Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 апреля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Рогалевой Е.М., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,
с участием:
от заявителя - Мингалиев И.М., доверенность от 16 февраля 2016 года,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьих лиц:
ООО "Единый расчетный центр - Пестрецы" - Свиридов Ю.С., протокол общего собрания от 29 августа 2014 года N 1,
Николаевой Е.М. - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания - Пестрецы" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 февраля 2016 года по делу N А65-25939/2015 (судья Путяткин А.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания - Пестрецы" (ОГРН 1121690072734, ИНН 1633608101), село Кощаково Пестречинского района Республики Татарстан,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (ОГРН 1051622021978, ИНН 1655065057), город Казань Республики Татарстан,
с участием третьих лиц:
ООО "Единый расчетный центр - Пестрецы", село Пестрецы Пестречинского района Республики Татарстан,
Николаевой Е.М., село Кощаково Пестречинского района Республики Татарстан,
об отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания - Пестрецы" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - управление, административный орган), с привлечением в качестве третьих лиц ООО "Единый расчетный центр - Пестрецы" и Николаевой Е.М., о признании незаконным и отмене постановления N 404/з от 07 мая 2015 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ к штрафу в размере 20 000 рублей.
Решением суда в удовлетворении заявления обществу отказано полностью.
Общество, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления, о чем в судебном заседании просили представители общества и ООО "Единый расчетный центр - Пестрецы".
Управление, апелляционную жалобу отклонило, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Управления и Николаевой Е.М., извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителей общества и ООО "Единый расчетный центр - Пестрецы", оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего в Управление Роспотребнадзора по РТ обращения Государственной жилищной инспекции РТ (т. 1 л.д. 45) в отношении ООО "Управляющая компания - Пестрецы" административным органом проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения, что общество, являющейся управляющей организацией дома N 13 по ул. Центральная с. Кощаково Пестречинского района РТ на основании протокола общего собрания собственников помещений от 26.12.2012 г., в счетах на оплату жилищно-коммунальных услуг Николаевой Е.М., проживающей по адресу: РТ, Пестречинский район, с. Кощаково, ул. Центральная, д. 13, кв. <...>, за период март 2014 г. - июнь 2014 г., в нарушение требований п. 69 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 354) не включены сведения об исполнителе жилищно-коммунальных услуг, т.е. сведения об ООО "Управляющая компания - Пестрецы", в связи с чем составлен протокол об административном правонарушении от 05.03.2015 г. по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ (т. 1 л.д. 37), которой предусмотрена ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных ст. 14.4.2 настоящего Кодекса, а 07.05.2015 г. вынесено постановление N 404/з о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ к штрафу в размере 20 000 руб.
Считая постановление незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные обществом требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных ст. 14.4.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 20 000 до 30 000 руб.
Объектами названных правонарушений является установленный законодательством порядок в области продажи товаров, оказания услуг, направленный на недопущение нарушения прав менее защищенного по сравнению с хозяйствующими субъектами лица - потребителя данных товаров, услуг. Состав данных правонарушений носит формальный характер, соответственно, его установление не зависит от наступления неблагоприятных последствий, вызванных совершением противоправного деяния.
В силу абзаца 1 преамбулы Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Частью 1 ст. 1 Закона о защите прав потребителей установлено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются ГК РФ, настоящим законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФ.
Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, возникают из любых договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Исходя из положений ст. 153 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Как предусмотрено ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ предусмотрен такой способ управления многоквартирным домом, как управление управляющей организацией.
Согласно ч. 2, 3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила).
В силу п. 1 Правил они регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пунктом 33 п. п. "г" Правил предусмотрено, что потребитель имеет право получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством РФ и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Как предусмотрено п. 63 ЖК РФ потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Исходя из п. 67 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Как следует из постановления, основанием для привлечения общества к административной ответственности явилось выявление административным органом факта нарушения п. 69 Постановления N 354, выразившегося в отсутствии в счетах на оплату жилищно-коммунальных услуг Николаевой Е.М., проживающей по адресу: РТ, Пестречинский район, с. Кощаково, ул. Центральная, д. 13, кв. <...>, за период с марта 2014 г. по июнь 2014 г., сведений об исполнителе жилищно-коммунальных услуг, т.е. сведения об ООО "Управляющая компания - Пестрецы", а именно предусмотренных п. 69 п. п. "б" Постановления N 354 наименования исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет.
В материалы дела административным органом представлены счета на оплату жилищно-коммунальных услуг Николаевой Е.М., проживающей по адресу: РТ, Пестречинский район, с. Кощаково, ул. Центральная, д. 13, кв. <...>, за период с марта 2014 г. по июнь 2014 г. (т. 1 л.д. 57-60).
Оценив по правилам ст. 71 АПК РФ вышеуказанные документы, суд не усмотрел в них наличие сведений об исполнителе жилищно-коммунальных услуг, т.е. сведений об ООО "Управляющая компания - Пестрецы". В указанных документах наименование юридического лица, номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, отсутствуют. В графе "Дополнительная информация" указано: "Телефон УК (ТСЖ) 3-16-12, 8-9375-205-205, диспетчерская". Вместе с тем, ссылок на то, какому юридическому лицу принадлежат данные телефонные номера платежные документы не содержат, какие-либо сведения о принадлежности данных телефонных номеров ООО "Управляющая компания - Пестрецы" отсутствуют.
Проверив доводы заявителя о том, что исходя из условий агентского договора N 8 от 11.10.2012 г., заключенного между ООО "Управляющая компания - Пестрецы" и ООО "Единый расчетный центр - Пестрецы", последнее несет обязанности о изготовлению единого платежного документа для оплаты жилищно-коммунальных услуг, соответственно, по мнению заявителя, именно ООО "Единый расчетный центр - Пестрецы" должно нести ответственность за ненадлежащее составление данных документов, суд правильно сделал вывод, что они не могут явиться основанием для освобождения от административной ответственности в силу следующего.
В соответствии с п. 2.4 вышеуказанного договора, у ООО "Единый расчетный центр - Пестрецы" имеется обязанность по ежемесячному изготовлению единого платежного документа и доставки его потребителям (т. 1 л.д. 8). В то же время, все необходимые сведения для расчетов платежей за жилое помещение, коммунальные и иные услуги последнему обязано предоставить ООО "Управляющая компания - Пестрецы", что следует из п. 3.2 данного договора (т. 1 л.д. 9).
Аналогичные обязанности закреплены у ООО "Единый расчетный центр - Пестрецы" (п. 2.4) и ООО "Управляющая компания - Пестрецы" (п. 3.2) в аналогичном агентском договоре N 2/2014 от 01.05.2014 г., заключенном между указанными лицами на последующий период (т. 1 л.д. 19-21).
Таким образом, исходя из анализа агентского договора N 8 от 11.10.2012 г. и агентского договора N 2/2014 от 01.05.2014 г., заключенных между ООО "Единый расчетный центр - Пестрецы" и ООО "Управляющая компания - Пестрецы", суд не усмотрел в них наличие положений, свидетельствующих об обязанности ООО "Единый расчетный центр - Пестрецы" указывать в платежных документах, направляемых потребителям жилищно-коммунальных услуг, такие сведения об исполнителе жилищно-коммунальных услуг, предусмотренные п. 69 п. п. "б" Постановления N 354, как наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет.
Обязанность по предоставлению всех сведений для расчетов платежей за жилое помещение, коммунальные и иные услуги, исходя из п. 3.2 агентского договора N 8 от 11.10.2012 г. и п. 3.2 агентского договора N 2/2014 от 01.05.2014 г., лежит на ООО "Управляющая компания - Пестрецы", т.е. на заявителе.
Кроме того, письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 21.01.2015 г. N 966-ОД/04 даны следующие разъяснения. Так, положение п. 63 Правил N 354, определяющее возможность внесения потребителем платы за коммунальные услуги исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту, основано на норме ч. 15 ст. 155 ЖК РФ.
Деятельность платежного агента основывается на договоре, по условиям которого, оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием от плательщиков денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять соответствующие расчеты с поставщиком (лицо, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, в соответствии с ЖК РФ). Исполнение платежным агентом каких-либо иных обязанностей, в том числе обязанностей исполнителя коммунальных услуг, предусмотренных п. 31 Правил, жилищным законодательством не предусмотрено.
Данное письмо не было издано к моменту совершения административного правонарушения, однако действовало в момент принятия постановления N 404/з от 07.05.2015 г.
Также судом правильно учтено, что согласно п. 71 Правил примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.
Такая примерная форма была установлена действовавшим в период направления Николаевой Е.М. счетов на оплату жилищно-коммунальных услуг за период с марта 2014 г. по июнь 2014 г. Приказом Министерства регионального развития РФ от 19.09.2011 г. N 454 "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению".
Согласно примерной форме платежного документа, утвержденной данным приказом, в ней должны содержаться сведения об исполнителе жилищно-коммунальных услуг, такие как наименование организации, адрес, телефон, факс, адрес электронной почты, адрес сайта в сети Интернет, режим работы.
При таких обстоятельствах, доводы заявителя об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения опровергаются вышеуказанными обстоятельствами.
Не нашли своего подтверждения и доводы общества о якобы имевших место процессуальных нарушениях, допущенных административным органом при производстве по делу об административном правонарушении, а именно то, что он не был уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления.
Как следует из материалов дела, письмом от 05.02.2015 г. (исх. N 14/2858) общество уведомлено о необходимости явки в административный орган 05.03.2015 г. для составления протокола об административном правонарушении, которое направлено обществу почтой, и получено им 10.02.2015 г. (т. 1 л.д. 40-44, 82-86).
05.03.2015 г. административным органом в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте составления протокола (т. 1 л.д. 37). Кроме того, в данном протоколе содержится ссылка на дату рассмотрения дела об административном правонарушении - 12.03.2015 на 10.00 час., который направлен в адрес общества письмом по почте и получено им 11.03.2015 г. (т. 1 л.д. 38-39).
Определением от 12.03.2015 г. рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении общества отложено на 09.04.2015 г. на 09.30 час., которое также направлено в адрес общества (т. 1 л.д. 32-35).
09.04.2015 г. административным органом вынесено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении общества на 07.05.2015 г. на 09.30 час. (т. 1 л.д. 28, 86-87), которое также направлено в адрес общества (т. 1 л.д. 29-31, 88-91), и получено им 16.04.2014 г. (т. 1 л.д. 32, 87).
Оспариваемое постановление вынесено 07.05.2015 г. и направлено в адрес общества (т. 1 л.д. 92).
Таким образом, сведения о рассмотрении дела об административном правонарушении 07.05.2015 г. в отношении общества последнее получило 16.04.2014 г., в связи с чем суд обоснованно признал несостоятельными доводы заявителя о том, что он не был уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления.
При таких обстоятельствах, наличия допущенных при производстве по административному делу нарушений процессуальных требований, повлекших какие-либо негативные последствия для лица, привлекаемого к административной ответственности, вызвавших ущемление его прав и законных интересов, а также повлиявших на правильное установление обстоятельств дела, судом не выявлено.
Процедура привлечения общества к административной ответственности, в том числе требования, установленные ст. 28.2 КоАП РФ для составления протокола об административном правонарушении, и ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, административным органом соблюдены, права заявителя, установленные ст. 25.1 КоАП РФ, иные права, обеспечены и не нарушены, а срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
С учетом вышеуказанного, в совокупности со степенью общественной опасности деяния, рассматриваемое правонарушение не позволяет квалифицировать в качестве малозначительного, а поэтому ст. 2.9 КоАП РФ в данном случае применению не подлежит, поскольку общество, осуществляющее свою деятельность обязано руководствоваться действующим законодательством.
Оценив приведенные доказательства в совокупности и в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, административный орган обоснованно пришел к выводу о виновности общества в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, и назначил ему минимальное наказание в пределах санкции статьи.
Состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, является по своим признакам формальным, а поэтому данное правонарушение считается законченным независимо от наступления вредных последствий и существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Вышеизложенное в совокупности свидетельствует о том, что суд первой инстанции сделал правильный вывод об отказе обществу в удовлетворении заявления, а поэтому постановление N 404/з от 07.05.2015 г. о назначении обществу административного наказания по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб. является законным и обоснованным.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 февраля 2016 года по делу N А65-25939/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий
П.В.БАЖАН
Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
А.Б.КОРНИЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.04.2016 N 11АП-3424/2016 ПО ДЕЛУ N А65-25939/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2016 г. по делу N А65-25939/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 апреля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Рогалевой Е.М., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,
с участием:
от заявителя - Мингалиев И.М., доверенность от 16 февраля 2016 года,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьих лиц:
ООО "Единый расчетный центр - Пестрецы" - Свиридов Ю.С., протокол общего собрания от 29 августа 2014 года N 1,
Николаевой Е.М. - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания - Пестрецы" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 февраля 2016 года по делу N А65-25939/2015 (судья Путяткин А.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания - Пестрецы" (ОГРН 1121690072734, ИНН 1633608101), село Кощаково Пестречинского района Республики Татарстан,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (ОГРН 1051622021978, ИНН 1655065057), город Казань Республики Татарстан,
с участием третьих лиц:
ООО "Единый расчетный центр - Пестрецы", село Пестрецы Пестречинского района Республики Татарстан,
Николаевой Е.М., село Кощаково Пестречинского района Республики Татарстан,
об отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания - Пестрецы" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - управление, административный орган), с привлечением в качестве третьих лиц ООО "Единый расчетный центр - Пестрецы" и Николаевой Е.М., о признании незаконным и отмене постановления N 404/з от 07 мая 2015 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ к штрафу в размере 20 000 рублей.
Решением суда в удовлетворении заявления обществу отказано полностью.
Общество, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления, о чем в судебном заседании просили представители общества и ООО "Единый расчетный центр - Пестрецы".
Управление, апелляционную жалобу отклонило, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Управления и Николаевой Е.М., извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителей общества и ООО "Единый расчетный центр - Пестрецы", оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего в Управление Роспотребнадзора по РТ обращения Государственной жилищной инспекции РТ (т. 1 л.д. 45) в отношении ООО "Управляющая компания - Пестрецы" административным органом проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения, что общество, являющейся управляющей организацией дома N 13 по ул. Центральная с. Кощаково Пестречинского района РТ на основании протокола общего собрания собственников помещений от 26.12.2012 г., в счетах на оплату жилищно-коммунальных услуг Николаевой Е.М., проживающей по адресу: РТ, Пестречинский район, с. Кощаково, ул. Центральная, д. 13, кв. <...>, за период март 2014 г. - июнь 2014 г., в нарушение требований п. 69 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 354) не включены сведения об исполнителе жилищно-коммунальных услуг, т.е. сведения об ООО "Управляющая компания - Пестрецы", в связи с чем составлен протокол об административном правонарушении от 05.03.2015 г. по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ (т. 1 л.д. 37), которой предусмотрена ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных ст. 14.4.2 настоящего Кодекса, а 07.05.2015 г. вынесено постановление N 404/з о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ к штрафу в размере 20 000 руб.
Считая постановление незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные обществом требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных ст. 14.4.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 20 000 до 30 000 руб.
Объектами названных правонарушений является установленный законодательством порядок в области продажи товаров, оказания услуг, направленный на недопущение нарушения прав менее защищенного по сравнению с хозяйствующими субъектами лица - потребителя данных товаров, услуг. Состав данных правонарушений носит формальный характер, соответственно, его установление не зависит от наступления неблагоприятных последствий, вызванных совершением противоправного деяния.
В силу абзаца 1 преамбулы Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Частью 1 ст. 1 Закона о защите прав потребителей установлено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются ГК РФ, настоящим законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФ.
Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, возникают из любых договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Исходя из положений ст. 153 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Как предусмотрено ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ предусмотрен такой способ управления многоквартирным домом, как управление управляющей организацией.
Согласно ч. 2, 3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила).
В силу п. 1 Правил они регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пунктом 33 п. п. "г" Правил предусмотрено, что потребитель имеет право получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством РФ и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Как предусмотрено п. 63 ЖК РФ потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Исходя из п. 67 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Как следует из постановления, основанием для привлечения общества к административной ответственности явилось выявление административным органом факта нарушения п. 69 Постановления N 354, выразившегося в отсутствии в счетах на оплату жилищно-коммунальных услуг Николаевой Е.М., проживающей по адресу: РТ, Пестречинский район, с. Кощаково, ул. Центральная, д. 13, кв. <...>, за период с марта 2014 г. по июнь 2014 г., сведений об исполнителе жилищно-коммунальных услуг, т.е. сведения об ООО "Управляющая компания - Пестрецы", а именно предусмотренных п. 69 п. п. "б" Постановления N 354 наименования исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет.
В материалы дела административным органом представлены счета на оплату жилищно-коммунальных услуг Николаевой Е.М., проживающей по адресу: РТ, Пестречинский район, с. Кощаково, ул. Центральная, д. 13, кв. <...>, за период с марта 2014 г. по июнь 2014 г. (т. 1 л.д. 57-60).
Оценив по правилам ст. 71 АПК РФ вышеуказанные документы, суд не усмотрел в них наличие сведений об исполнителе жилищно-коммунальных услуг, т.е. сведений об ООО "Управляющая компания - Пестрецы". В указанных документах наименование юридического лица, номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, отсутствуют. В графе "Дополнительная информация" указано: "Телефон УК (ТСЖ) 3-16-12, 8-9375-205-205, диспетчерская". Вместе с тем, ссылок на то, какому юридическому лицу принадлежат данные телефонные номера платежные документы не содержат, какие-либо сведения о принадлежности данных телефонных номеров ООО "Управляющая компания - Пестрецы" отсутствуют.
Проверив доводы заявителя о том, что исходя из условий агентского договора N 8 от 11.10.2012 г., заключенного между ООО "Управляющая компания - Пестрецы" и ООО "Единый расчетный центр - Пестрецы", последнее несет обязанности о изготовлению единого платежного документа для оплаты жилищно-коммунальных услуг, соответственно, по мнению заявителя, именно ООО "Единый расчетный центр - Пестрецы" должно нести ответственность за ненадлежащее составление данных документов, суд правильно сделал вывод, что они не могут явиться основанием для освобождения от административной ответственности в силу следующего.
В соответствии с п. 2.4 вышеуказанного договора, у ООО "Единый расчетный центр - Пестрецы" имеется обязанность по ежемесячному изготовлению единого платежного документа и доставки его потребителям (т. 1 л.д. 8). В то же время, все необходимые сведения для расчетов платежей за жилое помещение, коммунальные и иные услуги последнему обязано предоставить ООО "Управляющая компания - Пестрецы", что следует из п. 3.2 данного договора (т. 1 л.д. 9).
Аналогичные обязанности закреплены у ООО "Единый расчетный центр - Пестрецы" (п. 2.4) и ООО "Управляющая компания - Пестрецы" (п. 3.2) в аналогичном агентском договоре N 2/2014 от 01.05.2014 г., заключенном между указанными лицами на последующий период (т. 1 л.д. 19-21).
Таким образом, исходя из анализа агентского договора N 8 от 11.10.2012 г. и агентского договора N 2/2014 от 01.05.2014 г., заключенных между ООО "Единый расчетный центр - Пестрецы" и ООО "Управляющая компания - Пестрецы", суд не усмотрел в них наличие положений, свидетельствующих об обязанности ООО "Единый расчетный центр - Пестрецы" указывать в платежных документах, направляемых потребителям жилищно-коммунальных услуг, такие сведения об исполнителе жилищно-коммунальных услуг, предусмотренные п. 69 п. п. "б" Постановления N 354, как наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет.
Обязанность по предоставлению всех сведений для расчетов платежей за жилое помещение, коммунальные и иные услуги, исходя из п. 3.2 агентского договора N 8 от 11.10.2012 г. и п. 3.2 агентского договора N 2/2014 от 01.05.2014 г., лежит на ООО "Управляющая компания - Пестрецы", т.е. на заявителе.
Кроме того, письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 21.01.2015 г. N 966-ОД/04 даны следующие разъяснения. Так, положение п. 63 Правил N 354, определяющее возможность внесения потребителем платы за коммунальные услуги исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту, основано на норме ч. 15 ст. 155 ЖК РФ.
Деятельность платежного агента основывается на договоре, по условиям которого, оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием от плательщиков денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять соответствующие расчеты с поставщиком (лицо, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, в соответствии с ЖК РФ). Исполнение платежным агентом каких-либо иных обязанностей, в том числе обязанностей исполнителя коммунальных услуг, предусмотренных п. 31 Правил, жилищным законодательством не предусмотрено.
Данное письмо не было издано к моменту совершения административного правонарушения, однако действовало в момент принятия постановления N 404/з от 07.05.2015 г.
Также судом правильно учтено, что согласно п. 71 Правил примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.
Такая примерная форма была установлена действовавшим в период направления Николаевой Е.М. счетов на оплату жилищно-коммунальных услуг за период с марта 2014 г. по июнь 2014 г. Приказом Министерства регионального развития РФ от 19.09.2011 г. N 454 "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению".
Согласно примерной форме платежного документа, утвержденной данным приказом, в ней должны содержаться сведения об исполнителе жилищно-коммунальных услуг, такие как наименование организации, адрес, телефон, факс, адрес электронной почты, адрес сайта в сети Интернет, режим работы.
При таких обстоятельствах, доводы заявителя об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения опровергаются вышеуказанными обстоятельствами.
Не нашли своего подтверждения и доводы общества о якобы имевших место процессуальных нарушениях, допущенных административным органом при производстве по делу об административном правонарушении, а именно то, что он не был уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления.
Как следует из материалов дела, письмом от 05.02.2015 г. (исх. N 14/2858) общество уведомлено о необходимости явки в административный орган 05.03.2015 г. для составления протокола об административном правонарушении, которое направлено обществу почтой, и получено им 10.02.2015 г. (т. 1 л.д. 40-44, 82-86).
05.03.2015 г. административным органом в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте составления протокола (т. 1 л.д. 37). Кроме того, в данном протоколе содержится ссылка на дату рассмотрения дела об административном правонарушении - 12.03.2015 на 10.00 час., который направлен в адрес общества письмом по почте и получено им 11.03.2015 г. (т. 1 л.д. 38-39).
Определением от 12.03.2015 г. рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении общества отложено на 09.04.2015 г. на 09.30 час., которое также направлено в адрес общества (т. 1 л.д. 32-35).
09.04.2015 г. административным органом вынесено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении общества на 07.05.2015 г. на 09.30 час. (т. 1 л.д. 28, 86-87), которое также направлено в адрес общества (т. 1 л.д. 29-31, 88-91), и получено им 16.04.2014 г. (т. 1 л.д. 32, 87).
Оспариваемое постановление вынесено 07.05.2015 г. и направлено в адрес общества (т. 1 л.д. 92).
Таким образом, сведения о рассмотрении дела об административном правонарушении 07.05.2015 г. в отношении общества последнее получило 16.04.2014 г., в связи с чем суд обоснованно признал несостоятельными доводы заявителя о том, что он не был уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления.
При таких обстоятельствах, наличия допущенных при производстве по административному делу нарушений процессуальных требований, повлекших какие-либо негативные последствия для лица, привлекаемого к административной ответственности, вызвавших ущемление его прав и законных интересов, а также повлиявших на правильное установление обстоятельств дела, судом не выявлено.
Процедура привлечения общества к административной ответственности, в том числе требования, установленные ст. 28.2 КоАП РФ для составления протокола об административном правонарушении, и ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, административным органом соблюдены, права заявителя, установленные ст. 25.1 КоАП РФ, иные права, обеспечены и не нарушены, а срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
С учетом вышеуказанного, в совокупности со степенью общественной опасности деяния, рассматриваемое правонарушение не позволяет квалифицировать в качестве малозначительного, а поэтому ст. 2.9 КоАП РФ в данном случае применению не подлежит, поскольку общество, осуществляющее свою деятельность обязано руководствоваться действующим законодательством.
Оценив приведенные доказательства в совокупности и в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, административный орган обоснованно пришел к выводу о виновности общества в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, и назначил ему минимальное наказание в пределах санкции статьи.
Состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, является по своим признакам формальным, а поэтому данное правонарушение считается законченным независимо от наступления вредных последствий и существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Вышеизложенное в совокупности свидетельствует о том, что суд первой инстанции сделал правильный вывод об отказе обществу в удовлетворении заявления, а поэтому постановление N 404/з от 07.05.2015 г. о назначении обществу административного наказания по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб. является законным и обоснованным.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 февраля 2016 года по делу N А65-25939/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий
П.В.БАЖАН
Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
А.Б.КОРНИЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)