Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.08.2017 N 10АП-10107/2017 ПО ДЕЛУ N А41-14179/17

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 2017 г. по делу N А41-14179/17


Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2017 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.
судей Иевлева П.А., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ефимовым А.В.,
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью УК "Южный": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
- от Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области": Крюков Д.А. по доверенности от 17.10.2016;
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новые технологии комфорта": представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью УК "Южный" на решение Арбитражного суда Московской области от 02.06.2017 по делу N А41-14179/17, принятое судьей Гейц И.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью УК "Южный" (далее - ООО УК "Южный") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - инспекция) о признании незаконным предписания от 10.02.2017 N 08ОГ/15-8-19-15-2017/1.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новые технологии комфорта" (далее - ООО "Управляющая компания "Новые технологии комфорта").
Решением Арбитражного суда Московской области от 02.06.2017 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО УК "Южный" просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Представитель инспекции в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей ООО УК "Южный" и ООО "Управляющая компания "Новые технологии комфорта".
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя инспекции, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
В связи с обращением от 09.01.2017 N 08ОГ/15-08 и на основании распоряжения от 06.02.2017 в отношении ООО УК "Южный" проведена проверка, в ходе которой установлено, что ООО УК "Южный" не передало техническую и иную документацию в отношении жилого дома N 2, расположенного по адресу: Московская область, г. Красногорск, бульвар Южный, в управляющую организацию ООО "Управляющая Компания Новые Технологии Комфорта", которая была выбрана на общем собрании собственников указанного дома (акт от 10.02.2017 N 08ОГ/15-8-19-15-2017).
В связи с выявленными нарушениями инспекция 10.02.2017 выдало ООО УК "Южный" предписание N 08ОГ/15-8-19-15-2017/1 об устранении указанных нарушений в срок до 21.02.2017.
Не согласившись с названным предписанием, полагая, что указанное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, ООО УК "Южный" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая ООО УК "Южный" в удовлетворении заявления, суд первой инстанции признал его необоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
На основании пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре" задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами.
Частью 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) установлено, что под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Постановлением Правительства Московской области от 19.11.2003 N 674/43 образована Государственная жилищная инспекция Московской области.
Пунктом 1 постановления Правительства Московской области от 12.09.2007 N 674/28 Государственная жилищная инспекция Московской области преобразована в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области - Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
В силу части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно указал, что полномочия инспекции в данном случае соблюдены.
Из положений статьи 44 Жилищного кодекса следует, что органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится, в том числе выбор способа управления многоквартирным домом.
Обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по определению способа управления своим домом установлена в статье 161 Жилищного кодекса. Способ управления выбирается и может быть изменен в любое время на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса (в редакции Федерального закона от 28.06.2014 N 182-ФЗ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Согласно части 3 статьи 161 Жилищного кодекса способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 9 статьи 162 Жилищного кодекса многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 10 статьи 162 Жилищного кодекса управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, определен разделом 5 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416.
Согласно пунктов 18 и 19 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила), в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля)), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса.
Техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Таким образом, в соответствии с пунктом 10 статьи 162 Жилищного кодекса, пунктами 18 и 19 Правил, управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы; обязанность по передаче технической и иной документации должна быть исполнена в течение 30-ти дней с даты получения уведомления о смене управляющей организации.
В силу пункта 1 статьи 46 Жилищного кодекса решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
По смыслу пункта 18 Правил "уведомление" представляет собой письменный документ, который должен содержать информацию о наименовании и адресе выбранной собственниками управляющей организации, а в случае выбора непосредственной формы управления - сведения об одном из собственников помещений в МКД.
Официальная форма указанного уведомления Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 не утверждена.
Как установлено судом первой инстанции, смена управляющей организации в отношении жилого дома N 2, расположенного по адресу: Московская область, Московская область, г. Красногорск, бульвар Южный, произведена на основании решения собственников жилых помещений многоквартирного дома, оформленного протоколом общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома от 28.11.2016 N 01/11-16-юб2. В соответствии с указанным решением вместо ООО УК "Южный" собственниками выбрана новая управляющая организация - ООО "Управляющая компания "Новые технологии комфорта".
ООО "Управляющая компания "Новые технологии комфорта" 22.12.2016 направило в адрес ООО УК "Южный" письмо с уведомлением о необходимости передать техническую и иную документацию, которое было получено ООО УК "Южный" 28.12.2016, что подтверждается подписью и. о. генерального директора ООО УК "Южный" - Громова Н.В. Доказательств обратного заявителем суду не представлено.
При этом в письме-уведомлении от 22.12.2016 содержалась вся необходимая информации, предусмотренная пунктом 18 Правил.
Поскольку по смыслу пунктов 18, 19 Правил и пункта 10 статьи 162 Жилищного кодекса срок для выполнения обязанности по передаче документации оканчивается по истечении 30-ти дней с даты получения уведомления о смене управляющей организации с приложением копии решения собственников, техническая документация подлежала передаче новой управляющей компании не позднее 27.01.2017.
В данном случае техническая и иная документация ООО УК "Южный" ООО "Управляющая компания "Новые технологии комфорта" не передана как в установленный срок, так до настоящего времени, что не оспаривается лицами, участвующими в деле.
При этом оспариваемое предписание выдано ООО УК "Южный" 10.02.2017, т.е. после истечения 30-дневного срока, установленного для передачи технической документации.
Таким образом, независимо от срока исполнения, указанного в оспариваемом предписании, ООО УК "Южный" было обязано передать техническую документацию на многоквартирный дом. Эта обязанность ООО УК "Южный" на момент вынесения предписания исполнена не была.
Более того, сведения об управлении ООО "Управляющая компания "Новые технологии комфорта" спорным домом внесены в реестр лицензий Московской области, ООО "Управляющая компания "Новые технологии комфорта" заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями.
Доводы ООО УК "Южный" о том, что в Красногорском городском суде рассматривается исковое заявление об оспаривании протокола общего собрания многоквартирного жилого дома, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку в настоящем деле судом не рассматривается вопрос о законности выбора той или иной управляющей компании, предметом спора по настоящему делу является законность и обоснованность оспариваемого предписания в порядке главы 24 АПК РФ.
При этом основанием для выдачи оспариваемого предписания послужило неисполнение ООО УК "Южный" обязанности по передаче технической документации в установленный законом срок, административным органом был установлен факт неисполнения обязанности по передаче документации, срок исполнения которой истек до вынесения оспариваемого предписания и до обращения заявителя в Арбитражный суд Московской области.
Доводы ООО УК "Южный" о том, что в ходе проведения проверки инспекцией допущены процессуальные нарушения в части не уведомления о проведении проверки, также обоснованно отклонены судом, поскольку проверка в данном случае проведения по обращению от 09.01.2017 N 08ОГ/15-08, в присутствии законного представителя от 09.01.2017 N 08ОГ/15-08 - генерального директора Громова Н.В., что подтверждается его подписью в акте проверки. Каких-либо возражений на акт проверки от законного представителя от 09.01.2017 N 08ОГ/15-08 не поступило. Доказательств того, что неполучение от 09.01.2017 N 08ОГ/15-08 уведомления на проверку каким-либо образом препятствовало реализации прав О от 09.01.2017 N 08ОГ/15-08 при проведении процессуальных действий, не представлено.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 02 июня 2017 года по делу N А41-14179/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Н.В.ДИАКОВСКАЯ

Судьи
П.А.ИЕВЛЕВ
С.А.КОНОВАЛОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)