Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.09.2017 N 06АП-4542/2017 ПО ДЕЛУ N А73-6623/2017

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2017 г. N 06АП-4542/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Балинской И.И., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "ДВ - СОЮЗ": Машина А.А., представитель по доверенности от 30.12.2016; Дударева В.В., представитель по доверенности от 07.06.2017;
- от Управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: Зубарев Д.А., представитель по доверенности от 09.01.2017 N 3;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
на решение от 06.07.2017
по делу N А73-6623/2017
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Манником С.Д.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДВ - СОЮЗ"
к Управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
о признании незаконным и отмене предписания от 23.03.2017

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ДВ-Союз" (далее -заявитель, ООО "ДВ-Союз", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - Управление контроля, управление) о признании незаконным и отмене предписания N П2017-11-0042 от 23.03.2017.
Решением суда от 06.07.2017 требование ООО "ДВ-Союз" удовлетворено. Оспариваемое предписание признано незаконным, с управления в пользу общества взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Не согласившись с судебным решением, Управление контроля оспорило его в апелляционном порядке. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что общество произвело увеличение размера платы за содержание и текущий ремонт в отсутствие на то законных оснований, так, решением собственников МКД на общем собрании утвержден тариф за содержание и текущий ремонт в размере 29,67 руб., между тем, в платежных документах плата выставлена в размере 33,50 руб. В связи с чем, по мнению управления, за одни и те же услуги (вывоз ТБО) плата производится дважды: в плате за содержание жилья и в тарифе за вывоз ТБО по отдельному договору. Просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленного требования отказать.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Управления контроля на доводах жалобы настаивал, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования.
Представители общества в заседании суда выразили несогласие с доводами жалобы, просили оставить судебный акт в силе как законный и обоснованный.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, выслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, Управлением контроля на основании распоряжения от 01.03.2017 N П2017-11-0042 в отношении ООО "ДВ Союз" проведена внеплановая документарная проверка с целью осуществления государственного жилищного надзора в связи с поступившим обращением гражданина.
При проведении проверки управлением установлено, что собственники многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Ворошилова, д. 17, выбрали способ управления домом - управление управляющей организацией ООО "ДВ Союз".
При проверке было выявлено, что в нарушение частей 1, 7 статьи 156 ЖК РФ в фактически выставленных собственникам и пользователям помещений дома счетах (квитанции) за январь 2017 плата за содержание и текущий ремонт превышает размер платы, утвержденный на общем собрании собственников помещений.
Результаты проверки отражены в акте от 23.03.2017 N П2017-11-0042.
Управление выдало ООО "ДВ Союз" предписание от 23.03.2017 N П2017-11-0042 об устранении выявленных нарушений в срок до 25.04.2017 путем прекращения начисления платы за содержание и ремонт жилья в размере 33,50 руб./кв. м, а также необходимости произвести перерасчет платы за содержание и ремонт жилья с января 2017 по настоящее время.
Посчитав, что предписание управления не соответствует положениям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "ДВ Союз" обратилось в суд с заявлением в арбитражный суд, который, удовлетворяя заявленное требование, правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Поскольку предписание - это обязательный для исполнения документ установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени уполномоченного по контролю органа конкретному лицу и содержащий требования об обязательном выполнении всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу, арбитражный суд при рассмотрении дела о его оспаривании должен установить обеспечено ли при вынесении предписания контролирующим органом соблюдение норм действующего законодательства, а также законных интересов нарушителя или иных лиц, не превышая разумно необходимые меры воздействия на них.
Таким образом, предписание должно быть законным, четко сформулированным, понятным и реально исполнимым.
В силу статьи 4 ЖК РФ правоотношения по содержанию и ремонту жилых помещений, внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме регулируются нормами жилищного законодательства РФ.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации, и несет бремя содержания данного помещения и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (статья 154 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
- В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Из материалов дела усматривается, что основанием для выдачи предписания послужили выводы управления о нарушении заявителем положений части 7 статьи 156 ЖК РФ, выразившееся в выставлении собственникам и пользователям помещений дома счетах (квитанции) за январь 2017 платы за содержание и текущий ремонт в размере, превышающем размер, утвержденный на общем собрании собственников помещений.
Так, из представленной в материалы дела квитанции, выставленной на оплату ООО "ДВ Союз" в адрес жильца дома N 17 по ул. Ворошилова в строке "Содержание и текущий ремонт жилья" указана плата в размере 33,50 руб./кв. м, в то время как на общем собрании собственников МКД плата за данную услугу утверждена в размере 29,67 руб./кв. м
Судом установлено, что ООО "ДВ Союз" осуществляет управление многоквартирным домом N 17 по ул. Ворошилова в г. Хабаровске по договору управления многоквартирным домом от 07.08.2008.
По материалам дела установлено, и следует из пункта 5 протокола собрания собственников помещений в МКД по ул. Ворошилова д. 17, проводимого в форме очно-заочного голосования N 1 от 28.11.2016, собственниками МКД принято решение об утверждении размера платы за услуги по содержанию и ремонту общего имущества МКД в размере 29 руб. 67 коп./кв. м, в том числе: содержание общего имущества - 22 руб. 73 коп./кв. м, услуги управления - 3 руб. (управление МКД - 2 руб. 69 коп., начисление, печать и доставка платежных документов по капитальному ремонту МКД - 0,31 руб. за 1 кв. м), текущий ремонт - 6 руб. 94 коп./кв. м.
Развернутый размер платы по содержанию и ремонту общего имущества МКД в разбивке по статьям затрат приведен в расчете приложения N 1 к протоколу общего собрания от 23.11.2016.
При этом, из расчета видно, что тарифы на услуги за сбор и вывоз ТКО не включены в тариф платы по содержанию и ремонту общего имущества МКД.
В то же время из пункта 5.1 протокола общего собрания собственников следует, что собственниками МКД принято решение об утверждении оплаты по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО) по утвержденным тарифам (пункт 5.1 повестки дня).
Поскольку на дату проведения собрания 28.11.2016 еще не были утверждены тарифы подрядчиками на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО), крупногабаритных отходов (КТО) и тарифы были установлены позже, то на общем собрании конкретные размеры тарифов не утверждались.
28.12.2016 общество заключило с ООО "Хабавтотранс ДВ" договор на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов с контейнерных площадок МКД, находящихся в управлении ООО "ДВ Союз", из пункта 4.2.1 которого следует, что тариф на предоставляемые услуги по сбору, перегрузке и вывозу ТБО на 2017 составляет 350 руб. за 1 куб. м.
Согласно расчету тариф за услуги по сбору, перегрузке и вывозу ТБО на 2017 по МКД по ул. Ворошилова 17 в месяц составляет 3,32 руб./кв. м
19.12.2016 между ООО "ДВ Союз" и ООО "ДВ-Сервис 21" заключено дополнительное соглашение к договору от 16.03.2010 N 14 на выполнение работ по техобслуживанию и содержанию жилищного фонда о согласовании стоимости услуг по сбору и вывозу КГО на 2017 в размере 0,51 руб./кв. м. При этом из расчета планового вывоза КГО следует, что тариф вывоза одинаков для всех МКД, в том числе по ул. Ворошилова д. 17 и составляет 0,51 руб./кв. м.
Учитывая изложенное, общий тариф на вывоз ТКО составляет 3,83 руб./кв. м в месяц (3,32 руб./кв. м + 0,51 руб./кв. м).
Таким образом, тариф, примененный ООО "ДВ-Союз" с 01.01.2017 не превышает тарифы, установленные подрядчиками за услуги по вывозу ТБО и КГО на 2017.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что общий тариф на оплату услуг по содержанию и текущий ремонт в размере 33,50 руб./кв. м, включающий в себя тариф 29,67 руб./кв. м - за содержание и текущий ремонт и 3,83 руб./кв. м - за услуги по вывозу ТКО, указанный в счетах, выставленных в адрес собственникам спорного МКД соответствует нормам действующим законодательства, не является завышенным, права собственников помещений МКД не нарушает.
Доводы апеллянта о том, что услуги по вывозу ТБО совпадает с положениями пункта 26 Минимального перечня, что свидетельствует о том, что услуга по вывозу ТБО и по содержанию мест накопления ТБО, фактически является "услугой по содержанию жилья", а следовательно, размер ее платы устанавливается в соответствии со статьей 158 ЖК РФ и не может определяться по усмотрению управляющей организации, коллегией отклоняется, в связи со следующим.
В составе услуг и работ по содержанию общего имущества собственниками был определен размер оплаты услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.
Такие действия собственников и управляющей организации по согласованию перечня услуг, работ и определению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения соответствовали требованиям жилищного законодательства.
Действовавшая на тот период редакция части 2 статьи 154 ЖК определяла следующий состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме: 1) плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плата за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги определялась частью 4 статьи 154 ЖК в следующем составе: плата за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В перечень, указанный частью 4 статьи 154 ЖК РФ, не входили сбор, вывоз и утилизация ТБО.
Пунктом 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, предусмотрены работы по обеспечению вывоза бытовых отходов.
Таким образом, работы по обеспечению вывоза бытовых отходов нормативно определены как обязательный и неотъемлемый элемент содержания общего имущества, поэтому ООО "ДВ Союз" не могло не предлагать их собственникам в составе перечня работ и услуг, а собственники, в свою очередь, не могли исключить их из состава работ на год.
Федеральным законом N 176-ФЗ от 29.06.2015 в упомянутые нормы были внесены изменения, а именно в часть 4 статьи 154 ЖК РФ, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами была отнесена к коммунальным.
В соответствии с Федеральным законом от 02.06.2016 N 175-ФЗ "О внесении изменений в статьи 26 и 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 4 статьи 154 изложена в следующей редакции: "4. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Руководствуясь этими изменениями, управляющая организация представила собственникам помещений в доме предложение по содержанию общего имущества на 2017-2018, а собственники 28.11.2016 на общем собрании собственников помещений в доме утвердили перечень услуг и работ на 2017-2018 и определили размер платы за эти услуги, работы.
Согласно данному решению, размер оплаты услуг, работ по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2017-2018 собственники не определяли. Так же собственники не определяли и размер платы за сбор и вывоз ТБО, поскольку Законом N 176-ФЗ данная плата отнесена в состав коммунальных услуг.
При этом из данного решения видно, что собственниками принято решение по утверждению оплаты по вывозу ТКО по утвержденным тарифам (пункт 5.1).
Действительно, как обоснованно указывает апеллянт, ссылаясь на пункт 20 части 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2019.
Между тем, ряд условий осуществления деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами субъектом федерации нормативно определен не был (деятельность регионального оператора услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Хабаровского края не осуществляется; единый тариф на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не установлен), при этом работы по обеспечению вывоза бытовых отходов являются обязательными.
При этом суд отмечает, что расходы по оказанию коммунальной услуги - обращение с твердыми коммунальными отходами, которая не может быть безвозмездной только по формальной причине - неисполнения субъектом федерации действующего законодательства.
Поскольку лицо, осуществляющее обращение с твердыми коммунальными отходами в установленном порядке не определено, соответственно обязанность по сбору и вывозу ТБО по прежнему лежит на управляющей организации.
В связи с этим общество изготовило платежные документы, в которых в строке "содержание и текущий ремонт жилья" отражена сумма 33,50 руб. (29,67 руб./кв. м - за содержание и текущий ремонт; 3,83 руб./кв. м - за услуги по вывозу ТКО).
При этом суд отмечает, что в декабре 2016 собственникам помещений спорного МКД счета на оплату были выставлены по тарифу 33,02 руб./кв. м также с учетом платы за содержание и ремонт жилья, и платы за услуги по вывозу ТКО.
Таким образом, факт двойного начисления платы за обращение с ТБО, не нашел подтверждения материалами дела.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 06.07.2017 по делу N А73-6623/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ

Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Е.И.САПРЫКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)