Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Ответчиком не в полном объеме оплачена потребленная холодная вода и оказанные истцом услуги по водоотведению в отношении обслуживаемых им объектов ответчика.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Камалиевой Г.А.
Судей: Мельниковой Н.Ю., Тарасова И.А.
при участии:
от КГУП "Приморский водоканал": Сердюк Ю.Е., представитель по доверенности от 21.08.2017 б/н
от ООО "ГУЖФ": представитель не явился
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом"
на решение от 17.04.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2017
по делу N А51-6769/2017 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья Ю.К. Бойко, в суде апелляционной инстанции - судьи Л.Ю. Ротко, С.Н. Горбачева, И.С. Чижиков
по иску краевого государственного унитарного предприятия "Приморский водоканал"
к обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом"
о взыскании 5 028 321 руб. 73 коп.
Краевое государственное унитарное предприятие "Приморский водоканал" (далее - КГУП "Приморский водоканал", предприятие; ОГРН 1042501100267, адрес (место нахождения): 692841, Приморский край, р-н Шкотовский, п. Штыково, ул. Центральная, 5) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (далее - ООО "ГУЖФ", общество; ОГРН 1157746180305, адрес (место нахождения): 119021, г. Москва, пр-кт Комсомольский, д. 18, стр. 3) о взыскании задолженности по договору холодного водоснабжения и водоотведения от 02.02.2016 N V-7707 за август, сентябрь, октябрь 2015 года, декабрь 2016 года в размере 5 028 321, 73 рубля (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением обществом обязанности по оплате потребленной холодной воды и оказанных услуг по водоотведению в отношении обслуживаемых им объектов жилищного фонда.
Решением от 17.04.2017, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2017, исковые требования удовлетворены.
Законность вынесенных по делу решения и постановления проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ООО "ГУЖФ", в обоснование которой общество указало на неверное определение судами момента возникновения обязательств у ответчика по оплате поставленных коммунальных услуг. Полагает, что в отношении части многоквартирных домов у ответчика возникла обязанность по оплате не ранее 28.10.2015 (дата заключения с Министерством обороны Российской Федерации дополнительных соглашения к договору управления жилищным фондом от 27.07.2015 N 2-УЖФ-03), в отношении другой части домов - не ранее 01.11.2015 (дата заключения договоров управления на основании протоколов общих собраний собственников от 22.06.2015 и от 25.07.2015), а не с 03.08.2015, как ошибочно определили суды первой и апелляционной инстанций. Отмечает, что судами не исследован вопрос о дате прекращения договора управления с прежней управляющей организацией - ОАО "Славянка". Считает, что судами применен закон, не подлежащий применению, а именно Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), в то время как к правоотношениям сторон подлежали применению Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124). В этой связи податель кассационной жалобы просит обжалуемые по делу решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В отзыве на кассационную жалобу КГУП "Приморский водоканал" просит отказать в ее удовлетворении.
В судебном заседании кассационной инстанции, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края, представитель КГУП "Приморский водоканал" привела свои правовые позиции, дав соответствующие доводам кассационной жалобы и отзыва на нее пояснения.
ООО "ГУЖФ", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте арбитражного суда в сети Интернет, своих представителей для участия в судебном заседании суда кассационной инстанции не направило.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 02.02.2016 между КГУП "Приморский водоканал" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "Главное управление жилищным фондом" (абонент) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N V-7707, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась в течение срока действия договора подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть холодную питьевую воду установленного качества для оказания Абонентом коммунальных услуг по водоснабжению в многоквартирных домах (перечислены в Приложении N 1 к настоящему договору) в объеме, установленном в соответствии с настоящим договором и принимать от Абонента отводимые сточные воды, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и отведенные сточные воды, соблюдать предусмотренный настоящим договором режим потребления принятой питьевой воды, обеспечивать безопасность находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей, исправность используемых абонентом приборов учета, соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод в соответствии со сроками и условиями настоящего договора.
В силу пункта 13.3 договора от 02.02.2016 N V-7707 условия настоящего договора применяются к отношениям сторон, возникшим с 03.08.2015.
Порядок расчетов согласован сторонами в разделе 9 договора.
В период с августа по октябрь 2015 года и в декабре 2016 года предприятие оказывало услуги по водоснабжению и водоотведению в отношении находящихся в управлении абонента объектов жилищного фонда, для оплаты которых выставило счета на общую сумму 6 929 624 руб. 14 коп.
В связи с наличием у абонента задолженности за оказанные в спорный период услуги по отпуску воды и приему сточных вод, ресурсоснабжающая организация 07.02.2012 направила в адрес абонента претензию N 11-17/1160, которая оставлена последним без удовлетворения.
Оплата потребленных коммунальных ресурсов не в полном объеме послужила основанием для обращения КГУП "Приморский водоканал" в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Спорные правоотношения возникли в связи с оказанием ответчику услуг водоснабжения и водоотведения, к которым согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу положений статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию по договору энергоснабжения определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Определение объемов покупки энергии, поставленной исполнителю коммунальных услуг в лице управляющей организации, осуществляется в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Как следует из пункта 21 Правил N 124 объем коммунальных ресурсов, поставленных ресурсоснабжающей организацией в многоквартирный дом, может быть определен двумя путями:
- - исходя из показаний общедомового прибора учета;
- - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, показаний индивидуальных приборов учета, среднемесячных показаний индивидуальных приборов учета по формуле, определенной подпунктом "в" пункта 21 Правил N 124.
Факт оказания услуг по водоснабжению и водоотведению с августа по октябрь 2015 года и в декабре 2016 года подтвержден соответствующими актами.
Документов, подтверждающих оплату задолженности в полном объеме, ответчиком суду не представлено (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды пришли к выводу, что объем и стоимость коммунальных ресурсов, поставленных в спорный период истцом в находящиеся в управлении ответчика объекты жилищного фонда подтверждены материалами дела. В отсутствие доказательств их полной оплаты, руководствуясь статьями 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды правомерно удовлетворили требования истца в заявленном размере.
Оснований для несогласия с указанными выводами судов у кассационной инстанции не имеется.
Доводы заявителя жалобы о неверном определении судами момента возникновения обязательств у ответчика по оплате поставленных коммунальных услуг подлежит отклонению в силу следующего.
В силу ч. 7 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
Однако судами установлено, что в соответствии с пунктом 10.1 договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации от 27.07.2015 N 2-УЖФ-ОЗ, заключенного между Министерством обороны Российской Федерации (заказчик), выполняющего правомочия собственника жилищного фонда, закрепленного за Вооруженными силами Российской Федерации, и обществом "ГУЖФ" (управляющая организация), договор вступает в силу с 03 августа 2015 года и действует до 01 августа 2020 года.
Перечень многоквартирных домов содержится в приложении N 1 к договору (пункт 1.2 договора).
В дальнейшем между заказчиком и управляющей организацией неоднократно подписывались дополнительные соглашения к договору от 27.07.2015 N 2-УЖФ-ОЗ в части дополнения либо исключения объектов жилищного фонда из Перечня многоквартирных домов, приведенного в Приложении N 1 к договору, а также указания момента, с которого правоотношения сторон распространяют свое действие в отношении объектов жилищного фонда, указанных в Приложениях N 1.1 к дополнительным соглашениям, в частности, с 03 августа 2015 года либо с 01 сентября 2015 года, либо с 28 октября 2015 года.
Кроме того, в материалы дела также представлены протоколы общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, в которых более 50% помещений находится в частной собственности, от 11.06.2015, от 22.06.2015 об избрании ООО "ГУЖХ" в качестве управляющей компании и утверждении предложенного обществом договора управления.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения; стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.
Пунктом 15 Правил N 124 установлено, что договор ресурсоснабжения вступает в силу со дня его подписания последней из сторон договора. При этом стороны вправе установить, что условия договора ресурсоснабжения применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса, определенной с учетом положений пункта 19 настоящих Правил.
Согласно абзацу 2 пункта 19 Правил N 124 при установлении в договоре ресурсоснабжения условий, касающихся начала поставки коммунального ресурса, учитывается, что поставка коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения, заключенному с управляющей организацией, осуществляется с даты, указанной в договоре ресурсоснабжения, которая не может быть ранее даты, с которой у управляющей организации возникает обязанность предоставлять коммунальные услуги потребителям.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям (абзац 1 пункта 13 Правил N 354).
Таким образом, получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями.
Довод заявителя жалобы о том, что судами не исследован вопрос о дате прекращения договора управления с прежней управляющей организацией - ОАО "Славянка" подлежит отклонению, так как обстоятельства, связанные с передачей документов от предыдущей управляющей организации новой управляющей организации, находятся в сфере контроля последних и в отсутствие доказательств фактического сбора в заявленный предприятием период обществом "Славянка" платы за потребленные коммунальные услуги с потребителей на права и обязанности ресурсоснабжающей организации не влияют.
Суд кассационной инстанции считает, что при принятии решения и постановления судами не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ отсутствуют.
В соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 17.04.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2017 по делу N А51-6769/2017 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 18.10.2017 N Ф03-4032/2017 ПО ДЕЛУ N А51-6769/2017
Требование: О взыскании задолженности по договору холодного водоснабжения и водоотведения.Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Ответчиком не в полном объеме оплачена потребленная холодная вода и оказанные истцом услуги по водоотведению в отношении обслуживаемых им объектов ответчика.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2017 г. N Ф03-4032/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Камалиевой Г.А.
Судей: Мельниковой Н.Ю., Тарасова И.А.
при участии:
от КГУП "Приморский водоканал": Сердюк Ю.Е., представитель по доверенности от 21.08.2017 б/н
от ООО "ГУЖФ": представитель не явился
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом"
на решение от 17.04.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2017
по делу N А51-6769/2017 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья Ю.К. Бойко, в суде апелляционной инстанции - судьи Л.Ю. Ротко, С.Н. Горбачева, И.С. Чижиков
по иску краевого государственного унитарного предприятия "Приморский водоканал"
к обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом"
о взыскании 5 028 321 руб. 73 коп.
Краевое государственное унитарное предприятие "Приморский водоканал" (далее - КГУП "Приморский водоканал", предприятие; ОГРН 1042501100267, адрес (место нахождения): 692841, Приморский край, р-н Шкотовский, п. Штыково, ул. Центральная, 5) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (далее - ООО "ГУЖФ", общество; ОГРН 1157746180305, адрес (место нахождения): 119021, г. Москва, пр-кт Комсомольский, д. 18, стр. 3) о взыскании задолженности по договору холодного водоснабжения и водоотведения от 02.02.2016 N V-7707 за август, сентябрь, октябрь 2015 года, декабрь 2016 года в размере 5 028 321, 73 рубля (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением обществом обязанности по оплате потребленной холодной воды и оказанных услуг по водоотведению в отношении обслуживаемых им объектов жилищного фонда.
Решением от 17.04.2017, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2017, исковые требования удовлетворены.
Законность вынесенных по делу решения и постановления проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ООО "ГУЖФ", в обоснование которой общество указало на неверное определение судами момента возникновения обязательств у ответчика по оплате поставленных коммунальных услуг. Полагает, что в отношении части многоквартирных домов у ответчика возникла обязанность по оплате не ранее 28.10.2015 (дата заключения с Министерством обороны Российской Федерации дополнительных соглашения к договору управления жилищным фондом от 27.07.2015 N 2-УЖФ-03), в отношении другой части домов - не ранее 01.11.2015 (дата заключения договоров управления на основании протоколов общих собраний собственников от 22.06.2015 и от 25.07.2015), а не с 03.08.2015, как ошибочно определили суды первой и апелляционной инстанций. Отмечает, что судами не исследован вопрос о дате прекращения договора управления с прежней управляющей организацией - ОАО "Славянка". Считает, что судами применен закон, не подлежащий применению, а именно Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), в то время как к правоотношениям сторон подлежали применению Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124). В этой связи податель кассационной жалобы просит обжалуемые по делу решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В отзыве на кассационную жалобу КГУП "Приморский водоканал" просит отказать в ее удовлетворении.
В судебном заседании кассационной инстанции, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края, представитель КГУП "Приморский водоканал" привела свои правовые позиции, дав соответствующие доводам кассационной жалобы и отзыва на нее пояснения.
ООО "ГУЖФ", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте арбитражного суда в сети Интернет, своих представителей для участия в судебном заседании суда кассационной инстанции не направило.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 02.02.2016 между КГУП "Приморский водоканал" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "Главное управление жилищным фондом" (абонент) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N V-7707, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась в течение срока действия договора подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть холодную питьевую воду установленного качества для оказания Абонентом коммунальных услуг по водоснабжению в многоквартирных домах (перечислены в Приложении N 1 к настоящему договору) в объеме, установленном в соответствии с настоящим договором и принимать от Абонента отводимые сточные воды, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и отведенные сточные воды, соблюдать предусмотренный настоящим договором режим потребления принятой питьевой воды, обеспечивать безопасность находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей, исправность используемых абонентом приборов учета, соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод в соответствии со сроками и условиями настоящего договора.
В силу пункта 13.3 договора от 02.02.2016 N V-7707 условия настоящего договора применяются к отношениям сторон, возникшим с 03.08.2015.
Порядок расчетов согласован сторонами в разделе 9 договора.
В период с августа по октябрь 2015 года и в декабре 2016 года предприятие оказывало услуги по водоснабжению и водоотведению в отношении находящихся в управлении абонента объектов жилищного фонда, для оплаты которых выставило счета на общую сумму 6 929 624 руб. 14 коп.
В связи с наличием у абонента задолженности за оказанные в спорный период услуги по отпуску воды и приему сточных вод, ресурсоснабжающая организация 07.02.2012 направила в адрес абонента претензию N 11-17/1160, которая оставлена последним без удовлетворения.
Оплата потребленных коммунальных ресурсов не в полном объеме послужила основанием для обращения КГУП "Приморский водоканал" в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Спорные правоотношения возникли в связи с оказанием ответчику услуг водоснабжения и водоотведения, к которым согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу положений статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию по договору энергоснабжения определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Определение объемов покупки энергии, поставленной исполнителю коммунальных услуг в лице управляющей организации, осуществляется в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Как следует из пункта 21 Правил N 124 объем коммунальных ресурсов, поставленных ресурсоснабжающей организацией в многоквартирный дом, может быть определен двумя путями:
- - исходя из показаний общедомового прибора учета;
- - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, показаний индивидуальных приборов учета, среднемесячных показаний индивидуальных приборов учета по формуле, определенной подпунктом "в" пункта 21 Правил N 124.
Факт оказания услуг по водоснабжению и водоотведению с августа по октябрь 2015 года и в декабре 2016 года подтвержден соответствующими актами.
Документов, подтверждающих оплату задолженности в полном объеме, ответчиком суду не представлено (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды пришли к выводу, что объем и стоимость коммунальных ресурсов, поставленных в спорный период истцом в находящиеся в управлении ответчика объекты жилищного фонда подтверждены материалами дела. В отсутствие доказательств их полной оплаты, руководствуясь статьями 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды правомерно удовлетворили требования истца в заявленном размере.
Оснований для несогласия с указанными выводами судов у кассационной инстанции не имеется.
Доводы заявителя жалобы о неверном определении судами момента возникновения обязательств у ответчика по оплате поставленных коммунальных услуг подлежит отклонению в силу следующего.
В силу ч. 7 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
Однако судами установлено, что в соответствии с пунктом 10.1 договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации от 27.07.2015 N 2-УЖФ-ОЗ, заключенного между Министерством обороны Российской Федерации (заказчик), выполняющего правомочия собственника жилищного фонда, закрепленного за Вооруженными силами Российской Федерации, и обществом "ГУЖФ" (управляющая организация), договор вступает в силу с 03 августа 2015 года и действует до 01 августа 2020 года.
Перечень многоквартирных домов содержится в приложении N 1 к договору (пункт 1.2 договора).
В дальнейшем между заказчиком и управляющей организацией неоднократно подписывались дополнительные соглашения к договору от 27.07.2015 N 2-УЖФ-ОЗ в части дополнения либо исключения объектов жилищного фонда из Перечня многоквартирных домов, приведенного в Приложении N 1 к договору, а также указания момента, с которого правоотношения сторон распространяют свое действие в отношении объектов жилищного фонда, указанных в Приложениях N 1.1 к дополнительным соглашениям, в частности, с 03 августа 2015 года либо с 01 сентября 2015 года, либо с 28 октября 2015 года.
Кроме того, в материалы дела также представлены протоколы общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, в которых более 50% помещений находится в частной собственности, от 11.06.2015, от 22.06.2015 об избрании ООО "ГУЖХ" в качестве управляющей компании и утверждении предложенного обществом договора управления.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения; стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.
Пунктом 15 Правил N 124 установлено, что договор ресурсоснабжения вступает в силу со дня его подписания последней из сторон договора. При этом стороны вправе установить, что условия договора ресурсоснабжения применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса, определенной с учетом положений пункта 19 настоящих Правил.
Согласно абзацу 2 пункта 19 Правил N 124 при установлении в договоре ресурсоснабжения условий, касающихся начала поставки коммунального ресурса, учитывается, что поставка коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения, заключенному с управляющей организацией, осуществляется с даты, указанной в договоре ресурсоснабжения, которая не может быть ранее даты, с которой у управляющей организации возникает обязанность предоставлять коммунальные услуги потребителям.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям (абзац 1 пункта 13 Правил N 354).
Таким образом, получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями.
Довод заявителя жалобы о том, что судами не исследован вопрос о дате прекращения договора управления с прежней управляющей организацией - ОАО "Славянка" подлежит отклонению, так как обстоятельства, связанные с передачей документов от предыдущей управляющей организации новой управляющей организации, находятся в сфере контроля последних и в отсутствие доказательств фактического сбора в заявленный предприятием период обществом "Славянка" платы за потребленные коммунальные услуги с потребителей на права и обязанности ресурсоснабжающей организации не влияют.
Суд кассационной инстанции считает, что при принятии решения и постановления судами не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ отсутствуют.
В соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 17.04.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2017 по делу N А51-6769/2017 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Г.А.КАМАЛИЕВА
Судьи
Н.Ю.МЕЛЬНИКОВА
И.А.ТАРАСОВ
Г.А.КАМАЛИЕВА
Судьи
Н.Ю.МЕЛЬНИКОВА
И.А.ТАРАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)