Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.06.2017 ПО ДЕЛУ N А43-12919/2015

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 2017 г. по делу N А43-12919/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 29.05.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 05.06.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Кириловой Е.А., Москвичевой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Бетанкур" (603006, г. Нижний Новгород, ул. Семашко, д. 37; ОГРН 1025202393270, ИНН 5257038044)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.09.2016
по делу N А43-12919/2015,
принятое судьей Леоновым А.В.
по заявлению товарищества собственников жилья "Бетанкур" о признании незаконным бездействия администрации города Нижнего Новгорода,
при участии в судебном заседании представителей:
товарищества собственников жилья "Бетанкур" - Коренькова А.Ю. по доверенности от 01.04.2015 сроком действия три года,
и
установил:

товарищество собственников жилья "Бетанкур" (далее - ТСЖ "Бетанкур", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Нижнего Новгорода (далее - орган местного самоуправления), выразившегося в неисполнении требований постановления администрации г. Нижнего Новгорода от 17.01.2014 N 105 в отношении следующих бесхозяйных объектов: кабельная линия от ТП-2500 РУ 0,4 кВ ф. 1 до ввода N 1 ВРУ встроенных помещений здания жилого дома по адресу: ул. Бетанкура, д. 2, 1-я очередь строительства, кабельная линия от ТП-2500 РУ 0,4 кВ ф. 7 до ввода N 1 ВРУ жилой части здания жилого дома по адресу: ул. Бетанкура, д. 2, 1-я очередь строительства, кабельная линия от ТП-2500 РУ 0,4 кВ ф. 14 до ввода N 2 ВРУ жилой части здания жилого дома по адресу: ул. Бетанкура, д. 2, 1-я очередь строительства, кабельная линия от ТП-2500 РУ 0,4 кВ ф. 16 до ввода N 2 ВРУ встроенных помещений здания жилого дома по адресу: ул. Бетанкура, д. 2, 1-я очередь строительства, кабельная линия от ТП-2500 РУ 0,4 кВ ф. 3 до ввода N 1 ВРУ здания жилого дома по адресу: ул. Бетанкура, д. 2, 2-я очередь строительства, кабельная линия от ТП-2500 РУ 0,4 кВ ф. 18 до ввода N 2 ВРУ здания жилого дома по адресу: ул. Бетанкура, д. 2, 2-я очередь строительства, кабельная линия от ТП-2500 РУ 0,4 кВ 1 СШ ф. 21 до ввода N 1 ВРУ здания жилого дома по адресу: ул. Бетанкура, д. 2, 3-я очередь строительства, кабельная линия от ТП-2500 РУ 0,4 кВ 2 СШ ф. 4 до ввода N 2 ВРУ здания жилого дома по адресу: ул. Бетанкура, д. 2, 3-я очередь строительства, кабельная линия от ТП-2500 РУ 0,4 кВ 1 СШ ф. 19 до ввода N 1 ВРУ здания жилого дома по адресу: ул. Бетанкура, д. 2, 4-я очередь строительства, кабельная линия от ТП-2500 РУ 0,4 кВ 2 СШ ф. 4 до ввода N 2 ВРУ здания жилого дома по адресу: ул. Бетанкура, д. 2, 4-я очередь строительства, кабельная линия от ТП-2500 РУ 0,4 кВ ф. 8 до ввода N 2 ВРУ здания жилого дома по адресу: ул. Бетанкура, д. 3, кабельная линия от ТП-2500 РУ 0,4 кВ ф. 13 до ввода N 1 ВРУ здания жилого дома по адресу: ул. Бетанкура, д. 3, кабельная линия от ТП-2500 РУ 0,4 кВ ф. 6 до ввода N 2 ВРУ здания жилого дома по адресу: ул. Бетанкура, д. 4, кабельная линия от ТП-2500 РУ 0,4 кВ ф. 25 до ввода N 1 ВРУ здания жилого дома по адресу: ул. Бетанкура, д. 4.
Одновременно заявитель просил суд обязать орган местного самоуправления устранить допущенное нарушение прав.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению городским имуществом администрации г. Нижнего Новгорода, администрация Канавинского района г. Нижнего Новгорода, закрытое акционерное общество "Волгоэлектросеть" (далее - ЗАО "Волгоэлектросеть").
Определением от 25.02.2016 Арбитражный суд Нижегородской области приостанавливал производство по делу до рассмотрения и принятия Арбитражным судом Волго-Вятского округа окончательного судебного акта по делу N А43-7539/2015.
Определением от 06.06.2016 суд первой инстанции возобновил производство по настоящему делу.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 28.09.2016 Товариществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ "Бетанкур" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Товарищество настаивает на том, что со стороны органа местного самоуправления имело место незаконное бездействие, которое нарушает его права и законные интересы.
В судебном заседании представитель ТСЖ "Бетанкур" поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили, отзывы на апелляционную жалобу не направили, несмотря на признание судом обязательным их участия в судебном заседании.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что многоквартирные дома N 2, N 3 и N 4, расположенные на ул. Бетанкура г. Нижнего Новгорода, находятся в управлении ТСЖ "Бетанкур".
В 2007 - 2008 года ТСЖ "Бетанкур" и ЗАО "Волгоэлектросеть" подписали шесть актов разграничения балансовой принадлежности электросетей, касающихся сетей электроснабжения домов N 2, N 3 и N 4 по ул. Бетанкура г. Нижнего Новгорода.
Согласно акту от 11.09.2007 N 121/07 разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, границей балансовой принадлежности устанавливаются места соединений наконечников жил кабельных линий 0,4 кВ ф. 1, ф. 7, ф. 14, ф. 16 с ошивкой РУ 0,4 ТП-2500. Товариществу принадлежит и эксплуатируется электрооборудование, расположенное за указанной границей в сторону наконечников жил кабельных линий 0,4 кВ:
- - ТП-2500 РУ 0,4 кВ ф. 1 до ввода N 1 ВРУ встроенных помещений здания жилого дома по адресу: ул. Бетанкура, д. 2, 1-я очередь строительства;
- - ТП-2500 РУ 0,4 кВ ф. 7 до ввода N 1 ВРУ жилой части здания жилого дома по адресу: ул. Бетанкура, д. 2, 1-я очередь строительства;
- - ТП-2500 РУ 0,4 кВ ф. 14 до ввода N 2 ВРУ жилой части здания жилого дома по адресу: ул. Бетанкура, д. 2, 1-я очередь строительства;
- - ТП-2500 РУ 0,4 кВ ф. 16 до ввода N 2 ВРУ встроенных помещений здания жилого дома по адресу: ул. Бетанкура, д. 2, 1-я очередь строительства.
Согласно акту от 11.09.2007 N 122/07 разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, границей балансовой принадлежности устанавливаются места соединений наконечников жил кабельных линий 0,4 кВ ф. 3, ф. 18 с ошивкой РУ 0,4 ТП-2500. Товариществу принадлежит и эксплуатируется электрооборудование, расположенное за указанной границей в сторону наконечников жил кабельных линий 0,4 кВ.:
- - ТП-2500 РУ 0,4 кВ ф. 3 до ввода N 1 ВРУ здания жилого дома по адресу: ул. Бетанкура, д. 2, 2-я очередь строительства;
- - ТП-2500 РУ 0,4 кВ ф. 18 до ввода N 2 ВРУ здания жилого дома по адресу: ул. Бетанкура, д. 2, 2-я очередь строительства.
Согласно акту от 14.07.2008 N 241/08 разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, границей балансовой принадлежности устанавливаются места соединений наконечников жил кабельных линий 0,4 кВ ф. 4, ф. 21 с ошивкой РУ 0,4 ТП-2500. Товариществу принадлежит и эксплуатируется электрооборудование, расположенное за указанной границей в сторону наконечников жил кабельных линий 0,4 кВ.:
- - ТП-2500 РУ 0,4 кВ 1 СШ ф. 21 до ввода N 1 ВРУ здания жилого дома по адресу: ул. Бетанкура, д. 2, 3-я очередь строительства;
- - ТП-2500 РУ 0,4 кВ 2 СШ ф. 4 до ввода N 2 ВРУ здания жилого дома по адресу: ул. Бетанкура, д. 2, 3-я очередь строительства.
Согласно акту от 14.07.2008 N 239/08 разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, границей балансовой принадлежности устанавливаются места соединений наконечников жил кабельных линий 0,4 кВ ф. 12, ф. 19 с ошивкой РУ 0,4 ТП-2500. Товариществу принадлежит и эксплуатируется электрооборудование, расположенное за указанной границей в сторону наконечников жил кабельных линий 0,4 кВ.:
- - ТП-2500 РУ 0,4 кВ 1 СШ ф. 19 до ввода N 1 ВРУ здания жилого дома по адресу: ул. Бетанкура, д. 2, 4-я очередь строительства;
- - ТП-2500 РУ 0,4 кВ 2 СШ ф. 12 до ввода N 2 ВРУ здания жилого дома по адресу: ул. Бетанкура, д. 2, 4-я очередь строительства.
Согласно акту от 11.09.2007 N 120/07 разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, границей балансовой принадлежности устанавливаются места соединений наконечников жил кабельных линий 0,4 кВ ф. 8, ф. 13 с ошивкой РУ 0,4 ТП-2500. Товариществу принадлежит и эксплуатируется электрооборудование, расположенное за указанной границей в сторону наконечников жил кабельных линий 0,4 кВ.:
- - ТП-2500 РУ 0,4 кВ ф. 8 до ввода N 2 ВРУ здания жилого дома по адресу: ул. Бетанкура, д. 3;
- - ТП-2500 РУ 0,4 кВ ф. 13 до ввода N 1 ВРУ здания жилого дома по адресу: ул. Бетанкура, д. 3.
Согласно акту от 14.07.2008 N 240/08 разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон границей балансовой принадлежности устанавливается места соединений наконечников жил кабельных линий 0,4 кВ ф. 6, ф. 25 с ошивкой РУ 0,4 ТП-2500. Товариществу принадлежит и эксплуатируется электрооборудование, расположенное за указанной границей в сторону наконечников жил кабельных линий 0,4 кВ.:
- - ТП-2500 РУ 0,4 кВ ф. 6 до ввода N 2 ВРУ здания жилого дома по адресу: ул. Бетанкура, д. 4;
- - ТП-2500 РУ 0,4 кВ ф. 25 до ввода N 1 ВРУ здания жилого дома по адресу: ул. Бетанкура, д. 4.
Посчитав, что вышеуказанные кабельные линии не могут стоять на балансе ТСЖ "Бетанкур" и являться его собственностью, Товарищество обратилось в администрацию Канавинского района г. Нижнего Новгорода и администрацию г. Нижнего Новгорода с заявлением о постановке на учет бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры (кабельных линий) и дальнейшей передаче их в муниципальную собственность.
Несовершение органом местного самоуправления каких-либо действий в ответ на обращения Товарищества явилось основанием для подачи в суд настоящего заявления.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 225, 236, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 36, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлениями Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580, от 13.08.2006 N 491, от 27.12.2004 N 861 и исходил из того, что не установлено незаконное бездействие со стороны органа местного самоуправления.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя ТСЖ "Бетанкур", исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья 225 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное образование должно принять бесхозяйное имущество на учет и впоследствии признать на него право муниципальной собственности и обеспечить его эксплуатацию.
Для принятия на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйной недвижимой вещи должны быть представлены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник не известен, или от права собственности на него собственник отказался, отсутствуют притязания на объект либо фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом.
При этом отсутствие государственной регистрации права собственников помещений многоквартирного дома или иного лица на указанные объекты само по себе не может являться основанием для признания их бесхозяйными.
Таким образом, для принятия вещи в муниципальную собственность как бесхозяйной необходимым условием является установление факта отсутствия собственника как такового или отказ собственника от своего права.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества относится к сфере управления многоквартирным домом.
В соответствии с положениями статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно части 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В силу подпункта "ж" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491) в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В пунктах 5 и 6 Правил N 491 конкретизирован состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Так, в состав такого имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 8 Правил N 491).
Согласно абзацу 2 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) "внутридомовые инженерные системы" - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения); "централизованные сети инженерно-технического обеспечения" - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отведения сточных вод из внутридомовых инженерных систем).
В соответствии с позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2015 по делу N 305-ЭС15-11564 (А41-22117/2014), при исследовании акта разграничения балансовой принадлежности судам следует устанавливать, имеются ли предусмотренные законодательством Российской Федерации основания для перенесения границы балансовой принадлежности по сетям теплоснабжения от внешней границы стены многоквартирного дома к месту установки соответствующего прибора учета, в том числе, имелось ли предусмотренное подпунктом "а" пункта 1 Правил N 491 волеизъявление управомоченных собственников помещений в многоквартирном доме на определение состава общего имущества многоквартирного дома, и может ли спорный участок тепловых сетей быть отнесен к иным объектам, предназначенным для обслуживания одного многоквартирного дома в соответствии с подпунктом "ж" пункта 2 Правил N 491.
Суд полагает, что при рассмотрении настоящего спора возможно применение приведенного выше подхода Верховного Суда Российской Федерации.
В силу пункта 19 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акт об осуществлении технологического присоединения.
Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг:
- акт разграничения балансовой принадлежности электросетей - документ, составленный в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к электрическим сетям (далее - энергопринимающие устройства), определяющий границы балансовой принадлежности;
- акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон - документ, составленный сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства;
- граница балансовой принадлежности - линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.
Постановлением администрации г. Нижнего Новгорода от 21.11.2011 N 4872 (утратило силу 17.01.2014 г.) и от 17.01.2014 N 105 утвержден Порядок проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие электро-, тепло-, газо-, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, расположенных на территории города Нижнего Новгорода, организации работ по их ремонту в связи с аварией за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода и передаче бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих электро-, тепло-, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, в эксплуатацию в специализированные организации до признания права муниципальной собственности.
При этом проведение мероприятий по признанию права муниципальной собственности на Объекты состоит в следующем:
Администрация района по месту нахождения Объектов в случае выявления Объектов в течение трех рабочих дней с даты их выявления направляет обращение в Комитет на предмет нахождения Объектов в реестре муниципального имущества города Нижнего Новгорода.
Комитет в течение трех рабочих дней после поступления обращения от администрации района идентифицирует Объекты на предмет их нахождения в реестре муниципального имущества города Нижнего Новгорода, а также на наличие или отсутствие заявлений собственника Объектов об отказе от права собственности на Объекты и по результатам информирует администрацию района.
В случае если Объекты не числятся в реестре муниципального имущества города Нижнего Новгорода, а также отсутствуют заявления собственников Объектов об отказе от права собственности на Объекты, администрация района:
1.3.1. В установленном законом порядке в течение трех рабочих дней с даты получения ответа от Комитета направляет обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, а также в государственные органы (организации), осуществлявшие регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона от 21.07.2007 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на предмет наличия (отсутствия) регистрации права на Объекты указанными органами.
1.3.2. В случае отсутствия регистрации права собственности на Объекты в указанных в подпункте 1.3.1 органах:
1.3.2.1. В течение трех рабочих дней с даты получения документов, подтверждающих, что права на Объекты не зарегистрированы, направляет в Комитет обращение (с приложением документов, подтверждающих, что права на Объекты не зарегистрированы) об организации дальнейшей работы по признанию права муниципальной собственности на Объекты с указанием технических характеристик Объектов, согласованных с соответствующими Организациями, по нижеприведенным формам (технические характеристики Объектов направлять в бумажном и электронном виде в формате Excel:
а) на протяженные Объекты:
тепло-, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения: электроснабжения:
газоснабжения:
б) на здания Объектов:
Комитет после получения от администрации района обращения, предусмотренного пунктом 1.3.2.1 настоящего Порядка, обеспечивает (п. 1.6):
Изготовление исполнительных съемок на Объекты, технических планов и кадастровых паспортов на Объекты, выступив муниципальным заказчиком при осуществлении закупки по определению подрядчика на выполнение работ по изготовлению исполнительных съемок, технических планов, постановке на государственный кадастровый учет и получению кадастровых паспортов на Объекты.
Постановку Объектов на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, как бесхозяйного имущества.
Выполнение мероприятий по признанию права муниципальной собственности в соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (в том числе по истечении года со дня принятия Объектов на учет бесхозяйного имущества обеспечить направление заявления в суд с требованием о признании права муниципальной собственности города Нижнего Новгорода).
Проведение государственной регистрации права муниципальной собственности города Нижнего Новгорода на Объекты.
Включение Объектов в реестр муниципального имущества города Нижнего Новгорода.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд апелляционной инстанции считает, что вопреки приведенному требованию закона в данном случае администрация г. Нижнего Новгорода не доказала отсутствие со своей стороны незаконного бездействия как по процедуре, так и по существу.
Установлено, что первоначально 26.09.2014 ТСЖ "Бетанкур" обратилось в Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами г. Нижнего Новгорода с заявлением о необходимости произвести действия по передаче и оформлению в муниципальную собственность бесхозяйных объектов, в том числе сетей электроснабжения.
Письмом от 31.10.2014 Комитет разъяснил ТСЖ "Бетанкур" порядок рассмотрения заявлений и предложил ТСЖ обратиться с данным заявлением в администрацию района.
01.04.2015 Товарищество обратилось в администрацию Канавинского района г. Нижнего Новгорода (зарегистрировано 09.04.2015) с соответствующим заявлением (том 1 л. д. 9).
Не получив ответа и посчитав, что администрация Канавинского района г. Нижнего Новгорода не принимает никаких мер по рассмотрению обращения от 01.04.2015, ТСЖ "Бетанкур" обратилось 16.04.2015 в Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами (зарегистрировано 28.04.2015; том 1 л. д. 10).
14.05.2015 администрация г. Нижнего Новгорода в лице Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами уведомила заявителя о том, что до настоящего времени документация, предусмотренная Порядком N 105, не поступала и в адрес администрации района направлено письмо о рассмотрении возможности организации мероприятий, предусмотренных Порядком N 105.
Таким образом, ТСЖ "Бетанкур" в установленном порядке обратилось в уполномоченные органы, которые до настоящего времени продолжают проявлять бездействие, не исполняя положения Порядка N 105.
Вместе с тем, в соответствии с постановлением Городской Думы г. Н. Новгорода от 25.01.2006 N 2 "Об утверждении положений об администрациях районов города Нижнего Новгорода" (вместе с Положением об администрации Канавинского района города Нижнего Новгорода и др.) администрация района города Нижнего Новгорода (далее - администрация района) является территориальным органом администрации города Нижнего Новгорода, организующим реализацию предусмотренных Уставом города Нижнего Новгорода, настоящим Положением задач и полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на территории района (пункт 1.2 Положения).
Администрация района осуществляет свою деятельность во взаимодействии с отраслевыми (функциональными) структурными подразделениями и территориальными органами администрации города Нижнего Новгорода, с Городской Думой города Нижнего Новгорода, территориальными федеральными органами исполнительной власти, государственными органами исполнительной власти Нижегородской области, органами территориального общественного самоуправления, организациями, общественными объединениями и гражданами, с органами внутренних дел и прокуратуры по вопросам охраны общественного порядка и борьбы с правонарушениями в районе (пункт 1.3 Положения).
Положение о комитете по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода, утвержденное постановлением администрации г. Нижнего Новгорода от 01.04.1999 N 52, предусматривает, что Комитет входит в структуру администрации города Нижнего Новгорода и подчинен непосредственно заместителю главы администрации города Нижнего Новгорода) пункт 1.3 Положения).
Таким образом, в данном случае усматривается отсутствие взаимодействия администрации города Нижнего Новгорода и ее структурных подразделений (администрации Канавинского района и Комитета) по вопросу рассмотрения обращений ТСЖ "Бетанкур", их незаконное бездействие, что противоречит законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
Статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе дополнительно представленные в суд апелляционной инстанции, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что рассматриваемое электрическое оборудование не входит в состав общего имущества владельцев помещений многоквартирных домов NN 2, 3 и 4 по ул. Бетанкура в г. Нижнем Новгороде.
Орган местного самоуправления не представил доказательств, что рассматриваемые кабельные линии имеют собственника или были созданы на средства собственников квартир в этих многоквартирных домах, относятся исключительно к одному многоквартирному дому, Товарищество открыто эксплуатирует и содержит за счет собственных средств указанные электрические сети и ТП-2500 как собственное имущество.
Согласно сведениям публичной кадастровой карты дома N 2, 3 и 4 находятся в границах кадастрового квартала 52:18:0030019, который включает в себя несколько земельных участков, как под указанными жилыми домами, так и под другими объектами, а также свободные территории.
Из представленных кадастровых паспортов на земельные участки установлено, что до настоящего времени земельные участки под домами N 2, 3 и 4 не сформированы в установленном законом порядке и не поставлены на кадастровый учет.
ТП-2500 расположена на отдельном земельном участке с кадастровым номером 52:18:0030019:15. От данной трансформаторной подстанции снабжаются электроэнергией все дома N 2, 3 и 4 по ул. Бетанкура, при этом ТП-2500 не является общим имуществом собственников помещений какого-либо дома и не может быть отнесена к объектам, поименованным в п. п. "ж" пункта 2 Правил N 491, поскольку не расположена на земельном участке какого-либо многоквартирного дома и не предназначена для обслуживания одного дома.
Оформленные в 2007 году акты разграничения границ сами по себе не являются правоустанавливающими документами на рассматриваемые кабельные линии и доказательством права собственности (владения) и принадлежности данного имущества к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома.
По результатам рассмотрения настоящего спора суд апелляционной инстанции приходит к заключению о том, что со стороны администрации г. Нижнего Новгорода усматривается бездействие, противоречащее положениям гражданского и жилищного законодательства, Порядка N 105 и нарушающее права и законные интересы заявителя, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствие выводов суда, указанных в решении, обстоятельствам дела в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене решения суда первой инстанции.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отказа в удовлетворении заявления товарищества собственников жилья "Бетанкур" о признании незаконным бездействия администрации города Нижнего Новгорода с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований Товарищества.
В силу части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
С учетом этого, в целях восстановления нарушенных прав Товарищества суд возлагает на администрацию г. Нижнего Новгорода обязанность последовательно выполнить мероприятия по утвержденному постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 17.01.2014 N 105 Порядку проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Законодателем не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Поскольку суд удовлетворил заявленные Товариществом требования, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскивает с администрации г. Нижнего Новгорода в пользу Товарищества судебные расходы по делу в размере 4500 рублей.
Излишне уплаченная государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы подлежит возвращению Товариществу из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
В остальной части решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.09.2016 по делу N А43-12919/2015 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Бетанкур" - без удовлетворения, поскольку суд первой инстанции законно и обоснованно возвратил Товариществу из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину при подаче заявления в суд первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта судом не допущено.
Руководствуясь статьями 266 - 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.09.2016 по делу N А43-12919/2015 отменить в части отказа в удовлетворении заявления товарищества собственников жилья "Бетанкур" о признании незаконным бездействия администрации города Нижнего Новгорода.
Признать незаконным бездействие администрации г. Нижнего Новгорода, выразившееся в неисполнении требований Порядка проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, утвержденного постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 17.01.2014 N 105, по заявлению товарищества собственников жилья "Бетанкур" от 16.04.2015 N 5-331-3.
Обязать администрацию г. Нижнего Новгорода устранить нарушение прав и законных интересов Товарищества собственников жилья "Бетанкур" по его заявлению от 16.04.2015 N 5-331-3 путем последовательного исполнения положений утвержденного постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 17.01.2014 N 105 Порядка проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры.
Взыскать с администрации г. Нижнего Новгорода в пользу товарищества собственников жилья "Бетанкур" судебные расходы в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Возвратить из федерального бюджета товариществу собственников жилья "Бетанкур" излишне уплаченную по платежному поручению от 02.02.2017 N 31 государственную пошлину в размере 1500 фф (одна тысяча пятьсот) рублей.
В остальной части решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.09.2016 по делу N А43-12919/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Бетанкур" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.А.ЗАХАРОВА
Судьи
Е.А.КИРИЛОВА
Т.В.МОСКВИЧЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)