Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания по обслуживанию жилого фонда "ЖКХ Губинский" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 февраля 2017 года по делу N А58-6912/2016 (суд первой инстанции - Устинова А.Н.),
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания по обслуживанию жилого фонда "ЖКХ Губинский" (ОГРН 1061435006808, ИНН 1435167945, место нахождения: 677000. Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Богатырева, 11/3, далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401065916, ИНН 1435067108, далее - ответчик, управление) о признании недействительным предписания от 15.11.2016 N 08-02-548-16-Л по результатам проведения внеплановой документарной проверки.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Степанов Юрий Алексеевич.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 февраля 2017 года по делу N А58-6912/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
В частности, общество полагает, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений подлежит ежегодному установлению на годовом общем собрании собственников помещений. Также указывает на наличие факта нарушения административного регламента.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не направило.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 25.04.2017. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 04.10.2016 в Управление поступило обращение гр. Степанова Ю.А., проживающего по адресу: город Якутск, ул. Хабарова, 17/3 кв 4, направленное с сопроводительным письмом Прокуратуры Республики Саха (Якутия) от 22.09.2016 N 1р-2016/34, о незаконном применении тарифов, установленных Окружной администрацией города Якутска (л.д. 38, 38 оборот).
17.10.2016 заместителем руководителя Управления издан приказ N 01-09-3278-16 о проведении внеплановой/документарной проверки в отношении ООО УК ОЖФ "ЖКХ "Губинский" с целью проверки фактов нарушения лицензиатом лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом по фактам, изложенным в заявлении (от 04.10.2016 вх. N 14185 - л.д. 39).
19.10.2016 за вх. N 5/0474 в общество поступил запрос Управления от 19.10.2016 N 01-26-9838 о предоставлении информации в письменном виде: сведения об установлении в 2016 году размера платы (тарифов) за содержание и ремонт жилого помещения собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: город Якутск, ул. Хабарова, 17/3 (приложить протокол при наличии); сведения о порядке установления в 2016 году тарифов за содержание и ремонт жилого помещения; финансовые документы о начислении платы за содержание и ремонт жилого помещения за период с июля по сентябрь 2016 года по указанному адресу кв. N 4.
28.10.2016 за вх. N 15710 в Управление с сопроводительным письмом от 27.10.2016 N 2/1655 поступила истребованная запросом от 19.10.2016 за вх. N 5/0474 информация.
По результатам проведенной проверки Управлением составлен акт N 08-01-1808-16Л, в котором отражено: ранее проведенной Управлением проверкой от 25.07.2016 установлено, что из протокола внеочередного общего собрания собственников (в форме заочного голосования) помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Якутск, ул. Хабарова, 17/3 от 17.12.2010 следует, что собственниками помещений принято решение об утверждении предложенных УК тарифов на жилищные услуги: тех. обслуживание - 5,55 руб. за 1 кв. м,
тех. обслуживание электрооборудования - 1,47 руб. за 1 кв. м,
уборка подъезда - 2,30 руб. за 1 кв. м,
уборка двора - 2,44 руб. за 1 кв. м,
управление домом - 3,93 руб. за 1 кв. м,
текущий ремонт - 1,45 руб. за 1 кв. м.
Общий размер 15,69 руб./кв. м (без текущего ремонта).
При изучении финансовых лицевых счетов по адресу: город Якутск, ул. Хабарова, 17/3 кв. 4 следует, что с июля по сентябрь 2016 года при определении платы за услуги применяются тарифы:
тех. обслуживание - 12,26 руб. за 1 кв. м,
тех. обслуживание электрооборудования - 1,86 руб. за 1 кв. м,
уборка подъезда - 2,93 руб. за 1 кв. м,
уборка дворовой территории - 2,53 руб. за 1 кв. м,
управление домом - 5,4 руб. за 1 кв. м.
Кроме того, начисляется плата по видам работ: вывоз мусора - 2, 77 руб. за 1 кв. м, тех. обслуживание ОПУ ТЭ - 0,47 руб. за 1 кв. м, тех. обслуживание ОПУ ХВС - 0,16 руб. за 1 кв. м, тех. обслуживание ВДГО - 0,80 руб. за 1 кв. м, и утилизация ртутьсодержащих ламп - 0,26 руб. за 1 кв. м; размер платы за содержание жилого помещения составляет 29,44 руб. за 1 кв. м, при этом из материалов проверки не следует, что собственниками МКД после 17.12.2010 принималось решение о повышении тарифов.
По результатам проверки обществу выдано предписание от 15.11.2016 N 08-02-54816-Л, которым обществу предписано в срок до 02.12.2016 устранить нарушения путем применения с декабря 2016 года по январь 2017 года начисления платы за содержание жилого помещения потребителю, проживающему по адресу: город Якутск, ул. Хабарова, 17/3, кв. 4 только тарифы, установленные решением общего собрания собственников помещений от 17.12.2010 и не применять тарифы, установленные в одностороннем порядке, по следующим видам работ:
вывоз мусора - 2, 77 руб. за 1 кв. м, тех. обслуживание ОПУ ТЭ - 0,47 руб. за 1 кв. м, тех. обслуживание ОПУ ХВС - 0,16 руб. за 1 кв. м, тех. обслуживание ВДГО - 0,80 руб. за 1 кв. м, и утилизация ртутьсодержащих ламп - 0,26 руб. за 1 кв. м.
Общество, не согласившись с выданным предписанием, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исходя из положений части 2 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 3.2.2.10, 3.6, 4.3.3 Положения об Управлении государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 20.08.2012, оспариваемое предписание составлено уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных полномочий.
Внеплановая документарная проверка соблюдения обществом лицензионных требований по управлению многоквартирным домом проведена Управлением с соблюдением положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации лицензионными требованиями являются иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
С учетом изложенного, довод заявителя апелляционной жалобы о том, что проверкой установлены несоответствия именно условий договора, а не порядка принятия решения общего собрания, порядка заключения договора, основан на неверном толковании приведенных норм материального права применительно к установленным судами двух инстанции фактическим обстоятельствам.
Неправильное применение судом первой инстанции норм материального права (применение положений статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, не подлежащих применению) не повлекло принятия неправильного решения, а потому не может быть признано основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
Статьей 4 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что правоотношения по содержанию и ремонта жилых помещений, внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме регулируются нормами жилищного законодательства.
Согласно пунктам 2, 3, 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией, ей передается весь комплекс полномочий по управлению домом.
Согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. При этом частью 7 статьи 156 Кодекса установлено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее, чем один год.
Аналогичное положение содержится в пункте 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
При определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, многоквартирный дом, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Хабарова, 17/3 находится на обслуживании ООО УК ОЖФ "ЖКХ Губинский".
В ходе проведения внеплановой проверки Управлением установлено, что ООО УК ОЖФ "ЖКХ Губинский" начисляется плата за содержание общедомовых приборов учета в указанном доме по тарифам, не установленным решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что в рассматриваемом случае размер платы за содержание общедомовых приборов учета установлен на общем собрании собственников помещений 17.12.2010 г.
Так, решением внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Якутск, ул. Хабарова, 17/3, от 17.12.2010 установлены тарифа по следующим видам работ: тех. обслуживание - 5.55 руб. за 1 кв. м, тех. обслуживание электрооборудования - 1,47 руб. за 1 кв. м, уборка подъезда - 2,30 руб. за 1 кв. м, уборка двора - 2,44 руб. за 1 кв. м, управление домом - 4,93 руб. за 1 кв. м, текущий ремонт - 1,45 руб. за 1 кв. м.
Вместе с тем, согласно представленным финансовым лицевым счетам по адресу: город Якутск, ул. Хабарова, 17/3, кв 4 следует, что с июля по сентябрь 2016 года при определении платы за услуги по техническому обслуживанию, техническому обслуживанию электрооборудования, уборке подъезда, уборке двора, управлению домом Управляющей компанией применяются тарифы:
тех. обслуживание - 12,26 руб. за 1 кв. м,
тех. обслуживание электрооборудования - 1,86 руб. за 1 кв. м,
уборка подъезда - 2,93 руб. за 1 кв. м,
уборка дворовой территории - 2,53 руб. за 1 кв. м,
управление домом - 5,4 руб. за 1 кв. м, кроме того, начисляется и взимается плата по видам работ: вывоз мусора - 2, 77 руб. за 1 кв. м, тех. обслуживание ОПУ ТЭ - 0,47 руб. за 1 кв. м, тех. обслуживание ОПУ ХВС - 0,16 руб. за 1 кв. м, тех. обслуживание ВДГО - 0,80 руб. за 1 кв. м, утилизация ртутьсодержащих ламп - 0,26 руб. за 1 кв. м; размер платы за содержание жилого помещения составляет 29,44 руб. за 1 кв. м.
В соответствии с пунктом 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В соответствии с пунктом 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила) при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
При таком правовом регулировании довод заявителя жалобы о необходимости ежегодного утверждения платы за содержание и ремонт жилого помещения общим собранием собственников помещений основан на неверном толковании приведенных норм жилищного законодательства.
В данном случае размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме устанавливается на срок не менее чем один год, а в целях соблюдения прав управляющей организации предусмотрен механизм определения размера платы с учетом предложений управляющей организации.
Поскольку в материалах дела не имеется доказательства принятия общим собранием решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, находящегося по адресу: Республика Саха (Якутия), город Якутск, ул. Хабарова, 17/3, в размере, примененном управляющей компанией, постольку суд первой инстанции правильно исходил из того, что оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Довод заявителя апелляционной жалобы о неисполнимости оспариваемого предписания был предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, который в полном соответствии с требованиями статей 15 и 170 АПК РФ мотивированно и обоснованно их отклонил.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 февраля 2017 года по делу N А58-6912/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.05.2017 N 04АП-1729/2017 ПО ДЕЛУ N А58-6912/2016
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2017 г. по делу N А58-6912/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания по обслуживанию жилого фонда "ЖКХ Губинский" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 февраля 2017 года по делу N А58-6912/2016 (суд первой инстанции - Устинова А.Н.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания по обслуживанию жилого фонда "ЖКХ Губинский" (ОГРН 1061435006808, ИНН 1435167945, место нахождения: 677000. Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Богатырева, 11/3, далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401065916, ИНН 1435067108, далее - ответчик, управление) о признании недействительным предписания от 15.11.2016 N 08-02-548-16-Л по результатам проведения внеплановой документарной проверки.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Степанов Юрий Алексеевич.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 февраля 2017 года по делу N А58-6912/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
В частности, общество полагает, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений подлежит ежегодному установлению на годовом общем собрании собственников помещений. Также указывает на наличие факта нарушения административного регламента.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не направило.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 25.04.2017. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 04.10.2016 в Управление поступило обращение гр. Степанова Ю.А., проживающего по адресу: город Якутск, ул. Хабарова, 17/3 кв 4, направленное с сопроводительным письмом Прокуратуры Республики Саха (Якутия) от 22.09.2016 N 1р-2016/34, о незаконном применении тарифов, установленных Окружной администрацией города Якутска (л.д. 38, 38 оборот).
17.10.2016 заместителем руководителя Управления издан приказ N 01-09-3278-16 о проведении внеплановой/документарной проверки в отношении ООО УК ОЖФ "ЖКХ "Губинский" с целью проверки фактов нарушения лицензиатом лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом по фактам, изложенным в заявлении (от 04.10.2016 вх. N 14185 - л.д. 39).
19.10.2016 за вх. N 5/0474 в общество поступил запрос Управления от 19.10.2016 N 01-26-9838 о предоставлении информации в письменном виде: сведения об установлении в 2016 году размера платы (тарифов) за содержание и ремонт жилого помещения собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: город Якутск, ул. Хабарова, 17/3 (приложить протокол при наличии); сведения о порядке установления в 2016 году тарифов за содержание и ремонт жилого помещения; финансовые документы о начислении платы за содержание и ремонт жилого помещения за период с июля по сентябрь 2016 года по указанному адресу кв. N 4.
28.10.2016 за вх. N 15710 в Управление с сопроводительным письмом от 27.10.2016 N 2/1655 поступила истребованная запросом от 19.10.2016 за вх. N 5/0474 информация.
По результатам проведенной проверки Управлением составлен акт N 08-01-1808-16Л, в котором отражено: ранее проведенной Управлением проверкой от 25.07.2016 установлено, что из протокола внеочередного общего собрания собственников (в форме заочного голосования) помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Якутск, ул. Хабарова, 17/3 от 17.12.2010 следует, что собственниками помещений принято решение об утверждении предложенных УК тарифов на жилищные услуги: тех. обслуживание - 5,55 руб. за 1 кв. м,
тех. обслуживание электрооборудования - 1,47 руб. за 1 кв. м,
уборка подъезда - 2,30 руб. за 1 кв. м,
уборка двора - 2,44 руб. за 1 кв. м,
управление домом - 3,93 руб. за 1 кв. м,
текущий ремонт - 1,45 руб. за 1 кв. м.
Общий размер 15,69 руб./кв. м (без текущего ремонта).
При изучении финансовых лицевых счетов по адресу: город Якутск, ул. Хабарова, 17/3 кв. 4 следует, что с июля по сентябрь 2016 года при определении платы за услуги применяются тарифы:
тех. обслуживание - 12,26 руб. за 1 кв. м,
тех. обслуживание электрооборудования - 1,86 руб. за 1 кв. м,
уборка подъезда - 2,93 руб. за 1 кв. м,
уборка дворовой территории - 2,53 руб. за 1 кв. м,
управление домом - 5,4 руб. за 1 кв. м.
Кроме того, начисляется плата по видам работ: вывоз мусора - 2, 77 руб. за 1 кв. м, тех. обслуживание ОПУ ТЭ - 0,47 руб. за 1 кв. м, тех. обслуживание ОПУ ХВС - 0,16 руб. за 1 кв. м, тех. обслуживание ВДГО - 0,80 руб. за 1 кв. м, и утилизация ртутьсодержащих ламп - 0,26 руб. за 1 кв. м; размер платы за содержание жилого помещения составляет 29,44 руб. за 1 кв. м, при этом из материалов проверки не следует, что собственниками МКД после 17.12.2010 принималось решение о повышении тарифов.
По результатам проверки обществу выдано предписание от 15.11.2016 N 08-02-54816-Л, которым обществу предписано в срок до 02.12.2016 устранить нарушения путем применения с декабря 2016 года по январь 2017 года начисления платы за содержание жилого помещения потребителю, проживающему по адресу: город Якутск, ул. Хабарова, 17/3, кв. 4 только тарифы, установленные решением общего собрания собственников помещений от 17.12.2010 и не применять тарифы, установленные в одностороннем порядке, по следующим видам работ:
вывоз мусора - 2, 77 руб. за 1 кв. м, тех. обслуживание ОПУ ТЭ - 0,47 руб. за 1 кв. м, тех. обслуживание ОПУ ХВС - 0,16 руб. за 1 кв. м, тех. обслуживание ВДГО - 0,80 руб. за 1 кв. м, и утилизация ртутьсодержащих ламп - 0,26 руб. за 1 кв. м.
Общество, не согласившись с выданным предписанием, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исходя из положений части 2 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 3.2.2.10, 3.6, 4.3.3 Положения об Управлении государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 20.08.2012, оспариваемое предписание составлено уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных полномочий.
Внеплановая документарная проверка соблюдения обществом лицензионных требований по управлению многоквартирным домом проведена Управлением с соблюдением положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации лицензионными требованиями являются иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
С учетом изложенного, довод заявителя апелляционной жалобы о том, что проверкой установлены несоответствия именно условий договора, а не порядка принятия решения общего собрания, порядка заключения договора, основан на неверном толковании приведенных норм материального права применительно к установленным судами двух инстанции фактическим обстоятельствам.
Неправильное применение судом первой инстанции норм материального права (применение положений статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, не подлежащих применению) не повлекло принятия неправильного решения, а потому не может быть признано основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
Статьей 4 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что правоотношения по содержанию и ремонта жилых помещений, внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме регулируются нормами жилищного законодательства.
Согласно пунктам 2, 3, 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией, ей передается весь комплекс полномочий по управлению домом.
Согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. При этом частью 7 статьи 156 Кодекса установлено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее, чем один год.
Аналогичное положение содержится в пункте 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
При определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, многоквартирный дом, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Хабарова, 17/3 находится на обслуживании ООО УК ОЖФ "ЖКХ Губинский".
В ходе проведения внеплановой проверки Управлением установлено, что ООО УК ОЖФ "ЖКХ Губинский" начисляется плата за содержание общедомовых приборов учета в указанном доме по тарифам, не установленным решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что в рассматриваемом случае размер платы за содержание общедомовых приборов учета установлен на общем собрании собственников помещений 17.12.2010 г.
Так, решением внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Якутск, ул. Хабарова, 17/3, от 17.12.2010 установлены тарифа по следующим видам работ: тех. обслуживание - 5.55 руб. за 1 кв. м, тех. обслуживание электрооборудования - 1,47 руб. за 1 кв. м, уборка подъезда - 2,30 руб. за 1 кв. м, уборка двора - 2,44 руб. за 1 кв. м, управление домом - 4,93 руб. за 1 кв. м, текущий ремонт - 1,45 руб. за 1 кв. м.
Вместе с тем, согласно представленным финансовым лицевым счетам по адресу: город Якутск, ул. Хабарова, 17/3, кв 4 следует, что с июля по сентябрь 2016 года при определении платы за услуги по техническому обслуживанию, техническому обслуживанию электрооборудования, уборке подъезда, уборке двора, управлению домом Управляющей компанией применяются тарифы:
тех. обслуживание - 12,26 руб. за 1 кв. м,
тех. обслуживание электрооборудования - 1,86 руб. за 1 кв. м,
уборка подъезда - 2,93 руб. за 1 кв. м,
уборка дворовой территории - 2,53 руб. за 1 кв. м,
управление домом - 5,4 руб. за 1 кв. м, кроме того, начисляется и взимается плата по видам работ: вывоз мусора - 2, 77 руб. за 1 кв. м, тех. обслуживание ОПУ ТЭ - 0,47 руб. за 1 кв. м, тех. обслуживание ОПУ ХВС - 0,16 руб. за 1 кв. м, тех. обслуживание ВДГО - 0,80 руб. за 1 кв. м, утилизация ртутьсодержащих ламп - 0,26 руб. за 1 кв. м; размер платы за содержание жилого помещения составляет 29,44 руб. за 1 кв. м.
В соответствии с пунктом 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В соответствии с пунктом 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила) при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
При таком правовом регулировании довод заявителя жалобы о необходимости ежегодного утверждения платы за содержание и ремонт жилого помещения общим собранием собственников помещений основан на неверном толковании приведенных норм жилищного законодательства.
В данном случае размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме устанавливается на срок не менее чем один год, а в целях соблюдения прав управляющей организации предусмотрен механизм определения размера платы с учетом предложений управляющей организации.
Поскольку в материалах дела не имеется доказательства принятия общим собранием решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, находящегося по адресу: Республика Саха (Якутия), город Якутск, ул. Хабарова, 17/3, в размере, примененном управляющей компанией, постольку суд первой инстанции правильно исходил из того, что оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Довод заявителя апелляционной жалобы о неисполнимости оспариваемого предписания был предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, который в полном соответствии с требованиями статей 15 и 170 АПК РФ мотивированно и обоснованно их отклонил.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 февраля 2017 года по делу N А58-6912/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
В.А.СИДОРЕНКО
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
В.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)