Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Денисова В.Ю. и апелляционному представлению прокуратуры Республики Мордовия на решение Верховного Суда Республики Мордовия от 2 декабря 2015 года об отказе Денисову В.Ю. в удовлетворении административного иска о признании недействующими абзаца седьмого пункта 15 и абзаца третьего подпункта 1 пункта 15.1 Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 июля 2008 года N 342.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным и поэтому подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 июля 2008 года N 342 утверждено Положение о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Мордовия.
К числу лиц, имеющих право на получение указанной ежемесячной денежной компенсации, отнесены, в том числе, инвалиды (подпункт 6 пункта 1 Положения).
Абзацем седьмым пункта 15 данного Положения предусмотрено, что наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в течение двух месяцев либо невыполнение условий соглашения по ее погашению влечет прекращение выплаты ежемесячной денежной компенсации.
Согласно абзацу третьему подпункта 1 пункта 15.1 Положения возобновление выплаты ежемесячной денежной компенсации осуществляется на основании решения государственного казенного учреждения с 1 числа месяца, следующего за месяцем погашения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг либо заключения соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Денисов В.Ю. обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с административным иском о признании указанных положений противоречащими Федеральному закону от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пункту 15 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901.
Заявление мотивировано тем, что он является инвалидом первой группы, оспариваемые положения устанавливают для инвалидов не предусмотренные федеральным законодательством ограничения по реализации права на получение мер социальной поддержки.
Решением Верховного Суда Республики Мордовия от 2 декабря 2015 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Денисов В.Ю. просит решение суда отменить как постановленное на неправильном применении норм материального права и принять по делу новое решение.
В апелляционном представлении ставится вопрос об отмене решения и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований в той мере, в какой оспариваемые положения создают препятствие на получение инвалидами льготы по предоставлению ежемесячной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов по мотиву правовой неопределенности.
В частности прокурором подчеркивается, что решение постановлено без учета доводов прокурора о том, что установленный в пункте 15 Положения порядок прекращения выплаты ежемесячной денежной компенсации рассматривается как освобождение органа защиты населения от юридических обязательств, предусмотренных федеральным и региональным законодательством, связанных с выплатой такой компенсации. В совокупности с обстоятельствами, предусмотренными пунктом 15.1 Положения возобновление выплаты компенсации рассматривается как вновь установленный юридический факт возникновения у органа социальной защиты населения обязанности по ее выплате. Применительно к оспариваемым нормам, это означает, что после погашения задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги либо заключения соглашения по ее погашению в период, в котором она имелась (с момента прекращения выплаты и до ее возобновления) компенсация на оплаченную сумму не предоставляется. Таким образом, сформулированная правовая конструкция оспариваемых пунктов Положения привела к такому их толкованию правоприменителем и сложившемуся на практике порядку, при котором возмещение расходов на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги исключается вовсе, несмотря на последующее погашение этой задолженности. Между тем по своей сути ежемесячная денежная компенсация направлена на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги и имеет целевое назначение - уменьшение фактических затрат по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. В подтверждение своих доводов прокурор ссылается на ответ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия в прокуратуру Республики от 18 декабря 2015 года по обращению М. согласно которому заявительнице в связи с задолженностью по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги с 1 августа 2015 года выплата прекращена и с 1 октября 2015 года возобновлена в связи с погашением долга. При этом за период с сентября 2015 года по 1 октября 2015 года ежемесячная денежная компенсация ей не выплачивалась в соответствии с пунктом 15.1 Положения.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Правительством Республики Мордовия представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит.
Отказывая Денисову В.Ю. в удовлетворении заявленных требований, суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Республики Мордовия в пределах полномочий, законодательству, имеющему высшую юридическую силу, не противоречит и прав административного истца не нарушает.
Социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (пункт "ж" части 1 статьи 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Федеральный законодатель, предоставляя инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, льготу в виде скидки не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, одновременно передал полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг органам государственной власти субъектов Российской Федерации, которые вправе устанавливать формы предоставления мер социальной поддержки нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 13 статьи 17, части 1 - 2, 6 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
При таком положении Правительство Республики Мордовия, принимая Положение о порядке предоставления ежемесячной части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Мордовия, действовало в рамках компетенции.
Разрешая вопрос о законности данного Положения, суд справедливо не усмотрел нарушений прав заявителя.
В силу статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Анализ оспариваемого положения в системной взаимосвязи с приведенной федеральной нормой дает убедительную основу для вывода о том, что фактически субъектом Российской Федерации воспроизведено условие предоставления компенсации, установленное федеральным законодателем, в связи с чем у суда нет основания для признания его ограничивающим гарантированное федеральным законодателем право на получение меры социальной поддержки в том же объеме.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия, руководствуясь статьями 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Верховного Суда Республики Мордовия от 2 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Денисова В.Ю. и апелляционное представление прокуратуры Республики Мордовия - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 16.03.2016 N 15-АПГ16-1
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 марта 2016 г. N 15-АПГ16-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Денисова В.Ю. и апелляционному представлению прокуратуры Республики Мордовия на решение Верховного Суда Республики Мордовия от 2 декабря 2015 года об отказе Денисову В.Ю. в удовлетворении административного иска о признании недействующими абзаца седьмого пункта 15 и абзаца третьего подпункта 1 пункта 15.1 Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 июля 2008 года N 342.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным и поэтому подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 июля 2008 года N 342 утверждено Положение о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Мордовия.
К числу лиц, имеющих право на получение указанной ежемесячной денежной компенсации, отнесены, в том числе, инвалиды (подпункт 6 пункта 1 Положения).
Абзацем седьмым пункта 15 данного Положения предусмотрено, что наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в течение двух месяцев либо невыполнение условий соглашения по ее погашению влечет прекращение выплаты ежемесячной денежной компенсации.
Согласно абзацу третьему подпункта 1 пункта 15.1 Положения возобновление выплаты ежемесячной денежной компенсации осуществляется на основании решения государственного казенного учреждения с 1 числа месяца, следующего за месяцем погашения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг либо заключения соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Денисов В.Ю. обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с административным иском о признании указанных положений противоречащими Федеральному закону от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пункту 15 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901.
Заявление мотивировано тем, что он является инвалидом первой группы, оспариваемые положения устанавливают для инвалидов не предусмотренные федеральным законодательством ограничения по реализации права на получение мер социальной поддержки.
Решением Верховного Суда Республики Мордовия от 2 декабря 2015 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Денисов В.Ю. просит решение суда отменить как постановленное на неправильном применении норм материального права и принять по делу новое решение.
В апелляционном представлении ставится вопрос об отмене решения и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований в той мере, в какой оспариваемые положения создают препятствие на получение инвалидами льготы по предоставлению ежемесячной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов по мотиву правовой неопределенности.
В частности прокурором подчеркивается, что решение постановлено без учета доводов прокурора о том, что установленный в пункте 15 Положения порядок прекращения выплаты ежемесячной денежной компенсации рассматривается как освобождение органа защиты населения от юридических обязательств, предусмотренных федеральным и региональным законодательством, связанных с выплатой такой компенсации. В совокупности с обстоятельствами, предусмотренными пунктом 15.1 Положения возобновление выплаты компенсации рассматривается как вновь установленный юридический факт возникновения у органа социальной защиты населения обязанности по ее выплате. Применительно к оспариваемым нормам, это означает, что после погашения задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги либо заключения соглашения по ее погашению в период, в котором она имелась (с момента прекращения выплаты и до ее возобновления) компенсация на оплаченную сумму не предоставляется. Таким образом, сформулированная правовая конструкция оспариваемых пунктов Положения привела к такому их толкованию правоприменителем и сложившемуся на практике порядку, при котором возмещение расходов на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги исключается вовсе, несмотря на последующее погашение этой задолженности. Между тем по своей сути ежемесячная денежная компенсация направлена на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги и имеет целевое назначение - уменьшение фактических затрат по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. В подтверждение своих доводов прокурор ссылается на ответ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия в прокуратуру Республики от 18 декабря 2015 года по обращению М. согласно которому заявительнице в связи с задолженностью по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги с 1 августа 2015 года выплата прекращена и с 1 октября 2015 года возобновлена в связи с погашением долга. При этом за период с сентября 2015 года по 1 октября 2015 года ежемесячная денежная компенсация ей не выплачивалась в соответствии с пунктом 15.1 Положения.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Правительством Республики Мордовия представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит.
Отказывая Денисову В.Ю. в удовлетворении заявленных требований, суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Республики Мордовия в пределах полномочий, законодательству, имеющему высшую юридическую силу, не противоречит и прав административного истца не нарушает.
Социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (пункт "ж" части 1 статьи 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Федеральный законодатель, предоставляя инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, льготу в виде скидки не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, одновременно передал полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг органам государственной власти субъектов Российской Федерации, которые вправе устанавливать формы предоставления мер социальной поддержки нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 13 статьи 17, части 1 - 2, 6 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
При таком положении Правительство Республики Мордовия, принимая Положение о порядке предоставления ежемесячной части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Мордовия, действовало в рамках компетенции.
Разрешая вопрос о законности данного Положения, суд справедливо не усмотрел нарушений прав заявителя.
В силу статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Анализ оспариваемого положения в системной взаимосвязи с приведенной федеральной нормой дает убедительную основу для вывода о том, что фактически субъектом Российской Федерации воспроизведено условие предоставления компенсации, установленное федеральным законодателем, в связи с чем у суда нет основания для признания его ограничивающим гарантированное федеральным законодателем право на получение меры социальной поддержки в том же объеме.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия, руководствуясь статьями 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Верховного Суда Республики Мордовия от 2 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Денисова В.Ю. и апелляционное представление прокуратуры Республики Мордовия - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)