Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.08.2016 N 12АП-7305/2016 ПО ДЕЛУ N А57-29491/2015

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2016 г. по делу N А57-29491/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Клочковой Н.А.,
судей - Камериловой В.А., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Крищук Я.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации муниципального образования "Город Саратов" и комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 21 июня 2016 года по делу N А57-29491/2015, (судья Мещерякова И.В.)
по иску товарищества собственников жилья "Пентагон-2", г. Саратов
к комитету по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, (ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344),
третьи лица: администрация муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, публичное акционерное общество "Т Плюс", г. Саратов,
об обязании разработать и согласовать проект реконструкции ЦТП N 43 и провести реконструкцию ЦТП N 43,
при участии в судебном заседании представителей:
от администрации муниципального образования "Город Саратов" - Радченко М.А. по доверенности от 15.09.2015 N 01-03/76,
от комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" - Бондаренко С.Е. по доверенности от 11.01.2016 N 02-62-02/5,
от товарищества собственников жилья "Пентагон-2" - Горюновой А.М. по доверенности от 06.06.2016,
от публичного акционерного общества "Т Плюс" - представители не явились, извещены надлежащим образом,

установил:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось товарищество собственников жилья "Пентагон-2" (далее - истец, ТСЖ "Пентагон-2") к комитету по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - ответчик, комитет, комитет по ЖКХ администрации МО "Город Саратов"), третьи лица: администрация муниципального образования "Город Саратов", публичное акционерное общество "Т Плюс", с иском об обязании разработать и согласовать проект реконструкции ЦТП N 43 (г. Саратов, ул. Соколовая, дом 44/62) и модернизации наружных сетей горячего водоснабжения для обеспечения помещений многоквартирного жилого дома N 44/62 по ул. Соколовая в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09, для чего провести реконструкцию ЦТП N 43 (г. Саратов, ул. Соколовая, дом 44/62).
В порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования и просит обязать муниципальное образование "Город Саратов" в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" разработать и согласовать проект реконструкции ЦТП N 43 (г. Саратов, ул. Соколовая, дом 44/62) и модернизации наружных сетей горячего водоснабжения для обеспечения помещений многоквартирного жилого дома N 44/62 по ул. Соколовая в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09, провести реконструкцию ЦТП N 43 (г. Саратов, ул. Соколовая, дом 44/62) и модернизацию наружных сетей горячего водоснабжения, согласно разработанного и согласованного проекта, устранить нарушения циркуляционного трубопровода между ЦТП N 43 и жилым домом N 44/62 по ул. Соколовая в г. Саратове путем установки: - функционирующего циркуляционного трубопровода между ЦТП N 43 и жилым домом N 44/62 по ул. Соколовая в г. Саратове; пластинчатых теплообменников в ЦТП N 43, предусмотренных проектной документацией; повысительно-циркуляционного летнего насоса ГВС (при работе ЦТП в летний период"; корректирующего подмешивающего насоса; циркуляционного насоса ГВС; регулятора, предназначенного для необходимого потокораспределения греющего теплоносителя между подогревателями ГВС и системой отопления; узла учета тепловой энергии, отдаваемой в систему ГВС с горячей водой по закрытой циркуляционной схеме.
Судом первой инстанции уточнения исковых требований приняты к рассмотрению.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 21 июня 2016 года по делу N А57-29491/2015 исковые требования удовлетворены: суд обязал МО "Город Саратов" в лице комитета по ЖКХ администрации МО "Город Саратов" разработать и согласовать проект реконструкции ЦТП N 43 (г. Саратов, ул. Соколовая, дом 44/62) и модернизации наружных сетей горячего водоснабжения для обеспечения помещений многоквартирного жилого дома N 44/62 по ул. Соколовая в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09, провести реконструкцию ЦТП N 43 (г. Саратов, ул. Соколовая, дом 44/62) и модернизацию наружных сетей горячего водоснабжения, согласно разработанного и согласованного проекта, устранить нарушения циркуляционного трубопровода между ЦТП N 43 и жилым домом N 44/62 по ул. Соколовая в г. Саратове путем установки: - функционирующего циркуляционного трубопровода между ЦТП N 43 и жилым домом N 44/62 по ул. Соколовая в г. Саратове; пластинчатых теплообменников в ЦТП N 43, предусмотренных проектной документацией; повысительно-циркуляционного летнего насоса ГВС (при работе ЦТП в летний период"; корректирующего подмешивающего насоса; циркуляционного насоса ГВС; регулятора, предназначенного для необходимого потокораспределения греющего теплоносителя между подогревателями ГВС и системой отопления; узла учета тепловой энергии, отдаваемой в систему ГВС с горячей водой по закрытой циркуляционной схеме.
С МУ "Город Саратов" в лице комитета по ЖКХ администрации МО "Город Саратов" в пользу ТСЖ "Пентагон-2" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 руб. и расходы на оплату проведения экспертизы в размере 65000 руб.
Администрация МО "Город Саратов" и комитет по ЖКХ администрации МО "Город Саратов", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратились в суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель комитета по ЖКХ администрации МО "Город Саратов" в судебном заседании поддержал доводы апелляционных жалоб.
Представитель администрации МО "Город Саратов" поддержал доводы, изложенные в апелляционных жалобах, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционные жалобы - удовлетворить.
Представитель ТСЖ "Пентагон-2" возражал против доводов апелляционных жалоб, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о судебном заседании на сайте арбитражного суда, не обеспечили явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции и суд, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 5 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", рассмотрел дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в порядке статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Пентагон-2" создано на основании общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу г. Саратов, ул. Соколовая, дом 44/62 в форме заочного голосования для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в многоквартирном доме, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с ЖК РФ помещениями в указанном многоквартирном доме.
01.07.2008 ТСЖ "Пентагон-2" и ОАО "Волжская ТГК" (в настоящее время ПАО "Т Плюс") был заключен договор на снабжение тепловой энергией в горячей воде, в том числе на горячее водоснабжение.
Как указывает истец, с 2010 года в многоквартирном доме по адресу г. Саратов, ул. Соколовая, 44/62 горячее водоснабжение отсутствует по причине отсутствия циркуляционного трубопровода от ЦТП N 43 до теплового пункта дома N 44/62 по ул. Соколовая, что делает невозможным обеспечение круглосуточной подачи жителям дома услуги по горячему водоснабжению соответствующей температуры (в точке водоразбора) требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009 г. N 20. При том, что согласно пункту 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.
На обращение истца в Саратовский филиал ОАО "Волжская ТГК" пришло сообщение, что оборудование ГВС, расположенное в помещении ЦТП N 43 (ул. Соколовая, 44/62) находится в нерабочем состоянии и не подлежит восстановлению, что подтверждено актом технического состояния от 15.08.2005.
Согласно ответу заместителя председателя правительства Саратовской области В.Н. Сараева от 23.07.2015 для решения вопроса по восстановлению циркуляционного трубопровода от ЦТП до теплового пункта дома N 44/62 по ул. Соколовая необходимо выполнение модернизации и реконструкции оборудования, расположенного в ЦТП и участка теплотрассы. Бюджетом муниципального образования "Город Саратов" на 2015 год в рамках муниципальной программы "Повышение энергоэффективности и энергосбережения в муниципальном образовании "Город Саратов" на период до 2020 года", утвержденной постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 11.11.2013 N 2743, финансирование мероприятий по реконструкции, модернизации ЦТП и теплотрасс, в том числе по адресу г. Саратов, ул. Соколовая. 44/62 не предусмотрено; в случае выделения бюджетных средств на реализацию данной муниципальной программы в 2015 году вопрос о реконструкции указанного ЦТП будет рассмотрен повторно.
Несоответствие подаваемой температуры горячего водоснабжения от ЦТП N 43 в жилой дом по адресу г. Саратов, ул. Соколовая, 44/62, находящегося в управлении ТСЖ "Пентагон-2" требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009 года N 20 подтверждается представлением Прокуратуры Волжского района г. Саратова N 82ж/2014 от 28.03.2014, вынесенным в адрес ТСЖ "Пентагон-2".
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в таком доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
На товарищество собственников жилья в соответствии со статьей 137 Жилищного кодекса в интересах его членов возложено заключение договоров о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об оказании коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение требований указанного Кодекса, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
В соответствии с пунктом 3.2 Устава ТСЖ "Пентагон-2" обязано представлять интересы домовладельцев в случаях, предусмотренных уставом и законодательством, в отношениях с третьими лицами, включая органы государственной власти и управления.
В силу статьи 161 раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающем в таком доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Указанными Правилами установлено, что исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов; коммунальные ресурсы - это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В Приложении N 1 к Правилам N 354 сформулированы требования, предъявляемые к качеству коммунальных услуг, оказываемых исполнителями, в соответствии с пунктом 5 которых исполнитель обязан обеспечивать соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20.
Для установления обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения спора, судом первой инстанции была назначена теплотехническая экспертиза.
Результаты проведенной судебной теплотехнической экспертизы подтверждают, что причиной предоставления населению услуг водоснабжения ненадлежащего качества являются недостатки существующей тупиковой схемы внутриквартирных сетей горячего водоснабжения, при которой происходит остывание горячей воды в трубопроводах в период снижения или отсутствия водоразбора; отсутствие необходимого оборудование в ЦТП N 43, позволяющего приготавливать горячую воду по циркуляционной, закрытой схеме, а именно; отсутствие пластинчатых теплообменников в ЦТП N 43, предусмотренных проектной документацией; отсутствие повысительно-циркуляционного летнего насоса ГВС (при работе ЦТП в летний период; отсутствие корректирующего подмешивающего насоса; циркуляционного насоса ГВС; отсутствие регулятора, предназначенного для необходимого потокораспределения греющего теплоносителя между подогревателями ГВС и системой отопления; отсутствие узла учета тепловой энергии, отдаваемой в систему ГВС с горячей водой по закрытой циркуляционной схеме.
Согласно заключению эксперта N 057/2016 от 26.04.2016 схема теплоснабжения жилого дома N 44/62 по ул. Соколовая в г. Саратове не соответствует требованиям строительных норм и правил (СНиП), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, и требованиям СанПин 2.1.4.2496-09 "Гигиеническая требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача от 07.04.2009 N 20, не обеспечивает круглосуточную (без какого-либо слива) подачу жителям указанного дома услуги "Горячее водоснабжение" соответствующей температуры (не ниже 60°С и не выше 75°С); система горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома N 44/62 по ул. Соколовая в г. Саратове централизованная, открытая, тупиковая, что не соответствует проектным решениям, так как в проекте система горячего водоснабжения является централизованной, закрытой, циркуляционной; основные нарушения проектной схемы связаны с отсутствием функционирующего циркуляционного трубопровода между ЦТП N 43 и жилым домом; пластинчатых теплообменников в ЦТП N 43, предусмотренных проектной документацией; повысительно-циркуляционного летнего насоса ГВС (при работе ЦТП в летний период"; корректирующего подмешивающего насоса; циркуляционного насоса ГВС; регулятора, предназначенного для необходимого потокораспределения греющего теплоносителя между подогревателями ГВС и системой отопления; узла учета тепловой энергии, отдаваемой в систему ГВС с горячей водой по закрытой циркуляционной схеме. Без устранения вышеуказанных нарушений невозможно подать горячую воду надлежащего качества во все квартиры жилого многоквартирного дома; параметры качества горячего водоснабжения, поставляемого в помещения многоквартирного дома N 44/62 по уд. Соколовая в г. Саратове не соответствуют требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 и требованиям СанПин 2.1.4.2496-09.
Результаты судебной экспертизы признаны судами надлежащими доказательствами.
Судом установлено, что ЦТП N 43 и внутриквартальные сети находятся в собственности МО "Город Саратов", что подтверждается комитетом по управлению имуществом администрации "Город Саратов" письмом от 15.03.2016.
Из материалов дела также следует, что 01 января 2006 года между комитетом по управлению имуществом города Саратова (ссудодатель), ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" (ссудополучатель) и МУ "Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства" (балансодержатель) был заключен договор N 154 безвозмездного пользования муниципальным имуществом, в соответствии с которым ссудополучателю было передано имущество - объекты теплоэнергетики (внутриквартальные тепловые сети и ЦТП г. Саратова, в том числе ЦТП N 42) - в безвозмездное пользование, в соответствии с решением Саратовской городской думы от 15 декабря 2005 года N 66-636.
Согласно Приложению N 6 к договору N 154 ООО "Волжская ТГК" была передана теплотрасса от ЦТП N 43 и само ЦТП N 43 с оборудованием.
В соответствии с пунктом 2.2.3 договора N 154 от 01 января 2006 года ссудополучатель обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, за свой счет производить текущий и капитальный ремонт переданного имущества. Источником финансирования расходов по эксплуатации, текущему и капитальному ремонту является тариф на передачу тепловой энергии, установленный для ссудополучателя органом регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 2.2.4 договора работы по модернизации, реконструкции и техническому перевооружению переданного имущества финансируются за счет источников, указанных ссудодателем дополнительно.
Из данного договора N 154 и приложений к нему следует, что циркуляционные линии горячего водоснабжения в безвозмездное пользование ОАО "Волжская ТГК" не передавались, и данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
В силу пункта 1 статьи 689 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Согласно статье 695 Гражданского кодекса Российской Федерации ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
Передача спорных внутриквартальных сетей и ЦТП N 43 в безвозмездное пользование ОАО "Волжская ТГК" не свидетельствует о возникновении у пользователей спорного имущества обязанностей по модернизации, реконструкции и техническом перевооружении переданной схемы горячего водоснабжения жилых домов от ЦТП N 43.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городскому поселению, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу подпункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 08 октября 2003 года "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" (далее - Закон N 131-ФЗ") к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно статье 50 Закона N 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований находится, имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
Из статьи 51 Закона N 131-ФЗ следует, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Вышеуказанные нормы отражены и в статьях 6, 7, 33, 46, 47 Устава МО "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы N 67-649 от 18 декабря 2005 года.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия считает вывод суда первой инстанции о том, что МО "Город Саратов", в силу имеющихся в деле доказательств, норм права, а также согласно заключению судебной теплотехнической экспертизы для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов: для обеспечения помещений многоквартирного жилого дома N 44/62 по ул. Соколовая в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением, с параметрами качества, соответствующими требованиям Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 обязан разработать и согласовать проект реконструкции ЦТП N 43 и модернизации наружных сетей горячего водоснабжения, провести реконструкцию ЦТП N 43 (г. Саратов, ул. Соколовая, дом 44/62) и модернизацию наружных сетей горячего водоснабжения, согласно разработанного и согласованного проекта, устранить нарушения циркуляционного трубопровода между ЦТП N 43 и жилым домом N 44/62 по ул. Соколовая в г. Саратове путем установки: - функционирующего циркуляционного трубопровода между ЦТП N 43 и жилым домом N 44/62 по ул. Соколовая в г. Саратове; пластинчатых теплообменников в ЦТП N 43, предусмотренных проектной документацией; повысительно-циркуляционного летнего насоса ГВС (при работе ЦТП в летний период"; корректирующего подмешивающего насоса; циркуляционного насоса ГВС; регулятора, предназначенного для необходимого потокораспределения греющего теплоносителя между подогревателями ГВС и системой отопления; узла учета тепловой энергии, отдаваемой в систему ГВС с горячей водой по закрытой циркуляционной схеме.
Доводы заявителей апелляционных жалоб об отсутствии наделения комитета по ЖКХ полномочиями по модернизации, реконструкции и техническому перевооружению переданной схемы горячего водоснабжения жилых домов от ЦТП N 43, несостоятельны ввиду следующего.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со статьями 158, 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств местного бюджета - орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией.
Пунктом 1.1 Положения о комитете по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы N 21-202 от 25 октября 2007 года, предусмотрено, что комитет по ЖКХ является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Саратова. Комитет в пределах своих полномочий представляет интересы администрации муниципального образования "Город Саратов" в отношениях с федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, предприятиями и организациями города, гражданами по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета.
К числу основных задач Комитета по ЖКХ, связанных с решением вопросов местного значения, пунктом 2.1.1. Положения о комитете отнесено участие в организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.
Комитет по ЖКХ в соответствии с возложенными на него задачами обладает следующими полномочиями в сфере участия в организации в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения: участвует в организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципального образования, в том числе в принятии мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; участвует в рассмотрении обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации; осуществляет организацию работ по оказанию жилищно-коммунальных услуг (пункт 3.1.1 Положения).
В соответствии с пунктом 3.2.1 Положения комитет по ЖКХ осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя средств бюджета муниципального образования "Город Саратов", осуществляет функции муниципального заказчика, а в соответствии с пунктом 1.3 Положения представляет интересы администрации муниципального образования "Город Саратов" в отношениях с предприятиями и организациями города, гражданами по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что надлежащим ответчиком по делу является МО "Город Саратов" в лице комитета по ЖКХ администрации МО "Город Саратов".
Указанная правовая позиция сформулирована в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 02.04.2015 по делу N А57-16412/2013.
Довод администрации муниципального образования "Город Саратов", изложенный в апелляционной жалобе, о пропуске срока исковой давности, суд апелляционной инстанции отклоняет по следующим основаниям.
Статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В силу статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что правом на заявление о пропуске исковой давности согласно части 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации обладает только сторона в споре, т.е. ответчик, а не третье лицо, апелляционный суд считает правильным.
Судебные расходы распределены между сторонами по правилам главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Всем доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку при разрешении спора по существу заявленных исковых требований в соответствии с положениями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив все доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки доказательств и установленных по делу обстоятельств.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 21 июня 2016 года по делу N А57-29491/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.А.КЛОЧКОВА

Судьи
В.А.КАМЕРИЛОВА
Т.Н.ТЕЛЕГИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)