-225/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить государственному предприятию Чукотского автономного округа "Чукоткоммунхоз" излишне уплаченную по платежному поручению от 20.07.2016 N 3491 государственную пошлину в сумме 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.И.САПРЫКИНА
Судьи
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Т.Д.ПЕСКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)