Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 13 июля 2016 года
Полный текст решения изготовлен 18 июля 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.П. Воронина, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.С. Ильиных рассмотрел в судебном заседании дело по заявлениям
Закрытого акционерного общества "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" (ИНН 6673137722, ОГРН 1069673002101)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564)
о признании незаконными постановлений о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании
- от заявителя: Пономарев Н.А., представитель по доверенности от 04.05.2016 N 118;
- от заинтересованного лица: Хитрина Ю.С., представитель по доверенности от 08.02.2016 N 29-05-36-65.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Закрытое акционерное общество "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" (Далее - ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным постановления Департамента государственного и строительного надзора Свердловской области от 27.04.2016 N 29-05-20-70 (дело А60-23840/2016) и с заявлением о признании незаконным постановления Департамента от 05.05.2016 N 29-05-20-75 (дело А60-23868/2016) о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и наложении штрафов в размере 150000 руб. по каждому из дел за воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в уклонении от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документам, управляющей организации.
Определением от 15.06.2016 оба дела объединены в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу номера А60-23840/2016.
По мнению заявителя, в его действиях отсутствуют составы данного административного правонарушения, поскольку договоры управления многоквартирными домами по адресам: г. Екатеринбург, ул. Ильича, д. 14 и ул. Кировградская, д. 55а с собственниками этих домов прекращены не были, при этом сведения о выборе иной управляющей компании в установленном порядке раскрыты не были, что исключает вину общества в данном правонарушении.
Помимо этого, заявитель полагает, что правонарушение является малозначительным в связи с отсутствием какой-либо угрозы охраняемым общественным отношениям, поскольку решением собственников дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Ильича, д. 14 от 25.04.2016 управляющей компанией вновь избрана ЗАО "Управляющая компания УЖК", в связи с чем основания для передачи технической документации ООО "УЖК ЖКО - Екатеринбург" на момент принятия оспариваемого постановления отсутствовали, а документация на дом по адресу: ул. Кировградская, д. 55а была передана ООО "УЖК ЖКО - Екатеринбург" 23.05.2016.
Департамент доводы заявителя не признает, ссылаясь на невыполнение заявителем обязанности по передаче документов в установленный срок.
Рассмотрев материалы дела, суд
ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" осуществляла деятельность по управлению многоквартирными домами по адресам: г. Екатеринбург, ул. Ильича, д. 14 и ул. Кировградская, д. 55а на основании заключенных с собственникам домов договоров.
Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Ильича, д. 14 от 02.02.2016 и решением общего собрания собственников многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Кировградская, д. 55а от 13.02.2016 управляющей компанией была выбрана иная компания - ООО "УЖК ЖКО - Екатеринбург", с которой собственниками помещений заключили соответствующие договоры управления от 02.02.2016 и от 13.02.2016.
Вновь избранная управляющая компания обратилась в Департамент с заявлением о включении сведений о данных домах в реестр и после проверки многоквартирные доме по адресам: г. Екатеринбург, ул. Ильича, д. 14 и ул. Кировградская, д. 55а, 23.03.2016 и 05.04.2016 были включен Департаментом в раздел реестра лицензий Свердловской области, содержащий сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "УЖК ЖКО - Екатеринбург".
Новая управляющая компания обратилась 25.03.2016 и 08.04.2016 к ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" с требованием о передаче технической документации на многоквартирные дома, которая ей в установленный срок передана не была, что послужило основанием для обращения управляющей компании в Департамент с жалобой на указанные действия (бездействие) предыдущей управляющей компании.
По данному факту Департаментом в отношении ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" возбуждены дела о совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрены частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ, и при рассмотрении этих дел постановлениями Департамента от 27.04.2016 N 29-05-20-70 (дом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Ильича, д. 14) и от 27.04.2016 N 29-05-20-75 (дом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Кировградская, д. 55а) общество привлечено к административной ответственности в виде штрафов в размере 150000 руб. за каждое административное правонарушение.
В соответствии с частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу или одному из собственников помещений в многоквартирном доме, либо в уклонении от передачи таких документов указанным лицам, либо в нарушении предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу положений статьи 44 и части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится, в том числе выбор способа управления многоквартирным домом и выбор управляющей организации.
На основании части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений вправе управлять своим многоквартирным домом либо опосредованно (путем объединения для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме или путем выбора управляющей организации и заключения с ней договора управления каждым собственником помещения в таком доме), либо непосредственно.
При этом в соответствии с ч. 9 названной статьи Кодекса установлено, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В силу части 1 статьи 162 Кодекса при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
По правилам пункта 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Указанная норма позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
В соответствии с пунктом 22 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, обязана уведомить вновь избранную организацию о дате, времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов.
В силу частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Согласно пункта 19 Правил N 416 организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 указанных Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В пункте 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 18.07.2016 ПО ДЕЛУ N А60-23840/2016
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 июля 2016 г. по делу N А60-23840/2016
Резолютивная часть решения объявлена 13 июля 2016 года
Полный текст решения изготовлен 18 июля 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.П. Воронина, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.С. Ильиных рассмотрел в судебном заседании дело по заявлениям
Закрытого акционерного общества "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" (ИНН 6673137722, ОГРН 1069673002101)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564)
о признании незаконными постановлений о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании
- от заявителя: Пономарев Н.А., представитель по доверенности от 04.05.2016 N 118;
- от заинтересованного лица: Хитрина Ю.С., представитель по доверенности от 08.02.2016 N 29-05-36-65.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Закрытое акционерное общество "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" (Далее - ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным постановления Департамента государственного и строительного надзора Свердловской области от 27.04.2016 N 29-05-20-70 (дело А60-23840/2016) и с заявлением о признании незаконным постановления Департамента от 05.05.2016 N 29-05-20-75 (дело А60-23868/2016) о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и наложении штрафов в размере 150000 руб. по каждому из дел за воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в уклонении от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документам, управляющей организации.
Определением от 15.06.2016 оба дела объединены в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу номера А60-23840/2016.
По мнению заявителя, в его действиях отсутствуют составы данного административного правонарушения, поскольку договоры управления многоквартирными домами по адресам: г. Екатеринбург, ул. Ильича, д. 14 и ул. Кировградская, д. 55а с собственниками этих домов прекращены не были, при этом сведения о выборе иной управляющей компании в установленном порядке раскрыты не были, что исключает вину общества в данном правонарушении.
Помимо этого, заявитель полагает, что правонарушение является малозначительным в связи с отсутствием какой-либо угрозы охраняемым общественным отношениям, поскольку решением собственников дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Ильича, д. 14 от 25.04.2016 управляющей компанией вновь избрана ЗАО "Управляющая компания УЖК", в связи с чем основания для передачи технической документации ООО "УЖК ЖКО - Екатеринбург" на момент принятия оспариваемого постановления отсутствовали, а документация на дом по адресу: ул. Кировградская, д. 55а была передана ООО "УЖК ЖКО - Екатеринбург" 23.05.2016.
Департамент доводы заявителя не признает, ссылаясь на невыполнение заявителем обязанности по передаче документов в установленный срок.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
ЗАО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания" осуществляла деятельность по управлению многоквартирными домами по адресам: г. Екатеринбург, ул. Ильича, д. 14 и ул. Кировградская, д. 55а на основании заключенных с собственникам домов договоров.
Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Ильича, д. 14 от 02.02.2016 и решением общего собрания собственников многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Кировградская, д. 55а от 13.02.2016 управляющей компанией была выбрана иная компания - ООО "УЖК ЖКО - Екатеринбург", с которой собственниками помещений заключили соответствующие договоры управления от 02.02.2016 и от 13.02.2016.
Вновь избранная управляющая компания обратилась в Департамент с заявлением о включении сведений о данных домах в реестр и после проверки многоквартирные доме по адресам: г. Екатеринбург, ул. Ильича, д. 14 и ул. Кировградская, д. 55а, 23.03.2016 и 05.04.2016 были включен Департаментом в раздел реестра лицензий Свердловской области, содержащий сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "УЖК ЖКО - Екатеринбург".
Новая управляющая компания обратилась 25.03.2016 и 08.04.2016 к ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" с требованием о передаче технической документации на многоквартирные дома, которая ей в установленный срок передана не была, что послужило основанием для обращения управляющей компании в Департамент с жалобой на указанные действия (бездействие) предыдущей управляющей компании.
По данному факту Департаментом в отношении ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" возбуждены дела о совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрены частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ, и при рассмотрении этих дел постановлениями Департамента от 27.04.2016 N 29-05-20-70 (дом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Ильича, д. 14) и от 27.04.2016 N 29-05-20-75 (дом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Кировградская, д. 55а) общество привлечено к административной ответственности в виде штрафов в размере 150000 руб. за каждое административное правонарушение.
В соответствии с частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу или одному из собственников помещений в многоквартирном доме, либо в уклонении от передачи таких документов указанным лицам, либо в нарушении предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу положений статьи 44 и части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится, в том числе выбор способа управления многоквартирным домом и выбор управляющей организации.
На основании части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений вправе управлять своим многоквартирным домом либо опосредованно (путем объединения для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме или путем выбора управляющей организации и заключения с ней договора управления каждым собственником помещения в таком доме), либо непосредственно.
При этом в соответствии с ч. 9 названной статьи Кодекса установлено, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В силу части 1 статьи 162 Кодекса при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
По правилам пункта 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Указанная норма позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
В соответствии с пунктом 22 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, обязана уведомить вновь избранную организацию о дате, времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов.
В силу частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Согласно пункта 19 Правил N 416 организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 указанных Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В пункте 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)