Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.05.2017 N 05АП-2501/2017 ПО ДЕЛУ N А24-5005/2016

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2017 г. по делу N А24-5005/2016


Резолютивная часть постановления оглашена 23 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Витютневой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского"
апелляционное производство N 05АП-2501/2017
на решение от 01.03.2017
судьи А.М. Сакуна
по делу N А24-5005/2016 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" (ИНН 4101122429, ОГРН 1084101001203)
к Государственной жилищной инспекции Камчатского края (ИНН 4101102831, ОГРН 1054100065766)
- о признании недействительным предписания от 14.11.2016 N 1845ЛК/1-09ж;
- при участии:
- стороны не явились;
- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" (далее - заявитель, ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского", общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Камчатского края (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) от 14.11.2016 N 1845ЛК/1-09ж.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 01.03.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что основным показателем надлежащего отопления является допустимая температура воздуха в жилом помещении. На период составления акта N 1845ЛК/1-09Ж температура в квартире N 1 в доме N 91 по улице Океанской составляла +20,1 °C, следовательно, приборы отопления в помещении квартиры прогреваются в пределах оптимальной и допустимой температуры воздуха в жилом помещении.
Указывает также, что в ходе проведения спорной проверки водоразбор из системы отопления не осуществлялся, замеры температуры воды в системе отопления не производились, в связи с чем у государственного инспектора ГЖИ Камчатского края отсутствовали достаточные правовые основания для выдачи в адрес общества спорного предписания N 1845ЛК/1-09ж.
В связи с нахождением в отпуске судьи С.В. Гуцалюк на основании определения от 23.05.2017 произведена ее замена на судью О.Ю. Еремееву, и рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала на основании статьи 18 АПК РФ.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела судом установлено, что ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" является управляющей компанией многоквартирного жилого дома N 91 по ул. Океанская в г. Петропавловске-Камчатском.
13.10.2016 жительница названного жилого дома Петрова Т.И. обратилась в Инспекцию с заявлением (вх. N П-4025), в котором указала, что 19.09.2016 была произведена подача отопления в названном жилом доме. При подаче отопления лопнул стояк на кухне. Стояк на кухне был отключен, в связи с чем пять этажей дома остались без отопления. 26.09.2016 была подана в управляющую компанию заявка на замену стояка. Заявка не выполняется, авария не устранена.
На основании обращения, в соответствии с приказом от 18.10.2016 N 1845 ЛК в отношении Общества 11.11.2016 проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что температура поверхности приборов отопления в помещении квартиры N 1 дома 91 по ул. Океанской в г. Петропавловске-Камчатском не соответствует нормативным требованиям, а именно: температура прибора отопления в помещении кухни составила +44 °C; температура прибора отопления N 1 в помещении большой жилой комнаты составила +49 °C, прибора отопления N 2 +54 °C; температура прибора отопления в помещении малой жилой комнаты составила +39 °C; температура прибора отопления N 1 в помещении средней жилой комнаты составила +42 °C, прибора отопления N 2 +49 °C.
Результаты проверки оформлены актом от 11.11.2016 N 1845 ЛК/1-09Ж.
14.11.2016 должностным лицом Инспекции выдано предписание N 1845ЛК/1-09ж, возлагающее на общество обязанность в срок до 30.11.2016 обеспечить в квартире N 1, дома N 91 по ул. Океанская в г. Петропавловске-Камчатском надлежащий прогрев приборов отопления.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в частности - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Из материалов дела усматривается, что ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" осуществляет управление многоквартирным жилым домом N 91 по улице Океанская в городе Петропавловске-Камчатском, соответственно, на обществе как на управляющей организации проверяемым многоквартирным домом лежит обязанность по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в данном доме.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В силу пункта 2 Правил N 354, под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Исполнителем коммунальных услуг выступает управляющая организация на основании договора управления многоквартирным домом, заключаемого собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом (пункт 8 Правил N 354).
Подпунктом "е" пункта 4 названных Правил установлено, что потребителю могут быть предоставлены такие виды коммунальных услуг как отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
В соответствии с подпунктами "в", "г", "д" пункта 3 этих же Правил условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются:
- - предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1;
- - предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг;
- - качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
В пункте 31 Правил N 354 установлено, что исполнитель обязан, в том числе, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "а"); самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю (подпункт "в").
Из подпункта "а" пункта 33 Правил N 354 следует, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
В соответствии с пунктом 5 приложения N 1 к Правилам N 354 температура горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Согласно пункту 2.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность.
В силу пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании составляет: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5 °C; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3 °C (пункт 5 раздела II приложения I Правил N 354).
Из пункта 15 приложения N 1 к указанным Правилам N 354 следует, что температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже +18 °C (в угловых комнатах не ниже +20 °C).
Аналогичные требования к температуре горячей воды в местах водоразбора установлены пунктом 5.3.1 Правил N 170.
Пунктом 5.1.1 Правил N 170 установлено, что эксплуатация системы теплоснабжения (системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению, утвержденными в установленном порядке.
В силу пункта 5.2.1 Правила N 170, эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать, в том числе: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11).
В указанном приложении отражены аналогичные требования в части температуры воды в приборах системы отопления в зимнее время (не ниже 60 °C и не выше 75 °C).
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 утвержден "Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Перечень).
В абзаце 2 пункта 18 указанного Перечня установлены общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах, к которым относится, в том числе, постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем.
Как подтверждается материалами дела, в ходе внеплановой проверки качества оказания обществом коммунальных услуг было зафиксировано, что температура прибора отопления в помещении кухни составила + 44 °C, температура прибора отопления N 1 в помещении большой жилой комнаты составила + 49 °C, прибор отопления N 2 + 54 °C, температура прибора отопления в помещении малой жилой комнаты составила + 39 °C, температура прибора отопления N 1 в помещении средней жилой комнаты составила + 42 °C, прибор отопления N 2 + 49 °C, что является нарушением обязательных требований.
Как отмечалось выше, управление многоквартирным домом N 91 по ул. Океанской в г. Петропавловске-Камчатском осуществляет общество, соответственно, оно, как управляющая компания, обязано обеспечить предоставление собственникам и пользователям помещений в жилом доме коммунальные услуги, отвечающие параметрам качества, количества, надежности и экологической безопасности.
С учетом изложенного выводы государственной жилищной инспекции, поддержанные судом первой инстанции, о несоблюдении обществом надлежащей температуры поверхности радиаторов отопления, и, как следствие, о наличии оснований для вынесения оспариваемого предписания в целях устранения выявленных нарушений Правил N 354, пункта 5.2.1 Правил N 170 являются правильными.
Довод общества о том, что на момент проведения проверки температура воздуха в помещении квартиры N 1 являлась допустимой и составляла 20,1 °C, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку в материалы дела не представлено доказательств, что обогрев квартиры до данной температуры производился централизованной системой, а не посредством включения собственниками обогревательных приборов.
Довод заявителя жалобы о том, что при проведении спорной проверки замеры температуры воды в системе отопления не производились, коллегией отклоняется, как документально не подтвержденный.
Так, из акта проверки от 09.11.2016 N 1845ЛК/1-09Ж следует, что температура прибора отопления в помещении кухни составила + 44 °C, температура прибора отопления N 1 в помещении большой жилой комнаты составила + 49 °C, прибор отопления N 2 + 54 °C, температура прибора отопления в помещении малой жилой комнаты составила + 39 °C, температура прибора отопления N 1 в помещении средней жилой комнаты составила + 42 °C, прибор отопления N 2 + 49 °C, температура воздуха в помещении квартиры N 1 составила + 20,1 °C. Акт подписан со стороны общества без замечаний.
Данные обстоятельства по существу обществом не опровергнуты и, по мнению суда апелляционной инстанции, в достаточной степени свидетельствуют о ненадлежащем выполнении управляющей компанией вышеперечисленных требований Правил N 170.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что формулировка оспариваемого предписания является корректной, точной, доступной для понимания всеми лицами, и что предписание не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 01.03.2017 по делу N А24-5005/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)