Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Старчиковым А.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - закрытого акционерного общества "Зирос" - Бардиной И.В. (представителя по доверенности от 25.07.2017), Терегулова Р.И. (представителя по доверенности от 06.12.2016),
от администрации городского округа Химки Московской области - Санковского М.Ю. (представителя по доверенности от 08.09.2017),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Зирос" на решение Арбитражного суда Московской области от 24.05.2017 по делу N А41-9037/17, принятое судьей Богатиной Ю.Г.,
установил:
закрытое акционерное общество "Зирос" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского округа Химки Московской области (далее - администрация), в котором с учетом принятого судом уточнения просило:
1) признать незаконным бездействие администрации по направлению собственникам жилых помещений требований о сносе аварийных домов N 3 по ул. Чкалова, N 17, 19/1 по ул. Ленинский проспект г. Химки Московская область в соответствии с требованиями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс);
2) обязать администрацию в соответствии с требованиями действующего жилищного и градостроительного законодательства издать распорядительные документы о:
- направлении собственникам жилых помещений требований о сносе аварийных домов N 3 по ул. Чкалова, N 17, 19/1 по ул. Ленинский проспект г. Химки Московская область в течение шести месяцев в соответствии с требованиями статьи 32 Жилищного кодекса.
- принятии решения об изъятии земельного участков, на которых расположены аварийные дома N 3 по ул. Чкалова, N 17, 19/1 по ул. Ленинский проспект г. Химки Московская область, если собственники жилых помещений в этих домах не выполнят требование об их сносе.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.05.2017 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель администрации в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Между администрацией, обществом с ограниченной ответственностью "Монолит-Пост" (инвестор) и Министерством строительного комплекса Московской области заключен инвестиционный контракт от 09.07.2004 N 86 (далее - контракт, инвестиционный контракт), предметом которого явилась реализация инвестиционного проекта по строительству 26-этажного жилого дома в г. Химки по ул. Ленинский проспект, д. 19/1 и д. 17, по ул. Чкалова, д. 3 с общей площадью квартир 65 000 кв. м, с внутри- и внеплощадочными сетями и сооружениями, инженерными сетями и коммуникациями и объектами инженерной инфраструктуры, благоустройству и озеленению прилегающей территории, с ориентировочным объемом инвестиций в текущих ценах 950 000 000 рублей, в том числе инвестиции в муниципальное жилье (доля администрации) в сумме 282 000 000 рублей.
Постановлением Главы городского округа Химки от 13.06.2007 N 899 утвержден проект планировки кварталов 2А и 2Б г. Химки Московской области.
В связи с прекращением деятельности общества с ограниченной ответственностью "Монолит-Пост" путем реорганизации в форме преобразования в закрытое акционерное общество "Монолит-Пост" и реорганизацией закрытого акционерного общества "Монолит-Пост" в форме присоединения к закрытому акционерному обществу "Зирос", стороны заключили дополнительное соглашение от 22.12.2011 N 2 к инвестиционному контракту, по условиям которого общество стало инвестором по данному контракту. Сам контракт от 09.07.2004 N 86 изложен в новой редакции.
Согласно разделу 2 предметом инвестиционного контракта является реализация инвестиционного проекта по строительству двух многоэтажных жилых домов с нежилыми помещениями и подземным гаражом-стоянкой, с внутри- и внеплощадочными сетями и сооружениями, благоустройством и озеленением прилегающей территории в соответствии с проектом, по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, пересечение улиц Ленинский проспект и Чкалова.
Жилые дома, расположенные по адресам: г. Химки, ул. Ленинский проспект, д. 19/1 и д. 17, по ул. Чкалова, д. 3, и предполагаемые под снос, включены в программу городского округа Химки "Жилищная политика и строительство социальных объектов" (постановление администрации от 12.11.2013 N 1230), а затем программу "Жилище" (постановление администрации от 20.10.2014 N 1640).
Инвестиционным контрактом предусмотрено обязательство администрации по расселению лиц, проживающих в жилых помещениях в многоквартирных домах в г. Химки, по ул. Ленинский проспект, д. 19/1 и д. 17, по ул. Чкалова, д. 3.
Поскольку собственники жилых домов по указанным адресам не извещены администрацией, решение о сносе таких жилых домов и об изъятии земельных участков также не принято, общество направило в адрес администрации и Министерства строительного комплекса Московской области претензию от 16.12.2016 N 58 с требованием о совершении необходимых мероприятий по расселению жителей из аварийного жилья.
В связи с тем, что администрация так и не совершила необходимых мероприятий по расселению жителей из аварийного жилья, общество 06.02.2017 оспорило бездействие администрации в судебном порядке.
Отказывая обществу в удовлетворении заявления, суд первой инстанции признал его необоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда отмене с принятием по делу нового судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) развитие застроенных территорий осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей.
Решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также региональных и местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры).
Решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены:
1) многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу;
2) многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.
В решении о развитии застроенной территории должны быть определены ее местоположение и площадь, перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции.
Развитие застроенных территорий осуществляется на основании договора о развитии застроенной территории в соответствии со статьей 46.2 Градостроительного кодекса.
Согласно статья 46.2 Градостроительного кодекса по договору о развитии застроенной территории (далее также - договор) одна сторона обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства в соответствии с пунктами 3 - 6 части 3 настоящей статьи, а другая сторона (орган местного самоуправления) обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств в соответствии с пунктами 7 - 9 части 3 настоящей статьи. Договором могут быть предусмотрены иные обязательства сторон в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
Существенными условиями договора являются:
1) сведения о местоположении и площади застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции;
2) цена права на заключение договора;
3) обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, подготовить проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, а также утвержденными органом местного самоуправления расчетными показателями минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетными показателями максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения; максимальные сроки подготовки таких документов;
4) обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, создать либо приобрести, а также передать в государственную или муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии; максимальные сроки выполнения указанного обязательства;
5) обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, уплатить возмещение за изымаемые на основании решения органа местного самоуправления, принятого в соответствии с жилищным законодательством, жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома, за исключением жилых помещений и земельных участков, находящихся в собственности, в том числе в общей долевой собственности, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в случае, если таким собственникам были переданы жилые помещения в соответствии с пунктом 4 настоящей части; максимальные сроки выполнения указанного обязательства;
6) обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, осуществить строительство на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с утвержденным проектом планировки застроенной территории, в том числе в соответствии с этапами строительства, а также с графиками осуществления строительства каждого объекта капитального строительства в предусмотренные указанными графиками сроки;
7) обязательство органа местного самоуправления утвердить проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, а также утвержденными органом местного самоуправления расчетными показателями минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетными показателями максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения; максимальные сроки выполнения указанного обязательства;
8) обязательство органа местного самоуправления принять в установленном порядке решение об изъятии для муниципальных нужд жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, а также земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома; максимальные сроки выполнения указанного обязательства;
9) обязательство органа местного самоуправления после выполнения лицом, заключившим договор с органом местного самоуправления, обязательств, предусмотренных пунктами 3 - 5 настоящей части, предоставить указанному лицу без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена (если распоряжение такими земельными участками осуществляется органом местного самоуправления) и которые не предоставлены в пользование и (или) во владение гражданам и юридическим лицам; максимальные сроки выполнения указанного обязательства. Договором может быть предусмотрено предоставление таких земельных участков по мере выполнения обязательств, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей части;
10) срок договора;
11) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.
Инвестиционный контракт (от 09.07.2004 N 86) содержит все перечисленные существенные условия, но заключен до введения в действие Градостроительного кодекса.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" Градостроительный кодекс применяется к отношениям возникшим после его введения в действие. К отношениям, возникшим до введения в действие Градостроительного кодекса, кодекс применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.
Статьи 46.1 и 46.2 введены в действие с 01.01.2007 Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 статьи 4, статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 9 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ, нормы Градостроительного кодекса подлежат применению только в отношении тех прав и обязанностей по инвестиционному контракту, которые возникли после введения его в действие
Тем самым, к отношениям сторон по реализации инвестиционного контракта Градостроительного кодекса применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникли после введения в действие Градостроительного кодекса в ходе исполнения инвестиционного контракта.
При этом положения Градостроительного кодекса о порядке заключения договора о развитии застроенных территорий не подлежат применению к инвестиционному контракту, заключенному 09.07.2004.
В соответствии с Проектом планировки кварталов 2А и 2Б г. Химки Московской области (подготовленного Истцом во исполнение Инвестконтракта), утвержденного постановлением главы городского округа. Химки Московской области от 13.06.2007 N 899, утверждена программа развития застроенной территории кварталов 2А и 2Б г. Химки Московской области на 2008 - 2011 гг.
Согласно разделу 4 данной программы реализация программы производится поэтапно и включает в себя:
- 4.1. Проведение инвентаризации муниципального жилого и нежилого фонда и признание его непригодным для проживания (в случае наличия оснований);
- 4.2. Разработка программы мероприятий по переселению граждан, занимающих жилые помещения на основании договоров социального найма, и граждан, владеющих жилыми помещениями на праве собственности, в кв. 2А и 2Б г. Химки.
Порядок переселения граждан из ветхих жилых помещений муниципального жилого фонда, признанных непригодными для проживания, и аварийных многоквартирных домов, подлежащих сносу, определяется действующим законодательством Российской Федерации.
4.3. Расселение и снос жилые дома, признанные непригодными для проживания.
4.4. Предоставление земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
4.5. Застройка кв. 2А и 2Б г. Химки в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории.
В перечне объектов жилого фонда, планируемых к сносу приведены дома, которые в соответствии с инвестиционным контрактом также подлежат сносу (жилые дома по адресу г. Химки, по ул. Ленинский проспект, д. 19/1 и д. 17, по ул. Чкалова, д. 3).
Изложенное также подтверждает тот факт, что инвестиционный контракт по своей правовой природе является договором о развитии застроенной территории.
Пунктом 5.1.9 инвестиционного контракта в редакции дополнительного соглашения N 2 предусмотрено обязательство администрации в счет части своей доли в общей площади квартир в порядке, установленном действующим законодательством, произвести расселение лиц, которые на основании договора социального найма проживают в квартирах и комнатах, находящихся в муниципальной собственности и расположенных в жилых домах по адресам: Московская область, городской округ Химки, ул. Бурденко, дом 2, ул. Ленинский проспект, дома 17, 19/1 и N 3 по ул. Чкалова. Расселение осуществляется в квартиры, безвозмездно переданные инвестором в собственность администрации до начала строительства объекта. Указанные квартиры должны быть пригодны для постоянного проживания и должны отвечать требованиям, предъявляемым действующим жилищным и санитарно-эпидемиологическим законодательством к жилым помещениям.
В пункте 5.2.7 инвестиционного контракта в редакции дополнительного соглашения N 2 также предусмотрена обязанность инвестора в порядке, предусмотренном действующим гражданским и жилищным законодательством, до начала строительства произвести расселение лиц, которым на праве собственности принадлежат квартиры или комнаты и иные помещения в жилых домах, расположенных по адресам: Московская область, г. Химки, Ленинский проспект, д. 19/1, Ленинский проспект д. 17, ул. Бурденко, д. 2, ул. Чкалова, д. 3.
Как предусмотрено статьей 86 Жилищного кодекса, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Жилищного кодекса признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Из содержания положений статьи 32 Жилищного кодекса и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции (Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014).
Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и по последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Таким образом, без исполнения администрацией обязанности по принятию решения о расселении и сносе многоквартирных домов, а также об изъятии земельных участков под такими домами общество лишено возможности безвозмездно передать квартиры в собственность администрации до начала строительства объекты (пункт 5.1.9 инвестиционного контракта) и осуществить расселение граждан, которым на праве собственности принадлежат квартиры и комнаты и иные помещения, во исполнение пунктам 5.2.7 инвестиционного контракта.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При изложенных обстоятельствах требование общества о признании незаконным бездействия администрации по направлению собственникам жилых помещений требований о сносе аварийных домов N 3 по ул. Чкалова, N 17, 19/1 по ул. Ленинский проспект г. Химки Московская область в соответствии с требованиями статьи 32 Жилищного кодекса подлежало удовлетворению судом.
С выводом суда первой инстанции, положенным в основание обжалуемого обществом решения о том, что инвестиционным контрактом предусмотрена обязанность сторон переселить жителей спорных жилых домов в жилые помещения, предоставленные обществом как инвестором до начала строительства основанного объекта, предусмотренного контрактом, нельзя согласиться, поскольку по условиям контракта данная обязанность подлежит выполнению обществом после издания администрацией заявленных обществом распорядительных актов. В отсутствие таковых общество лишено возможности исполнить данную обязанность по контракту.
По сути, возникший спор заключается в том, в какой очередности должны совершаться обществом и администрацией действий по исполнению контракта, и его рассмотрение ни по доводам общества, ни по доводам администрации, ни по условиям контракта, не предполагает выселения граждан из занимаемых ими жилых помещений без разрешения вопроса о предоставлении им иного, альтернативного жилья в соответствии с требованиями законодательства.
С другим выводом суда о том, что принятие администрацией решения о сносе жилых домов и/или об изъятии жилых помещений до предоставления инвестором альтернативных жилых помещений в целях расселения приведет к нарушению права на жилище и собственности жильцов и собственников жилых помещений в таких жилых многоквартирных домах, также нельзя согласиться исходя из того же обоснования: принятие администрацией указанных распорядительных актов не означает того, что до сноса домов не подлежит разрешению вопрос о предоставлении жителям домов альтернативных жилых помещений. Более того, жилые дома, расположенные по адресам: г. Химки, ул. Ленинский проспект, д. 19/1 и д. 17, по ул. Чкалова, д. 3, и предполагаемые под снос, включены в программу городского округа Химки "Жилищная политика и строительство социальных объектов" (постановление администрации от 12.11.2013 N 1230), а затем программу "Жилище" (постановление администрации от 20.10.2014 N 1640), которые направлены в том числе на улучшение жилищных условий проживания граждан.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание заявленные обществом в суде первой инстанции уточнения требований, установленные по делу обстоятельства,, апелляционный суд признает надлежащим способом восстановления прав и законных интересов общества возложение на администрацию обязанности издать распорядительные документы о:
направлении собственникам жилых помещений требований о сносе аварийных домов N 3 по ул. Чкалова, N 17, 19/1 по ул. Ленинский проспект г. Химки Московская область в течение шести месяцев в соответствии с требованиями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
принятии решения об изъятии земельного участков, на которых расположены аварийные дома N 3 по ул. Чкалова, N 17, 19/1 по ул. Ленинский проспект г. Химки Московская область, если собственники жилых помещений в этих домах не выполнят требование об их сносе.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поэтому судебные расходы общества по уплате государственной пошлины относятся на администрацию.
При подаче апелляционной жалобы общество перечислило государственную пошлину в размере 1 500 рублей.
При подаче заявления в суд первой инстанции общество уплатило государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Вместе с тем в соответствии абзацем третьим подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины для юридических лиц составляет 3 000 рублей.
По делу обществом заявлено одно самостоятельное требование - об оспаривании бездействия администрации. Требования общества об обязании администрации совершить указанные действия также заявлены по правилам главы 24 АПК РФ в качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов общества оспариваемым бездействием, в связи с чем не могут рассматриваться в качестве самостоятельных требований, подлежащих обложению государственной пошлиной.
Поэтому из 6 000 рублей государственной пошлины, перечисленной обществом в федеральный бюджет по чек-ордеру от 03.02.2017 операция 495 при подаче заявления в суд первой инстанции, 3 000 рублей являются излишне уплаченными и подлежат возвращению обществу из федерального бюджета.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 24.05.2017 по делу N А41-9037/17 отменить.
Заявление закрытого акционерного общества "Зирос" удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации городского округа Химки Московской области по направлению собственникам жилых помещений требований о сносе аварийных домов N 3 по ул. Чкалова, N 17, 19/1 по ул. Ленинский проспект г. Химки Московская область в соответствии с требованиями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Обязать администрацию городского округа Химки Московской области в соответствии с требованиями действующего жилищного и градостроительного законодательства издать распорядительные документы о:
направлении собственникам жилых помещений требований о сносе аварийных домов N 3 по ул. Чкалова, N 17, 19/1 по ул. Ленинский проспект г. Химки Московская область в течение шести месяцев в соответствии с требованиями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
принятии решения об изъятии земельного участков, на которых расположены аварийные дома N 3 по ул. Чкалова, N 17, 19/1 по ул. Ленинский проспект г. Химки Московская область, если собственники жилых помещений в этих домах не выполнят требование об их сносе.
Взыскать с администрации городского округа Химки Московской области в пользу закрытого акционерного общества "Зирос" 4 500 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу заявления в суд первой инстанции и апелляционной жалобы.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Зирос" из федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины, излишне перечисленной в бюджет по чек-ордеру от 03.02.2017 операция 4957 при подаче заявления в суд первой инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.10.2017 N 10АП-10066/2017 ПО ДЕЛУ N А41-9037/17
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2017 г. по делу N А41-9037/17
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Старчиковым А.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - закрытого акционерного общества "Зирос" - Бардиной И.В. (представителя по доверенности от 25.07.2017), Терегулова Р.И. (представителя по доверенности от 06.12.2016),
от администрации городского округа Химки Московской области - Санковского М.Ю. (представителя по доверенности от 08.09.2017),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Зирос" на решение Арбитражного суда Московской области от 24.05.2017 по делу N А41-9037/17, принятое судьей Богатиной Ю.Г.,
установил:
закрытое акционерное общество "Зирос" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского округа Химки Московской области (далее - администрация), в котором с учетом принятого судом уточнения просило:
1) признать незаконным бездействие администрации по направлению собственникам жилых помещений требований о сносе аварийных домов N 3 по ул. Чкалова, N 17, 19/1 по ул. Ленинский проспект г. Химки Московская область в соответствии с требованиями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс);
2) обязать администрацию в соответствии с требованиями действующего жилищного и градостроительного законодательства издать распорядительные документы о:
- направлении собственникам жилых помещений требований о сносе аварийных домов N 3 по ул. Чкалова, N 17, 19/1 по ул. Ленинский проспект г. Химки Московская область в течение шести месяцев в соответствии с требованиями статьи 32 Жилищного кодекса.
- принятии решения об изъятии земельного участков, на которых расположены аварийные дома N 3 по ул. Чкалова, N 17, 19/1 по ул. Ленинский проспект г. Химки Московская область, если собственники жилых помещений в этих домах не выполнят требование об их сносе.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.05.2017 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель администрации в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Между администрацией, обществом с ограниченной ответственностью "Монолит-Пост" (инвестор) и Министерством строительного комплекса Московской области заключен инвестиционный контракт от 09.07.2004 N 86 (далее - контракт, инвестиционный контракт), предметом которого явилась реализация инвестиционного проекта по строительству 26-этажного жилого дома в г. Химки по ул. Ленинский проспект, д. 19/1 и д. 17, по ул. Чкалова, д. 3 с общей площадью квартир 65 000 кв. м, с внутри- и внеплощадочными сетями и сооружениями, инженерными сетями и коммуникациями и объектами инженерной инфраструктуры, благоустройству и озеленению прилегающей территории, с ориентировочным объемом инвестиций в текущих ценах 950 000 000 рублей, в том числе инвестиции в муниципальное жилье (доля администрации) в сумме 282 000 000 рублей.
Постановлением Главы городского округа Химки от 13.06.2007 N 899 утвержден проект планировки кварталов 2А и 2Б г. Химки Московской области.
В связи с прекращением деятельности общества с ограниченной ответственностью "Монолит-Пост" путем реорганизации в форме преобразования в закрытое акционерное общество "Монолит-Пост" и реорганизацией закрытого акционерного общества "Монолит-Пост" в форме присоединения к закрытому акционерному обществу "Зирос", стороны заключили дополнительное соглашение от 22.12.2011 N 2 к инвестиционному контракту, по условиям которого общество стало инвестором по данному контракту. Сам контракт от 09.07.2004 N 86 изложен в новой редакции.
Согласно разделу 2 предметом инвестиционного контракта является реализация инвестиционного проекта по строительству двух многоэтажных жилых домов с нежилыми помещениями и подземным гаражом-стоянкой, с внутри- и внеплощадочными сетями и сооружениями, благоустройством и озеленением прилегающей территории в соответствии с проектом, по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, пересечение улиц Ленинский проспект и Чкалова.
Жилые дома, расположенные по адресам: г. Химки, ул. Ленинский проспект, д. 19/1 и д. 17, по ул. Чкалова, д. 3, и предполагаемые под снос, включены в программу городского округа Химки "Жилищная политика и строительство социальных объектов" (постановление администрации от 12.11.2013 N 1230), а затем программу "Жилище" (постановление администрации от 20.10.2014 N 1640).
Инвестиционным контрактом предусмотрено обязательство администрации по расселению лиц, проживающих в жилых помещениях в многоквартирных домах в г. Химки, по ул. Ленинский проспект, д. 19/1 и д. 17, по ул. Чкалова, д. 3.
Поскольку собственники жилых домов по указанным адресам не извещены администрацией, решение о сносе таких жилых домов и об изъятии земельных участков также не принято, общество направило в адрес администрации и Министерства строительного комплекса Московской области претензию от 16.12.2016 N 58 с требованием о совершении необходимых мероприятий по расселению жителей из аварийного жилья.
В связи с тем, что администрация так и не совершила необходимых мероприятий по расселению жителей из аварийного жилья, общество 06.02.2017 оспорило бездействие администрации в судебном порядке.
Отказывая обществу в удовлетворении заявления, суд первой инстанции признал его необоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда отмене с принятием по делу нового судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) развитие застроенных территорий осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей.
Решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также региональных и местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры).
Решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены:
1) многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу;
2) многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.
В решении о развитии застроенной территории должны быть определены ее местоположение и площадь, перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции.
Развитие застроенных территорий осуществляется на основании договора о развитии застроенной территории в соответствии со статьей 46.2 Градостроительного кодекса.
Согласно статья 46.2 Градостроительного кодекса по договору о развитии застроенной территории (далее также - договор) одна сторона обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства в соответствии с пунктами 3 - 6 части 3 настоящей статьи, а другая сторона (орган местного самоуправления) обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств в соответствии с пунктами 7 - 9 части 3 настоящей статьи. Договором могут быть предусмотрены иные обязательства сторон в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
Существенными условиями договора являются:
1) сведения о местоположении и площади застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции;
2) цена права на заключение договора;
3) обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, подготовить проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, а также утвержденными органом местного самоуправления расчетными показателями минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетными показателями максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения; максимальные сроки подготовки таких документов;
4) обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, создать либо приобрести, а также передать в государственную или муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии; максимальные сроки выполнения указанного обязательства;
5) обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, уплатить возмещение за изымаемые на основании решения органа местного самоуправления, принятого в соответствии с жилищным законодательством, жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома, за исключением жилых помещений и земельных участков, находящихся в собственности, в том числе в общей долевой собственности, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в случае, если таким собственникам были переданы жилые помещения в соответствии с пунктом 4 настоящей части; максимальные сроки выполнения указанного обязательства;
6) обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, осуществить строительство на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с утвержденным проектом планировки застроенной территории, в том числе в соответствии с этапами строительства, а также с графиками осуществления строительства каждого объекта капитального строительства в предусмотренные указанными графиками сроки;
7) обязательство органа местного самоуправления утвердить проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, а также утвержденными органом местного самоуправления расчетными показателями минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетными показателями максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения; максимальные сроки выполнения указанного обязательства;
8) обязательство органа местного самоуправления принять в установленном порядке решение об изъятии для муниципальных нужд жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, а также земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома; максимальные сроки выполнения указанного обязательства;
9) обязательство органа местного самоуправления после выполнения лицом, заключившим договор с органом местного самоуправления, обязательств, предусмотренных пунктами 3 - 5 настоящей части, предоставить указанному лицу без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена (если распоряжение такими земельными участками осуществляется органом местного самоуправления) и которые не предоставлены в пользование и (или) во владение гражданам и юридическим лицам; максимальные сроки выполнения указанного обязательства. Договором может быть предусмотрено предоставление таких земельных участков по мере выполнения обязательств, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей части;
10) срок договора;
11) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.
Инвестиционный контракт (от 09.07.2004 N 86) содержит все перечисленные существенные условия, но заключен до введения в действие Градостроительного кодекса.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" Градостроительный кодекс применяется к отношениям возникшим после его введения в действие. К отношениям, возникшим до введения в действие Градостроительного кодекса, кодекс применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.
Статьи 46.1 и 46.2 введены в действие с 01.01.2007 Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 статьи 4, статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 9 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ, нормы Градостроительного кодекса подлежат применению только в отношении тех прав и обязанностей по инвестиционному контракту, которые возникли после введения его в действие
Тем самым, к отношениям сторон по реализации инвестиционного контракта Градостроительного кодекса применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникли после введения в действие Градостроительного кодекса в ходе исполнения инвестиционного контракта.
При этом положения Градостроительного кодекса о порядке заключения договора о развитии застроенных территорий не подлежат применению к инвестиционному контракту, заключенному 09.07.2004.
В соответствии с Проектом планировки кварталов 2А и 2Б г. Химки Московской области (подготовленного Истцом во исполнение Инвестконтракта), утвержденного постановлением главы городского округа. Химки Московской области от 13.06.2007 N 899, утверждена программа развития застроенной территории кварталов 2А и 2Б г. Химки Московской области на 2008 - 2011 гг.
Согласно разделу 4 данной программы реализация программы производится поэтапно и включает в себя:
- 4.1. Проведение инвентаризации муниципального жилого и нежилого фонда и признание его непригодным для проживания (в случае наличия оснований);
- 4.2. Разработка программы мероприятий по переселению граждан, занимающих жилые помещения на основании договоров социального найма, и граждан, владеющих жилыми помещениями на праве собственности, в кв. 2А и 2Б г. Химки.
Порядок переселения граждан из ветхих жилых помещений муниципального жилого фонда, признанных непригодными для проживания, и аварийных многоквартирных домов, подлежащих сносу, определяется действующим законодательством Российской Федерации.
4.3. Расселение и снос жилые дома, признанные непригодными для проживания.
4.4. Предоставление земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
4.5. Застройка кв. 2А и 2Б г. Химки в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории.
В перечне объектов жилого фонда, планируемых к сносу приведены дома, которые в соответствии с инвестиционным контрактом также подлежат сносу (жилые дома по адресу г. Химки, по ул. Ленинский проспект, д. 19/1 и д. 17, по ул. Чкалова, д. 3).
Изложенное также подтверждает тот факт, что инвестиционный контракт по своей правовой природе является договором о развитии застроенной территории.
Пунктом 5.1.9 инвестиционного контракта в редакции дополнительного соглашения N 2 предусмотрено обязательство администрации в счет части своей доли в общей площади квартир в порядке, установленном действующим законодательством, произвести расселение лиц, которые на основании договора социального найма проживают в квартирах и комнатах, находящихся в муниципальной собственности и расположенных в жилых домах по адресам: Московская область, городской округ Химки, ул. Бурденко, дом 2, ул. Ленинский проспект, дома 17, 19/1 и N 3 по ул. Чкалова. Расселение осуществляется в квартиры, безвозмездно переданные инвестором в собственность администрации до начала строительства объекта. Указанные квартиры должны быть пригодны для постоянного проживания и должны отвечать требованиям, предъявляемым действующим жилищным и санитарно-эпидемиологическим законодательством к жилым помещениям.
В пункте 5.2.7 инвестиционного контракта в редакции дополнительного соглашения N 2 также предусмотрена обязанность инвестора в порядке, предусмотренном действующим гражданским и жилищным законодательством, до начала строительства произвести расселение лиц, которым на праве собственности принадлежат квартиры или комнаты и иные помещения в жилых домах, расположенных по адресам: Московская область, г. Химки, Ленинский проспект, д. 19/1, Ленинский проспект д. 17, ул. Бурденко, д. 2, ул. Чкалова, д. 3.
Как предусмотрено статьей 86 Жилищного кодекса, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Жилищного кодекса признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Из содержания положений статьи 32 Жилищного кодекса и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции (Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014).
Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и по последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Таким образом, без исполнения администрацией обязанности по принятию решения о расселении и сносе многоквартирных домов, а также об изъятии земельных участков под такими домами общество лишено возможности безвозмездно передать квартиры в собственность администрации до начала строительства объекты (пункт 5.1.9 инвестиционного контракта) и осуществить расселение граждан, которым на праве собственности принадлежат квартиры и комнаты и иные помещения, во исполнение пунктам 5.2.7 инвестиционного контракта.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При изложенных обстоятельствах требование общества о признании незаконным бездействия администрации по направлению собственникам жилых помещений требований о сносе аварийных домов N 3 по ул. Чкалова, N 17, 19/1 по ул. Ленинский проспект г. Химки Московская область в соответствии с требованиями статьи 32 Жилищного кодекса подлежало удовлетворению судом.
С выводом суда первой инстанции, положенным в основание обжалуемого обществом решения о том, что инвестиционным контрактом предусмотрена обязанность сторон переселить жителей спорных жилых домов в жилые помещения, предоставленные обществом как инвестором до начала строительства основанного объекта, предусмотренного контрактом, нельзя согласиться, поскольку по условиям контракта данная обязанность подлежит выполнению обществом после издания администрацией заявленных обществом распорядительных актов. В отсутствие таковых общество лишено возможности исполнить данную обязанность по контракту.
По сути, возникший спор заключается в том, в какой очередности должны совершаться обществом и администрацией действий по исполнению контракта, и его рассмотрение ни по доводам общества, ни по доводам администрации, ни по условиям контракта, не предполагает выселения граждан из занимаемых ими жилых помещений без разрешения вопроса о предоставлении им иного, альтернативного жилья в соответствии с требованиями законодательства.
С другим выводом суда о том, что принятие администрацией решения о сносе жилых домов и/или об изъятии жилых помещений до предоставления инвестором альтернативных жилых помещений в целях расселения приведет к нарушению права на жилище и собственности жильцов и собственников жилых помещений в таких жилых многоквартирных домах, также нельзя согласиться исходя из того же обоснования: принятие администрацией указанных распорядительных актов не означает того, что до сноса домов не подлежит разрешению вопрос о предоставлении жителям домов альтернативных жилых помещений. Более того, жилые дома, расположенные по адресам: г. Химки, ул. Ленинский проспект, д. 19/1 и д. 17, по ул. Чкалова, д. 3, и предполагаемые под снос, включены в программу городского округа Химки "Жилищная политика и строительство социальных объектов" (постановление администрации от 12.11.2013 N 1230), а затем программу "Жилище" (постановление администрации от 20.10.2014 N 1640), которые направлены в том числе на улучшение жилищных условий проживания граждан.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание заявленные обществом в суде первой инстанции уточнения требований, установленные по делу обстоятельства,, апелляционный суд признает надлежащим способом восстановления прав и законных интересов общества возложение на администрацию обязанности издать распорядительные документы о:
направлении собственникам жилых помещений требований о сносе аварийных домов N 3 по ул. Чкалова, N 17, 19/1 по ул. Ленинский проспект г. Химки Московская область в течение шести месяцев в соответствии с требованиями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
принятии решения об изъятии земельного участков, на которых расположены аварийные дома N 3 по ул. Чкалова, N 17, 19/1 по ул. Ленинский проспект г. Химки Московская область, если собственники жилых помещений в этих домах не выполнят требование об их сносе.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поэтому судебные расходы общества по уплате государственной пошлины относятся на администрацию.
При подаче апелляционной жалобы общество перечислило государственную пошлину в размере 1 500 рублей.
При подаче заявления в суд первой инстанции общество уплатило государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Вместе с тем в соответствии абзацем третьим подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины для юридических лиц составляет 3 000 рублей.
По делу обществом заявлено одно самостоятельное требование - об оспаривании бездействия администрации. Требования общества об обязании администрации совершить указанные действия также заявлены по правилам главы 24 АПК РФ в качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов общества оспариваемым бездействием, в связи с чем не могут рассматриваться в качестве самостоятельных требований, подлежащих обложению государственной пошлиной.
Поэтому из 6 000 рублей государственной пошлины, перечисленной обществом в федеральный бюджет по чек-ордеру от 03.02.2017 операция 495 при подаче заявления в суд первой инстанции, 3 000 рублей являются излишне уплаченными и подлежат возвращению обществу из федерального бюджета.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 24.05.2017 по делу N А41-9037/17 отменить.
Заявление закрытого акционерного общества "Зирос" удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации городского округа Химки Московской области по направлению собственникам жилых помещений требований о сносе аварийных домов N 3 по ул. Чкалова, N 17, 19/1 по ул. Ленинский проспект г. Химки Московская область в соответствии с требованиями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Обязать администрацию городского округа Химки Московской области в соответствии с требованиями действующего жилищного и градостроительного законодательства издать распорядительные документы о:
направлении собственникам жилых помещений требований о сносе аварийных домов N 3 по ул. Чкалова, N 17, 19/1 по ул. Ленинский проспект г. Химки Московская область в течение шести месяцев в соответствии с требованиями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
принятии решения об изъятии земельного участков, на которых расположены аварийные дома N 3 по ул. Чкалова, N 17, 19/1 по ул. Ленинский проспект г. Химки Московская область, если собственники жилых помещений в этих домах не выполнят требование об их сносе.
Взыскать с администрации городского округа Химки Московской области в пользу закрытого акционерного общества "Зирос" 4 500 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу заявления в суд первой инстанции и апелляционной жалобы.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Зирос" из федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины, излишне перечисленной в бюджет по чек-ордеру от 03.02.2017 операция 4957 при подаче заявления в суд первой инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Судьи
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
П.А.ИЕВЛЕВ
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Судьи
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
П.А.ИЕВЛЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)