Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Волковой Т.В.
при участии:
- от истца (заявителя): Ревякин Д.А. - доверенность от 27.01.2016;
- от ответчика (должника): Федькушова М.А. - доверенность от 09.01.2016;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9640/2017) ГЖИ Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.03.2017 по делу N А56-76813/2016 (судья Денисюк М.И.), принятое
по заявлению ООО "Департамент эксплуатации зданий и сооружений"
к ГЖИ Санкт-Петербурга
о признании незаконным решения
Общество с ограниченной ответственностью "Департамент Эксплуатации Зданий и Сооружений" (далее - Общество, ООО "ДЭЗИС") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция, ГЖИ) от 20.09.2016 N 01-12364/16-0-2 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Санкт-Петербурга и обязании Инспекцию устранить нарушения прав и законных интересов Общества путем включения в реестр лицензии N 78-000372 от 11.12.2015 многоквартирного дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Гаккелевская ул., д. 20, корп. 4, лит. А, Б, В.
Суд первой инстанции решением от 12.03.2017 признал оспариваемое решение ГЖИ незаконным, обязал Инспекцию устранить нарушения прав и законных интересов Общества путем включения в реестр лицензии N 78-000372 от 11.12.2015 многоквартирного дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Гаккелевская ул., д. 20, корп. 4, лит. А, Б, В.
Не согласившись с указанным решением, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что ГЖИ обоснованно отказала Обществу во внесении сведений в реестр лицензий, поскольку Обществом при подаче заявления от 05.09.2016 (исх. N 258/А-16 от 02.09.2016) обязанность по раскрытию информации в установленном законом порядке на сайте www.dom.gosuslugi.ru не исполнена, сведения о доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Гаккелевская ул., д. 20, корп. 4, лит. А, Б, В, включая электронный образец договора и протокола, не размещены, чем нарушены требования части 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункта "д" пункта 2 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр. Как указывает представитель ГЖИ, аналогичная позиция поддержана Арбитражным судом Северо-Западного округа в постановлении от 25.05.2017 по делу N А56-58281/2016.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, улица Гаккелевская, д. 20, корп. 4, оформленному протоколом от 31.05.2016, выбран способ управления - управление управляющей организацией ООО "ДЭЗИС" (вопрос 6 повестки дня).
09.06.2016 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий города Санкт-Петербурга и включении в реестр лицензии N 78-000372 от 11.12.2015 многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, ул. Гаккелевская, д. 20, корп. 4.
По результатам проверки представленных Обществом документов Инспекцией вынесено решение от 24.06.2016 N 01-7667/16-0-2 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Санкт-Петербурга в связи с несоответствием заявления и представленных лицензиатом документов требованиям, установленным пунктом 2, пунктом 3 и подпунктом "д" пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок).
Из материалов дела следует, что собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, улица Гаккелевская, д. 20, корп. 4, литер А, Б, В, проведено внеочередное общее собрание, которым подтверждены результаты общего собрания от 31.05.2016, как проведенного в отношении многоквартирного дома по ул. Гаккелевская д. 20, корп. 4, литер А, Б, В, а также принято решение о заключении договора управления многоквартирным домом с ООО "ДЭЗИС" (вопросы 6 и 7 повестки дня).
05.09.2016 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий города Санкт-Петербурга и включении в реестр лицензии N 78-000372 от 11.12.2015 многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, ул. Гаккелевская, д. 20, корп. 4, литер А, Б, В.
По результатам проверки представленных Обществом документов Инспекцией вынесено решение от 20.09.2016 N 01-12364/16-0-2 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Санкт-Петербурга в связи с несоответствием заявления и представленных документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктом "д" пункта 5 Порядка.
Считая незаконным решение Инспекции от 20.09.2016 N 01-12364/16-0-2 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Санкт-Петербурга, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, признал незаконным бездействие ГЖИ по невнесению в реестр лицензий Санкт-Петербурга сведений о многоквартирном доме и обязал Инспекцию устранить нарушения прав и законных интересов Общества путем включения в реестр лицензии N 78-000372 от 11.12.2015 многоквартирного дома.
Суд апелляционной инстанции полагает решение суда подлежащим отмене в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора по решению лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (далее - реестр лицензий).
Частью 2 статьи 195 ЖК РФ предусмотрено, что реестр лицензий должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством РФ (часть 1 статьи 198 ЖК РФ).
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи 198 ЖК РФ, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утвержден Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении.
д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" с 01.08.2015 информация, указанная в статье 198 ЖК РФ, подлежит размещению в определенной федеральным законом государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).
В соответствии с Приказом Минкомсвязи России от 30.12.2014 N 504 и Приказом Минстроя России от 30.12.2014 N 934/пр официальным сайтом государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства является сайт www.dom.gosuslugi.ru.
Приказом Минстроя России от 29.02.2016 N 74/114/пр установлено, что состав сведений о многоквартирных домах, размещаемых в системе ГИС ЖКХ организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, в соответствии с частями 1, 2 статьи 198 ЖК РФ, определен Приказом Минкомсвязи России от 29.09.2015 N 368/691/пр "Об утверждении состава сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", зарегистрированным Минюстом РФ 24.12.2015 N 40215.
Пунктом 2 Приказа N 368/691/пр установлено, что в составе сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежит размещению электронный образ договора управления многоквартирным домом либо договор управления многоквартирным домом, заключенный в электронной форме. В случае заключения договора управления многоквартирным домом с каждым собственником помещения в таком доме, в системе размещается электронный образ решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым собственники помещений в многоквартирном доме утвердили условия договора управления многоквартирным домом.
Таким образом, с 01.08.2015 при исполнении обязанностей, предусмотренных частями 1, 2 статьи 198 ЖК РФ, Общество обязано разместить сведения о домах по указанным адресам в ГИС ЖКХ по адресу в сети интернет http://dom.gosuslugi.ru.
Из материалов дела следует, 20.09.2016 Инспекцией принято решение об отказе во внесении изменений в реестр лицензий города Санкт-Петербурга по следующим основаниям:
- - в заявлении не указаны основания заключения договора управления с многоквартирным домом, а также сведения о заключении такого договора;
- - к заявлению не приложены копии договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, обладающими более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме (часть 1 статьи 162 ЖК РФ);
- - не выполнены требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
Материалами дела подтверждается, что Общество во исполнение требований статьи 198 ЖК РФ всю названную информацию разместило на сайте www.reformagkh.ru.
Однако Обществом не учтены изменения, внесенные в действующее законодательство и новые нормативные акты, вступившие в законную силу.
Так, указом Президента РФ от 08.09.2014 N 612 Министерство регионального развития РФ упразднено, функции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства переданы Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России).
Таким образом, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным определить сайт для размещения сведений, предусмотренных статьей 198 ЖК РФ, на момент подачи Обществом заявления (сентябрь 2016 года) являлось Минстрой России, который Приказом от 30.12.2014 N 934/пр установил объем сведений, подлежащих размещению в соответствии с частью 1, 2 статьи 198 ЖК РФ для внесения изменений в реестр лицензий, и определил официальный сайт для размещения данной информации - www.dom.gosuslugi.ru.
Раскрытие информации иным способом, в том числе на сайте www.reformagkh.ru, не освобождает Общество от обязанности разместить данную информацию на сайте www.dom.gosuslugi.ru и не свидетельствует о выполнении заявителем требований части 2 статьи 198 ЖК РФ.
При этом следует отметить, что обязанность управляющей организации раскрывать информацию о своей деятельности в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством РФ (на сайте www.reformagkh.ru), предусмотрена частью 10 статьи 161 ЖК РФ.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N 263-ФЗ (часть 4, 5 статьи 6) положения части 10 статьи 161 ЖК РФ применяются до 01.07.2016. С 01.07.2016 управляющие организации размещают всю информацию о своей деятельности исключительно в системе ГИС ЖКХ на сайте www.dom.gosuslugi.ru согласно требованиям части 10.1 статьи 161 ЖК РФ.
Общество при подаче заявления не исполнило обязанности по раскрытию информации в установленном порядке на сайте www.dom.gosuslugi.ru, не разместило сведения о многоквартирном доме, включая электронный образ договора и протокола, тем самым не выполнило требования части 2 статьи 198 ЖК РФ, подпункта "д" пункта 5 Порядка, что следует из заключения ГЖИ от 16.09.2016 и распечаток сайта www.dom.gosuslugi.ru.
Неисполнение данного требования в силу подпункта "а" пункта 9 Порядка является безусловным основанием для отказа во внесении изменений в реестр и возвращения заявления.
Доводы Общества о том, что указанный сайт работает с перебоями и до обращения с заявлением в Инспекцию управляющая компания не имела возможности разместить всю информацию на сайте www.dom.gosuslugi.ru голословны и не подтверждены документально.
Относительно исполнения Обществом требования о предоставлении копии договора управления, заключенного с собственниками помещений в многоквартирном доме, апелляционный суд отмечает следующее.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Порядка к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий прилагается копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания.
Подпунктом "в" пункта 3 Порядка установлено, что к заявлению прилагается копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 162 ЖК РФ установлено, что договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Таким образом, договор управления многоквартирным домом должен заключаться с каждым собственником помещения МКД.
В нарушение вышеназванного положения Общество представило в ГЖИ договор управления, подписанный лишь одним из собственников многоквартирного дома. Такой договор обоснованно не принят Инспекций в качестве надлежащего доказательства заключения договора управления, поскольку он не может свидетельствовать о реализации решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по выбору Общества в качестве управляющей организации.
Апелляционный суд, оценив указанные обстоятельства, считает, что Государственная жилищная инспекция города Санкт-Петербурга решением от 20.09.2016 N 01-12364/16-0-2 обоснованно отказала ООО "ДЭЗИС" во внесении изменений в реестр лицензий Санкт-Петербурга в отношении многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, Гаккелевская ул., д. 20, корп. 4, лит. А, Б, В, в связи с несоответствием приложенных к заявлению документов требованиям, установленным подпунктом "в" пункта 3, подпунктом "д" пункта 5 Порядка внесения изменений в реестр лицензий.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права и ненадлежащей оценкой фактических обстоятельств дела.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 марта 2016 года по делу N А56-76813/2016 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Департамент эксплуатации зданий и сооружений" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.06.2017 N 13АП-9640/2017 ПО ДЕЛУ N А56-76813/2016
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2017 г. N 13АП-9640/2017
Дело N А56-76813/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Волковой Т.В.
при участии:
- от истца (заявителя): Ревякин Д.А. - доверенность от 27.01.2016;
- от ответчика (должника): Федькушова М.А. - доверенность от 09.01.2016;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9640/2017) ГЖИ Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.03.2017 по делу N А56-76813/2016 (судья Денисюк М.И.), принятое
по заявлению ООО "Департамент эксплуатации зданий и сооружений"
к ГЖИ Санкт-Петербурга
о признании незаконным решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Департамент Эксплуатации Зданий и Сооружений" (далее - Общество, ООО "ДЭЗИС") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция, ГЖИ) от 20.09.2016 N 01-12364/16-0-2 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Санкт-Петербурга и обязании Инспекцию устранить нарушения прав и законных интересов Общества путем включения в реестр лицензии N 78-000372 от 11.12.2015 многоквартирного дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Гаккелевская ул., д. 20, корп. 4, лит. А, Б, В.
Суд первой инстанции решением от 12.03.2017 признал оспариваемое решение ГЖИ незаконным, обязал Инспекцию устранить нарушения прав и законных интересов Общества путем включения в реестр лицензии N 78-000372 от 11.12.2015 многоквартирного дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Гаккелевская ул., д. 20, корп. 4, лит. А, Б, В.
Не согласившись с указанным решением, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что ГЖИ обоснованно отказала Обществу во внесении сведений в реестр лицензий, поскольку Обществом при подаче заявления от 05.09.2016 (исх. N 258/А-16 от 02.09.2016) обязанность по раскрытию информации в установленном законом порядке на сайте www.dom.gosuslugi.ru не исполнена, сведения о доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Гаккелевская ул., д. 20, корп. 4, лит. А, Б, В, включая электронный образец договора и протокола, не размещены, чем нарушены требования части 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункта "д" пункта 2 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр. Как указывает представитель ГЖИ, аналогичная позиция поддержана Арбитражным судом Северо-Западного округа в постановлении от 25.05.2017 по делу N А56-58281/2016.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, улица Гаккелевская, д. 20, корп. 4, оформленному протоколом от 31.05.2016, выбран способ управления - управление управляющей организацией ООО "ДЭЗИС" (вопрос 6 повестки дня).
09.06.2016 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий города Санкт-Петербурга и включении в реестр лицензии N 78-000372 от 11.12.2015 многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, ул. Гаккелевская, д. 20, корп. 4.
По результатам проверки представленных Обществом документов Инспекцией вынесено решение от 24.06.2016 N 01-7667/16-0-2 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Санкт-Петербурга в связи с несоответствием заявления и представленных лицензиатом документов требованиям, установленным пунктом 2, пунктом 3 и подпунктом "д" пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок).
Из материалов дела следует, что собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, улица Гаккелевская, д. 20, корп. 4, литер А, Б, В, проведено внеочередное общее собрание, которым подтверждены результаты общего собрания от 31.05.2016, как проведенного в отношении многоквартирного дома по ул. Гаккелевская д. 20, корп. 4, литер А, Б, В, а также принято решение о заключении договора управления многоквартирным домом с ООО "ДЭЗИС" (вопросы 6 и 7 повестки дня).
05.09.2016 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий города Санкт-Петербурга и включении в реестр лицензии N 78-000372 от 11.12.2015 многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, ул. Гаккелевская, д. 20, корп. 4, литер А, Б, В.
По результатам проверки представленных Обществом документов Инспекцией вынесено решение от 20.09.2016 N 01-12364/16-0-2 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Санкт-Петербурга в связи с несоответствием заявления и представленных документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктом "д" пункта 5 Порядка.
Считая незаконным решение Инспекции от 20.09.2016 N 01-12364/16-0-2 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Санкт-Петербурга, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, признал незаконным бездействие ГЖИ по невнесению в реестр лицензий Санкт-Петербурга сведений о многоквартирном доме и обязал Инспекцию устранить нарушения прав и законных интересов Общества путем включения в реестр лицензии N 78-000372 от 11.12.2015 многоквартирного дома.
Суд апелляционной инстанции полагает решение суда подлежащим отмене в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора по решению лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (далее - реестр лицензий).
Частью 2 статьи 195 ЖК РФ предусмотрено, что реестр лицензий должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством РФ (часть 1 статьи 198 ЖК РФ).
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи 198 ЖК РФ, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утвержден Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении.
д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" с 01.08.2015 информация, указанная в статье 198 ЖК РФ, подлежит размещению в определенной федеральным законом государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).
В соответствии с Приказом Минкомсвязи России от 30.12.2014 N 504 и Приказом Минстроя России от 30.12.2014 N 934/пр официальным сайтом государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства является сайт www.dom.gosuslugi.ru.
Приказом Минстроя России от 29.02.2016 N 74/114/пр установлено, что состав сведений о многоквартирных домах, размещаемых в системе ГИС ЖКХ организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, в соответствии с частями 1, 2 статьи 198 ЖК РФ, определен Приказом Минкомсвязи России от 29.09.2015 N 368/691/пр "Об утверждении состава сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", зарегистрированным Минюстом РФ 24.12.2015 N 40215.
Пунктом 2 Приказа N 368/691/пр установлено, что в составе сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежит размещению электронный образ договора управления многоквартирным домом либо договор управления многоквартирным домом, заключенный в электронной форме. В случае заключения договора управления многоквартирным домом с каждым собственником помещения в таком доме, в системе размещается электронный образ решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым собственники помещений в многоквартирном доме утвердили условия договора управления многоквартирным домом.
Таким образом, с 01.08.2015 при исполнении обязанностей, предусмотренных частями 1, 2 статьи 198 ЖК РФ, Общество обязано разместить сведения о домах по указанным адресам в ГИС ЖКХ по адресу в сети интернет http://dom.gosuslugi.ru.
Из материалов дела следует, 20.09.2016 Инспекцией принято решение об отказе во внесении изменений в реестр лицензий города Санкт-Петербурга по следующим основаниям:
- - в заявлении не указаны основания заключения договора управления с многоквартирным домом, а также сведения о заключении такого договора;
- - к заявлению не приложены копии договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, обладающими более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме (часть 1 статьи 162 ЖК РФ);
- - не выполнены требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
Материалами дела подтверждается, что Общество во исполнение требований статьи 198 ЖК РФ всю названную информацию разместило на сайте www.reformagkh.ru.
Однако Обществом не учтены изменения, внесенные в действующее законодательство и новые нормативные акты, вступившие в законную силу.
Так, указом Президента РФ от 08.09.2014 N 612 Министерство регионального развития РФ упразднено, функции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства переданы Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России).
Таким образом, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным определить сайт для размещения сведений, предусмотренных статьей 198 ЖК РФ, на момент подачи Обществом заявления (сентябрь 2016 года) являлось Минстрой России, который Приказом от 30.12.2014 N 934/пр установил объем сведений, подлежащих размещению в соответствии с частью 1, 2 статьи 198 ЖК РФ для внесения изменений в реестр лицензий, и определил официальный сайт для размещения данной информации - www.dom.gosuslugi.ru.
Раскрытие информации иным способом, в том числе на сайте www.reformagkh.ru, не освобождает Общество от обязанности разместить данную информацию на сайте www.dom.gosuslugi.ru и не свидетельствует о выполнении заявителем требований части 2 статьи 198 ЖК РФ.
При этом следует отметить, что обязанность управляющей организации раскрывать информацию о своей деятельности в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством РФ (на сайте www.reformagkh.ru), предусмотрена частью 10 статьи 161 ЖК РФ.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N 263-ФЗ (часть 4, 5 статьи 6) положения части 10 статьи 161 ЖК РФ применяются до 01.07.2016. С 01.07.2016 управляющие организации размещают всю информацию о своей деятельности исключительно в системе ГИС ЖКХ на сайте www.dom.gosuslugi.ru согласно требованиям части 10.1 статьи 161 ЖК РФ.
Общество при подаче заявления не исполнило обязанности по раскрытию информации в установленном порядке на сайте www.dom.gosuslugi.ru, не разместило сведения о многоквартирном доме, включая электронный образ договора и протокола, тем самым не выполнило требования части 2 статьи 198 ЖК РФ, подпункта "д" пункта 5 Порядка, что следует из заключения ГЖИ от 16.09.2016 и распечаток сайта www.dom.gosuslugi.ru.
Неисполнение данного требования в силу подпункта "а" пункта 9 Порядка является безусловным основанием для отказа во внесении изменений в реестр и возвращения заявления.
Доводы Общества о том, что указанный сайт работает с перебоями и до обращения с заявлением в Инспекцию управляющая компания не имела возможности разместить всю информацию на сайте www.dom.gosuslugi.ru голословны и не подтверждены документально.
Относительно исполнения Обществом требования о предоставлении копии договора управления, заключенного с собственниками помещений в многоквартирном доме, апелляционный суд отмечает следующее.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Порядка к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий прилагается копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания.
Подпунктом "в" пункта 3 Порядка установлено, что к заявлению прилагается копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 162 ЖК РФ установлено, что договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Таким образом, договор управления многоквартирным домом должен заключаться с каждым собственником помещения МКД.
В нарушение вышеназванного положения Общество представило в ГЖИ договор управления, подписанный лишь одним из собственников многоквартирного дома. Такой договор обоснованно не принят Инспекций в качестве надлежащего доказательства заключения договора управления, поскольку он не может свидетельствовать о реализации решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по выбору Общества в качестве управляющей организации.
Апелляционный суд, оценив указанные обстоятельства, считает, что Государственная жилищная инспекция города Санкт-Петербурга решением от 20.09.2016 N 01-12364/16-0-2 обоснованно отказала ООО "ДЭЗИС" во внесении изменений в реестр лицензий Санкт-Петербурга в отношении многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, Гаккелевская ул., д. 20, корп. 4, лит. А, Б, В, в связи с несоответствием приложенных к заявлению документов требованиям, установленным подпунктом "в" пункта 3, подпунктом "д" пункта 5 Порядка внесения изменений в реестр лицензий.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права и ненадлежащей оценкой фактических обстоятельств дела.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 марта 2016 года по делу N А56-76813/2016 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Департамент эксплуатации зданий и сооружений" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Л.В.ЗОТЕЕВА
Л.В.ЗОТЕЕВА
Судьи
Н.И.ПРОТАС
А.Б.СЕМЕНОВА
Н.И.ПРОТАС
А.Б.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)