Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.06.2017 ПО ДЕЛУ N 33-9566/2017

Требование: Об обязании принять к исполнению решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, внести запись в реестр уведомлений о способе формирования фонда капитального ремонта и реестр специальных счетов.

Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Уполномоченные органы отказали в принятии к исполнению решения общего собрания собственников помещений об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, поскольку управление многоквартирным домом осуществляют две управляющие организации, формирование нескольких фондов капитального ремонта в одном доме законом не предусмотрено, решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято для всего дома в целом.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 июня 2017 года


Судья Хрущева О.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Коренева А.С.,
судей Кайгородовой Е.В.,
Бурматовой Г.Г.
при секретаре судебного заседания К. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В.С. к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, Региональному фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области о возложении обязанности, по апелляционной жалобе ответчика Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области на решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 15.02.2017.
Заслушав доклад судьи Кайгородовой Е.В., объяснения представителя истца и третьего лица ТСЖ "Южный" М., представителя третьего лица ТСЖ "Южный" В.Е., представителя ответчика Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области Л., представителя ответчика Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области Х., судебная коллегия
установила:

В.С. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что она является собственником жилого помещения - квартиры <...>. Дом, в котором проживает истец, имея один адрес, фактически состоит из двух самостоятельных частей. Управление домом осуществляют разные организации, с 1 по 4 подъезд - ТСЖ "Регион", с 5 по 8 подъезд - ТСЖ "Южный". Решением внеочередного общего собрания собственников помещений части многоквартирного дома, оформленным протоколом от 26.10.2016, изменен способ формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет ТСЖ "Южный". Данное решение было направлено в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - Департамент), а также в Региональный Фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (далее - Региональный Фонд). Ответами от 15.11.2016 Департамент и Региональный Фонд отказали в принятии к исполнению решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленного протоколом от 26.10.2016, поскольку управление многоквартирным домом осуществляют две управляющие организации, формирование нескольких фондов капитального ремонта в одном многоквартирном доме законом не предусмотрено, и решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято для всего дома в целом. Считая такие отказы неправомерными, В.С. просила возложить на Региональный Фонд обязанность принять к исполнению решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <...> об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, оформленное протоколом от 26.10.2016, возложить на Департамент обязанность внести запись в реестр уведомлений о способе формирования фонда капитального ремонта и реестр специальных счетов, согласно указанному решению общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 15.02.2017 исковые требования В.С. удовлетворены, на Департамент возложена обязанность в течение 10 дней с момента вступления в силу настоящего решения внести запись в реестр уведомлений о способе формирования фонда капитального ремонта и реестр специальных счетов, согласно решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <...> об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, оформленного протоколом общего собрания от 26.10.2016. На Региональный фонд возложена обязанность принять к исполнению указанное решение общего собрания собственников, путем перечисления средств фонда капитального ремонта на специальный счет ТСЖ "Южный" в течение 5 дней после вступления в силу решения собственников от 26.10.2016.
Не согласившись с решением, Департамент принес на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указано, что действующим жилищным законодательством не предусмотрено формирование нескольких фондов капитального ремонта в одном многоквартирном доме. Для одного многоквартирного дома создается один фонд капитального ремонта и открывается один специальный счет, вне зависимости от сроков сдачи в эксплуатацию отдельных секций домов. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете не может быть принято собственниками помещений только части многоквартирного дома. Удовлетворение требований истца, предъявленных к Департаменту, может явиться следствием признания решения Департамента от 15.11.2016 незаконным либо признания подъездов N многоквартирного дома <...> самостоятельным многоквартирным домом. Однако указанное решение Департамента, как и его бездействие, незаконным в судебном порядке не признавалось. Кроме того, защита нарушенных прав истца могла быть реализована путем подачи административного искового заявления об оспаривании решения, бездействия Департамента. С таким заявлением истец в суд также не обращался. Более того, обжалуемое решение суда в части возложения на Департамент обязанности по несению записей в реестры в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда является неисполнимым, поскольку решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления этого решения региональному оператору.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Региональный Фонд соглашается с доводами апелляционной жалобы Департамента, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель Регионального фонда с доводами жалобы согласился. Представители истца и третьего лица ТСЖ "Южный" с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения.
Истец В.С., представитель третьего лица ТСЖ "Регион" в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Поскольку в материалах дела имеются сведения об извещении истца и третьего лица о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе путем направления судебных извещений, а также посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети "Интернет", принимая во внимание, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при данной явке.

Заслушав объяснения представителей истца, третьего лица и ответчиков, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
В то же время суд апелляционной инстанции на основании абз. 2 ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления.
Учитывая данные нормативные положения, в интересах законности судебная коллегия полагает необходимым проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, не связывая себя доводами апелляционной жалобы.
В соответствии с ч. 3 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Для реализации выбора способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете собственники помещений многоквартирного дома должны провести общее собрание собственников, решение которого должно содержать необходимую информацию (ч. ч. 4, 4.2, 5 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации) и доведено до органа государственного жилищного надзора (ч. 1 ст. 172 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Орган государственного жилищного надзора, которым в настоящее время на территории Свердловской области является Департамент, ведет реестр уведомлений об открытии специальных счетов, реестр специальных счетов, уведомляет регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его (ч. 4 ст. 172 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В случае, если собственники помещений в установленном порядке не реализовали право на формирование фонда капитального ремонта на специальном счете в отношении данного многоквартирного дома считается избранным способ формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора (п. 2 ч. 3 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Региональным оператором на территории Свердловской области является Региональный Фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области.
Из материалов дела следует, что ТСЖ "Южный", зарегистрированное в качестве юридического лица в 2002 году, осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: <...> подъезды <...>. Управление остальной частью многоквартирного дома (подъезды <...>) осуществляет ТСЖ "Регион".
26.10.2016 проведено общее собрание собственников помещений многоквартирного дома по <...>, согласно которому собственниками помещений дома (подъезды <...>) принято решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома, путем перечисления взносов на специальный счет ТСЖ "Южный".
О принятом решении ТСЖ "Южный" уведомило Департамент и Региональный Фонд 03.11.2016 и 31.10.2016 соответственно.
15.11.2016 Департамент в письме N, направленном в адрес ТСЖ "Южный" <...> указало, что Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрено формирование нескольких фондов капитального ремонта в одном многоквартирном доме. Согласно Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от <...> N, многоквартирный дом <...> включен в региональную программу капитального ремонта без разделения на секции. Управление домом осуществляют ТСЖ "Южный" и ТСЖ "Регион", каждое в определенной части многоквартирного дома. Между тем, дом может управляться только одной управляющей организацией, выбор собственниками в одном многоквартирном доме нескольких лиц, отдельно осуществляющих управление разными секциями данного дома, противоречит действующему законодательству. В связи с этим Департамент рекомендовал собственникам помещений дома принять необходимые и достаточные меры по установлению способа управления многоквартирным домом и впоследствии реализовать право по способу формирования фонда капитального ремонта и (или) принять решение об его изменении.
Аналогичный ответ направлен В.С. Региональным Фондом 15.11.2016 <...> в котором обращено внимание также на то, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете должно содержать, помимо прочего, также решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, в том числе, с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, об определении порядка предоставления платежных документов и о размере расходов, связанных с предоставлением платежных документов, об определении условий оплаты этих услуг. Вместе с тем, в повестку общего собрания указанные вопросы не включались. На основании изложенного, предложено обратиться в Региональный Фонд повторно после проведения общего собрания собственников помещений во всем многоквартирном доме и принятия на нем решений по всем вопросам, предусмотренным ч. 4 ст. 170, ч. 3.1 ст. 175 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что дом <...> представляет собой два отдельных жилых здания 1972 года постройки: литер "Т" с диапазоном квартир <...> и литер "С" с диапазоном квартир <...>, управляющими домом организациями (ТСЖ "Регион" и ТСЖ "Южный") заключены самостоятельные договоры поставки энергоресурсов, ТСЖ "Южный" оформлены границы земельного участка под домом (подъезды <...>), земельный участок поставлен на кадастровый учет. При таких обстоятельствах, учитывая сложившиеся у собственников жилых помещений взаимоотношения по управлению домом, конструктивную самостоятельность каждой из его частей, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований.
С указанным выводом судебная коллегия согласиться не может, поскольку он противоречит как нормам права, так и материалам дела.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (ч. 1 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу положений п. 6.1 ст. 2, п. 8.3 ст. 13, ст. ст. 167, 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, является нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год (ч. 5 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, на момент предъявления иска В.С. в Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга (22.12.2016) Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от <...> N, действовала в редакции Постановления Правительства Свердловской области от <...> N "О внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от <...>. В указанной редакции в Приложении к Региональной программе - Перечне многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 - 2044 годах, в разделе "Муниципальное образование "город Екатеринбург" под <...> указан дом по адресу: <...>, год постройки 1972, с указанием перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и планового периода проведения капитального ремонта - 2027 - 2029 годы.
В настоящее время в редакции Постановления Правительства Свердловской области от <...> N в Приложении к Региональной программе - Перечне многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 - 2044 годах, в разделе "Муниципальное образование "город Екатеринбург" под <...> также указан единый дом по адресу: <...>, год постройки 1972, с указанием перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и планового периода проведения капитального ремонта - 2027 - 2029 годы.
Ранее, до актуализации Региональной программы, в редакции Постановления Правительства Свердловской области от <...> N, в Перечень многоквартирных домов были отдельно включены дом по <...> (<...> подъезд), 1972 года постройки (N) и дом по <...> (подъезды <...>), 1972 года постройки (N) с указанием различных плановых периодов проведения капитального ремонта.
Таким образом, при актуализации Региональной программы на основании нормативного правового акта органа государственной власти Свердловской области многоквартирный дом <...> был включен в Перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту в соответствии с действующей Региональной программой в качестве единого объекта - многоквартирного дома (без выделения в качестве самостоятельного объекта ремонта отдельных строений).
Данный нормативный правовой акт истцом не оспорен, не признан недействительным.
В связи с изложенным у суда первой инстанции при принятии решения по делу не имелось оснований для неприменения данного нормативного правового акта к возникшим отношениям и для определения правового статуса части дома по <...> (подъезды <...>), 1972 года постройки, в качестве отдельного многоквартирного дома - самостоятельного объекта капитального ремонта в рамках Региональной программы, а также для признания правомерным формирования фонда капитального ремонта собственниками помещений части многоквартирного дома путем аккумуляции средств на специальном счете, принадлежащем ТСЖ, одновременно с иным реализуемым в отношении данного дома способом формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Кроме того, непосредственную подготовку региональной программы капитального ремонта осуществляет уполномоченный орган государственной власти Свердловской области в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах - Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области на основании постановления Правительства Свердловской области от <...> N <...>.
Региональный оператор не участвует в процессе подготовки Региональной программы и не может самостоятельно определять или изменять ее содержание. Данные о том, является ли дом единым целым, его адрес и основные характеристики предоставляет орган местного самоуправления в орган регионального жилищного надзора при формировании и актуализации Региональной программы.
Версии Региональной программы формируются на основании данных, переданных органом местного самоуправления - администрацией муниципального образования "город Екатеринбург".
Согласно п. 27 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения отнесены полномочия по присвоению адресов объектам адресации.
В силу ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, уполномоченные на присвоение адресов объектам адресации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, осуществляют следующие полномочия: присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов; размещают, изменяют, аннулируют содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N 1221 утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов, согласно которым объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства (п. 5). Решение уполномоченного органа о присвоении объекту адресации адреса принимается одновременно: а) с утверждением уполномоченным органом схемы расположения земельного участка, являющегося объектом адресации, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; б) с заключением уполномоченным органом соглашения о перераспределении земельных участков, являющихся объектами адресации, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации; в) с заключением уполномоченным органом договора о развитии застроенной территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; г) с утверждением проекта планировки территории; д) с принятием решения о строительстве объекта адресации (п. 21). Заявление о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса подается собственником объекта адресации по собственной инициативе либо лицом, обладающим вещными правами на объект адресации (п. 27). В случае образования 2 или более объектов адресации в результате преобразования существующего объекта или объектов адресации представляется одно заявление на все одновременно образуемые объекты адресации (п. 30).
Постановлением администрации г. Екатеринбурга от 28.04.2015 N утвержден административный регламент исполнения муниципальной функции "Ведение адресного реестра муниципального образования "город Екатеринбург" и размещение информации об объекте адресации в федеральной информационной адресной системе".
Из ответа департамента Архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений от 19.11.2015 N, ответа ЕМУП "БТИ" от 02.02.2017 N следует, что в соответствии с генпланом N строились два сблокированных девятиэтажных жилых дома со строительными номерами <...> по <...> квартиры в каждом, в 1972 году по обращению застройщика УКС Горисполкома указанным домам присвоен один адрес <...>.
При этом, В.С. с заявлением о присвоении отдельных адресов самостоятельным частям этого дома в орган местного самоуправления не обращалась, что подтвердил ее представитель в судебном заседании.
Судебной коллегией также принимается во внимание, что многоквартирный дом по адресу <...>, учитывая единое архитектурное решение, находился на едином земельном участке с кадастровым номером <...>. Несмотря на то, что в настоящее время ТСЖ "Южный" оформлены границы земельного участка под домом (подъезды <...>), земельный участок под остальной частью дома не межевался, находится в общей долевой собственности всех собственников помещений в данном многоквартирном доме.
Также не может иметь решающего значения факт создания ТСЖ "Южный" для управления частью многоквартирного дома и заключение отдельных договоров на поставку коммунальных ресурсов, поскольку законодательство допускает установку нескольких общедомовых приборов учета на один многоквартирный дом. Поскольку статусом самостоятельного имущественного комплекса - многоквартирного дома собственники помещений в подъездах <...> дома <...> не обладают, они не вправе принимать решения по выбору способа формирования фонда капитального ремонта только применительно к данным подъездам.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований В.С.
Руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 15.02.2017 отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований В.С. к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, Региональному фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области о возложении обязанности отказать.
Председательствующий
А.С.КОРЕНЕВ
Судьи
Е.В.КАЙГОРОДОВА
Г.Г.БУРМАТОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)