Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Глухих А.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Запорожец А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-4298/2017) общества с ограниченной ответственностью "Юганскспецавтотранс-9" и (регистрационный номер 08АП-4453/2017) Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 марта 2017 года по делу N А75-15996/2016 (судья Бухарова С.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Студенческая, д. 29, ОГРН 11386000016893, ИНН 8601999247) к обществу с ограниченной ответственностью "Юганскспецавтотранс-9" (628306, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нефтеюганск, мкр. 15, д. 2, ОГРН 1028601263019, ИНН 8604030651) о взыскании 71 499 руб. 74 коп.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб,
установил:
Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов (далее - Фонд, истец) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Юганскспецавтотранс-9" (далее - ООО "ЮСАТ-9", общество, ответчик) о взыскании 58 448 руб. 52 коп. задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с 01.09.2014 по 30.11.2016 и 13 051 руб. 22 коп. неустойки (пени), исчисленной за период с 11.10.2014 по 30.11.2014.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.03.2017 по делу N А75-15996/2016 исковые требования удовлетворены частично. С ООО "ЮСАТ-9" в пользу Фонда взыскано 65 718 руб. 83 коп., из которых 58 448 руб. 52 коп. задолженности, 7 270 руб. 41 коп. пени, а также 2 628 руб. 75 коп. расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части иска отказано.
Возражая против принятого по делу судебного акта, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на неверное определение судом первой инстанции момента возникновения у ООО "ЮСАТ-9" обязанности по внесению взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
В письменном отзыве на жалобу ответчика истец выразил несогласие с изложенными в ней доводами.
Также в суд поступила апелляционная жалоба истца, в которой Фонд просил отменить решение суда первой инстанции по делу в части неустойки, полагая ее подлежащей взысканию в сумме, заявленной истцом.
Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. От истца поступило ходатайство о рассмотрении апелляционных жалоб в отсутствие представителя Фонда. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционные жалобы, проверив в порядке, установленном статьями 266, 270 АПК РФ, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что ООО "ЮСАТ-9" на праве собственности принадлежит нежилое помещение, цокольный этаж, общей площадью 156,3 кв. м, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нефтеюганск, мкр-н 15, д. 4, пом. 101, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.09.2016 (л.д. 26-27).
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 568-п от 25.12.2013 утверждена Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которую включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югры, г. Нефтеюганск, мкр-н 15, д. 4.
Как указал при обращении в суд истец, собственники указанного многоквартирного дома не реализовали свое право выбора способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов, постановлением администрации города Нефтеюганска N 112-нп от 29.07.2014 "О внесении изменений в постановлением администрации города Нефтеюганска N 105-нп от 09.07.2014 "Об определении формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Нефтеюганска" многоквартирный дом, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югры, г. Нефтеюганск, мкр-н 15, д. 4, включен в перечень многоквартирных домов, собственники которых формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора - Фонда.
Ввиду того, что ответчик обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт надлежащим образом не исполнял, в период с 01.09.2014 по 30.11.2016 у него возникла задолженность в сумме 58 448 руб. 52 коп.
В связи с оставлением ООО "ЮСАТ-9" без исполнения направленной Фондом претензии от 11.10.2016 истец обратился в суд с настоящим иском.
Исковые требования удовлетворены судом первой инстанции частично, с чем стороны не согласились, реализовав право апелляционного обжалования принятого по делу судебного акта.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (часть 2 статьи 39 ЖК РФ).
В силу пункта 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт включен в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 169 ЖК РФ).
Материалы дела свидетельствуют, что нежилое помещение цокольного этажа площадью 156.3 кв. м, расположенное в многоквартирном доме по адресу Ханты-Мансийский автономный округ - Югры, г. Нефтеюганск, мкр-н 15, д. 4, принадлежит ООО "ЮСАТ-9" на праве собственности, в связи с чем на общество возлагается бремя несения расходов на содержание как принадлежащего ему имущества, так и общего имущества дома.
Данная обязанность возникает в силу прямого указания закона.
Согласно части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 168 ЖК РФ, Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утверждена Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 568-п от 25.12.2013.
Согласно положениям статьи 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 54-оз от 01.07.2013 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме формируется из взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений в многоквартирном доме, процентов, уплаченных собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, а также из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями пункта 2 указанной статьи решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев со дня официального опубликования утвержденной в установленном настоящим Законом порядке окружной программы капитального ремонта и включения в нее многоквартирного дома, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, но не позднее 30 июня 2014 года. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого будет являться Югорский оператор, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в его адрес копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
На основании пункта 1 статьи 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 54-оз от 01.07.2013 собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пунктами 5 и 6 настоящей статьи, в размере, установленном в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 6 настоящего Закона, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Материалы дела свидетельствуют, что являясь собственником указанного выше нежилого помещения, расположенного в доме, который включен в региональную программу капитального ремонта, ООО "ЮСАТ-9" не производило платежей, предусмотренных приведенными выше положениями законодательства, в период с 01.09.2014 по 30.11.2016.
Отклоняя довод апелляционной жалобы ООО "ЮСАТ-9" о неверном определении момента возникновения у него обязанности по уплате взносов, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 54-оз от 01.07.2013, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за тем, в котором была официально опубликована утвержденная окружная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, но не позднее чем с 01.09.2014.
В этой связи судом первой инстанции обоснованно установлено, что обязанность вносить взносы на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирных домах возникла с 01.09.2014.
Учитывая, что дата начала периода уплаты взносов установлена законом, указанные ответчиком в жалобе обстоятельства не имеют правового значения.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с требованиями закона.
Во исполнение статей 156, 167 ЖК РФ, статьи 6 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 54-оз от 01.07.2013 года "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 620-рп от 28.11.2013 "Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах", в соответствии с Методическими рекомендациями по установлению субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 41/пр от 07.02.2014, установлены минимальные размеры взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (приложения NN 1 и 2 к приказу).
Представленный истцом расчет задолженности ООО "ЮСАТ-9" по уплате взносов соответствует утвержденным минимальным размерам взносов, площади нежилого помещения, в связи с чем исковые требования в части взыскания с ООО "ЮСАТ-9" в пользу Фонда 58 448 руб. 52 коп. правомерно удовлетворены судом.
Поскольку материалами дела подтверждается факт и период просрочки уплаты обществом взносов, требования Фонда о взыскании с ООО "ЮСАТ-9" неустойки за период с 11.10.2014 по 30.11.2014 следует признать обоснованными.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно положениям части 14.1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты.
Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
При рассмотрении исковых требований в данной части суд первой инстанции скорректировал расчет неустойки, представленный истцом, в части размера от ставки рефинансирования ЦБ РФ, применив 1/300 ставки ко всем суммам задолженности, как то предусмотрено частью 14.1 статьи 155 ЖК РФ, вместо указанного истцом размера 1/130.
С учетом корректировки размер неустойки за просрочку уплаты ООО "ЮСАТ-9" взносов на капитальный ремонт составил 7 270 руб. 41 коп. за период с 11.10.2014 по 30.11.2016 (л.д. 62-66).
В удовлетворении требований о взыскании неустойки в остальной части судом первой инстанции правомерно отказано.
При этом, довод апелляционной жалобы Фонда о необоснованном уменьшении суммы неустойки не принимается во внимание, поскольку при взыскании неустойки с ООО "ЮСАТ-9" правила статьи 333 ГК РФ судом первой инстанции не применялись. Как указано выше, размер неустойки уменьшен в связи с корректировкой ее расчета за весь период просрочки.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.03.2017 по делу N А75-15996/2016 подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы ООО "ЮСАТ-9" и Фонда - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционным жалобам распределяются в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 марта 2017 года по делу N А75-15996/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.05.2017 N 08АП-4298/2017, 08АП-4453/2017 ПО ДЕЛУ N А75-15996/2016
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2017 г. N 08АП-4298/2017, 08АП-4453/2017
Дело N А75-15996/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Глухих А.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Запорожец А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-4298/2017) общества с ограниченной ответственностью "Юганскспецавтотранс-9" и (регистрационный номер 08АП-4453/2017) Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 марта 2017 года по делу N А75-15996/2016 (судья Бухарова С.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Студенческая, д. 29, ОГРН 11386000016893, ИНН 8601999247) к обществу с ограниченной ответственностью "Юганскспецавтотранс-9" (628306, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нефтеюганск, мкр. 15, д. 2, ОГРН 1028601263019, ИНН 8604030651) о взыскании 71 499 руб. 74 коп.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб,
установил:
Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов (далее - Фонд, истец) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Юганскспецавтотранс-9" (далее - ООО "ЮСАТ-9", общество, ответчик) о взыскании 58 448 руб. 52 коп. задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с 01.09.2014 по 30.11.2016 и 13 051 руб. 22 коп. неустойки (пени), исчисленной за период с 11.10.2014 по 30.11.2014.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.03.2017 по делу N А75-15996/2016 исковые требования удовлетворены частично. С ООО "ЮСАТ-9" в пользу Фонда взыскано 65 718 руб. 83 коп., из которых 58 448 руб. 52 коп. задолженности, 7 270 руб. 41 коп. пени, а также 2 628 руб. 75 коп. расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части иска отказано.
Возражая против принятого по делу судебного акта, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на неверное определение судом первой инстанции момента возникновения у ООО "ЮСАТ-9" обязанности по внесению взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
В письменном отзыве на жалобу ответчика истец выразил несогласие с изложенными в ней доводами.
Также в суд поступила апелляционная жалоба истца, в которой Фонд просил отменить решение суда первой инстанции по делу в части неустойки, полагая ее подлежащей взысканию в сумме, заявленной истцом.
Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. От истца поступило ходатайство о рассмотрении апелляционных жалоб в отсутствие представителя Фонда. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционные жалобы, проверив в порядке, установленном статьями 266, 270 АПК РФ, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что ООО "ЮСАТ-9" на праве собственности принадлежит нежилое помещение, цокольный этаж, общей площадью 156,3 кв. м, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нефтеюганск, мкр-н 15, д. 4, пом. 101, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.09.2016 (л.д. 26-27).
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 568-п от 25.12.2013 утверждена Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которую включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югры, г. Нефтеюганск, мкр-н 15, д. 4.
Как указал при обращении в суд истец, собственники указанного многоквартирного дома не реализовали свое право выбора способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов, постановлением администрации города Нефтеюганска N 112-нп от 29.07.2014 "О внесении изменений в постановлением администрации города Нефтеюганска N 105-нп от 09.07.2014 "Об определении формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Нефтеюганска" многоквартирный дом, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югры, г. Нефтеюганск, мкр-н 15, д. 4, включен в перечень многоквартирных домов, собственники которых формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора - Фонда.
Ввиду того, что ответчик обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт надлежащим образом не исполнял, в период с 01.09.2014 по 30.11.2016 у него возникла задолженность в сумме 58 448 руб. 52 коп.
В связи с оставлением ООО "ЮСАТ-9" без исполнения направленной Фондом претензии от 11.10.2016 истец обратился в суд с настоящим иском.
Исковые требования удовлетворены судом первой инстанции частично, с чем стороны не согласились, реализовав право апелляционного обжалования принятого по делу судебного акта.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (часть 2 статьи 39 ЖК РФ).
В силу пункта 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт включен в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 169 ЖК РФ).
Материалы дела свидетельствуют, что нежилое помещение цокольного этажа площадью 156.3 кв. м, расположенное в многоквартирном доме по адресу Ханты-Мансийский автономный округ - Югры, г. Нефтеюганск, мкр-н 15, д. 4, принадлежит ООО "ЮСАТ-9" на праве собственности, в связи с чем на общество возлагается бремя несения расходов на содержание как принадлежащего ему имущества, так и общего имущества дома.
Данная обязанность возникает в силу прямого указания закона.
Согласно части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 168 ЖК РФ, Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утверждена Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 568-п от 25.12.2013.
Согласно положениям статьи 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 54-оз от 01.07.2013 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме формируется из взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений в многоквартирном доме, процентов, уплаченных собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, а также из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями пункта 2 указанной статьи решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев со дня официального опубликования утвержденной в установленном настоящим Законом порядке окружной программы капитального ремонта и включения в нее многоквартирного дома, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, но не позднее 30 июня 2014 года. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого будет являться Югорский оператор, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в его адрес копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
На основании пункта 1 статьи 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 54-оз от 01.07.2013 собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пунктами 5 и 6 настоящей статьи, в размере, установленном в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 6 настоящего Закона, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Материалы дела свидетельствуют, что являясь собственником указанного выше нежилого помещения, расположенного в доме, который включен в региональную программу капитального ремонта, ООО "ЮСАТ-9" не производило платежей, предусмотренных приведенными выше положениями законодательства, в период с 01.09.2014 по 30.11.2016.
Отклоняя довод апелляционной жалобы ООО "ЮСАТ-9" о неверном определении момента возникновения у него обязанности по уплате взносов, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 54-оз от 01.07.2013, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за тем, в котором была официально опубликована утвержденная окружная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, но не позднее чем с 01.09.2014.
В этой связи судом первой инстанции обоснованно установлено, что обязанность вносить взносы на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирных домах возникла с 01.09.2014.
Учитывая, что дата начала периода уплаты взносов установлена законом, указанные ответчиком в жалобе обстоятельства не имеют правового значения.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с требованиями закона.
Во исполнение статей 156, 167 ЖК РФ, статьи 6 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 54-оз от 01.07.2013 года "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 620-рп от 28.11.2013 "Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах", в соответствии с Методическими рекомендациями по установлению субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 41/пр от 07.02.2014, установлены минимальные размеры взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (приложения NN 1 и 2 к приказу).
Представленный истцом расчет задолженности ООО "ЮСАТ-9" по уплате взносов соответствует утвержденным минимальным размерам взносов, площади нежилого помещения, в связи с чем исковые требования в части взыскания с ООО "ЮСАТ-9" в пользу Фонда 58 448 руб. 52 коп. правомерно удовлетворены судом.
Поскольку материалами дела подтверждается факт и период просрочки уплаты обществом взносов, требования Фонда о взыскании с ООО "ЮСАТ-9" неустойки за период с 11.10.2014 по 30.11.2014 следует признать обоснованными.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно положениям части 14.1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты.
Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
При рассмотрении исковых требований в данной части суд первой инстанции скорректировал расчет неустойки, представленный истцом, в части размера от ставки рефинансирования ЦБ РФ, применив 1/300 ставки ко всем суммам задолженности, как то предусмотрено частью 14.1 статьи 155 ЖК РФ, вместо указанного истцом размера 1/130.
С учетом корректировки размер неустойки за просрочку уплаты ООО "ЮСАТ-9" взносов на капитальный ремонт составил 7 270 руб. 41 коп. за период с 11.10.2014 по 30.11.2016 (л.д. 62-66).
В удовлетворении требований о взыскании неустойки в остальной части судом первой инстанции правомерно отказано.
При этом, довод апелляционной жалобы Фонда о необоснованном уменьшении суммы неустойки не принимается во внимание, поскольку при взыскании неустойки с ООО "ЮСАТ-9" правила статьи 333 ГК РФ судом первой инстанции не применялись. Как указано выше, размер неустойки уменьшен в связи с корректировкой ее расчета за весь период просрочки.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.03.2017 по делу N А75-15996/2016 подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы ООО "ЮСАТ-9" и Фонда - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционным жалобам распределяются в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 марта 2017 года по делу N А75-15996/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
А.Н.ГЛУХИХ
А.Н.ГЛУХИХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)