Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04.10.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 05.10.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Можеевой Е.И., судей Волковой Ю.А. и Сентюриной И.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Новиковой А.В., при участии в судебном заседании: от открытого акционерного общества фирма "РЭМС" - Миклашевича В.В. (доверенность от 20.09.2016), от открытого акционерного общества "Областной единый информационно - расчетный центр" - Желтухина А.И. (доверенность от 04.10.2016), в отсутствие третьих лиц - МУП "Ремжилхоз", ООО "УК Групп", участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Областной единый информационно - расчетный центр" на решение Арбитражного суда Тульской области от 14.06.2016 по делу N А68-7953/2015 (судья Фрик Е.В.),
установил:
следующее.
Открытое акционерное общество фирма "РЭМС" (далее - истец, ОАО фирма "РЭМС") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Областной единый информационно - расчетный центр" (далее - ответчик, ОАО "ОЕИРЦ") об обязании в пятидневный срок с даты вступления решения в законную силу передать карточки регистрации по форме N 9 и поквартирные карточки по форме N 10 в отношении граждан, подлежащих постановке на регистрационный учет по месту регистрации или по месту пребывания по многоквартирным домам, расположенным по адресам: г. Тула, ул. Кауля, д. 5, корп. 1; г. Тула, ул. Кауля, д. 47, корп. 3; г. Тула, ул. Кирова, д. 17; г. Тула, ул. Кирова, д. 19а.
Решением от 13.10.2015, оставленным в силе постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2015, исковые требования ОАО фирма "РЭМС" оставлены без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 14.04.2016 решение Арбитражного суда Тульской области от 13.10.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2015 отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
В ходе судебного разбирательства истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования и просил обязать АО "ОЕИРЦ" в пятидневный срок с даты вступления решения в законную силу передать карточки регистрации по форме N 9 и поквартирные карточки по форме N 10 (Приложения N 9 и N 10 к Административному регламенту предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. Приказом ФМС от 20.09.2007 N 208) в отношении граждан, 2 подлежавших постановке на регистрационный учет по месту регистрации или по месту пребывания по многоквартирным домам, расположенным по адресам: - г. Тула, ул. Кауля, д. 5, корп. 1: карточки паспортного учета по форме Ф-9-232 шт. по форме Ф-10-117 шт., архивные карточки Ф-9-594 шт., карточки Ф-10-73 шт.; - г. Тула, ул. Кауля, д. 47 корп. 3: карточки паспортного учета по форме Ф-9-149 шт., по форме Ф-10-84 шт., архивные карточки Ф-9-168 шт., карточки Ф-10-27 шт.; - г. Тула, ул. Кирова, д. 17: карточки паспортного учета по форме Ф-9-366 шт., по форме Ф-10-184 шт., архивные карточки Ф-9-274 шт., карточки Ф-10-34 шт.; - г. Тула, ул. Кирова, д. 19а: карточки паспортного учета по форме Ф-9-174 шт., по форме Ф-10-100 шт., архивные карточки Ф-9-268 шт., карточки Ф-10-34 шт.
Решением суда от 14.06.2016 исковые требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован обоснованностью заявленных требований.
В жалобе АО "ОЕИРЦ" просит решение от 14.06.2016 отменить, принять новый судебный акт, об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование своей правовой позиции ссылается на нарушения норм действующего законодательства. Указывает на то, что ответчик не является управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирными домами по указанным в иске адресам, что исключает наличие юридической ответственности перед истцом. Отмечает, что на момент вынесения спорного решения не установлен факт нахождения в управлении истца многоквартирных домов, располагающихся по адресам: г. Тула, ул. Кауля, д. 5, корп. 1; г. Тула, ул. Кауля, д. 47, корп. 3; г. Тула, ул. Кирова, д. 17; г. Тула, ул. Кирова, д. 19а.
В судебном заседании представитель ответчика доводы жалобы поддержал, представитель истца против доводов жалобы возражал.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов жалобы.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, заслушав представителей сторон, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что с 01.08.2015 собственниками многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Тула, ул. Кауля, д. 5, корп. 1; г. Тула, ул. Кауля, д. 47, корп. 3; г. Тула, ул. Кирова, д. 17; г. Тула, ул. Кирова, д. 19а, ОАО фирма "РЭМС" выбрана управляющей компанией.
ОАО фирма "РЭМС" письмом N АТ/378 от 28.07.2015 уведомила АО "ОЕИРЦ" о выборе способа управления указанными выше домами, и в целях осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами просила передать ей карточки паспортного учета по формам Ф-9 и Ф-10, которые были переданы в АО "ОЕИРЦ" управляющей компанией ООО "УК Групп" по актам приема-передачи от 16.04.2015.
Требование ОАО фирма "РЭМС" было оставлено ответчиком без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме право выбрать один из трех названных в ней способов управления жилым домом: непосредственное управление, управление товариществом собственников жилья или специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией.
Пункт 2 статьи 162 ЖК РФ определяет содержание обязанностей управляющей организации как услуги и работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, оказание коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в доме, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления домом.
В соответствии с пунктом 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации являются лица, предусмотренные перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации".
К перечню лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, в том числе, относятся собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации.
В соответствии с пунктом 17 Административного регламента предоставления Федеральной Миграционной Службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288, управляющие к числу лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, отнесены и управляющие компании.
Согласно пункту 84 указанного Административного регламента карточки регистрации по форме N 9 и поквартирные карточки по форме N 10 оформляются при регистрации граждан в жилые помещения государственного, муниципального, частного жилищного фонда, в том числе жилищно-строительных и жилищных кооперативов, домов- интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, других учреждений социального назначения, акционерных обществ и коммерческих организаций, других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, и хранятся у лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов.
В соответствии с пунктами а, б пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: а) прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в порядке, установленном настоящими Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости); б) сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
Частью 10 статьи 162 ЖК РФ установлено, что управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, установлен в пунктах 18 - 23 Правил N 416.
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую и иную документацию (пункт 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Таким образом, в случае предъявления управляющей организацией требования о передаче технической и иной документации, связанного с управлением домом, должник (предшествующая управляющая организация), в силу подпункта 8 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 162 ЖК РФ обязан передать ее кредитору, а при ее отсутствии восстановить за свой счет и передать новой управляющей организации.
Данный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 30.03.2010 N 17074/09.
Как указал АСЦО в постановлении от 14.04.2016 по настоящему делу, само по себе отсутствие у ответчика статуса управляющей организации не является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
Как в процессе рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, так и при новом его рассмотрении ответчик не отрицал наличия у него истребуемых истцом карточек регистрации по форме N 9 и поквартирных карточек по форме N 10.
Во исполнение указаний Арбитражного суда Центрального округа при новом рассмотрении дела в материалы дела представлены акты приема-передачи от 16.04.2015 между ООО "УК Групп" и ОАО "ОЕИРЦ", подтверждающие передачу последнему документов паспортного учета действующей и архивной картотеки (форма N 9, 10) и лицевых счетов по ЗАО "Хороший дом", ЗАО "Партнер", ЗАО "Градсервис", в том числе и испрашиваемых истцом картотек.
Учитывая вышеизложенное, а также положения статьи 4 АПК РФ, статей 1, 10, 12, 301 ГК РФ и то, что иного способа получить карточки, являющиеся предметом спора по настоящему делу, у истца не имеется, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы заявителя жалобы о том, что ответчик не является управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирными домами по указанным в иске адресам, что исключает наличие юридической ответственности перед истцом, не заслуживают внимания, поскольку правовой подход к разрешению этого спора был определен судебным актом суда кассационной инстанции.
В силу положений пункта 2 статьи 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенное в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанции, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело.
Довод заявителя жалобы о том, что на момент вынесения спорного решения не установлен факт нахождения в управлении истца многоквартирных домов, располагающихся по адресам: г. Тула, ул. Кауля, д. 5, корп. 1; г. Тула, ул. Кауля, д. 47, корп. 3; г. Тула, ул. Кирова, д. 17; г. Тула, ул. Кирова, д. 19а, подлежит отклонению.
Как было указано выше, факт выбора ОАО Фирма "РЭМС" в качестве управляющей компании в отношении вышеуказанных многоквартирных домов подтвержден представленными в материалы дела протоколами общих собраний от 12.07.2016, 13.07.2015 (т. 1, л.д. 18, 19, 20-21, 22-23, 24-25).
Доказательства, опровергающие указанные обстоятельства, в материалах дела отсутствуют и заявителем жалобы в нарушение статьи 65 АПК РФ суду апелляционной инстанции не представлены.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы акционерного общества "Областной единый информационно - расчетный центр" и отмены вынесенного решения.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 14.06.2016 по делу N А68-7953/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.10.2016 N 20АП-4496/2016 ПО ДЕЛУ N А68-7953/2015
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 октября 2016 г. по делу N А68-7953/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 04.10.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 05.10.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Можеевой Е.И., судей Волковой Ю.А. и Сентюриной И.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Новиковой А.В., при участии в судебном заседании: от открытого акционерного общества фирма "РЭМС" - Миклашевича В.В. (доверенность от 20.09.2016), от открытого акционерного общества "Областной единый информационно - расчетный центр" - Желтухина А.И. (доверенность от 04.10.2016), в отсутствие третьих лиц - МУП "Ремжилхоз", ООО "УК Групп", участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Областной единый информационно - расчетный центр" на решение Арбитражного суда Тульской области от 14.06.2016 по делу N А68-7953/2015 (судья Фрик Е.В.),
установил:
следующее.
Открытое акционерное общество фирма "РЭМС" (далее - истец, ОАО фирма "РЭМС") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Областной единый информационно - расчетный центр" (далее - ответчик, ОАО "ОЕИРЦ") об обязании в пятидневный срок с даты вступления решения в законную силу передать карточки регистрации по форме N 9 и поквартирные карточки по форме N 10 в отношении граждан, подлежащих постановке на регистрационный учет по месту регистрации или по месту пребывания по многоквартирным домам, расположенным по адресам: г. Тула, ул. Кауля, д. 5, корп. 1; г. Тула, ул. Кауля, д. 47, корп. 3; г. Тула, ул. Кирова, д. 17; г. Тула, ул. Кирова, д. 19а.
Решением от 13.10.2015, оставленным в силе постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2015, исковые требования ОАО фирма "РЭМС" оставлены без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 14.04.2016 решение Арбитражного суда Тульской области от 13.10.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2015 отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
В ходе судебного разбирательства истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования и просил обязать АО "ОЕИРЦ" в пятидневный срок с даты вступления решения в законную силу передать карточки регистрации по форме N 9 и поквартирные карточки по форме N 10 (Приложения N 9 и N 10 к Административному регламенту предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. Приказом ФМС от 20.09.2007 N 208) в отношении граждан, 2 подлежавших постановке на регистрационный учет по месту регистрации или по месту пребывания по многоквартирным домам, расположенным по адресам: - г. Тула, ул. Кауля, д. 5, корп. 1: карточки паспортного учета по форме Ф-9-232 шт. по форме Ф-10-117 шт., архивные карточки Ф-9-594 шт., карточки Ф-10-73 шт.; - г. Тула, ул. Кауля, д. 47 корп. 3: карточки паспортного учета по форме Ф-9-149 шт., по форме Ф-10-84 шт., архивные карточки Ф-9-168 шт., карточки Ф-10-27 шт.; - г. Тула, ул. Кирова, д. 17: карточки паспортного учета по форме Ф-9-366 шт., по форме Ф-10-184 шт., архивные карточки Ф-9-274 шт., карточки Ф-10-34 шт.; - г. Тула, ул. Кирова, д. 19а: карточки паспортного учета по форме Ф-9-174 шт., по форме Ф-10-100 шт., архивные карточки Ф-9-268 шт., карточки Ф-10-34 шт.
Решением суда от 14.06.2016 исковые требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован обоснованностью заявленных требований.
В жалобе АО "ОЕИРЦ" просит решение от 14.06.2016 отменить, принять новый судебный акт, об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование своей правовой позиции ссылается на нарушения норм действующего законодательства. Указывает на то, что ответчик не является управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирными домами по указанным в иске адресам, что исключает наличие юридической ответственности перед истцом. Отмечает, что на момент вынесения спорного решения не установлен факт нахождения в управлении истца многоквартирных домов, располагающихся по адресам: г. Тула, ул. Кауля, д. 5, корп. 1; г. Тула, ул. Кауля, д. 47, корп. 3; г. Тула, ул. Кирова, д. 17; г. Тула, ул. Кирова, д. 19а.
В судебном заседании представитель ответчика доводы жалобы поддержал, представитель истца против доводов жалобы возражал.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов жалобы.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, заслушав представителей сторон, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что с 01.08.2015 собственниками многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Тула, ул. Кауля, д. 5, корп. 1; г. Тула, ул. Кауля, д. 47, корп. 3; г. Тула, ул. Кирова, д. 17; г. Тула, ул. Кирова, д. 19а, ОАО фирма "РЭМС" выбрана управляющей компанией.
ОАО фирма "РЭМС" письмом N АТ/378 от 28.07.2015 уведомила АО "ОЕИРЦ" о выборе способа управления указанными выше домами, и в целях осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами просила передать ей карточки паспортного учета по формам Ф-9 и Ф-10, которые были переданы в АО "ОЕИРЦ" управляющей компанией ООО "УК Групп" по актам приема-передачи от 16.04.2015.
Требование ОАО фирма "РЭМС" было оставлено ответчиком без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме право выбрать один из трех названных в ней способов управления жилым домом: непосредственное управление, управление товариществом собственников жилья или специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией.
Пункт 2 статьи 162 ЖК РФ определяет содержание обязанностей управляющей организации как услуги и работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, оказание коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в доме, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления домом.
В соответствии с пунктом 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации являются лица, предусмотренные перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации".
К перечню лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, в том числе, относятся собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации.
В соответствии с пунктом 17 Административного регламента предоставления Федеральной Миграционной Службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288, управляющие к числу лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, отнесены и управляющие компании.
Согласно пункту 84 указанного Административного регламента карточки регистрации по форме N 9 и поквартирные карточки по форме N 10 оформляются при регистрации граждан в жилые помещения государственного, муниципального, частного жилищного фонда, в том числе жилищно-строительных и жилищных кооперативов, домов- интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, других учреждений социального назначения, акционерных обществ и коммерческих организаций, других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, и хранятся у лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов.
В соответствии с пунктами а, б пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: а) прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в порядке, установленном настоящими Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости); б) сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
Частью 10 статьи 162 ЖК РФ установлено, что управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, установлен в пунктах 18 - 23 Правил N 416.
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую и иную документацию (пункт 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Таким образом, в случае предъявления управляющей организацией требования о передаче технической и иной документации, связанного с управлением домом, должник (предшествующая управляющая организация), в силу подпункта 8 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 162 ЖК РФ обязан передать ее кредитору, а при ее отсутствии восстановить за свой счет и передать новой управляющей организации.
Данный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 30.03.2010 N 17074/09.
Как указал АСЦО в постановлении от 14.04.2016 по настоящему делу, само по себе отсутствие у ответчика статуса управляющей организации не является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
Как в процессе рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, так и при новом его рассмотрении ответчик не отрицал наличия у него истребуемых истцом карточек регистрации по форме N 9 и поквартирных карточек по форме N 10.
Во исполнение указаний Арбитражного суда Центрального округа при новом рассмотрении дела в материалы дела представлены акты приема-передачи от 16.04.2015 между ООО "УК Групп" и ОАО "ОЕИРЦ", подтверждающие передачу последнему документов паспортного учета действующей и архивной картотеки (форма N 9, 10) и лицевых счетов по ЗАО "Хороший дом", ЗАО "Партнер", ЗАО "Градсервис", в том числе и испрашиваемых истцом картотек.
Учитывая вышеизложенное, а также положения статьи 4 АПК РФ, статей 1, 10, 12, 301 ГК РФ и то, что иного способа получить карточки, являющиеся предметом спора по настоящему делу, у истца не имеется, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы заявителя жалобы о том, что ответчик не является управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирными домами по указанным в иске адресам, что исключает наличие юридической ответственности перед истцом, не заслуживают внимания, поскольку правовой подход к разрешению этого спора был определен судебным актом суда кассационной инстанции.
В силу положений пункта 2 статьи 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенное в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанции, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело.
Довод заявителя жалобы о том, что на момент вынесения спорного решения не установлен факт нахождения в управлении истца многоквартирных домов, располагающихся по адресам: г. Тула, ул. Кауля, д. 5, корп. 1; г. Тула, ул. Кауля, д. 47, корп. 3; г. Тула, ул. Кирова, д. 17; г. Тула, ул. Кирова, д. 19а, подлежит отклонению.
Как было указано выше, факт выбора ОАО Фирма "РЭМС" в качестве управляющей компании в отношении вышеуказанных многоквартирных домов подтвержден представленными в материалы дела протоколами общих собраний от 12.07.2016, 13.07.2015 (т. 1, л.д. 18, 19, 20-21, 22-23, 24-25).
Доказательства, опровергающие указанные обстоятельства, в материалах дела отсутствуют и заявителем жалобы в нарушение статьи 65 АПК РФ суду апелляционной инстанции не представлены.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы акционерного общества "Областной единый информационно - расчетный центр" и отмены вынесенного решения.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 14.06.2016 по делу N А68-7953/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.И.МОЖЕЕВА
Судьи
Ю.А.ВОЛКОВА
И.Г.СЕНТЮРИНА
Е.И.МОЖЕЕВА
Судьи
Ю.А.ВОЛКОВА
И.Г.СЕНТЮРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)