Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.11.2017 N 19АП-5894/2017 ПО ДЕЛУ N А36-5107/2016

Разделы:
Договорные отношения при предоставлении услуг управления собственниками помещений; Управляющая компания

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2017 г. по делу N А36-5107/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2017 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурненкова А.А.,
судей Маховой Е.В.,
Серегиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Барбашиной М.С.,
при участии:
- от публичного акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" в лице филиала публичного акционерного общества "Квадра"- "Липецкая генерация": (до перерыва) Петрова В.Ю. - представитель по доверенности N 14/2017 от 01.01.2017;
- от муниципального образования г. Липецк в лице администрации г. Липецка: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
- от Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
- от ООО "УК "Монолит": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
- от МУП "Второе ГЖУ": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
- от ООО "ГУК "Центральная": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
- от ООО "Липецкая Управляющая Компания": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
- от МУП "АДС ГХ" г. Липецка: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
- от ООО "ГУК "Левобережная": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
- от ООО "Городская управляющая компания 3": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
- от ООО "Управляющая компания Домостроительный комбинат": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
- от ООО "УК "Комфорт-Л": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
- от ООО "Управляющая компания "Строй-Сервис-Э": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
- от ООО "ГУК "Привокзальная": представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" в лице филиала публичного акционерного общества "Квадра"- "Липецкая генерация" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 30.06.2017 по делу N А36-5107/2016 (судья Мещерякова Я.Р.), по исковому заявлению публичного акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" в лице филиала публичного акционерного общества "Квадра"-"Липецкая генерация" (ОГРН 1056882304489, ИНН 6829012680) к муниципальному образованию г. Липецк в лице администрации г. Липецка (ОГРН 1024800834464, ИНН 4826001213) о взыскании 159 434 руб. 84 коп., третьи лица: Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка, ООО "УК "Монолит", МУП "Второе ГЖУ", ООО "ГУК "Центральная", ООО "Липецкая Управляющая Компания", МУП "АДС ГХ" г. Липецка, ООО "ГУК "Левобережная", ООО "Городская управляющая компания 3", ООО "Управляющая компания Домостроительный комбинат", ООО "УК "Комфорт-Л", ООО "Управляющая компания "Строй-Сервис-Э", ООО "ГУК "Привокзальная",
установил:

Публичное акционерное общество "Квадра - Генерирующая компания" в лице филиала публичного акционерного общества "Квадра"-"Липецкая генерация" (далее - ПАО "Квадра", истец) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с исковым заявлением к муниципальному образованию г. Липецк в лице администрации г. Липецка (далее - Администрация г. Липецка, ответчик) о взыскании 159 434,84 руб. задолженности по оплате поставки тепловой энергии за период март 2014 - февраль 2016 (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ). Кроме того, истец просил взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины.
Определением суда от 09.06.2016 иск принят к рассмотрению в порядке упрощенного производства, возбуждено производство по делу с учетом положений главы 29 АПК РФ.
Определением от 02.08.2016 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка.
Определением от 16.02.2017 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ООО "УК "Монолит", МУП "Второе ГЖУ", ООО "ГУК "Центральная", ООО "Липецкая Управляющая Компания", МУП "АДС ГХ" г. Липецка, ООО "ГУК "Левобережная", ООО "Городская управляющая компания 3", ООО "Управляющая компания Домостроительный комбинат", ООО "УК "Комфорт-Л", ООО "Управляющая компания "Строй-Сервис-Э", ООО "ГУК "Привокзальная".
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 30.06.2017 по делу N А36-5107/2016 с муниципального образования г. Липецк в лице администрации г. Липецка в пользу ПАО "Квадра" - "Липецкая генерация" взыскано 112 822,40 руб. основного долга, а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4 092,28 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Квадра" - "Липецкая генерация" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой с дополнением, в которых указывает на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Липецкой области от 30.06.2017, в связи с чем, просит его отменить в части отказа во взыскании 46 612 руб. 44 коп. и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ПАО "Квадра" - "Липецкая генерация" доводы апелляционной жалобы с дополнением поддержал, просил удовлетворить.
В настоящее судебное заседание муниципальное образование г. Липецк в лице администрации г. Липецка, Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка, ООО "УК "Монолит", МУП "Второе ГЖУ", ООО "ГУК "Центральная", ООО "Липецкая Управляющая Компания", МУП "АДС ГХ", ООО "ГУК "Левобережная", ООО "Городская управляющая компания 3", ООО "Управляющая компания Домостроительный комбинат", ООО "УК "Комфорт-Л", ООО "Управляющая компания "Строй-Сервис-Э", ООО "ГУК "Привокзальная" явку полномочных представителей не обеспечили.
Через систему "Мой арбитр" от муниципального образования г. Липецк в лице администрации г. Липецка поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо просило оставить обжалуемое решение без изменения.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения ответчика и третьих лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в его отсутствие в порядке ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ, п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
В соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений от участников процесса не поступило.
Суд проверяет законность и обоснованность решения в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя истца, оценив доводы апелляционной жалобы с дополнением, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела, муниципальное образование городской округ город Липецк в период с марта 2014 г. по февраль 2016 г. (в соответствующие периоды) являлось собственником жилых помещений в многоквартирных жилых домах расположенных по адресам: г. Липецк, ул. Коцаря, д. 4; г. Липецк, пр. Осенний, д. 10; г. Липецк, ул. М.Расковой, д. 12; г. Липецк, ул. Молодежная, д. 17; г. Липецк, ул. Циолковского, д. 5/2; г. Липецк, ул. 3-е Сентября, д. 12; г. Липецк, ул. Литаврина, д. 9; г. Липецк, ул. Папина, д. 2; г. Липецк, ул. 50 лет НЛМК, д. 2В; г. Липецк, ул. 50 лет НЛМК, д. 21 А; г. Липецк, пр. Боевой, д. 41; г. Липецк, ул. Студенческий городок, д. 13; г. Липецк, ул. Краснознаменная, д. 2 В; г. Липецк, ул. Коммунистическая, д. 14; г. Липецк, ул. Мира, д. 36; г. Липецк, ул. Плеханова, д. 78; г. Липецк, ул. Октябрьская, д. 50; г. Липецк, ул. Адм. Макарова, д. 2.
При этом согласно материалам дела и пояснениям сторон:
1) квартира N 51, расположенная по адресу: г. Липецк, ул. Коцаря, д. 4 - передана 24.03.2014 по договору социального найма жилого помещения N 243, на основании Постановления администрации города Липецка N 543 от 20.03.2014; согласно сведениям, предоставленным Государственной жилищной инспекцией Липецкой области (л.д. 97, т. 6) в период с 01.08.2013 по 30.04.2015 собственниками помещений был избран непосредственный способ управления (обслуживающей организацией было ООО "УК Монолит");
2) квартира N 56, расположенная по адресу: г. Липецк, ул. Коцаря, д. 4 - принадлежала муниципальному образованию на основании муниципального контракта от 30.12.2013 и на основании Постановления администрации города Липецка от 24.04.2014 предоставлена в собственность физическому лицу (л.д. 144, т. 2), при этом акт приема-передачи подписан 12.05.2014 (л.д. 15, т. 1); согласно сведениям, предоставленным Государственной жилищной инспекцией Липецкой области (л.д. 97, т. 6) в период с 01.08.2013 по 30.04.2015 собственниками помещений был избран непосредственный способ управления (обслуживающей организацией было ООО "УК Монолит");
3) комната 311 а, расположенная по адресу: г. Липецк, пр. Осенний, д. 10 - на основании Постановления администрации города Липецка N 370 от 25.05.2015 предоставлена по договору социального найма N 413 от 27.02.2015, акт приема - передачи подписан сторонами 17.03.2015 (л.д. 145-148, т. 2); согласно сведениям, предоставленным Государственной жилищной инспекцией Липецкой области (л.д. 97-98, 102-105 т. 6; л.д. 61, т. 3) в период с по 27.03.2014 и с 01.04.2014 по 02.03.2015 собственниками помещений был избран способ управления - управляющей компанией ООО "ГУК "Левобережная" (ИНН 4823026146) и ООО "ГУК "Левобережная" (ИНН 4813025947), на основании протокола от 25.09.2015 - МУП "Аварийно-диспетчерская служба городского хозяйства" г. Липецка;
4) квартира 2, расположенная по адресу: г. Липецк, ул. М.Расковой, д. 12 - на основании договора мены от 22.04.2014 был зарегистрирован переход права собственности к муниципальному образованию 29.05.2014 (л.д. 149, т. 2); согласно сведениям, предоставленным Государственной жилищной инспекцией Липецкой области (л.д. 97-98, т. 6;) в период с по 25.03.2014 и с 01.04.2014 по 02.03.2015 собственниками помещений был избран способ управления - управляющей компанией ООО "ГУК "Левобережная" (ИНН 4823026146) и ООО "ГУК "Левобережная" (ИНН 4813025947);
5) квартира 5, расположенная по адресу: г. Липецк, ул. М.Расковой, д. 12 - на основании договора мены от 06.05.2014 был зарегистрирован переход права собственности к муниципальному образованию 27.05.2014 (л.д. 1-3, т. 3); согласно сведениям, предоставленным Государственной жилищной инспекцией Липецкой области (л.д. 97-98, т. 6;) в период с по 25.03.2014 и с 01.04.2014 по 02.03.2015 собственниками помещений был избран способ управления - управляющей компанией ООО "ГУК "Левобережная" (ИНН 4823026146) и ООО "ГУК "Левобережная" (ИНН 4813025947);
6) квартира 6, расположенная по адресу: г. Липецк, ул. М.Расковой, д. 12 - на основании договора мены от 29.04.2014 был зарегистрирован переход права собственности к муниципальному образованию 28.05.2014 (л.д. 4-6, т. 3); согласно сведениям, предоставленным Государственной жилищной инспекцией Липецкой области (л.д. 97-98, т. 6;) в период с по 25.03.2014 и с 01.04.2014 по 02.03.2015 собственниками помещений был избран способ управления - управляющей компанией ООО "ГУК "Левобережная" (ИНН 4823026146) и ООО "ГУК "Левобережная" (ИНН 4813025947);
7) квартира N 1, расположенная по адресу: г. Липецк, ул. Молодежная, д. 17 - на основании договора мены от 07.11.2014 был зарегистрирован переход права собственности к муниципальному образованию 05.12.2014 (л.д. 7-9, т. 3); согласно протоколу от 11.12.2012 избран непосредственный способ управления домом (л.д. 69-72, т. 4), при этом Постановлением N 1540 от 07.06.2010 дом признан аварийным и на основании акта от 06.10.2015 отключен от теплоснабжения;
8) квартира N 123, расположенная по адресу: г. Липецк, ул. Циолковского, д. 5, корп. 2 -на основании договора на передачу в собственность жилого помещения от 12.08.2014 был зарегистрирован переход права собственности к муниципальному образованию 10.09.2014 (л.д. 10-11, т. 3); согласно протоколу от 12.11.2014 избран способ управления домом - управляющей компанией МУП "Второе ГЖУ" (л.д. 106-107, т. 4);
9) квартира 4, расположенная по адресу: г. Липецк, ул. 3 Сентября, д. 12 - на основании договора мены от 13.02.2015 был зарегистрирован переход права собственности к муниципальному образованию 18.03.2015 (л.д. 12-14, т. 3); согласно протоколу от 27.04.2015 избран способ управления домом - непосредственное управление (л.д. 58-63, т. 4), при этом названный протокол не содержит сведений о расторжении договора с управляющей компанией;
10) квартира 6, расположенная по адресу: г. Липецк, ул. Литаврина, д. 9 - на основании договора мены от 13.11.2014 был зарегистрирован переход права собственности к муниципальному образованию 18.11.2015 (л.д. 15-17, т. 3); согласно сведениям, предоставленным Государственной жилищной инспекцией Липецкой области (л.д. 97-100, т. 6) на основании протокола от 10.04.2015 способом управления является непосредственное управление (л.д. 108. т. 6), при этом протокол содержит указание на расторжение договора с управляющей компанией;
11) квартира 21, расположенная по адресу: г. Липецк, ул. Папина, д. 2 - на основании договора мены от 06.05.2014 был зарегистрирован переход права собственности к муниципальному образованию 11.06.2014 (л.д. 22-24, т. 3); согласно сведениям, предоставленным Государственной жилищной инспекцией Липецкой области (л.д. 97-100, т. 6) на основании протокола от 14.04.2015 способом управления является непосредственное управление (л.д. 109. т. 6), при этом протокол содержит указание на расторжение договора с управляющей компанией;
12) квартира 20, расположенная по адресу: г. Липецк, ул. Папина, д. 2 - на основании договора мены от 11.06.2014 был зарегистрирован переход права собственности к муниципальному образованию 02.07.2014 (л.д. 25-27, т. 3); согласно сведениям, предоставленным Государственной жилищной инспекцией Липецкой области (л.д. 97-100, т. 6) на основании протокола от 14.04.2015 способом управления является непосредственное управление (л.д. 109. т. 6), при этом протокол содержит указание на расторжение договора с управляющей компанией;
13) квартира 1, расположенная по адресу: г. Липецк, ул. 50 лет НЛМК, д. 2в - право муниципальной собственности зарегистрировано 21.10.2015 (л.д. 28, т. 3), на основании Постановления администрации города Липецка N 2077 от 18.11.2015 (л.д. 29, т. 3) предоставлена физическим лицам по договору социального найма от 24.11.2015 (л.д. 69-71, т. 1); согласно сведениям, предоставленным Государственной жилищной инспекцией Липецкой области (л.д. 97-100, т. 6) на основании протокола от 18.08.2015 способом управления является управление управляющей компанией ООО "Управляющая компания Домостроительного комбината" (л.д. 110-111. т. 6);
14) квартира 6, расположенная по адресу: г. Липецк, ул. 50 лет НЛМК, д. 2в - право муниципальной собственности зарегистрировано 21.10.2015 (л.д. 28, т. 3), по договору мены от 24.12.2015 передана физическим лицам по акту приема-передачи от 10.12.2015 (л.д. 30-33, т. 3), переход права зарегистрирован 05.02.2016 (л.д. 72-73, т. 1); согласно сведениям, предоставленным Государственной жилищной инспекцией Липецкой области (л.д. 97-100, т. 6) на основании протокола от 18.08.2015 способом управления является управление управляющей компанией ООО "Управляющая компания Домостроительного комбината" (л.д. 110-111. т. 6);
15) квартира 18, расположенная по адресу: г. Липецк, ул. 50 лет НЛМК, д. 2в - право муниципальной собственности зарегистрировано 20.10.2015 (л.д. 35, т. 3), на основании Постановления администрации города Липецка была совершена мена с физическими лицами (л.д. 36, т. 3), переход права зарегистрирован 05.02.2016 (л.д. 82-83, т. 1); согласно сведениям, предоставленным Государственной жилищной инспекцией Липецкой области (л.д. 97-100, т. 6) на основании протокола от 18.08.2015 способом управления является управление управляющей компанией ООО "Управляющая компания Домостроительного комбината" (л.д. 110-111, т. 6);
16) квартира 1, расположенная по адресу: г. Липецк, ул. 50 лет НЛМК, д. 21а - право муниципальной собственности зарегистрировано 21.10.2015 (л.д. 86, т. 3), передана физическим лицам по акту приема-передачи от 25.12.2015; согласно сведениям, предоставленным Государственной жилищной инспекцией Липецкой области (л.д. 97-100, т. 6) на основании протокола от 07.04.2015 способом управления является управление управляющей компанией ООО "Управляющая компания Комфорт-Л" (л.д. 112-114, т. 6);
17) квартира 47, расположенная по адресу: г. Липецк, ул. 50 лет НЛМК, д. 21а - право муниципальной собственности зарегистрировано 21.10.2015 (л.д. 40, т. 3), передана физическим лицам по договору социального найма N 1118 от 24.12.2015; согласно сведениям, предоставленным Государственной жилищной инспекцией Липецкой области (л.д. 97-100, т. 6) на основании протокола от 07.04.2015 способом управления является управление управляющей компанией ООО "Управляющая компания Комфорт-Л" (л.д. 112-114, т. 6);
18) квартира 1, расположенная по адресу: г. Липецк, пр. Боевой, д. 41 - право муниципальной собственности зарегистрировано 26.01.2015 (л.д. 90, т. 1; л.д. 47, т. 3); согласно сведениям, предоставленным Государственной жилищной инспекцией Липецкой области (л.д. 97-100, т. 6) на основании протокола рассмотрения заявок от 20.01.2015 и договора управления от 04.02.2015 способом управления является управление управляющей компанией ООО "Управляющая компания "Строй Сервис - Э" (л.д. 9-102, т. 4);
19) квартира 4, расположенная по адресу: г. Липецк, пр. Боевой, д. 41 - право муниципальной собственности зарегистрировано 21.10.2015 (л.д. 42, т. 3; л.д. 88, т. 1); на основании договора мены от 16.12.2015 зарегистрирован переход права собственности к физическим лицам 19.02.2016 (л.д. 88-89, т. 1); согласно сведениям, предоставленным Государственной жилищной инспекцией Липецкой области (л.д. 97-100, т. 6) на основании протокола рассмотрения заявок от 20.01.2015 и договора управления от 04.02.2015 способом управления является управление управляющей компанией ООО "Управляющая компания "Строй Сервис - Э" (л.д. 9-102, т. 4);
20) квартира 10, расположенная по адресу: г. Липецк, пр. Боевой, д. 41 - право муниципальной собственности зарегистрировано 21.10.2015 (л.д. 48, т. 3); договор мены между муниципальным образованием и физическими лицами подписан 29.01.2016 (л.д. 50-51); согласно сведениям, предоставленным Государственной жилищной инспекцией Липецкой области (л.д. 97-100, т. 6) на основании протокола рассмотрения заявок от 20.01.2015 и договора управления от 04.02.2015 способом управления является управление управляющей компанией ООО "Управляющая компания "Строй Сервис - Э" (л.д. 9-102, т. 4);
21) комната 72, расположенная по адресу: г. Липецк, Студенческий городок, д. 13 - на основании направления управления по учету и распределению жилья администрации г. Липецка от 08.02.2007 предоставлена физическому лицу по договору социального найма (л.д. 53, т. 3) и с 02.04.2015 возвращена; согласно сведениям, предоставленным Государственной жилищной инспекцией Липецкой области (л.д. 97-100, т. 6) на основании протокола от 29.07.2015 способом управления является управление управляющей компанией ООО "Городская управляющая компания 3" (л.д. 120-122, т. 4);
22) комната 6 секция 16, расположенная по адресу: г. Липецк, ул. Краснознаменная, д. 2в - на основании ордера от 12.05.1993 N 63 ЛТЗ предоставлена физическому лицу по договору социального найма (л.д. 54, т. 3) и с 02.04.2015 возвращена; согласно протоколу от 10.06.2014 способом управления является управление управляющей компанией ООО "ГУК "Матырская";
23) квартира 16, расположенная по адресу: г. Липецк, Коммунистическая, д. 14 - на основании обменного ордера от 04.04.1979 N 1002 предоставлена физическому лицу по договору социального найма (л.д. 55, т. 3) и с 02.04.2015 возвращена; согласно сведениям, предоставленным Государственной жилищной инспекцией Липецкой области (л.д. 97-100, т. 6) и на основании протокола от 12.04.2015 способом управления являлось управление управляющей компанией ООО "Сервис-Плюс", на основании протокола от 22.08.2015 - непосредственное управление: обслуживающая компания ООО "Сервис-плюс";
24) квартира 12, расположенная по адресу: г. Липецк, пр. Мира, д. 36 - право муниципальной собственности зарегистрировано 23.11.2015 на основании договора мены от 09.10.2015 (л.д. 56-58, т. 3; л.д. 74-75, т. 1); согласно сведениям, предоставленным Государственной жилищной инспекцией Липецкой области (л.д. 97-100, т. 6) по 27.03.2014 способом управления являлся - управление управляющей компанией: ООО "ГУК "Левобережная", в настоящее время информация отсутствует, при этом на основании акта от 02.02.2016 дом отключен от теплоснабжения;
25) квартира 22, расположенная по адресу: г. Липецк, ул. Плеханова, д. 78 - право муниципальной собственности зарегистрировано 23.11.2015 на основании свидетельства о праве на наследство (л.д. 9, т. 3; л.д. 76-77, т. 1); согласно сведениям, предоставленным Государственной жилищной инспекцией Липецкой области (л.д. 97-100, т. 6) и протокола от 29.12.2015 способом управления являлся - управление управляющей компанией: ООО "ГУК "Правобережная" (л.д. 128-133, т. 6);
26) квартира 2, расположенная по адресу: г. Липецк, ул. Октябрьская, д. 50 - переход права муниципальной собственности зарегистрирован 05.02.2016 на основании договора мены от 16.12.2015 (л.д. 78-79, т. 1; л.д. 37-39, т. 3); согласно сведениям, предоставленным Государственной жилищной инспекцией Липецкой области (л.д. 97-100, т. 6) и протокола от 16.04.2015 способом управления являлся - управление управляющей компанией: МУП "Второе ГЖУ" (л.д. 134-135, т. 6);
27) квартира 82, расположенная по адресу: г. Липецк, ул. Адмирала Макарова, д. 2 - была предоставлена физическому лицу 09.07.2008 по 10.02.2016 (дата снятия с регистрационного учета), что усматривается из "Расширенной выписки из домовой книги" от 17.03.2016 (л.д. 7879, т. 1; л.д. 37-39, т. 3); согласно сведениям, предоставленным Государственной жилищной инспекцией Липецкой области (л.д. 97-100, т. 6) и протокола от 03.08.2015 способом управления являлся - управление управляющей компанией: МУП "Аварийно-диспетчерская служба городского хозяйства" г. Липецка (л.д. 136-139, т. 6).
Ссылаясь на то, что ответчиком не произведена оплата поставленной тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение для общедомовых нужд, истец обратился в Арбитражный суд Липецкой области с иском о взыскании 159 434,84 руб. (л.д. 51-58, т. 6).
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении уточненных исковых требований.
Судом было принято решение о взыскании с муниципального образования г. Липецк в лице администрации г. Липецка в пользу ПАО "Квадра" - "Липецкая генерация" взыскано 112 822,40 руб. основного долга, а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4 092,28 руб., решение суда в указанной части не обжалуется.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части 46 612 руб. 44 коп. суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 454 ГК РФ, по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
К отдельным видам договора купли-продажи (розничная купля-продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, контрактация, энергоснабжение, продажа недвижимости, продажа предприятия) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не предусмотрено правилами ГК РФ об этих видах договоров (пункт 5 статьи 454 ГК РФ).
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
По правилам пунктов 1, 2 статьи 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статьи 307, 307.1., 309, 310 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Из содержания статей 1, 4, 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон "О теплоснабжении") следует, что поставка теплоснабжающими организациями тепловой энергии потребителям осуществляется на основании тарифов, установленных уполномоченным органом.
В силу подпунктов 5, 5.1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О теплоснабжении", регулированию в сфере теплоснабжения подлежат тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 установлено, что органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). Двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного компонента, равного соответственно одноставочному или двухставочному тарифу на тепловую энергию (мощность). Компонент на теплоноситель устанавливается органом регулирования в виде одноставочного компонента и принимается равным тарифу на теплоноситель.
Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона "О теплоснабжении", тарифы на тепловую энергию устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлениями Управления энергетики и тарифов Липецкой области установлены в спорном периоде были следующие тарифы:





































Компонент на
тепловую

с 01.01.2014

по 30.06.2014 г.

с 01.07.2014
2015,2016)
по 31.12.2014

с 01.01.2014

по
30.06.2014 г.

с 01.07.2014

по
31.12.2014

с 01.01.2014

по
30.06.2014 г.

с 01.07.2014

по
31.12.2014 г.

с 01.01.2014

по
30.06.2014 г.

с
01.07.2014

по
31.12.2014 г.





























Как следует, из представленного истцом расчета, стоимость тепловой энергии в отношении ответчика им производится исходя из утвержденных тарифов для категории потребителей - "прочие потребители". Вместе с тем в данном случае объектами теплоснабжения являются жилые помещения. Факт поставки тепловой энергии ответчиком не оспаривался, при этом с момента подписания соответствующего акта отключения объекты исключены из расчета стоимости потребленных услуг. Доказательств использования перечисленных в иске помещений для использования с целью извлечения прибыли в деле не имеется. Таким образом, тепловая энергия используется для отопления и горячего водоснабжения с целью удовлетворения коммунально-бытовых нужд, что предполагает применение тарифа, установленного для населения (правовые подходы отражены в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 05.08.2015 N 307-ЭС-5144, от 04.04.2016 N 304-ЭС15-3420, от 09.11.2016 N 302-ЭС16-15158).
При таких обстоятельствах, суд области пришел к выводу о том, что в данном случае к правоотношениям сторон в расчетах подлежит применению установленный тариф для населения.
Из заявленных истцом требований и представленного расчета следует, что истцом предъявляется ко взысканию задолженность за тепловую энергию поставленную в горячей воде на общедомовые нужды.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ).
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), в соответствии с пунктом 13 которых предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
На основании платежных документов граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги (часть 1 статьи 153, часть 4 статьи 154, пункт 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, пункты 63, 67 Правил N 354).
Согласно пунктам 8, 9 Правил N 354, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Таким образом, порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Однако, жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 статьи 155 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируется Правилами N 354 (пункты 1 и 36). Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Исключение сделано для коммунальной услуги по отоплению.
Из представленных в дело документов следует, что непосредственный способ управления выбран собственниками помещений, расположенных по следующим адресам: г. Липецк, ул. Коцаря, д. 4, ул. Молодежная, д. 17, ул. 3-е Сентября, д. 12, ул. Коммунистическая, д. 14 (на основании протокола от 22.08.2015 г.). В отношении иных жилых помещений представлена информация о выборе способа управления - управление управляющей компанией.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования о взыскании стоимости тепловой энергии поставленной на общедомовые нужды в горячей воде подлежат отнесению на управляющие компании за исключением требований, предъявляемых в отношении помещений, расположенных по следующим адресам: г. Липецк, ул. Коцаря, д. 4, ул. Молодежная, д. 17; ул. 3-е Сентября, д. 12 ул. Коммунистическая, д. 14 (на основании протокола от 22.08.2015 г.).
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции представитель ответчика пояснял, что у сторон отсутствуют разногласия в отношении периодов начислений задолженности по поставленной тепловой энергии в помещения по адресам: г. Липецк, ул. Циолковского, д. 5/2, кв. 123; ул. Папина, д. 2, кв. 21, и кв. 20; ул. 50 лет НЛМК, д. 2В, кв. 6, 18; ул. 50 лет НЛМК, д. 21 А, кв. 1; пр. Боевой, д. 41, кВ. 1, 4, 10; ул. Студенческий городок, д. 13, ком. 72; ул. Краснознаменная, д. 2 В, комн. 6/16; ул. Коммунистическая, д. 14, кВ. 16; ул. Мира, д. 36, кВ. 12; ул. Плеханова, д. 78, кв. 22 (л.д. 1-3, т. 6; 67-71, т. 5).
В отношении иных помещений в случае заключения договора социального найма, по мнению ответчика необходимо производить расчет с даты вынесения постановления о представлении жилого помещения или по указанную дату, при заключении договора мены: истец исходит из даты подписания договора мены, имеющего силу передаточного акта, ответчика - из даты регистрации перехода права собственности.
В силу части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма, нанимателя или арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора.
Статьей 155 ЖК РФ регламентируется внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в зависимости от статуса лица, пользующегося помещением, выбранного способа управления и вида платы.
По смыслу частей 4, 6 и 6.1 статьи 155 ЖК РФ, наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги соответствующему исполнителю коммунальных услуг, за исключением случая, предусмотренного ч. 7.1 названной статьи.
Поэтому, если иное не установлено законом, по общему правилу при передаче квартир, находящихся в собственности муниципального образования, гражданам по договору социального найма обязанность по внесению исполнителю коммунальных услуг платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и платы за коммунальные услуги лежит на нанимателе ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2", утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015).
Кроме того, в силу части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Таким образом, в расчете размера задолженности следует учитывать дату заключения договора социального найма или дату регистрации права собственности соответственно.
Следовательно, период начисления стоимости потребленной тепловой энергии по адресу:
1) г. Липецк, ул. Коцаря, д. 4 квартира 51 составляет с 01.03.2014 по 24.03.2014;
2) г. Липецк, ул. Коцаря, д. 4 квартира 56 - с 01.03.2014 по 23.04.2014;
3) г. Липецк, пр. Осенний, д. 10 комната 311а - с 03.04.2014 по 27.02.2015;
4) г. Липецк, ул. М.Расковой, д. 12 квартира 2 - с 29.05.2014 по 30.09.2014;
5) г. Липецк, ул. М.Расковой, д. 12 квартира 5 - с 27.05.2014 по 30.09.2014;
6) г. Липецк, ул. М.Расковой, д. 12 квартира 6 - с 28.05.2014 по 30.09.2014;
7) г. Липецк, ул. Молодежная, д. 17 квартира 1 - с 05.12.2014 по 30.09.2015;
8) г. Липецк, ул. Циолковского, д. 5/2 квартира 123 - с 01.05.2015 по 29.02.2016;
9) г. Липецк, ул. 3-е Сентября, д. 12 квартира 4 - с 18.03.2015 по 30.09.2015;
10) г. Липецк, ул. Литаврина, д. 9 квартира 6 - с 18.11.2014 по 29.02.2016;
11) г. Липецк, ул. Папина, д. 2 квартира 21 - с 01.07.2014 по 30.09.2015;
12) г. Липецк, ул. Папина, д. 2 квартира 20 - с 01.11.2014 по 30.09.2015;
13) г. Липецк, ул. 50 лет НЛМК, д. 2В квартира 1 - с 01.11.2015 по 23.11.2015;
14) г. Липецк, ул. 50 лет НЛМК, д. 2В квартира 6 - с 01.11.2015 по 09.12.2015;
15) г. Липецк, ул. 50 лет НЛМК, д. 2В квартира 18 - с 01.11.2015 по 24.11.2015;
16) г. Липецк, ул. 50 лет НЛМК, д. 21а квартира 1 - с 01.11.2015 по 24.12.2015;
17) г. Липецк, ул. 50 лет НЛМК, д. 21 а квартира 47 - с 01.11.2015 по 23.12.2015;
18) г. Липецк, пр. Боевой, д. 41 квартира 1 - с 01.11.2015 по 29.02.2016;
19) г. Липецк, пр. Боевой, д. 41 квартира 4 - с 01.11.2015 по 15.12.2015;
20) г. Липецк, пр. Боевой, д. 41 квартира 10 - с 01.11.2015 по 28.01.2016;
21) г. Липецк, ул. Студенческий городок, д. 13 ком. 72 - с 01.07.2015 по 29.02.2016;
22) г. Липецк, ул. Краснознаменная, д. 2 в ком. 6/16 - с 01.05.2015 по 29.02.2016;
23) г. Липецк, ул. Коммунистическая, д. 14 квартира 16 - с 01.05.2015 по 29.02.2016;
24) г. Липецк, ул. Мира, д. 36 квартира 12 - с 01.01.2016 по 29.02.2016;
25) г. Липецк, ул. Плеханова, д. 78 квартира 22 - с 01.01.2016 по 29.02.2016;
26) г. Липецк, ул. Октябрьская, д. 50 квартира 2 - с 05.02.2016 по 29.02.2016;
27) г. Липецк, ул. Адм. Макарова, д. 2 квартира 82 - с 11.02.2016 по 29.02.2016.
Таким образом, размер стоимости тепловой энергии поставленной на отопление составляет:
1) г. Липецк, ул. Коцаря, д. 4 квартира 51 - не заявлен истцом ко взысканию
2) г. Липецк, ул. Коцаря, д. 4 квартира 56 - не заявлен истцом ко взысканию
3) г. Липецк, пр. Осенний, д. 10 комната 311а - 1 922,87 руб.
4) г. Липецк, ул. М.Расковой, д. 12 квартира 2 - 0 руб.
5) г. Липецк, ул. М.Расковой, д. 12 квартира 5 - 0 руб.
6) г. Липецк, ул. М.Расковой, д. 12 квартира 6 - 0 руб.
7) г. Липецк, ул. Молодежная, д. 17 квартира 1 - 7 472,62 руб.
8) г. Липецк, ул. Циолковского, д. 5/2 квартира 123 - 2 817,86 руб.
9) г. Липецк, ул. 3-е Сентября, д. 12 квартира 4 - 2 823,35 руб.
10) г. Липецк, ул. Литаврина, д. 9 квартира 6 - 27 534,44 руб.
11) г. Липецк, ул. Папина, д. 2 квартира 21 - 6 788,66 руб.
12) г. Липецк, ул. Папина, д. 2 квартира 20 - 7 850,57 руб.
13) г. Липецк, ул. 50 лет НЛМК, д. 2в квартира 1 - 2 047,79 руб.
14) г. Липецк, ул. 50 лет НЛМК, д. 2В квартира 6 - 3 483,25 руб.
15) г. Липецк, ул. 50 лет НЛМК, д. 2В квартира 18 - 2 123,56 руб.
16) г. Липецк, ул. 50 лет НЛМК, д. 21а квартира 1 - 4 063,50 руб.
17) г. Липецк, ул. 50 лет НЛМК, д. 21а квартира 47 - 3 983,12 руб.
18) г. Липецк, пр. Боевой, д. 41 квартира 1 - 5 856,50 руб.
19) г. Липецк, пр. Боевой, д. 41 квартира 4 - 2 151,83 руб.
20) г. Липецк, пр. Боевой, д. 41 квартира 10 - 5 313,26 руб.
21) г. Липецк, ул. Студенческий городок, д. 13 ком. 72 - 1 153,19 руб.
22) г. Липецк, ул. Краснознаменная, д. 2 в ком. 6/16 - 881,57 руб.
23) г. Липецк, ул. Коммунистическая, д. 14 квартира 16 - 9 149,30 руб.
24) г. Липецк, ул. Мира, д. 36 квартира 12 - 3 243,08 руб.
25) г. Липецк, ул. Плеханова, д. 78 квартира 22 - 3 131,25 руб.
26) г. Липецк, ул. Октябрьская, д. 50 квартира 2 - 3 365,81 руб.
27) г. Липецк, ул. Адм. Макарова, д. 2 квартира 82 - 229,78 руб.
Учитывая изложенное, в отношении требования о взыскании за тепловую энергию, поставленную на отопление суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению в сумме 112 313,60 руб. с учетом названных выше периодов, в отношении требований о взыскании задолженности за тепловую энергию в горячей воде требования истца подлежат удовлетворению в отношении помещений, собственниками которых был избран непосредственный способ управления домом и с учетом указанных периодов в сумме 508,80 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказал.
Довод апелляционной жалобы с дополнением о том, что бремя оплаты поставленной тепловой энергии в помещения ответчика возложено на него с даты, которой помещение передано собственнику по передаточному акту, отклоняется судебной коллегией.
В силу части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма, нанимателя или арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора.
Статьей 155 ЖК РФ регламентируется внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в зависимости от статуса лица, пользующегося помещением, выбранного способа управления и вида платы.
По смыслу частей 4, 6 и 6.1 статьи 155 ЖК РФ, наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги соответствующему исполнителю коммунальных услуг, за исключением случая, предусмотренного ч. 7.1 названной статьи.
Поэтому, если иное не установлено законом, по общему правилу при передаче квартир, находящихся в собственности муниципального образования, гражданам по договору социального найма обязанность по внесению исполнителю коммунальных услуг платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и платы за коммунальные услуги лежит на нанимателе ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2", утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 г.).
Между тем, в силу части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Таким образом, правомерен вывод суда первой инстанции о том, что в расчете размера задолженности следует учитывать дату заключения договора социального найма - при передаче жилого помещения из муниципального жилого фонда или дату регистрации права собственности - при возникновении у муниципального образования права собственности в силу заключения договора с прежним собственником, соответственно.
Довод апелляционной жалобы о том, что истцом был произведен единственно верный расчет стоимости тепловой энергии в отношении ответчика, исходя из утвержденных тарифов для категории потребителей - "прочие потребители", отклоняется судебной коллегией.
Судом установлено, что в данном случае объектами теплоснабжения являются жилые помещения. Факт поставки тепловой энергии ответчиком не оспаривался, при этом с момента подписания соответствующего акта отключения объекты исключены из расчета стоимости потребленных услуг. Доказательств использования перечисленных в иске помещений для использования с целью извлечения прибыли в деле не имеется. Таким образом, тепловая энергия используется для отопления и горячего водоснабжения с целью удовлетворения коммунально-бытовых нужд, что предполагает применение тарифа, установленного для населения (правовые подходы отражены в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 05.08.2015 N 307-ЭС-5144, от 04.04.2016 г. N 304-ЭС15-3420, от 09.11.2016 N 302-ЭС16-15158).
При таких обстоятельствах, правомерен вывод суда области о применении в данном случае к правоотношениям сторон в расчетах тарифа установленного для населения.
Из заявленных истцом требований и представленного расчета усматривается, что истцом предъявляется ко взысканию задолженность за тепловую энергию поставленную в горячей воде на общедомовые нужды.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ).
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из ЖК РФ, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), в соответствии с пунктом 13 которых предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
На основании платежных документов граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги (часть 1 статьи 153, часть 4 статьи 154, пункт 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, пункты 63, 67 Правил N 354).
Согласно пунктам 8, 9 Правил N 354, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Таким образом, порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Однако, жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 статьи 155 ЖК РФ). В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируется Правилами N 354 (пункты 1 и 36). Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Исключение сделано для коммунальной услуги по отоплению.
Из представленных в дело документов следует, что непосредственный способ управления выбран собственниками помещений, расположенных по следующим адресам: г. Липецк, ул. Коцаря, д. 4, ул. Молодежная, д. 17, ул. 3-е Сентября, д. 12, ул. Коммунистическая, д. 14 (на основании протокола от 22.08.2015 г.). В отношении иных жилых помещений представлена информация о выборе способа управления - управление управляющей компанией.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что требования о взыскании стоимости тепловой энергии поставленной на общедомовые нужды в горячей воде подлежат отнесению на управляющие компании за исключением требований, предъявляемых в отношении помещений, расположенных по следующим адресам: г. Липецк, ул. Коцаря, д. 4, ул. Молодежная, д. 17; ул. 3-е Сентября, д. 12 ул. Коммунистическая, д. 14 (на основании протокола от 22.08.2015 г.).
Судом первой инстанции при рассмотрении дела были полно установлены фактические обстоятельства дела, всесторонне исследованы доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, им дана надлежащая правовая оценка и принято решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения Арбитражного суда Липецкой области от 30.06.2017 (с учетом определения Арбитражного суда Липецкой области об исправлении арифметической ошибки от 30.06.2017) по делу N А36-5107/2016 в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы с дополнением не имеется.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина в сумме 3 000 руб. относится на заявителя жалобы и возврату не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:

Решение Арбитражного суда Липецкой области от 30.06.2017 (с учетом определения Арбитражного суда Липецкой области об исправлении арифметической ошибки от 30.06.2017) по делу N А36-5107/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" в лице филиала публичного акционерного общества "Квадра"- "Липецкая генерация" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
А.А.СУРНЕНКОВ
Судьи
Е.В.МАХОВАЯ
Л.А.СЕРЕГИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)