Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Т.Д. Песковой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Архаринский заказчик": представитель не явился;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Амурской области: Ладыгина А.В., представитель по доверенности от 24.06.2015 N 02/5-12/175;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Амурской области
на решение от 07.12.2015
по делу N А04-9305/2015
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Басос М.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Архаринский заказчик"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Амурской области
об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Архаринский заказчик" (далее - общество, ООО "Архаринский заказчик") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Амурской области (далее - налоговый орган) о признании незаконным и отмене постановления от 23.09.2015 N 018, которым общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Решением от 07.12.2215 суд удовлетворил заявленные требования общества.
Не согласившись с судебным актом, налоговый орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, а также незаконностью и необоснованностью судебного акта и принять новое решение.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав представителя налогового органа, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что на основании поручения заместителя начальника налоговой инспекции от 26.08.2015 N 000039 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Архаринский заказчик" проведена проверка полноты зачисления наличных денежных средств на специальный банковский счет, в ходе которой установлено, что между ООО "ЖКХ Архара" - "Принципалом" и ООО "Архаринский заказчик" - "Агент" заключен агентский договор от 01.06.2015 N 28.
Согласно пункту 1.1 данного договора Принципал поручает, а Агент принимает на себя обязательства по осуществлению всех видов расчетов, включающие в себя начисление населению, проживающему в поселке Архара Амурской области, платежей по оплате, расчет, перерасчет стоимости платежей за услуги по водоснабжению и водоотведению с учетом количественных и качественных показателей, формирование и организацию доставки собственникам и нанимателям жилых помещений в домах платежных документов на оплату услуг водоснабжения и водоотведения, прием платежей от населения через собственные кассы и иные расчетные счета организации, совершение всех необходимых действий по взысканию с потребителей задолженности за услуги, предоставленные Принципалом. В проверенный период (с 11.08.2015 по 26.08.2015) общество осуществляло финансовые операции через расчетный счет N 40702810203000016660, открытый в Дальневосточный Банк ОАО "СБЕРБАНК РОССИИ", специальный банковский счет обществом не открыт.
Проверкой также зафиксировано, что общество имеет контрольно-кассовую технику, которая используется для приема платежей от физических лиц, в том числе по агентскому договору от 01.06.2015 N 28. Согласно данным фискального отчета за период с 11.08.2015 по 26.08.2015 организацией были приняты наличные денежные средства физических лиц в сумме 2 009 710,29 рублей, на расчетный счет организации поступили денежные средства: с комментарием "Архаринский заказчик" платежи физических лиц за период с 10.08.2015 по 25.08.2015" на общую сумму 289 627,28 рублей; с комментарием "ком. услуги пофамильно" на общую сумму 106 375,30 рублей; с комментарием "оплата за коммунальные услуги за июль 2015" на общую сумму 29 009,87 рублей.
Согласно выписке банка, за период с 11.08.2015 по 26.08.2015 с расчетного счета N 40702810203000016660 в адрес получателя ООО "ЖКХ Архара" по агентскому договору от 01.06.2015 N 28 были перечислены денежные средства на общую сумму 470 000 рублей, в том числе: с комментарием "Оплата за водоснабжение и водоотведение по жилфонду за июль 2015 года согласно договору" - 50 000 рублей (платежное поручение N 597 от 14.08.2015); 50 000 рублей (платежное поручение N 600 от 17.08.2015); 50 000 рублей (платежное поручение N 604 от 18.08.2015); 100 000 рублей (платежное поручение N 608 от 19.08.2015); 100 000 рублей (платежное поручение N 612 от 20.08.2015); 50 000 рублей (платежное поручение N 619 от 21.08.2015); 70 000 рублей (платежное поручение N 622 от 24.08.2015).
Установленные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 21.09.2015 N 000001.
Должностным лицом налогового органа в присутствии директора общества составлен протокол об административном правонарушении, в котором действия ООО "Архаринский заказчик" квалифицированы по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Постановлением от 23.09.2015 N 018 ООО "Архаринский заказчик" привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Несогласие общества с вышеуказанным постановлением от 23.09.2015 явилось основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования общества, правомерно исходил из следующего.
Согласно части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг). При этом в силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ положения этого закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела усматривается, что обществу одновременно вменяется как нарушение пункта 14, так и нарушение пункта 18 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ.
В силу пункта 14 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
Согласно пункту 18 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, налоговый орган, привлекая общество к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ и вменяя одновременно нарушение пунктов 14 и 18 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ, рассматривает общество и как платежного агента и как поставщика, не исполнивших свою обязанность по использованию специального банковского счета для осуществления соответствующих расчетов.
Кроме того, выводы налогового органа основаны только лишь на положениях агентского договора от 01.06.2015 N 28, заключенного между ООО "ЖКХ Архара", выступающего Принципалом, и ООО "Архаринский заказчик", являющегося по условиям данного договора Агентом. Анализ правового статуса общества с ограниченной ответственностью "Архаринский заказчик" в оспариваемом постановлении не приведен.
Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ определены понятия "поставщик (товаров, работ, услуг)", "платежный агент".
В статье 2 Закона N 103-ФЗ определены следующие понятия:
- - плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
- - платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
- - поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ определено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях указанного Закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Материалами дела установлено, что ООО "Архаринский заказчик" является управляющей компанией по отношению к целому ряду многоквартирных домов, расположенных в поселке Архара Амурской области.
Так, в материалы дела представлен протокол от 13.03.2015 N 2 рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в количестве 85 домов поселка Архара Амурской области, в соответствии с которым общество признано победителем конкурса. С собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирных домов обществом как управляющей организацией заключены договоры управления.
Материалы дела содержат договор от 16.03.2015, заключенный с собственниками помещений многоквартирного дома по улице Первомайской, 109, поселка Архара, в котором определены условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений.
Согласно пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Как правомерно указал суд первой инстанции, из совокупности приведенных норм следует, что действие Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ распространяется на отношения, связанные с оказанием единственной услуги - услуги по приему платежей, а деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.
По условиям агентского договора от 01.06.2015 N 28, исходя из которого налоговым органом сделан вывод о наличии у заявителя статуса платежного агента, общество осуществляет начисление населению, проживающему в поселке Архара Амурской области платежей, расчет, перерасчет стоимости платежей за услуги по водоснабжению и водоотведению с учетом количественных и качественных показателей, формирование и организацию доставки собственникам и нанимателям жилых помещений в домах платежных документов на оплату услуг водоснабжения и водоотведения, прием платежей от населения через собственные кассы и иные расчетные счета организации, совершение всех необходимых действий по взысканию с потребителей задолженности за услуги, предоставленные ООО "ЖКХ Архара".
Условия данного договора не согласуются с предписаниями, в частности Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, а также со статусом ООО "Архаринский заказчик" как управляющей организации.
В связи с чем, согласно соглашению от 22.09.2015 N 5 агентский договор от 01.06.2015 N 28 сторонами был расторгнут в связи с несоблюдением жилищного законодательства, соглашение распространило свое действие на правоотношения возникшие с 01.06.2015.
22.09.2015 между ООО "Архаринский заказчик" (организация, действующая в интересах потребителей (населения, проживающего в обслуживаемом жилищном фонде, на основании договора, заключенного с управляющей организацией) и ООО "ЖКХ Архара" (ресурсоснабжающая организация) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 53, предметом которого, явилось оказание услуг по подаче питьевой воды и приему сточных вод для потребления населением, в соответствии с пунктом 7.1 договор распространил свое действие на правоотношения, возникшие между организациями с 01.06.2015.
В материалах дела имеются платежные документы, свидетельствующие о поступлении обществу денежных средств от физических лиц в оплату коммунальных услуг, а также о перечислении обществом денежных средств ресурсоснабжающим организациям за поставленные коммунальные ресурсы (в данных документах плательщики не идентифицированы).
Таким образом, суд первой инстанции, оценив вышеуказанные доказательства, пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае в соответствии с положениями статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации имеет место получение управляющей организацией ООО "Архаринский заказчик" от собственников (пользователей) помещений многоквартирных домов платы за коммунальные услуги в порядке, установленном договором управления, и перечисление денежных средств ресурсоснабжающим организациям.
Апелляционная инстанция поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что при таких обстоятельствах общество нельзя признать платежным агентом по смыслу, придаваемому этому понятию Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ, в связи с чем, обществу необоснованно вменено нарушение пункта 14 статьи 4 указанного закона.
С учетом того, что общество является юридическим лицом, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, и такая организация не является платежным агентом, для целей Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ она признается поставщиком услуг.
Между тем, материалы дела не содержат доказательств того, что общество как поставщик услуг осуществляло расчеты с платежным агентом, соответственно вывод о нарушении пункта 18 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ также является неправомерным.
Таким образом, в действиях ООО "Архаринский заказчик" отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ. Доказательств наличия признаков объективной стороны правонарушения административным органом не представлено, в оспариваемом постановлении не приведено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы апелляционным судом отклоняются, как необоснованные, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Амурской области от 07.12.2015 по делу N А04-9305/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Т.Д.ПЕСКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.02.2016 N 06АП-7358/2015 ПО ДЕЛУ N А04-9305/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2016 г. N 06АП-7358/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Т.Д. Песковой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Архаринский заказчик": представитель не явился;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Амурской области: Ладыгина А.В., представитель по доверенности от 24.06.2015 N 02/5-12/175;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Амурской области
на решение от 07.12.2015
по делу N А04-9305/2015
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Басос М.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Архаринский заказчик"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Амурской области
об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Архаринский заказчик" (далее - общество, ООО "Архаринский заказчик") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Амурской области (далее - налоговый орган) о признании незаконным и отмене постановления от 23.09.2015 N 018, которым общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Решением от 07.12.2215 суд удовлетворил заявленные требования общества.
Не согласившись с судебным актом, налоговый орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, а также незаконностью и необоснованностью судебного акта и принять новое решение.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав представителя налогового органа, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что на основании поручения заместителя начальника налоговой инспекции от 26.08.2015 N 000039 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Архаринский заказчик" проведена проверка полноты зачисления наличных денежных средств на специальный банковский счет, в ходе которой установлено, что между ООО "ЖКХ Архара" - "Принципалом" и ООО "Архаринский заказчик" - "Агент" заключен агентский договор от 01.06.2015 N 28.
Согласно пункту 1.1 данного договора Принципал поручает, а Агент принимает на себя обязательства по осуществлению всех видов расчетов, включающие в себя начисление населению, проживающему в поселке Архара Амурской области, платежей по оплате, расчет, перерасчет стоимости платежей за услуги по водоснабжению и водоотведению с учетом количественных и качественных показателей, формирование и организацию доставки собственникам и нанимателям жилых помещений в домах платежных документов на оплату услуг водоснабжения и водоотведения, прием платежей от населения через собственные кассы и иные расчетные счета организации, совершение всех необходимых действий по взысканию с потребителей задолженности за услуги, предоставленные Принципалом. В проверенный период (с 11.08.2015 по 26.08.2015) общество осуществляло финансовые операции через расчетный счет N 40702810203000016660, открытый в Дальневосточный Банк ОАО "СБЕРБАНК РОССИИ", специальный банковский счет обществом не открыт.
Проверкой также зафиксировано, что общество имеет контрольно-кассовую технику, которая используется для приема платежей от физических лиц, в том числе по агентскому договору от 01.06.2015 N 28. Согласно данным фискального отчета за период с 11.08.2015 по 26.08.2015 организацией были приняты наличные денежные средства физических лиц в сумме 2 009 710,29 рублей, на расчетный счет организации поступили денежные средства: с комментарием "Архаринский заказчик" платежи физических лиц за период с 10.08.2015 по 25.08.2015" на общую сумму 289 627,28 рублей; с комментарием "ком. услуги пофамильно" на общую сумму 106 375,30 рублей; с комментарием "оплата за коммунальные услуги за июль 2015" на общую сумму 29 009,87 рублей.
Согласно выписке банка, за период с 11.08.2015 по 26.08.2015 с расчетного счета N 40702810203000016660 в адрес получателя ООО "ЖКХ Архара" по агентскому договору от 01.06.2015 N 28 были перечислены денежные средства на общую сумму 470 000 рублей, в том числе: с комментарием "Оплата за водоснабжение и водоотведение по жилфонду за июль 2015 года согласно договору" - 50 000 рублей (платежное поручение N 597 от 14.08.2015); 50 000 рублей (платежное поручение N 600 от 17.08.2015); 50 000 рублей (платежное поручение N 604 от 18.08.2015); 100 000 рублей (платежное поручение N 608 от 19.08.2015); 100 000 рублей (платежное поручение N 612 от 20.08.2015); 50 000 рублей (платежное поручение N 619 от 21.08.2015); 70 000 рублей (платежное поручение N 622 от 24.08.2015).
Установленные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 21.09.2015 N 000001.
Должностным лицом налогового органа в присутствии директора общества составлен протокол об административном правонарушении, в котором действия ООО "Архаринский заказчик" квалифицированы по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Постановлением от 23.09.2015 N 018 ООО "Архаринский заказчик" привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Несогласие общества с вышеуказанным постановлением от 23.09.2015 явилось основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования общества, правомерно исходил из следующего.
Согласно части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг). При этом в силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ положения этого закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела усматривается, что обществу одновременно вменяется как нарушение пункта 14, так и нарушение пункта 18 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ.
В силу пункта 14 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
Согласно пункту 18 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, налоговый орган, привлекая общество к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ и вменяя одновременно нарушение пунктов 14 и 18 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ, рассматривает общество и как платежного агента и как поставщика, не исполнивших свою обязанность по использованию специального банковского счета для осуществления соответствующих расчетов.
Кроме того, выводы налогового органа основаны только лишь на положениях агентского договора от 01.06.2015 N 28, заключенного между ООО "ЖКХ Архара", выступающего Принципалом, и ООО "Архаринский заказчик", являющегося по условиям данного договора Агентом. Анализ правового статуса общества с ограниченной ответственностью "Архаринский заказчик" в оспариваемом постановлении не приведен.
Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ определены понятия "поставщик (товаров, работ, услуг)", "платежный агент".
В статье 2 Закона N 103-ФЗ определены следующие понятия:
- - плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
- - платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
- - поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ определено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях указанного Закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Материалами дела установлено, что ООО "Архаринский заказчик" является управляющей компанией по отношению к целому ряду многоквартирных домов, расположенных в поселке Архара Амурской области.
Так, в материалы дела представлен протокол от 13.03.2015 N 2 рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в количестве 85 домов поселка Архара Амурской области, в соответствии с которым общество признано победителем конкурса. С собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирных домов обществом как управляющей организацией заключены договоры управления.
Материалы дела содержат договор от 16.03.2015, заключенный с собственниками помещений многоквартирного дома по улице Первомайской, 109, поселка Архара, в котором определены условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений.
Согласно пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Как правомерно указал суд первой инстанции, из совокупности приведенных норм следует, что действие Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ распространяется на отношения, связанные с оказанием единственной услуги - услуги по приему платежей, а деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.
По условиям агентского договора от 01.06.2015 N 28, исходя из которого налоговым органом сделан вывод о наличии у заявителя статуса платежного агента, общество осуществляет начисление населению, проживающему в поселке Архара Амурской области платежей, расчет, перерасчет стоимости платежей за услуги по водоснабжению и водоотведению с учетом количественных и качественных показателей, формирование и организацию доставки собственникам и нанимателям жилых помещений в домах платежных документов на оплату услуг водоснабжения и водоотведения, прием платежей от населения через собственные кассы и иные расчетные счета организации, совершение всех необходимых действий по взысканию с потребителей задолженности за услуги, предоставленные ООО "ЖКХ Архара".
Условия данного договора не согласуются с предписаниями, в частности Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, а также со статусом ООО "Архаринский заказчик" как управляющей организации.
В связи с чем, согласно соглашению от 22.09.2015 N 5 агентский договор от 01.06.2015 N 28 сторонами был расторгнут в связи с несоблюдением жилищного законодательства, соглашение распространило свое действие на правоотношения возникшие с 01.06.2015.
22.09.2015 между ООО "Архаринский заказчик" (организация, действующая в интересах потребителей (населения, проживающего в обслуживаемом жилищном фонде, на основании договора, заключенного с управляющей организацией) и ООО "ЖКХ Архара" (ресурсоснабжающая организация) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 53, предметом которого, явилось оказание услуг по подаче питьевой воды и приему сточных вод для потребления населением, в соответствии с пунктом 7.1 договор распространил свое действие на правоотношения, возникшие между организациями с 01.06.2015.
В материалах дела имеются платежные документы, свидетельствующие о поступлении обществу денежных средств от физических лиц в оплату коммунальных услуг, а также о перечислении обществом денежных средств ресурсоснабжающим организациям за поставленные коммунальные ресурсы (в данных документах плательщики не идентифицированы).
Таким образом, суд первой инстанции, оценив вышеуказанные доказательства, пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае в соответствии с положениями статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации имеет место получение управляющей организацией ООО "Архаринский заказчик" от собственников (пользователей) помещений многоквартирных домов платы за коммунальные услуги в порядке, установленном договором управления, и перечисление денежных средств ресурсоснабжающим организациям.
Апелляционная инстанция поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что при таких обстоятельствах общество нельзя признать платежным агентом по смыслу, придаваемому этому понятию Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ, в связи с чем, обществу необоснованно вменено нарушение пункта 14 статьи 4 указанного закона.
С учетом того, что общество является юридическим лицом, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, и такая организация не является платежным агентом, для целей Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ она признается поставщиком услуг.
Между тем, материалы дела не содержат доказательств того, что общество как поставщик услуг осуществляло расчеты с платежным агентом, соответственно вывод о нарушении пункта 18 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ также является неправомерным.
Таким образом, в действиях ООО "Архаринский заказчик" отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ. Доказательств наличия признаков объективной стороны правонарушения административным органом не представлено, в оспариваемом постановлении не приведено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы апелляционным судом отклоняются, как необоснованные, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Амурской области от 07.12.2015 по делу N А04-9305/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Т.Д.ПЕСКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)