Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.07.2017 N 09АП-28604/2017 ПО ДЕЛУ N А40-238159/15

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2017 г. N 09АП-28604/2017

Дело N А40-238159/15

Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2017 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Елоева А.М.,
Судей: Юрковой Н.В., Яремчук Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рагимовой Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ГКУ "Дирекция ЖКХиБ СЗАО" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.04.2017 по делу N А40-238159/15 по иску ГКУ г. Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Северо-Западного административного округа города Москвы" к ЖСК "Митино-2", третьи лица: Главконтроль, ГКУ "ИС района Митино" о взыскании 5 556 494 руб.,
при участии в судебном заседании:
- от истца: Сульдин А.П. по доверенности от 15.06.2017;
- от ответчика: Дмитриев Ю.М. на основании Протокола от 23.03.2016; Санинский В.А. по доверенности от 01.12.2016;
- от третьего лица 1: Шутова С.А. по доверенности от 29.12.2016;
- от третьего лица 2: не явился, извещен;

- установил:

ГКУ г. Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Северо-Западного административного округа города Москвы" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с ЖСК "Митино-2" излишне полученных бюджетных субсидий в размере 5 556 494 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.04.2016, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2016, иск удовлетворен.
Постановлением от 02.11.2016 Арбитражный суд Московского округа отменил решение Арбитражного суда города Москвы от 25.04.2016 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2016 и направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Решением от 19.04.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ГКУ "Дирекция ЖКХиБ СЗАО" подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, а также на нарушение судом норм материального и процессуального права при принятии оспариваемого судебного акта.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" на ГКУ "Дирекция ЖКХиБ СЗАО" возложены функции получателя бюджетных средств по статье бюджета города Москвы "Иные расходы по эксплуатации жилищного фонда", направляемых на предоставление субсидий из городского бюджета на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее - бюджетные субсидии) управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам (ТСЖ, ЖК, ЖСК).
В соответствии с указанным Постановлением предоставление бюджетных субсидий осуществляется на основании договора о предоставлении бюджетных субсидий, заключаемого между ГКУ "Дирекция ЖКХиБ СЗАО" и управляющей организацией, ЖСК в порядке и на условиях, установленных Правительством города Москвы.
На базе ГКУ "Дирекция ЖКХиБ СЗАО" создано структурно-обособленное подразделение Филиал ГКУ "Дирекция ЖКХиБ СЗАО", на который в соответствии с Положением о Филиале ГКУ "Дирекция ЖКХиБ СЗАО" возложены вышеуказанные функции.
Учитывая изложенное, между ГКУ "Дирекция ЖКХиБ СЗАО" и ЖСК "Митино-2" были заключены договора: Договор N 19 от 07.02.2013 "На предоставление субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме" (далее договор N 19), Договор N 35 от 25.03.2014 "На предоставление субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме" (далее договор N 35).
В соответствии с названными договорами ЖСК "Митино-2" получило субсидий из бюджета города Москвы на общую сумму 5 556 494,00 руб. - на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме по договору N 19 от 07.02.2013 на сумму 2 956 440,00 рублей, по договору N 35 от 25.03.2014 на сумму 2 600 054,00 рублей.
Предметом договоров является предоставление субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома (ул. Митинская, д. 44), находящегося в управлении Управляющего, в порядке и на условиях, определенных договорами и правовыми актами Правительства Москвы (п. 1.1 договоров).
Согласно п. 2.1.1 Договоров уполномоченная организация (Истец) имеет право обеспечивать контроль за эффективным использованием Управляющим бюджетных средств, перечисляемых по настоящим Договорам, в том числе путем проверки фактического выполнения работ на предмет их соответствия действующим правилам и нормам обслуживания (содержания) жилищного фонда.
Согласно п. 2.1.2 Истец имеет право контролировать правильность расчета Управляющим доходов от начислений пользователям жилых помещений (нанимателям, владельцам, собственникам, арендаторам) платежей за жилищные и эксплуатационные услуги, а также достоверность предоставляемой в соответствии с условиями настоящих договоров отчетности.
Согласно п. 2.1.3 Истец имеет право получать от Управляющего в установленные сроки и по установленным формам отчеты о доходах и расходах по управлению, содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома (домов), иную утвержденную в установленном порядке отчетность; запрашивать и получать дополнительную информацию по вопросам, связанным с выполнением Управляющим функций по управлению многоквартирным домом (домами), а также расчеты, необходимые для определения размера бюджетной субсидии, включая заявку на бюджетную субсидию.
В свою очередь, в соответствии с п. п. 3.2.1 - 3.2.11 на Управляющего (Ответчика) возложены определенные обязанности, в том числе:
- п. 3.2.3 обеспечение строго целевого использования получаемых в соответствии с настоящими договорами бюджетных субсидий;
- п. 3.2.5 руководствоваться в своей деятельности действующими на территории города Москвы законодательными и нормативными актами города Москвы и Российской Федерации;
- п. 3.2.9 обеспечить выполнение работ и оказание услуг по содержанию общего имущества многоквартирных домов, связанных с текущим ремонтом общего имущества многоквартирных домов, по перечню согласно приложению N 2 к настоящим договорам;
- п. 3.2.10 подтвердить фактически состоявшиеся расходы копиями договоров, копиями актов выполненных работ или иных первичных документов, нашедших отражение в бухгалтерской отчетности Управляющего.
Кроме того, согласно п. 5.1 данных Договоров Управляющий (Ответчик) в случае выявления Уполномоченной организацией (Истцом) или органом уполномоченным проверять правильность расходования бюджетных средств, неточностей и информационных искажений в расчетах, повлекших необоснованное увеличение бюджетных субсидий и нецелевое их использование, возвращает излишне полученные суммы в бюджет города Москвы.
Как установлено судом первой инстанции, на основании пунктов 2.1.1 - 2.1.3, п. 5.1 договоров N 19 и N 35 и приказа от 02.07.2015 N 161 Главного контрольного управления города Москвы "О назначении мероприятия по контролю в финансово-бюджетной сфере" инспекцией в составе: руководителя инспекции - советника Аитовой М.Г., члена инспекции - заведующего сектором Резниковой И.Б. проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения условий предоставления ЖСК "Митино-2" субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу: ул. Митинская, д. 44 за период с 01.01.2013 по 31.12.2014 включительно, в ходе которой установлено, что ЖСК "Митино-2" за 2013-2014 излишне перечислена субсидия из бюджета города Москвы, не подтвержденная фактическими расходами, на сумму 5 556 494 руб., в том числе: 2 956 440 руб. за 2013 год и 2 600 054 руб. за 2014 год, в результате выполнения работ по содержанию и текущему ремонту МКД в объемах, меньших планово-нормативного расхода согласно расчету бюджетной субсидии, являющемуся приложением к договорам на предоставление субсидий из бюджета города Москвы.
По результатам данной проверки составлен АКТ проверки N 148/03 от 18.08.2015 о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Главконтролем выдано предписание ГКУ "Дирекция ЖКХиБ СЗАО" N П-43/03 ДСП от 21.09.2015 устранить выявленные нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; принять предусмотренные законодательством Российской Федерации исчерпывающие меры к возмещению причиненного указанными нарушениями ущерба городу Москве в сумме 5 556 494 рублей.
Указав, что денежные средства не были возвращены ЖСК "Митино-2" в бюджет города Москвы, ГКУ г. Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Северо-Западного административного округа города Москвы" обратилось в суд с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с определением, данным в статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, под нецелевым использования бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В разделе 4 договоров сторонами предусмотрено, что при обнаружении одной из сторон договора или органом, уполномоченным проверять правильность расходования бюджетных средств, ошибок в расчетах, сумма, подлежащая перечислению в соответствии с п. 4.1 договора (согласован общий размер субсидий за год, в том числе отдельно по каждому кварталу), подлежит уточнению в квартале, следующем за отчетным.
При этом истцом в адрес ответчика не направлялись какие-либо возражения относительно предоставляемых ответчиком отчетов за спорные периоды.
Права, предусмотренные п. 2.1.2 и 2.1.3 Договоров, истцом не реализовывались.
Истец, как получатель бюджетных средств, в качестве основания для взыскания с ответчика суммы полученных бюджетных субсидий, ссылается на акт проверки N 148/03 от 18.08.2015 о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации.
Между тем, согласно данному акту проверка соблюдения условий предоставления субсидий ответчику проводилась в отношении истца, а сам акт составлялся в отсутствие ответчика.
Следует также отметить, что ЖСК "Митино-2" не является получателем бюджетных средств, применительно к ст. 6 БК РФ, поскольку указанные денежные средства передавались ему на основании гражданско-правовой сделки.
Иных доказательств, свидетельствующих о нарушении условий договоров, истцом не представлено, в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исходя из изложенного судом первой инстанции с учетом указаний кассационной инстанции, являющихся обязательными, дана надлежащая оценка обстоятельствам дела и у судебной коллегии не имеется оснований для их переоценки.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, суд,

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.04.2017 по делу N А40-238159/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
А.М.ЕЛОЕВ

Судьи
Н.В.ЮРКОВА
Л.А.ЯРЕМЧУК




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)