Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2016 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.
судей Барановой Ю.И., Величко М.Г.
при ведении протокола судебного заседания Коноплевым И.А.,
при участии:
от заявителя: представитель Божкова Ю.В. по доверенности от 12.04.2016 г.,
от ООО "Восход Сити": представитель Туов А.А. по доверенности от 11.01.2016 г.,
от КУИ муниципального образования "Город Майкоп": представитель не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Майкоп" (ИНН 0105038964, ОГРН 1030100529546)
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 26.04.2016 г. по делу N А01-411/2016
по иску общества с ограниченной ответственностью "Восход Сити" (ИНН 0105068542, ОГРН 1130105000816)
к Администрации муниципального образования "Город Майкоп" (ИНН 0105038964, ОГРН 1030100529546), Комитету по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп" (ИНН 0105001072, ОГРН 1020100694063)
о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг,
принятое в составе судьи Афашагова М.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Восход Сити" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к Администрации муниципального образования "Город Майкоп" (далее - ответчик, Администрация) о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 31.12.2015 г. указанное исковое заявление принято к производству, делу присвоен номер А01-2776/2015.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 26.02.2016 г. в качестве соответчика по делу N А01-2776/2015 привлечен Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп" (далее - ответчик, КУИ).
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 26.02.2016 г. по делу N А01-2776/15 часть исковых требований истца, а именно: требования о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 15493,54 руб. за период с 01.10.2014 г. по 31.08.2015 г. по квартире, расположенной по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Михайлова, д. 1А, кв. 19, выделены в отдельное производство, делу присвоен N А01-411/2016.
Исковые требования мотивированы тем, что в период с 01.10.2014 г. по 31.08.2015 г. ответчик оплату за коммунальные услуги и техническое обслуживание квартиры N 19 по ул. Михайлова, 1А в г. Майкопе, находящейся в муниципальной собственности, не производил, сумма задолженности составляет 15493,45 руб., из которых 7890,63 руб. - техобслуживание, 6778,61 руб. - отопление, 419,42 руб. - ОДН ГВС, 146,20 руб. - ОДН ХВС, 27,88 руб. - ОДН ЭЭ (ночь), 230,61 руб. - ОДН ЭЭ (день).
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 26.04.2016 г. с Администрации муниципального образования "Город Майкоп" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Восход Сити" взыскана задолженность по оплате за предоставленные в муниципальную квартиру N 19, расположенную по адресу: г. Майкоп, ул. Михайлова, д. 1А, жилищно-коммунальные услуги в размере 15493,45 руб.
Решение мотивировано тем, что собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, а также расходы на коммунальные услуги.
Администрация муниципального образования "Город Майкоп" обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила решение отменить, в удовлетворении иска отказать.
Податель жалобы указал, что в соответствии с Ведомственной структурой по расходам бюджета муниципального образования "Город Майкоп", являющейся Приложением N 11 к решению Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" от 24.12.2014 N 94-рс "О бюджете муниципального образования "Город Майкоп" на 2015 г. и на плановый период 2016, 2017 годов", главным распорядителем бюджетных средств по статье расходов "жилищно-коммунальное хозяйство является Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп". Кроме того, заявитель отметил, что истцом в адрес ответчика не были представлены счета на оплату оказанных услуг.
Представитель заявителя в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал в полном объеме, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель ООО "Восход Сити" в судебном заседании против апелляционной жалобы возражал, при этом отзыв не подготовил.
КУИ муниципального образования "Город Майкоп" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует имеющееся в материалах дела почтовое уведомление, отзыв на жалобу не представил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие КУИ муниципального образования "Город Майкоп".
Законность и обоснованность судебного акта проверена в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, с 01 августа 2014 г. общество с ограниченной ответственностью "Восход Сити" осуществляет управление многоквартирным домом N 1А по ул. Михайлова, в г. Майкопе (протокол общего собрания от 10.07.2014 г.) (т. 2, л.д. 33-36).
В вышеуказанном многоквартирном доме расположена квартира N 19, общей площадью 51,00 кв. м, находящаяся в муниципальной собственности муниципального образования "Город Майкоп"
Поскольку собственник в период с 01.10.2014 г. по 31.08.2015 г. оплату за коммунальные услуги и техническое обслуживание принадлежащей ему квартиры не производил, за ним образовалась задолженность в общем размере 15493,45 руб., из которых 7890,63 руб. - техобслуживание, 6778,61 руб. - отопление, 419,42 руб. - ОДН ГВС, 146,20 руб. - ОДН ХВС, 27,88 руб. - ОДН ЭЭ (ночь), 230,61 руб. - ОДН ЭЭ (день).
Названные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом
Собственник в силу требований статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В силу пунктов 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно пункту 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В силу пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно пункту 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Таким образом, ответчик, являясь собственником жилого помещения в указанном многоквартирном жилом доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, не освобождают это лицо от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома.
Довод Администрации о том, что истец не направлял в ее адрес платежные документы на оплату оказанных услуг, судом первой инстанции рассмотрен и правомерно отклонен.
Согласно части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Таким образом, срок для внесения собственниками платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлен законом. Обязанность внесения рассматриваемой платы не поставлена в зависимость от вручения управляющей организацией счетов (иных платежных документов) собственнику помещения.
Согласно статье 671 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Из материалов дела усматривается, что 03.09.2015 года между администрацией МО "Город Майкоп" (наймодатель) и Сыч Н.В. (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения N 232 (далее - договор найма). В соответствии с пунктом 1.1. договора найма, наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из двух жилых комнат в двухкомнатной квартире, общей площадью 51,00 кв. м, расположенное по адресу: г. Майкоп, ул. Михайлова, д. 1 корп. А, кв. 19, для проживания в нем, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг: электроснабжение холодное водоснабжение, водоотведение (канализация) и теплоснабжение (отопление).
В статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.
Исходя из содержания названных норм, обязанность оплачивать текущий ремонт и коммунальные услуги возложена на нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Однако, в силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (пункт 3 названной статьи).
Следовательно, до заключения договора найма жилого помещения, находящегося в собственности муниципального образования обязанность по внесению платы за коммунальные услуги, а также плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме несет собственник помещения.
Поскольку управляющей организацией требования о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги, предоставленные в квартиру N 19 по ул. Михайлова, д. 1А, в г. Майкопе, заявлены за период с 01.10.2014 г. по 31.08.2015 г., данный период задолженности образовался до заселения нанимателя квартиры, постольку обязанность по оплате за коммунальных услуг возникает у собственника помещения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что задолженность по оплате коммунальных услуг и техническое обслуживание квартиры, находящейся в муниципальной собственности, в размере 15493,45 руб. подлежит взысканию.
Вместе с тем, суд первой инстанции неверно указал источник финансирования, а также уполномоченный орган, осуществляющий права собственника в отношении муниципальной собственности от имени муниципального образования "Город Майкоп".
В соответствии с пунктом 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде соответственно органы государственной власти и местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" содержится разъяснение о том, что в качестве такого органа выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Из положений статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что в качестве представителя по внедоговорным обязательствам к муниципальному образованию, от имени муниципального образования выступают главные распорядители средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 2 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
В пункте 5.1. Положения о муниципальной казне муниципального образования "Город Майкоп", утвержденного решением Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" от 28.01.2016 г. N 162-рс, управление объектами казны осуществляется Комитетом по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп" в соответствии с действующим законодательством, нормативными правовыми актами муниципального образования "Город Майкоп", распоряжениями Администрации муниципального образования "Город Майкоп".
Решением Советом народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" от 23.07.2014 г. N 66-рс утверждено "О Комитете по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп".
В соответствии с пунктом 8.1. названного Положения (в редакции от 18.02.2016 г.), основными задачами Комитета являются, в том числе осуществление прав собственника в отношении муниципальной собственности от имени муниципального образования "Город Майкоп" в соответствии с Уставом муниципального образования "Город Майкоп" и Положением "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования "Город Майкоп".
Приложением N 11 (ведомственная структура по расходам бюджета муниципального образования "Город Майкоп") к решению Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" от 24.12.2014 N 94-рс "О бюджете муниципального образования "Город Майкоп" на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов", Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп" является главным распорядителем бюджетных средств по статье расходов "жилищно-коммунальное хозяйство, жилищное хозяйство".
С учетом вышеназванных норм и положений статей 125, 215 Гражданского кодекса, суду первой инстанции следовало взыскать в пользу управляющей организации денежные средства с муниципального образования "Город Майкоп" в лице Комитета по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп" за счет средств казны муниципального образования.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает необходимым решение суда первой инстанции изменить.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции допущено не было.
Администрация в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождена.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 26.04.2016 г. по делу N А01-411/2016 изменить.
Изложить резолютивную часть в следующей редакции:
"Взыскать с муниципального образования "Город Майкоп" в лице Комитета по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп" (ИНН 0105001072, ОГРН 1020100694063) за счет средств казны муниципального образования "Город Майкоп" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Восход Сити" (ИНН 0105068542, ОГРН 1130105000816) задолженность по оплате за предоставленные в муниципальную квартиру N 19, расположенную по адресу: г. Майкоп, ул. Михайлова, д. 1А, жилищно-коммунальные услуги в размере 15493,45 руб. за период с 01.10.2014 г. по 31.08.2015 г.
В удовлетворении остальной части иска отказать".
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Е.А.МАШТАКОВА
Судьи
Ю.И.БАРАНОВА
М.Г.ВЕЛИЧКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.07.2016 N 15АП-9218/2016 ПО ДЕЛУ N А01-411/2016
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2016 г. N 15АП-9218/2016
Дело N А01-411/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2016 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.
судей Барановой Ю.И., Величко М.Г.
при ведении протокола судебного заседания Коноплевым И.А.,
при участии:
от заявителя: представитель Божкова Ю.В. по доверенности от 12.04.2016 г.,
от ООО "Восход Сити": представитель Туов А.А. по доверенности от 11.01.2016 г.,
от КУИ муниципального образования "Город Майкоп": представитель не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Майкоп" (ИНН 0105038964, ОГРН 1030100529546)
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 26.04.2016 г. по делу N А01-411/2016
по иску общества с ограниченной ответственностью "Восход Сити" (ИНН 0105068542, ОГРН 1130105000816)
к Администрации муниципального образования "Город Майкоп" (ИНН 0105038964, ОГРН 1030100529546), Комитету по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп" (ИНН 0105001072, ОГРН 1020100694063)
о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг,
принятое в составе судьи Афашагова М.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Восход Сити" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к Администрации муниципального образования "Город Майкоп" (далее - ответчик, Администрация) о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 31.12.2015 г. указанное исковое заявление принято к производству, делу присвоен номер А01-2776/2015.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 26.02.2016 г. в качестве соответчика по делу N А01-2776/2015 привлечен Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп" (далее - ответчик, КУИ).
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 26.02.2016 г. по делу N А01-2776/15 часть исковых требований истца, а именно: требования о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 15493,54 руб. за период с 01.10.2014 г. по 31.08.2015 г. по квартире, расположенной по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Михайлова, д. 1А, кв. 19, выделены в отдельное производство, делу присвоен N А01-411/2016.
Исковые требования мотивированы тем, что в период с 01.10.2014 г. по 31.08.2015 г. ответчик оплату за коммунальные услуги и техническое обслуживание квартиры N 19 по ул. Михайлова, 1А в г. Майкопе, находящейся в муниципальной собственности, не производил, сумма задолженности составляет 15493,45 руб., из которых 7890,63 руб. - техобслуживание, 6778,61 руб. - отопление, 419,42 руб. - ОДН ГВС, 146,20 руб. - ОДН ХВС, 27,88 руб. - ОДН ЭЭ (ночь), 230,61 руб. - ОДН ЭЭ (день).
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 26.04.2016 г. с Администрации муниципального образования "Город Майкоп" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Восход Сити" взыскана задолженность по оплате за предоставленные в муниципальную квартиру N 19, расположенную по адресу: г. Майкоп, ул. Михайлова, д. 1А, жилищно-коммунальные услуги в размере 15493,45 руб.
Решение мотивировано тем, что собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, а также расходы на коммунальные услуги.
Администрация муниципального образования "Город Майкоп" обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила решение отменить, в удовлетворении иска отказать.
Податель жалобы указал, что в соответствии с Ведомственной структурой по расходам бюджета муниципального образования "Город Майкоп", являющейся Приложением N 11 к решению Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" от 24.12.2014 N 94-рс "О бюджете муниципального образования "Город Майкоп" на 2015 г. и на плановый период 2016, 2017 годов", главным распорядителем бюджетных средств по статье расходов "жилищно-коммунальное хозяйство является Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп". Кроме того, заявитель отметил, что истцом в адрес ответчика не были представлены счета на оплату оказанных услуг.
Представитель заявителя в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал в полном объеме, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель ООО "Восход Сити" в судебном заседании против апелляционной жалобы возражал, при этом отзыв не подготовил.
КУИ муниципального образования "Город Майкоп" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует имеющееся в материалах дела почтовое уведомление, отзыв на жалобу не представил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие КУИ муниципального образования "Город Майкоп".
Законность и обоснованность судебного акта проверена в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, с 01 августа 2014 г. общество с ограниченной ответственностью "Восход Сити" осуществляет управление многоквартирным домом N 1А по ул. Михайлова, в г. Майкопе (протокол общего собрания от 10.07.2014 г.) (т. 2, л.д. 33-36).
В вышеуказанном многоквартирном доме расположена квартира N 19, общей площадью 51,00 кв. м, находящаяся в муниципальной собственности муниципального образования "Город Майкоп"
Поскольку собственник в период с 01.10.2014 г. по 31.08.2015 г. оплату за коммунальные услуги и техническое обслуживание принадлежащей ему квартиры не производил, за ним образовалась задолженность в общем размере 15493,45 руб., из которых 7890,63 руб. - техобслуживание, 6778,61 руб. - отопление, 419,42 руб. - ОДН ГВС, 146,20 руб. - ОДН ХВС, 27,88 руб. - ОДН ЭЭ (ночь), 230,61 руб. - ОДН ЭЭ (день).
Названные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом
Собственник в силу требований статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В силу пунктов 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно пункту 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В силу пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно пункту 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Таким образом, ответчик, являясь собственником жилого помещения в указанном многоквартирном жилом доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, не освобождают это лицо от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома.
Довод Администрации о том, что истец не направлял в ее адрес платежные документы на оплату оказанных услуг, судом первой инстанции рассмотрен и правомерно отклонен.
Согласно части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Таким образом, срок для внесения собственниками платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлен законом. Обязанность внесения рассматриваемой платы не поставлена в зависимость от вручения управляющей организацией счетов (иных платежных документов) собственнику помещения.
Согласно статье 671 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Из материалов дела усматривается, что 03.09.2015 года между администрацией МО "Город Майкоп" (наймодатель) и Сыч Н.В. (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения N 232 (далее - договор найма). В соответствии с пунктом 1.1. договора найма, наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из двух жилых комнат в двухкомнатной квартире, общей площадью 51,00 кв. м, расположенное по адресу: г. Майкоп, ул. Михайлова, д. 1 корп. А, кв. 19, для проживания в нем, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг: электроснабжение холодное водоснабжение, водоотведение (канализация) и теплоснабжение (отопление).
В статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.
Исходя из содержания названных норм, обязанность оплачивать текущий ремонт и коммунальные услуги возложена на нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Однако, в силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (пункт 3 названной статьи).
Следовательно, до заключения договора найма жилого помещения, находящегося в собственности муниципального образования обязанность по внесению платы за коммунальные услуги, а также плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме несет собственник помещения.
Поскольку управляющей организацией требования о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги, предоставленные в квартиру N 19 по ул. Михайлова, д. 1А, в г. Майкопе, заявлены за период с 01.10.2014 г. по 31.08.2015 г., данный период задолженности образовался до заселения нанимателя квартиры, постольку обязанность по оплате за коммунальных услуг возникает у собственника помещения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что задолженность по оплате коммунальных услуг и техническое обслуживание квартиры, находящейся в муниципальной собственности, в размере 15493,45 руб. подлежит взысканию.
Вместе с тем, суд первой инстанции неверно указал источник финансирования, а также уполномоченный орган, осуществляющий права собственника в отношении муниципальной собственности от имени муниципального образования "Город Майкоп".
В соответствии с пунктом 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде соответственно органы государственной власти и местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" содержится разъяснение о том, что в качестве такого органа выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Из положений статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что в качестве представителя по внедоговорным обязательствам к муниципальному образованию, от имени муниципального образования выступают главные распорядители средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 2 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
В пункте 5.1. Положения о муниципальной казне муниципального образования "Город Майкоп", утвержденного решением Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" от 28.01.2016 г. N 162-рс, управление объектами казны осуществляется Комитетом по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп" в соответствии с действующим законодательством, нормативными правовыми актами муниципального образования "Город Майкоп", распоряжениями Администрации муниципального образования "Город Майкоп".
Решением Советом народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" от 23.07.2014 г. N 66-рс утверждено "О Комитете по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп".
В соответствии с пунктом 8.1. названного Положения (в редакции от 18.02.2016 г.), основными задачами Комитета являются, в том числе осуществление прав собственника в отношении муниципальной собственности от имени муниципального образования "Город Майкоп" в соответствии с Уставом муниципального образования "Город Майкоп" и Положением "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования "Город Майкоп".
Приложением N 11 (ведомственная структура по расходам бюджета муниципального образования "Город Майкоп") к решению Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" от 24.12.2014 N 94-рс "О бюджете муниципального образования "Город Майкоп" на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов", Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп" является главным распорядителем бюджетных средств по статье расходов "жилищно-коммунальное хозяйство, жилищное хозяйство".
С учетом вышеназванных норм и положений статей 125, 215 Гражданского кодекса, суду первой инстанции следовало взыскать в пользу управляющей организации денежные средства с муниципального образования "Город Майкоп" в лице Комитета по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп" за счет средств казны муниципального образования.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает необходимым решение суда первой инстанции изменить.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции допущено не было.
Администрация в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождена.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 26.04.2016 г. по делу N А01-411/2016 изменить.
Изложить резолютивную часть в следующей редакции:
"Взыскать с муниципального образования "Город Майкоп" в лице Комитета по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп" (ИНН 0105001072, ОГРН 1020100694063) за счет средств казны муниципального образования "Город Майкоп" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Восход Сити" (ИНН 0105068542, ОГРН 1130105000816) задолженность по оплате за предоставленные в муниципальную квартиру N 19, расположенную по адресу: г. Майкоп, ул. Михайлова, д. 1А, жилищно-коммунальные услуги в размере 15493,45 руб. за период с 01.10.2014 г. по 31.08.2015 г.
В удовлетворении остальной части иска отказать".
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Е.А.МАШТАКОВА
Судьи
Ю.И.БАРАНОВА
М.Г.ВЕЛИЧКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)