Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Управляющей организации предписано привести тариф на коммунальную услугу по отоплению в соответствие с действующим законодательством, произвести корректировку начисленной платы и вернуть излишне начисленные суммы потребителям.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Вдовина Ю.В., Кравцова Е.А.
при ведении протокола помощником судьи Колмогоровой И.В., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Башкортостан кассационную жалобу открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ", общество "УЖХ", заявитель) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2017 по делу N А07-24506/2016 Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи приняли участие представители:
- ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" - Асадченко Л.Ю. (доверенность от 31.01.2017);
- Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - комитет) - Кабирова Г.Р. (доверенность от 26.01.2017 N 13), Имаев В.Р. (доверенность от 09.01.2017 N 2).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - ООО "БРТС"), представители которых в судебное заседание не явились.
ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к комитету о признании недействительным предписания от 17.08.2016 N ЦО-16-256-088 в части требований: привести тариф по статье "отопление" с 01.01.2016 года по дому N 98 по ул. Первомайской в г. Уфа в соответствии с подп. 2 п. 2 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) по лицевым счетам жилых помещений и вернуть излишне начисленную сумму по услуге "отопление" с 01.01.2016 по 30.08.2016 г. в сумме 375 923 руб. 24 коп.; произвести корректировку (возврат) начисленной платы по коммунальной услуге "отопление" по лицевым счетам жилых помещений дома N 98 по ул. Первомайской в г. Уфа, в соответствии с подп. 3 п. 2 Приложения N 2 к Правилам N 307 за 2014 год на сумму 98 796 руб. 20 коп. Произвести возврат неправомерно произведенной корректировки (доначисление) платы по коммунальной услуге "отопление" за 2014 год по лицевым счетам помещений дома N 98 по ул. Первомайской в г. Уфа в сумме 64 472 руб. 47 коп.; привести платежные документы по жилому дому N 98 по ул. Первомайской в г. Уфа в соответствие с подп. "е" п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354); представить информацию об исполнении предписания не позднее трех суток; признать недействительным предписание от 17.08.2016 N ЦО-16-256-088 в части п. 13801001, 13201012 и 13801013 (с учетом уточнения требований, в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.03.2017 (судья Давлеткулова Г.А.) заявленные требования удовлетворены, оспариваемое предписание признано недействительным в части п. 13801001, 13201012 и 13801013, с комитета в пользу общества взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по оплате госпошлины.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2017 (судьи Арямов А.А., Плаксина Н.Г., Малышев М.Б.) решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд кассационной инстанции проверил законность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
В кассационной жалобе ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов указанного суда фактическим обстоятельствам дела, доказательствам, представленным в материалы дела.
Заявитель кассационной жалобы считает необоснованным вывод суда апелляционной инстанции о том, что для расчета тарифа на 2016 год обществом использовались неподтвержденные данные, поскольку комитетом подтверждена информация, представленными ООО "БРТС", расчетами в табличной форме, которые идентичны расчетам ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ". Указывает на то, что к заявлению прилагались справки о потреблении тепловой энергии, подписанные ООО "БРТС", однако данным документам судами оценка не дана, в основу судебного акта положены суточные параметры, представленные комитетом.
В кассационной жалобе ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" приводит довод о том, что расчет тарифа, по мнению заявителя, должен выглядеть следующим образом: фактически предъявлено ресурсоснабжающей организации 1130,189 Гкал / 6195,3 на сумму 1 412 457 руб. 24 коп. (жилой и нежилой фонд), соответственно, (общая площадь дома) / 12 мес. = 0.0152 среднемесячный объем потребления тепловой энергии на 1 кв. м
0,0152 * 1774,31 = 26,97 руб. / кв. м
0,0152 * 1902,23 = 28,91 руб. / кв. м.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что в период с 01.01.2016 по 30.06.2016 г. - 34,9539 (норматив) - 26,97 руб. / кв. м = 7,9839 * 5207,4 (площадь жилых помещений) = 41575,36 * 6 мес. = 249452,16 руб. (вернуть жителям); в период с 01.07.2016 - 31.08.2016 г. - 29,9334 - 28,91 = 1,0234 * 5207,4 = 5329,25 * 2 мес. = 10658,51 (вернуть жителям). Итого, по мнению общества "УЖКХ", возврат суммы жителям по тарифу составил 260 110 руб. 67 коп., что не соответствует расчету комитета - 375 923 руб. 24 коп.
Общество "УЖХ" считает также неверным вывод апелляционного суда о том, что применение комитетом Правил N 307, утративших силу, в рассматриваемом случае не имеет значения, поскольку аналогичные требования содержатся в ином, действующем нормативном акте, что, по мнению заявителя, является основанием для отмены обжалуемого постановления в силу ч. 2 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" в кассационной жалобе указывает на то, что формула 8 предусмотрена для расчета корректировки по конкретному помещению, и не может быть применена отдельно к жилому либо к нежилому фонду, поскольку спорный прибор учета не делил потребление (Гкал) жилых и нежилых помещений и при расчете суммы на весь дом сумма S{\sub i (общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м)) и S{\sub D (общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м)) будут равны, в связи с чем, при делении друг на друга дадут частное 1.
В отзыве на кассационную жалобу комитет указывает, что постановление суда апелляционной инстанции является законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в соответствии с обращением от 23.06.2016 жителей многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: город Уфа, ул. Первомайская, N 98, о неправомерном доначислении ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" платы за коммунальную услугу "отопление" (начисление платы по нормативу при наличии показаний общедомового прибора учета теплоэнергии), комитетом проведена внеплановая документарная проверка, о чем составлен акт от 17.08.2016 N 16-4721-256.
По результатам проверки ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" выдано предписание от 17.08.2016 N ЦО-16-256-088, которым предписано, в том числе в срок до 17.11.2016 устранить выявленные нарушения, а именно: привести тариф по услуге "отопление" с 01.01.2016 по дому N 98 по ул. Первомайская в г. Уфе в соответствие с подп. 2 п. 2 Приложения N 2 к Правилам N 307 по лицевым счетам жилых помещений и вернуть излишне начисленные суммы по услуге "отопление" с 01.01.2016 по 30.08.2016 г. на сумму 375 923 руб. 24 коп. Представить в комитет письменную информацию об исполнении предписания с указанием сумм и проведенного перерасчета в сроки, установленные в предписании с приложением платежных документов (учетные коды 13 801 001 и 13 801 012); произвести корректировку (возврат) начисленной платы по коммунальной услуге "отопление" по лицевым счетам жилых помещений дома по указанному адресу в соответствии с подп. 3 п. 2 Приложения 2 к Правилам N 307 за 2014 год - на сумму 98 796 руб. 20 коп. и за 2015 год - на сумму 430 719 руб. 72 коп. Произвести возврат неправомерно произведенной корректировки (доначисления) платы по коммунальной услуге "отопление" за 2014 год по лицевым счетам жилых помещений дома N 98 по ул. Первомайская в г. Уфа в размере 64 672 руб. 47 коп. Представить в комитет письменную информацию об исполнении предписания с указанием сумм и проведенного перерасчета в сроки, установленные в предписании с приложением платежных документов (учетный код 13 801 013).
Полагая, что данное предписание не соответствует требованиям действующего законодательства в указанной части, нарушает права и законные интересы, ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличия совокупности обстоятельств, свидетельствующих о недействительности оспоренного предписания.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Судами установлено, что оспариваемое предписание от 17.08.2016 N ЦО-16-256-088 выдано по результатам внеплановой документарной проверки комитетом в пределах предоставленных ему полномочий (ст. 2, ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Положение о государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утвержденное постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 N 616.
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в том числе предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч. 1). При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, в том числе за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.3).
Из ст. 153, 155 ЖК РФ следует, что если иного не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, коммунальные услуги оплачиваются управляющей организации, которая в свою очередь осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключен договор ресурсоснабжения.
На основании ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
До 01.07.2016 года порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги урегулирован Правилами N 307, утратившими силу в связи с утверждением Правил N 354.
В силу подп. "б" п. 21 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подп. 2 п. 2 приложения N 2 к Правилам N 307. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 3 п. 2 Приложения N 2 к Правилам N 307.
В соответствии с п. 22 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Подпунктом 2 пункта 2 Приложения N 2 к Правилам N 307 предусмотрено, что размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле: P{\sub o.i = S{\sub i x V{\sub t x T{\sub T, (7) где: S{\sub i - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); V{\sub t - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал / кв. м); T{\sub T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб. / Гкал).
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 23.10.2017 N Ф09-5821/17 ПО ДЕЛУ N А07-24506/2016
Требование: О признании недействительным предписания органа государственного жилищного надзора.Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Управляющей организации предписано привести тариф на коммунальную услугу по отоплению в соответствие с действующим законодательством, произвести корректировку начисленной платы и вернуть излишне начисленные суммы потребителям.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2017 г. N Ф09-5821/17
Дело N А07-24506/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Вдовина Ю.В., Кравцова Е.А.
при ведении протокола помощником судьи Колмогоровой И.В., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Башкортостан кассационную жалобу открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ", общество "УЖХ", заявитель) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2017 по делу N А07-24506/2016 Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи приняли участие представители:
- ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" - Асадченко Л.Ю. (доверенность от 31.01.2017);
- Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - комитет) - Кабирова Г.Р. (доверенность от 26.01.2017 N 13), Имаев В.Р. (доверенность от 09.01.2017 N 2).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - ООО "БРТС"), представители которых в судебное заседание не явились.
ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к комитету о признании недействительным предписания от 17.08.2016 N ЦО-16-256-088 в части требований: привести тариф по статье "отопление" с 01.01.2016 года по дому N 98 по ул. Первомайской в г. Уфа в соответствии с подп. 2 п. 2 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) по лицевым счетам жилых помещений и вернуть излишне начисленную сумму по услуге "отопление" с 01.01.2016 по 30.08.2016 г. в сумме 375 923 руб. 24 коп.; произвести корректировку (возврат) начисленной платы по коммунальной услуге "отопление" по лицевым счетам жилых помещений дома N 98 по ул. Первомайской в г. Уфа, в соответствии с подп. 3 п. 2 Приложения N 2 к Правилам N 307 за 2014 год на сумму 98 796 руб. 20 коп. Произвести возврат неправомерно произведенной корректировки (доначисление) платы по коммунальной услуге "отопление" за 2014 год по лицевым счетам помещений дома N 98 по ул. Первомайской в г. Уфа в сумме 64 472 руб. 47 коп.; привести платежные документы по жилому дому N 98 по ул. Первомайской в г. Уфа в соответствие с подп. "е" п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354); представить информацию об исполнении предписания не позднее трех суток; признать недействительным предписание от 17.08.2016 N ЦО-16-256-088 в части п. 13801001, 13201012 и 13801013 (с учетом уточнения требований, в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.03.2017 (судья Давлеткулова Г.А.) заявленные требования удовлетворены, оспариваемое предписание признано недействительным в части п. 13801001, 13201012 и 13801013, с комитета в пользу общества взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по оплате госпошлины.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2017 (судьи Арямов А.А., Плаксина Н.Г., Малышев М.Б.) решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд кассационной инстанции проверил законность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
В кассационной жалобе ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов указанного суда фактическим обстоятельствам дела, доказательствам, представленным в материалы дела.
Заявитель кассационной жалобы считает необоснованным вывод суда апелляционной инстанции о том, что для расчета тарифа на 2016 год обществом использовались неподтвержденные данные, поскольку комитетом подтверждена информация, представленными ООО "БРТС", расчетами в табличной форме, которые идентичны расчетам ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ". Указывает на то, что к заявлению прилагались справки о потреблении тепловой энергии, подписанные ООО "БРТС", однако данным документам судами оценка не дана, в основу судебного акта положены суточные параметры, представленные комитетом.
В кассационной жалобе ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" приводит довод о том, что расчет тарифа, по мнению заявителя, должен выглядеть следующим образом: фактически предъявлено ресурсоснабжающей организации 1130,189 Гкал / 6195,3 на сумму 1 412 457 руб. 24 коп. (жилой и нежилой фонд), соответственно, (общая площадь дома) / 12 мес. = 0.0152 среднемесячный объем потребления тепловой энергии на 1 кв. м
0,0152 * 1774,31 = 26,97 руб. / кв. м
0,0152 * 1902,23 = 28,91 руб. / кв. м.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что в период с 01.01.2016 по 30.06.2016 г. - 34,9539 (норматив) - 26,97 руб. / кв. м = 7,9839 * 5207,4 (площадь жилых помещений) = 41575,36 * 6 мес. = 249452,16 руб. (вернуть жителям); в период с 01.07.2016 - 31.08.2016 г. - 29,9334 - 28,91 = 1,0234 * 5207,4 = 5329,25 * 2 мес. = 10658,51 (вернуть жителям). Итого, по мнению общества "УЖКХ", возврат суммы жителям по тарифу составил 260 110 руб. 67 коп., что не соответствует расчету комитета - 375 923 руб. 24 коп.
Общество "УЖХ" считает также неверным вывод апелляционного суда о том, что применение комитетом Правил N 307, утративших силу, в рассматриваемом случае не имеет значения, поскольку аналогичные требования содержатся в ином, действующем нормативном акте, что, по мнению заявителя, является основанием для отмены обжалуемого постановления в силу ч. 2 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" в кассационной жалобе указывает на то, что формула 8 предусмотрена для расчета корректировки по конкретному помещению, и не может быть применена отдельно к жилому либо к нежилому фонду, поскольку спорный прибор учета не делил потребление (Гкал) жилых и нежилых помещений и при расчете суммы на весь дом сумма S{\sub i (общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м)) и S{\sub D (общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м)) будут равны, в связи с чем, при делении друг на друга дадут частное 1.
В отзыве на кассационную жалобу комитет указывает, что постановление суда апелляционной инстанции является законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в соответствии с обращением от 23.06.2016 жителей многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: город Уфа, ул. Первомайская, N 98, о неправомерном доначислении ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" платы за коммунальную услугу "отопление" (начисление платы по нормативу при наличии показаний общедомового прибора учета теплоэнергии), комитетом проведена внеплановая документарная проверка, о чем составлен акт от 17.08.2016 N 16-4721-256.
По результатам проверки ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" выдано предписание от 17.08.2016 N ЦО-16-256-088, которым предписано, в том числе в срок до 17.11.2016 устранить выявленные нарушения, а именно: привести тариф по услуге "отопление" с 01.01.2016 по дому N 98 по ул. Первомайская в г. Уфе в соответствие с подп. 2 п. 2 Приложения N 2 к Правилам N 307 по лицевым счетам жилых помещений и вернуть излишне начисленные суммы по услуге "отопление" с 01.01.2016 по 30.08.2016 г. на сумму 375 923 руб. 24 коп. Представить в комитет письменную информацию об исполнении предписания с указанием сумм и проведенного перерасчета в сроки, установленные в предписании с приложением платежных документов (учетные коды 13 801 001 и 13 801 012); произвести корректировку (возврат) начисленной платы по коммунальной услуге "отопление" по лицевым счетам жилых помещений дома по указанному адресу в соответствии с подп. 3 п. 2 Приложения 2 к Правилам N 307 за 2014 год - на сумму 98 796 руб. 20 коп. и за 2015 год - на сумму 430 719 руб. 72 коп. Произвести возврат неправомерно произведенной корректировки (доначисления) платы по коммунальной услуге "отопление" за 2014 год по лицевым счетам жилых помещений дома N 98 по ул. Первомайская в г. Уфа в размере 64 672 руб. 47 коп. Представить в комитет письменную информацию об исполнении предписания с указанием сумм и проведенного перерасчета в сроки, установленные в предписании с приложением платежных документов (учетный код 13 801 013).
Полагая, что данное предписание не соответствует требованиям действующего законодательства в указанной части, нарушает права и законные интересы, ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличия совокупности обстоятельств, свидетельствующих о недействительности оспоренного предписания.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Судами установлено, что оспариваемое предписание от 17.08.2016 N ЦО-16-256-088 выдано по результатам внеплановой документарной проверки комитетом в пределах предоставленных ему полномочий (ст. 2, ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Положение о государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утвержденное постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 N 616.
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в том числе предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч. 1). При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, в том числе за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.3).
Из ст. 153, 155 ЖК РФ следует, что если иного не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, коммунальные услуги оплачиваются управляющей организации, которая в свою очередь осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключен договор ресурсоснабжения.
На основании ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
До 01.07.2016 года порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги урегулирован Правилами N 307, утратившими силу в связи с утверждением Правил N 354.
В силу подп. "б" п. 21 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подп. 2 п. 2 приложения N 2 к Правилам N 307. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 3 п. 2 Приложения N 2 к Правилам N 307.
В соответствии с п. 22 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Подпунктом 2 пункта 2 Приложения N 2 к Правилам N 307 предусмотрено, что размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле: P{\sub o.i = S{\sub i x V{\sub t x T{\sub T, (7) где: S{\sub i - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); V{\sub t - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал / кв. м); T{\sub T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб. / Гкал).
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)