Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 26 июля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 02 августа 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е. Калашника при ведении протокола секретарем судебного заседания А.О. Димовой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-30559/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дом плюс" (ИНН 6625040375, далее - общество "Дом плюс")
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131, далее - департамент ГЖИСН, административный орган)
о признании недействительным предписания от 05.05.2017 N 29-22-04-311.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества "Дом плюс" - Фунина И.А. (доверенность от 30.12.2016);
- департамента ГЖИСН - до перерыва Рожков С.В. (доверенность от 08.02.2017 N 29-05-36-58).
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Общество "Дом плюс" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания департамента ГЖИСН от 05.05.2017 N 29-22-04-311.
Определением суда от 20.06.2017 назначено предварительное судебное заседание на 20.07.2017.
В ходе судебного заседания департаментом ГЖИСН в материалы дела приобщен отзыв на заявление с приложением материалов проверки.
В предварительном судебном заседании суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание, с учетом отсутствия возражений со стороны участвующих в деле лиц открыл судебное заседание суда первой инстанции.
В судебном заседании объявлен перерыв до 26.07.2017 для представления заявителем документов об ограничении потребления электроэнергии квартиры <...>.
После перерыва судебное заседание продолжено 26.07.2017 в том же составе суда, с участием того же представителя заявителя. Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился.
Заявителем приобщены к материалам дела заявления от 30.09.2016, от 21.10.2016, справка от 06.06.2017 N 571/39, акт проверки от 19.08.2016 N 29-22-03/529, акт от 08.07.2016, от 06.07.2016, акт от 07.07.2016 N 10, от 06.07.2016 N 9, от 08.04.2016 N 4, от 30.11.2015 N 26, N 25, акт об отказе от получения уведомления об ограничении канализации и электроэнергии от 26.11.2015, список внутренних отправлений от 27.10.2015, предупреждение от 22.10.2015.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
в адрес департамента ГЖИСН 26.01.2017 поступило и зарегистрировано за вх. N 29-01-68-1855/2 первичное обращение Злоказова В.А. по вопросу отсутствия бесперебойного (круглосуточного) электроснабжения жилого помещения по адресу: <...>.
С целью проверки фактов, изложенных в обращении Злоказова В.А., 16.02.2017 департаментом ГЖИСН проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества "Дом плюс" на предмет соблюдения обязательных требований по предоставлению коммунальной услуги по электроснабжению собственнику жилого помещения, проживающему по адресу: <...>.
При проведении выездной проверки выявлено нарушение требований "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354. Согласно акту проверки от 17.02.2017 N 29-22-03-125 в квартире <...> коммунальная услуга по электроснабжению не предоставляется. На момент проверки кнопка звонка на входной двери в квартиру <...> не функционирует, звуковой сигнал отсутствует. Прибор учета электрической энергии квартиры <...>, расположенный в электрощитовой на лестничной клетке, не функционирует.
По результатам проверки в адрес управляющей организации - общества "Дом плюс" вынесено предписание от 17.02.2017 N 29-22-04-125 с требованием установить причины отсутствия (необеспечения) бесперебойного электроснабжения в квартире <...>.
Обществом "Дом плюс" в адрес департамента ГЖИСН направлено информационное письмо с приложением документов, подтверждающих выполнение предписания с указанием причины отсутствия (не обеспечения) жилого помещения электроснабжением, в связи с чем выданное предписание снято с контроля на основании письма департамента ГЖИСН от 28.04.2017 N 29-01-82/10069.
В адрес департамента ГЖИСН 07.03.2017 поступило и зарегистрировано за вх. N 29-01-68-5914/15 повторное обращение Злоказова В.А. по вопросу не обеспечения управляющей организацией - обществом "Дом плюс" бесперебойным (круглосуточным) электроснабжением жилого помещения по адресу: <...>.
С целью проверки фактов, изложенных в обращении Злоказова В.А., департаментом ГЖИСН на основании приказа от 27.04.2017 N 29-22-02-311 инициирована повторная проверка в части соблюдения управляющей организацией - обществом "Дом плюс" обязательных требований по предоставлению коммунальной услуги электроснабжения собственнику жилого помещения, расположенного по адресу: <...>. С целью проведения замеров нормативного уровня и режима предоставления коммунальной услуги по электроснабжению к участию в проверке привлечены специалисты сторонней сетевой организации - открытого акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс".
В ходе проведения выездной проверки 28.04.2017 произведены замеры нормативного уровня предоставления коммунальной услуги по электроснабжению с использованием прибора - измерительные клещи М 9912, посредством подключения прибора к розеткам, расположенным во всех помещениях квартиры <...>. На момент проведения замеров установлено отсутствие напряжения в электрической сети у Злоказова В.А., являющегося собственником 1/3 доли помещения по адресу: <...>. Электрический провод, проходящий через лестничную площадку с заведением в квартиру <...>, отрезан. Кроме того, при нажатии на выключателях клавиш включения электроэнергии, электроснабжение во всех помещениях квартиры <...> отсутствует.
Таким образом, в ходе выездной проверки установлено, что услуга электроснабжения Злоказову В.А., являющемуся собственником 1/3 доли помещения по адресу: <...>, не предоставляется.
По результатам выездной проверки департаментом ГЖИСН вынесено предписание от 05.05.2017 N 29-22-04-311 с требованием обеспечить бесперебойным круглосуточным электроснабжением помещение по адресу: <...>.
Полагая, что указанное предписание нарушает его права и законные интересы, общество "Дом плюс" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Проанализировав фактические обстоятельства дела, заслушав доводы лиц участвующих в деле и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, судом сделан вывод о том, что заявленные обществом "Дом плюс" требования следует удовлетворить, при этом суд исходит из следующего.
В силу требований ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Следовательно, оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом.
Довод заявителя о том, что проверка проведена вторично, то есть с нарушением ст. 13, 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), судом отклоняется по следующим основаниям.
Статьей 13 Федерального закона N 294-ФЗ определены сроки проведения выездной и документарной проверок. Статьей 18 Федерального закона N 294-ФЗ установлены обязанности должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки.
В силу подп. "в" п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан о фактах нарушение прав потребителей.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.09.2010 N 44-Г10-34 поддержан правовой подход, согласно которому Федеральный закон о защите прав юридических лиц не определяет объем и предмет внеплановых проверок, а лишь устанавливает основания для их проведения и обязанность контролирующих органов действовать в пределах предоставленной компетенции. Предусмотренные ч. 2 ст. 10 данного Федерального закона основания для проведения внеплановой проверки, включая основание, указанное в подп. "в" п. 2, являются общими для всех органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля вне зависимости от предмета контроля (надзора).
В силу подп. 1, 5 п. 9 Положения, структуры, предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП 9, Департамент ГЖИСН осуществляет на территории Свердловской области полномочия, в том числе по региональному государственному жилищному надзору, лицензионному контролю предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
На основании п. 10 данного Положения в целях исполнения полномочия по осуществлению регионального государственного жилищного надзора Департамент ГЖИСН осуществляет систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Департамент ГЖИСН принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, в том числе составляет протоколы об административных правонарушениях, рассматривает дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и принимает меры по предотвращению таких нарушений.
Согласно подп. 2 п. 14 указанного Положения в целях исполнения полномочия по осуществлению лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Департамент организует и проводит проверки выполнения лицензиатом в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами соблюдения лицензионных требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161, ч. 2 ст. 162, ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
По ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Руководствуясь положениями ч. 2.3 ст. 161, ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, подп. 2 п. 14 Положения, структуры, предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП 9, судом сделан вывод о наличии у Департамента ГЖИСН полномочий осуществляющий федеральный государственный надзор в отношении управляющих организаций в области защиты прав потребителей коммунальных услуг в многоквартирных домах.
Судом установлено, что вторичное проведение внеплановой выездной проверки в отношении общества "Дом плюс" организовано на основании поступившего повторного обращения гражданина по факту нарушения его законных прав действиями управляющей организации, осуществляющей управление многоквартирным домом по адресу: <...>. Соответственно, у департамента ГЖИСН имелись законные основания для проведения повторной внеплановой проверки в отношении заявителя.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В соответствии с подп. "а" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно п. 9 раздела 4 Приложения N 1 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предусмотрена обязанность исполнителя обеспечивать бесперебойным круглосуточным электроснабжением в течение года.
Департаментом ГЖИСН при проведении проверки на предмет предоставления коммунальной услуги электроснабжения потребителю - собственнику помещения <...> установлен факт не оказания данной услуги.
Заявитель ссылается на то, что причины отсутствия электроснабжения в указанном помещении надзорным органом в акте проверки не отражены, причина отсутствия электроснабжения не устанавливалась и объяснения у заявителя не требовались.
Согласно предоставленных в распоряжение департамента ГЖИСН платежных документов за период 2013 - 2015 годы, общество "Дом плюс" производило начисление платы и выставление платежных документов на имя Злоказова А.Ф., являвшегося нанимателем жилого помещения по адресу: <...> до декабря 2016 года включительно.
По состоянию на 11.05.2017 у потребителя, проживающего в <...>, имеется задолженности за жилищно-коммунальные услуги в размере 253 709 руб. 30 коп., в том числе по коммунальной услуге "электроснабжение" в размере 45 713 руб. 04 коп. В связи с наличием задолженности предоставление коммунальной услуги электроснабжение вышеуказанному потребителю приостановлено, основания приостановления коммунальной услуги не устранены.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
Пункт 40 Правил предусматривает, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме
Термин "потребитель коммунальных услуг" употребляется в Жилищном кодексе Российской Федерации применительно к собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 1 ст. 157).
Лицо, в отношении которого произведено приостановление коммунальной услуги "электроснабжение" - Злоказов А.Ф., является потребителем коммунальных услуг в помещении N <...> на протяжении длительного времени, ранее как член семьи нанимателя, в настоящей момент как участник долевой собственности и проживающий в указанном помещении, должник зарегистрирован в данном жилом помещении с 21.06.1993, наниматель стал собственником того же помещения, что и занимал по договору социального найма, при этом потребитель коммунальных услуг как субъект не изменился.
В связи с выявленным самовольным подключением квартиры <...> в порядке п. 115 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, с 06.07.2016 произведено приостановление предоставления коммунальной услуги "электроснабжение" в отношении нанимателя жилого помещения Злоказова А.Ф.
Обществом "Дом плюс" по запросу департамента ГЖИСН от 04.05.2017 N 29-01-82/10569 предоставлены документы относительно оплаты, наличия задолженности за жилищно-коммунальные услуги у собственников квартиры <...> (в том числе у собственника Злоказова В.А.).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав, Злоказов В.А. является собственником 1/3 доли жилого помещения с 29.12.2016. При этом до указанной даты, начиная с 21.06.1993 Злоказов В.А. зарегистрирован и проживал в указанном помещении.
В соответствии с предоставленной выпиской по лицевому счету N 0037302115 за период с января по май 2017 года произведено начисление платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги в размере 42 403 руб. 61 коп. Оплата за содержание жилого помещения и коммунальные услуги в размере 42 403 руб. 61 коп. не производилась. Таким образом, задолженность по оплате за содержание жилого помещения и коммунальные услуги за период с января по май 2017 года у Злоказова В.А. также имеется.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 02.08.2017 ПО ДЕЛУ N А60-30559/2017
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 2 августа 2017 г. по делу N А60-30559/2017
Резолютивная часть решения объявлена 26 июля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 02 августа 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е. Калашника при ведении протокола секретарем судебного заседания А.О. Димовой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-30559/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дом плюс" (ИНН 6625040375, далее - общество "Дом плюс")
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131, далее - департамент ГЖИСН, административный орган)
о признании недействительным предписания от 05.05.2017 N 29-22-04-311.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества "Дом плюс" - Фунина И.А. (доверенность от 30.12.2016);
- департамента ГЖИСН - до перерыва Рожков С.В. (доверенность от 08.02.2017 N 29-05-36-58).
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Общество "Дом плюс" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания департамента ГЖИСН от 05.05.2017 N 29-22-04-311.
Определением суда от 20.06.2017 назначено предварительное судебное заседание на 20.07.2017.
В ходе судебного заседания департаментом ГЖИСН в материалы дела приобщен отзыв на заявление с приложением материалов проверки.
В предварительном судебном заседании суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание, с учетом отсутствия возражений со стороны участвующих в деле лиц открыл судебное заседание суда первой инстанции.
В судебном заседании объявлен перерыв до 26.07.2017 для представления заявителем документов об ограничении потребления электроэнергии квартиры <...>.
После перерыва судебное заседание продолжено 26.07.2017 в том же составе суда, с участием того же представителя заявителя. Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился.
Заявителем приобщены к материалам дела заявления от 30.09.2016, от 21.10.2016, справка от 06.06.2017 N 571/39, акт проверки от 19.08.2016 N 29-22-03/529, акт от 08.07.2016, от 06.07.2016, акт от 07.07.2016 N 10, от 06.07.2016 N 9, от 08.04.2016 N 4, от 30.11.2015 N 26, N 25, акт об отказе от получения уведомления об ограничении канализации и электроэнергии от 26.11.2015, список внутренних отправлений от 27.10.2015, предупреждение от 22.10.2015.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
в адрес департамента ГЖИСН 26.01.2017 поступило и зарегистрировано за вх. N 29-01-68-1855/2 первичное обращение Злоказова В.А. по вопросу отсутствия бесперебойного (круглосуточного) электроснабжения жилого помещения по адресу: <...>.
С целью проверки фактов, изложенных в обращении Злоказова В.А., 16.02.2017 департаментом ГЖИСН проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества "Дом плюс" на предмет соблюдения обязательных требований по предоставлению коммунальной услуги по электроснабжению собственнику жилого помещения, проживающему по адресу: <...>.
При проведении выездной проверки выявлено нарушение требований "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354. Согласно акту проверки от 17.02.2017 N 29-22-03-125 в квартире <...> коммунальная услуга по электроснабжению не предоставляется. На момент проверки кнопка звонка на входной двери в квартиру <...> не функционирует, звуковой сигнал отсутствует. Прибор учета электрической энергии квартиры <...>, расположенный в электрощитовой на лестничной клетке, не функционирует.
По результатам проверки в адрес управляющей организации - общества "Дом плюс" вынесено предписание от 17.02.2017 N 29-22-04-125 с требованием установить причины отсутствия (необеспечения) бесперебойного электроснабжения в квартире <...>.
Обществом "Дом плюс" в адрес департамента ГЖИСН направлено информационное письмо с приложением документов, подтверждающих выполнение предписания с указанием причины отсутствия (не обеспечения) жилого помещения электроснабжением, в связи с чем выданное предписание снято с контроля на основании письма департамента ГЖИСН от 28.04.2017 N 29-01-82/10069.
В адрес департамента ГЖИСН 07.03.2017 поступило и зарегистрировано за вх. N 29-01-68-5914/15 повторное обращение Злоказова В.А. по вопросу не обеспечения управляющей организацией - обществом "Дом плюс" бесперебойным (круглосуточным) электроснабжением жилого помещения по адресу: <...>.
С целью проверки фактов, изложенных в обращении Злоказова В.А., департаментом ГЖИСН на основании приказа от 27.04.2017 N 29-22-02-311 инициирована повторная проверка в части соблюдения управляющей организацией - обществом "Дом плюс" обязательных требований по предоставлению коммунальной услуги электроснабжения собственнику жилого помещения, расположенного по адресу: <...>. С целью проведения замеров нормативного уровня и режима предоставления коммунальной услуги по электроснабжению к участию в проверке привлечены специалисты сторонней сетевой организации - открытого акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс".
В ходе проведения выездной проверки 28.04.2017 произведены замеры нормативного уровня предоставления коммунальной услуги по электроснабжению с использованием прибора - измерительные клещи М 9912, посредством подключения прибора к розеткам, расположенным во всех помещениях квартиры <...>. На момент проведения замеров установлено отсутствие напряжения в электрической сети у Злоказова В.А., являющегося собственником 1/3 доли помещения по адресу: <...>. Электрический провод, проходящий через лестничную площадку с заведением в квартиру <...>, отрезан. Кроме того, при нажатии на выключателях клавиш включения электроэнергии, электроснабжение во всех помещениях квартиры <...> отсутствует.
Таким образом, в ходе выездной проверки установлено, что услуга электроснабжения Злоказову В.А., являющемуся собственником 1/3 доли помещения по адресу: <...>, не предоставляется.
По результатам выездной проверки департаментом ГЖИСН вынесено предписание от 05.05.2017 N 29-22-04-311 с требованием обеспечить бесперебойным круглосуточным электроснабжением помещение по адресу: <...>.
Полагая, что указанное предписание нарушает его права и законные интересы, общество "Дом плюс" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Проанализировав фактические обстоятельства дела, заслушав доводы лиц участвующих в деле и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, судом сделан вывод о том, что заявленные обществом "Дом плюс" требования следует удовлетворить, при этом суд исходит из следующего.
В силу требований ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Следовательно, оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом.
Довод заявителя о том, что проверка проведена вторично, то есть с нарушением ст. 13, 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), судом отклоняется по следующим основаниям.
Статьей 13 Федерального закона N 294-ФЗ определены сроки проведения выездной и документарной проверок. Статьей 18 Федерального закона N 294-ФЗ установлены обязанности должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки.
В силу подп. "в" п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан о фактах нарушение прав потребителей.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.09.2010 N 44-Г10-34 поддержан правовой подход, согласно которому Федеральный закон о защите прав юридических лиц не определяет объем и предмет внеплановых проверок, а лишь устанавливает основания для их проведения и обязанность контролирующих органов действовать в пределах предоставленной компетенции. Предусмотренные ч. 2 ст. 10 данного Федерального закона основания для проведения внеплановой проверки, включая основание, указанное в подп. "в" п. 2, являются общими для всех органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля вне зависимости от предмета контроля (надзора).
В силу подп. 1, 5 п. 9 Положения, структуры, предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП 9, Департамент ГЖИСН осуществляет на территории Свердловской области полномочия, в том числе по региональному государственному жилищному надзору, лицензионному контролю предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
На основании п. 10 данного Положения в целях исполнения полномочия по осуществлению регионального государственного жилищного надзора Департамент ГЖИСН осуществляет систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Департамент ГЖИСН принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, в том числе составляет протоколы об административных правонарушениях, рассматривает дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и принимает меры по предотвращению таких нарушений.
Согласно подп. 2 п. 14 указанного Положения в целях исполнения полномочия по осуществлению лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Департамент организует и проводит проверки выполнения лицензиатом в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами соблюдения лицензионных требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161, ч. 2 ст. 162, ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
По ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Руководствуясь положениями ч. 2.3 ст. 161, ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, подп. 2 п. 14 Положения, структуры, предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП 9, судом сделан вывод о наличии у Департамента ГЖИСН полномочий осуществляющий федеральный государственный надзор в отношении управляющих организаций в области защиты прав потребителей коммунальных услуг в многоквартирных домах.
Судом установлено, что вторичное проведение внеплановой выездной проверки в отношении общества "Дом плюс" организовано на основании поступившего повторного обращения гражданина по факту нарушения его законных прав действиями управляющей организации, осуществляющей управление многоквартирным домом по адресу: <...>. Соответственно, у департамента ГЖИСН имелись законные основания для проведения повторной внеплановой проверки в отношении заявителя.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В соответствии с подп. "а" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно п. 9 раздела 4 Приложения N 1 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предусмотрена обязанность исполнителя обеспечивать бесперебойным круглосуточным электроснабжением в течение года.
Департаментом ГЖИСН при проведении проверки на предмет предоставления коммунальной услуги электроснабжения потребителю - собственнику помещения <...> установлен факт не оказания данной услуги.
Заявитель ссылается на то, что причины отсутствия электроснабжения в указанном помещении надзорным органом в акте проверки не отражены, причина отсутствия электроснабжения не устанавливалась и объяснения у заявителя не требовались.
Согласно предоставленных в распоряжение департамента ГЖИСН платежных документов за период 2013 - 2015 годы, общество "Дом плюс" производило начисление платы и выставление платежных документов на имя Злоказова А.Ф., являвшегося нанимателем жилого помещения по адресу: <...> до декабря 2016 года включительно.
По состоянию на 11.05.2017 у потребителя, проживающего в <...>, имеется задолженности за жилищно-коммунальные услуги в размере 253 709 руб. 30 коп., в том числе по коммунальной услуге "электроснабжение" в размере 45 713 руб. 04 коп. В связи с наличием задолженности предоставление коммунальной услуги электроснабжение вышеуказанному потребителю приостановлено, основания приостановления коммунальной услуги не устранены.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
Пункт 40 Правил предусматривает, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме
Термин "потребитель коммунальных услуг" употребляется в Жилищном кодексе Российской Федерации применительно к собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 1 ст. 157).
Лицо, в отношении которого произведено приостановление коммунальной услуги "электроснабжение" - Злоказов А.Ф., является потребителем коммунальных услуг в помещении N <...> на протяжении длительного времени, ранее как член семьи нанимателя, в настоящей момент как участник долевой собственности и проживающий в указанном помещении, должник зарегистрирован в данном жилом помещении с 21.06.1993, наниматель стал собственником того же помещения, что и занимал по договору социального найма, при этом потребитель коммунальных услуг как субъект не изменился.
В связи с выявленным самовольным подключением квартиры <...> в порядке п. 115 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, с 06.07.2016 произведено приостановление предоставления коммунальной услуги "электроснабжение" в отношении нанимателя жилого помещения Злоказова А.Ф.
Обществом "Дом плюс" по запросу департамента ГЖИСН от 04.05.2017 N 29-01-82/10569 предоставлены документы относительно оплаты, наличия задолженности за жилищно-коммунальные услуги у собственников квартиры <...> (в том числе у собственника Злоказова В.А.).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав, Злоказов В.А. является собственником 1/3 доли жилого помещения с 29.12.2016. При этом до указанной даты, начиная с 21.06.1993 Злоказов В.А. зарегистрирован и проживал в указанном помещении.
В соответствии с предоставленной выпиской по лицевому счету N 0037302115 за период с января по май 2017 года произведено начисление платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги в размере 42 403 руб. 61 коп. Оплата за содержание жилого помещения и коммунальные услуги в размере 42 403 руб. 61 коп. не производилась. Таким образом, задолженность по оплате за содержание жилого помещения и коммунальные услуги за период с января по май 2017 года у Злоказова В.А. также имеется.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)