Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.06.2017 ПО ДЕЛУ N А60-14227/2017

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 июня 2017 г. по делу N А60-14227/2017


Резолютивная часть решения объявлена 26 июня 2017 года
Полный текст решения изготовлен 30 июня 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Н. Присухиной, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.С. Кропачевой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества "Управляющая жилищная компания "Урал-СТ" (ИНН 6670174349, ОГРН 1076670015839) к Управлению жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга (ИНН 6608003430, ОГРН 1026605246876) о признании недействительным предписания N 19.10-17/80-ПР от 13.03.2017 г.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Назаренко Е.А., представитель по доверенности от 10.02.2017 г., паспорт, Тоболкина О.П., представитель по доверенности от 23.06.2017 г., паспорт,
от заинтересованного лица - Большакова Е.А., представитель по доверенности N 35/05/05-49 от 30.12.2016 г., паспорт.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Управлением жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга на основании распоряжения N 19.10-10/17/80 от 28.02.2017 г. проведена внеплановая выездная проверка в отношении ЗАО "УЖК "Урал-СТ".
В ходе проведения проверки выявлены нарушения:
1.1 пп. "п" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Не размещена обязательная информация, предусмотренная пп. "п" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, на досках объявлений, установленных у подъездов многоквартирных домов по адресу: г. Екатеринбург, ул. Блюхера, д. 71 корпус 1, г. Екатеринбург, ул. Блюхера, д. 67/1, г. Екатеринбург, ул. Блюхера, д. 75 корпус 1, г. Екатеринбург, ул. Блюхера, д. 79, г. Екатеринбург, ул. Данилы Зверева, д. 6, г. Екатеринбург, ул. Раевского, д. 14, г. Екатеринбург, ул. Раевского, д. 14 корпус а, г. Екатеринбург, ул. Раевского, д. 16.
1.2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Обнаружена незаконно размещенная реклама на досках объявлений, установленных у подъездов многоквартирных домов по адресу: г. Екатеринбург, ул. Блюхера, д. 71 корпус 1, г. Екатеринбург, ул. Блюхера, д. 67/1, г. Екатеринбург, ул. Блюхера, д. 75 корпус 1, г. Екатеринбург, ул. Блюхера, д. 79, г. Екатеринбург, ул. Данилы Зверева, д. 6, г. Екатеринбург, ул. Раевского, д. 14, г. Екатеринбург, ул. Раевского, д. 14 корпус а, г. Екатеринбург, ул. Раевского, д. 16.
1.3 пп. "з" п. 11 "Правил содержания общего имущества в многоквартирных домах", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, п. 2 "Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, п. 3.6 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
Отмостка по периметру дома не очищена от снега.
По итогам проверки составлен акт проверки N 19.10-10/17/80-П от 13.03.2017 г. и вынесено предписание N 19.10-10/17/80-ПР от 13.03.2017 г. об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства по п. 1, п. 2 предписания в срок не позднее до 31.03.2017 г., по п. 3 - в срок не позднее 17.03.2017 г.
Не согласившись с вынесенным предписанием Закрытого акционерного общества "Управляющая жилищная компания "Урал-СТ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с данным заявлением.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении дел, предметом оспаривания в которых являются предписания органов, наделенных контрольными функциями, в предмет доказывания входит наличие у органа, вынесшего предписание, соответствующих полномочий, оценка предписания на предмет соответствия требованиям законодательства и соблюдение прав заявителя вынесением предписания.
Суд, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (п. 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1.1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (ч. 2.1 ст. 20 Жилищного кодекса).
Из анализа вышеприведенных положений Кодекса следует, что объектом муниципального жилищного контроля может быть муниципальный жилищный фонд, при этом полномочия по проверке правильности начисления управляющей компанией платы за коммунальные услуги не отнесены к муниципальному жилищному контролю.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок.
Согласно п. 1 ст. 15 данного Федерального закона должностные лица не вправе проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органа местного самоуправления, от имени которого действуют эти должностные лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в спорный период регулируется Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
В силу п. 161 Правил N 354 государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, исходя из п. 161 Правил N 354, контроль за правильностью начисления управляющей компанией платы за коммунальные услуги осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 2.01.2013 по делу N АКПИ12-1631 требование о признании Правил N 354, в том числе пункта 161 раздела XVII Правил, регулирующего вопросы контроля за соблюдением данных Правил, оставлено без удовлетворения.
С учетом изложенного проверка Управлением жилищного и коммунального хозяйства проведена в нарушение требований п. 161 Правил N 354, п. 1 ст. 15 Федерального закона N 294-ФЗ, что является основанием для признания недействительным пункта 3 оспариваемого предписания.
В данном случае судом приняты во внимание выводы, изложенные в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 30.01.2017 N Ф09-11914/16 по делу N А60-5465/2016.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным предписание Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга N 19.10-17/80-ПР от 13.03.2017 г., вынесенное в отношении Закрытого акционерного общества "Управляющая жилищная компания "Урал-СТ".
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга (ИНН 6608003430, ОГРН 1026605246876) в пользу Закрытого акционерного общества "Управляющая жилищная компания "Урал-СТ" (ИНН 6670174349, ОГРН 1076670015839) 3 000 (три тысячи) руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
6. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение". В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе "Дополнение".
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
Судья
Н.Н.ПРИСУХИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)