Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 15.06.2017 N Ф02-2691/2017 ПО ДЕЛУ N А33-14250/2016

Требование: О возложении обязанности установить общедомовые приборы учета холодной воды в многоквартирных домах, обеспечить доступ истца к приборам учета для их ввода в эксплуатацию.

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2017 г. по делу N А33-14250/2016


Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Звечаровской Т.А., Клепиковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" публичного акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 декабря 2016 года по делу N А33-14250/2016 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции: Блинова Л.Д., суд апелляционной инстанции: Магда О.В., Бутина И.Н., Парфентьева О.Ю.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Водоснабжение" (ИНН 2420008140, ОГРН 1152420000171, далее - истец, ООО "Водоснабжение") обратилось в арбитражный суд к публичному акционерному обществу "Красноярскэнергосбыт" (ИНН 2466132221, ОГРН 1052460078692, далее - ответчик, ПАО "Красноярскэнергосбыт") с иском о возложении обязанности установить коллективные (общедомовые) приборы учета холодной воды в многоквартирных домах по адресу: Красноярский край, г. Кодинск, ул. Гайнулина, дома N 2, 4, 8, ул. Гидростроителей, дома N 3, 5, ул. Колесниченко, дома N 2, 4, 8, 22, 4а, пр. Ленинского комсомола, дома N 4, 12, 18, 22, 14/1, 22/1, ул. Михайлова, дома N 1, 3, 5, 6, 11, 12, ул. Усенко, дом N 2, а также обеспечить доступ истца к приборам учета для их ввода в эксплуатацию.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27 декабря 2016 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2017 года, иск удовлетворен.
Судебные акты приняты со ссылкой на статьи 210, 307, 309, 548 (пункт 1) Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 39, 158, 161, Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 2 (пункты 3, 4, 11), 4, 9 (часть 7), 12 (часть 4), 13 (части 2, 5, 9, 10) Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), пункты 10 (подпункт "ж"), 11 (подпункты "и" и "к"), 16 (подпункт "а"), 17, 28, 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пункты 4, 6, 8 и 9 Перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (утвержден постановлением Правительства Красноярского края от 24.05.2011 N 290-п, далее - Перечень от 24.05.2011 N 290-п).
В кассационной жалобе ПАО "Красноярскэнергосбыт" просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
По мнению заявителя кассационной жалобы, поскольку ответчик не является ресурсоснабжающей организацией в части поставки холодной воды и не осуществляет ее подачу, возложение не него обязанностей по установке коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды в многоквартирных домах и обеспечению допуска к ним - необоснованно.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления N 03565, информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и на сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в разделе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Предметом иска является возложение ресурсоснабжающей организацией на ответчика, обладающего статусом управляющей организации, обязанности установить в находящихся в его управлении многоквартирных домах коллективные (общедомовые) приборы учета коммунального ресурса (холодной воды).
Удовлетворяя иск, суды первой и апелляционной инстанций исходили из обоснованности заявленных требований по праву и по размеру.
Выводы судов законны в силу следующего.
Согласно пункту 7 статьи 9 Закона об энергосбережении государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 11 статьи 2 Закона об энергосбережении лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 16 Правил N 491, надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений в зависимости от способа управления многоквартирным домом, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении собственники, в том числе жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
При этом, в договоре управления многоквартирными жилыми домами в силу части 3 указанной нормы права в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона об энергосбережении в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
Расходы на проведение указанных мероприятий в силу статьи 158 Жилищного кодекса, пунктов 28 и 31 Правил N 491 обязаны нести собственники помещений многоквартирного дома.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей, в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (пункт 10 Правил N 491).
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 указанных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В утвержденном во исполнение Закона об энергосбережении в Красноярском крае Перечне от 24.05.2011 N 290-п в качестве обязанного и ответственного лица по установке коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды определена управляющая организация.
Из приведенных норм права следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Поскольку управляющей компанией в отношении вышеперечисленных многоквартирных жилых домов является ответчик, судами сделан правомерный вывод о том, что на данном лице лежит ответственность за их содержание, и в том числе обязанность по установке общедомовых приборов учета холодной воды.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии у него обязанности по установке приборов учета, так как он не является ресурсоснабжающей организацией, не состоятелен.
Статья 13 Закона об энергоснабжении, устанавливающая обязанность ресурсоснабжающих организаций по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета многоквартирных домов, которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок, не прекращает обязанность управляющих организаций принять меры по установке коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Выводы судов соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, при оценке которых положения статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не нарушены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены принятых судебных актов, кассационным судом не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 декабря 2016 года по делу N А33-14250/2016 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.И.РУДЫХ

Судьи
Т.А.ЗВЕЧАРОВСКАЯ
М.А.КЛЕПИКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)