Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2016 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Рязановым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10187/2016) товарищества собственников недвижимости "СК-6" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 28.06.2016 по делу N А70-3749/2016 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению товарищества собственников недвижимости "СК-6" (ОГРН 1157232010726, ИНН 7203337203) к Государственной жилищной инспекции по Тюменской области (ОГРН 1057200714988, ИНН 7204091062) об оспаривании предписания N ТО-08-11 от 16.02.2016,
при участии в судебном заседании представителей:
- от товарищества собственников недвижимости "СК-6" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
- от Государственной жилищной инспекции по Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;
Товарищество собственников недвижимости "СК-6" (далее - заявитель, Товарищество, ТСН "СК-6", управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Тюменской области (далее - Инспекция, административный орган) о признании недействительным предписания N ТО-08-11 от 16.02.2016.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 28.06.2016 по делу N А70-3749/2016 Товариществу отказано в удовлетворении требований ввиду законности оспариваемого предписания.
Не согласившись с указанным судебным актом, ТСН "СК-6" обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 28.06.2016 по делу N А70-3749/2016 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований, ссылаясь на недоказанность незаконности действий Товарищества по расчету платы за коммунальные услуги, исходя из трех проживающих в квартире N <...> многоквартирного дома по ул. Софьи Ковалевской, 6 в г. Тюмени.
Инспекция в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Товарищество и Инспекция, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
На основании приказа начальника Инспекции N 01-16-0045/16 от 25.01.2016 в отношении Товарищества была проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проведенной проверки Инспекцией было установлено нарушение Товариществом порядка определения размера платы за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению.
В частности, Инспекцией установлено нарушение Товариществом пунктов 42, 56, 56 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В ходе проверки установлено, что Товарищество с декабря 2015 года производит определение размера платы за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению из нормативов потребления коммунальных услуг и троих проживающих в квартире <...> многоквартирного дома по ул. Софьи Ковалевской, 6 в г. Тюмени. При этом, Товариществом нарушен порядок установления количества временно проживающих в указанной квартире, поскольку акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении от 30.03.2015, в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, не направлялся; заявление от собственника квартиры или постоянно проживающих в квартире N <...> потребителей в Товарищество не поступало.
По итогам проверки Инспекцией составлен Акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица N ТО-08-25 от 16.02.2016.
16.02.20.15 Товариществу выдано Предписание от 16.02.2016 N ТО-08-11 об устранении нарушений законодательства, со сроком исполнения до 01.04.2016.
Согласно выданному предписанию заявителю необходимо привести порядок определения размера платы за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, а также произвести соответствующий перерасчет за данные коммунальные услуги с декабря 2015 года.
Посчитав вынесенное Инспекцией предписание от 16.02.2016 N ТО-08-11 об устранении нарушений законодательства незаконным, Общество обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 28.06.2016 по делу N А70-3749/2016 Товариществу отказано в удовлетворении требований.
Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязательным условием выдачи предписания, является установленный в ходе проверки факт нарушения со стороны проверяемого лица. При этом выданное предписание об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
Как было указано ранее, в оспариваемом предписании заявителю указано на необходимость привести порядок определения размера платы за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также произвести соответствующий перерасчет за данные коммунальные услуги с декабря 2015 года.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном порядке.
С 01.09.2012 порядок расчета размера платы за коммунальные услуги определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Как следует из материалов дела, Товарищество является исполнителем по предоставлению коммунальных услуг потребителям дома N 6 по ул. Софьи Ковалевской в г. Тюмени.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 Приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги с учетом количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
Согласно пункту 56 (1) Правил N 354 в случае, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией.
В этом акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей. В случае если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю).
Указанный акт в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, рассчитывается исполнителем пропорционально количеству прожитых такими потребителями дней и оплачивается постоянно проживающим потребителем. Расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, прекращается со дня, следующего за днем окончания срока проживания таких потребителей в жилом помещении, который указан в заявлении собственника или постоянно проживающего потребителя о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями, но не ранее даты получения такого заявления исполнителем (подпункт "б" пункта 57 Правил N 354).
В силу пункта 58 Правил N 354, количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления, указанного в подпункте "б" пункта 57 Правил, и (или) на основании составленного уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Иной порядок установления количества временно проживающих граждан в целях начисления потребителю платы за соответствующий вид коммунальной услуги действующим законодательством не предусмотрен.
Таким образом, основанием для начисления платы за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, являются заявление собственника (постоянно проживающего в нем потребителя) о пользовании жилым помещением временно проживающими в нем потребителями и (или) составленный уполномоченным органом протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Иными обстоятельствами факт проживания потребителей коммунальных услуг подтверждаться не может.
Материалами дела подтверждается факт начисления и предъявления к оплате собственнику квартиры <...> дома N 6 по ул. Софьи Ковалевской в г. Тюмени платы за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению с декабря 2015 года в объеме, исчисленном из расчета на трех проживающих в квартире граждан. Количество проживающих в квартире граждан определено Товариществом на основании акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении от 30.03.2015 (л.д. 32), составленного Товариществом при отсутствии собственника квартиры N <...>.
Из материалов дела следует, что указанный Акт собственнику квартиры не вручался, в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, данный акт не направлен; протокол об административном правонарушении уполномоченными органами не составлялся.
Заявление собственника жилого помещения (квартиры N <...>), предусмотренное подпунктом "б" пункта 57 Правил N 354, в адрес Товарищества не поступало.
Поскольку Правилами N 354 установлен порядок фиксации лиц, временно проживающих в жилом помещении с целью начисления коммунальных расходов, наличие оснований для начисления платы должно быть подтверждено доказательствами, предусмотренными пунктом 58 Правил N 354.
Правилами N 354 не предусмотрены положения, которые позволяли бы исполнителю самостоятельно устанавливать количество фактически проживающих временных жильцов путем составления акта.
Следовательно, акт от 30.03.2015 не является достаточным основанием для начисления платы за коммунальные услуги, исходя из указанного в нем количества проживающих граждан.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции сделан правильный вывод о недоказанности Товариществом правовых оснований для перерасчета платы собственнику квартиры N <...>.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются, как противоречащие процитированным выше нормам права.
При таких обстоятельствах, основания для признания оспариваемого предписания незаконным отсутствуют.
Судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на Товарищество.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Товариществу надлежит возвратить из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 109 от 11.07.2016.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "СК-6" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 28.06.2016 по делу N А70-3749/2016 - без изменения.
Возвратить товариществу собственников недвижимости "СК-6" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 109 от 11.07.2016.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.09.2016 N 08АП-10187/2016 ПО ДЕЛУ N А70-3749/2016
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2016 г. N 08АП-10187/2016
Дело N А70-3749/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2016 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Рязановым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10187/2016) товарищества собственников недвижимости "СК-6" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 28.06.2016 по делу N А70-3749/2016 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению товарищества собственников недвижимости "СК-6" (ОГРН 1157232010726, ИНН 7203337203) к Государственной жилищной инспекции по Тюменской области (ОГРН 1057200714988, ИНН 7204091062) об оспаривании предписания N ТО-08-11 от 16.02.2016,
при участии в судебном заседании представителей:
- от товарищества собственников недвижимости "СК-6" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
- от Государственной жилищной инспекции по Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;
- установил:
Товарищество собственников недвижимости "СК-6" (далее - заявитель, Товарищество, ТСН "СК-6", управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Тюменской области (далее - Инспекция, административный орган) о признании недействительным предписания N ТО-08-11 от 16.02.2016.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 28.06.2016 по делу N А70-3749/2016 Товариществу отказано в удовлетворении требований ввиду законности оспариваемого предписания.
Не согласившись с указанным судебным актом, ТСН "СК-6" обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 28.06.2016 по делу N А70-3749/2016 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований, ссылаясь на недоказанность незаконности действий Товарищества по расчету платы за коммунальные услуги, исходя из трех проживающих в квартире N <...> многоквартирного дома по ул. Софьи Ковалевской, 6 в г. Тюмени.
Инспекция в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Товарищество и Инспекция, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
На основании приказа начальника Инспекции N 01-16-0045/16 от 25.01.2016 в отношении Товарищества была проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проведенной проверки Инспекцией было установлено нарушение Товариществом порядка определения размера платы за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению.
В частности, Инспекцией установлено нарушение Товариществом пунктов 42, 56, 56 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В ходе проверки установлено, что Товарищество с декабря 2015 года производит определение размера платы за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению из нормативов потребления коммунальных услуг и троих проживающих в квартире <...> многоквартирного дома по ул. Софьи Ковалевской, 6 в г. Тюмени. При этом, Товариществом нарушен порядок установления количества временно проживающих в указанной квартире, поскольку акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении от 30.03.2015, в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, не направлялся; заявление от собственника квартиры или постоянно проживающих в квартире N <...> потребителей в Товарищество не поступало.
По итогам проверки Инспекцией составлен Акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица N ТО-08-25 от 16.02.2016.
16.02.20.15 Товариществу выдано Предписание от 16.02.2016 N ТО-08-11 об устранении нарушений законодательства, со сроком исполнения до 01.04.2016.
Согласно выданному предписанию заявителю необходимо привести порядок определения размера платы за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, а также произвести соответствующий перерасчет за данные коммунальные услуги с декабря 2015 года.
Посчитав вынесенное Инспекцией предписание от 16.02.2016 N ТО-08-11 об устранении нарушений законодательства незаконным, Общество обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 28.06.2016 по делу N А70-3749/2016 Товариществу отказано в удовлетворении требований.
Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязательным условием выдачи предписания, является установленный в ходе проверки факт нарушения со стороны проверяемого лица. При этом выданное предписание об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
Как было указано ранее, в оспариваемом предписании заявителю указано на необходимость привести порядок определения размера платы за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также произвести соответствующий перерасчет за данные коммунальные услуги с декабря 2015 года.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном порядке.
С 01.09.2012 порядок расчета размера платы за коммунальные услуги определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Как следует из материалов дела, Товарищество является исполнителем по предоставлению коммунальных услуг потребителям дома N 6 по ул. Софьи Ковалевской в г. Тюмени.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 Приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги с учетом количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
Согласно пункту 56 (1) Правил N 354 в случае, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией.
В этом акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей. В случае если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю).
Указанный акт в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, рассчитывается исполнителем пропорционально количеству прожитых такими потребителями дней и оплачивается постоянно проживающим потребителем. Расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, прекращается со дня, следующего за днем окончания срока проживания таких потребителей в жилом помещении, который указан в заявлении собственника или постоянно проживающего потребителя о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями, но не ранее даты получения такого заявления исполнителем (подпункт "б" пункта 57 Правил N 354).
В силу пункта 58 Правил N 354, количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления, указанного в подпункте "б" пункта 57 Правил, и (или) на основании составленного уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Иной порядок установления количества временно проживающих граждан в целях начисления потребителю платы за соответствующий вид коммунальной услуги действующим законодательством не предусмотрен.
Таким образом, основанием для начисления платы за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, являются заявление собственника (постоянно проживающего в нем потребителя) о пользовании жилым помещением временно проживающими в нем потребителями и (или) составленный уполномоченным органом протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Иными обстоятельствами факт проживания потребителей коммунальных услуг подтверждаться не может.
Материалами дела подтверждается факт начисления и предъявления к оплате собственнику квартиры <...> дома N 6 по ул. Софьи Ковалевской в г. Тюмени платы за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению с декабря 2015 года в объеме, исчисленном из расчета на трех проживающих в квартире граждан. Количество проживающих в квартире граждан определено Товариществом на основании акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении от 30.03.2015 (л.д. 32), составленного Товариществом при отсутствии собственника квартиры N <...>.
Из материалов дела следует, что указанный Акт собственнику квартиры не вручался, в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, данный акт не направлен; протокол об административном правонарушении уполномоченными органами не составлялся.
Заявление собственника жилого помещения (квартиры N <...>), предусмотренное подпунктом "б" пункта 57 Правил N 354, в адрес Товарищества не поступало.
Поскольку Правилами N 354 установлен порядок фиксации лиц, временно проживающих в жилом помещении с целью начисления коммунальных расходов, наличие оснований для начисления платы должно быть подтверждено доказательствами, предусмотренными пунктом 58 Правил N 354.
Правилами N 354 не предусмотрены положения, которые позволяли бы исполнителю самостоятельно устанавливать количество фактически проживающих временных жильцов путем составления акта.
Следовательно, акт от 30.03.2015 не является достаточным основанием для начисления платы за коммунальные услуги, исходя из указанного в нем количества проживающих граждан.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции сделан правильный вывод о недоказанности Товариществом правовых оснований для перерасчета платы собственнику квартиры N <...>.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются, как противоречащие процитированным выше нормам права.
При таких обстоятельствах, основания для признания оспариваемого предписания незаконным отсутствуют.
Судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на Товарищество.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Товариществу надлежит возвратить из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 109 от 11.07.2016.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "СК-6" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 28.06.2016 по делу N А70-3749/2016 - без изменения.
Возвратить товариществу собственников недвижимости "СК-6" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 109 от 11.07.2016.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ
А.Н.ЛОТОВ
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
Н.А.ШИНДЛЕР
Л.А.ЗОЛОТОВА
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)