Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец ссылается на уклонение ответчика от оплаты поставленных коммунальных ресурсов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Завирюха Л.В.,
судей Ворониной Е.Ю., Малюшина А.А.,
при участии в заседании:
от истца: Роговенко О.А., доверенность от 08.08.2016,
от ответчика: Славин Д.А., доверенность от 18.03.2016
рассмотрев 23 августа 2016 года в судебном заседании кассационную
жалобу ООО "Эверест"
на решение от 21 января 2016 года
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Бондаревым М.Ю.,
на постановление от 23 мая 2016 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Бархатовым В.Ю., Катькиной Н.Н., Марченковой Н.В.,
по иску ООО "Щелковские коммунальные системы"
к ООО "Эверест"
о взыскании задолженности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Щелковские коммунальные системы" (далее - ООО "Щелковские коммунальные системы") обратилось в Арбитражный суд Московской области к обществу с ограниченной ответственностью "Эверест" (далее - ООО "Эверест") с иском о взыскании 7 626 919 руб. 53 коп. долга за поставленный коммунальный ресурс в период с октября по ноябрь 2015 года (исковые требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.01.2016, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2016, исковые требования удовлетворены.
Законность принятых по делу судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ООО "Эверест". Заявитель просит отменить решение и постановление, ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. По мнению ответчика, долг за тепловую энергию, поставленную в сентябре - ноябре 2015 года по договору теплоснабжения, составляет меньшую сумму ввиду его частичной оплаты. Кроме того, ответчик указывает, что истцом допущено завышение размера платы (начислений) за услугу отопления и горячего водоснабжения в спорном периоде в связи с неправильным расчетом объемов потребления соответствующей услуги.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ООО "Эверест" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "Щелковские коммунальные системы" возражал против удовлетворения жалобы по мотивам, приведенным в отзыве.
Обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не усматривает оснований к удовлетворению жалобы.
Материалами дела установлено, что 15.09.2015 между ООО "Щелковские коммунальные системы" (теплоснабжающая организация) и ООО "Эверест" (абонент) заключен договор теплоснабжения и горячего водоснабжения N 133.
В рамках исполнения обязательств по договору теплоснабжения и горячего водоснабжения истец в период с сентября по ноябрь 2015, поставлял абоненту тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение многоквартирных домов, расположенных в населенных пунктах: с/п Огудневское, с/п Трубинское, с/п Гребневское, г.п. Щелково Щелковского муниципального района Московской области, и находящихся в управлении ответчика. В отношении указанных домов ответчик является исполнителем коммунальных услуг.
По условиям договора теплоснабжающая организация обязалась отпускать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию и горячую воду, а абонент обязался оплачивать оказанные услуги в срок до 15-го числа месяца, следующего за расчетным.
Тарифы, сроки и порядок оплаты по договору определены сторонами в разделе 8 договора.
Во исполнение договорных обязательств ООО "Щелковские коммунальные системы" в период октябрь - ноябрь 2015 года поставило абоненту коммунальные услуги на общую сумму 7 626 919 руб. 53 коп., что подтверждается счетами, актами и счетами-фактурами.
Уклонение абонента от оплаты поставленных коммунальных ресурсов, повлекло обращение ООО "Щелковские коммунальные системы" в суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд исходил из доказанности теплоснабжающей организацией факта оказания услуг, их приемки ответчиком и наличия у абонента задолженности, подтвержденной материалами дела.
Ссылка ООО "Эверест" на неправомерное определение объемов и тарифов поставленного коммунального ресурса была исследована судом и признана несостоятельной.
В силу пункта 4 подпункта 1 пункта 5 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) подлежит государственному регулированию.
Согласно пункту 2.1.1.1. договора теплоснабжения количество тепловой энергии на отопление определяется расчетным методом теплоснабжающей организацией исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных в соответствии с действующим законодательством; по жилым домам п. Клюквенный по 31.12.2015 - расчетным методом теплоснабжающей организации исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных в соответствии с действующим законодательством и рассчитанных на период, равный продолжительности отопительного сезона; количество тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб. м горячей воды определяется в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Приказом Министерства регионального развития РФ N 47 от 15.02.2011 (далее - Методические указания по расчету тарифов и надбавок), количество воды для нужд горячего водоснабжения определяется в соответствии с нормативами потребления коммунальных услуг, утвержденными в соответствии с действующим законодательством и численностью пользователей ГВС.
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения объемов поставляемого коммунального ресурса учитывается, в том числе, объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле, предполагающей учет показаний индивидуальных приборов учета, а при их отсутствии - использование норматива потребления соответствующего коммунального ресурса.
Согласно пункту 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
14.02.2015 Правительством Российской Федерации принято постановление N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду", которым внесены изменения: в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, а также, в Правила N 354.
Так, в соответствии с пунктом 42 Правил N 354, в редакции постановления Правительства РФ от 14.02.2015 N 129, действующей с 28.02.2015, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется по формулам согласно приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии формулой 23 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Абзацем 2 пункта 42 Правил N 354 установлено, что при отсутствии индивидуального прибора учета горячей воды размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определяется исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из норматива потребления горячей воды.
Формула 23 пункта 26 Правил N 354, введенная в действие постановлением Правительства РФ от 14.02.2015 N 129, предусматривает, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду, размер платы за услугу горячего водоснабжения определяется как сумма двух слагаемых:
1. исходя из объема потребления горячей воды (куб. м), определенного по показаниям индивидуальных (квартирных) приборов учета горячей воды (куб. м) или, при их отсутствии, исходя из нормативов потребления горячей воды (куб. м) и количества проживающих в жилых помещениях граждан, и утвержденного тарифа (компонента на холодную воду).
2. исходя из объема потребления горячей воды (куб. м), утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и утвержденного тарифа (компонента на тепловую энергию для горячего водоснабжения).
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) в редакции постановления Правительства РФ от 14.02.2015 N 129, также предусматривают, что с 28.02.2015 норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду определяется исходя из двух нормативов:
- - норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении (куб. м холодной воды на 1 человека в месяц);
- - норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (Гкал. на подогрев 1 куб. м холодной воды).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду", вступившим в силу 28.02.2015, установлена обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в срок не позднее 1 января 2018 года.
Поскольку до настоящего времени компетентным органом государственной власти Московской области норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в отношении спорных многоквартирных домов не утвержден, суд признал правомерным определение теплоснабжающей организацией расхода тепловой энергии на подогрев воды для предоставления услуги горячего водоснабжения в порядке, согласованном сторонами в пункте 2.1.1.1. договора теплоснабжения и горячего водоснабжения в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в размере 0,0645 Гкал./куб. м.
Письмом Минрегиона Российской Федерации от 23.05.2008 N 12529-АД/07 "О разъяснении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" разъяснено, что установление норматива теплопотребления на горячее водоснабжение на 1 человека (Гкал на человека в месяц) при централизованном теплоснабжении Правилами N 306, в редакциях, действовавших до 28.02.2015, не предусмотрено, а количество тепловой энергии, необходимой для подогрева 1 куб. м холодной воды, определяется исходя из положений вышеуказанных нормативных правовых актов, а также условий договора теплоснабжения.
Как следует из материалов дела, истец произвел расчет количества и стоимости поставленной тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение жилых домов, находящихся в управлении ответчика в сентябре - ноябре 2015, следующим образом.
Услуга отопления: расчет стоимости тепловой энергии на отопление многоквартирных домов, расположенных по адресам: с.п. Гребневское, ул. Лучистая, д. 5, д. 6, оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, произведен исходя из показаний общедомовых приборов учета и утвержденных истцу распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 18.12.2015 N 166-Р тарифов на тепловую энергию.
Расчет стоимости тепловой энергии на отопление многоквартирных домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, произведен исходя из общей площади жилых помещений в многоквартирных домах, указанной в Приложении N 1 "График отпуска. Список объектов" к договору теплоснабжения и горячего, нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в размере 0,015 Гкал./кв. м, утвержденных органами местного самоуправления сельских поселений Гребневское, Трубинское, Огудневское, и утвержденного истцу распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 18.12.2015 г. N 166-Р тарифа на тепловую энергию.
Услуга горячего водоснабжения: Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 18.12.2015 N 164-Р истцу установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду. Исходя из чего, стоимость оказанной ответчику услуги горячего водоснабжения определена как сумма стоимости компонента по потреблению холодной воды на предоставление услуги по горячему водоснабжению (куб. м) и компонента расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (Гкал).
Расчет стоимости услуги горячего водоснабжения многоквартирных домов, расположенных по адресам: с.п. Гребневское, ул. Лучистая, д. 5, д. 6, оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, произведен исходя из показаний общедомовых приборов учета и тарифов на горячую воду, утвержденных истцу распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 18.12.2015 N 164-Р.
Расчет стоимости услуги горячего водоснабжения на отопление многоквартирных домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, произведен исходя из количества холодной воды на предоставление услуги по горячему водоснабжению (куб. м), определенного по нормативам потребления коммунальной услуги на горячее водоснабжение в размере 3,2 куб. м (1,5 куб. м) на 1 пользователя в месяц, утвержденных органами местного самоуправления сельских поселений Гребневское, Трубинское, Огудневское, сведений о количестве пользователей услуги горячего водоснабжения, предоставленных ответчиком, и тарифов на компонент "холодная вода", установленных Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 18.12.2015 N 164-Р.
Стоимость компонента на подогрев холодной воды для горячего водоснабжения в отсутствие утвержденного компетентным органа норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для предоставления услуги горячего водоснабжения определена исходя количества тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб. м горячей воды в соответствии с пунктом 2.1.1.1. договора теплоснабжения и горячего водоснабжения, Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в размере 0,0645 Гкал/куб. м, согласованной органами местного самоуправления сельских поселений Гребневское, Трубинское, Огудневское, и количества потребленной ответчиком холодной воды на нужды горячего водоснабжения.
Доводы ответчика о заключении между сторонами агентского договора от 01.01.2016 N А-ЩКС-2016 об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц и коммунальные услуги, согласно которому ответчик утратил право требования к потребителям внесения платы за коммунальные ресурсы отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку указанный договор начал действовать только с 01.01.2016.
Поскольку в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации абонент не представил документы, опровергающие сведения теплоснабжающей организации об объеме, количестве, качестве поставленной тепловой энергии и горячего водоснабжения, а также доказательства уплаты долга, суд правомерно взыскал с ООО "Эверест" долг в сумме 7 626 919 руб. 53 коп. за потребленные ресурсы в период с октября по ноябрь 2015 года.
Оснований к отмене или изменению принятых по делу судебных актов не имеется. Выводы суда об удовлетворении иска соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Нормы материального права к установленным обстоятельствам применены правильно.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 21 января 2016 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2016 года по делу N А41-104180/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 30.08.2016 N Ф05-12469/2016 ПО ДЕЛУ N А41-104180/2015
Требование: О взыскании задолженности по договору теплоснабжения и горячего водоснабжения.Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец ссылается на уклонение ответчика от оплаты поставленных коммунальных ресурсов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 августа 2016 г. по делу N А41-104180/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Завирюха Л.В.,
судей Ворониной Е.Ю., Малюшина А.А.,
при участии в заседании:
от истца: Роговенко О.А., доверенность от 08.08.2016,
от ответчика: Славин Д.А., доверенность от 18.03.2016
рассмотрев 23 августа 2016 года в судебном заседании кассационную
жалобу ООО "Эверест"
на решение от 21 января 2016 года
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Бондаревым М.Ю.,
на постановление от 23 мая 2016 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Бархатовым В.Ю., Катькиной Н.Н., Марченковой Н.В.,
по иску ООО "Щелковские коммунальные системы"
к ООО "Эверест"
о взыскании задолженности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Щелковские коммунальные системы" (далее - ООО "Щелковские коммунальные системы") обратилось в Арбитражный суд Московской области к обществу с ограниченной ответственностью "Эверест" (далее - ООО "Эверест") с иском о взыскании 7 626 919 руб. 53 коп. долга за поставленный коммунальный ресурс в период с октября по ноябрь 2015 года (исковые требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.01.2016, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2016, исковые требования удовлетворены.
Законность принятых по делу судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ООО "Эверест". Заявитель просит отменить решение и постановление, ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. По мнению ответчика, долг за тепловую энергию, поставленную в сентябре - ноябре 2015 года по договору теплоснабжения, составляет меньшую сумму ввиду его частичной оплаты. Кроме того, ответчик указывает, что истцом допущено завышение размера платы (начислений) за услугу отопления и горячего водоснабжения в спорном периоде в связи с неправильным расчетом объемов потребления соответствующей услуги.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ООО "Эверест" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "Щелковские коммунальные системы" возражал против удовлетворения жалобы по мотивам, приведенным в отзыве.
Обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не усматривает оснований к удовлетворению жалобы.
Материалами дела установлено, что 15.09.2015 между ООО "Щелковские коммунальные системы" (теплоснабжающая организация) и ООО "Эверест" (абонент) заключен договор теплоснабжения и горячего водоснабжения N 133.
В рамках исполнения обязательств по договору теплоснабжения и горячего водоснабжения истец в период с сентября по ноябрь 2015, поставлял абоненту тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение многоквартирных домов, расположенных в населенных пунктах: с/п Огудневское, с/п Трубинское, с/п Гребневское, г.п. Щелково Щелковского муниципального района Московской области, и находящихся в управлении ответчика. В отношении указанных домов ответчик является исполнителем коммунальных услуг.
По условиям договора теплоснабжающая организация обязалась отпускать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию и горячую воду, а абонент обязался оплачивать оказанные услуги в срок до 15-го числа месяца, следующего за расчетным.
Тарифы, сроки и порядок оплаты по договору определены сторонами в разделе 8 договора.
Во исполнение договорных обязательств ООО "Щелковские коммунальные системы" в период октябрь - ноябрь 2015 года поставило абоненту коммунальные услуги на общую сумму 7 626 919 руб. 53 коп., что подтверждается счетами, актами и счетами-фактурами.
Уклонение абонента от оплаты поставленных коммунальных ресурсов, повлекло обращение ООО "Щелковские коммунальные системы" в суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд исходил из доказанности теплоснабжающей организацией факта оказания услуг, их приемки ответчиком и наличия у абонента задолженности, подтвержденной материалами дела.
Ссылка ООО "Эверест" на неправомерное определение объемов и тарифов поставленного коммунального ресурса была исследована судом и признана несостоятельной.
В силу пункта 4 подпункта 1 пункта 5 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) подлежит государственному регулированию.
Согласно пункту 2.1.1.1. договора теплоснабжения количество тепловой энергии на отопление определяется расчетным методом теплоснабжающей организацией исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных в соответствии с действующим законодательством; по жилым домам п. Клюквенный по 31.12.2015 - расчетным методом теплоснабжающей организации исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных в соответствии с действующим законодательством и рассчитанных на период, равный продолжительности отопительного сезона; количество тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб. м горячей воды определяется в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Приказом Министерства регионального развития РФ N 47 от 15.02.2011 (далее - Методические указания по расчету тарифов и надбавок), количество воды для нужд горячего водоснабжения определяется в соответствии с нормативами потребления коммунальных услуг, утвержденными в соответствии с действующим законодательством и численностью пользователей ГВС.
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения объемов поставляемого коммунального ресурса учитывается, в том числе, объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле, предполагающей учет показаний индивидуальных приборов учета, а при их отсутствии - использование норматива потребления соответствующего коммунального ресурса.
Согласно пункту 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
14.02.2015 Правительством Российской Федерации принято постановление N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду", которым внесены изменения: в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, а также, в Правила N 354.
Так, в соответствии с пунктом 42 Правил N 354, в редакции постановления Правительства РФ от 14.02.2015 N 129, действующей с 28.02.2015, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется по формулам согласно приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии формулой 23 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Абзацем 2 пункта 42 Правил N 354 установлено, что при отсутствии индивидуального прибора учета горячей воды размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определяется исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из норматива потребления горячей воды.
Формула 23 пункта 26 Правил N 354, введенная в действие постановлением Правительства РФ от 14.02.2015 N 129, предусматривает, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду, размер платы за услугу горячего водоснабжения определяется как сумма двух слагаемых:
1. исходя из объема потребления горячей воды (куб. м), определенного по показаниям индивидуальных (квартирных) приборов учета горячей воды (куб. м) или, при их отсутствии, исходя из нормативов потребления горячей воды (куб. м) и количества проживающих в жилых помещениях граждан, и утвержденного тарифа (компонента на холодную воду).
2. исходя из объема потребления горячей воды (куб. м), утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и утвержденного тарифа (компонента на тепловую энергию для горячего водоснабжения).
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) в редакции постановления Правительства РФ от 14.02.2015 N 129, также предусматривают, что с 28.02.2015 норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду определяется исходя из двух нормативов:
- - норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении (куб. м холодной воды на 1 человека в месяц);
- - норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (Гкал. на подогрев 1 куб. м холодной воды).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду", вступившим в силу 28.02.2015, установлена обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в срок не позднее 1 января 2018 года.
Поскольку до настоящего времени компетентным органом государственной власти Московской области норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в отношении спорных многоквартирных домов не утвержден, суд признал правомерным определение теплоснабжающей организацией расхода тепловой энергии на подогрев воды для предоставления услуги горячего водоснабжения в порядке, согласованном сторонами в пункте 2.1.1.1. договора теплоснабжения и горячего водоснабжения в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в размере 0,0645 Гкал./куб. м.
Письмом Минрегиона Российской Федерации от 23.05.2008 N 12529-АД/07 "О разъяснении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" разъяснено, что установление норматива теплопотребления на горячее водоснабжение на 1 человека (Гкал на человека в месяц) при централизованном теплоснабжении Правилами N 306, в редакциях, действовавших до 28.02.2015, не предусмотрено, а количество тепловой энергии, необходимой для подогрева 1 куб. м холодной воды, определяется исходя из положений вышеуказанных нормативных правовых актов, а также условий договора теплоснабжения.
Как следует из материалов дела, истец произвел расчет количества и стоимости поставленной тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение жилых домов, находящихся в управлении ответчика в сентябре - ноябре 2015, следующим образом.
Услуга отопления: расчет стоимости тепловой энергии на отопление многоквартирных домов, расположенных по адресам: с.п. Гребневское, ул. Лучистая, д. 5, д. 6, оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, произведен исходя из показаний общедомовых приборов учета и утвержденных истцу распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 18.12.2015 N 166-Р тарифов на тепловую энергию.
Расчет стоимости тепловой энергии на отопление многоквартирных домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, произведен исходя из общей площади жилых помещений в многоквартирных домах, указанной в Приложении N 1 "График отпуска. Список объектов" к договору теплоснабжения и горячего, нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в размере 0,015 Гкал./кв. м, утвержденных органами местного самоуправления сельских поселений Гребневское, Трубинское, Огудневское, и утвержденного истцу распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 18.12.2015 г. N 166-Р тарифа на тепловую энергию.
Услуга горячего водоснабжения: Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 18.12.2015 N 164-Р истцу установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду. Исходя из чего, стоимость оказанной ответчику услуги горячего водоснабжения определена как сумма стоимости компонента по потреблению холодной воды на предоставление услуги по горячему водоснабжению (куб. м) и компонента расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (Гкал).
Расчет стоимости услуги горячего водоснабжения многоквартирных домов, расположенных по адресам: с.п. Гребневское, ул. Лучистая, д. 5, д. 6, оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, произведен исходя из показаний общедомовых приборов учета и тарифов на горячую воду, утвержденных истцу распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 18.12.2015 N 164-Р.
Расчет стоимости услуги горячего водоснабжения на отопление многоквартирных домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, произведен исходя из количества холодной воды на предоставление услуги по горячему водоснабжению (куб. м), определенного по нормативам потребления коммунальной услуги на горячее водоснабжение в размере 3,2 куб. м (1,5 куб. м) на 1 пользователя в месяц, утвержденных органами местного самоуправления сельских поселений Гребневское, Трубинское, Огудневское, сведений о количестве пользователей услуги горячего водоснабжения, предоставленных ответчиком, и тарифов на компонент "холодная вода", установленных Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 18.12.2015 N 164-Р.
Стоимость компонента на подогрев холодной воды для горячего водоснабжения в отсутствие утвержденного компетентным органа норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для предоставления услуги горячего водоснабжения определена исходя количества тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб. м горячей воды в соответствии с пунктом 2.1.1.1. договора теплоснабжения и горячего водоснабжения, Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в размере 0,0645 Гкал/куб. м, согласованной органами местного самоуправления сельских поселений Гребневское, Трубинское, Огудневское, и количества потребленной ответчиком холодной воды на нужды горячего водоснабжения.
Доводы ответчика о заключении между сторонами агентского договора от 01.01.2016 N А-ЩКС-2016 об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц и коммунальные услуги, согласно которому ответчик утратил право требования к потребителям внесения платы за коммунальные ресурсы отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку указанный договор начал действовать только с 01.01.2016.
Поскольку в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации абонент не представил документы, опровергающие сведения теплоснабжающей организации об объеме, количестве, качестве поставленной тепловой энергии и горячего водоснабжения, а также доказательства уплаты долга, суд правомерно взыскал с ООО "Эверест" долг в сумме 7 626 919 руб. 53 коп. за потребленные ресурсы в период с октября по ноябрь 2015 года.
Оснований к отмене или изменению принятых по делу судебных актов не имеется. Выводы суда об удовлетворении иска соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Нормы материального права к установленным обстоятельствам применены правильно.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 21 января 2016 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2016 года по делу N А41-104180/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Л.В.ЗАВИРЮХА
Судьи
Е.Ю.ВОРОНИНА
А.А.МАЛЮШИН
Л.В.ЗАВИРЮХА
Судьи
Е.Ю.ВОРОНИНА
А.А.МАЛЮШИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)