Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.07.2016 N 11АП-7971/2016 ПО ДЕЛУ N А55-4214/2016

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2016 г. по делу N А55-4214/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г., при ведении протокола судебного заседания Плехановой А.А., с участием:
от Ассоциации "Самарское региональное общество товариществ собственников жилья" - до и после перерыва представителя Гаврусь А.И. (доверенность от 01.02.2016),
от государственной жилищной инспекции Самарской области - до и после перерыва представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11-13 июля 2016 года апелляционную жалобу Ассоциации "Самарское региональное общество товариществ собственников жилья"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 мая 2016 года по делу N А55-4214/2016 (судья Якимова О.Н.), принятое по заявлению Ассоциации "Самарское региональное общество товариществ собственников жилья" (ОГРН 1146300000890, ИНН 6316998379), г. Самара, к государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным и отмене постановления от 04 февраля 2016 года N РОбр-2171855 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ,
установил:

Ассоциация "Самарское региональное общество товариществ собственников жилья" (далее - Ассоциация "Самарское региональное общество ТСЖ", заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области о признании незаконным и отмене постановления государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - госжилинспекция Самарской области, административный орган) от 04 февраля 2016 года N РОбр-2171855 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25 мая 2016 года в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления госжилинспекции Самарской области N РОбр-2171855 от 04 февраля 2016 года отказано.
В апелляционной жалобе Ассоциация "Самарское региональное общество ТСЖ" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, оспариваемое постановление признать незаконным и отменить, ссылаясь на отсутствие в действиях заявителя состава административного правонарушения, вменяемого ему в вину, поскольку документы, которые, по мнению административного органа, должны быть переданы ТСН "Радужный элит" у заявителя отсутствуют; все имевшиеся документы, полученные от предыдущей управляющей компании, были переданы ТСН "Радужный элит".
В отзыве на апелляционную жалобу административный орган просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя госжилинспекции Самарской области, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления Ассоциации "Самарское региональное общество ТСЖ".
В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 11 июля 2016 года объявлялся перерыв до 09 час 05 мин 13 июля 2016 года. Рассмотрение дела продолжено в судебном заседании 13 июля 2016 года.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя заявителя, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
Как следует из материалов дела, с 26 октября 2015 года по причине реорганизации НК "Самарское региональное содружество товариществ собственников жилья" переименовано в Ассоциацию "Самарское региональное общество ТСЖ".
На основании обращения N 21400-Ц от 12 ноября 2015 года госжилинспекцией Самарской области была проведена проверка соблюдения обязательных требований НК "Самарское региональное содружество товариществ собственников жилья" к управлению многоквартирным домом в части приема, хранения и передачи в ТСН "Радужный элит" технической документации на многоквартирный дом N 108 по ул. Седьмая просека г.о. Самара и иных, связанных с управлением таким домом, документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года N 491, (далее - Правила N 491) и в порядке, установленном Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416 (далее - Правила N 416).
По результатам проверки установлено, что согласно предоставленным на запрос госжилинспекции Самарской области актов приема-передачи документации управляющей организацией НК "Самарское региональное содружество ТСЖ" в ТСН "Радужный Элит" были переданы документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома. Количественные и качественные разногласия переданной документации в вышеуказанных актах приема-передачи отсутствуют.
По мнению административного органа, НП "Самарское региональное содружество ТСЖ" не в полном объеме передало техническую документацию на многоквартирный дом N 108 по ул. Седьмая просека г.о. Самара, в частности документы (акты) о приемке результатов работ; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, копии кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копии градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка); документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута).
По результатам проверки госжилинспекцией Самарской области в отношении НП "Самарское региональное содружество ТСЖ" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренный ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ, которой установлена ответственность за "воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу или одному из собственников помещений в многоквартирном доме, либо в уклонении от передачи таких документов указанным лицам, либо в нарушении предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документов" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением заместителя руководителя госжилинспекции Самарской области N РОбр-2171855 от 04 февраля 2016 года управляющей организации НП "Самарское региональное содружество ТСЖ" (ИНН 6316998379) был назначен административный штраф в размере 150 000 руб. по ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу или одному из собственников помещений в многоквартирном доме, либо в уклонении от передачи таких документов указанным лицам, либо в нарушении предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документов.
Объективную сторону данного правонарушения образуют действия (бездействие), выразившиеся в отказе от передачи документации, уклонение от ее передачи.
Субъектами рассматриваемого правонарушения могут быть как граждане и должностные лица, так и организации, на которых возложена обязанность по передаче технической документации на многоквартирный дом, то есть управлявшие домом и утратившие соответствующие полномочия.
В соответствии с пунктами 24 и 26 Правил N 491 сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя: а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; б) документы (акты) о приемке результатов работ; в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям; г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
В состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются: а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; б) выписка из реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка); г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута); д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии); е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
В соответствии с пунктами 19, 20, 21, 22, 23 Правил N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами N 491.
Подлежащие передаче документы должны содержать актуальные на момент передачи сведения о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, указанных в Правилах N 491, которые были переданы ей в установленном порядке, такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, любым способом, позволяющим достоверно установить, что сообщение исходит от указанной организации, а также подтвердить его получение, уведомляет о дате (не ранее чем через 7 дней со дня направления сообщения), времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов организацию, выбранную собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, орган управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одного из собственников, указанного в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов.
Имеющиеся разногласия по количественному и (или) качественному составу технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов, подлежащих передаче, отражаются в акте приема-передачи.
Копия акта подлежит направлению в орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля) в течение 3 дней со дня его подписания передающей и принимающей сторонами.
Суд первой инстанции посчитал, что техническая документация на спорный дом и иные связанные с управлением этим многоквартирным домом документы в ТСН "Радужный элит" не были переданы в полном объеме.
Между тем данный вывод суда первой инстанции является ошибочным, поскольку надлежащими доказательствами не подтвержден.
Как видно из материалов дела, заявитель передал в ТСН "Радужный элит" все имевшиеся у него документы, которые ему были переданы от предыдущей управляющей компании. При этом обязанность восстановить те документы, которые заявителю не передавались, законодательством не предусмотрена. При этом требовать передачи таких документов, как акты осмотра проверки состояния инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, конструктивных частей дома (крыши, ограждающих несущих и несущих конструкций, объектов, расположенных на земельном участке и других частей общего имущества) невозможно, так как таких осмотров не проводилось и актов не составлялось по причине того, что многоквартирный дом по адресу Седьмая просека 108 введен в эксплуатацию в 2013 году. Сроки проведения очередных проверок и проверок перечисленных объектов наступают через 4-6 лет с момента их изготовления, то есть в 2017-2019 годах.
Документы, в которых указываются содержание и сферы действия сервитута и других обременений, заявитель передать также не имел возможности в связи с тем, что в отношении дома по адресу г. Самара, Седьмая просека 108, частных, публичных сервитутов, или иных обременении нормативно-правовыми актами не установлено. Доказательств обратного административный орган в материалы дела не представил.
Обязанность передать акты о приемке результатов работ у заявителя также не возникла по причине того, что работ, требующих актирования, не проводилось.
Ассоциация "Самарское региональное общество ТСЖ" не получала от ООО УК "Вертикаль" копию кадастрового плана земельного участка и копию градостроительного плана земельного участка. По результатам запросов, отправленных в ООО УК "Вертикаль", ее руководство пояснило, что не получало данные документы от застройщика.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что на момент составления протокола вся имевшаяся у заявителя документация была передана, не были переданы только копии кадастрового плана земельного участка и градостроительного плана.
Между тем согласно пункту 21 Правил N 416 в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, указанных в Правилах N 491, которые были переданы ей в установленном порядке, такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Вместе с тем, по утверждению заявителя, ему не передавались от ранее управлявшей многоквартирным домом организации копии кадастрового плана земельного участка и градостроительного плана. Доказательств, опровергающих данный довод заявителя, материалы дела не содержат. Следовательно, обязанность по восстановлению данных документов у заявителя не возникла.
Кроме того, заявитель ссылается на то, что уведомление о результатах собрания по данному дому было получено им 21 октября 2015 года, в связи с чем срок восстановления истек 21 января 2016 года, тогда как акт проверки N РОбр-2171855 составлен 23 декабря 2015 года, уведомление о дате и времени составления протокола получено заявителем 28 декабря 2015 года, протокол N РОбр-2171855 составлен 18 января 2015 года. Следовательно, на момент проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении трехмесячный срок, предоставленный для восстановления недостающих документов, не истек. Протокол составлен до наступления события административного правонарушения.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции не учел того, что документы, перечисленные в постановлении госжилинспекции Самарской области, были переданы новой управляющей организации в полном объеме, кроме копии кадастрового плана земельного участка и копии градостроительного плана земельного участка, которые заявителю не были переданы от предыдущей управляющей компании, в связи с чем обязанность по их восстановлению у заявителя отсутствовала.
Кроме того, кадастровая карта является публичной, она находится в открытом доступе на сайте Росреестра по ссылке http://maps.rosreestr.ru/PortalOnline/. Градостроительный план также находится в открытом доступе на сайте администрации г. о. Самара по ссылке http://samadm.ru/docs/genplan/. Сама по себе непередача документов, сведения из которых находятся в сети Интернет в открытом доступе, не может воспрепятствовать деятельности по управлению многоквартирным домом.
С учетом вышеизложенного арбитражный апелляционный суд считает, что административный орган не доказал наличия в действиях (бездействии) заявителя события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Учитывая недоказанность события административного правонарушения, суд апелляционной инстанции полагает оспариваемое постановление административного органа незаконным и подлежащим отмене.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 25 мая 2016 года следует отменить. Принять новый судебный акт, которым заявление Ассоциации "Самарское региональное общество товариществ собственников жилья" удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление государственной жилищной инспекции Самарской области от 04 февраля 2016 года N РОбр-2171855 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ.
Согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Соответственно не подлежит уплате госпошлина за подачу апелляционных жалоб на решения арбитражного суда, принятые по делам данной категории.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 мая 2016 года по делу N А55-4214/2016 отменить. Принять новый судебный акт.
Заявление Ассоциации "Самарское региональное общество товариществ собственников жилья" удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление государственной жилищной инспекции Самарской области от 04 февраля 2016 года N РОбр-2171855 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Е.Г.ПОПОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)