Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 октября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шумиловой Л.Ф., судей Козловой С.В. и Чапаева И.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Смирновой Е.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилуправление" директора Коптяевой Т.П. на основании протокола от 12.01.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "Жилуправление" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 1 августа 2016 года по делу N А05-8216/2015 (судья Бутусова Н.В.),
общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ Устьяны" (место нахождения: Архангельская область, Устьянский район, рабочий поселок Октябрьский, улица Ленина, дом 2, квартира 38, ОГРН 1142907000246, ИНН 2922009003, далее - ООО "ЖКХ Устьяны") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к администрации муниципального образования "Октябрьское" Устьянского района Архангельской области (место нахождения: Архангельская область, Устьянский район, рабочий поселок Октябрьский, ул. Комсомольская, д. 13, ОГРН 1052907034674, ИНН 2922006965, далее - Администрация) и просило признать недействительными результаты открытого конкурса по отбору управляющей организации на право заключения договоров управления многоквартирными домами и договоров управления, заключенных по результатам этого конкурса.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилуправление" (место нахождения: Архангельская область, Устьянский район, рабочий поселок Октябрьский, ул. Заводская, д. 17, оф. 127, ОГРН 1152907000047, ИНН 2922009194, далее - Общество, ООО УК "Жилуправление"), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Октябрьская" (место нахождения: Архангельская область, Устьянский район, рабочий поселок Октябрьский, ул. Комсомольская, д. 5, пом. 1, ОГРН 1072907000385, ИНН 2922007415, далее - ООО УК "Октябрьская"), Государственная жилищная инспекция Архангельской области (место нахождения: 163072, г. Архангельск, ул. Комсомольская, д. 38, корп. 1, ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555, далее - Инспекция).
Судом 09.11.2015 удовлетворено ходатайство ООО УК "Жилуправление" о вступлении в дело в порядке статьи 50 АПК РФ в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
ООО УК "Жилуправление" с учетом уточнения требований просило признать недействительными результаты открытого конкурса по отбору управляющей организации на право заключения договоров управления домами, проведенного Администрацией 06.07.2015, и договоров, заключенных с ООО УК "Октябрьская" по результатам торгов в отношении домов, находящихся в рабочем поселке Октябрьский Устьянского района Архангельской области по следующим адресам: ул. Ленина, д. 2, 10 и 50, ул. Заводская, д. 16, ул. Клубная, д. 3 и пер. Квартальный, д. 12.
Протокольным определением от 25.11.2015 по ходатайству ООО "ЖКХ Устьяны" и ООО УК "Жилуправление" в качестве второго ответчика привлечено ООО УК "Октябрьская" с исключением его из числа третьих лиц по делу.
Решением от 14.12.2015 в иске ООО "ЖКХ Устьяны" отказано. Иск ООО УК "Жилуправление" удовлетворен частично. Признаны недействительными итоги конкурса по отбору управляющей организации для управления домами на территории муниципального образования "Октябрьское" Устьянского района Архангельской области, проведенного 06.07.2015, в части следующих домов: ул. Ленина, д. 2, 10, 50; пер. Квартальный, д. 12; ул. Клубная, д. 3; ул. Заводская, д. 16. Признаны недействительными договоры управления этими домами от 16.07.2015 N 299, от 16.07.2015 N 300, от 16.07.2015 N 301, от 16.07.2015 N 302, от 16.07.2015 N 303, от 16.07.2015 N 304, заключенные между ООО УК "Октябрьская" и Администрацией. В остальной части в удовлетворении требований ООО УК "Жилуправление" отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2016 решение от 14.12.2015 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.05.2016 решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.12.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2016 по делу N А05-8216/2015 отменены в части признания недействительными итогов конкурса по отбору управляющей организации для управления домами на территории муниципального образования "Октябрьское", проведенного 06.07.2015, в части следующих домов: Архангельская область, Устьянский район, поселок Октябрьский, ул. Ленина, д. 2, 10, 50; пер. Квартальный, д. 12; ул. Клубная, д. 3; ул. Заводская, д. 16, а также признания недействительными договоров управления этими домами от 16.07.2015 N 299, от 16.07.2015 N 300, от 16.07.2015 N 301, от 16.07.2015 N 302, от 16.07.2015 N 303, от 16.07.2015 N 304, заключенных между Администрацией и ООО УК "Октябрьская".
В указанной части решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.12.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2016 по делу N А05-8216/2015 направлены на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
В остальной части названные судебные акты оставлены без изменения.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Архангельской области от 01.08.2016 в удовлетворении исковых требований ООО УК "Жилуправление" отказано.
Общество с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. По мнению заявителя, суд первой инстанции неверно толкует и применяет положения пунктов 5 и 6 постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75, которым утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее - Постановление N 75); судом также неверно применены нормы статьи 197 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В отзывах Инспекция, ООО УК "Октябрьская", Администрация возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель ООО УК "Жилуправление" поддержал апелляционную жалобу и доводы изложенные в ней.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте разбирательства дела, в суд не явились, в связи с этим апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 27.05.2015 Администрацией принято постановление N 207 о проведении процедуры открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования "Октябрьское", собственниками помещений в которых не выбран способ управления или принятые такими собственниками решения о выборе способа управления многоквартирными домами не были реализованы в случаях, установленных ЖК РФ. Этим же постановлением утверждена конкурсная документация, критерии и сроки проведения конкурса, утвержден состав конкурсной комиссии.
Согласно извещению о проведении торгов датой начала подачи заявок является 03.06.2015, датой окончания подачи заявок - 03.07.2015. Дата и время вскрытия конвертов назначены на 06.07.2015 в 10 час. 00 мин., дата рассмотрения заявок - 06.07.2015.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 06.07.2015 конкурсная комиссия приняла решение об отстранении ООО "ЖКХ Устьяны" от участия в конкурсе. ООО УК "Октябрьская" признано единственным участником конкурса, с которым в соответствии с пунктом 71 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила), были заключены договоры управления многоквартирными домами, в том числе домами по следующим адресам: Архангельская область, Устьянский район, поселок Октябрьский, ул. Ленина, д. 2, 10, 50; пер. Квартальный, д. 12; ул. Клубная, д. 3; ул. Заводская, д. 16.
ООО УК "Жилуправление" не являлось участником конкурса, однако, ссылаясь на то, что выступало управляющей организацией в указанных выше шести домах, право на управление которыми было предметом конкурса, заявило требования о признании конкурса недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами устанавливает Правительство Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Согласно пункту 3 Правил конкурс проводится, в частности, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления или принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях: большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 ЖК РФ; собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 ЖК РФ.
Нарушение процедуры организации или проведения конкурса, предусмотренной Правилами, является основанием для признания судом недействительными результатов конкурса и договоров управления многоквартирным домом, заключенных по результатам такого конкурса.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 29.06.2015), в случае, если в срок до 01.04.2015 юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на день вступления в силу названного Федерального закона, не обратились в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо такому юридическому лицу или такому индивидуальному предпринимателю отказано в ее выдаче, орган местного самоуправления в порядке, установленном статьей 197 ЖК РФ, обязан уведомить об этом собственников помещений в многоквартирном доме, предпринимательскую деятельность по управлению которым осуществляет такое лицо. В течение пятнадцати дней орган местного самоуправления также обязан созвать собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления, а в случае, если решение о выборе способа управления не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
Таким образом, Администрация в силу прямого указания закона обязана была объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации в отношении всех домов, расположенных на территории муниципального образования "Октябрьское", которые находились в управлении организаций, не получивших на 01.05.2015 лицензию.
Из материалов дела следует, что ООО УК "Жилуправление" было избрано управляющей организацией домом N 50 по ул. Ленина и домом N 10 по ул. Ленина на основании решений общих собраний собственников помещений данных домов, оформленных протоколами соответственно от 08.02.2015 и от 19.02.2015. На основании указанных решений ООО УК "Жилуправление" были заключены договоры управления указанными домами, в том числе по дому N 50 ул. Ленина - договор от 01.03.2015 N 01/2015 и по дому N 10 по ул. Ленина - договор от 01.03.2015 N 02/2015.
Кроме того, по результатам открытого конкурса, состоявшегося 19.02.2015, между ООО УК "Жилуправление" и собственниками помещений домов по адресам: ул. Клубная, д. 3; ул. Заводская, д. 16 и пер. Квартальный, д. 12 в лице Администрации были заключены договоры управления многоквартирным домом от 04.03.2015 N 03/2015, N 04/2015 и 05/2015 соответственно.
Вместе с тем к 01.05.2015 ООО УК "Жилуправление" не была получена лицензия на осуществление деятельности по управлению жилыми домами.
В связи с этим Администрация в силу прямого указания Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ обязана была объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации домами, находящимися в управлении ООО УК "Жилуправление", в том числе домами по следующим адресам: ул. Ленина, д. 10 и д. 50, ул. Клубная, д. 3; ул. Заводская, д. 16 и пер. Квартальный, д. 12.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия Администрации по объявлению конкурса являются правомерными. Риски неполучения в установленный срок ООО УК "Жилуправление" (в том числе в связи с ненадлежащим оформлением пакета документов) лицензии для осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, не могут быть возложены на Администрацию.
Судом первой инстанции установлено, что поскольку к 01.05.2015 ООО УК "Жилуправление" не была получена лицензия на осуществление деятельности по управлению жилыми домами, Администрация постановлением от 05.05.2015 N 179 (приложение N 2) расторгла договоры управления, заключенные с ООО УК "Жилуправление" (пер. Квартальный, д. 12; ул. Клубная, д. 3; ул. Заводская, д. 16). Эти дома, а также дома 2, 10 и 50 по ул. Ленина переданы Администрацией во временное управление (с 05.05.2015 на период проведения конкурса) ООО УК "Октябрьская" на основании постановления от 05.05.2015 N 179а.
ООО УК "Жилуправление" отказ Администрации от договоров управления не оспорило.
Согласно пункту 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в редакции, действовавшей до 01.06.2015 на день отказа от договоров, в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью, когда такой отказ допускается законом, договор считается расторгнутым.
Из материалов дела следует, что отказ Администрации от исполнения договоров с ООО УК "Жилуправление" был обусловлен отсутствием у Общества лицензии, то есть невозможностью осуществления данным лицом деятельности, подлежащей лицензированию. При таких обстоятельствах Администрация, как заказчик, вправе была отказаться от договоров в целях обеспечения управления домами лицом (ООО УК "Октябрьская"), которое соответствовало требованиям, предъявляемым законом.
В связи с расторжением договоров управления домами (пер. Квартальный, д. 12; ул. Клубная, д. 3; ул. Заводская, д. 16) обязательства ООО УК "Жилуправление" по данным договорам прекратились (пункт 2 статьи 453 ГК РФ).
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы подателя жалобы о том, что ООО УК "Жилуправление" не было осведомлено об отказе от договоров управления и о передаче домов во временное управление ООО УК "Октябрьское". Из материалов дела усматривается, что Общество было уведомлено об отказе от договоров. Данное обстоятельство подтверждается письмом ООО УК "Жилуправление" в адрес Администрации от 25.05.2015. При этом сам факт отрицания оснований для передачи спорных домов на обслуживание другому лицу не может подтверждать доводы о том, что заявитель не знал о решении, с которым он не согласен.
Судом также установлено, что ООО УК "Октябрьская", в связи с передачей ему домов на временное обслуживание, от исполнения обязательств по управлению домами не уклонялось. В спорный период часть работ осуществлялась как ООО УК "Октябрьская", так и ООО УК "Жилуправление". ООО УК "Октябрьская" не могло оказать услуги по управлению спорными домами в полном объеме, поскольку ООО УК "Жилуправление" уклонялось от передачи технической документации в отношении спорных домов. Обстоятельства, связанные с обслуживанием спорных домов ООО УК "Октябрьская" подателем жалобы не оспаривается. Представитель в суде оспаривает факт уклонения от передачи соответствующей документации по спорным домам новой управляющей компании, ссылаясь на то, что документация была передана в полном объеме.
Доводы ООО УК "Жилуправление" о возможности осуществлять деятельность по управлению спорными домами до получения лицензии в соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176 судом первой инстанции рассмотрены и правомерно отклонены.
Согласно Федеральному закону от 29.06.2015 N 176 часть 4 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ дополнена положениями, предусматривающими возможность осуществлять деятельность по управлению домами до получения лицензии, которые вступили в силу с 30.06.2015. Однако, как верно заметил суд, данные положения вступили в законную силу после заявленного Администрацией отказа от договоров управления домами по адресам: ул. Заводская, д. 16; ул. Клубная, д. 3; пер. Квартальный, д. 12 и передачи данных домов и домов по адресам: ул. Ленина, д. 2; ул. Ленина, д. 10; ул. Ленина, д. 50. Данные дома были переданы на временное обслуживание ООО УК "Октябрьская", которое соответствовало требованиям, предъявляемым к управляющим организациям.
Последующее изменение законодательства не может отменять ранее принятые постановления Администрации о расторжении договоров и о передаче домов на временное обслуживание.
Из содержания части 3 статьи 200 ЖК следует, что указанная выше обязанность по надлежащему исполнению обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме сохраняется у лица, не получившего лицензию на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, до наступления следующих событий:
1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;
2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса (непосредственное управление многоквартирным домом);
4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Таким образом, изменения, внесенные Федеральным законом от 29.06.2015 N 176, не свидетельствуют о сохранении прав управления домом у организации, не получившей лицензию, а лишь возлагают на нее обязанность по надлежащему исполнению обязательств по управлению домом до определенного момента, указанного в части 3 статьи 200 ЖК РФ. В рассматриваемом случае таким событием является признание ООО УК "Октябрьское" победителем оспариваемого конкурса.
Доводы подателя жалобы о том, что ЖК РФ не допускает передачу домов на временное обслуживание, судом отклоняются как необоснованные.
Суд рассмотрел доводы ООО УК "Жилуправление" о том, что последним 11.06.2015 получены лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пунктом 39 Правил предусмотрено, что конкурс не проводится, если до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2009 N ГКПИ09-830 абзац первый пункта 39 Правил признан недействующим в части, позволяющей не проводить конкурс по отбору управляющей организации в случае, если до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления этим домом, но не реализовали принятое решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
В силу изложенного отказ от проведения открытого конкурса возможен только в случае, если выбранный собственниками помещений способ управления многоквартирным домом реализован ими, что в соответствии с пунктом 3 Правил предполагает заключение договоров управления большинством собственников помещений в доме.
Вместе с тем доказательств того, что ООО УК "Жилуправление" было избрано управляющей организацией спорными домами после получения лицензии и собственниками спорных домов был заключен с данным обществом договор управления, суду не представлено. Напротив, из материалов дела не усматривается, что после получения ООО УК "Жилуправление" лицензии на право осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами общие собрания собственников помещений спорных домов проводились. Следовательно, оснований для применения пункта 39 Правил при рассмотрении настоящего спора не имеется.
Не нашли подтверждения в материалах дела доводы подателя жалобы о том, что Администрация при проведении конкурса должна была знать о получении ООО УК "Жилуправление" 11.06.2015 лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами и, следовательно, основания, которые явились причиной проведения Администрацией конкурса в отношении спорных домов, отпали. Надлежащих доказательств, подтверждающих данные доводы, подателем жалобы суду не представлено.
Между тем, как верно заметил суд первой инстанции, конкурс на право заключения договоров управления спорными домами (в том числе дома N 10 и N 50 по ул. Ленина) был объявлен Администрацией правомерно, следовательно, отказ от конкурса в отношении данных домов возможен был при соблюдении процедуры выбора ООО УК "Жилуправление" в качестве управляющей организации данными домами, но уже в период после получения лицензии.
ООО УК "Жилуправление" ссылается на то, что оно было избрано в качестве управляющей организации домом N 2 по ул. Ленина общим собранием собственников помещений дома, оформленным протоколом от 17.03.2015 (вопрос 6 повестки дня).
Однако вступившим в законную силу решением Устьянского районного суда Архангельской области от 17.12.2015 по делу N 2-471/2015 были удовлетворены исковые требования Администрации и признаны недействительными решения внеочередного общего собрания собственников помещений дома N 2 по ул. Ленина, оформленные протоколом от 17.03.2015, в том числе в части избрания ООО УК "Жилуправление" управляющей организацией домом (пункт 6 повестки). Основанием для признания данного решения недействительным послужило отсутствие кворума для его принятия.
Указанное выше решение в силу части 3 статьи 69 АПК РФ имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора и является обязательным для арбитражного суда по вопросам об обстоятельствах, установленных данным решением.
В соответствии со статьей 181.5 ГК РФ решение собрания ничтожно, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.
Как разъяснено в пункте 119 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ничтожное решение собрания, а равно оспоримое решение собрания, признанное судом недействительным, недействительны с момента их принятия (пункт 7 статьи 181.4 ГК РФ).
Поскольку решение общего собрания собственников помещений дома N 2 по ул. Ленина, оформленное протоколом от 12.03.2015, в части избрания в качестве управляющей компании ООО УК "Жилуправление" признано недействительным, оно не имело правовых последствий за исключением тех, которые связаны с его недействительностью.
Суд первой инстанции рассмотрел доводы подателя жалобы о том, что ООО УК "Жилуправление" в качестве управляющей организации домом N 2 по ул. Ленина избрано решением общего собрания собственников помещений данного дома, оформленного протоколом от 27.05.2015, и правомерно отклонил их.
Согласно данному протоколу одним из вопросов повестки дня был вопрос об утверждении договора на управление от 01.06.2015. Проект договора к протоколу от 27.05.2015 не приложен. Однако из пояснений представителя ООО УК "Жилуправление" следует, что на данном собрании утверждался договор управления от 01.06.2015, заключаемый с ООО УК "Жилуправление".
Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
Принятие решения о выборе способа управления многоквартирным домом относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (подпункт 4 пункта 2 статьи 44 ЖК РФ). Способы управления домом перечислены в пункте 2 статьи 161 ЖК РФ (непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией).
В любом случае, решение об утверждении договора управления не может предшествовать решению о выборе способа управления домом.
В рассматриваемом случае решение общего собрания собственников помещений дома N 2 по ул. Ленина об избрании в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией ООО УК "Жилуправление" от 17.03.2015 признано вступившим в законную силу решением суда недействительным. Следовательно, договор от 01.06.2016 N 06/2015 не порождает правовых последствий, поскольку надлежащим образом принятое решение о выборе ООО УК "Жилуправление" в качестве управляющей организации дома отсутствует.
ООО УК "Жилуправление" заявило о том, что Администрацией в один лот неправомерно включено 206 домов (в том числе 6 спорных домов).
Согласно пункту 6 Правил, если проводится конкурс на право заключения договоров управления несколькими многоквартирными домами, общая площадь жилых и нежилых помещений (за исключением помещений общего пользования) в таких домах не должна превышать 100 тыс. кв. м и такие дома должны быть расположены на граничащих земельных участках, между которыми могут располагаться земли общего пользования.
Нарушений данного пункта Правил судом первой инстанции при рассмотрении настоящего спора не установлено. При этом мнение заявителя о том, что при расчете площади необходимо учитывать площадь земельных участков, является ошибочным, поскольку это не соответствует пункту 6 Правил.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном кодексом.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 449 ГК РФ в редакции Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.
Поскольку ООО УК "Жилуправление" не доказало нарушение Администрацией процедуры проведения торгов в отношении домов, расположенных в г. Твери по ул. Заводской, д. 16; ул. Клубной, д. 3; ул. Ленина, д. 2; ул. Ленина, д. 10; ул. Ленина, д. 50, и ООО УК "Жилуправление" не является лицом, заинтересованным в оспаривании торгов, так как данное Общество не принимало участие в оспариваемом конкурсе и не представило суду доказательств нарушения его прав и законных интересов при проведении торгов, суд первой инстанции обоснованно оставил требования истца без удовлетворения.
В свете изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Архангельской области от 1 августа 2016 года по делу N А05-8216/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилуправление" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.10.2016 ПО ДЕЛУ N А05-8216/2015
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2016 г. по делу N А05-8216/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 октября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шумиловой Л.Ф., судей Козловой С.В. и Чапаева И.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Смирновой Е.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилуправление" директора Коптяевой Т.П. на основании протокола от 12.01.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "Жилуправление" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 1 августа 2016 года по делу N А05-8216/2015 (судья Бутусова Н.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ Устьяны" (место нахождения: Архангельская область, Устьянский район, рабочий поселок Октябрьский, улица Ленина, дом 2, квартира 38, ОГРН 1142907000246, ИНН 2922009003, далее - ООО "ЖКХ Устьяны") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к администрации муниципального образования "Октябрьское" Устьянского района Архангельской области (место нахождения: Архангельская область, Устьянский район, рабочий поселок Октябрьский, ул. Комсомольская, д. 13, ОГРН 1052907034674, ИНН 2922006965, далее - Администрация) и просило признать недействительными результаты открытого конкурса по отбору управляющей организации на право заключения договоров управления многоквартирными домами и договоров управления, заключенных по результатам этого конкурса.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилуправление" (место нахождения: Архангельская область, Устьянский район, рабочий поселок Октябрьский, ул. Заводская, д. 17, оф. 127, ОГРН 1152907000047, ИНН 2922009194, далее - Общество, ООО УК "Жилуправление"), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Октябрьская" (место нахождения: Архангельская область, Устьянский район, рабочий поселок Октябрьский, ул. Комсомольская, д. 5, пом. 1, ОГРН 1072907000385, ИНН 2922007415, далее - ООО УК "Октябрьская"), Государственная жилищная инспекция Архангельской области (место нахождения: 163072, г. Архангельск, ул. Комсомольская, д. 38, корп. 1, ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555, далее - Инспекция).
Судом 09.11.2015 удовлетворено ходатайство ООО УК "Жилуправление" о вступлении в дело в порядке статьи 50 АПК РФ в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
ООО УК "Жилуправление" с учетом уточнения требований просило признать недействительными результаты открытого конкурса по отбору управляющей организации на право заключения договоров управления домами, проведенного Администрацией 06.07.2015, и договоров, заключенных с ООО УК "Октябрьская" по результатам торгов в отношении домов, находящихся в рабочем поселке Октябрьский Устьянского района Архангельской области по следующим адресам: ул. Ленина, д. 2, 10 и 50, ул. Заводская, д. 16, ул. Клубная, д. 3 и пер. Квартальный, д. 12.
Протокольным определением от 25.11.2015 по ходатайству ООО "ЖКХ Устьяны" и ООО УК "Жилуправление" в качестве второго ответчика привлечено ООО УК "Октябрьская" с исключением его из числа третьих лиц по делу.
Решением от 14.12.2015 в иске ООО "ЖКХ Устьяны" отказано. Иск ООО УК "Жилуправление" удовлетворен частично. Признаны недействительными итоги конкурса по отбору управляющей организации для управления домами на территории муниципального образования "Октябрьское" Устьянского района Архангельской области, проведенного 06.07.2015, в части следующих домов: ул. Ленина, д. 2, 10, 50; пер. Квартальный, д. 12; ул. Клубная, д. 3; ул. Заводская, д. 16. Признаны недействительными договоры управления этими домами от 16.07.2015 N 299, от 16.07.2015 N 300, от 16.07.2015 N 301, от 16.07.2015 N 302, от 16.07.2015 N 303, от 16.07.2015 N 304, заключенные между ООО УК "Октябрьская" и Администрацией. В остальной части в удовлетворении требований ООО УК "Жилуправление" отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2016 решение от 14.12.2015 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.05.2016 решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.12.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2016 по делу N А05-8216/2015 отменены в части признания недействительными итогов конкурса по отбору управляющей организации для управления домами на территории муниципального образования "Октябрьское", проведенного 06.07.2015, в части следующих домов: Архангельская область, Устьянский район, поселок Октябрьский, ул. Ленина, д. 2, 10, 50; пер. Квартальный, д. 12; ул. Клубная, д. 3; ул. Заводская, д. 16, а также признания недействительными договоров управления этими домами от 16.07.2015 N 299, от 16.07.2015 N 300, от 16.07.2015 N 301, от 16.07.2015 N 302, от 16.07.2015 N 303, от 16.07.2015 N 304, заключенных между Администрацией и ООО УК "Октябрьская".
В указанной части решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.12.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2016 по делу N А05-8216/2015 направлены на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
В остальной части названные судебные акты оставлены без изменения.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Архангельской области от 01.08.2016 в удовлетворении исковых требований ООО УК "Жилуправление" отказано.
Общество с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. По мнению заявителя, суд первой инстанции неверно толкует и применяет положения пунктов 5 и 6 постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75, которым утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее - Постановление N 75); судом также неверно применены нормы статьи 197 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В отзывах Инспекция, ООО УК "Октябрьская", Администрация возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель ООО УК "Жилуправление" поддержал апелляционную жалобу и доводы изложенные в ней.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте разбирательства дела, в суд не явились, в связи с этим апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 27.05.2015 Администрацией принято постановление N 207 о проведении процедуры открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования "Октябрьское", собственниками помещений в которых не выбран способ управления или принятые такими собственниками решения о выборе способа управления многоквартирными домами не были реализованы в случаях, установленных ЖК РФ. Этим же постановлением утверждена конкурсная документация, критерии и сроки проведения конкурса, утвержден состав конкурсной комиссии.
Согласно извещению о проведении торгов датой начала подачи заявок является 03.06.2015, датой окончания подачи заявок - 03.07.2015. Дата и время вскрытия конвертов назначены на 06.07.2015 в 10 час. 00 мин., дата рассмотрения заявок - 06.07.2015.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 06.07.2015 конкурсная комиссия приняла решение об отстранении ООО "ЖКХ Устьяны" от участия в конкурсе. ООО УК "Октябрьская" признано единственным участником конкурса, с которым в соответствии с пунктом 71 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила), были заключены договоры управления многоквартирными домами, в том числе домами по следующим адресам: Архангельская область, Устьянский район, поселок Октябрьский, ул. Ленина, д. 2, 10, 50; пер. Квартальный, д. 12; ул. Клубная, д. 3; ул. Заводская, д. 16.
ООО УК "Жилуправление" не являлось участником конкурса, однако, ссылаясь на то, что выступало управляющей организацией в указанных выше шести домах, право на управление которыми было предметом конкурса, заявило требования о признании конкурса недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами устанавливает Правительство Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Согласно пункту 3 Правил конкурс проводится, в частности, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления или принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях: большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 ЖК РФ; собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 ЖК РФ.
Нарушение процедуры организации или проведения конкурса, предусмотренной Правилами, является основанием для признания судом недействительными результатов конкурса и договоров управления многоквартирным домом, заключенных по результатам такого конкурса.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 29.06.2015), в случае, если в срок до 01.04.2015 юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на день вступления в силу названного Федерального закона, не обратились в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо такому юридическому лицу или такому индивидуальному предпринимателю отказано в ее выдаче, орган местного самоуправления в порядке, установленном статьей 197 ЖК РФ, обязан уведомить об этом собственников помещений в многоквартирном доме, предпринимательскую деятельность по управлению которым осуществляет такое лицо. В течение пятнадцати дней орган местного самоуправления также обязан созвать собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления, а в случае, если решение о выборе способа управления не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
Таким образом, Администрация в силу прямого указания закона обязана была объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации в отношении всех домов, расположенных на территории муниципального образования "Октябрьское", которые находились в управлении организаций, не получивших на 01.05.2015 лицензию.
Из материалов дела следует, что ООО УК "Жилуправление" было избрано управляющей организацией домом N 50 по ул. Ленина и домом N 10 по ул. Ленина на основании решений общих собраний собственников помещений данных домов, оформленных протоколами соответственно от 08.02.2015 и от 19.02.2015. На основании указанных решений ООО УК "Жилуправление" были заключены договоры управления указанными домами, в том числе по дому N 50 ул. Ленина - договор от 01.03.2015 N 01/2015 и по дому N 10 по ул. Ленина - договор от 01.03.2015 N 02/2015.
Кроме того, по результатам открытого конкурса, состоявшегося 19.02.2015, между ООО УК "Жилуправление" и собственниками помещений домов по адресам: ул. Клубная, д. 3; ул. Заводская, д. 16 и пер. Квартальный, д. 12 в лице Администрации были заключены договоры управления многоквартирным домом от 04.03.2015 N 03/2015, N 04/2015 и 05/2015 соответственно.
Вместе с тем к 01.05.2015 ООО УК "Жилуправление" не была получена лицензия на осуществление деятельности по управлению жилыми домами.
В связи с этим Администрация в силу прямого указания Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ обязана была объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации домами, находящимися в управлении ООО УК "Жилуправление", в том числе домами по следующим адресам: ул. Ленина, д. 10 и д. 50, ул. Клубная, д. 3; ул. Заводская, д. 16 и пер. Квартальный, д. 12.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия Администрации по объявлению конкурса являются правомерными. Риски неполучения в установленный срок ООО УК "Жилуправление" (в том числе в связи с ненадлежащим оформлением пакета документов) лицензии для осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, не могут быть возложены на Администрацию.
Судом первой инстанции установлено, что поскольку к 01.05.2015 ООО УК "Жилуправление" не была получена лицензия на осуществление деятельности по управлению жилыми домами, Администрация постановлением от 05.05.2015 N 179 (приложение N 2) расторгла договоры управления, заключенные с ООО УК "Жилуправление" (пер. Квартальный, д. 12; ул. Клубная, д. 3; ул. Заводская, д. 16). Эти дома, а также дома 2, 10 и 50 по ул. Ленина переданы Администрацией во временное управление (с 05.05.2015 на период проведения конкурса) ООО УК "Октябрьская" на основании постановления от 05.05.2015 N 179а.
ООО УК "Жилуправление" отказ Администрации от договоров управления не оспорило.
Согласно пункту 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в редакции, действовавшей до 01.06.2015 на день отказа от договоров, в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью, когда такой отказ допускается законом, договор считается расторгнутым.
Из материалов дела следует, что отказ Администрации от исполнения договоров с ООО УК "Жилуправление" был обусловлен отсутствием у Общества лицензии, то есть невозможностью осуществления данным лицом деятельности, подлежащей лицензированию. При таких обстоятельствах Администрация, как заказчик, вправе была отказаться от договоров в целях обеспечения управления домами лицом (ООО УК "Октябрьская"), которое соответствовало требованиям, предъявляемым законом.
В связи с расторжением договоров управления домами (пер. Квартальный, д. 12; ул. Клубная, д. 3; ул. Заводская, д. 16) обязательства ООО УК "Жилуправление" по данным договорам прекратились (пункт 2 статьи 453 ГК РФ).
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы подателя жалобы о том, что ООО УК "Жилуправление" не было осведомлено об отказе от договоров управления и о передаче домов во временное управление ООО УК "Октябрьское". Из материалов дела усматривается, что Общество было уведомлено об отказе от договоров. Данное обстоятельство подтверждается письмом ООО УК "Жилуправление" в адрес Администрации от 25.05.2015. При этом сам факт отрицания оснований для передачи спорных домов на обслуживание другому лицу не может подтверждать доводы о том, что заявитель не знал о решении, с которым он не согласен.
Судом также установлено, что ООО УК "Октябрьская", в связи с передачей ему домов на временное обслуживание, от исполнения обязательств по управлению домами не уклонялось. В спорный период часть работ осуществлялась как ООО УК "Октябрьская", так и ООО УК "Жилуправление". ООО УК "Октябрьская" не могло оказать услуги по управлению спорными домами в полном объеме, поскольку ООО УК "Жилуправление" уклонялось от передачи технической документации в отношении спорных домов. Обстоятельства, связанные с обслуживанием спорных домов ООО УК "Октябрьская" подателем жалобы не оспаривается. Представитель в суде оспаривает факт уклонения от передачи соответствующей документации по спорным домам новой управляющей компании, ссылаясь на то, что документация была передана в полном объеме.
Доводы ООО УК "Жилуправление" о возможности осуществлять деятельность по управлению спорными домами до получения лицензии в соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176 судом первой инстанции рассмотрены и правомерно отклонены.
Согласно Федеральному закону от 29.06.2015 N 176 часть 4 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ дополнена положениями, предусматривающими возможность осуществлять деятельность по управлению домами до получения лицензии, которые вступили в силу с 30.06.2015. Однако, как верно заметил суд, данные положения вступили в законную силу после заявленного Администрацией отказа от договоров управления домами по адресам: ул. Заводская, д. 16; ул. Клубная, д. 3; пер. Квартальный, д. 12 и передачи данных домов и домов по адресам: ул. Ленина, д. 2; ул. Ленина, д. 10; ул. Ленина, д. 50. Данные дома были переданы на временное обслуживание ООО УК "Октябрьская", которое соответствовало требованиям, предъявляемым к управляющим организациям.
Последующее изменение законодательства не может отменять ранее принятые постановления Администрации о расторжении договоров и о передаче домов на временное обслуживание.
Из содержания части 3 статьи 200 ЖК следует, что указанная выше обязанность по надлежащему исполнению обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме сохраняется у лица, не получившего лицензию на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, до наступления следующих событий:
1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;
2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса (непосредственное управление многоквартирным домом);
4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Таким образом, изменения, внесенные Федеральным законом от 29.06.2015 N 176, не свидетельствуют о сохранении прав управления домом у организации, не получившей лицензию, а лишь возлагают на нее обязанность по надлежащему исполнению обязательств по управлению домом до определенного момента, указанного в части 3 статьи 200 ЖК РФ. В рассматриваемом случае таким событием является признание ООО УК "Октябрьское" победителем оспариваемого конкурса.
Доводы подателя жалобы о том, что ЖК РФ не допускает передачу домов на временное обслуживание, судом отклоняются как необоснованные.
Суд рассмотрел доводы ООО УК "Жилуправление" о том, что последним 11.06.2015 получены лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пунктом 39 Правил предусмотрено, что конкурс не проводится, если до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2009 N ГКПИ09-830 абзац первый пункта 39 Правил признан недействующим в части, позволяющей не проводить конкурс по отбору управляющей организации в случае, если до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления этим домом, но не реализовали принятое решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
В силу изложенного отказ от проведения открытого конкурса возможен только в случае, если выбранный собственниками помещений способ управления многоквартирным домом реализован ими, что в соответствии с пунктом 3 Правил предполагает заключение договоров управления большинством собственников помещений в доме.
Вместе с тем доказательств того, что ООО УК "Жилуправление" было избрано управляющей организацией спорными домами после получения лицензии и собственниками спорных домов был заключен с данным обществом договор управления, суду не представлено. Напротив, из материалов дела не усматривается, что после получения ООО УК "Жилуправление" лицензии на право осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами общие собрания собственников помещений спорных домов проводились. Следовательно, оснований для применения пункта 39 Правил при рассмотрении настоящего спора не имеется.
Не нашли подтверждения в материалах дела доводы подателя жалобы о том, что Администрация при проведении конкурса должна была знать о получении ООО УК "Жилуправление" 11.06.2015 лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами и, следовательно, основания, которые явились причиной проведения Администрацией конкурса в отношении спорных домов, отпали. Надлежащих доказательств, подтверждающих данные доводы, подателем жалобы суду не представлено.
Между тем, как верно заметил суд первой инстанции, конкурс на право заключения договоров управления спорными домами (в том числе дома N 10 и N 50 по ул. Ленина) был объявлен Администрацией правомерно, следовательно, отказ от конкурса в отношении данных домов возможен был при соблюдении процедуры выбора ООО УК "Жилуправление" в качестве управляющей организации данными домами, но уже в период после получения лицензии.
ООО УК "Жилуправление" ссылается на то, что оно было избрано в качестве управляющей организации домом N 2 по ул. Ленина общим собранием собственников помещений дома, оформленным протоколом от 17.03.2015 (вопрос 6 повестки дня).
Однако вступившим в законную силу решением Устьянского районного суда Архангельской области от 17.12.2015 по делу N 2-471/2015 были удовлетворены исковые требования Администрации и признаны недействительными решения внеочередного общего собрания собственников помещений дома N 2 по ул. Ленина, оформленные протоколом от 17.03.2015, в том числе в части избрания ООО УК "Жилуправление" управляющей организацией домом (пункт 6 повестки). Основанием для признания данного решения недействительным послужило отсутствие кворума для его принятия.
Указанное выше решение в силу части 3 статьи 69 АПК РФ имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора и является обязательным для арбитражного суда по вопросам об обстоятельствах, установленных данным решением.
В соответствии со статьей 181.5 ГК РФ решение собрания ничтожно, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.
Как разъяснено в пункте 119 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ничтожное решение собрания, а равно оспоримое решение собрания, признанное судом недействительным, недействительны с момента их принятия (пункт 7 статьи 181.4 ГК РФ).
Поскольку решение общего собрания собственников помещений дома N 2 по ул. Ленина, оформленное протоколом от 12.03.2015, в части избрания в качестве управляющей компании ООО УК "Жилуправление" признано недействительным, оно не имело правовых последствий за исключением тех, которые связаны с его недействительностью.
Суд первой инстанции рассмотрел доводы подателя жалобы о том, что ООО УК "Жилуправление" в качестве управляющей организации домом N 2 по ул. Ленина избрано решением общего собрания собственников помещений данного дома, оформленного протоколом от 27.05.2015, и правомерно отклонил их.
Согласно данному протоколу одним из вопросов повестки дня был вопрос об утверждении договора на управление от 01.06.2015. Проект договора к протоколу от 27.05.2015 не приложен. Однако из пояснений представителя ООО УК "Жилуправление" следует, что на данном собрании утверждался договор управления от 01.06.2015, заключаемый с ООО УК "Жилуправление".
Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
Принятие решения о выборе способа управления многоквартирным домом относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (подпункт 4 пункта 2 статьи 44 ЖК РФ). Способы управления домом перечислены в пункте 2 статьи 161 ЖК РФ (непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией).
В любом случае, решение об утверждении договора управления не может предшествовать решению о выборе способа управления домом.
В рассматриваемом случае решение общего собрания собственников помещений дома N 2 по ул. Ленина об избрании в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией ООО УК "Жилуправление" от 17.03.2015 признано вступившим в законную силу решением суда недействительным. Следовательно, договор от 01.06.2016 N 06/2015 не порождает правовых последствий, поскольку надлежащим образом принятое решение о выборе ООО УК "Жилуправление" в качестве управляющей организации дома отсутствует.
ООО УК "Жилуправление" заявило о том, что Администрацией в один лот неправомерно включено 206 домов (в том числе 6 спорных домов).
Согласно пункту 6 Правил, если проводится конкурс на право заключения договоров управления несколькими многоквартирными домами, общая площадь жилых и нежилых помещений (за исключением помещений общего пользования) в таких домах не должна превышать 100 тыс. кв. м и такие дома должны быть расположены на граничащих земельных участках, между которыми могут располагаться земли общего пользования.
Нарушений данного пункта Правил судом первой инстанции при рассмотрении настоящего спора не установлено. При этом мнение заявителя о том, что при расчете площади необходимо учитывать площадь земельных участков, является ошибочным, поскольку это не соответствует пункту 6 Правил.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном кодексом.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 449 ГК РФ в редакции Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.
Поскольку ООО УК "Жилуправление" не доказало нарушение Администрацией процедуры проведения торгов в отношении домов, расположенных в г. Твери по ул. Заводской, д. 16; ул. Клубной, д. 3; ул. Ленина, д. 2; ул. Ленина, д. 10; ул. Ленина, д. 50, и ООО УК "Жилуправление" не является лицом, заинтересованным в оспаривании торгов, так как данное Общество не принимало участие в оспариваемом конкурсе и не представило суду доказательств нарушения его прав и законных интересов при проведении торгов, суд первой инстанции обоснованно оставил требования истца без удовлетворения.
В свете изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 1 августа 2016 года по делу N А05-8216/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилуправление" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий
Л.Ф.ШУМИЛОВА
Л.Ф.ШУМИЛОВА
Судьи
С.В.КОЗЛОВА
И.А.ЧАПАЕВ
С.В.КОЗЛОВА
И.А.ЧАПАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)