Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.10.2017 N 18АП-11767/2017 ПО ДЕЛУ N А47-6511/2017

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2017 г. N 18АП-11767/2017

Дело N А47-6511/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Костина В.Ю., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Северо-Восточная-1" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.08.2017 по делу N А47-6511/2017 (судья Мирошник А.С.).
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Эксклюзив Хаус Обслуживание" - Андреев Ю.В. (доверенность от 04.10.2017).

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Северо-Восточная-1" (далее - заявитель, ООО "УК "Серверо-Восточная-1") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - ГЖИ по Оренбургской области, инспекция) о признании недействительным решения от 24.04.2017 N 38/04-4389 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий по Оренбургской области в отношении многоквартирного дома N 6/1 по ул. Фронтовиков г. Оренбурга.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эксклюзив Хаус Обслуживание" (далее - третье лицо, ООО "УК "ЭХО").
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 07.08.2017 (резолютивная часть решения объявлена 03.08.2017) в удовлетворении требований заявителя отказано. Также заявителю возвращена из федерального бюджета излишне уплаченная госпошлина в размере 3000 руб.
Не согласившись с решением суда, ООО "УК "Северо-Восточная-1" обжаловало его в апелляционном порядке, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неполное выяснение имеющих значение для дела обстоятельств. Полагает, что судом фактически принято решение о признании недействительным не оспоренного до настоящего времени в установленном порядке протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом N 6/1 по ул. Фронтовиков г. Оренбург от 16.02.2017, что выходит за пределы рассматриваемых требований. также обращает внимание на представление заявителем в инспекцию всех необходимых документов для принятия решения о внесении изменений в реестр лицензий, в связи с чем, по его мнению, у инспекции отсутствовали основания для отказа во внесении таких изменений, а факт включения в реестр лицензий сведений об управлении указанным домом иной управляющей организации - ООО "УК "ЭХО" основанием для отказа во внесении таких изменений в реестр служить не может.
Представитель третьего лица в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представители заявителя и инспекции, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
В представленных в материалы дела письменных возражениях на апелляционную жалобу инспекция против удовлетворения жалобы возражает. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает обжалованный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела ООО "УК "Северо-Восточная-1" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1085658026453 и на основании лицензии осуществляет деятельность по управлению общим имуществом многоквартирных домов.
22.03.2017 в инспекцию поступило заявление ООО "УК "Северо-Восточная-1" о внесении изменений в реестр лицензий Оренбургской области в связи с заключением договора управления многоквартирным домом N 6/1 по ул. Фронтовиков г. Оренбурга на основании протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления этим домом от 16.02.2017.
Инспекцией при рассмотрении указанного заявления выявлено противоречие сведений, представленных ООО "УК "Северо-Восточная-1", уже имеющимся сведениям в реестре лицензий Оренбургской области (поскольку на основании протокола общего собрания помещений многоквартирного дома от 08.02.2017 N 1 решением инспекции от 06.03.2017 N 452 многоквартирный дом включен в реестр лицензий Оренбургской области, как многоквартирный дом, деятельность по управлению которым осуществляет ООО "УК "ЭХО"), в связи с чем принято решение от 28.03.2017 N 581 о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий Оренбургской области.
Инспекцией в адрес заявителя и третьего лица направлены запросы о предоставлении информации об управлении многоквартирным жилым домом N 6/1 по ул. Фронтовиков г. Оренбурга.
По результатам рассмотрения материалов, представленных в ответ на запросы инспекции, ГЖИ по Оренбургской области приняты решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Оренбургской области в сведения о многоквартирном доме N 6/1 по ул. Фронтовиков г. Оренбурга от 26.04.2017 в отношении каждого лицензиата (отказано во внесении изменений ООО "УК "ЭХО" и отказано во внесении изменений ООО "УК "Северо-Восточная - 1").
Не согласившись с решением от 26.04.2017 N 38/04-4389 (об отказе во внесении изменений в реестр лицензий по Оренбургской области ООО "УК "Северо-Восточная - 1"), заявитель оспорил его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из вывода о соответствии оспоренного ненормативного акта закону.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, лицензиат в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения договора управления многоквартирным жилым домом обязан разместить эти сведения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (dom.gosuslugi.ru), а также направить их в орган государственного жилищного надзора. Орган государственного жилищного надзора после получения указанных сведений от лицензиата вносит изменения в реестр лицензий Оренбургской области в соответствии с Порядком и сроками внесения изменений в реестр субъекта Российской Федерации, утвержденным приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
Пунктом 5 Порядка N 938/пр предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий и прилагаемых к нему документов, поступивших от лицензиата, инспекцией осуществляется проверка документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 Порядка N 938/пр (оформление заявления, перечень документов, приложенных к заявлению); б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении; в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) отсутствие судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении; д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления инспекция принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 этого Порядка (п. 8 Порядка N 938/пр).
Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами "г" и "д" пункта 5 Порядка; б) отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка (п. 9 Порядка N 938/пр).
Основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются: а) выявленные по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, недостоверность сведений, а также наличие противоречий сведений, представленных лицензиатом, сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления; б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома (п. 10 Порядка N 938/пр).
Копия решения органа государственного жилищного надзора в течение трех дней со дня его принятия направляется лицензиату по адресу, указанному им в заявлении (п. 11 Порядка N 938/пр).
При приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 Порядка N 938/пр, орган государственного жилищного надзора: а) в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов; б) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 указанного Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов (п. 15 Порядка N 938/пр).
Из материалов дела усматривается, что на основании протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом N 6/1 по ул. Фронтовиков г. Оренбурга от 16.02.2017 ООО "УК "Северо-Восточная-1" 22.03.2017 обратилось в инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Оренбургской области в связи с заключением ею договора управления указанным многоквартирным домом.
В ходе рассмотрения указанного заявления инспекцией выявлено противоречие сведений, представленных ООО "УК "Северо-Восточная-1", уже имеющимся сведениям в реестре лицензий Оренбургской области, ввиду наличия в реестре сведения об управлении указанным многоквартирным домом ООО "УК "ЭХО" (на основании протокола общего собрания помещений многоквартирного дома от 08.02.2017 N 1 и решения инспекции от 06.03.2017 N 452).
В этой связи инспекцией на основании п. 10 Порядка N 938/пр принято решение от 28.03.2017 N 581 о приостановлении рассмотрения заявления ООО "УК "Северо-Восточная-1" о внесении изменений в реестр лицензий Оренбургской области, а также в соответствии с пп. б) п. 15 Порядка N 938-пр направлены в адрес заявителя и третьего лица запросы о предоставлении информации об управлении спорным многоквартирным домом. По итогам рассмотрения поступивших в ответ на запросы материалов инспекцией в соответствии с п. 9 Порядка N 938-пр, принято в том числе решение об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Оренбургской области в сведения о многоквартирном доме N 6/1 по ул. Фронтовиков г. Оренбурга от 26.04.2017 в отношении ООО "УК "Северо-Восточная - 1", мотивированное отсутствием оснований для внесения таких изменений.
Суд первой инстанции правомерно признал указанное оспоренное решение инспекции обоснованным.
При этом, судом не давалась оценка законности протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом N 6/1 по ул. Фронтовиков г. Оренбурга от 16.02.2017, а оценивались исключительно обстоятельства, влияющие на разрешение вопроса о наличии или отсутствии оснований для принятия оспоренного заявителем решения. Приведенные в апелляционной жалобе возражения в этой части подлежат отклонению.
Оценивая позицию суда первой инстанции по существу рассмотренных требований, суд апелляционной инстанции обращает внимание на следующие обстоятельства.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, выбор способа управления многоквартирным домом отнесен к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Частями 2, 3 и 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме выбирают один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление, управление товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом, управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Порядок проведения конкурса в сфере отбора управляющих организаций регламентирована Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75. в силу которых конкурс проводится, если: 1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях: собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; 2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях: большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные ст. 164 Жилищного кодекса Российской Федерации; собственники помещений в многоквартирном доме не направили уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; 3) до окончания действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано; 4) в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке выдано разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома. В случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится.
Исходя из указанных нормативных положений, принятие решения о выборе способа управления многоквартирным домом отнесено к компетенции собственников помещений многоквартирного дома, которые должны самостоятельно выбрать способ управления и фактически реализовать этот способ. Обязанность органов местного самоуправления по проведению конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом возникает в случае, если собственники не имеют намерений самостоятельно определять порядок управления (в случае отсутствия решения правообладателей помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом и реализации этого решения).
При этом, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 10 письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.03.2007 N 5280-СК/07 "Об изменении жилищного законодательства РФ", Жилищный кодекс и Вводный закон не содержат положений, прекращающих или ограничивающих право собственников помещений в многоквартирном доме выбирать на своем общем собрании способ управления многоквартирным домом. Такое решение общего собрания может быть принято, в частности, до или после объявления органом местного самоуправления открытого конкурса, до или после проведения открытого конкурса, до или после заключения управляющей организацией и собственниками помещений договора управления по результатам открытого конкурса в соответствии с пунктом 39 Правил проведения конкурса.
Из материалов дела следует, что в период с 10.01.2017 по 06.02.2017, собственниками помещений (участниками долевого строительства, подписавшими акты приема-передачи объекта долевого строительства с застройщиком, и наделенные в связи с этим полномочиями собственников помещений в многоквартирном доме) многоквартирного дома N 6/1 по ул. Фронтовиков г. Оренбурга проведено общее собрание в очно-заочной форме, оформленное протоколом от 08.02.2017 N 1, и принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом в форме управления управляющей организацией - ООО "УК "ЭХО". 08.02.2017 с указанной управляющей организацией собственниками помещений многоквартирного дома, обладающими 86,6% от общего количества голосов собственников помещений в этом доме, заключен договор управления многоквартирным домом сроком на 5 лет. Протокол от 08.02.2017 N 1 и договор управления от 08.02.2017 14.02.2017 размещены 14.02.2017 ООО "УК "ЭХО" в системе, в соответствии со Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731. 14.02.2017 ООО "УК "ЭХО" обратилось в Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга с заявлением о снятии спорного дома с конкурса.
Таким образом, собственники помещений в спорном многоквартирном жилом доме, выбрали управляющую организацию - ООО "УК "ЭХО" и заключили с нею договор управления многоквартирным домом, сведения о чем внесены в реестр лицензий Оренбургской области.
Последующее проведение конкурса указанное решение собственников помещений многоквартирного дома не изменяет и не может быть признано обстоятельством, ограничивающим полномочия собственников в части выбора способа управления многоквартирным домом.
В этой связи судом первой инстанции обоснованно отклонен довод заявителя о том, что именно он по результатам проведенного конкурса является надлежащей управляющей компанией спорного многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах оспоренное решение инспекции об отказе во внесении изменений в реестр лицензий по Оренбургской области в отношении многоквартирного дома N 6/1 по ул. Фронтовиков г. Оренбурга по заявлению ООО "УК "Серверо-Восточная-1" следует признать принятым в соответствии с пп.б) п. 9 Порядка N 938/пр.
Соответствие оспоренного ненормативного правового акта закону исключает возможность удовлетворения требований заявителя о признании такого акта недействительным.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя является правильным.
Предусмотренных ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловных оснований для отмены судебного акта не установлено.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из результатов рассмотрения дела.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.08.2017 по делу N А47-6511/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Северо-Восточная-1" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.А.АРЯМОВ

Судьи
В.Ю.КОСТИН
М.Б.МАЛЫШЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)