Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., изучив кассационную жалобу Г. по доверенности *** А.Б., поступившую в кассационную инстанцию Московского городского суда *** г., на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от *** г. по административному делу по административному иску Г. к Департаменту городского имущества города Москвы о признании решения незаконным,
Г. обратился в суд с административным иском об оспаривании распоряжения Департамента городского имущества г. Москвы от *** г. N ***, ссылаясь на то, что оно не мотивировано и не основано на нормах права, нарушает права административного истца как собственника данного помещения. Требования мотивированы тем, что на основании договора купли-продажи от *** г. за Г. на праве собственности было зарегистрировано жилое помещение, общей площадью *** кв. м, расположенное по адресу: ***, которому присвоен кадастровый (условный) номер ***. Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от *** г. N ***, принадлежащее Г. жилое помещение переведено в нежилое в соответствии с заявлением собственника для использования в качестве офиса. *** г. Департаментом городского имущества г. Москвы издано распоряжение N *** о внесении изменений в распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от *** г. N ***, которым отменен пункт 15 распоряжения, касающийся решения о переводе принадлежащего Г. жилого помещения в нежилое и согласования соответствующих видов работ.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от *** г. постановлено:
Признать незаконным распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от *** г. N *** о внесении изменений в распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от *** г. N ***.
Взыскать с Департамента городского имущества г. Москвы в пользу Г. 300 руб. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины,
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от *** г. решение Пресненского районного суда г. Москвы от *** г. отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе представитель заявителя ставит вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).
Таких нарушений судебной коллегией допущено не было.
Судом установлено, что распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от *** г. N *** принадлежащее Г. жилое помещение по адресу: г. Москва, Северный бульвар, д. 3, кв. 2 переведено в нежилое помещение в соответствии с заявлением собственника для использования в качестве офиса.
*** г. Департаментом городского имущества г. Москвы издано распоряжение N *** о внесении изменений в распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от *** г. N ***, которым отменен пункт 15 распоряжения, касающийся решения о переводе принадлежащего Г. жилого помещения в нежилое и согласования соответствующих видов работ.
Как указано в оспариваемом распоряжении основанием для его принятия послужило нарушение порядка принятия решения о переводе жилого помещения в нежилое в части непредоставления документов, подтверждающих факт проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по согласованию передачи части общего имущества дома для организации работ по переустройству и перепланировке помещений, а также обращения собственников многоквартирного дома с жалобами.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством принудительное прекращение права на перевод жилого помещение в нежилое путем издания нормативного акта об отмене ранее принятого акта, являющегося основанием для возникновения гражданских прав, не предусмотрено, принимая во внимание, что Департаментом городского имущества г. Москвы не указаны правовые основания, в силу которых отменен ранее принятый ненормативный правовой акт.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для принятия оспариваемого распоряжения не согласилась по следующим основаниям.
Положения ч. 3 ст. 36 и ч. 2 ст. 40 ЖК РФ прямо предусматривают необходимость получения согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме в случаях, когда реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества или когда уменьшается размер общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции.
В отношении рассматриваемой квартиры Акт о завершенном переустройстве и перепланировке жилого (нежилого) помещения не оформлялся. Вопрос о переводе квартиры N 2 в указанном доме в нежилой фонд в настоящее время не разрешен.
Данные законоположения призваны, с учетом предназначения общего имущества в многоквартирном доме, обеспечить защиту прав и законных интересов всех собственников помещений в этом доме, в связи с чем административным ответчиком было принято решение об отмене ранее изданного Департаментом жилищной политики и жилищного фонда распоряжения от *** г. N *** в части перевода принадлежащего административному истцу жилого помещения по адресу: *** в нежилое помещение.
Представленные в материалы дела доказательства позволяют сделать вывод о том, что работы по перепланировке нежилого помещения, принадлежащего заявителю, связаны с передачей части общего имущества многоквартирного дома, однако в нарушение указанных норм права Г. не было представлено решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о передаче в пользование части общего имущества.
Согласно проекту перепланировки и переустройства предусмотрено изменение архитектурного облика многоквартирного дома, устройство входной группы, демонтаж подоконной зоны с установкой дверного блока, устройство наружного тамбура с остеклением, площадки и лестницы, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
Что касается вопроса о соблюдении порядка принятия оспариваемого решения, судебной коллегией отмечено следующее.
Систему органов исполнительной власти города Москвы образуют Правительство Москвы, а также подведомственные Правительству Москвы отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти города Москвы. Отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти города Москвы являются департаменты, комитеты, главные управления, управления и инспекции. Департаментом является отраслевой или функциональный орган исполнительной власти города Москвы, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в приоритетных для города Москвы областях деятельности (статья 3 Закона г. Москвы от 20.12.2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы").
В Перечень органов исполнительной власти города Москвы, утвержденный Указом Мэра Москвы от 19.07.2007 г. N 44-УМ, входит Департамент городского имущества города Москвы.
Постановлением Правительства г. Москвы от 20.02.2013 г. N 99-ПП утверждено Положение о Департаменте городского имущества города Москвы (далее - Положение), в соответствии с которым Департамент является функциональным органом исполнительной власти г. Москвы, осуществляющим, в том числе, функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом г. Москвы, в том числе жилыми помещениями, земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы.
Департамент городского имущества города Москвы при осуществлении полномочий, предусмотренных пунктами 4.2.50 - 4.2.67, 4.2.73 приложения 1 к постановлению Правительства г. Москвы от 20.02.2013 г. N 99-ПП, наделен правом изменять и/или отменять решения, принятые отраслевыми, функциональными органами исполнительной власти города Москвы либо территориальными органами исполнительной власти города Москвы (пункт 1 Положения).
На основании и во исполнение федерального законодательства, Устава города Москвы, законов города Москвы, правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы Департамент принимает решения о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения (пункт 4.2.73 Положения).
С 20.11.2014 г. согласно п. 15 постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 г. N 99-ПП, Департамент городского имущества города Москвы является правопреемником по всем правам и обязанностям Департамента жилищной политики.
При таких данных реализация Департаментом городского имущества г. Москвы своих полномочий в отношении отмены решения, принятого отраслевыми, функциональным органом исполнительной власти города Москвы соответствовала охраняемым законом целям, поскольку была обусловлена необходимостью дополнительной проверки обстоятельств перевода жилого помещения по адресу: *** в нежилое помещение.
С учетом изложенного у суда отсутствовали правовые основания для признания незаконным распоряжения Департамента городского имущества г. Москвы от *** г. N *** о внесении изменений в распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от *** г. N ***, поскольку права административного истца нельзя считать нарушенными при отсутствии бесспорных доказательств законности перевода жилого помещения в нежилое.
Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу о том, что решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Выводы судебной коллегии являются верными, в апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения суда апелляционной инстанции, которым дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание обоснованности выводов судебной коллегии, ошибочное толкование норм права, и не могут служить предусмотренными ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановления.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит, следовательно, основания для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 323, 324 КАС РФ,
в передаче кассационной жалобы Г. по доверенности *** А.Б. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от *** г. по административному делу по административному иску Г. к Департаменту городского имущества города Москвы о признании решения незаконным - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 23.09.2016 N 4ГА-11212/2016
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 сентября 2016 г. N 4га/5-11212/2016
Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., изучив кассационную жалобу Г. по доверенности *** А.Б., поступившую в кассационную инстанцию Московского городского суда *** г., на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от *** г. по административному делу по административному иску Г. к Департаменту городского имущества города Москвы о признании решения незаконным,
установил:
Г. обратился в суд с административным иском об оспаривании распоряжения Департамента городского имущества г. Москвы от *** г. N ***, ссылаясь на то, что оно не мотивировано и не основано на нормах права, нарушает права административного истца как собственника данного помещения. Требования мотивированы тем, что на основании договора купли-продажи от *** г. за Г. на праве собственности было зарегистрировано жилое помещение, общей площадью *** кв. м, расположенное по адресу: ***, которому присвоен кадастровый (условный) номер ***. Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от *** г. N ***, принадлежащее Г. жилое помещение переведено в нежилое в соответствии с заявлением собственника для использования в качестве офиса. *** г. Департаментом городского имущества г. Москвы издано распоряжение N *** о внесении изменений в распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от *** г. N ***, которым отменен пункт 15 распоряжения, касающийся решения о переводе принадлежащего Г. жилого помещения в нежилое и согласования соответствующих видов работ.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от *** г. постановлено:
Признать незаконным распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от *** г. N *** о внесении изменений в распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от *** г. N ***.
Взыскать с Департамента городского имущества г. Москвы в пользу Г. 300 руб. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины,
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от *** г. решение Пресненского районного суда г. Москвы от *** г. отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе представитель заявителя ставит вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).
Таких нарушений судебной коллегией допущено не было.
Судом установлено, что распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от *** г. N *** принадлежащее Г. жилое помещение по адресу: г. Москва, Северный бульвар, д. 3, кв. 2 переведено в нежилое помещение в соответствии с заявлением собственника для использования в качестве офиса.
*** г. Департаментом городского имущества г. Москвы издано распоряжение N *** о внесении изменений в распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от *** г. N ***, которым отменен пункт 15 распоряжения, касающийся решения о переводе принадлежащего Г. жилого помещения в нежилое и согласования соответствующих видов работ.
Как указано в оспариваемом распоряжении основанием для его принятия послужило нарушение порядка принятия решения о переводе жилого помещения в нежилое в части непредоставления документов, подтверждающих факт проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по согласованию передачи части общего имущества дома для организации работ по переустройству и перепланировке помещений, а также обращения собственников многоквартирного дома с жалобами.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством принудительное прекращение права на перевод жилого помещение в нежилое путем издания нормативного акта об отмене ранее принятого акта, являющегося основанием для возникновения гражданских прав, не предусмотрено, принимая во внимание, что Департаментом городского имущества г. Москвы не указаны правовые основания, в силу которых отменен ранее принятый ненормативный правовой акт.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для принятия оспариваемого распоряжения не согласилась по следующим основаниям.
Положения ч. 3 ст. 36 и ч. 2 ст. 40 ЖК РФ прямо предусматривают необходимость получения согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме в случаях, когда реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества или когда уменьшается размер общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции.
В отношении рассматриваемой квартиры Акт о завершенном переустройстве и перепланировке жилого (нежилого) помещения не оформлялся. Вопрос о переводе квартиры N 2 в указанном доме в нежилой фонд в настоящее время не разрешен.
Данные законоположения призваны, с учетом предназначения общего имущества в многоквартирном доме, обеспечить защиту прав и законных интересов всех собственников помещений в этом доме, в связи с чем административным ответчиком было принято решение об отмене ранее изданного Департаментом жилищной политики и жилищного фонда распоряжения от *** г. N *** в части перевода принадлежащего административному истцу жилого помещения по адресу: *** в нежилое помещение.
Представленные в материалы дела доказательства позволяют сделать вывод о том, что работы по перепланировке нежилого помещения, принадлежащего заявителю, связаны с передачей части общего имущества многоквартирного дома, однако в нарушение указанных норм права Г. не было представлено решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о передаче в пользование части общего имущества.
Согласно проекту перепланировки и переустройства предусмотрено изменение архитектурного облика многоквартирного дома, устройство входной группы, демонтаж подоконной зоны с установкой дверного блока, устройство наружного тамбура с остеклением, площадки и лестницы, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
Что касается вопроса о соблюдении порядка принятия оспариваемого решения, судебной коллегией отмечено следующее.
Систему органов исполнительной власти города Москвы образуют Правительство Москвы, а также подведомственные Правительству Москвы отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти города Москвы. Отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти города Москвы являются департаменты, комитеты, главные управления, управления и инспекции. Департаментом является отраслевой или функциональный орган исполнительной власти города Москвы, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в приоритетных для города Москвы областях деятельности (статья 3 Закона г. Москвы от 20.12.2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы").
В Перечень органов исполнительной власти города Москвы, утвержденный Указом Мэра Москвы от 19.07.2007 г. N 44-УМ, входит Департамент городского имущества города Москвы.
Постановлением Правительства г. Москвы от 20.02.2013 г. N 99-ПП утверждено Положение о Департаменте городского имущества города Москвы (далее - Положение), в соответствии с которым Департамент является функциональным органом исполнительной власти г. Москвы, осуществляющим, в том числе, функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом г. Москвы, в том числе жилыми помещениями, земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы.
Департамент городского имущества города Москвы при осуществлении полномочий, предусмотренных пунктами 4.2.50 - 4.2.67, 4.2.73 приложения 1 к постановлению Правительства г. Москвы от 20.02.2013 г. N 99-ПП, наделен правом изменять и/или отменять решения, принятые отраслевыми, функциональными органами исполнительной власти города Москвы либо территориальными органами исполнительной власти города Москвы (пункт 1 Положения).
На основании и во исполнение федерального законодательства, Устава города Москвы, законов города Москвы, правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы Департамент принимает решения о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения (пункт 4.2.73 Положения).
С 20.11.2014 г. согласно п. 15 постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 г. N 99-ПП, Департамент городского имущества города Москвы является правопреемником по всем правам и обязанностям Департамента жилищной политики.
При таких данных реализация Департаментом городского имущества г. Москвы своих полномочий в отношении отмены решения, принятого отраслевыми, функциональным органом исполнительной власти города Москвы соответствовала охраняемым законом целям, поскольку была обусловлена необходимостью дополнительной проверки обстоятельств перевода жилого помещения по адресу: *** в нежилое помещение.
С учетом изложенного у суда отсутствовали правовые основания для признания незаконным распоряжения Департамента городского имущества г. Москвы от *** г. N *** о внесении изменений в распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от *** г. N ***, поскольку права административного истца нельзя считать нарушенными при отсутствии бесспорных доказательств законности перевода жилого помещения в нежилое.
Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу о том, что решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Выводы судебной коллегии являются верными, в апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения суда апелляционной инстанции, которым дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание обоснованности выводов судебной коллегии, ошибочное толкование норм права, и не могут служить предусмотренными ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановления.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит, следовательно, основания для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 323, 324 КАС РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Г. по доверенности *** А.Б. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от *** г. по административному делу по административному иску Г. к Департаменту городского имущества города Москвы о признании решения незаконным - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья
Московского городского суда
Э.А.МАГЖАНОВА
Московского городского суда
Э.А.МАГЖАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)